Музыкальное занятие для детей раннего возраста в группе «Семейная подготовка к детскому саду. Игра на музыкальных инструментах «Полька» Глинки

Пояснения с музыкальными иллюстрациями движения упражнения, воспитатель следит, чтобы во время бега дети не толкались.

М.р : Вот мы и пришли к домику гномика.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку »

На магнитной доске представлена сюжетная композиция «Дом гномика», «Дверной замок с набором ключей»

М.р: А где же наш гномик?
Воспитатель: Смотрите, он оставил нам записку: «Я забыл дров набрать, вам придется подождать. Заходите в домик сами, справа полочка с ключами, от сарая и ворот ключ к замку не подойдет».
(Дети осуществляют выбор нужного ключа, на котором геометрическая фигура соответствует форме отверстия «замка», производят словесное обоснование своего выбора.)

М.р: Наш гномик – музыкант, смотрите сколько музыкальных инструментов у него в домике. Давайте узнаем, что это за музыкальные инструменты, как называются?

Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, на чем играю?»

Дети слушают звуки металлофона, аккордеона, ксилофона, дудочки, музыкального молоточка. Пояснить название, характер звучания.

Игра на музыкальных инструментах «Полька» Глинки

После игры на одних инструментах, на повторное исполнение дети меняют их. (Бубны, колокольчики)

Под музыку входит Гномик – воспитатель.

Гномик: Здравствуйте, дети! Услышал, как вы замечательно играли на музыкальных инструментах, наверно и петь тоже умеете? (ответ)

Пение: «Кукла» Старокадомского

Кукла на санках. Обыграть содержание песни. Кукла катится с горки, падает и т. д.

Заинька» Красева

После исполнения всей песни м.р, прочтения текста, повторного исполнения, дети подпевают мелодию 1-4тактов.

Песня по желанию

Из нескольких картинок к песням, предложить детям выбрать одну, и спеть их любимую песню.

Гномик: Молодцы, ребята, поете вы хорошо, а загадки умеете отгадывать? (ответ) Отгадайте загадку: «Что же это за девица, не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год»
Снимается салфетка и на столе появляется маленькая нарядная елочка. А под елочкой кто-то спрятался, послушайте музыку и узнайте, кто.

Слушание «Песенка зайчиков» Красева

Дети узнают песню по мелодии припева. Обратить внимание на разный характер запева и припева, пояснения с музыкальными иллюстрациями.

Гномик: А еще у меня есть чудесный мешочек, он тоже с загадкой.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Детям предлагается достать из мешочка на ощупь елочную игрушку, похожую на заданную фигуру – круг, квадрат, треугольник.
Гномик: Молодцы, все мои загадки разгадали, можно весело плясать и ладошки показать.

ТАНЕЦ «ПОКАЖИ ЛАДОШКИ» латв. н. м.

М.р : Спасибо тебе, Гномик, за интересные загадки, но нам пора возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с Гномиком, выходят из зала.

Занятие № 38

«Волшебная корзинка Петрушки»

(художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)

Программные задачи:

  1. Побуждать детей вступать в диалог с взрослым.
  2. Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
  3. Учить детей передавать в движениях содержание и характер песни. Воспринимать изобразительный характер вступления, заключения, разучивать песню. Усваивать ее мелодию. Узнать по мелодии. Точно воспроизводить ритмический рисунок песни.
  4. Развивать тембровый слух.
  5. Воспринимать и воспроизводить звуки,

разные по высоте.

  1. Учить детей изменять направление движения и двигаться по прямой.
  2. Отмечать движениями рук сильную долю такта.
  1. Слушание: «Песенка зайчиков» Красева
  2. Пение «Кукла» Старокадомского, «Заинька» Красева
  3. Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, на чем играю?», «Чудесная корзинка»
  4. Игра на музыкальных инструментах «Полька» Глинки
  5. Упражнение: «Бегите ко мне» Тиличеевой
  6. Танец: «Покажи ладошки» латв. н. м.

Материал: Шапочки зайчиков, фланелеграф с картинками, или корзинка с игрушками, или игрушками киндер-сюрпризы, картинки: кошка, собака, корова, коза и их детёныши. Волшебная корзинка, костюм Петрушки.

