Требования к микроклимату помещений в доу. Микроклимат дошкольных учреждений Что понимают под микроклиматом детского учреждения

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми; 50 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; 35 % – хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»).
Ведущими отечественными педагогами и психологами отмечается, что современный ребенок чаще всего находится в статическом положении. Причиной тому являются долгие просмотры мультфильмов, игра на компьютере. По этой же причине дети дошкольного возраста меньше находятся на свежем воздухе, что отрицательно сказывается на их здоровье. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением остро встал вопрос о максимальном увеличении времени детской подвижности в ДОУ.
В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальна, на мой взгляд, она для воспитателей, работающих в группах для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации малышей к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к ДОУ.
Основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в ДОУ является рациональный оздоровительный режим. Режим дня в детском саду должен быть гибким. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки: дети вынуждены значительное время находиться в статической позе. Ребёнок уже в детском саду испытывает вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности необходимо использовать оздоровительные физические упражнения, рационально организовать режим дня в группе таким образом, чтобы дети как можно больше находились в движении. В результате физических нагрузок улучшаются функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, ускоряется её развитие, развивается и укрепляется мышечный аппарат, активнее работает дыхательная система, улучшается координация деятельности нервных центров, повышается эмоциональный тонус. Занятия физической культурой улучшают процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.
В режиме дня обязательно должны присутствовать: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, динамические паузы (физкультминутки, логоритмическая, пальчиковая гимнастики, телесные игры), профилактическая гимнастика (проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья – это массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика), дозированный бег и ходьба на прогулке, подвижные и спортивные игры на прогулке, игры-хороводы в группе, релаксационные упражнения (перед сном), бодрящая гимнастика (после сна), занятие в спортивных секциях, занятия в танцевальных кружках; должны иметь место спортивные, музыкальные и оздоровительные досуги и праздники, дни здоровья и неделя здоровья.
Для того чтобы физические упражнения не превращались для малыша в рутинную работу, организую утреннюю гимнастику в виде интересной, увлекательной игры. Чаще всего игровые комплексы утренней гимнастики сопровождаются весёлой детской музыкой, потешками, прибаутками.
Учитывая комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса, комплексы утренней гимнастики соответствуют теме недели, что позволяет повторить и закрепить с детьми изучаемый материал в непринуждённой игровой форме.
У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.
В детском саду необходимо создавать комфортные условия для детей с учётом положительного воздействия на здоровье цвета, света, растений, развивающей среды.
Светотерапия: правильно подобранный световой климат ДОУ оказывает положительное воздействие на детей, сохраняет зрение, выявляет художественную выразительность интерьера.
Цветотерапия: цвет – это важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребёнка обстановке лежит в основе его комфортного существования. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает это сам человек или нет.
Музыкотерапия – музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Музыка выступает регулятором жизненных ритмов.
Микроклимат – комфортный психологический микроклимат является одним из главных направлений в работе с детьми.
Развивающая среда – в группах необходим уголок здоровья, в котором дети самостоятельно занимаются спортом и закрепляют знания о здоровье.
Условия должны создаваться не только в группе, но и на участке, участок должен быть не только красивым, но и полезным для всестороннего развития детей.
Ведь здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Но можно противостоять вредным влияниям на организм, чтобы не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит изменить образ жизни и совершится чудо: дети будут чувствовать себя здоровыми.

Оптимальные параметры микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), содержание вредных веществ в воздухе помещений в количествах, ниже предельно допустимых концентраций, обеспечивают безопасные для здоровья детей условия пребывания в образовательных учреждений любого типа.

Низкие температуры, сквозняки в помещениях провоцируют простудные заболевания у детей. Повышение температуры, наличие вредных веществ в воздухе помещений, в том числе повышенные концентрации углекислого газа, могут стать причиной снижения работоспособности, способствуют при длительном воздействии развитию синдрома хронической усталости, что сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья в целом.

В настоящее время в школах, дошкольных учреждениях при проведении капитальных ремонтов в обязательном порядке, выборочно - при текущих ремонтах старые окна с деревянными рамами меняются на современные герметичные конструкции.

При этом далеко не всегда принимаются во внимание требования санитарных норм и правил по обеспечению оптимальных параметров микроклимата и воздушной среды в помещениях для пребывания детей и подростков.

После замены окон в помещениях температура воздуха может превышать нормируемые показатели (в игровых в дошкольных организациях не ниже 21ºС, в спальнях не ниже 19 ºС; в учебных кабинетах школ 18-24ºС, в спортивном зале, мастерских 17-20ºС).

