Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность

Развитие творческих способностей

и мелкой моторики рук детей в процессе художественного труда

Ульянова С.В.,

воспитатель логопедической группы МБДОУ№ 9 «Чебурашка», Южно-Сахалинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития творчества детей и мелкой моторики рук через разные виды художественного труда.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества - это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. И все эти «само», конечно, немыслимы без творческой активности, которые развивают чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Художественный труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованная художественная деятельность в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Художественный труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Процесс развития ребенка, в значительной степени - процесс развития движения. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно, вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующих меньшей затраты сил путь.

В процессе художественного труда дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.

Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи; должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели, при этом учитывая особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

Работая в данном направлении, я ставлю перед собой следующие задачи:

1. развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;

2. развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей,

3.развитие мелкой моторики рук и координации движений;

4. воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.

6. Расширение знаний детей и родителей о разных видах ручного труда

7. Активизация родительского интереса к творчеству, привлечение к совместной деятельности с детьми ручным трудом, участие в выставках и конкурсах.

Использование тематического принципа построения процесса работы позволяет варьировать его в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма работы помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество тем, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить работу из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели - развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами.

В течении нескольких лет я уделяю большое внимание ручному труду, используя работу с бросовым материалом, нитками, крупой, тестом, природным материалом и папье-маше.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетический вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить

ребенку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Данная система работы предусматривает наличие в развивающей среде группы места для ручного труда, создание выставочного стенда для демонстрации результатов деятельности детей, использование сделанных игрушек и поделок в театральной и игровой деятельности.

Таким образом, в процессе художественного труда ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.

Итак, художественный труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.): «...Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».

Литература

Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В.Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -2001 - с.34.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика - Синтез, 2005;

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4 -7лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2008;

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1972.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984

Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, но в последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.

Изодеятельность хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Целью работы является развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.

Я поставила перед собой следующие задачи:

ü Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

ü Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

ü Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

ü Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами.

ü Развивать способности координированной работу рук со зрительным восприятием.

ü Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.

ü Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально

В нашей группе развитию мелкой моторики изначально уделяется много внимания, такая работа ведется, начиная с группы младшего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Средний и старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи, мышления и памяти. С детьми средней группы мной вёлся кружок по изодеятельности «Радуга», на котором дети овладевали различными техниками нетрадиционного рисования. Учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети знакомились с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учились на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Были поставлены следующие задачи:

1) Познакомить детей с разнообразным изобразительным материалом, различными способами изображения: с техникой печати, рисованием подручными средствами и т.д.

2) Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений.

3) Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.

4) Формировать композиционные умения.

5) Воспитывать у детей к изобразительной деятельности, стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Занятия проводились 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляло 20-25 минут. Деятельность носила развивающий творческий характер и, как правило, проходило в игровой форме.

Работу проводила поэтапно:

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делилась на:

ü Совместную деятельность воспитателя с детьми, когда проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий.

ü Самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности. Сначала с детьми использовались техники, которыми овладели дети ранее, в младшей группе:

ü рисование пальчиками;

ü рисование ладошками.

В средней группе проводилось овладение следующими техниками:

ü тычок жесткой полусухой кистью.

ü печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

ü Подходит для создания фона;

ü печать пробками;

ü восковые мелки + акварель;

ü свеча + акварель;

ü отпечатки листьев;

ü оттиск печатками из картофеля;

ü рисование ватными палочками;

ü волшебные веревочки.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы. Позже был сделан анализ, в котором выявлено:

1. Степень освоения ребёнком задач по разделу художественная деятельность, выявлены высокий, средний и низкий уровни.

2. Скомплектованы подгруппы по уровню развития (высокий, средний, низкий).

3. Запланирована работа с каждой подгруппой.

4. Проинформированы родители в индивидуальных беседах о результатах обследования.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье, были подготовлены выставки детских рисунков для родителей. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год - для того, чтобы добиться достаточной точности в нетрадиционной техники изодеятельности нужно обратить больше внимания на индивидуальную работу с детьми со средним уровнем. Было рекомендовано родителям заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

А в старшем дошкольном возрасте планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:

· обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;

· рисование по опорным точкам;

· песком;

· рисование мыльными пузырями;

· рисование мятой бумагой;

· кляксография с трубочкой;

· монотипия пейзажная и предметная - на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера;

· печать по трафарету;

· расчёсывание краски;

· рисование нитками;

· рисование солью;

· батик (рисование по ткани)

· набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

· кляксография обычная - на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка предают какое-либо очертание, создают образ;

· пластилинография.

Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используются альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.Раскрашивание предполагает несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка, который я использую в своей практике – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнения в прописях.

Такая систематическая работа позволяет ориентироваться на следующие результаты:

ü Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

ü Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

ü Повышение уровня развития творческих способностей.

ü Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.

ü Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

ü Эффективное развитие воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.

ü Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

ü Самовыражение, как личности, то есть отображение своего эмоционального и фантазийного мира.

Рисование с использованием различных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Итогом системной работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются изобразительные навыки, происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети демонстрируют умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается уровень развития речи детей. Работа активизирует познавательно-речевые и художественные способности детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.

«Выступление на районном семинаре-практикуме «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» ...»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевский центр образования № 1» муниципального образования

Киреевский район

(МКОУ «Киреевский центр образования № 1»)

(дошкольное образование)

Выступление

на районном семинаре-практикуме

«Художественное творчество как средство

развития мелкой моторики рук у детей дошкольного

возраста»

Воспитатель

Заровская Е.В.

2015-2016 учебный год

Художественное творчество – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребенка, начиная с раннего возраста.

Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, некоторые дети только первый год посещали детский сад, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала тему: «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это непросто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.



Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Моя цель, это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.

Задачи:

Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности, формировать положительный настрой на занятиях. Формировать зрительнодвигательную координацию и ловкость пальцев.

Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию.

Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук у детей.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста используем разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, с разными видами круп.

Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей.

Художественные средства для развития мелкой моторики: пластилин, соленое тесто, крупы, природный материал, бумага, салфетки, бисер, пуговицы, вата, нитки, бросовый материал.

В лепке, пластилинографии отрабатываем разнообразные приемы:

раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем, сглаживания.

Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика и другое.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует и что его огорчает.

Много внимания уделяем нетрадиционному рисованию и аппликации.

Нетрадиционное рисование и аппликация - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д. В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне.

Можно рисовать на снегу, на крупе.

Применяем на практике нетрадиционные виды аппликаций:

аппликация из ватных дисков, ниток, ваты, ткани, аппликация из цветной соли, цветного риса.

Воспитательная ценность нетрадиционной аппликации:

*Сенсорное (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

*Умственное (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке);

*Речевое (расширение активного и пассивного словаря детей, умение общаться, договариваться между собой);

*Нравственное (развивать аккуратность и усидчивость, самостоятельность);

*Физическое (развивается глазомер, координация движения рук).

Самая увлекательная аппликация - это обрывная и мозаичная аппликация, аппликация из салфеток.

Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе. Для развития рук желательно давать детям не только произвольное обрывание, но и обрывание по контуру.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает и салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работая с детьми трехлетнего возраста, постепенно ввели в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией.

Салфеточная техника имеет свои плюсы: выполняется легко, выглядит эффектно. Бумажные салфетки - с одной стороны очень простой, а с другой стороны - необычный материал для детского творчества.

Во-первых, салфетка - намного мягче, чем простая или цветная бумага, а это означает, что она легко может принять форму, которую ей придаёт ребенок.

Во-вторых, в работе можно использовать не только прием сминания кусочков салфетки в комочки и заполнение ими контура, но и прием скручивания (например, в тонкие жгутики), и прием отрывания.

И в-третьих, разнообразная цветовая гамма и фактура бумаги и салфеток позволяет ребенку творить, выдумывать и реализовывать свои замыслы.

Нетрадиционные виды аппликации дают возможность создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы:

Развивает уверенность в своих силах, побуждают к творческим поискам и решениям;

Реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Салфеточную аппликацию можно использовать и в непосредственно образовательной деятельности. Если, к примеру, лексическая тема «фрукты и ягоды», то можно изготовить вместе с детьми вот такие тарелочки.

Используя основные цвета салфеток. Это послужит развитию цветовосприятия, развитию мелкой моторики, а соответственно речи, закрепит лексическую тему «фрукты, ягоды».

Организовывала работу:

часть интегрированной непосредственной образовательной

Как деятельности,

Во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,

В свободной самостоятельной деятельности.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы и консультации.

Взаимодействие с родителями:

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Пополнение уголка творчества изобразительными материалами, бросовым материалом.

Консультации по развитию мелкой моторики рук

Мастер классы, семинары – практикумы, беседа с элементами практикума.

Оформление стенда «Наше творчество».

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Работы стали приобретать осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам художественной деятельности.