Занятие №25 «В ГОСТЯХ У ПЕТРУШКИ» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи: Развивать воображение, творчество в пении и движении, находить образ в соответствии с музыкальным произведением, развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песню веселого, танцевального характера добиваться в пении чистоты звучания, узнавать знакомые произведения, вспоминать и активно участвовать в знакомой игре. Занятие №26 «Пришла зима» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:
  1. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.
  2. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
  3. Познакомить с новой песней веселого, шуточного характера, различать запев и припев.
  4. Слушать, узнавать и называть знакомую песню.
  5. Продолжить знакомить детей с движением мелодии вверх, вниз.
  6. Упражнять в пружинном полуприседании, учить детей мягко опускаться на всю ступню, пружинно подниматься на носки.
  7. Менять движения в соответствии с изменением характера, динамических изменений в музыке.
Занятие №27 «В гостях у Зимушки-зимы» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:
  1. Закрепить: прием “обрывания” (снежные хлопья), наклеивать их на поверхность листа; уточнить представление детей о многоцветии снега; побуждать использовать бумагу разных оттенков для изображения снежных хлопьев.
  2. Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; умение композиционно располагать “снег” на листе бумаги; словарь (снежные хлопья, снежинки); умение согласовывать свои действия с работой всего коллектива.
  3. Воспитывать у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции.
  4. Прививать правильные навыки в исполнении приседаний, укреплять мышцы ног.
  5. Познакомить с легкой, изящной пьесой изобразительного характера.
  6. Узнать песни, подпевать мелодию.
  7. Учить детей передавать танцевальный образ нежной, легкой снежинки, в соответствии с характером музыки
  8. Познакомить с новой игрой. Учить детей выполнять подражательные движения зайчиков и медведей.
Занятие №28 «Украсим елочку» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:
  1. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
  2. Создать положительный эмоциональный фон, радости, ожидания праздника.
  3. Эмоционально воспринимать песню веселого, подвижного характера, передающую праздничное новогоднее настроение. Узнать песню, запоминать мелодию и слова ответов детей. Правильно передавать мелодию песни.
  4. Различать средства музыкальной выразительности пьесы, различать 3хчастного строение произведения.
  5. Продолжать учить детей определять движение мелодии.
  6. Учить детей передавать игровой образ гномиков, в соответствии с веселым подвижным характером музыки.
  7. Совершенствовать легкие прыжки на 2х ногах, реагировать движением, «испугались» (присесть на корточки) на начало 2й части музыки.
Занятие №29 «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программное содержание:
  1. Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции.
  2. Узнавать и называть музыку изобразительного характера, вспоминать, о чем рассказывает музыка, какая она по характеру, различать части произведения.
  3. Добиваться выразительности движений, дружного, совместного исполнения песен.
  4. Учить детей различать динамические изменения в музыке и реагировать на них.
  5. Учить детей ориентироваться в пространстве, имитировать движения зайцев, медвежат, снежинок, гномиков.
  6. Учить различать звуки по высоте.
Занятие №30 "Волшебный клубочек" (художественно о – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:
  1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.
  2. Развивать навыки общения и речь.
  3. Расширить представления детей о зимовке диких животных наших лесов. Уточнить, чем питаются дикие животные, как добывают себе пищу, как называется их жилище.
  4. Различать характер музыки 2х частей, учить детей переходить с прыжков на бег.
  5. Закрепить умение различать движение мелодии.
  6. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах, учить различать смену частей, небольшого 2хчастного произведения, подыгрывать на ударных музыкальных инструментах.
  7. Развивать выразительность движений.
  8. Правильно передавать мелодию песни. Петь легким звуком, в оживленном темпе.
Занятие №31 «ПОМОЖЕМ СНЕГОВИЧКУ» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программные задачи:
  1. Создать у детей бодрое и радостное настроение, интерес к занятию.
  2. Продолжать развивать мелкую моторику, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Расширять и активизировать лексический словарь.
  3. Формировать навык коммуникативного общения. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
  4. Совершенствовать у детей ловкость, четкость бега, прыжков, углублять навыки правильного движения рук.
  5. Слушать, узнавать знакомые произведения, сопоставлять их.
  6. Развивать умение определять характер мелодии.
  7. Учить детей внимательно слушать музыку, учить детей прислушиваться друг к другу, развивать чувство ансамбля.
  8. Развивать у детей умение действовать в соответствии с содержанием песни. Дружно начинать пение, сопровождая движениями по тексту песни. Передавать в пении веселый, подвижный характер праздничной песни.
Занятие №32 «НОВОГОДНИЙ ХОРОВОД» (художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие) Программное содержание:
  1. Закрепить музыкально-литературный материал, разученный к новогоднему празднику.
  2. Развивать навыки общения и речь.Выразительно читать стихотворения, выученные к празднику.
  3. Учить детей выполнять движения с лентами: помахивать перед собой, над головой, вправо, влево, и т. д.
  4. Передавать через образ снежинки нежный, плавный характер вальса. Учить детей в пляске отображать характер веселой, задорной народной плясовой.
  5. Развивать ритмический слух, различать музыку 2х частей произведения. Выполнять движения хороводов в соответствии с содержанием текста песен, выразительно передавать в игре образы медведей, зайцев.
  6. В игре «Дед Мороз и дети» соблюдать правила игры, воспитывать выдержку.

Воспитатель: Праздник новый год закончился, и наша елочка загрустила, а давайте ее развеселим, прочтем ей стихи, вспомним, как нам весело было на новогоднем празднике.

СТИХОТВОРЕНИЯ на зимнюю тематику

Воспитатель : Елочка немного оживилась, и чтобы ей было совсем весело, давайте ей сделаем красивый наряд.

Ручной труд «Бусы на елку»

(дети подходят к приготовленным столам, под руководством воспитателя они делают бусы, украшают елку)

М.р : Куда бы нам сегодня отправиться в такой прекрасный, зимний день? Я хочу пригласить вас покататься на санках. Вместе с куклой покататься с горки.

ПЕНИЕ «КУКЛА» Старокадомского

М.р: Давайте куколке покажем, как правильно кататься на санках, чтобы не упасть.

ТВОРЧЕСТВО «ЗИМНИЕ ИГРЫ»

Дети импровизируют движения, показывая катание на санках, на лыжах, на коньках.

М.р: Смотрите, Мишенька идет, поиграть с нами хочет.

ИГРА «МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ» Ребикова

М.р: Дети, мы даже не заметили, что становится темно, пора нам возвращаться в детский сад. Удобнее сядем в санки и поедем в детский сад.

Дети под музыку «Саночки» Филиппенко, становятся в пары, объехав зал, уходят в группу.

Занятие № 36

«ПРОГУЛКА В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

(художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие)

Программные задачи:

  1. Учить сравнивать предметы по длине. Формировать представление о пространственном расположении предметов.
  2. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
  3. Продолжать прививать детям любовь к музыке, формировать умение слушать внимательно, самостоятельно определять характер музыкальные произведения, ритмично подыгрывать на колокольчиках.
  4. Добиваться в пении выразительности, чистоты звучания.
  5. Развивать фантазию детей в движении. Активно участвовать в знакомой пляске.

1. Творчество: «Пойдем на прогулку» Имитация движений.

2. Пение «Заинька» Красева

3. Элементы математики: «Составь елочку из треугольников», «Выбери самую

длинную дощечку», «Право - лево».

4. Слушание «Колокольчики звенят» Моцарта

5. Упражнение «Воробушки» Серова

6. Рассказ детей «как мы помогаем птицам перезимовать»

7. Танец «Танец с платочками» р. н. м.

Материал: искусственная елочка, пеньки, два дома из картона, сугробы, синие ленты, дощечки.

Ход занятия:

Дети приходят в зал, здороваются с м.р.

