Почему ребенок больше любит папу? Дополнительное образование по психологии.

Начиная с первых дней сознательной жизни человек, его ставят перед выбором одним вопросом, которые вводит в ступор не только детей, но и взрослых. Практически каждый второй знакомый или незнакомый человек задает детям один вопрос: «Ты кого любишь больше – мамочку или папочку?» Что ребенок может ответить? Он не знает, кого выбрать, так как любит обоих родителей. Такое поведение при вопросе сохраняется недолгое время. По мере взросления ребенок начинает больше понимать, умеет взвешивать ситуации и уже тогда способен подготовить «дежурные» ответы на подобные вопросы окружающих.

Кого из родителей дети любят больше?

На этот вопрос однозначного ответа никто не даст, так как у каждого человека есть свое понятие любви, которое значительно может отличаться от понятий других людей.

Если вы узнаете, что ребенок больше любит папу, когда ваш малыш говорит об этом, отвечая на вопрос – не стоит сильно огорчаться и ругать свое чадо. Он может ответить, таким образом, из-за ряда причин:

  • во-первых: малыш видит папу очень мало, то есть только вечером после того, как папа приходит уставший с работы;
  • во-вторых: папа играет с ребенком в такие игры, в которые мамы играть не могут;
  • в-третьих: папы при играх с детьми стараются быть сверстниками детей и в это время начинают делать вид, что верят чудеса, мамы, играют в развивающие игры – детям они не всегда нравятся;
  • в-четвертых: дети способны уставать от общения с мамой, которая с ними проводит 24 часа в сутки и 7 дней в неделю;
  • в-пятых: у детей лет 4-7 больше общих интересов с папой, нежели с мамой. Это может быть конструирование, создание чего-то интересного.
  • в-шестых: с папой можно договориться. Дети часто прибегают к договоренностям: «давай я скушаю кашу, а ты потом мне расскажешь о путешествии в страну…»

Существует огромное количество и других причин, которые обуславливает то, почему дети больше любят пап, чем мам.

Чтобы завоевать такую же любовь маме какую испытывают дети по отношению к папе достаточно того, чтобы мамы давали понять ребенку, что он для нее самый важный человечик в мире. При первом же его зове, мама отложит все дела и поможет ребенку. Если вы, уважаемые женщины, хотите, чтобы ваш малыш делал то, что вам нужно – договаривайтесь с ним, и всегда выполняйте условия договоренности. Если ребенок старается с вами договориться – поощряйте это желание. Не ругайте и не бейте ребенка за каждую его провинность, а попытайтесь спокойно поговорить и объяснить ему, что так делать нельзя. Относитесь ко всему более спокойно и у вас все получится.

Однако, мне кажется, мамы порой преувеличивают масштабы бедствия — хотя бывает, что и приуменьшают, не желая видеть очевидного. Итак, давайте разберемся, что же может служить причиной «нелюбви».

Ребенок примерно лет до 2 действительно любит маму, любую. Другое дело, что модели разные: в одной ребенку позволительно маму даже бить, и за это ничего не будет (опасность в том, что такое поведение может закрепиться); а в другой — это будет воспринято как нонсенс и больше не повторится.

Поэтому бьет-целует — не показатель . Это только варианты выражения себя, привлечения внимания.

А возможно, с мамой отношения и правда не очень, мама строгая, или холодная, или просто замотанная до крайности, и ребенок любым путем хочет добиться ее внимания — ну пусть хоть так, пусть плохим поведением, битьем-кусанием.

Еще момент, почему на «плохое отношение» жалуются чаще мамы, чем папы: да просто потому, что мама весь день с ребенком. А папино внимание гарантировано и так, он видит ребенка не так долго: уходя на работу поцелует, приходя с работы поиграет, искупает перед сном — и это еще наиболее оптимистичный сценарий. А мама — вот она, никуда не денется, всегда доступна. Поэтому часто в первые годы жизни малыша папа бывает только объектом любви, а мама — еще и полем для экспериментов.