Поделки выполненные в нетрадиционной технике для детей – не только отличный способ провести время, но и возможность развиваться, создавая удивительные произведения и подарки своими руками.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Похожие работы:

«Библиотека сайта Знания-сила 1 ? Ричард Ф. ФЕЙНМАН ВЫ, КОНЕЧНО, ШУТИТЕ, МИСТЕР ФЕЙНМАН! Невероятные приключения Ричарда Ф. Фейнмана, рассказанные Ральфу Лейтону и подготовленные к изданию Эдвардом Хатчингсом “Surely You"re Joking, Mr. Feynman!” Adventures of a Curious Ch...»

«Известия высших учебных заведений. Поволжский регион УДК 80 М. С. Балашова МАСТЕРСТВО ИВЛИНА ВО-САТИРИКА В РОМАНЕ "ЕЛЕНА" Аннотация. Рассматривается сатирический пафос католического романа известного английского писателя Ивлина Во "Елена". Автор статьи анализирует образы сатир...»

«inslav Cодержание СТАТЬИ Суслов А.В. (Москва). Генрик Сенкевич и проекты лидеров польского национально-демократического движения на рубеже XIX–XX веков Шведова Н.В. (Москва). Темы любви и смерти в поэзии словацкого надреализма Карцева З.И. (Москва). Роман эпохи конца литературоцентризма (на м...»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Покровская основная общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

« Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук »

Воспитатель дошкольной

группы «Радуга»

Тесакова Елена Викторовна,

соответствие занимаемой должности

Покров, 2018 год.

1.Пояснительная записка

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Эта тема актуальна тем, что в современном мире наблюдается много детей с отклонениями в речевом и психа-физическом развитии. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста проводят много времени за просмотром телевизора, компьютерными играми и другими современными гаджетами.

Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности ребёнка.

Цель : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности.

Задачи :

Обучать ловкости в обращении с разными материалами, тренировать мышцы рук, по средствам активизации движения пальцев рук;

Формировать зрительно - двигательную координацию и ловкость пальцев;

Развивать память, внимание, творческое воображение, речь, познавательные процессы, фантазию;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Планируемые результаты .

Дети научатся:

Взаимодействию в группе;

Работать индивидуально и в коллективе;

Логически рассуждать;

Строить устные связанные высказывания.

Получат возможность научиться:

Тренировать мышцы рук;

Усидчивости, аккуратности, доброжелательности.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

2. Содержание работы по развитию мелкой моторики

В своей работе по развитию мелкой моторики я определила несколько направлений:

1-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью пристёжек, застёжек, шнурков.

По данному направлению организована работа с детьми с применением дидактических игр на развитие мелкой моторики типа «Шнуровок», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», которые преследуют определенную и конкретную цель в зависимости от названия.

Цель направления: развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; пространственного ориентирования, способствующего пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Задачи направления:

Формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

Способствовать развитию речи;

Развивать творческие способности.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

Демонстративные пособия: «Шнуровка», «Набор пуговиц», «Набор застёжек и пристёжек»;

Дидактические игры: «Шнуровка», «Застегни-расстегни», «Завяжи-развяжи», «Умелые ручки»;

При работе с пристёжками, застёжками и шнуровкой, мы учимся координировать движения мелких мышц пальцев и кистей рук, развивать мышление и сенсорные способности детей.

Результатом нашей работы являются умения застёгивать пуговицы на одежде, шнуровать свою обувь, завязывать узелки и бантики.

2-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью ниток.

Я использую систему работы по развитию мелкой моторики рук посредствам работы с нитью, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах, индивидуальной работе с детьми , самостоятельной и игровой деятельности, широко используется нить в экспериментальной деятельности.

Цель направления: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи направления:

Развивать умения производить точные движения пальцами рук;

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию;

Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду .

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

Созданы альбомы: «Коллекция ниток», «Коллекция тканей»;

Подобраны дидактические игры «Волшебные ниточки», «Разноцветные косички», «Собери по схеме»; «Укрась платье принцессы»

Проводятся опыты и эксперименты, с целью развить умение определять существенные признаки и свойства нитей (структуру, мягкость, не тонут, лёгкие и т. д.). Проводятся опыты по изготовлению нитей из ваты, овечьей шерсти «Сделай ниточку сам» , окрашивание нитей в разные цвета «Разноцветные ниточки» и др.

При работе с нитками, мы учимся определять признаки и свойства нити, наматывать на катушки, в клубочки, плести верёвочки и косички. Результатом нашей работы является изготовление поделок из нитей.

3-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью природного материала.

Работая с природным материалом , ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы , оберегать растения от бессмысленного уничтожения.

Данный материал всегда доступен , не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей . Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики , формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов , развитию памяти , мышлению и речи.

