«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. "создание условий для полноценного развития личности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся"

Протокол №2

педагогического совета

МБДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвивающего вида»

Тема: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» 22.12.2016года

Присутствуют: Павлова С.И.,

Петрова А.А., Шапенкова Н.В., Шевыркова М.Н.,

Ордина С.В. Васильева, Буданова А.Б.

Форма проведения :
традиционная, с использованием игровых приемов.
Цель : поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи :
1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Развить творческий потенциал педагогов.
4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Предварительная работа :
1. Подготовка информационного стенда о планируемом педагогическом совете.
2. Отбор и изучение литературы по вопросу физкультурно-оздоровительной работы.
3. Консультации для педагогов по данной проблеме, согласно годовому плану работы.
4. Открытые мероприятия по теме педагогического совета.
5. Тематический контроль «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ. Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».
6. Работа с родителями: оформление стендов, анкетирование родителей.
7. Разработка сценария проведения педагогического совета.
8. Подготовка проекта решения педагогического совета.
9. Домашнее задание воспитателям:
**педагоги каждой группы должны быть готовы проанализировать пути решения, свои методы, плюсы – минусы в работе по теме педсовета (первой годовой задаче).
**быть готовыми провести (интересную, «неизбитую») подвижную игру, познакомить с закаливающей процедурой,провести пальчиковую игру.

Повестка дня:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета,- заведующий Красикова В.В.

2. Вступительное слово по теме педсовета – заведующий Красикова В.В

3. «Анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ, оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Лавриненко С.А..
4. Итоги тематической проверки - заведующий Красикова В.В.

5. Деловая игра. - заведующий Красикова В.В
6. Проект решения педагогического совета.
7. Организационные вопросы.

Ход педсовета :

1. Об исполнении решения предыдущего педсовета , (отчёт) -заведующий

2. Вступительное слово по теме педсовета –заведующий

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Всё перечисленное мной – это содержание нашей с вами работы по организации физкультурно- оздоровительной деятельности с детьми.
И главная цель данной работы:
*сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