Для контроля температурного режима групповые помещения в ДОО, учебные помещения и кабинеты в школах должны быть оснащены бытовыми термометрами, вывешенными на внутренней стене помещения на уроне дыхания детей.

Проветривание помещений является обязательным фактором для поддержания параметров микроклимата на должном уровне. Все помещения образовательных учреждений должны ежедневно проветриваться.

В дошкольных организациях сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проведении проветривания допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 С.В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

  • В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
  • В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

Учебные помещения в общеобразовательных учреждениях проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые
перемены

в большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

20-30

От 0 до -5

2-5

15-25

От -5 до -10

1-3

10-15

Ниже -10

1-1,5

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

  • Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°С и скорости движения ветра не более 2 м/с.
  • При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10°С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1-1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5-10 минут.
  • При достижении температуры воздуха плюс 14°С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Для организации проветривания окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна составлять не менее 1/50 площади пола помещения.

Управление приборами для открытия должно быть доступным, не требующим дополнительных конструкций (табуреты, лестницы-стремянки) для предупреждения травматизма.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать эффективный режим проветривания, направление потока наружного воздуха в верхнюю часть помещения – в подпотолочное пространство, где сосредоточен теплый внутренний воздух, что приводит к распределению температур и формированию нормального воздухообмена в помещении.

На отопительных приборах должны использоваться ограждения, выполненные из материалов, безвредных для здоровья. Ограждения из древесностружечных плит и других полимерных материалов использовать нельзя. А также не допускается к использованию переносные обогревательные приборы и обогреватели с инфракрасным излучением.

Кроме того, конструкция ограждений должна обеспечивать движение воздуха, ограждения должны быть съемными для проведения влажной уборки отопительных приборов и подоконного пространства, крепление – безопасным.

Таким образом, соблюдая несложные правила поддержаниям оптимального микроклимата в основных помещений пребывания детей и подростков в образовательных организациях, тем самым осуществляются неспецифические профилактические мероприятия в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРЗ и гриппом.

Ольга Федорова
«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Позитивный микроклимат , психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада . Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе . Эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы , характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение - это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение - стороны общения. Отношение - это позиция личности ко всему , что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание - это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию . Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому важная задача в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе . Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

С января месяца в нашу группу поступили новые дети из четырех других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившимися игровые, деловые и личные связи; определенные межличностными отношениями. Ситуация обострялась, так как некоторые дети изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними . И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы . Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.

Перед нами встала задача : как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат , который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы : снятию напряжения в детском коллективе ; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

сплочению группы .

Невозможно дать однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада , но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива :

Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы , психологический настрой на совместную деятельность);

Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день» это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки ведь они могут все : и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

Вот я и вам коллеги предлагаю ответить на вопрос, за что вы любите свои руки? А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

«Уголок настроения» - для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографию группы детей , от каждого ребенка провести ниточку на конце которой будут приклеиваться кружочки. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения : красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад , дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы : «Ты чего такой грустный?» , «У тебя плохое настроение?» , «Что случилось?»

Сейчас я предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе

Использование принципа М. Монтессори : принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик» , «Сердитый стул» , «Ковер мира» ).

Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира» . Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе .)

Использование в течение дня игры-правила : «Кричалки-шепталки-молчалки» , «Поём-молчим» (для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей) ;

Копилка добрых слов «Комплименты нашей группы » , которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно;

Игра-эксперимент «Секрет» (автор Т. А. Репина) . Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки» . У кого оказалось 6-7 «подарков» - это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» - это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» - это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» - в группе хороший , благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных» - удовлетворительный микроклимат в группе .

В своей работе можно использовать и еще один прием на сплочение коллектива и развитие умения терпимости, умения договариваться. Перед вами бумажные белые варежки. Вы сейчас разобьетесь на пары. Вам необходимо нарисовать одинаковый рисунок, пользуясь всего двумя карандашами (красным и синим) . А теперь ответьте на вопросы : Какие качества понадобятся ребенку, что бы выполнить подобное задание? Молодцы у вас эти качества уже сформированы, вы прекрасно справились с заданием.

Можно в группе завести «Шкатулку добрых дел» , за каждый добрый поступок в неё класть красную фишку, за плохой - синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы .

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна» , в которой могут быть свои традиции. Для одной группы - это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т. д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада . Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы :

Дерево эмоций - развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;

Шкатулка добрых дел - развитие совместной деятельности детей;

Гора успехов - развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

Есть такая притча : Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил : сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу : «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая» , разомкну руки, и она улетит, а если «живая» , незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил : «Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Создание позитивного микроклимата в группе детского сада в ваших руках !

Физические нагрузки детей и подростков значительно различаются в зависимости от вида деятельности и, безусловно, отличаются от физических нагрузок взрослого работающего населения. Поэтому микроклиматические условия в дошкольных и школьных организациях имеют свои отличия от микроклиматических условий производственных помещений. Для поддержания оптимального микроклимата, профилактики перегревания и переохлаждения в дошкольных и школьных организациях для разных видов деятельности организуются и оборудуются специальные помещения.

Например, используются особые объемно-планировочные решения для проектирования спортивных и физкультурных залов, необходимых для проведения занятий физической культурой, площадь и объем которых намного больше, чем в помещениях со спокойной учебно-воспитательной деятельностью.

Большая чувствительность детей и подростков (в связи с возрастными особенностями терморегуляции) к изменениям микроклимата выдвигает необходимость обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно, создание условий для тренировки приспособительных механизмов. Поэтому нормы микроклимата детских и подростковых учреждений дифференцированы в зависимости от возраста, функционального назначения помещений и разработаны с учетом тренирующего воздействия, то есть даны не только в пределах зон теплового комфорта, но расширены до границ допустимых уровней.

2.1. Нормирование микроклимата дошкольных организаций.

Гигиенические требования к показателям микроклимата и инженерным системам, обеспечивающим микроклимат в дошкольных организациях, установлены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных организаций (далее – ДО), входы в здания должны быть оборудованы тамбурами.Здания ДО оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.Теплоснабжение зданий ДО следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных.Паровое отопление не используется. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулирующими устройствами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. Во избежание травматизма детей (ожогов) температура поверхности нагревательных приборов должна быть в пределах 70-80 °C.

В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 °C. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60 %, в производственных помещениях пищеблока и постирочной – не более 70 %.Скорость движения воздуха в основных помещениях для детей должна быть 0,05-0,1 м/сек. Нормируемые уровни температуры воздуха и показатели кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных организаций приведены в таблице 4.

Для осуществления проветривания всех основных помещений ДО окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны года фрамугами и форточками. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 °C.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте 0,8-1,0 метра от пола.

Таблица 4 – Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных учреждений

Помещения

Темпера-тура воздуха, ºС

Кратность обмена воздуха в 1 час

В I А, Б, Г климатических районах

В других климатических районах

Приемные, игровые младшей дошкольной группы

Групповые, раздевальные

Спальни дошкольных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Медицинские помещения

Отопление в этом году началось позже обычного. Страна, как-никак, идет в Европу! Идет настолько быстро, что газ за ней не успевает... В общем, кто-то с кем-то не договорился, кто-то не закупил, кому-то не дали кредит, где-то прорвало и т. д. Короче говоря, на улице + 5 °С, а батареи холодные.

Ежедневно по телевизору показывали репортажи о несчастных детях, замерзающих в детских садах. Там всего +17 °С, детки в свитерах, но мужественные: скачут, улыбаются... Крупным планом возмущенные мамы. Они уж точно понимают всю серьезность ситуации: кошмар, надо что-то делать, заморозим ведь детей!

Ну наконец-то, ДОЖДАЛИСЬ! Включили-таки отопление. Полегчало. Отлегло.

Столбики термометров поползли вверх, быстро преодолели символические 20 °С, оставили позади нормальные 22 °С, перепрыгнули комфортные 25 °С и замерли наконец на уровне теплых 28-30 °С.

Все дружно успокоились. Мамы довольны, журналисты потеряли интерес, дети... А что, собственно, дети? Пусть снимают свитера и радуются побыстрее. Почему побыстрее? Да потому, что радоваться недолго осталось...

Мы все прекрасно понимаем: температура воздуха в помещениях детских дошкольных учреждений (ДДУ) не может быть такой, как хочется директору садика, нянечке или воспитательнице. Она (эта температура) не устанавливается по прихоти какой-либо особо активной мамочки или по решению особо демократического органа под названием «родительское собрание».

Температура воздуха в ДДУ строго регламентируется особым документом, который носит гордое название «Государственные санитарные правила и нормы...».

Государство решило, что ему необходимы особые, опять-таки государственные, органы, которые возьмут на себя заботу о здоровье детей. Как следствие - во всех без исключения республиках бывшего СССР имеются министерства, контролирующие всё, что связано с охраной детского здоровья, и организующие работу ДДУ и школ. Министерства эти называются по-разному: здравоохранения, охраны здоровья, образования, образования и науки и т.д. и т.п., но суть и направленность действий от названия не зависит.

