Работа вожатым что нужно знать. Личный опыт: Зачем идти вожатым в детский лагерь

Моё долгожданное лето... Думаете, началось? А вот и нет. К большому сожалению, я отдохнула за все лето только около недельки в самом начале июня. Спросите, почему? Отвечу, только не сейчас...

Что же, завтра мне нужно будет отправиться в самое длинное путешествие в моей жизни - поездка в лагерь ждёт меня. Думаете, еду отдыхать? Ага, конечно, работать вожатой!

Вечером, собрав огромный чемодан и положив всё нужно-ненужное и, конечно, любимый плед, я улеглась спать. Ночь выдалась нелегкая: столько мыслей приходило, как же всё-таки откосить от поездки. Да, честно признаюсь, я очень не хотела никуда ехать. Нет, детей я люблю, но я дико боялась, что во время отдыха они попадут в какую-нибудь неприятную историю с очень плохим завершением. Днём я пересмотрела все ужасные ролики, как дети развлекаются в лагере, поэтому ночью не сомкнула глаз.

Утро. Час сборов прошел незаметно, и вот уже стою на остановке, выпив дома от нервов валосердина и закусив валидолом. Стояла я не одна - в качестве поддержки (или что б не сбежала) стояла моя мама. Она успокаивала меня, говорила, что всё нормально будет, но я задала ей один вопрос: "Мам, валерьянку положила?". Она вздохнула и кивнула головой.

Автобуса долго не было, и я опять обратилась к маме: "Мамусь, автобуса что-то уже долго нет, может, это судьба? Сам Боженька, наверное, не хочет, что б я поехала в лагерь. Пошли домой? Давай еще 10 минут - и домой пойдём, и преподавателям так и скажем, что транспорта не было, и возможности тоже, ну ведь пару раз прокатывало, когда пары прогуливала, и сейчас, может, сгодится".

Мама была в негодовании, но понимала моё волнение, поэтому на все эти глупости отвечала с юмором и с шутками. В итоге автобус, к моему огромному сожалению, приехал.

Вожатые, дорога в лагерь

40 минут тряски в автобусе, и я в городе, в колледже. Увидев родные лица однокурсниц и поняв, что я не одна такая с недовольным фейсом, выдохнула с облегчением. Вначале нам сказали, что мы поедем в комфортабельном автобусе, так как нас 20 человек, но вместо этого за нами приехала маршрутка. Мы, бедные 19-летние детки, кое-как залезли в эту маршрутку на 17 или 18 мест, поверх нас оказались наши чувалы, в общем, было тяжело и дышать, и двигаться, а говорить даже не хотелось. Дверь закрыта, а нас ждали чудесные 200 км, или же 4 часа поездки в лагерь.

Как ехали, рассказывать не буду, скажу одно: было всего одно окно, дальше понимаете, думаю, каково нам было.

Добравшись кое-как, с опозданием на час, мы наконец-то вышли из парилки, и не важно было, куда мы приехали. Увидев вывеску "Добро пожаловать в летний оздоровительный лагерь!" мы перекрестили и боялись сделать шаг в эти чудные ворота, но нужно было идти. С ужасным настроением, с уставшим видом, измученные мы дождались администрацию.

Первое вожатское собрание, после которого мы еще больше хотели вернуться домой, было совсем не весёлым. Нас загружали всякой информацией и штрафами - да, про штрафы мы запоминали лучше, ведь это наши денежки. В общем, идя расселяться по корпусам, мы рыдали.

Разложив свои вещи, поделив кровати и полки, чуть не подравшись, где кто будет спать, девочки 19 лет пошли осматривать комнаты своих подопечных. Ничего особого там не было: 4 кровати, душ, туалет и розетки.

Поняв, что завтра тут будут дети, и их будет много, очень много, мы решили чем-нибудь их порадовать. Думаете: "Какие хорошие вожатые, готовятся самостоятельно к приезду деток". Ага, нас заставили это делать в час ночи! Т.е. мы уставшие после дороги должны были вырезать что-нибудь оригинальное, положить деткам на кровати, и чтобы там были надписи типа: "Мы вас ждали", "Вы лучшие", "Мы рады вашему приезду". В общем, нам пришлось выжать из себя все эти милости и создать праздник. Создавали мы его недолго, нам хватило часа, и в два ночи, дорыдав последние слёзки, уснули.

Первый рабочий день

В 7:00 мы с опухшими лицами после ручьёв слёз начали собираться к трудовому дню. Мы думали, что нам привезут деток, выдадут - и все, мы их только расселим. Ага, не тут-то было!

В лагере было такое место - КПП, это мини-дворик внутри лагеря, там находились столики и лавочки, и только там дети встречались со своими родителями, мы сразу назвали его мини-тюрьмой. Так вот, нас вызвали на это КПП, возглавляла всю процессию директриса. Когда приехал первый автобус было легко: директрисе дали список детей, и она быстро расписала кого куда.

Мы отвели первых двоих к себе в отряд, и очень хотели, чтобы больше в нашей "семье" никого не было, но потом автобусы приезжали один за другим, и все ничего не успевали. Мы были как заведенные спортсменки по бегу - туда-сюда-обратно, и так раз 200. В общем, набежало к нам 30 человек детей в отряд, и мы не знали, радоваться или нет.

