Пластилинография диагностика. Из опыта работы воспитателя детского сада

елена федина

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития (Казьмин А. М., Пилюгина Э. Г., настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук , а в частности с развития движений в пальцах , кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании познавательных способностей головного мозга и становлению речи. Следовательно, чтобы активно развивалась познавательная деятельность ребенка, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык , письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому , что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие ручных умений у детей необходимо начинать с раннего детства , что особенно касается детей с нарушением зрения , это те дети, с которыми мне приходится сталкиваться каждый день в силу своей профессии. Учитывая специфику развития мелкой моторики у детей данной категории , нами был разработан проект «Пластилиновое волшебство » - основной идей которого было интенсивное развитие мелкой моторики рук для чего стала использовать «рисование» картин пластилином .

Развитие мелкой моторики , ручной умелости тесно связано с сенсомоторикой т . е. в согласованной работе прослеживающей функции глаза и руки, что способствует совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, что так необходимо для детей с ОВЗ . Осуществляя непосредственно образовательную деятельность, дети овладевают умениями управлять инструментом, отрабатывают дифференцированные движения глаз и пальцев, овладевают навыками и умениями работы с пластилином и инструментами (стека, палочки и т. д.) .

Рисование картин пластилином - это «создание» лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов, а именно : декорирование поверхности семенами растений (клена, сирени и т. д., штамповка (макаронными изделиями, детскими печатками) все это способствует развитию общего чувственного опыта ребенка с ОВЗ. Основной материал - пластилин , а инструмент- рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения работать в данной технике зависит от владения собственными руками, а для детей с нарушением зрения служит и развитием чувствительности кончиков пальцев, так необходимых для развития тактильных ощущений . Она хороша тем, что доступна и детям раннего возраста , позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в их творчество, делает процесс обучения более увлекательным, интересным, что необходимо для работы с малышами.

Наш проект «Пластилиновое волшебство » способствует развитию не только мелкой моторики , но и таких психических процессов, как : внимание, память, мышление, творческие способности. Развитие восприятия , пространственная ориентация, сенсомоторная координация детей с нарушением зрения , так же возможна через данный проект.

Одним из несомненных достоинств использования данной техники в работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения является интеграция предметных областей знаний, что позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей , с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи , и т. д.).

В процессе работы над проектом нами был разработан алгоритм реализации данной техники в непосредственно образовательной деятельности (НОД) детей с нарушением зрения раннего возраста , в группах компенсирующей направленности :

Такое построение НОД с использованием пластилиновых картин «Пластилиновая фантазия » способствует более успешному освоению образовательной программы, к концу, которой, дети :

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

- развивают сенсорные эталоны . Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии . В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей : цвет, форма, величина.

Тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Практика лонгитюдной реализации проекта «Пластилиновое волшебство » показала повышение динамики развития умелости рук , укреплении силы рук, согласованности движения обеих рук, более тонкую дифференциацию движения пальцев. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики в процессе работы. У детей с нарушением зрения развивается пинцетное хватание , т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах : силе, длительности, направленности и др.

Создание данного проекта был обосновано отсутствием методического обеспечения проведения занятий с пластилином в нетрадиционных формах и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения . Разработанный нами проект «Пластилиновое волшебство » обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте с учетом его индивидуальных, психофизических особенностей; зрительной депривации и активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний , обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Целью нашего проекта стало : развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством рисунков из пластилина

В процессе реализации проекта решались следующие задачи : учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира с использованием рисунков из пластилина , основным приемам работы с пластилином (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, работать на заданном пространстве, принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию, обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином , отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах,

- Развивать мелкую моторику , координацию движения рук, глазомер, изобразительную деятельность детей , сюжетно-игровой замысел, интерес к процессу и результатам работы, интерес к коллективной работе.

Данный проект Пластилиновое волшебство был разработан и апробирован в нашем детском саду в рамках подготовки к изданию программы. Развития детей раннего возраста с нарушением зрения в группах компенсирующей направленности, рассчитанной для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет) .

Работа по формированию навыков работы с пластилином проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Задачами подготовительного этапа стали : Освоить приемы : надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца , правильной постановке пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. Научиться работать на ограниченном пространстве.

На основном этапе решались следующие задачи : Научиться не выходить за контур рисунка, пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку , как будто закрашивая его, использовать несколько цветов пластилина , выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д., пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, аккуратно, выполнять свои работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, восстановлению последовательности выполняемых действий, действовать по образцу воспитателя и по его по словесному указанию.

Итоговый этап предполагал решение :

Самостоятельно решать творческие задачи.

Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Работа велась как индивидуально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

При разработке содержания нашего проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подбирались соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для руки, упражнения для снятия зрительной нагрузки.

Для полисенсорного развития были максимально задействованы все анализаторы ребенка : слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Работа в рамках проекта целиком проходила в форме игры, поскольку игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности, речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) деятельности. Использование игр в обучении детей с нарушением зрения рисованию пластилиновых картин помогает активизировать деятельность детей , развивать их познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение поддерживает интерес к изучаемому.

Таким образом, в воспитании ребёнка со зрительной патологией нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин , может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми .

Арина Коркина
Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»

Творческое название :

«Пластилиновые фантазии »

Эпиграф :

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества , который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Н. П. Сакулина

Участники : дети группы компенсирующее направленности для детей 5-6 лет «Родничок»

Форма представления : слайдовая презентация

Паспорт проекта :

Тип проекта – информационно-практический, творческий

По предметно-содержательной области – развитие творческих способностей старшего дошкольника через использование нетрадиционного способа изодеятельности (лепки)

По характеру координации проекта – в рамках НОД «Художественное творчество » , «Музыка» , «Коммуникация» , «Познание» , ОО «Социализация» ; деятельности студии «Волшебный пластилин » ; самостоятельной и совместной деятельности.

По характеру контакта – открытый

По характеру участия – ребенок – воспитатель - родители

По количеству участников – групповой

Условие реализации – интерес детей

Сроки реализации – долгосрочный

Актуальность

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству .

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей .

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими .

Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства

Гипотеза

Если развивать в ребенке творческое начало , то это будет способствовать формированию творческой компетентности и развитию креативности у дошкольников .

Основополагающий вопрос

Как с помощью нетрадиционной техники изодеятельности (лепки) развить творческие способности дошкольника , его креативности

Дидактические задачи

Развитие психических процессов : воображения, памяти, мышления, памяти, восприятия;

Развитие мелкой моторики , пространственной ориентации, сенсомоторной координации;

Формирование способности приобретать и творчески использовать новые знания;

Совершенствовать умение планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т. е. рефлексировать свою деятельность

Методические задачи

Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией ;

Обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;

Способствовать познавательно- творческому и сенсомоторному развитию , социализации детей;

Создать условия для деятельности студии «Волшебный пластилин »

Аннотация

«Пластилинография » («графия» - создавать, изображать, «пластилин » - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве , с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение , образное мышление.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

Проблемные вопросы

Как повысить интерес ребенка к художественному искусству?

Как организовать сотрудничество с родителями дошкольников по организации условий для развития творческих способностей в условиях семьи ?

Какие условия создать для развития креативности дошкольника ?

Темы самостоятельных исследований

Создание программы дополнительного образования по пластилинографии ;

Развитие креативности дошкольника ;

Влияние развития движения рук (пальцев) на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов

Методологическая основа

Л. С. Выготский «Творчество и воображение »

Л. С. Выготский «Психология искусства»

Программное обеспечение

Федеральные государственные требования

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2010

Комарова Т. С. «Школа эстетического воспитания» - М.: Мозаика-Синтез, 2009

Интеграция образовательных областей

«Социализация» - «Познание» - «Коммуникация» - «Художественное творчество » - «Музыка»

Механизм реализации проекта

Ребенок - воспитатель - учитель-логопед - музыкальный руководитель - родитель

Принципы реализации

Принцип развивающего обучения .

Дети получают знания повышенного уровня, опережающие их развитие .

Принцип свободы выбора.

Детям предоставлена возможность самостоятельного создания работы и выбора материала

Принцип личностно – ориентирования

Применяется индивидуализированный подход к каждому ребенку

Принцип интеграции

Взаимосвязь видов творческой деятельности – рисование, конструирование, аппликация, ручной труд

Принцип креативности (организации творческой деятельности ) – создание

Детям предоставлена возможность и созданы условия для реализации свое творческого начала

Этапы реализации проекта

1 этап (подготовительный) – сентябрь

2 этап (основной) – октябрь – апрель

3 этап (заключительный) – май

Подготовительный этап

Изучение состояние проблемы;

Изучение современных программ и технологий;

Анализ нормативно-правовой, организационно-методической, материально-

технической базы;

Заключение договоров с учреждениями культуры;

Создание предметно-пространственной среды , уголков творчества в групповой комнате ;

Создание альбома образцов для студии «Волшебный пластилин » ;

Оформление альбомов творчества ;

Разработка комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГТ;

Анкетирование родителей, мониторинг, родительское собрание;

Диагностика эмоционального и художественного развития дошкольника (первичный мониторинг)

Основной этап

Непосредственно образовательная деятельность;

Деятельность студии «Волшебный пластилин » ;

Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества ;

Проведение конкурсов и выставок творчества на базе дошкольного учреждения и социальных партнеров;

Создание серии тематических консультаций для родителей;

Создание презентации по направлению;

Экскурсии в музеи, учреждения культуры;

Проведение целевых прогулок;

Открытое мероприятие для педагогов дошкольного учреждения ;

Проведение мастер-классов для педагогов и родителей ;

«Дни открытых дверей» для родителей;

Размещение творческих работ в сети Интернет

Заключительный этап

Размещение на сайтах : ДОУ, Тамбов Вики, MAAAM.RU.