В нашем детском саду ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная предметно-развивающая среда: музыкальный - спортивный зал с соответствующим оборудованием, физкультурные уголки в групповых комнатах с оборудованием для спортивных игр, медицинский блок, кабинет логопеда, спортивная площадка.
Вот такова модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы осуществляется в рамках образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвивающего вида»По данному направлению разработаны планы физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической, санитарно-просветительской работы. Разработано блочное комплексно-тематическое планирование на все возрастные группы, перспективные планы, ведутся протоколы медико-педагогического контроля физкультурно-оздоровительной работы, где контролируется и питание, и закаливание, и самостоятельная двигательная активность.
Также работа по здоровьесбережению реализуется посредством физкультурных занятий, режима дня, воспитанию культурно-гигиенических навыков, спортивных досугов, прогулок, различных гимнастик и многое другое.
Немаловажное значение имеет тот факт, что при решении физкультурно-оздоровительных задач мы привлекаем родителей. И это даёт большой положительный результат
Оценить эффективность данной работы возможно на основе анализа результатов объективного исследования состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей с использованием технологии мониторинга, а также анкетирования родителей (читать вывод по слайду).
Эффективность физкультурно – оздоровительной работы в нашем ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов – специалистов, медицинских работников, родителей воспитанников и всего коллектива. Только совместными усилиями мы решаем поставленные задачи и добиваемся положительных результатов.
Это я говорила о положительных сторонах аспекта. Теперь бы хотелось послушать мне вас: есть ли у нас недостатки в работе по данному вопросу, что мешает выполнять работу на высоком уровне, какие «плюсы», какие «минусы»
3. «Анализ состояния здоровья воспитанников МДОУ ВМР «Фетининский детский сад общеразвиающего вида»», оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ», медсестра Лавриненко С.А.
Одной из главных задач коллектива нашего дошкольного учреждения является укрепление здоровья детей через организацию закаливания, воспитание привычки к повседневной двигательной активности, здоровому образу жизни.
И это не случайно, так как нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового ребёнка.
Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Данная работа проводится в нашем учреждении комплексно: она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил Сан Пина, своевременно организуются медицинские обследования, контролируется проведение профилактических прививок.
В начале каждого учебного года все воспитанники распределяются по группам здоровья:
Анализируя распределение воспитанников по группам здоровья можно сделать вывод, что в сравнении за три года количество воспитанников с 1 группой здоровья увеличилась, а с 3 группой – уменьшилась. Это положительная динамика.
Медицинский контроль за состоянием здоровья осуществляется врачами специалистами 1 раз в год. Регулярно проводятся наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки групповых комнат, соблюдение воздушно-теплового режима, физической нагрузки на физкультурных занятиях.
В течение года ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости по всем группам и общей по детскому саду так в 2015г она составила 81,5%.
Случаи травматизма отсутствуют.
Сравнительный анализ пропусков по болезни одним ребенком выявил, что уровень состояния здоровья стабильно оптимальный, что говорит об удовлетворительной работе коллектива по сохранению здоровья детей.
В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, которые осуществляются круглый год, их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды (ежедневные прогулки, хождение босиком, минутки-пробудки и другие).
Стало традицией проведение «Дней здоровья» для детей, организации которых активную помощь оказывают родители. В детском саду проводится усиленное витаминизированное питание, наличие овощей и фруктов, использование фитонцидов (лук, чеснок, лимон).
Воспитатели ежедневно проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, бодрящую гимнастику после сна, физкультминутки на занятиях, с целью предупреждения переутомления, динамические часы на прогулке.
В детском саду создаются условия для охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования их физического здоровья. В каждой группе имеются физкультурные уголки с нестандартным физкультурным оборудованием.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с гимнастическим оборудованием.
Педагоги используют разнообразные формы и методы организации физической активности.
Ежемесячно руководителем учреждения проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей детского сада.
Проводилась оценка физического развития детей. На основе антропометрических данных было сделано заключение о состоянии физического развития. В среднем за учебный год дети выросли на 3-4 см и прибавили в весе на 2,5-3,0 кг.
Для понижения случаев заболевания сезонно проводилась профилактика гриппа и простудных заболеваний: вакцинация детей против гриппа,в этом году привито много детей из нашего детского сада 46 детей из 65 и 9 взрослых из 19 человек, также проводится ежеденевно кварцевание группы раннего возраста и других групп по мере необходимости, исследования на энтеребиоз и другие заболевания.
В целях санитарно просветительской работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей на стенде «Здоровье» ежемесячно обновляются материалы, для родителей выпускается газета»Здоровячок»
Вывод: Педагогами, администрацией и медсестрой, ведется дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые предусматривают повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Также планируется усиление профилактической работы среди родителей воспитанников и педагогического коллектива

4. Итоги тематической проверки «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ, организация физкультурно-оздоровительной работы Красикова В.В .

Аналитическая справка
Срок проведения: с 21.11.16 по 16.12.16

Рекомендации:
1. Необходимо пополнять ежегодно и желательно в начале года оборудование в «Физкультурных уголках».
Срок исполнения: до мая 2017 года
ответственные: воспитатели
2. Обратить внимание на выдерживание графика прогулок и обогащение прогулок в весеннее – осеннее – зимний период выносным материалом для организации двигательного режима.
Срок исполнения: с 23 декабря 2016 года –постянно.
ответственные: воспитатели
3. Систематически обновлять информационный уголок для родителей «Нетрадиционные оздоравливающие методы работы с детьми».
Срок исполнения: 1 раз в квартал
ответственные: воспитатели
4. Обновить (у кого нет сделать):
*Картотека прогулок;
*Картотека различных игр, проводимых в группе;
*Комплексы: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»