Под руководством министерств ученые мужи в течение многих десятилетий проводили исследования, ставящие своей целью узнать, какими должны быть параметры воздуха в школах и ДДУ. Вполне очевидно, что должные, правильные, нормальные параметры воздуха - это такие параметры, при которых отрицательное влияние на здоровье ребенка, а следовательно, и заболеваемость - минимальны.

Ученые установили, что имеются три основных показателя, подлежащие контролю:

1) температура воздуха;

2) относительная влажность воздуха;

3) интенсивность воздухообмена.

Для каждого показателя медицинской наукой определены оптимальные значения, которые, собственно, и включены в упомянутые выше «Государственные санитарные правила и нормы...». О каком бы государстве ни шла речь (России, Украине, Беларуси, Молдове и т.д.), значения эти примерно одинаковы. Нет, они могут отличаться на 1 °С или на 5% относительной влажности, но отличия эти - скорей попытка продемонстрировать оригинальность и независимость от тоталитарных инструкций бывшего СССР, нежели расхождение во мнениях.

Никто никаких новых исследований не проводил, да и зачем, ежели и без того все ясно и ответы на вопросы получены.

Итак, где бы вы ни жили - если ваш ребенок посещает детский сад, там должна быть температура в игровых комнатах 21-24 °С, а в спальнях 18 - 22 °С. При этом 24 °С в игровой и 22 °С в спальне - это рекомендация для ясельных групп, расположенных в климатических районах, где среднемесячная температура января колеблется от -14 до -32 °С.

Еще раз повторим. Пожалуйста, запомните:

температура воздуха в игровой комнате детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 24 °С ;

температура воздуха в спальне детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 22 °С .

С влажностью воздуха на первый взгляд проще: никто толком не понимает, что это такое, зачем и чем ее измерять, как ее регулировать и кто должен этим заниматься. Неудивительно, что рекомендации, в соответствии с которыми относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, воспринимаются как нечто абстрактное и непостижимое. Тем не менее на этом этапе давайте хотя бы повторим и запомним:

относительная влажность воздуха в помещениях детского сада должна составлять 40-60%.

Теперь нормы для школ :

температура воздуха в классах 17-20 °С, в мастерских 16-18 °С, в спортивном зале - 15-17 °С;

относительная влажность воздуха 40-60% .

Несколько слов о воздухообмене. Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать. Тем не менее вам наверняка будет интересно ознакомиться с некоторыми положениями Государственных норм и правил для ДДУ:

- Для создания благоприятных условий среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Оно должно проводиться только в отсутствие детей: до их прихода, во время занятий в зале, во время прогулки.

- Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.

- В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) проводится при открытых окнах (избегать сквозняка).

Немного о проветривании в школах. Его рекомендуют осуществлять на переменах, при этом длительность проветривания определяется температурой на улице. При температуре выше +6 °С проветривать на малой перемене надобно от 4 до 10 минут, а на большой - от 25 до 35 минут. При температуре на улице ниже -10 °С проветривать на малой перемене надобно от 1 до 1,5 минут, а на большой - от 5 до 10 минут.

Что мы имеем на практике? В подавляющем, в абсолютном большинстве ДДУ и школ показатели воздуха Государственным требованиям не соответствуют. Возможны, разумеется, исключения, но исключения эти имеют место лишь тогда, когда возникает чрезвычайная ситуация: отопление не включили, авария, экстремально низкая температура на улице, низкое давление газа и т.д. и т.п. Тем не менее, если мы рассматриваем нормальный среднестатистический детский сад, в котором «нормально» работает отопительная система, так в этом детском саду температура и влажность воздуха практически всегда не соответствуют существующими требованиям .

Жалобы на то, что в детском саду очень жарко и нечем дышать, звучат ото всюду. Температура 28 °С - почти стандарт, 30 °С - совсем не редкость. Значение влажности воздуха - тайна за семью печатями. Детский сад, в котором имеется гигрометр (прибор для измерения влажности), - это такая же редкость, как детский сад с собственным бассейном, хотя создается впечатление, что бассейны встречаются чаще.

На первый взгляд ситуация абсолютно непонятна, абсурдна, необъяснима:

Имеются Государственные требования;

Имеются лица, обязанные эти требования выполнять, - администрация ДДУ и школ;

Имеются опять-таки государственные органы, обязанные контролировать выполнение этих требований, - органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования игнорируются, ничего не происходит.