Было видно сразу, что дети очень шустрые. Собрав всех на первый "отрядный совет", я и моя напарница стали детям доносить информацию о том, что можно делать, а что нет. Но у детей было иное представление о жизни в лагере. Началось все с того, что один мальчик ушел, как оказалось, проведать своего друга в другой корпус, а мы не знали, что делать и куда он мог ускользнуть. Потом он зашел как ни в чем не бывало и спросил: "Я ничего не упустил?". Все начали шуметь, нас уже не слушали, и мы их распустили по комнатам распаковывать чемоданы. В общем, мы осознали, что отдыхать тут точно не будем.

Так и оказалось. Первые три дня я была вся в детях, в документах и в звонках их родителей. Напарница в то время была в депрессии, но и в детях тоже. Я думала, что умру, и мысли о переводе в другое училище казались очень реальны.

Наши первые дни казались адом, а дети - дьяволятами, которые так и норовят что-нибудь сломать, кого-нибудь ударить, ну, или же в крайнем случае послать вожатых. Мы в свою очередь были готовы ко всему: с утра 2 пачки кофе, 7-8 таблеток валерьянки, в обед доза лекарств чуть меньше - вот и день прошел. Вечерами мы плакали, хотели домой, но детей встречали с улыбкой каждое утро. Дети же ни при чем.

Мы к ним привязались

На вторую неделю мы свыклись со всем, что происходило, и старались держаться, так как валерьянка закончилась, а кофе закончилось еще раньше. Мы работали, играли, угождали, учили, журили, участвовали, лечились, пели, танцевали, учились чему-то новому, открывали в себе разные таланты, в общем, круто проводили время.

Последняя неделя тянулась, дети почувствовав, что скоро домой, начали сносить крышу всему лагерю. Были попытки бежать в "Страну чудес", как рассказал один мальчик, которого я поймала возле выхода из лагеря. Произошел такой диалог:

Ты куда собрался?

Куда-то.

Так, расскажи, пожалуйста, что у тебя случилось, может, я тебе смогу помочь?

Нет, я иду искать "Страну чудес".

Озадачившись ответом, отвела его в корпус, спросила у напарницы, что будем делать, а она расхохоталась и сказала, что "Страна чудес" - это какая-то игра, которую придумали дети, правда, правил никто не знает.

Неделя тянулась, а дети съезжали с планки "пиратов, крушащих всё подряд" до "мамонтёнка, который хочет к маме". Стараясь подарить любовь детям, на протяжении всей смены мы незаметно к ним очень привязались. Да, пускай мы не спали из-за них, крышевали их, ручались головой за них перед их родителями, нас ругало начальство из-за их поведения, но мы их сильно полюбили. Это были наши дети, и за них мы готовы были порвать всех и вся. Мы с детьми стали бандой, положительной.

В последние дни, хоть и распорядок был четкий, мы большую часть времени проводили за беседами. Разговаривали о лагере, смеялись, придумывали шутки, да и просто развлекались все вместе.

В предпоследний день, стоя в орлятском кругу, мы с напарницей разрыдались, хоть и дали друг другу обещание, что плакать не будем. Нам было сложно представить, что завтра в корпусе будет тихо, никого не будет в комнатах. Дети плакали вместе с нами. Они подходили после этого круга, обнимали и говорили, как они нас любят и, главное, за что.

Ко мне подошел обниматься не только мой отряд, но и ребята из других отрядов. Во время смены мне удалось пообщаться чуть ли не с каждым ребёнком, и это происходило невзначай. Кто-то сидел горевал на лавочке о расставании с любимым, кто-то не хотел переводится в другой отряд, кто-то убегал от вожатой, кто-то грустил о несчастной любви и многое другое. И в эти моменты я не могла пройти мимо. С теплыми объятиями, с улыбкой, с облегчением на душе, с новыми позитивными мыслями ребята уходили по корпусам.

Я ничего особого не делала и не говорила, просто выслушивала и как-то быстро подбирала хорошую цитату из книг либо совет. Они уж сами решали, то ли слушать, то ли развернуться и уйти снова в себя. Все выбрали первый вариант. Они доверяли мне и слушали очень внимательно, а после ни одного из них я не видела с поникшими лицами.

От слов, которые говорили мне ребята, я таяла и плакала. Настолько не хотела уезжать и оставлять рябят.

Лагерь закончился, как и моя педагогическая летняя практика, и сказав в самом начале самой себе: "Я сюда больше ни ногой", собираюсь на последнюю смену в этот прекрасный лагерь. И думаю, что валерьянку брать не придётся.

Алина Жданова

Комментировать статью "Как я работала вожатой в летнем лагере"

Вожатые -студенты с приблатнеными песнями под гитару, тоже память сохранила:"Сорок Пару раз мне лагерь меняли на санаторий для детей с заболеваниями бронхо-легочной системы. Приезд в летний лагерь. Программа лагеря "Ждановичи". Экскурсии в детском лагере: Минск...