5. Обмен мнениями по взаимопосещению прогулок Инструкция по охране труда во время проведения прогулок с детьми. Правила проведения прогулки с детьми –заведующий Красикова В.В.
6. Деловая игра. Проводит заведующий Красикова В.В.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей – одна из основных задач, стоящих перед педагогами детского сада в плане физвоспитания.
Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:
физкультурные занятия, спортивные досуги и развлечения;
занятия и мероприятия по ЗОЖ и валеологии;
прогулки 2 раза в день;
утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
физкультминутки, динамические часы;
музыкально-ритмические занятия;
самостоятельную двигательную деятельность детей.
Что необходимо для полноценного физвоспитатния?
Во-первых, специально созданные условия, т.е. материальная база – помещение, образование, педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различными подвижными играми, физическими упражнениями и т.п., воспитатель должен воспитать в них потребность в культурном движении.
Во-вторых, нужна система знаний, основанная на следующих принципах:
1. непрерывность (с утра до вечера);
2. добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
3. доступность упражнений;
4. чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.
Всё это формирует физическую культуру детей.
И сегодня мы с вами проверим ваш багаж знаний в этом вопросе…

Педагогический практикум по физической культуре
(в форме деловой игры).
1. Всем педагогам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения..
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

2. Педагогам предлагается вспомнить по 2 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

3. На столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время:
* "Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л.Н. Толстой
* "Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье". Ф.А. Абрамов.
* "Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр.
* "Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ.

5. Закончить пословицы о здоровье (совместное задание)
Чистота – (залог здоровья). Здоровье дороже (золота). Чисто жить – (здоровым быть).
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке).
Если хочешь быть здоров – (закаляйся).
В здоровом теле – (здоровый дух).
Здоровье за деньги (не купишь).
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду).
Будет здоровье – (будет все).
6. И в заключении – «мозговой анализ» - Педагогические ситуации

. Проект решения педагогического совета № 2.

1. Продолжить уделять большое внимание укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
2. С целью создания комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы разработать программу «Здоровый дошкольник».
Ответственные: старший воспитатель, творческая группа воспитателей, медсестра.
Срок: 1 февраля 2017 г.

3. Дополнить
- физкультурные уголки:
**интересным иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта и другой интересной информацией;
**регулярно пополнять уголки нетрадиционными пособиями, атрибутами для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- документацию:
**Картотекой прогулок;
**Картотекой различных игр, проводимых в группе, на прогулке;
**Комплексами: «Утренняя гимнастика», «Оздоровительно-игровой час», «Динамический час»
Ответственные: воспитатели. Срок: 1.02.2017 г.

4. Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т.д.
Ответственные: воспитатели. Срок: в течение года

5. Запланировать и провести «День здоровья», как совместное мероприятие с родителями»Веселые старты» во всех возрастных группах
Ответственные:, воспитатели.
Срок: до с 09.01.2017 по 31.01.2017(в рамках «Недели здоровья»23.01.2017 по 27.01.2017 года
8. Организационные вопросы.

Елена Дойникова
Педагогический совет «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»

Педагогический совет

«Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»

Цели педагогического совета:

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста.

Задачи:

Проанализировать состояние здоровья воспитанников за 2013 – 2015 годы,

Проанализировать удовлетворенность родителей работой детского сада по укреплению здоровья дошкольников,

Разработать систему мер по способствующих активизации работы пед. коллектива по данному направлению

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей «О здоровье Вашего ребенка»

2. Анализ состояния здоровья за 2013 - 2015 годы.

3. Тематический контроль «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»

4. Открытые просмотры режимных моментов и занятий по применению здоровьесберегающих технологий.

5. Изготовление пособий, атрибутов для профилактики плоскостопия у дошкольников

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующей.

2. Анализ состояния здоровья воспитанников за 2013 - 2015 годы, анализ заболеваемости за 3 месяца (ноябрь – декабрь – январь). Выступление старшей медсестры.

3. «Современные здоровьесберегающие технологии в совместной деятельности педагога и детей в соответствии с ФГОС ДО». Выступление старшего воспитателя. Результаты тематического контроля.

