Уголок двигательной активности в детском саду. «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ

Консультация для педагогов

«Двигательная деятельность дошкольников

в соответствии ФГОС ДО»

подготовила заместитель заведующего по ВОР

Кулак Светлана Александровна

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя - активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.

Двигательная активность способствует:

Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

Росту физической работоспособности;

Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности (на слайде).

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:

Наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),

Изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

Выбирать место для проведения игр,

Изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

Определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

Чередование активной и пассивной деятельности;

Использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

Традиционный комплекс утренней гимнастики

Утренняя гимнастика в игровой форме

С использованием полосы препятствий

С включением оздоровительных пробежек

С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Разминка в постели и самомассаж;

Гимнастика игрового характера;

С использованием тренажеров или спортивного комплекса;

Пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь - при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);

Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

Оздоровительный бег на воздухе;

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

Прогулки-походы в парк;

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:

Традиционное

Игровое

Сюжетное

По интересам

Тематическое

Комплексное

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Формы организации двигательной активности детей дошкольного возраста

Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в малоподвижном положении. Во время таких занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы кисти работающей руки; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению. Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга. Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени (Н.Аксарина). Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):
1.нарушение недавно сформированных умений;
2.нарушение координации мелких движений, замедленность их;
3.длительные отвлечения;
4.примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);
5.появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание;
6.повышенная раздражительность;
7.зевота.
Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7–9-й минуте занятия, старшей – на 10–12-й, подготовительной к школе – 12–14-й (Н.Терехова, М.Антропова и др.). Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе. Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности.
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно - эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности.
Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
В теории и методике физического воспитания выделяют:
- регламентированную ДА
- частично – регламентированную ДА
- нерегламентированную ДА
Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность - объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому
Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:
- чередование активной и пассивной деятельности;
- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;
- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.
- отсутствие творчества в двигательной деятельности.
Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество. Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
росту физической работоспособности;
нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям:
- утренняя гимнастика
- гимнастика после дневного сна
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
Формы организации утренней гимнастики
Традиционный комплекс утренней гимнастики
Утренняя гимнастика в игровой форме
С использованием полосы препятствий
С включением оздоровительных пробежек
С использованием простейших тренажеров.
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

Варианты гимнастики после дневного сна
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
- пробежки по массажным дорожкам.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование, имеющихся у детей навыков с основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определенных социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др.. Игра основана на восприятии определенных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих, активно развитых способностей ребенка без использования методов принуждения. Из всего выше сказанного ясно какую роль должна занимать игровая активизация в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.
При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.
Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.
Младший возраст .
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
С бегом «Мыши и кот»
С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»
С лазанием « Наседка и цыплята»
С бросанием и ловлей « Кто бросит дальше»
На ориентировку в пространстве « Найди свой домик»
Средний возраст
Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к выполнению правил без напоминания воспитателя. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)
С бегом « Самолеты в ангар»
С прыжками «Прыгай выше»
С ползанием «Пролезай и убегай»
С мячом « Мяч через сетку», «Подбрось – найди»
На ориентировку в пространстве, на внимание «Найди где спрятано»
Народные игры « У медведя во бору»
Старший возраст
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах, учить спортивным играм и упражнениям « Хитрая лиса»
С бегом «Ловишки», «Мышеловка»
С прыжками «Классы»
С лазанием «Пчелы и медведи»
С метанием «Охотники и зайцы»
С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»
Народные « Горелки»
Подготовительная группа
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;
Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей).
С бегом «Горелки», «Жмурки», «Сельдь в бочке»
С прыжками «Лягушки и цапля»
С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»
С ползанием и лазанием «Перелет птиц», «Веселые обезьянки»
Эстафеты: «С обручами»
С элементами соревнований «Одевайся – раздевайся», «Игрушки» А. Барто.
Народные « Горелки», «Ручеек», «Калачи».
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).
Физкультминутка.
Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.
Цель:
- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия
- обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.
Особенно спины находятся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.
Педагог должен помнить, что на занятиях таких, как лепка, аппликация, рисование, физкультминутка может отвлечь детей от их творческих замыслов.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 15мин., 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин.,5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин. Основные типы физкультурных занятий:
традиционное
тренировочное
игровое
сюжетное
с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства
по интересам
тематическое
комплексное
контрольно-проверочное
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.
Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми вида ми движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.
Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор - поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:
Дополнительные виды занятий двигательного характера
- оздорови тельный бег на воздухе;
- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
- прогулки-походы в парк;
- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;
- использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также с последующими играми в бассейне.
Оздоровительный бег на воздухе.
Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.
Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.
Двигательная разминка.
Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.
Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.
Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.
Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.
В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