Обсуждение

а я такая ненормальная, что опять стала в лагерь ездить, работаю теперь там в отпуске
но это надо прочувствовать)
главное отличный коллектив и тогда и сортир не страшен))) хотя найти теперь обычный сортир в лагерях это еще потрудится надо)

Ни разу не была в пионерском лагере.
Моим пионерским лагерем была строящаяся родителями 10 лет дача с огородным участком.
Нормально:)

26.06.2018 19:53:29, НачинкаЯ

Подростки устраиваются работать в детские лагеря - вожатыми, но там курсы надо окончить, в... Скажите ребенку, что ещё в лагере будут вожатые - это люди, которые на протяжении смены будут его лучшими друзьями, наставниками и Летний лагерь и 15-летние подростки.

Обсуждение

Просто к слову пришлось: за последние 5 лет мои девочки ровно 11 раз ездили в летние лагеря. 5 математических, 2 компьютерных, 2 языковых, 2 спортивных. В языковые больше не поедут никогда. То ли там не умеют подбирать вожатых, то ли возвышенно-гуманитарные взрослые парят в облаках, не обращая внимания ни на что, но по рассказам дети там делали что хотели, легко уходя от контроля. К примеру, через год моя проговорилась, как здорово было гулять ночью по крышам зданий. Во всех остальных детей пасли достаточно жестко, из спортивного двоих отправили через неделю после начала смены "за несоответствующее поведение".
При этом оба языковых лагеря были раза в полтора дороже прочих.

Ваши опасения понятны. Но если вам напишут про ужасы-ужасы, то какая альтернатива? Три месяца она будет сидеть дома? На даче или вф берете отпуск? Моя вот хочет работать. Хотя бы месяц. Но негде:(

Раздел: Дети и общество. О безопасности в детских лагерях. Лагерь в Сямозере закрыли. А кто задавался вопросом, как обстоят дела с безопасностью в остальных детских лагерях, особенно с элементами экстремального туризма.

Обсуждение

Ничто не поможет, пока исполнение закона не для всех обязательно, а судебная система не имеет цели защищать права всех граждан подряд. Понимая это, в суд с претензиями против действий организации или администрации никто не обращается, пустая трата времени и денег.
Скорее посадят уличного музыканта, который собрал вокруг себя слушателей.

1. Сплав, парусный спорт на озере, поход с ночевкой в палатках, скалолазание, лошади, горные лыжи
2. Возраст детей 10-14 лет, в отряде 7-12 чел. Группы для активных занчтий формировались исходя из подготовки детей, 1 инструктор на 5-6 детей
3. Частный лагерь, макс 35 чел детей, на всю эту компанию - инструкторов (включая сертифицированных по определенному виду деятельности) - из расчета 1 взрослый (18-35 лет) на 5-6 детей, админ. состав (старший инструктор, начальник) и свой врач. Все инструктора проходят подготовку к данной конкретной смене в Москве.
4. Все в пределах 2-х часов на машине.
5. Все продумано хорошо, насколько я могу судить. Нештатные ситуации - травмы. Решение принимает врач, при необходимости отправляется вместе с ребенком в больницу для оказания необходимой помощи. Родителям сообщают в этот же день. Обычно после установки точного диагноза. Все смены проходили заграницей. Доверенность оформлены на врача и на начальника смены, чтобы была возможность кому-то одному транспортировать ребенка домой.
6. По самочувствию - врач. По погодным условиям - старший инструктор и начальник.
7. Образца договора нет. Могу дать ссылку на сайт лагеря.

Вся эта безопасность дорого стоит. Я лично знаю организатора, поэтому могу доверять. Безопасность и комфорт ребенка там на первом месте, поэтому о заработанных миллионах речи не идет. Путевки стоят дорого, иногда бывали случаи, что смены проводились с небольшим недобором и еле-еле выходили в плюс по деньгам, потому, что экономия на безопасности недопустима.

Посещение детей в лагере. Скажите ребенку, что ещё в лагере будут вожатые - это люди, которые на протяжении смены будут его лучшими Сегодня существует много детских лагерей, совсем не похожих на пионерские лагеря, в которых выросло старшее поколение.

Обсуждение

Девочки, спасибо всем, кто поучаствовал в теме. Все уладилось (ттт) : ребенку мою переселили, деньги вернули. Как оказалось, одна из бывших соседок настроена к моей дочери очень тепло, даже плакала, когда та переселялась... В родительский день мы гуляли вместе с этой девочкой и ее родителями. Выяснилось, чтр наши девочки неплохо находят общий язык и с удовольствием играют вместе. Вторая девочка действительно нагловатая, но она по комплекции заметно мельче моей дочки, хотя и старше на 2 года. Не понимаю, почему моя растерялась и не смогла оказать должное сопротивление ее наглости, да еще и первая девочка оказалась ведомой...

На 7е бывает директор этого лагеря, Баядерка, если не ошибаюсь. Звоните! И просите урегулировать все эти вопросы прям сегодня

31.07.2015 13:40:38, Агар

Вожатой в лагере не понравилось обращение ребенка за помощью к родителям. Сначала все было в пределах разумного - ребенок позвонил с проблемой, я позвонила вожатой, ситуация вроде бы нормально разрешилась. Но параллельно свое "фи" ребенку именно по поводу...