Защита проекта «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника » на базе МДОУ;

Итоговое мероприятия студии «Волшебный пластилин »

Организация и проведение диагностических исследований, мониторинг;

Обобщение опыта работы на педагогическом совете

Результативность проекта

НОД «Художественное творчество/Лепка » :

Начало года

Высокий – 8 %

Средний - 69 %

Низкий – 23 %

Конец года

Высокий – 56 %

Средний – 40 %

Низкий – 4 %

Интегративное качество «Эмоционально-отзывчивый»

Начало года

Высокий – 27 %

Средний - 35 %

Низкий – 38 %

Конец года

Высокий – 54 %

Средний – 38 %

Низкий – 8 %

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Начало года

Высокий – 12 %

Средний - 62 %

Низкий – 26 %

Конец года

Высокий – 54 %

Средний – 46 %

Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии » способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста , что отслеживается по педагогической диагностике ;

У детей появился повышенный интерес, творческая активность . Дети с желанием и интересом посещают студию «Волшебный пластилин » .

Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

У детей хорошо развиты сенсорные способности , композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

Дети самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения , доводят начатое дело до конца.

Литература

Выготский, Л. С. «Психология искусства» - М.: Педагогика , 1987 - 345 с.

Давыдова Г. Н. «Пластилинография : анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка » - Минск : «Поппури» , 2010.

Консультация для родителей " Пластилинография как средство развития восприятия, эстетического вкуса и мелкой моторики у детей". Обучение детей лепке вседа было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира. Во время лепке у ребёнка проявляется взможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей не умственно, ни физически

Пластилинография как средство развития восприятия,

эстетического вкуса и мелкой моторики у детей

«Пластилинография как средство развития восприятия, эстетического вкуса и мелкой моторики у детей»

Развитие творческой активности дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности. Однако наилучшим образом этому способствуют занятия по изобразительному искусству. Но рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира.

Во время занятия пластилинографией у ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Изготовление таких поделок в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба Приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Для занятия вам потребуется немногое: картон с контурным рисунком, набор пластилина, салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материалы.

Но использование приемов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться потрясающих результатов:

1. Дети увереннее работают с пластилином.

2. Дети более внимательны, учатся видеть красоту природы.

3. Лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

Пластилинографика - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям. Занятие пластилинографикой комплексно воздействует на развитие ребёнка:

Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;

Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе пластилинографии у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.

Таким образом, в процессе занятий пластилинографией решаются такие задачи:

Развитие тонкой моторики, что способствует развитию речи детей;

Развитие зрительного восприятия;

Формирование сенсорных эталонов формы, цвета и величины, развитие тактильной чувствительности рук;

Знакомство со свойствами пластилина, умение использовать различные приемы;

Развитие навыков лепки простых форм;

Совершенствование эстетического вкуса, чувства прекрасного, умение видеть и любоваться красотой окружающего мира;

Воспитание аккуратности в работе;

Формирование умения доводить начатое дело до конца.

Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие « » имеет два смысловых корня: «гра­фил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется ис­полнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - , а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями , стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель и задачи

программы дополнительного образования

«Пластилиновое чудо»

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача , закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.

месяц

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет).

Исходный уровень развития детей необходимых для качественного освоения детьми содержания данной программы:

- Перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; - рисует каракули; - снимает носки, ботинки; - сам одевает шапку.

Данная программа предусматривает два года обучения.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Занятия проводятся 1 раз в неделю: 10 минут в 1 младшей группе; 15 минут во 2 младшей группе. Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук (приложение №1). Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Игровые приемы,

используемые на занятиях по дополнительному образованию.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: -“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности. -“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. -“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов. -""Познавательные"" занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе. - “Музыкальные занятия”.

Прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания:

- держит карандаш, стеку - печатку тремя пальцами; - проводит линию соединяющею две точки; - копирует квадрат; - самостоятельно расстегивает и застёгивает пуговицы; - режет ножницами; - владеет основными приемами по пластилинографии: (надавливание, размазывание, вдавливание); - видит и работает в заданном пространстве. Педагогический анализ усвоения детьми содержания программы разработан на основе диагностики , рекомендованной И.А.Скворцовым, Н.А.Ермоленко, Эрнст Й.Кипхард “Как развивается ваш ребенок”, “Показатели нервно - психического развития детей второго – третьего года жизни”, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой, Г.В. Пантюхиной, изобразительной деятельности” (приложение №2).

Методы исследования:

- Наблюдение за выполнением работ - Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов пластилинографии - Анализ готовых работ - Диагностика

Обследование уровня развития ручных умений детей проводится два раза в год (октябрь, апрель) по следующим сферам:

Изобразительные умения детей;

Навыки самообслуживания;

Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе (приложение № 3).

Формы подведения итогов

реализации программы по дополнительному образованию :

- выставки творческих работ для родителей; - открытые занятия; - результаты диагностики; - выступления на педагогических чтениях и др.

Учебно-тематический план.


Перечень разделов


Работа с родителями.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

* Организованна систематическая работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы (Приложение №4).


Методическое обеспечение

к программе дополнительного образования «Пластилиновое чудо»


1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003. 2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004. 3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004. 4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006. 5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999. 6. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009. 7. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003. 8. Курнышева Л.Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»). 9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua 10.Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.:Теревинф, 2006. 11.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144 12.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Рассия, 1979. – С. 192 13.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007 14.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007. 15.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007. 16.Под редакцией Серебрякова Н.В.Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008 17. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1 18.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru 19.Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru 20.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996 21.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008. 22. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007. 23.Янушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.

Публикации по теме