Предмет, метод и задачи учебной дисциплины «История органов внутренних дел. Проведение воспитательной работы с сотрудниками овд Историческая работа как средство совершенствования служебной деятельности

Органы внутренних дел являются одним из главных субъектов уп­равления внутренней безопасностью или, выражаясь иначе, полицей­ской деятельности. В ходе исторического развития общества арсенал средств обеспечения внутренней безопасности обогащался, полицей­ская деятельность усложнялась.

Формирование обществ современного типа с большими городами, ростом социальных противоречий потребо­вало организовать управление внутренней безопасностью на новых ос­новах. В России, как и во многих странах, организационная система, предназначенная для этого, получила название системы органов внут­ренних дел. За более чем два века своего существования она серьезно изменилась, хотя и сохранила некоторую преемственность.

В России понятие "внутренние дела" охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посяга­тельствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, иму­щественной безопасности граждан, общественной, противопожарной, дорожной, отчасти государственной и экологической, а также некоторых иных видов безопас­ности личности, общества и государства

Правоохранительные органы – система государственных учреждений и вооруженных частей для охраны общественного порядка, установленного в государстве.

В соответствии с государственными образовательными стандарта­ми высшего и среднего специального образования с 1997 г. в вузах сис­темы Министерства внутренних дел Российской Федерации преподает­ся специальная дисциплина «История органов внутренних дел». Она базируется на научном изучении органов внутренних дел, имеющем длительную историю и ставшем наиболее интенсивным в последние десятилетия благодаря усилиям таких ученых, как Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. В. Борисов, В. Ф. Некрасов и др., что привело к фор­мированию особой области научных исследований в рамках историко-правовой науки.

В ряду других общегуманитарных и историко-правовых дисциплин в системе юридического образования «История органов внутренних дел» призвана решать задачи по содействию мировоззренческому, нравствен­ному становлению личности будущего сотрудника органов внутренних дел. Вместе с тем она занимает особое место, так как ее основной целью является создание информационных, методических условий для озна­комления слушателей с историей становления и развития той сферы об­щественной деятельности, в которой им предстоит реализоваться как специалистам.

История органов внутренних дел логически взаимосвязана с другими предметами, преподаваемыми в УЮИ МВД РФ, и в первую очередь с теорией и историей государства и права. Включение данного курса в учебную программу обусловлено тем, что организация эффективной борьбы с преступностью невозможна без учета исторического опыта борьбы с правонарушениями. Обеспечивая специальную историко-правовую подготовку, она призвана также составить соответствующую основу для восприятия других учебных дисциплин.

В самом широком смысле, предметом курса История ОВД является организация борьбы с преступностью и зашиты общественного порядка на всем протяжении существования нашего государства.

В этом отношении, следует отметить, что понятие “органы внутренних дел” нельзя считать идентичным содержанию курса. Органы борьбы с преступностью существовали и до создания МВД и системы ОВД, главной задачей которых было осуществление общего управления, а борьбой с преступностью были заняты полиция, органы юстиции, госбезопасности. То есть, в разное время эта борьба осуществлялась в различных формах и различными способами, а ее эволюцию можно разделить на следующие периоды (в литературе существует и иная периодика, но нижеприведенная более соответствует структуре нашего курса):

  1. 9 - нач.15 вв. “Традиционализма”.

Время сильных традиций догосударственного этапа: господство мифологических представлений в организации судебно-следсветнного процесса (принцип талиона, ордалии), коллективная ответственность за преступление, официальное признание кровной мести.

  1. 15 - нач 18 вв. “Земско-приказной”.

Создание специальных органов выполняющих судебно-следственные функции - приказов. На местах охранительные функции выполняются органами и должностными лицами (губные избы, старосты), выбираемыми населением “землей”.

  1. 18 -нач.19 вв. “Полицейский”.

Учреждение регулярной полиции, создание правовой базы их деятельности, организация полицейских учреждений, в масштабе всей страны.

  1. 19 - нач.20 вв. “Министерства внутренних дел”.

Подразделения по борьбе с преступностью входят в состав местной администрации, а центральное полицейское учреждение - в состав МВД.