Цель направления: развитие мелкой моторики координации движений рук у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений с использованием природного материала .

Задачи направления:

Р азвивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Р азвивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Укрепить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения желаемого я использую следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Самостоятельная деятельность самих детей .

развивающая среда:

Ручные тренажеры из природного материала: грецкие орехи , косточки от персиков, шишки, каштаны;

Набор круп семян, сухих ягод, семечек, камешков;

Схемы-картинки;

Игры с крупой и семенами: «Золушка», «Приготовь обед и накорми» , «Отыщи пиратские сокровища на дне океана».

При работе с природным материалом, мы научились определять и распознавать на ощупь природный материал, координировать движения и точность рук и глаз при выполнении действий.

Результатом нашей работы является изготовление поделок из природного материала.

4-е направление. Развитие мелкой моторики с помощью работы с бумагой.

Занимаясь с бумагой, дети развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное, руки ребенка становятся более ловкими, что также сказывается на его развитии . Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста.

Эти занятия доставляют нашим детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствующий развитию творчества .

Цель направления: развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитание у детей терпения, усидчивости и фантазии.

Задачи направления :

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.), художественные способности и эстетический вкус;

Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.

По этому направлению мною была создана предметно – развивающая среда:

Коллекция видов бумаги;

Дидактические игры: «Солнышко», «Снежки», «Волшебная бумага», «Бумажное лото»;

Моделирование.

При работе с природным материалом, мы научились распознавать виды бумаги, цвет, форму, размер; работать в парах и группах, оценивать результат своих работ. Результатом нашей работы является изготовление поделок из бумаги: мозаики из рваной бумаги, аппликации, торцевание, объёмные поделки.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников и их возможности самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы ДОО учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа ДОО позволяет индивидуализировать сложные работы: детям старшего возраста будет интересна сложная конструкция, младшим можно предложить не сложные композиции.

В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления. Цель занятий – всестороннее интеллектуальное, трудовое и эстетическое развитие детей. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью.

3. Организация работы по развитию мелкой моторики

Работа по развитию мелкой моторики рук включается во все образовательные области.

Обучение, направлено на активизацию образного компонента мышления и выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности, которая развивается в ходе обучения, повышает адаптивные возможности ребёнка, его устойчивость к стрессам.

В процессе деятельности развивается чувствительность кисти рук, зрительно-двигательная координация, что также обходимо для подготовки ребенка к письму.

Создавая изделия, дети учатся следовать устным и зрительным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.

Если заниматься этой деятельностью эпизодически она не сможет дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

Фронтальные и подгрупповые занятия,

В индивидуальной работе,

В свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Диагностика развития мелкой моторики рук

На основании методик, проведённых с детьми дошкольного возраста (3-6 лет) мною было замечено, что при недостатках развития мелкой моторики рук дети:

Затрудняются провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);

Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры);

Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

В течение трёх лет (2014-2017) я проводила диагностику, с целью выявления уровня развития мелкой моторики через художественное творчество.

При этом я использовала следующие методики.

С группой детей 3-4 года:

-«Выполни по зрительному образцу»;

-«Выполнение по тактильному образцу с включением зрительного анализатора»;

-«Перенос позы с включением зрительного анализатора».

Оценка результата:

С группой 5 лет были проведены упражнения и задания:

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев;

2- блок. Упражнения «Дорисуй»;

3-блок. Работа с бумагой;

4-блок. Упражнения на координацию движений.

Оценка результата:

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

1 балл – ребенок справился с заданием.

Для детей 6 лет были использованы методики:

Методика «Нарисуй простой узор»;

Методика «Трудные виражи»;

Методика «Письмо развивающее глазомер».

Оценка результата:

0 баллов – ребенок не справился с заданием.

0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

1 балл – ребенок справился с заданием.

Наблюдения проводила в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).

Так как группа у меня разновозрастная, результаты наблюдения я могу обобщить на примере детей, которые сейчас уже учатся в 1 классе.

В 2014-2015 учебном году , я проводила диагностику среди детей 3-4 лет (Приложение 1.)

По результатам проводимой диагностики с детьми, были получены следующие результаты:

3-4 года

2014-2015 год

сентябрь

май

1-задание

50%

100%

2-задание

33%

83%

3-задание

83%

Вывод:

- в сентябре 2014-2015 учебного года (в начале года) , выполняя задания дети, затруднялись найти набор движений (перебирали пальцами, помогали другой рукой, ошибались). Неправильно располагали позу в пространстве, не могли воспроизвести позу зеркально, с трудом переключались на новую позу, повторяли предыдущие движения. Не смогли воспроизвести заданную позу на другой руке.