М.р: Какое сейчас время года? (ответ) А вам нравится зимой гулять на полянке снеговой? (ответ) Давайте погуляем, может кого-нибудь повстречаем. Как мы одеваемся, когда идем гулять? (имитация движений: одеваются)

Воспитатель: «Очень холодно зимой, (скрещенные руки на груди, легко похлопывая по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку, я надену шапку, я надену шарфик, и еще платок.

А потом красивые, теплые, пушистые крошки-рукавички на ручки натяну.

И хотя я маленькая у меня есть валенки».

М.р: Вот мы и оделись. Пойдемте гулять. (На полу сугробы - белые кружки из картона, дети перепрыгивают через них. Попадают на полянку, где расставлены пеньки и одна елочка)

Воспитатель : А где же лес? Здесь раньше росло много елочек. Наверное, их кто-то срубил. Осталась только одна. Бедному зайчику даже негде спрятаться от волка. Поможем зайчику, посадим елки?

(дети выкладывают на полу елки из 3х треугольников) Молодцы, теперь волку зайчика не найти.


То, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, - открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Др.Греции, Рима, восточных стран. Крупный ученый Древнего Востока Аль-Хорезми писал: «На моей родине с древних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож, а также музыку. Я предпочитаю последнее».

В конце прошлого века русский физиолог И.Р.Тарханов, изучавший роль различных внешних воздействий на организм, в числе прочего заинтересовался музыкой. Своими исследованиями он доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.

Выяснилось также, что музыка, которую слушают с удовольствием, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Замечено также, что музыка действует избирательно в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Игра на кларнете, например, влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепьяно лучше всего успокаивают, а самым расслабляющим действием обладает флейта.

В развитых странах, где здравоохранение достигло наиболее высокой технической оснащенности, очень широко применяют музыку. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

В Японии, например, музыка стала одним из элементов родовспоможения, в результате чего уменьшилось число осложнений в родах, а младенцы появляются на свет более спокойными.

Самый большой эффект дает музыка в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Музыка «…влияет благотворно на настроение, а так как расстройства настроения составляют важный элемент душевных болезней, то полезное ее влияние весьма возможно» – считал видный русский психиатр С.С.Корсаков.

В Мэрилендском центре психиатрических исследований (штат Балтимор), систематически используя музыку в программе психоделической терапии, убедились в ее огромных психотерапевтических возможностях. Она помогает мобилизовать эмоции, сделать их доступными для внешнего выражения.

Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли и др.

В работе с группой громкая и динамичная музыка позволяет включить участников группы в единую художественную форму. Элен Бонни, музыкальный терапевт, сотрудница мэрилендского научно-исследовательского психиатрического центра, разработала на основе своих представлений о терапевтических возможностях музыки технику под названием «Направленное воображение под музыку» (Bonny and Sawry, 1973).

Музыка в семье искусств, таким образом, занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека: она способна влиять на психику, и на физиологию человека, она может оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис о возможности музыкального воспитания всех детей без исключения.


  1. Музыка и движение.
Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. В ходе занятий музыкальной ритмикой развивается двигательно-опорная система, эмоционально-волевая сфера, восприимчивость к внешним воздействиям (к музыке).

Педагог по музыкальной ритмике в своей деятельности опирается на данные физиологии и психологии, в которых утверждается тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Об этой связи писал великий русский физиолог И.М.Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866). Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями. В работе ученого, невролога и психиатра В.М.Бехтерева «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» констатируется наличие динамики музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр; поэтому развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках).

Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный муз-ритмический репертуар. Свобода и непосредственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность музыкально-ритмических занятий.

Программа «Музыкально-ритмического развития» в группе «Особый ребенок» учитывает непосредственно-эмоциональную реакцию на музыку и определенные двигательные возможности.

Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой тела и жестов. Музыкально-ритмические занятия поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Чувства и настроения вызванные музыкой, придают движениям определенную эмоциональную окраску и выразительность.

На музыкально-ритмических занятиях не следует давать сложных движений, т.к. дети имеют различные двигательные возможности: у одних плохая осанка, у других слабая координация движений, далеко не все сразу могут согласовать движения с музыкой, а также многим присуща плохая ориентация в коллективе и пространстве. Необходимо постепенно выправлять эти недостатки, обогащать запас двигательных навыков у детей.

В музыкально-ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, простейшие гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения – шеренга, колонна, круг), из области танца (элементы народных хороводов, парные детские танцы, танцы с игрушками), используются очень широко сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т.п. Кроме того, элементами музыкально-ритмических занятий в группе «Особый ребенок» являются и слушание музыки, и использование музыкальных произведений (простейшие вокальные упражнения, игра на детских музыкальных, шумовых инструментах), микробеседы о прослушанной и исполняемой музыке.

Музыкально-ритмические занятия оказывают немалое воспитательное воздействие. Выполнение заданий (музыкальных, пластических) всем коллективом развивает у детей дисциплину, чувство товарищества. Кроме того у детей развивается память и внимание, вырабатывается активное торможение (дети постепенно приучаются делать остановки с окончанием музыки, переходить от одного движения к другому: с шага на бег и т.д.)


  1. Структура урока.
Предлагаемая структура музыкально-ритмического занятия является примерной, она может варьироваться по усмотрению учителя в зависимости от используемого музыкально-двигательного материала, от готовности детей к определенному виду музыкально-ритмической деятельности.

1.Вводная часть – организационная.

В нее входят построения, различные виды шагов, бег, прыжки (легкие, танцевальные); задания на ориентацию в пространстве (ходьба колонной по кругу, с огибанием различных предметов; свободное движение по залу по одному и парами – в соответствии с характером музыки); сюжетно-образные движения (подражания животных, птиц, людей и др.)

2.Основная часть.

1)Слушание музыки.

2)Исполнение (участие в исполнении) музыкальных произведений.

А) игровые вокальные упражнения

Б) игра на детских музыкально-шумовых инструментах.

3)Ритмические задание

Выделение «пульса» музыкального произведения, а также исполнение простейших ритмических рисунков с помощью хлопков, притопываний, легких взмахов (дирижирование) руками, покачивания головой и т.д.