Обсуждение

Это ребенок в первою очередь, и это абсолютно нормально что он звонит вам, если вы корректно разговаривали с вожатой, вожатая не должна была ничего говорить ребенку. Но это в идеале, вожатые на мой взгляд сейчас случайные люди.
Вы ребенку объясните что он сделам все правильно, в след раз когда возникнет минорная ситуация может ведь и в себе держать. А так учить взаимодействовать с детьми со взрослыми самостоятельно, но и вам все рассказывать. Это ребенок не надо на него взрослую модель взваливать, он все поймет и разберется, а пока если не уверен, сомневается, родители должны помогать.

а ребенку в лагере нравится? вариантов от забрала в ту же секунду, а вожатый полетела бы на крыльях с выговором,до забить и забыть.От ребенка зависит.

Я отправляю своего ребенка в лагерь со словами,что это всего лишь оплаченный из нашего кармана отдых.И никто не имеет право его омрачать.
А кто решит,что у него есть на это право,будет доказывать его в других местах.

Про детские лагеря. -- посиделки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков. А вот по поводу...

Обсуждение

Всё зависит от того, куда Вы собрались дитя отправить. Детские лагеря бывают ОЧЕНЬ разные. Я в этом году Эдичку (10 лет) отправила летом в супер-пупер дорогой лагерь с миллионным штатом вожатых, кучей развлекаловок, всё супер модно, современно, ребята из очень хороших семей, по крайней мере из семей высокого достатка. И что? В комнате Эдика мальчики его обзывали, дитя мне звонил - плакал. Правда сам лагерь ему понравился и вожатые тоже, но без душевных травм не обошлось.

Детский коллектив - это всегда жестокость. Надо очень тщательно отбирать детские лагеря, желательно знать, что там и как.

Я бы беспокоилась по поводу того, что с детьми он конфликтный, т.к. и в лагере он стопудово наберет себе синяков.

А вот по поводу одежды я бы не беспокоилась, обычно вожатые следят за ними, хотя будет зима и дитя может здорово простудиться, если будет ходить в мокрых вещах.

Огромное спасибо всем, кто ответил. Еще больше захотела отправить на неделю в лагерь. Если еще есть места. Правда, муж к этому не расположен. Но поговорим. Ответе еще на вопрос – санаторно-курортную карту оформляют в школе или поликлинике?

14.10.2012 00:08:06, ----------

спортивный лагерь, крик души. Я первый раз отправила ребенка,смена короткая - 10 дней. Попробовать. Всего 4 дня прошло,и в воскресенье я его навещала,но меня цжас как потряхивает:(Ему не нравится. Но это пол-беды. У детей забрали телефоны,по факту прибытия,до оплаты...

Обсуждение

Ну вот меня бы тоже потряхивало-поддерживаю. Я вообще не могу понять отъема телефонов у детей в каком бы то ни было лагере, хоть бы и в олимпийского резерва, по двум причинам: я вполне адекватна, и не буду названивать каждые пять минут, вполне адекватен мой ребенок, который знает и время и место как разговорам по телефону, так и всяким развлекательным манипуляциям. Если Вас проинформировали о том что телефоны не забирают, то по факту я бы предложила Вам позвонить тренеру, и твердо но вежливо и спокойно, сообщить о том что наличие телефона в свободном доступе является существенным моментом и оговорен был вами заранее до поездки, и соответственно попросить вернуть телефон, уточнив что он не будет использован в ущерб чему-либо.

Знаю, что сейчас периодически случается без всякого лагеря. так что мне кажется, что для мальчика ранний секс и лагерь не особо связаны. у нас тоже дача и почти все лето он там. соблазнов там больше, и шансов на секс не меньше, чем в лагере.
в лагерь отправляю сейчас с английским языком, они там и больше заняты и условия там лучше. как-то отправила в обычный через 3 дня пришлось забрать, очень плохо кормили

Мой рассказ про лагерь. Родительский опыт. Другие дети. Мой рассказ про лагерь. С чего бы начать? Наверное с того что поехали мы втроем - я, Сеня и наш папа. Одна я ехать побоялась, да и оказалось что была права.

Другие вожатые ставили детей в коридор, дети не терялись и там тоже находили развлечения, например, ловили руками слепней. Девочек никогда не наказывали и не было за что. Единственный выход я нашла - "выматывать" детей днем всякими играми, на ночь читать...

Обсуждение

Можно и нужно (вспоминаю свой п/л). По заднице кедом или 100 приседаний (20 отжиманий) или (самое страшное) - сообщить на работу родителям. Без этого невозможно. А вот еще помится - гусиным шагом (на корточках) вокруг футбольного поля. Тоже забавно.

Никакого негатива не оставалось - наказывали и в самом деле за дело.

Думаю, да. Но действительно способы не должны унижать его достоинство, быть заранее известны ему и родителям.

Для того, чтобы стать вожатым вам нужно проявить себя, показать серьезный настрой и самостоятельность. Вожатыми могут стать молодые люди и девушки в среднем от 20 до 26 лет.