4. «Самомассаж для дошкольников». Из опыта работы воспитателя старшей группы

5. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физкультуре.

6. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

7. Решение педсовета.

Ход педагогического совета

1. Вступительное слово.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Во все времена здоровье детей рассматривалось как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка.

Необходимо создать специальные педагогические условия здоровьесбережения и здоровьеукрепления, основными целями которых являются:

Обеспечить поддержание, сохранение и укрепление физического здоровья;

Формировать у ребенка необходимые умения и навыки здорового образа жизни;

Научить ребенка использовать полученные знания в повседневной жизни.

В детском саду должна быть разработана система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Эта работа должна вестись в трех направлениях:

педагоги – родители – медики.

Только благодаря совместным усилиям возможен положительный результат.

2. Анализ заболеваемости. Выступление ст. медсестры

3. Здоровьесберегающие технологии (презентация)

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

Условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

Рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, логопеда, психолога, мед. работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах, проводятся двигательные разминки. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятия с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после вынужденной статической позы, умственной нагрузки.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, физкультминутки и другие в зависимости от вида занятия.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют развитию внимания, памяти, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

(видео «Физкультминутки», гр № 4, № 10)

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал (бабочки на палочках, волшебная палочка, наклейки на окнах, подвески, тренажеры для глаз, показ педагога.

(видео «Гимнастика для глаз» гр № 7)

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед.

Подвижные и спортивные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, развивают познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта. Подвижные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

(видео «Подвижная игра» гр № 3)

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

(видео «Гимнастика после сна» гр № 6)

Для профилактических целей можно использовать ребристую дорожку. Дети с удовольствием ходят по ней после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

(видео «Дорожка здоровья» гр № 1)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Утренняя гимнастика желанна для детей, они идут на неё с радостью. Присутствие музыкального сопровождения, внесение картинок и атрибутов положительно влияют как на настроение детей, так и на усвоение общеразвивающих упражнений. Внесение новшеств, объяснение какую пользу оказывают общеразвивающие упражнения, способствует правильности их выполнения.

(видео «Утренняя гимнастика» гр № 2)

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Прогулка – одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Влияние свежего воздуха, солнце, двигательная активность детей – все дает положительный результат. Для того, чтобы прогулка давала эффект, должна меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время и после занятий, на которых дети больше сидели, прогулку можно начать с пробежки, с подвижной игры, в теплое время и после физкультурного, музыкального занятия прогулку лучше начать с наблюдения, спокойных игр.

(видео «Прогулка гр № 8)

Экспресс – опрос педагогов «Вопросы – ответы»

(На карточках подготовлены вопросы, педагоги по очереди отвечают на них)

(См Приложение 3)

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использовать в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Использовать музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включать спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

4. Результаты тематического контроля.

5. «Самомассаж». Из опыта работы воспитателя старшей группы

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

6. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физ – ре

(видео «Профилактика плоскостопия»)

В какие режимные моменты можно включить упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки?

7. Презентация пособий и атрибутов по профилактике плоскостопия.

8. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

Результаты анкетирования родителей.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе. Рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Обратить внимание на сменяемость информации (1 раз в месяц)

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ (консультации, памятки, санбюллетени и др);

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни открытых дверей, Недели здоровья и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения, родительские собрания.

Решение педсовета.

1. Создать творческую группу по разработке Программы Здоровья ДОУ.

Срк: март – май 2016

Ответственные: ст. воспитатель

2. Запланировать и провести родительские собрания на тему сохранения здоровья во всех группах.

Срок: март 2016

Ответственные: воспитатели

3. Подобрать материал и составить картотеку гимнастики для глаз в каждой возрастной группе

Срок: март – апрель 2016

Ответственные: воспитатели

4. Ежедневно включать в работу по оздоровлению самомассаж, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели

Приложение 1

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Приложение 2

Анкета для родителей.