Может быть, все это ерунда? Ничего страшного? Может быть, так и надо? Тепло - это ведь не холодно (жар костей не ломит)!

Любая система отопления высушивает воздух. Чем интенсивнее работают нагреватели и, соответственно, чем выше температура в помещении, тем суше воздух.

Сухость воздуха - это очень плохо и опасно.

Почему?

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей ежедневно контактируют с миллиардами микробов. Абсолютное большинство микробов не оказывает на организм никакого отрицательного влияния, поскольку, во-первых, они не могут закрепиться на поверхности слизистых оболочек (в носу, в горле), а во-вторых, слизистые оболочки вырабатывают жидкость (слизь, сопли, мокрота), которая в огромном количестве содержит вещества, убивающие вирусы и бактерии.

Способность слизистых оболочек останавливать и уничтожать микробы в месте внедрения называется местным иммунитетом . Если местный иммунитет не справился, тогда уже развивается болезнь и начинает работать иммунитет общий.

Если ваш ребенок часто болеет «простудными» болезнями, значит у него слабый местный иммунитет.

Врожденно слабым местный иммунитет не бывает практически никогда. Местный иммунитет уничтожается родителями и администрацией детских дошкольных учреждений .

Мы живем в стране, где минимум полгода отопительный сезон. Значит, минимум полгода (полжизни!) наши дети проводят большую часть времени в помещениях с сухим и теплым воздухом.

Сопли, мокрота, слизь могут убить инфекцию только тогда, когда они жидкие. Сухая слизь - это богатая белком питательная среда для бактерий.

Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.

Сухой воздух высушивает слизь и способствует ее инфицированию. Засохшая слизь - главная причина отитов, гайморитов, бронхитов и воспалений легких.

Сухой воздух - главная причина роста аденоидов и развития хронических тонзиллитов.

Сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и аллергенам, отсюда риск аллергических болезней - от ринита до астмы.

Сухой воздух для детей намного опаснее, в сравнении со взрослыми: у детей более интенсивный обмен веществ, они вырабатывают больше тепла, а регулируют теплообмен не столько кожей (как мама и папа), сколько легкими. Сухой и теплый воздух не позволяет ребенку нормально «сбрасывать» лишнее тепло, это приводит к потерям жидкости во время дыхания и увеличивает потливость. Отсюда сгущение крови, нарушение работы внутренних органов, бесконечное питье по ночам и т.д.

Еще раз повторим: в отопительный сезон чем воздух теплее, тем он суше.

И еще один момент, исключительно важный в отношении проветривания.

Суть: самые распространенные детские болезни - ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). Главная эпидемиологическая особенность респираторных вирусов состоит в том, что они мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Таким образом, проветривание - самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах.

Существующая в детских учреждениях отопительная практика - это геноцид местного иммунитета . Это одна из главных причин бесконечных детсадовских соплей, это миллионы оплаченных государством больничных листов, это тонны съеденных антибиотиков, это десятки литров крови и сотни литров мочи, собранные для анализов, это тысячи госпитализаций.

И эта практика существует. И об этом не пишут журналисты. И это, похоже, не волнует никого. Если температура воздуха опустится на 2 °С ниже положенной, так об этом расскажут в новостях все центральные каналы, хотя риска здесь нет никакого и «проблема» с легкостью решается дополнительной рубашкой.

Почему все молчат или говорят такое, что лучше бы молчали?

1. Прежде всего потому, что не знают, как правильно, как должно быть. Более того, все убеждены в том, что ребенок маленький и слабенький, поэтому его надобно греть и кормить. Многочисленные примеры, показывающие, что голые и не перекормленные болеют реже, никого и ни в чем не убеждают.

2. Общественное мнение однозначно рассматривает тепло в качестве добра. Холод (20 °С), открытая форточка, прогулка в сырую погоду - якобы главные враги детского здоровья. Никто не может или не хочет понять: дети болеют не оттого, что мерзнут, а оттого, что потеют! Отит начался не потому, что было открыто окно, а потому, что из-за сухости воздуха засохла слизь в слуховой трубе...

3. Журналисты - носители общественного мнения и делают все для того, чтобы потакать общественному мнению. Репортаж о замерзающих детях! Какой отклик, какой рейтинг! Сам мэр звонил и просил прощения!