В ряды вожатых обычно попадают подростки и студенты. Однако, чтобы вас приняли, вам предстоит пройти специальную подготовку и быть готовым выполнять ряд требований.

Что нужно, чтобы стать вожатым

В первую очередь, очень желательно иметь социально-педагогическое образование, но если вы горите желанием, то вполне сгодится и другой профиль. Для работы вожатым также требуется окончить специальную школу.

Обучение в подобных школах проводится бесплатно. В подобных школах вас обучают общаться с детьми, преподают особенности работы, помогают выходить из сложных ситуаций. После окончания школы вы получаете на руки специальный сертификат, дающий право на работу вожатого.

Конечно же сертификат далеко не главное! От вас нужна активность, любовь к детям и их обучению, ответственность, сострадание и чувство справедливости.

Одна из особенностей работы это нужно общаться с детьми на равных, не подчеркивая своего положения. Можно сказать даже, что это обязательное условие, если вы хотите получить работу вожатым в отличный детский лагерь.

Противопоказания к работе

Просим обратить ваше внимание на то, что для подобной работы вы не должны иметь никаких психических отклонений и быть полностью здоровым. Если вы курите или любитель выпить, то дорога к карьере вожатого вам точно закрыта. Более того, у вас не должно быть ограничений к работе с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой.

Как стать хорошим вожатым

Как вы уже поняли, работа вожатого полностью связана с детьми, и чтобы эта работа была вам в радость вам обязательно нужно наладить контакт с детьми. Для этого придерживайтесь несложных правил:

Пытайтесь аккуратно руководить детишками в любой обстановке. Также возьмите за правило помогать детям решать их проблемы.
В любой ситуации действуйте в интересах детей, они это оценят.

Обязательно проявляйте терпение, потому что это одно из основных качеств успешного педагога. Пытайтесь его сохранять в самых сложных и неоднозначных ситуациях.

Старайтесь любить детей, несмотря на то, что они возможно в какой-то момент этого не заслужили.

Обязательно будьте уверены в себе, ведь выход из трудной ситуации придется находить только вам.

Будьте открытой натурой – это очень быстро поможет вам наладить контакт с детишками.

Не пребывайте в состоянии ребенка! Давайте поясним, психологи делят состояние человека на три типа: ребенок, родитель и взрослый. Взрослый – это тот, кто способен немного пожертвовать своими мелкими амбициями, ради общего блага. Ребенок же, как вы могли догадаться, эгоистичный и думает только о себе.

Приходится признать, что многие вожатые-новички едут в лагерь с детскими мотивами, т.е. они желают получать удовольствие только для себя любимых. Такая позиция в корне неправильная. Ваша главная задача порадовать детишек, сделать их отдых самым незабываемым. Однако вожатому нужно пребывать с состоянии ребенка лишь для того, чтобы дарить малышам радость с помощью положительных эмоций.

Вожатый – этот человек, который должен служить на благо детей, но самому не становиться ребенком.

Как нужно вести себя с детьми?

Хороший вопрос!

  • Во-первых, дисциплина и еще раз дисциплина. Без нее вы никак не сможете выполнять все остальные поставленные задачи. Обязательное выполнение требований вожатого и лагеря являются основным правилом. Попробуйте объяснить детям, что хорошая дисциплина – это залог отличных взаимоотношений и поможет организовать отдых с максимальной пользой. Несоблюдение дисциплины приведет к негативным последствиям, жизнь в лагере превратится в хаос.
  • Во-вторых, помочь детям настроиться на творческий лад. Это значит помочь им реализовывать свои способности и таланты.
  • В-третьих, нужно сплотить детский коллектив, это поможет детям чувствовать себя комфортней и понимать, что в трудной ситуации им всегда придут на помощь. Другими словами – быть отличной командой.
  • В-четвертых, станьте для детей лучшим товарищем. Для детей крайне важно общение с вожатым. Ни в коем случае не упускайте шанса общаться с ребенком по душам. Дети все прекрасно понимают и чувствуют, поэтому смогут оценить в вашем лице старшего товарища, к которому они могут обратиться за помощью или советом.
  • Возможно Вас заинтересуют.

Поездка в лагерь - первая вылазка ребенка во взрослую жизнь: жесткого контроля нет, вокруг - такие же безбашенные ровесники и мир, полный страшного и веселого. Что творят дети вдали от родительских глаз, кто следит за их безопасностью и какие воспитательные меры принимает руководство - рассказывают вожатые самарских лагерей. Бонус - комментарий психолога: к чему может привести летний отдых и всем ли детям лагерь идет на пользу.

Татьяна Картошкина

Вожатая в лагере «Орленок»

Я откликнулась на вакансию вожатой за три дня до окончания набора сотрудников. Никакого собеседования со мной не проводили: пришла, заполнила документы и все - можешь работать.

Мне достались дети самого противного возраста: 11-12 лет. Как и в любом коллективе, без ссор не обходилось. Один мальчик довыпендривался и ему сломали ногу. В лагерях, когда что-то такое происходит, сразу вызывают скорую и полицию, чтобы зафиксировать, что это не нападение вожатого.