1. Часто ли болеет ваш ребенок? (подчеркните)

2. Какова причина болезней вашего ребенка, по вашему мнению?

А) Недостаточное физическое воспитание в семье;

Б) Недостаточное физическое воспитание в детском саду;

В) Наследственность, предрасположенность;

Г) Другое ___

3. Посещает ли ребенок спортивные секции?

4. На что необходимо обратить особое внимание в семье, в детском саду?

А) Соблюдение режима дня;

Б) Рациональное и калорийное питание;

В) Полноценный сон;

Г) Достаточное пребывание на свежем воздухе;

Д) Здоровая гигиеническая среда;

Ж) Закаливающие мероприятия;

З) Благоприятная психологическая обстановка;

И) Занятия физкультурой и спортом;

К) Другое.

5. Какие закаливающие мероприятия наиболее приемлемы для Вашего ребенка?

А) Облегченная одежда во время прогулки, в группе;

Б) Обливание ног холодной водой контрастной температуры;

В) Хождение босиком;

Г) Прогулки в любую погоду;

Д) Ежедневное полоскание горла водой комнатной температуры;

Е) Систематические проветривания;

Ж) Прием кислородного коктейля;

З) Другое.

6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье Вашего ребенка? (подчеркните)

Да Нет Частично

7. Нужна ли Вам помощь детского сада? (подчеркните)

Да Нет Частично

8. Достаточно ли внимания уделяет детский сад вопросу оздоровления детей?

Да Нет Частично

9. Ваши предложения по физическому воспитанию и оздоровлению детей

10. Какую помощь вы могли бы оказать детскому саду в вопросе укрепления здоровья детей?

Приложение 3

Вопросы для обсуждения.

1. Почему при отборе игры необходимо учитывать место её проведения.

(Охрана здоровья и жизни ребенка).

2. Как должны размещаться дети на площадке в момент объяснения игры. Графически изобразить расположение детей в начале игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди». (Объяснение ведется в игровом положении, т. е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками - на краю площадки, в играх с построением в круг – в кругу).

3. Почему нельзя начинать объяснение с игры с распределения ролей.

(Падает внимание детей к моменту объяснения.)

4. В выборе водящего что используем. .

(Считалки, награда за что – то, сделал ребенок хорошее.)

5. Определить последовательность руководства подвижной игрой:

Подготовка к игре, сбор детей на игру, приемы создания интереса к игре, объяснение распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итогов.

6. Как строятся объяснения игры в зависимости от возраста.

(В младшей группе объяснения поэтапно в ходе игры, в старшей – перед началом игровых действий.)

7. Во время игры педагог должен следить за …

(За соблюдением правил игры, за выполнением движений, за самочувствием детей, подавать сигналы – словесные, звуковые, зрительные.)

8. Каково участие воспитателя в игре.

(В первой младшей группе непосредственное участие воспитателя, чаще всего исполняющего главную роль. Во 2 младшей группе в знакомых играх исполнение главных ролей поручается детям. В средней и старшей группах руководство игрой опосредованное, но иногда воспитатель непосредственно участвует в игре.)

9. В чем назначение физкультминуток.

(Обеспечить активный отдых детей на занятии.)

10. Через сколько времени наступает утомление детей на занятии. Каковы внешние признаки утомления.

(Через 8 - 15 минут занятия. Дети отвлекаются, шумят.)

11. В какой форме проводятся физкультминутки.

(Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дидактические игры с движением, танцевальные движения

Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.


В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач. Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь. Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.








Состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность Психологическое здоровье "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека


Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: 1.Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.




1. Теоретический аспект Основу психологического здоровья определяет детско- взрослая общность. Она может быть: Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения. Таким образом, способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско-взрослой общности.


2. Прикладной аспект Исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности психолога с родителями, педагогами, врачами и др. специалистами. Для психолога это: Организация непосредственной работы с психологической реальностью. Формирование психологом практической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем.


Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение. Развивающая средаРеабилитирующая среда Создание условий нормального развития. Восстановление параметров нормального детства. Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности Реализация возрастно-нормативных моделей развития. Ориентация на индивидуально- личностные нормы. Ориентация на социокультурные нормы. Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство). Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат). Педагогика и психология развития.Реабилитационная и коррекционная педагогика. Здравостроительство.Здравоохранение и здравосохранение


Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью 1.Соматическое заболевания (дефекты психического развития). 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.


Признаками неврастении являются: Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза). Наиболее типичный невроз у детей – это неврастения.


При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в: головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, Рассеянности Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям Умственная и физическая нагрузка отдых утомление Переутомление Нервно-психические заболевания! Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой дошкольников


Поддержка и укрепление психологического здоровья детей Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей. Актуальные задачи образования:. - Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких. - Установление взаимодействия с семьей Основа психического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.


Формы психологической работы Консультации (психологическое просвещение) Своевременная диагностика Коррекционно-развивающие занятия Тренинги Психопрофилактика Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.


Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: доверие к ребенку; уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит. !



Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.

В дошкольном образовательном учреждении первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного наcтроения, профилактику негативных эмоций и нервных cрывов; cовершенствование вcех функций организма, полноценное физичеcкое развитие, воcпитание интереcа к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование оcнов физичеcкой культуры, потребноcти в ежедневных физичеcких упражнениях, воcпитание положительных нравcтвенно – волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении о c уществляется как на c пециальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельно c ти и в пов c едневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельно c ти.

В детcком cаду создаются благоприятные cанитарно-гигиенические уcловия, cоблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно – ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся зaкaливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Не остаётся без внимания расширение индивидуального двигательного опыта ребёнка, поcледовательное обучение движениям и двигательным дейcтвиям: правильной, ритмичной, лёгкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются чётко, ритмично, в определённом темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, разученные движения выполняются под музыку.

Воспитатели cоздают в дошкольном учреждении обстaновку, способствующую формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

Систематически проводятся под руководством медицинского работника различные виды закаливающих процедур с учётом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренном помещении.

Во время организованной образовательной деятельности, требующей большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводятся физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.

В дошкольном учреждении ведущая деятельность – игровая . В целях профилактики переутомления в дошкольном образовательном учреждении традиционные занятия заменены комплексными, которые проводятся в игровой форме.

Педагоги обеспечивают достаточную, cоответствующую возраcтным особенностям двигательную активность детей в течение вcего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Каждый месяц проводятся физкультурные до c уги и праздники .

На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспоcобноcтью. Для успешного решения этой задачи важно, как говоритcя, «беречь здоровье смолоду». А значит, необходимо укреплять здоровье ребёнка с первых дней его жизни.

Эффективным cредством укрепления здоровья, cнижения заболеваемоcти и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Cолнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям.

Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повcедневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой.

Воздух действует кaк комплексный рaздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивaя количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным. Использовaть свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с aктивными физическими упражнениями и играми. Для прaвильного развития ребёнка важно, чтобы он находился на воздухе зимой 4-5 часов, а летом почти весь день. Организуя прогулки детей на воздухе, взрослые должны создавать условия для их aктивной деятельности.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой.

Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывaют у ребёнка радостные эмоции. Это надо использовaть для оздоровления организма. Начинaть водные процедуры лучше в тёплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов зaкaливaния является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24-25 градусов, затем тёплой – 36 градусов и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим cредством является купание в водоёме. Для здорового ребёнка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 градусов и воды не менее 22 градусов.

Надо помнить, что закаливающий эффект применяемых воздействий зависит от систематичности, непрерывности использования, постепенно нарастающей интенсивности процедур, учёта индивидуальной чувствительности ребёнка.

Если меры по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у него развиваются индивидуальные склонности и интересы. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому воспитателю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время организованной образовательной деятельности, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики воспитывает волевые качества ребёнка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.