- в мае 2014-2015 учебного года, результаты улучшились, с первым заданием дети справились на 100%, со вторым и третьим заданием справились самостоятельно,допуская незначительные ошибки.

В 2015-2016 учебном году, с воспитанниками группы 5 лет были проведены упражнения и задания. (Приложение 2)

5 лет

2015-2016год

сентябрь

май

1-задание

50%

100%

2-задание

33%

83%

3-задание

50%

83%

4-задание

17%

67%

Вывод :

- в сентябре 2015-2016 учебного года дети справились с заданием на 36%.Движения скованные, наблюдались нарушения движений рук. Дети испытывали затруднения в выполнении работ с ножницами, не умели правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые. Дети затруднялись повторить движения, в выполнении действий по образцу.

- в мае 2015-2016 учебного года результаты показали, что у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но дети ещё испытывают трудности при работе с ножницами, конструировании из бумаги.

На заключительном этапе диагностики 2016-2017 учебного года с детьми 6 лет проводились задания и упражнения. (Приложение 3)

6 лет

2016-2017 год

сентябрь

май

1-задание

67%

83%

2-задание

67%

83%

3-задание

50%

83%

Вывод :

- в сентябре 2016-2017 учебного года, проведённая диагностика показала средние результаты. Не все дети могут рисовать простые узоры, проводить чёткие линии, не всем было под силу копировать начертания букв.

- в мае 2016-2017 учебного года диагностика показала, что дети в большей степени справились с копированием узоров, начертанием букв. Двое из трёх детей написали слово в предложение и прочли его.

Проведённая диагностическая работа показала, следующие результаты:

сроки

группа

2014-2015

учебный год

2015-2016

учебный год

2016-2017

учебный год

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

3-4 года

28%

89%

5 лет

36%

83%

6 лет

61%

83%

Вывод: У детей страдает развитие мелкой моторики, но не у всех одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие, наоборот, имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию. На формирующем этапе я использовала специально подобранные упражнения и методики для развития мелкой моторики у детей.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, для разных возрастов связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития мелкой моторики, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих наблюдений, я увидела, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Результаты работы по развитию мелкой моторики

Показателем проделанной мною работы с воспитанниками группы 3-6 лет, стало участие детей в различных творческих конкурсах: «Пасхальное яйцо-2016», «Дорога глазами детей», «Неопалимая Купина», «Подарок маме», «Чудеса волшебницы зимы», «Символ Нового года», «Сохраним живую ель» и многие другие.

А также вовлечение родителей в творческий процесс.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что работа по развитию мелкой моторики рук должна, проводится в тесном контакте с родителями. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет достичь желаемых результатов.

Приложение 1

Диагностика детей 3-4 лет.

Задание № 1

«Выполнение по зрительному образцу».
- Соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо- « O - KEY ».
- Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
- 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2

«Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора».
- С закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу".
- Открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

« Перенос позы с выключением зрительного анализатора».
Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Приложение 2

Диагностика для детей 5 лет.

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев

-«Петушок » (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать. ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок. Упражнения на «дорисовывание».

Дорисуй прямую линию;

Дорисуй волнистую линию;

Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линиюкарандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок. Работа с бумагой

Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок. Упражнения на координацию движений.

- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

- «Посолим капусту». «Посолим суп» (ребёнок как бы растирает комочек соли);

Катание шарика.

Приложение 3

Диагностика детей 6 лет.

Методика «Нарисуй простой узор»

Для этой методики нам понадобятся белый лист бумаги и простой карандаш. Надо показать детям заранее нарисованный узор, предложить им внимательно рассмотреть его.

Спросить у детей, как следует положить лист бумаги, чтобы весь узор поместился на листе. Дальше следует спросить с чего лучше начать рисовать узор. Напомнить требования к выполняемой работе. В процессе выполнения детьми узора следует наблюдать, чтобы дети не спешили, больше смотрели на образец, сравнивали одну часть с другой. Если замечается ошибка, то следует указать на нее. По окончанию работы предложить оценить свои работы, сравнить с образцом.

Методика «Трудные виражи»

Для методики «Трудные виражи» раздаются детям листы с картинками, на которых нарисованы машины и извилистые дороги. Когда дети сядут за стол объяснить, что машина может ехать по прямой дороге и по извилистой. Сначала попросить каждого ребёнка провести пальцем по дорогам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести по дорогам, до домиков, стараясь повторять все изгибы дорог. В процессе выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не мешали друг другу.