На следующий день по громкоговорителю меня и мальчика, который был инициатором драки, вызвали к директору. Он шел весь белый, перепуганный, дрожащим голосом шептал, что его посадят. Я чуть ли не смеюсь, успокаиваю его, а он уже все, думает, - прощай школа, суши сухари, маман. В кабинете директора парень разрыдался. И мне пришлось этого огромного бугая выше меня ростом обнимать, как котенка, и успокаивать на руках.

Самыми трудными детьми были не хулиганы, а те, кого притащили в лагерь насильно. Такие постоянно плачут, сидят одни. Сначала уговариваешь их что-то делать, а потом просто руки опускаются. Ну вот что сделаешь: сдашься и перестанешь уговаривать, скажут, что были плохие вожатые и неинтересная смена, продолжишь, - другие дети обидятся, что с кем-то носятся, а с ними нет.

Александр Шаров

(фамилия и имя изменены)

Вожатый лагеря «Колос»

В прошлом году в лагере была старшая воспитательница, которая считала нормой отнимать у ребенка телефон за непослушание и пугать байкой про пиковую даму, которая придет и накажет его. Спорить с этим маразмом было бесполезно, так как она была нашим начальником и считала, что лучше всех знает, как обращаться с детьми. Все остальные воспитатели были хорошими - мы вместе устраивали детям игры, потому что развлекательной программы практически не было. Иногда дети веселили себя сами - старшие отряды могли вечерами выпить и покурить.

Однажды я поймал ребенка из своего отряда на краже: пытался стащить телефон из чужой сумки. Начальству докладывать не стал, потому что их методы воспитания не разделял. Вместо этого попытался сам поговорить с мальчиком. Не знаю, помогла ли моя беседа, но после этого он мне больше на краже не попадался. Я довел смену до конца, потому что были дети и руководители, к которым я хорошо относился, не хотелось оставлять их одних.


Наталья Кириллина

Вожатая в лагере «Волжский Артек»

Я поехала в лагерь, чтобы пройти университетскую практику и поначалу была сильно запугана. Однокурсники рассказывали, что дети теряют контроль и могут сотворить что угодно: переспать друг с другом, напиться, подраться.

Мне попался один из старших отрядов: дети 12-14 лет. В первый же день двух мальчиков застукали с сигаретами. Пришлось вместо «свечки» проводить воспитательную беседу, которая, как ни странно, подействовала: до конца смены ребята больше не косячили. За три недели в лагере я поняла, что главное - поставить себя перед детьми, и дальше все пойдет как по маслу.

С детьми надо быть осторожными буквально до каждого слова. Один раз уговаривала девочку поесть известным способом «Ложечка за папу, ложечка за маму», а она мне в ответ: «У меня нет мамы».

Вообще, работа вожатого наполнена форс-мажорами. Один мальчик перепугал нас тем, что ушел гулять по лагерю, пока ребята уже готовились ко сну. Решил устроить «ночной дозор». Если ребенок потеряется или с ним что-то случится, вся ответственность ляжет на вожатых. К счастью, его быстро нашли - и ничего более серьезного в моей смене не происходило.


Кирилл Коваленко

Вожатый в лагере «Волжский Артек»

Я приехал в лагерь не по своему желанию, а на педагогическую практику. К практикантам начальство относилось хуже, чем к вожатым, которые ездили туда каждый год - если им многое прощалось, то нам за пьянку на «королевскую ночь» отказались подписывать дневники практики и оштрафовали. При этом условия жизни были так себе - тесная вожатская на четырех человек. Радовался только, что кормили вкусно и всегда предлагали добавку.

Среди вожатых не очень много парней, и от этого к тебе относятся с большим вниманием. Не всегда в хорошем смысле: в нашей смене был парень, который делал почти все - возился целый день с детьми, сам мыл полы, а его совожатые в это время филонили. Я же с криками, что не мужское это дело, уборкой корпуса не занимался никогда.

Дети мне попались в возрасте 11-13 лет. Спокойные ребята, практически не ссорились. Самой страшной бедой было потерять первую лагерную любовь, не больше. Ребята практически сразу разделились на два лагеря: социально активных и не очень, и всю смену особо не пересекались. Мне повезло, что конфликтов не было - вожатые уровня «практикант на одну смену» не способны предотвращать серьезные проблемы. Нам под силу разве что устранять последствия.

«Большая деревня» попросила семейного психолога внести ясность, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в лагерь и как понять, поможет ли эта поездка стать ребенку более общительным или навредит.

Важно учитывать, что отдых в летнем лагере будет ребенку в радость, если он умеет позаботиться о себе как в бытовом, так и в эмоциональном плане. Он легко справляется с гигиеническими правилами, умеет обратиться за любой помощью ко взрослым, знает, как самого себя утешить или подбодрить, владеет несколькими способами разрешения конфликтов и споров со сверстниками. Возраст, в котором ребенок обретает такую самостоятельность. может быть очень разным - кто-то уже в восемь лет способен к этому, а кто-то и до пятнадцати не освоил эти умения.