Кроме того, не будем забывать, что на маме часто все бытовые и «полицейские» (дисциплинарные) — то есть малоприятные — функции, а папа — это праздник: пришел, улыбнулся, чего-то принес, на руки взял. А мама весь день бу-бу-бу да бу-бу-бу, то не трожь, туда не ходи — чего же удивляться, что малыш хмурится?
Фото: Depositphotos

А вот что касается детишек постарше, 3−5 летних, то, хотя у них есть колоссальная потребность любить маму, далеко не всегда ребенку с мамой везет. Судьба такого малыша нелегка: жизненно важная потребность в любви не удовлетворена (если мама зла, чрезмерно строга, даже жестока, или же равнодушна), она загоняется на задворки души, из чего произрастают большие проблемы впоследствии.

Взрослея, детки, которым не удалось как следует полюбить маму-папу, бросаются в брак с первым встречным или идут на заведомо проигрышные отношения, потому что потребность любить скапливается колоссальная, плюс неуверенность в себе, что чаще всего идет в паре. Однако до всего этого — когда еще дойдет, а нелюбовь — вот она, уже проявляется: ребенок может избегать маму или быть с ней жесток, или вести себя с нею вызывающе — вариантов масса.

Критической точкой является прохождение ребенка через так называемую эдипальную фазу развития — когда в возрасте 5−6 лет у него проходит идентификация с родителем своего собственного пола. Сначала ребенок словно «влюбляется» в родителя противоположного пола: девочки обожают папу (психологи называют это фазой Электры), мальчики мечтают жениться на маме («эдипова фаза»).

Фото: Depositphotos

Соответственно, возникает напряженность в : мальчик ревнует маму к отцу, девочка — отца к маме (причем здесь все так причудливо, что обостриться отношения могут как с родителем своего, так и противоположного пола — в зависимости от эмоциональной окраски уже сложившихся в семье отношений, а также от реакции того или иного родителя на чувства ребенка). Но, так или иначе, если все прошло благополучно, ребенок понимает и принимает свое место в отношениях родителей и свою роль в семье.

Происходит его собственное самоопределение — мальчик он или девочка, и как ему себя вести в соответствии с этим фактом. И далее до подросткового кризиса мамы могут вздохнуть спокойно. Однако если мать чрезмерно резко оттолкнула мальчика с его «любовью», или же девочка плохо справилась со своей «фазой Электры», так и не избавившись на подсознательном уровне от уверенности, что папа должен принадлежать только ей, а мама — конкурентка и соперница отныне и навеки веков, то отношения с мамой могут сильно остыть.

Фото: Depositphotos

Это особенно ярко начинает проявляться в подростковом возрасте, когда под влиянием гормональной перестройки организма подросток в какой-то мере теряет контроль над своими эмоциями. И здесь следует разграничивать ситуации: если до 11−12 лет все было хорошо, а потом ребенок «вдруг испортился» — это одно, это нормальное проявление кризиса подросткового возраста.

Если же уже имелась холодность и напряженность в отношениях с матерью, то в подростковом возрасте все процессы только усугубятся, и здесь, собственно, можно посоветовать только запастись огромным терпением и просто переждать. Потому что попытка сломать и переделать заканчивается только еще большим крахом, и тогда останется только уповать, что отношения с ребенком наладятся когда-нибудь, в случае, если он и сам станет родителем и почувствует, что это — не фунт изюма, и простит великодушно тех, кто его самого воспитывал, как умел.

Вы никогда не задавали себе вопрос:"почему дети больше любят отцов?".Почему,когда муж приходит с работы,Ваше чадо летит к нему сломя голову,бросается на шею и чуть не плачет от радости?Даже совсем маленький ребенок улыбается папе чаще.

Давайте задумаемся над этим вопросом.

Одна из причин заключается в самой матери.

Дело в том,что роды у каждой женщины являются самым важным событием в жизни.И это большая редкость если роженицу не настигает послеродовая депрессия.Психологические исследования показали, что у 30 - 50% женщин наблюдаются послеродовые эмоциональные расстройства, часть из которых относится к послеродовой депрессии разной степени тяжести. В очень легкой степени отрицательные эмоции могут проявляться у 80% женщин. Депрессивное состояние матери находит прямое отражение в характере её взаимоотношений с ребёнком - например, в импульсивных и неадекватных реакциях, причем, их непостоянство и непредсказуемость отрицательно влияют на отношения мать-дитя и вызывают у ребёнка отрицательные формы поведения, подобные поведению матери. Эта проблема часто находит своё отражение в беспокойном сне и в трудностях кормления грудничка.

Также в этом вопросе большую роль играет Ваша забота о ребенке.

Во-первых-это соблюдение гигиены.