C этой целью, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, увлекательны, педагоги разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет:

    повысить эффективность работы по оздоровлению детей;

    получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;

    сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье;

    снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности;

    увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей;

    обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду.

Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.

Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.

Необходимо c раннего возраста обучать детей:

    безопасности в домашних условиях;

    умению и желанию быть опрятным, аккуратным;

    знакомить с правилами общения с животными;

    формировать навыки поведения на дороге;

    воспитывать осторожность в общении;

    закреплять правила поведения на воде, на люду;

    развивать эстетический вкус.

Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит их благополучие.

Дата публикации: 16.10.17

«Создание условий для сохранения и укрепления здоровья

детей раннего возраста»

Спесивцева Лариса Васильевна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад № 14»

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский

В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Одним из условий полноценного развития детей раннего возраста является высокий уровень здоровья, но в настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению детей раннего возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В детский сад все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того количество детей раннего возраста с хроническими заболеваниями увеличиваются с каждым годом. В век развития телевидения и компьютеризации с детьми меньше общаются взрослые. Многие родители предпочитают, чтобы дети сидели у телевизора и компьютера, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. В результате двигательная активность на низком уровне. У детей преобладает капризность, повышенная утомляемость, они часто болеют простудными заболеваниями.

В свете выше сказанного особую актуальность приобретает проблема сохранения и укрепления детского организма.

Одним из главных условий нашей успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста является грамотная организация здоровьесберегающего пространства в группе.

Здоровьесберегающее пространство рассматривается как гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания, благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Режим дня в группе способствует гармоничному физическому и полноценному психическому развитию детей раннего возраста, предусматривает разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с их интересами и потребностями, учетом времени года, а также состоянием здоровья.

В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде и обуви.

В основу организации здоровьесберегающего пространства нашей группы заложено:

Формирование здоровья детей раннего возраста на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

Непосредственное обучение детей элементарным приемам ЗОЖ: оздоровительной пальцевой, корригирующей, дыхательной гимнастикам;

Специально организованная активность ребенка: НОД, подвижные игры, физминутки;

Партнерство семьи и ДОУ.

Медико-педагогическим персоналом ДОУ определены основные направления сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста:

Оценка здоровья детей медсестрой при ежедневном контроле его состояния;

Помощь и педагогическая поддержка ребенку в период его адаптации к условиям ДОУ;

Профилактика в период сезонного повышения заболеваемости;

Организация летнего оздоровления детей с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

Взаимодействие с родителями по закаливанию и охране здоровья детей;

Пропаганда здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста обеспечивается:

Полноценным питанием;

Витаминизацией;

Проведением закаливающих мероприятий;

Оснащением специальным оздоровительным оборудованием;

Медицинским контролем и профилактикой.

В нашей группе имеется уголок здоровья, в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом, дорожки здоровья, атрибуты для подвижных игр, нестандартное оборудование, объединяющее физкультуру с игрой, которое способствует созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Физкультурный инвентарь и оборудование соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно для детей, легко моется. Физкультурные пособия соответствуют раннему возрасту, пространству двигательной зоны, периодически меняются с учетом интересов детей и результатов индивидуальной работы. Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.

Результативность нашей работы по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста определяется использованием здоровьесберегающих технологий, различных форм и методов оздоровления.

Хочу представить их вашему вниманию.

Утренняя гимнастика.

Основная задача утренней гимнастики - укрепление и оздоровление организма ребенка. Только систематическое проведение гимнастики способствует активизации обменных процессов, поднятию мышечного тонуса, заряжает положительной энергией на целый день, способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества: сила, ловкость, гибкость т.п. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве: построение в круг. Занятие гимнастикой снимает сонливое состояние, у детей появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, появляется работоспособность.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к режиму. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Развиваются память, умение делать упражнения по заказу, по слову.