Методика «Письмо, развивающее глазомер»

Для этой методики мы используем рабочие тетради.Рассмотреть начертание слова «СУП», скопировать его себе в тетрадь. Предложить найти это слово в предложении «МАМА ВАРИЛА СУП» и попробовать его прочесть.

Используемая литература:

1. Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 2005.

2.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

3. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 2008.

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург,2009.

5. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду М., 2010.

6. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

7. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

8.Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.12.

9.Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2007 г.;

10. Дарвиш О.Б. «возрастная психология»

11.Холмовская В.В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет»

12. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»

13. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы»

14. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

15.Интернет- ресурсы.

В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук?
«Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, — считает Дудьев В.П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)
Анна Шлотгауер отмечает, что «мелкая моторика-это четкие и скоординированные движения пальцев и рук под контролем зрения» (Библиотека-словарь)
Почему так важно развивать мелкую моторику рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь «Возвращаясь к анатомическим отношениям,- пишет М. М. Кольцова ,- мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики» (4, с.102). «Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка» (1, с.3).

Как отмечает Л. В. Фомина: «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы». Кольцова подчеркивает: «До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.» (4,с.103) Она утверждает, что все проведенные исследования позволяют «отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.»(4,с. 104) Кольцова считает: «речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук»(4,с. 106).

От того, как развита рука, пальцы ребенка зависит и то, как будет учиться ребенок в школе, как освоит письмо, чтение. Поэтому в подготовительной группе одной из важных задач подготовки к школе является развитие мелкой моторики рук.

Существует много упражнений на развитие мелкой моторики руки: пальчиковые игры, упражнения в штриховке, в написании цифр, букв, простейших линий, рисование, лепка, аппликация. Для развития мелкой моторики рук я решила использовать шитье детьми мягкой игрушки. Почему я выбрала для развития мелкой моторики рук кружок «Мягкая игрушка»? Еще Ткаченко отмечала, что одним из важных сторон развития мелкой моторики рук является вышивание и шитье. Как же развивается мелкая моторика рук у детей при шитье? Вставляя нитку в иголку, ребёнок научается четким, координированным движениям руки, развивается глазомер. Завязывая узелок, дети тренируют пальцы на руках, а, упражняясь в выполнении рабочих швов: вперёд иголку, назад иголка движения становятся более точными что впоследствии поможет детям в красивом, аккуратном письме. Кроме того, обучаясь рабочим швам, дети проговаривают, рассказывают, показывая, как делать тот или иной шов, соединить детали игрушки. В результате кропотливой работы, ребёнок получает результат своего труда, которому очень рад и горд. Сшитая своими руками игрушка помогает ребенку поверить в свои силы, свою успешность, развивается усидчивость, старательность ребенка: он понимает, что упорство и выдержка способствуют достижению успехов в разных видах деятельности. Тренировка кисти руки и пальцев развивает психические процессы у детей: внимание, память, мышление, воображение. Дети внимательно слушают воспитателя для того, чтобы узнать, как шить игрушку, как кроить, как выполнять тот ли иной шов, как пришивать пуговицы, глаза, рот, нос игрушке. Внимание развивается и при самостоятельном шитье ребенком игрушки, он старается быть аккуратным, чтобы игрушка была красивой и радовала всех. Когда ребёнок шьет, у него тренируется память. Он вспоминает объяснение и показ воспитателя, действует в соответствии с ними. У ребенка развивается также и мышление: он думает, размышляет, как лучше пришить голову, мелкие детали, какую ткань использовать, как сделать выкройку для этой игрушки, делает выводы, умозаключения. Воображение ребенка крепнет с каждым днем: он представляет себе игрушку, которую он сошьет, передает ее движения, делает прическу ей. Делая выкройку, ребёнок учится владеть разнообразными принадлежностями: ножницами, карандашом. лекалами, линейкой. Знакомясь с тканями, ребёнок ощупывает каждую ткань, определяет свойства ткани, у него развиваются мышечные ощущения, которые помогают решить, подойдёт ткань для той или иной игрушки или нет. Умелые руки и глаз способствует развитию у детей художественного вкуса. Умения делать красивые работы, получать удовлетворение от прекрасно и аккуратно сшитой игрушки-все это поможет ребенку в школе. Старательность, терпение, аккуратность, сила воли, умение доводить начатое дело до конца, несмотря ни на какие трудности, желание достичь высоких результатов-эти качества, сформированные при шитье детьми игрушки помогут детям в будущем добиться огромных успехов в учебе. Почему же я взяла не просто шитье, а шитье мягкой игрушки? А потому, что игрушка всегда являлась и является спутником ребенка, его другом. Она воспитывает его чувства, его интерес к познанию, пробуждает мысль, будит фантазию.