ЛИТЕРАТУРА
1. Амосов, Н.М. «Раздумья о здоровье» / Н.М. Амосов. – Кемерово: Кемеровское инженерное изд- во, 1981.
2. Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового дошкольника». / Алямовская В.Г- М, : Просвещени, 1995.
3. Богина, Т. « Дыхательная гимнастика» / Т. Богина, Дошкольное воспитание. 1994. № 6, стр.10
4. Волина, В. « Учимся, играя» / В. Волина, - М, : Просвещени, 1994.
5. Головин О.В. «Двигательная активность дошкольников»/ О.В.Головин. Новосибирск 2009
6. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры» / М.Ф. Литвинова. – М.: Просвещение, 1986.
7. Симантовский, А.Э. «Развитие творческого мышления детей» / , А.Э. Симантовский. – Ярославль: Академия развития, 1996.
8. Старковска В.Л. « 300 подвижных игр для оздоровления детей» / В.Л.Старковска М, : Просвещени, 1994.
9.Шармова С «Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Под ред. А.И. Федорова, - Челябинск,1996
10. Рунова М.А. « Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова - М, : Просвещени, 2000.
11. Фомина Н.А., Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Чернякина С.С. « Сказочный театр физической культуры»./ Н.А Фомина., Г.А. Зайцева, Е.Н. Игнатьева., С.С. Чернякина – Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 7
12. ЩебекоВ.Н,. Ермак Н.Н « Творчество в двигательной активности дошкольника - Книга для воспитателей детского сада.» / В.Н. Щебеко, Н.Н. Ермак - М, : Просвещени, 2000.

Людмила Сотникова
Формы организации двигательной деятельности детей по физическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация : «Формы организации двигательной деятельности детей по физическому воспитанию в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта»

Слайд 1. Формы организации двигательной деятельности детей по физическому воспитанию в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Слайд 2. Современные дети испытывают «двигательный дефицит » ,- так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами) . Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств : быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод » . Это особенно актуально в связи с введением ФГОС .

Слайд 3. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы , направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей .

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи .

Слайд 4. Если рассматривать ФГОС ДО через призму физического воспитания , то можно отметить следующие задачи :

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия) .

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.

3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме , закаливании, при формировании полезных привычек ).

4. Приобретение опыта в двигательной деятельности , в том числе основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Слайд 5. Двигательная деятельность - это естественная потребность детей в движении , удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту , интересам, желаниям, функциональным возможностям организма . Поэтому нам, как педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности , ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию .

Слайд 6. Чтобы эта работа была эффективной я использую следующие формы работы по физическому воспитанию :

ОД по физическому развитию ;

Утренняя гимнастика;

Подвижные игры;

Физкультминутки;

Оздоровительно-профилактическая гимнастика;

Гимнастика после сна;

Закаливающие процедуры;

Физкультурные упражнения на прогулке;

Спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;

Ритмика, аэробика, кружки, секции;

Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей .

Слайд 7. Приоритеты форм двигательной деятельности в режиме дня

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. к ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности :

Утренняя гимнастика;

Подвижные игры и физические упражнения на занятиях и во время прогулок;

Физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т. д.

Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей .

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности , возникающей по инициативе детей . Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей .

В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Слайд 8. Разберем эти формы работы в отдельности.

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам посредством физических упражнений .

Цель и задачи :

- формировать двигательные умения и навыки ;

Развивать физические качества ;

Удовлетворять естественную потребность в движении ;

Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма , через специально организованные оптимальные нагрузки;

Дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

Создать условия для разностороннего развития детей .

Слайд 9. Различают следующие типы занятий :

Занятия комбинированного (по дидактическим задачам или учебно-тренировочное) ;

Игровой;

Сюжетный;

Занятие на закрепление и совершенствование движений;

Контрольное;

Интегрированное;

На воздухе;

Занятия современными народными танцами, ритмической гимнастикой, с элементами фольклора.

Слайд 10. Роль утренней гимнастики в активности дошкольников :

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима .

Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения , поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности .

Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения .

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

В своей работе я использую различные варианты проведения утренней гимнастики. Это утренняя гимнастика игрового характера (две-три подвижные игры разной интенсивности, с использованием полосы препятствий (с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания , включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия, в форме аэробики .

Слайд 11. Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка , характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям . Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности .

Выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры – забавы, соревнования.

Слайд 12. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

В любой комплекс гимнастики после сна включаем разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например : ходьба на носках, руки за головой, ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе; ходьба в приседе, руки на поясе.