  1. 1917 -1993 гг. “Советский “.

Борьба с преступностью осуществляется на основе марксистско-ленинских идей.

С 1991-1993 г. “Переходный”.

Осуществляется переход от “советской” к “либеральной” модели организации борьбы с преступностью.

В рамках организации охраны порядка изучаются и обеспечивающие его органы.

Таким образом, в предмет курса входят и учреждения специально предназначенные для осуществления борьбы с преступностью, в первую очередь полиция и милиция. Кроме того, в сфере изучения находятся, органы, в ведение которых в значительной степени входит защита правопорядка:

  1. Органы защиты государственной безопасности, разведки и контрразведки (тайный приказ, жандармерия).
  2. Органы юстиции (суды и прокуратура).
  3. Финансовые органы (налоговая полиция, таможня).

Понятно, что история данных учреждений рассматривается ни сама по себе, а лишь постольку, поскольку они задействованы в охране общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью.

Понятие борьбы с преступностью неразрывно связано с понятием законности. В этом отношении курс рассматривает основные правовые институты, правовые акты определяющие понятие преступления, способы защиты от них, определяющие статус охранительных структур.

Определив предмет, перейдем к методам изучения курса:

Как и любая другая учебная дисциплина, История ОВД имеет определенные методы, то есть способы познания изучаемых явлений. различают общие (универсальные) методы, то есть применяемые во всех научных дисциплинах и частные, то есть специальные.

Общий метод - это метод материалистической диалектики.

При изучении курса он проявляется в том, что борьба с преступностью рассматривается, как явление которое:

Во первых, определяется природой человека, условиями жизни общества.

Во вторых, тесно связана со многими социальными явлениями, одни и те же виды деятельности, одного и того же ведомства в разных ситуациях могут серьезно отличаться друг о друга.

В третьих, как и все общественные процессы, борьба с преступностью обладает определенной динамикой, в МВД, милиции, постоянно что то меняется.

В изучении курса используются и специальные общенаучные методы:

Сравнительный, предполагает сопоставление практики борьбы с преступностью в разное время и в разных условиях. В результате сравнения можно приблизиться к объективному представлению вопроса. Например, “Вывод о значительном росте преступности в Российской Федерации и качественном ее изменении основан также на сравнении количества совершаемых преступлений и анализе структуры преступности”.

Социологический, состоит в изучении предмета на основе фактических данных. Включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и соответствующих документов, опросы населения, математические и статистические способы обработки материала. Широко применяется в правоохранительной сфере. Его использование позволяет выяснить степень эффективности деятельности охранительных структур, их адекватность возникающим проблемам, целесообразность тех или иных мероприятий.

Формально-юридический, заключается в сопоставлении милицейской практики с требованиями законности, правовой политики государства и не увязывается с прочими социальными явлениями: экономикой, политикой, моралью. Данный метод с наибольшим основанием можно назвать специальным.

Логический метод, включает в себя средства и способы логического изучения и объяснения предмета и основан на формах мышления и законах формальной логики. Применение логического метода позволяет анализировать строение милиции и ее деятельность с токи зрения логически непротиворечивых, а следовательно эффективных принципов.

Обозначив методы курса, перейдем к его задачам:

  1. Изучить опыт организации борьбы с преступностью, предоставить возможность оценить имеющиеся ошибки и достижения в этой работе. Ознакомиться со средствами и методами, применяющимися в практической деятельности милиции.
  2. На конкретном историческом, правовом материале получить представление о том, чем обусловлена сегодняшняя форма организации борьбы с преступностью, строение милиции, органов внутренних дел.
  3. Сформировать способность самостоятельной объективной, аналитической оценки перспектив развития правоохранительных структур в настоящее время.

При изучении предмета История ОВД необходимо иметь ввиду, что по всему этому курсу нет отдельного учебника, но по каждому разделу имеется соответствующая литература.

По периоду с 9 по 18 вв. можно назвать издания: Сизиков М.И. “История полиции России (1718-1917 гг.)”. Вып. 1. Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. - М., 1992.