Важным компонентом личной гигиены детей является регулярный уход за кожей тела, полостью рта и зубами. Это поможет избежать многих инфекционных заболеваний и других нарушений здоровья.Но разве нравиться ребенку,когда вы засовываете вату в его носик или ушки,когда очищаете содовым раствором ротовую полость или ставите газоотводную трубочку,если малыш не в состоянии самостоятельно опорожниться?

Во-вторых-это уход за ребенком во время болезни.

Сомневаюсь,что кому-то из взрослых нравится вкус парацетамола,а представьте себе состояние ребенка,когда ему в ротик запихивают горькую гадость!Или делаете уколы,а еще хуже,когда намеренно заводите ребенка в лабораторию для сдачи крови,чтобы ему делали больно,а Вы при этом будите его держать и успокаивать!

Еще-это учеба.

Даже если ребенок ходил в детский сад или на занятия по подготовке к школе, от него не требовалось делать уроки каждый день, он просто не привык к этому. Непроизвольная память или внимание - это когда ребенок, сам того не замечая, может запомнить содержание целой книжки - в шесть-семь лет начинают угасать. А произвольность - способность усилием воли заставлять себя что-то делать - только-только формируется.

Ребенку сейчас совсем несладко. У него появилась умственная нагрузка, и именно мама его заставляет выводить "аистов" и учить таблицу умножения,вместо того,чтобы заняться вместе увлекательной игрой в прятки или не дает посмотреть мультик?!Конечно Вашему малышу это не по вкусу!

Просто дети не понимают,что процедуры и лечение мать делает не для того,чтобы его обидеть,а чтобы помочь ребенку не приобрести болезни и инфекции или избавиться от них,коль таковые уже появились.А получение знаний-это залог его будущего.

Отца дети воспринимают,как защитника и благодетеля.Который не мучает,как мама,а балует,катает на себе и т.д. и за которым так легко соскучится,ведь Ваш муж ходит на работу,а Вы с малышом сидите в декрете и постоянно его контролируете.

В общем,если Вы хотите изменить ситуацию,то разделяйте "мученье ребенка" на двоих.Пусть отец вместе с Вами пытается приучить задорника к горшку,ходит в больницу и хоть иногда,делать с ребенком домашние задания.Как можно больше времени проводите вместе.И будем надеяться,что все измениться,а со временем ребенок и сам осознает,что все это делалось лишь ему во благо.

Часто складывается ситуация, в которой ребенок любит одного из родителей больше. Второй родитель всеми силами пытается завоевать расположение малыша, но его усилия напрасны. В чем причина подобного явления?

Во-первых, поймите, что ребенок чаще всего не понимает, насколько тяжело приходится родителю, которого игнорируют. Поэтому, не спешите во всем обвинять малыша, приписывая ему излишнюю "холодность". Однако и себя казнить не стоит, ведь иногда даже все испробованные методы не подходят для того чтобы изменить отношение ребенка.

Существует распространенное мнение относительно того, что дочери наиболее часто больше расположены к отцам, а сыновья - к матерям. Хотя, конечно, на этапе взросления дети часто тянутся именно к родителю своего пола. Нельзя точно сказать, к кому более расположен будет ваш ребенок - многое зависит от его характера, особенностей воспитания и других факторов.

По мере взросления ребенок становится более самостоятельным и начинает выбирать себе друзей с учетом собственных привычек и взглядов. Неудивительно, что с кем-то из родителей он находит больше точек соприкосновения, ведь все мы разные.

Проанализируйте, почему ребенок любит папу больше мамы. Возможно, он длительное время находился только с матерью, а с отцом виделся лишь по праздникам? Тогда стремление компенсировать недостаток внимания более чем оправдано.

Обратите внимание на то, как отец ведет себя с ребенком. Может быть, причина того, что малыш стремится общаться именно с папой, состоит в том, что последний все ему разрешает? Если ребенок получает игрушки и лакомства только от отца, знает, что никогда не будет наказан, то, конечно же, отец становится для ребенка более близким человеком. Поговорите с супругом и определитесь, какой тактики поведения вы будете придерживаться вместе с ним. Проанализируйте, всегда ли нужно так баловать ребенка, как это делает папа, или изредка необходимо проявлять характер, как поступает мама.