Цель кружка: Вызвать у детей интерес к процессу изготовления игрушки, развить мелкую моторику рук и глазомер при шитье детьми игрушки.

Задачи:

1. Научить детей вставлять нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, упражнять в рабочих швах.
2. Развивать у дети желание самостоятельно изготовить игрушку.
3.Развивать творчество детей в процессе выкраивания деталей, пришивание частей друг к другу, выполнение мелких деталей.
4. Учить детей самостоятельно придумывать игрушку и выкройку к ней.
5. Развивать мелкую моторику рук, глазомер при выкраивании деталей, пользовании ножницами, карандашом, пришивании пуговиц, шитье игрушек
.6.Воспитывать усидчивость, силу воли, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

В кружке «Мягкая игрушка учитываются основные принципы дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Дети с удовольствием шьют мягкую игрушку, выбирают игрушку, которую будут шить, ткань, мелкие детали для своей игрушки. В кружке участвуют 10 детей, которым интересен сам процесс изготовления игрушки.
Вторым принципом, предусмотренным ФГОС, является «полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. Кружок дополнительного образования помог детям развить мелкую моторику рук, психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, а также речь.
Третьим принципом ФГОС является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений.»(5 ,с. 1) В кружке воспитатель предлагает ребенку игрушку, выкройку, ткань, объясняет, показывает, как шить, а за ребенком остается выбор, шить эту игрушку или выбрать другую, выявить, какая ткань лучше подойдет для этой игрушки, какой шов лучше использовать. Воспитатель помогает советом, напоминанием, показом. оказывает посильную помощь в шитье игрушки.
Четвертым принципом по ФГОС является поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности. В кружке ребенок инициативен в выполнении собственной поделки, сам дополняет свою игрушку, придумывает прическу, украшает игрушку, придумывает глаза, рот, нос.
Пятый принцип-сотрудничество с семьей. Родители оказывают помощь в обеспечении различными видами тканей и меха, швейными принадлежностями, ватой, синтепоном. Я предлагаю родителям сшить с детьми похожую игрушку, придумать самим эту игрушку, выкройку. Игрушка получается очень привлекательная и интересная. Дети, принося игрушку, сшитую дома, показывают всем, радуются своим успехам. Шестым принципом по ФГОС предусмотрен принцип «приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.»(5,с.1) Дети учатся в кружке выполнять коллективную работу, договариваются между собой, вежливы, добиваются наивысших результатов совместными усилиями.

План кружка «Мягкая игрушка»

Учебная деятельность:

1. Показ мягких игрушек, подушек, ковриков, прихваток, рассматривание слайдов с их изображением. Знакомство с забавными клоунами Ниткиным и Иголкиным, которые будут помогать в изготовлении мягких игрушек. Знакомство с песней клоунов -портных.
Задачи: Вызвать интерес детей к пошиву мягкой игрушки.
2. Путешествие в Город Швейных принадлежностей (шкатулка со швейными принадлежностями). Ознакомление с обитателями этого города: наперстком, катушками ниток, игольницей, иголками, сантиметром, мелком, ножницами и правилами безопасной работы с ними.
Задачи: Познакомить детей с швейными принадлежностями, правилами безопасной работы с ними.
3. Дидактическая игра «Волшебный магазин тканей». Ознакомление со свойствами и видами тканей, меха.
Задачи: Познакомить детей с разными видами тканей. Учить детей распознавать разные ткани. Называть их, выявлять их свойства.
4.Ознакомление с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад». Освоение швейных операций (вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье)
Задачи: Познакомить детей с простыми рабочими швами: вперёд иголку петельным швом, швом «через край», швом «иголку назад».
Помочь детям освоить швейные операции: вдевание нитку в иголку, завязывание узелка, положение рук при шитье
Развивать глазомер, четкую координацию рук.
5.Обучение пришиванию пуговиц. Выполнение индивидуальных работ: шишечка, жираф, лягушка, бабочка.
Задачи: Научить детей пришивать пуговицы.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать творчество в процессе придумывания образа игрушки, ее индивидуальности.
6. Практическая работа по освоению шва «вперед иголку». Мягкая игрушка «гусеница», выполненная из шариков, сшитых детьми. (коллективная работа)
Задачи: Научить детей шить шарики швом «вперед иголку»
Развивать мелкую моторику рук при шитье.
Воспитывать умение договариваться между собой, выполняя коллективную работу
7. Грибок» (из 2 шариков) для сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Задачи:
Учить соединять два шарика.
Развивать умение подбирать ткань для своей работы.
Вносить элементы творчества в свою работу.
Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Развивать сосредоточенность, усидчивость.
8. «Рыбка» (из шарика)
Задачи: Продолжать упражнять детей в освоении шва «вперед иголку»
Развивать творчество в процессе выбора ткани, пришивании глаз, хвоста рыбке.
Развивать усидчивость, радость от успешно выполненной работы.
9.Ознакомление с элементами кроя. Освоение элементов кроя на бумаге и перенос выкройки на ткань. Мягкая игрушка «Дед Мороз» (совместная работа-3 ребенка)
Задачи: Научить детей кроить.
Развивать творчество в процессе выбора ткани для игрушки, в пришивании глаз рта, носа, частей игрушки.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук при вдевании нитки в иголку, завязывании узелка, шитье.
Воспитывать умение договариваться между собой
10. Изготовление выкройки для шитья подушки для иголок в виде цветка.
Задачи: Развивать умение кроить.
11. Практическая работа по шитью подушечки. Упражнение в освоении шва «назад иголку»
Задачи:
12. Игрушки-прихватки «Рыбка», «Петушок»
Задачи: Поупражнять детей в освоении шва «назад иголку»
Развивать творчество, инициативность.
Развивать мелкую моторику рук
13.Мягкая игрушка «Мышка». Упражнение в шве « через край»
Задачи: Упражнять детей в шве «через край»
Развивать усидчивость
14.Кукла плоская с одной стороны
Задачи: Учить детей кроить и обтягивать картон тканью. Развивать творчество.
15.Подарок подружке. Резинка-заколка для волос из велюра, бархата.
Задачи: Учить сшивать резинку швом «через край» или «назад иголку» Учить вставлять резинку внутрь
16. Подарок маме «Сердечко, украшенное кружевами».
Задачи: Развивать у детей желание как можно лучше, аккуратнее, красивее сделать поделку маме.
Научить детей пришивать кружева
Упражнять детей в выполнении швов. Развивать умение выбирать удобный для шитья игрушки и для него самого шов
17. Игрушки для пальчикового театра.
Задачи: Развивать творчество детей при выборе игрушки для пальчикового театра, ткани, выкройки, шва.
Развивать умение шить свою игрушку. Развивать аккуратность.
18.Мягкая игрушка «Краб»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук при шитье игрушки.
Закрепить умение кроить, выбирать ткань, наилучший способ шитья игрушки.
Развивать творчество, самостоятельность, инициативность.
19.Изготовление мягкой игрушки в подарок детскому саду
Задачи:
Развивать желание сделать аккуратную и красивую игрушку в подарок детскому саду.
Развивать умение выбирать ткань для своей игрушки, шов, выкройку, мелкие детали.
Развивать творчество, самостоятельность, инициативность в процессе
придумывания своей игрушки, составлении своей выкройки
20.Прощание Ниткина и Иголкина с детьми. Праздник мягкой игрушки.
Задачи: Вызвать гордость за удачно сшитые своими руками игрушки.

В кружковой деятельности «Мягкая игрушка» участвовало 10 детей. В начале года и в конце года проведена диагностика по развитию мелкой моторики рук у этих детей и остальных, не участвующих в процессе шитья игрушки. Результат превзошел все ожидания. У детей, посещавших данный кружок, была намного лучше развита мелкая мускулатура рук, они более усидчивы, всегда добиваются поставленной цели, умеют преодолевать трудности. Дети очень внимательны: у них сформированы многие мыслительные процессы: обобщение, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Они умеют делать выводы умозаключения, с помощью мышечных ощущений выявляют вид ткани и меха, выясняют, для какой игрушки какая ткань подойдет. У этих детей более точны и скоординированы движения пальцев рук, развит глазомер, сформирован интерес к процессу обучения, они любознательны, активны, самостоятельны, инициативны. Дети сами предлагают сшить определенную игрушку, составляют ее эскиз, придумывают выкройку, то есть у них развито воображение, есть творческий потенциал.

Итак, кружок «Мягкая игрушка» наилучшим образом влияет на развитие мелкой моторики рук, психических процессов, помогает в подготовке детей к школе.

Литература:
1.Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» -М., Мозаика-синтез, 2007
2.Агапова И. А. ДавыдоваМ. А. «Мягкая игрушка своими руками», Айрис-Пресс,2004
3.Неботова З., Кононович Т. « Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры.» М..Эксмо,2004
4.Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить».
. — М.: «Сов. Россия», 1973.
5. ФГОС дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).



Публикации по теме