Мулукаев Р.С. “Полиция в России (IX в. - нач. XX в.)”. - Ниж. Новгород, 1993.

Власов В.И., Гончаров Н.Ф. “Организация розыска преступников в России в IX-XX веках. (историко-правовое исследование)”. Монография в 2-х частях. Ч. I. Домодедово, - 1997.

Период с XIX в. по 80-е годы XX в. освещается в книгах, изданные специально для учебных заведений МВД РФ:

Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н.Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М., 1995.

Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996.

Рыбникова В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. Учебное пособие. М.: 2008.

Кроме того, по всем разделам курса можно привлечь к изучению предмета и материалы учебников по истории государства и права, содержащие сведения по структуре органов борьбы с преступностью, правовой базе их деятельности. Тем не менее, общий объем литературы по курсу довольно не велик. Это увеличивает значение самостоятельной работы обучаемых с лекционным материалом, подготовки к семинарским занятиям.

Воспитание всегда носило и носит конкретно-исторический характер, оно тесно связано с социально-экономическим, политическим, духовно-нравственным и культурным состоянием общества. Результативность воспитания в условиях возрождения демократической России, решения масштабных национальных задач обновления общества определяется не только тем, как оно обеспечивает усвоение человеком самобытных культурных ценностей и социального опыта, но также готовностью и подготовленностью граждан к сознательной активности. В конечном итоге, важнейший результат воспитания – готовность человека к самовоспитанию и саморазвитию. Активная всесторонне развитая личность – главный ресурс дальнейшего развития общества, государства и его аппарата – органов внутренних дел.

Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением государственной кадровой политики. Это объясняется, прежде всего, задачами, стоящими перед органами внутренних дел в условиях переломного периода, который испытывает сегодня Россия. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования.

Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

В общепедагогическом понимании воспитание представляет собой системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, административных, производственных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам в их социальном (политическом, правовом, нравственном, культурном и т.д.) личностном росте в интересах их самих и общества (Столяренко А.М.).

Воспитание (воспитательное воздействие) на сотрудников ОВД осуществляется в специально создаваемых организациях (ОУ МВД РФ) и в организациях, занимающихся им наряду с выполнением своих служебных функций (ОВД). Таким образом, можно сказать, что воспитание – это перманентный процесс, который продолжается весь период службы сотрудника.

В современной науке понятие «воспитание» имеет несколько значений. Оно рассматривается как: 1) как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, 2) этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство (школа, семейная педагогика, средовое влияние, воздействие дружеского окружения, социальные институты, СМИ и др.); 3) управление процессом развития личности обучаемого. Отсюда образуется и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания».


В деятельности сотрудников ОВД под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззрен­ческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных ка­честв, профессионального совершенствования, порой формирова­ния новых профессионально важных качеств.

К особенностям процесса воспитания сотрудников ОВД относятся:

Специфическая направленность воспитания;

Осуществление в ходе воспитания моральной и психологичес­кой подготовки к действиям в условиях службы;

Объектом воспитания являются взрослые люди, у которых есть уже сложившиеся взгляды и привычки;

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями;

Воспитание протекает постоянно в коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт.

Воспитание – процесс многофакторный . Необходимо учитывать и использовать объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование и развитие личности сотрудника (см. рис. 2).

Соответствие субъективных факторов объективным условиям, в которых формируется личность сотрудника, помогает успешно решать задачи воспитания. Многофакторность, как особенность воспитательного процесса, заключается в том, что, во-первых, самовоспитание является мощным фактором воздействия на личность, во-вторых, на воспитание сотрудника оказывают влияние другие факторы, учет которых важен при организации и проведении воспитательной работы.

Выделяют следующие группы факторов, влияющих на процесс воспитания:

1. факторы макросреды (общество) - через социально-экономические отношения; через идеологию, мораль, право; через СМИ.