4)Пластическое интонирование, сюжетно-образные движения.

3.Общеразвивающие упражнения; упражнения с предметами; работа над элементами танцевальных движений; повторение ранее разученных танцев, хороводов.

4.Музыкальная игра.

5.Заключительная часть-слушание расслабляющей, спокойной музыки.

Примерный конспект музыкально-ритмического занятия.

Дети сидят на стульях.

Урок открывается рассказом учителя о том, что дети сегодня отправятся кататься на паровозе (показ изображения паровоза). Т.к. дети уже знакомы и с данным видом работы, и с рисунком, проводится небольшая беседа: что изображено на рисунке; что тянет за собой паровоз; о рельсах, по которым передвигается паровоз; как стучат его колеса.

Затем учитель выбирает одного из детей, который будет выполнять роль паровоза (на предыдущих уроках учитель сам выполнил эту роль), остальные-«вагончики», зацепившиеся за паровоз. Учитель с помощью стульев обозначает углы зала, в то же время эти стулья выполняют роль препятствий, встречающиеся на пути паровоза с вагонами, которые последнему необходимо огибать. Задание выполняется под маршевую музыку; ходьба сильным, бодрым шагом. (Музыкальный материал: «Марш» Э.Парлова).

Движение заканчивается вместе с окончанием музыки: паровоз остановился – дети выходят из вагонов. Проводится беседа «Где остановился паровоз?» по иллюстрации «Лесная полянка».

Дети отправляются гулять парами по лесным тропкам спокойным, мягким шагом. Движения неторопливые в свободном направлении (Музыкальный материал Т.Лемова «На прогулке»). Начало и конец движения вместе с музыкальным сопровождением, характер движений должен соответствовать музыке.

По окончании прогулки учитель рассказывает детям о том, что деревья лесной полянки, по которой мы гуляли, приветствуют детей танцами с ветром. Выполняется мягкое покачивание поднятыми вверх руками, подражающее качающимся ветвям деревьев.(Музыкальный материал: Д.Кабалевский «Вальс»). Сокончанием музыки заканчивается и движение, дети садятся на стулья.

Учитель показывает детям иллюстрацию, на которой изображены воробьи. Проводится беседа «Кто спрятался в ветках деревьев?». Учитель говорит:»Как только ветер стих, деревья перестали качаться, и воробьи радостно запели свою простую песенку.

Слушание попевки «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой. Учитель рассказывает о том, что на веточках сидят разные воробьи: взрослые и малыши, и поют они тоже по-разному. Учитель показывает пение взрослых воробьев и малышей. После чего дети вместе с учителем исполняют всю попевку. Далее учитель предлагает отгадать, какой воробей поет: взрослый или малыш, - исполняя одну из частей попевки. Отгадав музыкальную загадку, дети исполняют эту часть попевки, прохлапывая «пульс» музыки. Учитель дает установку: «Воробей поет – мы ему хлопаем!»

Учитель продолжает сюжетную линию: «Но вот вновь подул небольшой ветер, воробушки вспорхнули и полетели стайкой искать зернышки». Звучит музыка, дети-воробышки поднимают руки-крылья в стороны и легким бегом передвигаются в свободном направлении. Со сменой музыкального сопровождения меняется движение: дети-воробышки прыгают легко на двух ногах. (Музыкальный материал: В.Серов, отрывок из оперы «Рогнеда»). Игра повторяется несколько раз. Важно, чтобы дети самостоятельно передавали в движении изменения музыки.

И вновь небольшая беседа «Почему у воробышек такие сильные крылья?» Учитель делает вывод: «Воробушки по уторам делают зарядку».

1)мягко разминают крылышки(исполняется первая часть упражнения «Мягкие и твердые руки» под музыку Гречанинова «Мазурка», 1 часть);

2)здороваются с солнышком (исполняется вторая часть упражнения: взмахи рук вперед и наклоны, - под 2 чсать «Мазурки» Гречанинова).

В дальнейшем эта зарядка воробушек перерастает в танец-упражнение, который исполняется в хороводе.

После упражнения-зарядки учитель предлагает детям вместе с воробышками и солнцем станцевать знакомый танец (исполняется сербский народный танец «Erasko kolo).

В заключение учитель рассказывает о тепле, которое дарит солнышко за то, что мы так весело танцевали. Звучит фрагмент музыки в кинофильму Эннио Марриконэ « Слушание этого фрагмента можно провести в кругу, где дети сидят на ковре, взявшись за руки и закрыв глаза.

^ Содержание музыкального материала занятия:

1)«Ходьба». Ходьба бодрым шагом, сцепившись в «Паровозик». Ходьба маршевым шагом по залу с сохранением прямых углов, обозначенных стульями. Учитель следит, чтобы дети не отцеплялись от «паровозика», передавали характер музыки характером движения, начинали и заканчивали движение вместе с музыкой.

^ Э. Парлов «Марш»

2)«Погуляем!» Дети ходят парами в свободном направлении, спокойно, неторопливо, в естественном для них темпе, с окончанием музыки останвливаются.

^ Т.Ломов «На прогулке»

3)»Деревья». Мягкие движения поднятых вверх рук из стороны в сторону. Следить, чтобы дети не раскачивались всем корпусом, сохраняли «пульс» музыкального произведения.

^ Д. Кабалевский «Вальс»

4)»Птица и птенчики». Слушание, работа над различением высоких и низких звуков, исполнение (по частям, целиком, с «пульсацией»).

^ Е. Тиличеева «Птицы и птенчики»

5)«Воробушки».

Такты 1-4. Дети-воробушки легко прыгают на двух ногах.

Такты 5-8. Воробушки полетели – дети поднимают руки-крылья в стороны и бегают в свободном направлении. С окончанием музыки присаживаются на корточки. Следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга, передавали в движении смену музыкального сопровождения, при «полете» не забывали про движения рук-крыльев, чтобы движения были легкими.

^ А.Серов, отрывок из оперы «Рогнеда».

6)Упражнение «Мягкие и твердые ручки».