Стоит учесть, что иногда детям бывает сложно одновременно строить отношения с двумя родителями. Поэтому, маленький ребенок выбирает папу, который физически сильнее мамы и может покатать на спине, поносить на руках, поиграть в "самолетики". Это и неудивительно, ведь в первые годы жизни ребенок взаимодействует с окружающими именно посредством игры, с радостью откликаясь на желание одного из родителей, поиграть с ним.

Не стоит ревновать ребенка к папе. Вот увидите, в скором времени ребенок сможет научиться строить отношения с обоими родителями, если увидит, что вы готовы к этому!

Бытует мнение, что «мамы больше любят мальчиков, а папы – девочек». Любой из нас, исходя из своего жизненного опыта, может найти этому утверждению доказательства или опровергнуть его. Психологи утверждают, что люди больше любят тех, кто похож на них, но при этом нуждаются в противоположностях. Мы всю жизнь стремимся к раскрытию своих способностей, самореализации, самоутверждению и при этом ищем недостающие для успеха качества в окружающих нас людях. Значит ли это, что лучшие помощники в достижении целей молодых мам - мальчики, а пап - девочки? Попробуем в этом разобраться.

Изучать истоки проблемы нужно с того момента, когда мамы и папы вовсе не собирались заводить детей - с их собственного младенчества. В возрасте до одного года ребенок не видит границы между собой и матерью, наделяя себя качествами, которые приписываются ей - всемогуществом и грандиозностью. Пока он пребывает в этой полноте и целостности, его мир можно сравнить с целым яблоком.

В возрасте двух-трех лет ребенку сообщают о том, что он мальчик или девочка. При этом яблоко возможностей уменьшается ровно наполовину. Чуть позже, когда ребенок начет самостоятельно осваивать окружающий мир, он с грустью обнаружит, что ему не хватает сил, знаний, умений и опыта взрослого человека. Так от половинки яблока остается всего лишь четверть, а то и меньше... Всю оставшуюся жизнь ребенок, а позже и взрослый человек, будет пытаться восполнить утерянное ощущение собственной целостности. Маленькие дети всегда мечтают вырасти, а взрослые, в свою очередь, хотят еще раз испытать легкость, открытость, непосредственность и полноту детского мировосприятия. Что есть любовь и женитьба, как не поиск своей второй половинки?

Почему мы, рано или поздно, так стремимся стать родителями? Ожидаем ли мы ребенка как друга, предполагаем ли, что он разделит с нами наши интересы и увлечения, или надеемся, что ему удастся исполнить то, что мы когда-то в детстве (да и во взрослой жизни) не сумели или не посмели?

Молодые родители часто мечтают о мальчике. Так в нашей жизни проявляются патриархальные ценности: стремление к упорядоченности, дисциплине, предсказуемости, иерархии, формальной логике. Мир, ориентированный на мужские ценности, не приемлет мудрости, не любит созерцательности, с трудом переносит непредсказуемость, не одобряет эмоциональности и спонтанности.

Родители, переживающие или уже пережившие кризис среднего возраста (35-40 лет), как правило, ориентируются на другие ценности. Они меньше озабочены полом будущего ребенка, а если и высказывают какие-либо предпочтения, то это скорее связано с их внутренними потребностями, а вовсе не с общепринятыми стереотипами.

Когда жизнь родителей заходит в тупик: ухудшаются отношения с близкими, перестает приносить удовольствие работа, наваливается усталость, приходят мысли об ошибках в выборе жизненного пути - именно поведение ребенка может подсказать способы решения кажущейся неразрешимой проблемы. Ребенок одного с вами пола будет поддерживать и разделять ваши чувства, настроения и мысли, будет помогать вам; ребенок же противоположного пола будет вести себя совершенно иначе. Давайте рассмотрим, как именно.

Дорогие мамы, если ваш сын начинает вести себя как настоящий тиран, проявляет необоснованную требовательность, следит за каждым вашим шагом, оценивает и осуждает, иногда становится агрессивным, значит пришла пора обратить внимание на ваше психологическое состояние. Скорее всего, подобное поведение ребенка является прямым следствием того, что вы не признаете и подавляете в себе некоторые черты, которые в данный момент времени считаете неуместными, обременительными, отвлекающими от «важных» дел. Это часто случается с молодыми мамами, полностью поглощенными своими новыми обязанностями. Ваш маленький сын напоминает вам об истинной женской миссии – создавать любовь и красоту.