2. Микросреда (семья, служебный коллектив, друзья…) через взаимоотношения; через общественное мнение; через групповые настроения; через традиции, обычаи

3. Деятельность (через содержание; через условия; через организацию)

4.Воспитание (самовоспитание)

5.Биологический фактор (фактор наследственности) задатки, склонности

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

Необходимо создать относительно управляемую «воспитательную среду», представляющую собой совокупность микрофакторов – ближайшего окружения, условий жизнедеятельности и службы сотрудников. На эти факторы возможно оказание сознательного воздействия с целью их изменения и обеспечения позитивного влияния на социализацию сотрудников. Только с учетом воздействия этих факторов система социального воспитания сотрудников в горрайоргане внутренних дел становится целостной системой.

Факторы микросреды можно представить в виде определенных характеристик условий службы, включающие:

1) уровень организации службы в горрайоргане внутренних дел;

2) социально-экономическое положение сотрудников, уровень их денежного довольствия;

3) уровень материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности;

4) уровень информационного, компьютерного и правового обеспечения деятельности горрайоргана внутренних дел;

5) система стимулирования и поощрения сотрудников;

6) состояние морально-психологического климата в служебном коллективе;

7) уровень организации культурно-досуговой и спортивной сфер;

8) характер отношений с органами местного самоуправления;

9) уровень правовой и социальной защищенности сотрудников.

При благоприятном состоянии или позитивном изменении этих микрофакторов (характеристик «воспитательной среды») создаются более благоприятные условия для развития и самореализации личности сотрудника горрайоргана, ускоряется формирование профессионально-значимых и нравственных качеств и, в конечном счете, повышается эффективность служебной деятельности.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Приоритетными целями воспитательной работы являются:

– формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности;

– достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки; формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;

– подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина.

Цели воспитательной работы достигаются и реализуются посредством решения следующих задач :

–формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

–мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

–обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с различными категориями личного состава, в первую очередь профессионального становления и формирования и формирования личности молодых сотрудников органов внутренних дел;

–воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

–развитие у сотрудников системы нравственных убеждений, ценностных ориентаций, потребностей и мотивов профессиональной деятельности;

–воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

–формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

–использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

–привитие культуры профессионального поведения и общения с людьми;

–формирование психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

–формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престижа профессии сотрудника органов внутренних дел и др.

Ныне функционирующая система воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел имеет сложившуюся структуру – определенный набор элементов и связей между ними

Структура воспитательной работы включает:

1) субъекты воспитания, к которым относятся руководители, аппарат по работе с личным составом, наставники, общественные формирования органа внутренних дел;

2) цели и задачи воспитательной работы;

4) средства воспитательной работы;

5) формы воспитательной работы;

6) методы воспитательной работы;

7) объект воспитательного воздействия – личность сотрудника органа внутренних дел, отдельные категории сотрудников, служебный коллектив в целом;

8) результаты воспитательного воздействия – формирование необходимых профессиональных и морально-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций, а также результаты оперативно-служебной деятельности коллектива.

Субъектом воспитания в ОВД выс­тупают руководители всех категорий, а также коллективы подразде­лений и служб, различные общественные формирования. Субъекты воспитательной работы в горрайоргане внутренних дел осуществляют целенаправленное воспитательное воздействие на личность сотрудника по следующим направлениям:

– формирование государственно-правового мировоззрения;

– профессионально-нравственное воспитание;

– правовое воспитание;

– формирование готовности и умения противостоять проникновению в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма;

– патриотическое воспитание;

– эстетическое воспитание.

Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Воспитательная деятельность возможна только при наличии взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, установления взаимопонимания между ними, согласующегося с целями воспитания. Одним из важных условий правильных воспитательных отношений между воспитателем и воспитуемым является учет особенностей объекта воспитательного воздействия. Специфичным для объекта воспитания является то, что он одновременно является и субъектом (при условии активной работы над своим совершенствованием).

Педагогическое воздействие воспитателей на воспитуемых предполагает целеустремленную организацию деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых выделяют три:

1. Развивающая функция состоит в развитии личности воспитуемого в процессе взаимодействия с воспитателем.

2. Воспитательная - в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность.

3. Организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования коллективов и их членов.

Процесс воспитания осуществляется путем прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия, на основе принципов, определенными методами, приемами и средствами, в соответствующих формах.