Исходное положение – основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки опущены).

Такт 1. Поднять вперед свободные, мягкие руки.

Такт 2. Развести руки в стороны.

Такты 3-4. Медленно и мягко опустить руки вниз.

Такты 5-8. Повторить движения тактов 1-4.

Такты 1-2. Рывком поднять руки вверх, поднимаясь при этом на носки, При подъеме рук следить за ними глазами.

Такты 3-4. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу, наклон вперед.

7)Сербский танец «Erasko kolo».

1 часть. 8 приставных шагов вправо по кругу, держась за руки. 8 приставных шагов влево.

2 часть. 8 тактов – легкий танцевальный бег вправо. 8 тактов – влево.

Материал к урокам музыкально-двигательного развития.

Первый год обучения.

Музыкально- двигательные упражнения.


№№



Музыкальное сопровождение

Программное содержание

Литература

1.

«Бегите ко мне!»

«Пляска», Е.Тиличеева

Ориентация в пространстве; смена движения на неподвижное ожидание по музыкальному сигналу (смена характера музыкального сопровождения).



2.

«Дудочка»

«Дудочка», Т. Ломова

Развитие воображения; требование спокойной ходьбы в свободном направлении, ориентация в пространстве, ходьба с мелкими движениями кистей рук, выполнение движений кистей рук, стоя на месте.

«Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». Составители: Раевская Е.Н., Руднева С.Д., Соболева Г.П., Ушакова З.Н., Царькова В.Г. Москва, 1991.

3.

«Жуки».

Венгерская народная мелодия в обработке Л. Вишкарева.

Ориентация в пространстве; восприятие двухчастной формы музыкального произведения; чередование легкого бега с отведенными в стороны руками и быстрых движений руками и ногами из положения «лежа на спине».

Дубянская Е.М. «нашим детям, Ленинград, 1971.

4.

«Воробушки»

Отрывок из оперы «Рогнеда», В.Серов

Восприятие двухчастной музыкальной формы; ориентация в пространстве; чередование легкого бега с легкими прыжками на двух ногах; развитие навыка одновременной работы и руками, и ногами, распределение внимания.

.

5.

«Качание рук» и «Мельница»

Английская народная мелодия.

Чередование спокойного покачивания (скрещивания) рук с активными упругими маховыми движениями рук.

Дубянская Е.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

6.

«Лошадки»

«Галоп», И.Дунаевский.

Высокий подъем ног во время бега; ориентация в пространстве.

Дубянская Е.М. «нашим детям», ленинград, 1971.

7.

«Качели»

Сочинение 37 «на качелях», В. Ребриков.

Чередование плавных и ритмичных движений рук; регулирование мышечного тонуса.

Дубянская Е.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

8.

«Рисование на песке»

Сочинение 31. В. Ребриков.

Развитие воображения, навыка плавных движений, умения создавать музыкально-двигательный образ».

.

9.

«На лугу»

Английская народная мелодия

Ориентация в пространстве, восприятие двухчастной формы музыкального произведения; развитие умения создавать музыкально-двигательный образ, развитие воображения; развитие гибкости, ритмичности движений.



10.

«Ходьба»

«Марш», Э.Парлов.

Реагирование на начало и окончание звучания музыки. Передача маршевого характера музыки бодрым шагом. Задания на ориентацию в пространстве: огибание предметов, ходьба по прямой линии, по кругу и др.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

11.

«Погуляем!»

«На прогулке»,

Т.Ломова


Ориентация в пространстве; передача спокойного характера музыки мягким неторопливым шагом; умение двигаться в паре; развитие воображения.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

12.

«Шагаем, как физкультурники!»

«Марш», Т.Ломова.

Развитие умения двигаться бодрым ритмичным шагом, сохраняя свое место в колонне; реагирование на начало и окончание музыки.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

13.

«ножками затопали»

«Марш», М. Раухвергер

Высокий подъем колена, развитие воображения, ориентация в пространстве.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

14.

«Ходьба и бег с флажками»

Латышская народная мелодия.

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения; развитие умения двигаться по прямой; выполнение бодрого шага в чередовании с легким бегом; формирование умения двигаться с флажками в руках.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

15.

«Мягкие и твердые руки»

«Мазурка»,

А.Гречанинов


Реагирование на смену характера музыки и передаче ее в характере движений рук: чередование плавных и энергичных движений; регулирование мышечного тонуса.

16.

«Качаются деревья»

«Вальс», Д.Кабалевский





Развитие умения удерживать руки над головой; передача вальсового характера плавными покачиваниями рук, не раскачиваясь корпусом.

«Хрестоматия к программе по музыке», 1 класс четырехлетней начальной школы. Москва, 1986.

^ Музыкальные игры.


№№

Название музыкально-ритмического задания

Музыкальное сопровождение.

Программное содержание

Литература

1.

«Кот и мыши»

Английская народная мелодия.

Развитие творческого воображения, реакции на смену характера музыки; ориентация в пространстве.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

2.

«Гуси-лебеди»

Французская песенка 18 века.

Реакция на изменения характера музыки – передача в движениях; сюжетно-образное восприятие музыки; чередование движений с остановкой; развитие в6нимания.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

3.

«Игра с лентой»

«Игра», Н.Любарский.

Восприятие трехчастной формы музыкального произведения; чередование легкого бега с ленточкой в руках с движением осторожного шага врассыпную и легкого бега вокруг своей ленточки; умение обращаться с ленточкой; развитие творческого воображения.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

4.

«Игра в домики», «Кто живет в лесу?»

«Игра в домики», В.Витлин, «Кто живет в лесу?» И.Манукян

Перевоплощение в образы разных зверей в соответствии с характером музыки.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971. , 1987.

5.

«Козочки и волки»

«Козочки и волки» В.Витлин

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, следование сюжету игры, развитие творческого воображения, внимания, различение темпа и динамики.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

6.

«Ладушки»

Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. Римский-Корсаков.

Переход от одного движения к другому в соответствии с характером музыки, умение выполнять неторопливый шаг в сочетании с хлопками, кружение на месте в сочетании с вращениями кистями.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

7.