Отмечу, что смена в детском лагере не изменит ребенка, но станет лакмусовой бумагой, которая покажет родительские «недоработки». Так, если ребенка направляют в лагерь потому, что он малообщительный и боится сверстников, то обрушившаяся на него необходимость круглосуточно общаться и дружить может травмировать. В условиях обычной жизни ребенок был необщительным не просто так, а по каким-то причинам: особенности внешности, личности, просто сниженная потребность в общении. Географическое перемещение в летний лагерь этих причин не устраняет. Родители, отправляющие таких детей социализироваться, могут только усугубить замкнутость и обязательно столкнутся с отрицательной эмоциональной реакцией, которую нельзя игнорировать.

Если ребенок плачет и просится домой, стоит посоветоваться с воспитателями и вожатыми, прислушаться не к его слезам и просьбам, а к тому, как он объясняет свое желание. Главное - при принятии решения думать о ребенке, а не о своих интересах.

Материал из Летний лагеря

"Идеальный вожатый это - вожатый диаметром в 1 метр массой 1 кг в вакууме." (с)

Хороший вожатый. Кто это?

  • Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.
  • Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.
  • Хороший вожатый - тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.
  • Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное - чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.
  • А ещё, хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.

Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание -"понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен. А пока примите один совет, как аксиому:

  • не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными.

Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и не глаженые рубашки, тапочки на босую ногу и сальные волосы. Все остальное любого приятного оттенка разрешается.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".

Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:

  • чем интересным я занимался в жизни?
  • какие у меня есть способности и таланты?
  • за что меня уважают и любят мои друзья?
  • о чем увлекательном я могу рассказать?
  • чему необычайному я могу научить?

Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх**способности. Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, читаете книжку "Смок Белью", коллекционируете значки, можете отличить таксу от чау-чау. Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное -внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков NBA, попробуйте сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ" и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство,и будут вас уважать. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умете и знаете.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

  1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
  4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.
  6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.
  7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
  8. Забота о детях (особенно о маленьких) На 18 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на перый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей:
    • Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.
    • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
    • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое (особенно касается малышей). Грязные вещи желательно стирать.
    • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля. (Кстати, лучше будет, если вы не сами будете зашивать или заштопывать, а научите этому ребёнка).
    • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
    • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой и за своей комнатой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Неплохо, правда?

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Несколько полезных советов.

1. Для первых нескольких дней смены придумано такое название: "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена". Как ко всякой народной мудрости, к этой примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно складывать свои вещи в палатке и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены (хотя и это возможно). Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к лагерным требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую.

2. Обращение. Для ребят намного важнее не слово, а интонация, с которой оно произносится. Можно и стандартное "дети" произнести с искренней теплотой, избегнув как высокомерной назидательности, так и сентиментального сюсюканья. А можно и изначально теплое и доброе "ребятушки" проговорить с такой пренебрежительностью, с такой кровожадностью, что детям впору будет обидеться или расплакаться. А чтобы найти при обращении верную интонацию, нужно просто полюбить детей.

3. Не забывайте, праздники, которые идут один за другим, могут утомить так же, как и скучные будни, и вообще - "лучший отдых - это смена деятельности".

4. Сдерживать и подавлять активность детей, как порой это делают некоторые взрослые, - не лучший способ решения проблемы. Во-первых, это все равно не удастся. А во-вторых, это и не нужно. Разумнее направлять бурлящую энергию детей в "мирное" русло. То есть придумывать такие занятия, в которых дети реализуют своё стремление к действию "без разрушительных последствий".

Самый лучший вожатый не тот, который умеет говорить умные и добрые вещи. Лучший вожатый - тот, который умеет создавать умный и добрый образ жизни. Слова можно пропустить мимо ушей, а образ жизни переменит любого.

Необходимые качества для Вожатого:

  • Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.
  • Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность .
  • Общечеловеческая внятность . Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.
  • Терпение , терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.
  • Уверенность в себе, находчивость . Умение быстро найти выход из любого трудного положения.
  • Яркость натуры . Помогает завоевать уважение детей.
  • Не быть ребёнком . Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радости ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Увы, зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

  • Поставить дисциплину . Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.
  • Завести детей на творчество . Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.
  • Сплотить отряд . Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.
  • Стать для детей старшим товарищем . Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно. Поэтому самый простой способ создать имидж вожатого - сделать это самостоятельно. Как стать собственным имиджмейкером? О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя! Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д. … Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят!

А что же делать, если ты не танцуешь, не поешь и даже не рисуешь? Имидж - это набор из самых сильных качеств! Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? По крайней мере, у вас есть огромное желание научиться этому. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Вот это и есть тот ключ к имиджу успешного вожатого! Есть три важных элемента имиджа: определяющие черты характера, внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…). Но это внешний имидж, а есть еще и внутренний, который и определяет внешний - это мечты, стремления, желания, чувства.

Создание имиджа вожатого. Имидж зависит от возраста детей. Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории или бомбить футбольные ворота - надо показать детям, но ни в коем случае не бравировать этим.

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Даже если едет новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Существует и еще один небольшой секрет, который помогает начинающим вожатым. Внешний вид молодого лидера должен соответствовать тому, что он ожидает от группы. Если ты одет просто, но аккуратно - отношение в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. Нужно помнить о разных вкусах детей из твоего отряда. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии. В этом случае, ты рискуешь получить в ответ «вызов» от ребенка, который постарается тоже заявить о своем Я.