Педагогически грамотная организованная система воспитания при всей ее специфичности в напряженно работающем практическом органе способствует решению задач, стоящих перед ОВД. Создание ее реально, не требует каких-то сверхъестественных" усилий и в основном зависит от ответственности, деловитости и педагогического профессионализма ее основных субъектов.

Важным слагаемым успешности деятельности руководителя органов внутренних дел является знание принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике. Принципы воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Поэтому они требуют комплексности при их использовании в воспитательном процессе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ, правовой И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РОБОТЫ

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б. Ю. Дерешко

В статье раскрываются базовые подходы к организации исторической и военно-исторической работы, дается обоснование необходимости и актуальности правового регулирования исторической работы в органах внутренних дел Российской Федерации на примере творческого осмысления, накопленного опыта исторической работы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности, как основы патриотического воспитания личного состава. Предлагаются цели, задачи и первостепенные направления исторической работы.

Ключевые слова: историческая работа, военно-историческая работа, органы внутренних дел, правовые основы.

События последних лет свидетельствуют о том, что в Российской Федерации наступил новый период развития и реализации государственной политики в сфере сохранения культурно-исторических, духовно-нравственных и мировоззренческих ценностей. Важнейшие государственные решения о воссоединении Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией, формирование идеи «русского мира» в системе современного миропорядка, активное противодействие попыткам фальсификации истории нашей страны доказывают, что общественная мысль в качестве основы государственно-правового мировоззрения российских граждан уверенно выдвигает достижения тысячелетней истории России.

На протяжении прошедших пяти лет внимание к отечественной истории и исторической работе со стороны высших органов государственной власти Российской Федерации растет.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. указал на важнейшую роль отечественной истории в возрождении национального сознания российского народа для обретения внутренней силы и смысла национального развития 1.

Указом Президента Российской Федерации (от 9 января 2012 г. № 49) 2012 г. был ознаменован как Год российской истории 2, в рамках которого проведен комплекс мероприятий, посвященных 1150-летию зарождения российской государственности.

В июне 2012 г. возобновило свою деятельность одно из старейших российских общественных объединений - Российское историческое общество, которое возглавил С. Е. Нарышкин, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3.

Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1710 в качестве общероссийской общественно-государственной организации создано Российское военно-историческое общество 4. Председателем общества в марте 2013 г. на учредительном съезде избран министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский.

Историческая работа в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 5, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 6, и в других руководящих документах рассматривается как основа патриотического воспитания граждан России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности народов нашей страны.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин 12 декабря 2013 г. четко обозначил «всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа», поставил задачу учитывать культурно-исторические ценности российского народа как в строительстве государственной политики, так и в сфере образования 7.

Это последовательно реализуется в ряде нормативных и руководящих документов федеральных органов государственной власти, в том числе и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, решением министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции В. А. Коло-кольцева в 2014 г. в системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел организована историческая работа8, издан ряд ведомственных организационно-распорядительных документов.

Интерес к истории органов внутренних дел в обществе и научной среде существовал всегда. Об этом говорят книги, выходящие большими тиражами, как правило, мемуарного и публицистического жанра, многочисленные журнальные и газетные статьи. При этом отметим ощутимый дефицит научных исторических исследований, отсутствие научно-исследовательских организаций, специализирующихся на изучении ведомственной истории, в то время как, например, в Министерстве обороны Российской Федерации уже без малого 50 лет успешно функционирует Институт военной истории, ныне - Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 9, с 1939 г. издается «Военно-исторический журнал» 10.

В органах внутренних дел наработан значительный эмпирический опыт исторической работы. Активную выставочную и музейную работу осуществляет Постоянно действующая выставочная экспозиция, посвященная созданию и истории МВД России (филиал Центрального клуба МВД России) 11. На 1 января 2015 г. в ведомстве созданы 253 постоянно действующие выставочные экспозиции 12 (в соответствии с приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1145) 13.

В местах дислокации органов внутренних дел установлены 1984 памятника, обелиска, стелы, памятных досок и иных мемориальных сооружений, посвященных героическим подвигам сотрудников органов внутренних дел на полях войн и в мирное время 14.