«Веселые ладошки»

«Старинная полька» в обработке Н, Соколовой

Передача хлопками динамических оттенков музыки.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

8.

«Игра с погремушками (бубнами, маракасами)»

«Экосез», А.Жилина

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, умение правильно обращаться с погремушками (бубном, маракасами).

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

Танцы.


1.

«Пляска зайчиков у елки»

«Зайцы»,

Е.Тиличеева»


Реагирование на смену динамики; передача в движениях сюжетно-образного содержания музыки.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

2.

«Русская пляска для малышей»

«Русская пляска»,

В.Карасева


Восприятие четырехчастного музыкального произведения, выполнение движений в парах, друг за другом, самостоятельная смена движений, плавность движений.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

3.

«Хоровод»

«Хоровод»,

Б.Можжевелов


Плавность движений, передача характера музыки, смена направления движения, совместные движения рук и ног, сохранение круга-хоровода.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

4.

«Покажи ладоши»

Французская народная мелодия в обработке В.Витлина.

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, передача в движении шутливого и задорного характера музыки, чередование движений ног с движениями рук.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

5.

«Хоровод»

«Метелица» (Русская народная песня).

Передача сюжетно-образного содержания песни в имитирующих движениях, сочетание движения с пением.

Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва, 1987.

6.

Танец с игрушкой

Латышская народная песня

Свободное движение – пляска с игрушкой на короткие музыкальные фразы, передача игрушки кому-либо из детей по окончании музыкальной фразы.

Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва

7.

«Хоровод»(Erasko kolo»)

Сербская народная мелодия.

Чередование бокового приставного шага с легким бегом; смена направления движения; восприятие двухчастной формы музыкального произведения.

Захарова И. Центр лечебной педагогики. Москва.

^ Вокально-исполнительская деятельность.

1.

«Лягушки и аисты».

«Лягушки и аисты» В.Витлин.

Слушание; восприятие 2х частной формы; исполнение; пластическое интонирование.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

2.

«Колыбельная»

«Спи, дитя мое, усни» А.Аренский.

Слушание; пластическое интонирование – укачивание куклы; участие в исполнении; игра на музыкальных инструментах.

Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва

3.

«В школу».

«В школу» Е.Тиличеева.

Удерживать интонацию на одном звуке; чередование коротких и долгих по длительности звуков.

4.

«Бубенчики».

«Бубенчики» Е.Тиличеева.

Слушание; исполнение – пение основных звуков трезвучия мажорного; отрывистое пение – имитация звона бубенцов; пластическое интонирование; ролевое исполнение голосом, так и на инструментах.



5.

«Вверх – вниз».

«Цирковые собачки» Е.Тиличеева.

Слушание; кантилена; поступенное движение мелодии вверх и вниз – показ рукой; совмещение пения с движением руки.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

6.

«Эхо».

«Музыкальное эхо» М.Андреева.

Умение выдержать паузу, повторять за учителем.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

?.

«Вальс».

«Вальс» Е.Тиличеева.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование кантиленность пения; выработка дыхания; развитие подвижности языка; пение по цепочке.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

8.

«Скок-поскок».

Русская народная попевка.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование. Упражнение в поступенном ведении мелодии вниз; кантилена.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

9.

«Осмелели».

«Осмелели» С.Бодренкова.

Слушание; исполнение; показ героев песни на карточках во время исполнения; выдержка паузы; чередование пения с хлопками; прохлопывание ритмического рисунка; использование бубнов.



10.

«Обида».

«Не позвали в гости» А.Ушкарев.

Слушание; исполнение; развитие подвижности языка, выработка дыхания. Исполнение приема глиссандо; ролевое исполнение; чередование отрывистого и связного пения.

Песни на стихи Ладоншикова Г. «Первая радость». Москва, 1991.

11.

«Сорока».

Русская народная попевка.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование; чистое интонирование, развитие подвижности языка, выработка дыхания. Сочетание пения с движением; игра на детских музыкальных инструментах.



12.

«Дождик».

Русская народная попевка.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование: чередование коротких и долгих по длительности звуков; кантилена; сочетание пения с пластическим интонированием; игра на детских музыкальных инструментах.

Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва, 1990.

^ Песни - игры с элементами упражнений.


1.

« Разминка».

«Разминка» Е.Макшанцева.

Организация внимания; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики; сочетание пластического интонирования с пением.

Макшанцева Е.Д. «Детские забавы». Москва, 1991.

2.

« Веселый мишка».

«Тихо мишенька, сиди» Е.Макшанцева.

Умение обращаться с игрушкой; мелкая моторика; сочетание пластического интонирования с пением.

3.

«Веселый мишка».

« Мишутка пляшет» Е.Макшанцева.

Умение обращаться с игрушкой; чередование движений рук и ног; Сочетание пения с движением.

4.

«Тепловоз»

«Машинист наш, машинист» Е.Макшанцева.

Ориентация в пространстве; умение двигаться цепочкой друг за другом по кругу, обходя предметы; вести цепочку; притопывающий шаг; сочетание движения с пением.

5.

«Велосипед».

« На велосипеде» Е.Макшанцева.

Чередование пения с движением; развитие мышечного тонуса; смена позиции; передача эмоционально-образного содержания музыки в движении.

6.

«Карусели».

«Бульба» белорусская полька.

Постепенный переход от спокойного шага к легкому бегу; смена направления движения; сочетание движения с пением.

7.

Парная пляска.

«Погуляем!» Е.Макшанцева.

Развитие умения выполнять движения в парах, не размыкая рук; навыка медленного кружения на полной ступне; сочетание движения с пением. Смена движений ног на движения рук.

^ Музыка для слушания.

Композиторы:

Э.Марриконэ, К.Мишелл, М.Гудалл, Скай, М.Рауманд, Г.Филен и др. А.Вивальди, В.А.Моцарт, И.Штраус, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Дебюсси.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью и др. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам.

Занятия должны носить занимательный характер, способствовать снятию двигательной скованности детей с нарушением зрения.