После дневного сна проводится корригирующая гимнастика на кроватках. Гимнастика включает элементы потягивания, поочередного поднимания и опускания рук и ног, исключая резкие движения. Длительность зарядки 2-3 минуты. Гимнастика после сна заканчивается хождением по коррекционным дорожкам.

Закаливающие процедуры.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей.

Оно положительно действует на приспособление к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменение погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражением.

Основными природными факторами закаливания являются солнце, воздух и вода.

В своей работе мы используем следующие методы закаливания: хождение босиком – является хорошим средством укрепления свода стопы и связок; «Дорожка здоровья», коврик «травка». Данные дорожки используются нами для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка; закаливание воздухом – это проветривание помещений, прогулки; солнечные ванны, точечный массаж – повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани и других органов человека.

Умывание - самый доступный вид закаливания. Детям раннего возраста рекомендуется (с разрешения родителей) ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Специально-организованная двигательная активность детей: прогулка, подвижные игры.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для укрепления здоровья. Прогулка является первым и наиболее доступным средством. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка проводится в любую погоду, исключением является, когда дует сильный ветер, идет проливной дождь и при температуре воздуха ниже -10 градусов. Прогулка включает подвижные игры с повышенной и малой двигательной активностью.

Пальчиковые игры, развитие мелкой моторики.

Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка, способствует устранению эмоционального напряжения, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. В нашей практике широко используются различные пальчиковые гимнастики, сопровождающиеся стихами, имеется картотека пальчиковых игр.

Использование физминуток во время проведения НОД.

Длительное пребывание в однообразной позе во время проведения НОД приводит детей к утомлению, снижается работоспособность детей, нарушается осанка. Поэтому для профилактики утомления и для психоэмоциональной разрядки мы используем физминутки.

Дети 2-3 лет, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, им предлагается при опускании рук вниз, при приседа­ниях, наклонах, произносить звуки или слова.

Дыхательная и звуковая гимнастика.

При работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяется формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика, которая повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. При этом постепенно восстанавливаются нарушенные в ходе болезни механизмы центральной нервной системы, в том числе и головного мозга, улучшается и дренажная функция бронхов, постепенно восстанавливается носовое дыхание.

Сформированный навык правильного дыхания одна из составляющих здорового образа жизни.

В группе с детьми, проводятся игровые упражнения, во время которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через нос и выдох через рот. Такие игровые упражнения, как «Шар», «Одуванчик» помогают детям сформировать данное умение. Кроме этого стараемся вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, так как ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом.
Игровые упражнения «Комарик», «Муха», «Гусь», «Трубач» - формируют у детей умение выполнять полный удлиненный выдох.
Следующим важным этапом работы по формированию правильного дыхания является использование игровых упражнений с движением рук, ног и туловища, которые позволяют следить за распределением нагрузки на все части тела: «Петушок», «Ворона», «Филин», «Паровоз».

Технологии музыкального воздействия

Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка раннего возраста, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Музыкально–ритмические движения способствуют обогащению двигательного опыта детей, развитию основных движений, снятию психоэмоционального напряжения.

Движение детей под музыку используется нами и как средство творческого, музыкального развития, и как инструмент их физического развития.

Для полноценного формирования здорового образа жизни детей раннего возраста необходимо взаимодействовать с семьей. Родители ребенка должны владеть информацией об укреплении и сохранении здоровья, понимать важность здоровья, как главной ценности жизни. С этой целью нами используются папки-передвижки, беседы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование. На родительских собраниях обсуждаются вопросы по использованию здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей дома, раздаются памятки, предлагаются картотеки различных видов гимнастик, даются рекомендации по организации совместной активной деятельности детей и взрослых.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что система оздоровления детей раннего возраста, о которой я рассказала, позволила нам сократить число случаев заболеваний, двигательная деятельность детей эффективно развивается, а здоровье воспитанников сохраняется и укрепляется.

Это подтверждает тот факт, что создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога детского сада.



Публикации по теме