Неоценимый вклад в патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел вносят 4415 ветеранских организаций в составе Российского совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск 15, Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России 16, а также других ветеранских организаций. Свыше 500 тыс. ветеранов активно участвуют в работе с сотрудниками и членами их семей.

Большой объем работы проводится в системе МВД России в связи с различными памятными датами ведомственной истории. Так, в преддверии празднования 200-летия Министерства внутренних дел в 2002 г. Главным управлением кадров и кадровой политики МВД России, ведомственными образовательными и научными организациями был проведен масштабный комплекс организационных и практических мероприятий, выполнены научно-исследовательские работы по изучению истории ведомства, накоплен значительный исторический материал, подготовлен и выпущен ряд научных изданий 17.

Приуроченные к юбилею события вызвали широкий резонанс и получили положительную оценку общественности. Однако предложения сделать историческую работу системной в тот период так и не реализовались, деятельность по изучению истории МВД России была свернута, а научные подразделения сокращены. После памятной даты «200 лет МВД России» внимание к исторической работе снизилось, вследствие чего она свелась к формам музейной работы, проводимой ведомствен-

ными музейными образованиями, а также к эпизодическим инициативным исследованиям в образовательных и научных организациях МВД России.

При этом актуальность научной и практической значимости исторической работы в условиях реформирования и модернизации органов внутренних дел неуклонно растет. Исторический опыт развития ведомства требует глубокого и специализированного изучения для определения оптимальных путей строительства органов внутренних дел, повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

Решение проблемы организации исторической работы в системе МВД России возможно на основе творческого осмысления накопленного опыта исторической работы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности, как основы патриотического воспитания личного состава войск и органов.

Так, в Министерстве обороны Российской Федерации военно-историческая работа осуществляется в соответствии с Положением о военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, которое рассматривает военно-историческую работу в качестве составной части научной работы, проводимой в Вооруженных Силах, определяет ее как «деятельность по исследованию актуальных проблем военной истории и внедрению полученных результатов в теорию и практику военного (военно-морского) дела, использованию знаний истории войн и военного искусства, истории строительства вооруженных сил и развития военной мысли, истории развития вооружения и военной техники в интересах обучения и военно-патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил, а также граждан Российской Федерации» 18.

Более развернутое определение военно-исторической работе дает С. В. Бориснев: «Это комплексно-синтезированная деятельность как теоретического (исследовательского), так и прикладного (практического) характера. Оно входит в различные сферы жизнедеятельности видов и родов вооруженных сил, государственных структур и общества, одновременно включает в себя в различной степени научно-теоретическую (теоретико-методологическую) и научно-исследовательскую (познавательно-методическую) работу в военной истории как элементы военно-научной работы, часть образовательного процесса по обучению военных кадров в военно-учебных заведениях с использованием военной истории, воспитательную работу с военнослужащими через патриотическое (военно-патриотическое), идейно-политическое (идеологическое) воздействие, посредством культурно-просветительской, агитационно-пропагандистской работы, деятельности военных средств массовой информации» 19.

В Вооруженных Силах Российской Федерации военно-историческую работу проводят органы военного управления, ответственные за организацию военно-научной работы, а также военно-учебные заведения и специализированные научно-исследовательские организации.

Общее руководство военно-исторической работой возложено на Генеральный штаб. Военно-научный комитет Вооруженных Сил РФ осуществляет организационно-методическое руководство военно-исторической работой, а научно-методическое руководство - Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил (в части государственно-патриотического воспитания военнослужащих); Архивная служба Вооруженных Сил (в части архивной и справочной работы); Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил (в части методологии военно-исторических исследований, а также координации научной работы по проблемам военно-исторических исследований).

В военных округах, родах войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления общее руководство военно-исторической работой осуществляют соответствующие штабы или управления. Организационно-методическое руководство военно-исторической работой возложено на военно-научные отделы (группы) видов и родов войск Вооруженных Сил, подразделения научной и военно-исторической работы военных округов.