Большое внимание нужно уделять развитию зрительно-двигательной ориентировки в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения за счет использования световых, цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров.

1-й год обучения

Учить детей ходить по кругу всем вместе и индивидуально, меняя движения соответственно ударам в бубен, хлопкам или музыке. Выполнять простые танцевальные движения, чувствовать окончание пьесы («Игра с погремушками», обр. А. Быкова). Замечать высокое и низкое звучание («Птицы и птенчики», «Трубы и барабан» Е. Тиличеевой).

Отмечать в движениях двухчастную форму («Гулять-отдыхать» М. Красева), передавать своеобразие движений животных («Цок-цок, лошадка» Е. Тиличеевой, «Кошка и котята» М. Раухвергера). Кружиться в парах, притопывать одной ногой («Помирились» Т. Вилькорейской), применять в пляске поочередную смену разных движений («Пальчики-ручки», обр. М. Раухвергера).

Учить отмечать в движении тихое и громкое звучание («Тихие и звонкие звоночки» Е. Тиличеевой), четко, ритмично двигаться с флажками, погремушками, султанчиками, отмечая начало и окончание каждой части («Упражнение с флажками»), передавать игровые действия в связи с музыкой, выделять контрастные части («Поезд» Н. Метлова, «Найди игрушку» Р. Рустамова, «Солнышко и дождик» М. Раухвергера, Б. Антюфеева), выполнять танцевальные движения с куклами («Танец с куклами», обр. Н. Лысенко).

Продолжать учить детей ритмично ходить и бегать, передавая разный темп («Пройдем в воротики» Э. Перлова, Т. Ломовой), точно отмечать сменой движений двухчастную форму («Игра с куклой» В. Карасевой, «Игра с матрешками», «Прятки», обр. Р. Рустамова), передавать образными движениями особенности игровых движений («Зайцы и медведь» Т. Попатенко), менять движения на запев и припев, передавая характер веселого танца («Танец около елки» Ю. Слонова, «Сапожки», обр. Т. Ломовой).

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНУЮ ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

«Бегите ко мне» Е. Тиличеевой; «Ходьба и бег с флажками», «Птички летают» Л. Банникова; «Барабанщики» Э.Перлова; «Марш» Д. Кабалевского; «Барабанщик», «Ножки» В. Карасевой; «Прогулка» Н. Преображенского и Н. Любарского; «Мотылек» Р. Рустамова; «Дождик», «Зайчики скачут в свободный дом» Н. Ракова; «Магазин игрушек».

2-й год обучения

Упражнения. Продолжать учить ходить ритмичнее («Марш» Е. Тиличеевой), легко и точно бегать («Музыка для бега» Е. Тиличеевой), подвижно и ритмично скакать («Поскоки» Е. Тиличеевой), менять движения в соответствии с частями пьесы, бегать и кружиться («Вертушки», обр. Я. Стеновского).

Учить исполнять плавные приседания и легкие поскоки, передавая динамические оттенки: тихо - громко, («Пружина», обр. Т. Ломовой), точно исполнять элемент на одной пляске - выставление ноги вперед на пятку («Ах вы, сени», обр. М. Раухвергера), выразительно передавать игровой образ («Игра с водой»).

Выполнять упражнения четко, ритмично шагать («Марш» Л. Шульгина), легкие, пружинистые приседания («Стукалочка», обр. Р. Леденева), легко, изящно двигаться, играя в погремушки и меняя построения («Упражнения с погремушкой» Т. Вилькорейской), менять движения в соответствии с музыкальными фразами («Маленький танец» Н. Александровой).

Игры и хороводы. Побуждать детей инсценировать песню («Огородная- хороводная» Б. Можжевелова), передавать образ гордого петушка, хлопотливых курочек («Ах вы, сени», обр. Г. Фрида), образ марширующих и отдыхающих барабанщиков («Марш» Э. Перлова, «Барабанщики» Д. Кабалевского, «Колыбельная» С. Левидова), различать высоту звуков и передавать игровые образы («Ну-ка, угадай» Е. Тиличеевой).

Побуждать выразительно передавать образ пляшущего, сказочного ворона и хоровода («Ворон», обр. Е. Тиличеевой), учить изменять характер движения на три различные части пьесы, легкий бег, игра с погремушкой («Игра с погремушками» Ф. Фролова), различать динамику звучания и передавать ее в движении («Тише - громче в бубен бей» Е. Тиличеевой).

Учить менять характер и направление движения в соответствии с изменением темпа в двухчастном произведении («Жмурка» Ф. Флагова), менять плясовые движения на спокойную ходьбу в соответствии с двухчастной пляской, уметь находить пару («Игра с цветными платочками» Т. Ломовой), различать по тембру голоса хороводные движения («Узнай по голосу» Е. Тиличеевой).



Пляски. Выполнять легкие плясовые движения, менять характер движений в соответствии с двухчастной формой («Пляска парами», обр. Т. Попатенко), поочередно менять движения взрослого и детей в соответствии с двухчастной формой пьесы («Я на горку шла», обр. С. Разоренова), инсценировать песни плясовыми движениями («Веселая девочка Алена» А. Филиппенко; «Выходи, подружка», обр. В. Сибирского).

Учить двигаться легко, изящно, меняя характер движения на двухчастную форму («Пляска с султанчиками», обр. М. Раухвергера), изящно, легко двигаться в соответствии с характером музыки («Парная пляска» Е. Тиличеевой).

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Упражнения. «Мячики прыгают, мячики покатились» М. Сатулиной; «Упражнение с погремушками» А.Жилина; «Передача мяча», «Смело идти и прятаться» И. Беркович; «Карусель», русская народная мелодия.

Игры. «Играй с цветными платочками» Т. Ломовой, «Самолеты» М. Магиденко, «Ловим бабочек» Л. Бетховена, «Прятки с платочками», «Зеркало», «Дети идут в гости» Л. Феоктистова.