Учитесь видеть прекрасное в людях и мире, восхищаться и ценить его, получать удовольствие оттого, что вы живете. Недаром воплощением женственности считается греческая богиня любви Афродита, которая обладает замечательным талантом: она отгоняет от себя уныние. Каждая женщина способна быть богиней любви для своих близких. Для этого необходима самореализация в творчестве, которое повышает самооценку, дает жизненную силу, приносит удовольствие, обогащает приятными событиями жизнь вашей семьи. Приложите совсем немного усилий: смена стиля одежды, прически, новые дизайнерские идеи для украшения дома, рукоделье, кулинарные находки…Собственно, это та созидательная магия, которой владеет большинство женщин.

Когда же маленький мальчик тихо сидит в уголке наедине со своими игрушками, слабеющий и безынициативный, капризный и скучающий, маме надо серьезно задуматься о частичной утере собственных жизненных приоритетов и недостатке жизненной энергии. Видимо, мама совсем забыла, то замечательное время, когда она была активной, хулиганистой любительницей мальчишеских игр, с которой постоянно случались всякие истории (которые, тем не менее, счастливо заканчивались). Когда вокруг все представляется расплывчатым и неясным, когда старые приоритеты и цели уже не имеют значения, можно ассоциировать себя с образом богини Артемиды, которой присущи более «взрослые» черты: свобода и независимость от мнения родственников, умение достигать цели, самостоятельность. Ваша Артемида способна увлечь, показать новую цель, помочь преодолеть условности.

Что же маленькие девочки? Чему они способны научить сильных, умных и энергичных пап?

Папа любой трехлетней девочки может рассказать, каким обожанием окружает его дочка, когда он возвращается с работы. Что же происходит, когда ангел превращается в маленькую разбойницу, злится, капризничает, норовит укусить или ударить?

Поведение ребенка быстро улучшится, если папа найдет в себе силы отказаться от приверженности зависимостям (алкоголю, курению, обильной еде, компьютерным играм), потаканию своим желаниям и прихотям в ущерб остальным членам семьи, ухода в пассивное фантазирование, заменяющее реальную жизнь. Самое время перестать обесценивать или слишком идеализировать свою мать и пользоваться ее советами, а не собственным опытом.

Такие черты как рациональность, рассудительность, ориентация на достижение успеха, способность к восприятию конструктивной критики, установление и соблюдение правил и порядка, стремление к целостности и завершенности начатого, которые до сих пор не были задействованы в жизни отца, становятся, как никогда, актуальны. И, пожалуй, главное, на что следует обратить внимание – это поддержание состояния гармонии и бесконфликтности с самим собой и окружающими людьми. Начинайте культивировать в себе дружелюбие, терпимость, способность к сопереживанию. Сознательно уделяйте внимание построению отношений, учитесь доверять своей интуиции, найдите возможность вдохновлять, убеждать и заряжать своей энергией, становитесь эмоциональным лидером семьи!

Другая крайность детского поведения может выглядеть так: среди дочек ваших знакомых наверняка есть постоянно болеющая, беспомощная, эмоционально неуравновешенная и слабенькая девочка, буквально «тающая» на глазах, родственники которой озабочены только тем, чтобы создать «тепличные условия» своей нежной «мимозе».

Папам таких дочек, как правило, недостает импульсивности, свободы и спонтанности. Жизнерадостность, веселье, выразительность и гибкость поведения должны стать для них не менее важными ценностями, чем требовательность, ответственность, рассудочность и порядок. Дочка всеми силами показывает, что на данном этапе жизни, отцу надо уметь не только контролировать эмоции, но и самовыражаться, дурачиться и иногда «отрываться» вместе со всеми. Стремление к материальному благополучию должно на время уступить место поискам важной, но не реализованной части себя. Надо научиться, так называемой, «контролируемой спонтанности», которая оправдана в творчестве и с благодарностью принимается окружающими. Она позволяет быстро и точно ориентироваться в условиях большой неопределенности и риска и обеспечивает лидерство в экстремальных ситуациях.

Ребенок, по мнению Юнга, призван стать "проводником души", психологическим помощником, который, связывая взрослого человека, такого как он есть, с тем, каким он может стать, подсказывая и направляя, помогает найти себя и измениться в лучшую сторону. На этом пути нам, взрослым, нужны и помощники, и советники, лучшими из которых являются наши дети.

Ирина Бондаренко. Психолог-консультант.



Публикации по теме