Такая система организации военно-исторической работы позволяет успешно решать поставленные задачи в сфере проведения военно-исторических исследований и внедрения положительного исторического опыта в практику деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовое регулирование исторической и военно-исторической работы в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации осуществляется на основе Положения по организации и ведению исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России 20.

В со отв етствии с п. 2 Положения историческая и во ен-но-историческая работа в системе МЧС России представляет собой творческую и организаторскую деятельность руководящего и командно-начальствующего состава по развитию исторической и военно-исторической науки в области защиты населения и территорий, по использованию ее выводов и накопленного опыта местной противовоздушной обороны, гражданской обороны, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в практике совершенствования строительства и подготовки органов управления, войск гражданской обороны, сил РСЧС и населения Российской Федерации к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Положение определяет основные задачи и формы исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России.

В пограничных войсках и органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации военно-историческая работа организована в соответствии с приказом директора ФПС России от 1 июля 1996 г. № 467 «Об организации военно-исторической работы в ФПС России и органах Пограничной службы Российской Федерации» 21. Приказ утверждает Положение

о военно-исторической работе в ФПС России и органах Пограничной службы Российской Федерации, Положение о Совете по военно-исторической работе при Главном штабе Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Положение о конкурсе на лучшую работу по военно-исторической тематике среди слушателей и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования Пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Военно-историческая работа в Федеральной пограничной службе ФСБ России рассматривается как целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и других общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной пограничной истории, опыта защиты и охраны государственной границы в интересах совершенствования строительства и подготовки пограничной службы Российской Федерации, обучения и воспитания ее личного состава.

В. А. Западный определяет военно-историческую работу как «комплекс мероприятий, организуемых и проводимых специально образованными органами, научно-исследовательскими, образовательными и иными структурами, командирами и кадрово-воспитательными подразделениями пограничных войск (Пограничной службы) по исследованию актуальных проблем пограничной истории, обобщению и использованию исторического опыта охраны государственной границы в интересах внедрения накопленных военно-научных знаний в теорию и практику военного дела, совершенствования пограничных органов, повседневного использования полученных результатов в процессе военно-исторического образования военнослужащих и военно-патриотического воспитания личного состава на лучших исторических и боевых традициях пограничной службы, развития военно-мемориальной работы, музейного и архивного дела, создания источниковой и историографической базы для последующих военно-исторических исследований по пограничной тематике»22.

В качестве составных частей военно-исторической работы в пограничных войсках и органах выступают:

Научно-исследовательская работа по изучению пограничной истории;

Военно-историческое образование;

Военно-патриотическое воспитание;

Музейное и архивное дело;

Военно-мемориальная и военно-ритуальная работа.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации историческая работа осуществляется на основе требований Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» 23, Федерального закона от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» 24 (в системе научного обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации) 25.

Концептуальные подходы и принципы организации исторической работы в органах внутренних дел, вопросы распределения полномочий органов управления по исторической работе, направления и формы ее осуществления нуждаются в правовом регулировании на ведомственном уровне.

На наш взгляд, в 2016 г. необходимо завершить разработку нормативного правового акта МВД России, утверждающего Положение об организации исторической работы в органах внутренних дел. В содержание данного Положения предлагаем включить следующие основные нормы.

Во-первых, дать определение исторической работе в органах внутренних дел. Для разработки проекта нормативного правового акта МВД России об исторической работе распоряжением ДГСК МВД России от 28 мая 2012 г. № 32 была создана рабочая группа, которая предложила следующую формулировку понятия «историческая работа в органах внутренних дел Российской Федерации»: «Историческая работа представляет собой целенаправленную деятельность руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России, подразделений морально-психологического обеспечения, ветеранских и других общественных организаций, предусматривающую проведение научных исследований в области истории органов внутренних дел, преподавание истории в образовательных учреждениях МВД России, сохранение исторически значимых документов, вещей и реликвий, учет исторически значимых сведений, событий и фактов, использование накопленного в прошлом опыта в оперативно-служебной деятельности, обучении и воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Во-вторых, с учетом распределения полномочий по научному обеспечению в системе МВД России полагали бы возможным задачу организации исторической работы возложить на подразделения по работе с личным составом, т. е. на подразделения морально-психологического обеспечения, осуществлять историческую работу в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Координацию и методическое обеспечение исторической работы предполагается закрепить за Департаментом государственной службы и кадров МВД России. К проведению исторической работы привлечь советы ветеранов органов внутренних дел и иные общественные объединения. Исторические исследования проводить силами образовательных и научно-исследовательских организаций МВД России. В качестве базового научного подразделения в Научном центре Академии управления МВД России в 2013 г. уже создан отдел истории органов внутренних дел.