Вожатый: ведущий, не ведомый.

В адаптационный период требуются постоянные тренинги развития внимания и креативности. Это поможет вожатому быть в тонусе, максимально быстро реагировать на происходящие события. Методик много, но вот времени на их реализацию бывает подчас мало. Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

Установи традиции в общении.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр . В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах , но стабильным в отношении к делу!

Перед началом какой-нибудь программы предложи детям просто покричать. Прокатывает даже на взрослых. Маленьким детям "Давайте покричим... насчет 1,2,3" хватает. Постарше нужен креатив.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца». Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

Что делать, если дети не хотят спать?
Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Что делать, если ребенок заскучал по дому?
Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.

Что делать в родительский день?
Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы:
«Хорошо ли кормят?»
«Не обижают ли моего ребенка?»
«Здоров ли он?»
«Не скучно ли моему ребенку?»
«Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов.
Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах.
Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду.


Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка.
Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж».

А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность, - попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее:

Расписка.
Я, Иванова Татьяна Николаевна, беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моего сына Иванова Александра с 11.00 до 17.00 27 июня 2001 года.
Подпись.

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам.

Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора:
Директору ДОЦ «Алые паруса»
Ермоленко Т.Г.
от Ивановой Татьяны Николаевны
заявление
Прошу Вас отпустить моего сына Иванова Александра, отряд №5, с 14 часов 10 июля до 16 часов 11 июля 2001 года под мою личную ответственность.
10.07.01г.
Подпись.

Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд.
В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.

Как разговаривать с родителями?
1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
3. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.
4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…».
5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
6. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей:
«Как вы думаете, может быть, лучше…»
«Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…»
«А как вы отнесетесь, если мы поступим так…»
Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
7. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.
8. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?…».

Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть?
Нет, это говорит о несогласии между вожатыми.

Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?
За несколько дней до заезда детей.

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы?
Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы:
1. Паспорт или временное удостоверение личности.
2. Социальный номер, пенсионное удостоверение.
3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья.
4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии.
5. Документы, подтверждающие профессиональное образование.

Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?
Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
- Выяснение отношений между педагогами.
- Обсуждение детей.
- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
- Решение вопросов личного характера.

Нужно ли присутствовать при разговоре ребенка с родителями по телефону?
Да, нужно.

Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом?
Прямо!

Как помирить детей-драчунов?
Дать объединяющее задание.

Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?
Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка.

Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?
Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?
Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими.

С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?
Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.

Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских?
Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии.

Как оформить выход за территорию?
Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается:
- Цель выхода за территорию;
- Маршрут следования;
- Время выхода и возвращения.
После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении.

Как оформить выход в поход?
Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора:

Директору ДОЦ «Алые паруса»
Ермоленко Т.Г.
от вожатого отряда №4
Петрова И.С.
заявление.
Прошу разрешить выход в поход14, 15 июля 2001г. отрядам №4, №5 и №7 в количестве 34 человек + 4 взрослых.
12.07.01г.
Подпись.

Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда.
По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении.

Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?
Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:
- Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
- Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
- Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуг

Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?
Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.

Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?
Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?
Учесть следующие моменты:
1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.

На что обратить внимание в день отъезда?
1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке.
2. Убрать комнаты, оставить их чистыми.
3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи.
4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями.

Что делать, если ребенок боится темноты?
Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.

Можно ли наказать непослушного ребенка?
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.
Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.

Что нужно делать в процессе воспитания?
- Принимать ребенка таким, каков он есть.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
- Жить с ребенком общей жизнью.
- Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
- Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

Как разрешить конфликтную ситуацию?
Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:
- методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.
- методом совместного обсуждения разногласий.

Перед набором детей необходимо учесть:
- настрой на смену;
- свой внешний вид;
- выражение лица;
- запах;
- тембр голоса;
- жестикуляцию и т. д.;

Для регистрации необходимо иметь:
- эмблемки (на весь свой отряд);
- тетрадь (листы) для записи детей;
- ручки;
- анкеты для родителей;
- два конверта (файла) для путёвок мальчиков и девочек.

Чтобы не забыть у какого ребенка, что болит, или у кого какие особенности, родителям лучше всего раздать анкеты. Так, и они не забудут сообщить об особенностях своего ребенка, и вы не перепутаете о ком что говорили.

Анкета для родителей:
- Ф. И. ребёнка;
- число, месяц, год рождения;
- домашний адрес, телефон;
- мать: Ф. И. О. / место работы / рабочий телефон;
- отец: Ф. И. О. / место работы / рабочий телефон;
- увлечения ребёнка;
- особые отметки.

Пока один вожатый записывает детей, остальные должны развлекать уже записанных. Чем развлекать – просто отвести в сторону и поиграть в игры, вовлекая вновь прибывающих.

Игры на наборе детей:
- шишки, орехи, жёлуди;
- третий лишний;
- съедобное, несъедобное;
- верёвочка (осалить за руки);
- ай-яй-яй;
- наседка и коршун;
- хвост дракона;
- платочек.



Публикации по теме