Стараемся использовать разные виды гимнастики : разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба или пробежки по массажным дорожкам.

Слайд 13. Особой осторожности требует организация закаливания . Оно не может быть одинаковым для всех детей группы , так как здоровье у всех разное.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Слайд 14. Оздоровительно-профилактическая гимнастика - направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно-двигательного аппарата , на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям .

Цель оздоровительно-профилактической гимнастики - закаливание и оздоровление организма , для этого необходимо систематически работать над решением следующих задач :

Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма .

Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.

Слайд 15. Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности .

Слайд 16. Праздники, развлечения, досуги.

Детский праздник – важная часть жизни ребенка.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Слайд 17. Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития , деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств , повышению работоспособности детей .

Для большей эффективности самостоятельной двигательной деятельности у детей в нашем саду организована :

Культурно-игровую среду : достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий.

Закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке : во время утреннего приёма, до занятий и между ними, на прогулке, после сна в вечернее время.

Слайд 18. Образовательный процесс в условиях введения ФГОС ДО носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников , то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс.

На примере родителей мы приобщаем детей к физической культуре .

Слайд 19. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов как : восприятие , мышление, память, внимание, воображение. Занятия спортом дисциплинирует, развивает, даёт уверенность в себе, занятия физкультурой идут на пользу детям разного склада характера : пассивным – даст возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный тонус; гиперактивным – урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научит гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - поможет почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по другому заявлять о себе в этом мире. Решить все эти задачи в определенной мере может детский фитнес.

Слайд 20. Детский фитнес – это система мероприятий (услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту , его социальную адаптацию и интеграцию.

Детский фитнес – это уникальные физкультурно-оздоровительные занятия, соединяющие в себе элементы гимнастики, хореографии и аэробики.

Использование элементов детского фитнеса в нашем саду (на занятиях по физкультуре, на утренней гимнастике, на праздниках, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности , уровень физической подготовленности , знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности , усиливает интерес к занятиям физической культурой и , как следствие, укрепляет здоровье детей .

Слайд 21. Фитнес технологии.

Музыкальное сопровождение занятий;

Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении тысячелетий и тесно связана с её средством – физическими упражнениями .

- аэробика :

К аэробике относятся все физические упражнения , при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности , с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев.

Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы, большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей;

Лого-аэробика - это физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.

Звероаэробика - это аэробика подражательного характера, весёлая и интересная для маленьких деток. Развивает воображение и фантазию. современные танцы (хип-хоп, черлидинг - зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу).

Слайд 22. Планируя свою деятельность , в детском саду был организован кружок “Аэробика” , который в ненавязчивой форме способствует формированию у детей желания и потребности жить в мире движений и наслаждаться красотой движений. В процессе занятий аэробикой дети учатся получать удовольствие от занятий; учатся прикладывать волевые усилия и получать удовлетворение от достигнутых результатов.

Слайд 23. Опираясь на программы “От рождения до школы” и “Са-Фи-Дансе” вышла на новый уровень - проектный. Разработала и успешно реализую проект “Театр+театр”, цели и задачи которого способствуют развитию не только координационных способностей детей , но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений, эмоционально-волевой, познавательной сферы, речи, а также развитие позитивных качеств личности. Проект включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации, серию упражнений по игропластике и игроритмике. Упражнения с палками, мячами, скакалками, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Слайд 24. Ребята с большим удовольствием исполняют танцы на праздниках, в театрализованных представлениях и развлечениях в родном саду и на районном уровне.

Слайд 25. Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха .

Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей . Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей , что подтверждает эффективность использования данной технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя . От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

Слайд 26. Давайте растить детей здоровыми !

Слайд 27. Спасибо за внимание.

В работе с детьми по их физическому развитию во взаимосвязи с семьей в детском саду за основу взяты рекомендации одного из ведущих детских физиологов Ю. Ф. Змановского по «рациональной организации двигательной деятельности»21. Основные положения этих рекомендаций:

  • 1. Преобладание циклических, в первую очередь беговых(скорость1,0--1,2 м/с), упражнений и их комбинаций во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости -- наиболее ценного оздоровительного качества.
  • 2. Нецелесообразность частой смены упражнений, но многократная- до 8-12 раз - повторяемость одного упражнения. Возможна многовариантность.

Дело в том, что ребенку легче запомнить и качественно освоить «рисунок»

движения при редкой смене и частой повторяемости. Поэтому будет целесообразным использовать небольшое количество упражнений (набор) на весь год с набором различных пособий.