3-й год обучения

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Исполнять четкую, ритмичную ходьбу и бег («Маленький марш» Т. Ломовой), легкий бег («Росинки» С. Майкапара), дробный шаг («Под яблонькой зеленой», р.н.м.), пружинку (Е. Гнесиной),

(«Шаг и бег» Н. Найденовой), плавные, пружинные движения ногами («Канава», р.н.м.), выставлять ноги вперед на прыжке («Полянка», обр. Г. Фрида), передавать мягкое, плавное движение рук («Плавные руки» Р. Глиэра), легкие, ритмичные поскоки («В ритме тарантеллы» В. Агафонникова), легкий бег («Гавот» Ф. Госсека), бег с подъемом колен («Всадник и упряжки» В.Витлина), дробный шаг с одновременным кружением (обр. А. Овинова), прямой галоп («Всадник и упряжки» В. Витлина), перестраиваться на запев и припев («Шла колонна» Н. Леви), отметить движением сильную долю такта («Передача платочка» Т. Ломовой).

Выразительно весело передавать хороводные движения («К нам приходит Новый год» В. Герчик), двигаться в соответствии с характером различных вариаций («Ищи игрушку» В. Агафонникова), точно менять движения на сильную долю такта, передавать легкий бег, соревноваться в быстрой ориентировке в пространстве («Будь ловким» Н. Ладухина), передавать музыкально-игровые образы различного характера («Мы - военные» Л. Сидельникова), менять движения в связи с изменением динамики («Кулачки и ладошки» Е. Тиличеевой).

Двигаться спокойно в небыстром темпе (1ч), изменять характер движений на быстрый, оживленный, точно выполнять ритмический рисунок («Ловишки», обр. Л. Сидельникова), изящный характер танца («Полька» А. Жилинского), точно исполнять ритмический рисунок, различные элементы танца («Танцуй, как я» В. Золотарева), менять направление движения на легком беге, отмечать сильные доли ударом в бубен («Игра с бубном», обр. В. Агафонникова).

Учить детей двигаться в соответствии с различным характером музыки: спокойным, хороводным и веселым; менять движения в связи со сменой частей фраз, замедлять темп, выполнять элементы танцевальных движений («Приглашение», обр. М. Раухвергера, «Дружные пары» И. Штрауса).

Игры и хороводы. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, легкий бег, ритмические хлопки, соревноваться в быстроте и ловкости («Не опоздай», обр. М. Раухвергера), двигаться в соответствии с различным характером музыки, инсценировать сюжет игры («Светофор» Ю. Чичкова и Н. Богословского, «Ворон», обр. Е. Тиличеевой), водить хороводы и различать голоса по тембру («Догадайся, кто поет» Е. Тиличеевой), различать звуки по высоте, перестраиваться в большой круг и маленькие кружочки («Два барабана» Е.Тиличеевой).

Танцы. Учить детей двигаться легко, изящно, меняя направление в соответствии с музыкальными фразами («Веселые дети»

B. Агафонникова), передавать характер легких движений польки(«Народная полька»), выполнять творческие задания, самостоятельно инсценировать песни («Наши кони чисты» и «Я полю, полю луг»Е. Тиличеевой).

Передавать характер шуточных, веселых движений матрешек, сопровождающих частушки («Мы веселые матрешки» Ю. Слонова), выполнять творческие задания - инсценировать движения бабушек, дедушек, мальчиков, девочек и др. («Всем, Надюша, расскажи», обр. C. Полонского).

4-й год обучения

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Упражнения. Передавать в движениях различный характер музыки, выполняя легкий пружинистый шаг, плавный танцевальный шаг («А я по лугу»), поскоки («Бубенцы» В.Витлина), легкий бег (отрывок из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского).

Передавать разный характер музыки, ритмично выполнять ходьбу, бег с высоким подъемом ног («На лошадке» В.Витлина), глубокий пружинистый шаг («Как пошли наши подружки», в обр. М. Красева), бег с высоким подъемом ног («Цирковые лошадки» М. Красева), сильный поскок («Танец» С. Затеплинского). Выполнять плавные, легкие движения рук вверх и вниз на каждую музыкальную фразу («Ласточка»). Усвоить отдельные элементы народного и бального танца: шаг-притоп («Ах ты, береза»), ковырялочка («Ой, лопнул обруч»), боковой галоп («Веселые скачки» Б. Можжевелова), шаг польки («Янка»).

Пляски. Изящно, непринужденно исполнять танец, точно меняя движения при смене характера музыки (в двухчастной форме пляски «Детский краковяк» Ю. Слонова), весело, задорно танцевать польку, отмечая ритмический рисунок в отдельных тактах и меняя движения в зависимости от музыки (в трехчастной форме танца - «Парная полька»), изящно, ритмично двигаться, используя движения современного танца («Веселый слоник» В. Комарова).

Игры, хороводы. Исполнять боковой галоп, расширение и сужение круга («Узнай по голосу» В.Ребикова), изящные, задорные движения, отмечая сильные доли такта, фразы, части, двигаться легким поскоком («Ищи» Т. Ломовой), передавать образы бравых солдат и командира, имитировать игру на трубе, соревноваться в быстроте и ловкости («Казачья» Т. Вилькорейской), выражать радостное, праздничное настроение, перестраивать движения, отмечая динамические оттенки и ритмический рисунок («Новогодний хоровод» Т. Попатенко).

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЕ И ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Импровизировать музыкально-игровые образы разных персонажей: лыжника («Зимний праздник» С. Старокадемского), конькобежца («Вальс» Е. Макарова); образы животных: лукавого котика и сердитого козлика («Котик и козлик» Е. Тиличеевой), импровизировать характерные движения танца («Вальс» Ф. Шуберта).

Импровизировать музыкально-игровые образы в их взаимодействии и развитии: движения рыбака, ловящего рыбку («Выйду за ворота» Е. Тиличеевой), муравья, зовущего на помощь своих товарищей («Помогите» Е. Тиличеевой). Импровизировать танцы, используя характерные национальные движения, элементы современных танцев, импровизировать характерные танцевальные движения («Всем, Надюша, расскажи», в обр. С. Разоренова).



Публикации по теме