4. Администрация ДДУ и работники санитарных служб не имеют ни сил, ни авторитета, ни желаний для того, чтобы противостоять общественному мнению. Одна мамочка, устроившая скандал в связи с тем, что ее ребенок заболел бронхитом якобы потому, что была открыта форточка, отобьет у воспитательницы желание открывать эту форточку на долгие годы. Более того, именно эту воспитательницу обвинят во всех смертных грехах и никто не встанет на ее защиту.

5. Бесконечные детские «простудные» болезни - это бесконечный бизнес, это миллиарды, полученные от продажи стимуляторов иммунитета, витаминов, антибиотиков, отхаркивающих средств, капель в нос и т.д. и т.п. Это тысячи лабораторий, ищущих причины ваших частых болезней.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Прежде всего всем понять:

если температура и влажность воздуха в детском саду не соответствует государственным требованиям, значит работники детского сада совершают должностное преступление, а органы санитарного надзора, на это не реагирующие, преступление покрывают и таким образом становятся его соучастниками .

В спальнях и игровых комнатах каждого ДДУ должны быть термометры и гигрометры.

Проще всего приобретать электронные многофункциональные устройства - как правило, это часы, которые показывают и температуру, и влажность, и многое другое (в зависимости от цены).

Для увлажнения воздуха необходимо использовать специальные бытовые приборы - увлажнители воздуха. Паровые увлажнители для детских садов крайне не желательны, а ультразвуковые увлажнители - оптимальны.

Муниципальные детские сады должны требовать финансирования приобретения увлажнителей, опираясь на требования родительской общественности. Однако чем раньше вы проведете родительское собрание и обсудите, на какие средства вам купить термометр, гигрометр и увлажнитель, тем больше у вас появится шансов сэкономить на лекарствах.

Нагревательные элементы (батареи отопления) в детских учреждениях обязаны иметь регуляторы. Если регуляторов нет, думать о том, как их летом поставить, а пока уменьшать теплоотдачу батарей - обкладывать теплоизолятором (например, пенопластом), накрывать одеялами и т. д.

Помните: если в зимнее время вы открываете окно, то в комнату заходит холодный воздух, в котором практически нет воды (чем ниже температура воздуха, тем меньше в нем водяных паров). Нагреваясь, такой воздух высушивает воздух в помещении. Главный вывод - регулировать температуру воздуха надо закрытой батареей, а не открытой форточкой.

Совет администрации ДДУ. Напишите на бумаге большими буквами следующий текст:

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМПЕРАТУРЕ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Температура воздуха в игровых комнатах 21-23 °С, а в спальнях 18 - 21 °С.

Относительная влажность воздуха 40-60%.

ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ

АДМИНИСТРАЦИЯ ДДУ БУДЕТ ПРИВЛЕЧЕНА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ».

Бумагу с указанным текстом повесьте так, чтобы ее видели все родители. Как только кто-нибудь откроет рот и начнет кричать про холод и т.д. - отправляйте его выяснять отношения с государством. Знакомьте с нормами всех, кого вы принимаете в ДДУ. Если подобные требования не устраивают, пусть сидят дома в обнимку с обогревателем.

Дорогие мамы и папы!

То, что делают в большинстве детских садов со здоровьем наших детей, - это невыносимо, и с этим надо бороться.

Государственные требования игнорируются, контролирующие органы свои функции не выполняют.

Давайте действовать самостоятельно! Ведь речь идет о здоровье наших детей! Это более чем достаточный повод для того, чтобы перестать надеяться на кого-либо и ждать милости от чиновников.

Мы прежде всего должны попытаться изменить общественное мнение, сделать все для того, чтобы люди получили элементарную информацию. Мы все должны понять: наши любимые, добрые и ласковые бабушки не являются носителями истины. Если бабушка убеждена в том, что открытая форточка - это плохо, а наука считает (и практика подтверждает), что это хорошо, так надо как-то определяться! Что нам дороже? Нервы бабушки или здоровье ребенка? Сложный выбор, но надо решать.

Коль скоро государство умыло руки, так давайте мы с вами будем формировать общественное мнение. Дайте ссылку на этот документ всем своим друзьям. Обсудите на форумах. Распечатайте, раздайте родителям, проведите родительские собрания. Расскажите здесь, что у вас получилось, поделитесь опытом.

Поймите главное: если нормальный от Бога ребенок не вылезает из болячек, значит у этого ребенка конфликт с окружающей средой. И надобно не ребенка лекарствами кормить, а по мере сил и возможностей изменять окружающую среду . Это наш долг перед Богом и совестью. Ну подумайте: о каком здоровье можно говорить, если полгода нашим детям нечем дышать!



Публикации по теме