  • 3. Необходимость добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений. Это возможно и легко доступно детям при условии руководства взрослого с помощью гимнастических пособий.
  • 4. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной деятельности. Чтобы упражнения не казались слишком скучными, можно ввести элемент соревнования.
  • 5. Выполнение движений должно быть легким и красивым. Это возможно лишь при руководстве взрослого с помощью гимнастических пособий, а также при условии, что упражнения хорошо знакомы ребенку.
  • 6. Занятия должны проводиться ежедневно подготовленными специалистами либо воспитателем.
  • 7. Важный и основной раздел физкультурных занятий и прогулок - подвижные игры с циклическими упражнениями. Ребенку дошкольного возраста нравится играть, и он играет с большим увлечением.

Эмоциональную силу игры необходимо использовать для дальнейшего развития красивой походки, быстрого бега, смелых прыжков и скачков, ловкого лазанья и метания. При выборе игры надо основательно продумать, что вы хотите разучить с ребенком, какой вид двигательной деятельности хотите для него избрать. Почти каждое упражнение можно быстро превратить в игру, дав ему какое-нибудь оригинальное название (в соответствии с интересами ребенка) и определив, как проводить игру, с чего начать, и, конечно, установив простые правила. Для некоторых игр необходим коллектив по меньшей мере из трех детей. Если же у ребенка нет братьев и сестер, детский коллектив, как правило, заменяется родителями.

Единственный ребенок должен как можно больше общаться с детьми, чтобы научиться приспосабливаться к партнерам по соответствующей игре. В дошкольный период возрастает потребность в общении с детьми, формируются взаимоотношения, определяемые целями коллективной игры. По тому, как ребенок

играет, родители могут понять, какой он сейчас и каким станет, как будет относиться к труду.

  • 8. Моторная плотность составляет 80%, для прогулок 60% Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах.
  • 9. Занятия по физкультуре проводятся в зале и на открытом воздухе с музыкальным сопровождением, которое эффективно только при условии очень четкого выполнения движений. Это лишний раз подчеркивает нецелесообразность частой смены упражнений.
  • 10. Очень эффективен точечный массаж рефлексогенных зон по Уманской, а также массаж ушных раковин и различных точек на кистях рук.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда в ДОУ «Тополек» насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности детей, в группе, на веранде и участке созданы «полосы препятствий», чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-«мачту» и т.п.). В дверных проемах укреплены тренажеры «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделаны разметки для игры в «Классики». Пространство организовано таким образом,

чтобы появилась возможность для многовариантных игр.

Кроме того, в группах имеется картотека разнообразных игр,движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр.

Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Так, соединяя карточки, дети составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают ее сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

На некоторых карточках, предназначенных старшим дошкольникам, обзначены нормативы физической подготовки, которые ребенку необходимо выполнить, чтобы получить поощрение - значок. Для детей старшего дошкольного возраста созданы карточки-нормативы, включающие возрастные показатели контрольных упражнений в беге, прыжках, метании. Кроме того, согласно нормативу ребенку необходимо освоить умение играть в «классики» (два-три вида), прыгать на скакалке разными способами (четыре-восемь способов), поймать мяч ловушкой и др.

Для усиления эффективности физического воспитания дошкольников, в ДОУ «Тополек» даются задания на дом. Эти задания можно разделить на две категории:

  • 1) задания по тренировке упражнения, ранее разученного в группе (с использованием карточек-схем);
  • 2) задания по изготовлению простейших тренажеров; эти задания выполняются родителями совместно с детьми (прил. 1).

Использование тренажеров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Массажеры можно использовать в процессе выполнения общеразвивающих упражнений.

Организация двигательной активности в ДОУ.

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребёнка. Поэтому наш детский сад обеспечивает рациональный уровень двигательной активности, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность определяется не столь биологической потребностью ребёнка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитанием и обучением.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Поэтому при распределении двигательного режима мы учитываем:

- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) .

- зависимость двигательной активности от времени года (наиболее высокие показатели у детей старшего дошкольного возраста выявлены в весенне-летний период: средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут, интенсивность – 70 дв. мин. В осенне – зимний период года показатели колебались в пределах 13200 – 15600 движений, 270 – 280 мин., 50 – 60 дв. мин.)

- индивидуальные особенности детей, их возраст

- состояние здоровья

- дифференцированный подход

Всё это способствует оптимизации двигательной активности детёй.

Двигательный режим нашего ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

В санитарно – эпидемиологических правилах и нормативах от Минздрава России сказано, что следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно – воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.



Публикации по теме