В-третьих, основными целями исторической работы в органах внутренних дел предлагаем считать:

Воспитание у сотрудников уважения к истории и традициям органов внутренних дел;

Сохранение, преумножение и пропаганду исторического наследия органов внутренних дел;

Обеспечение преемственности лучших традиций на всех этапах развития органов внутренних дел.

В-четвертых, выделим основные направления исторической работы:

Развитие музейного дела, сохранение исторически значимых документов, сведений, вещей и реликвий;

Документирование исторически значимых событий и фактов оперативно-служебной деятельности;

Преподавание учебных курсов истории органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России;

Организация научных исследований по изучению исторического наследия органов внутренних дел;

Организация мероприятий по популяризации истории и традиций органов внутренних дел;

Разработка и выпуск материалов по истории органов внутренних дел с использованием современных информационных технологий.

Ведомственный нормативный правовой акт мог бы утвердить и руководство по ведению исторического формуляра в органах, организациях, подразделениях МВД России, которое установило бы порядок сбора, анализа, изучения и обобщения исторических сведений, опыта оперативно-служебной деятельности органов, организаций, подразделений МВД России в виде ежегодно заполняемого исторического формуляра. Ведение исторических формуляров могли бы осуществлять подразделения по морально-психологическому обеспечению территориальных органов МВД России на районном, региональном и межрегиональных уровнях, а также организаций и учреждений.

В качестве центрального совещательного органа при руководстве МВД России по проблемам исторической работы мог бы стать научно-координационный совет МВД России по вопросам истории деятельности отечественных органов внутренних дел. Его создание может быть предусмотрено общим нормативным правовым актом, утверждающим Положение о совете.

Поводом для организации исторической работы в системе Министерства внутренних дел могла бы послужить важная историческая дата ведомственной истории. Например, в связи с реформированием милиции в полицию 26 такой отправной точкой может рассматриваться день основания российской полиции - 5 июня (25 мая по старому стилю) 1718 г. - день издания Указа Петра I о пунктах, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру 27. В связи с этим полагаем возможным организовать в системе МВД России работу по подготовке и празднованию 300-летия образования российской полиции в 2018 г.

Возрождение исторической работы позволит обеспечить преемственность в развитии российской полиции, будет способствовать формированию нового облика полицейского, корпоративного мировоззрения и профессионально-нравственных ценностей службы, сохранению позитивных традиций оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, положительно скажется на авторитете Министерства внутренних дел Российской Федерации в обществе.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Рос. газета. 2012. 13 дек.

2 О проведении в Российской Федерации Года российской истории: указ Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. № 49 (ред. от 14.02.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 2, ст. 246.

3 Протокол Учредительного собрания Российского исторического общества от 20 июня 2012 г. № 1. URL: http:// rushistory.org/?page_id=108 (дата обращения: 08.04.2015).

4 О создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»: указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 1710 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53, ч. 2, ст. 7862.

5 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Там же. № 52, ст. 7477.

6 URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=154602 (дата обращения: 08.04.2015).

7 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 декабря 2013 г. // Рос. газета. 2013. 13 дек.

8 Текущий архив ДГСК МВД России. Д. 54. Т. 2. Л. 24-25.

9 Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. URL: http://ens.mil.ru/education/ higher/academy/more.htm?id=8654@morfOrgEduc (дата обращения: 23.08.2016).

10 URL: http://history.milportal.ru (дата обращения: 23.08.2016).

11 Центральный музей МВД России. URL: https://мвд.рф/ history/Centralnij_muzej_MVD_Rossii (дата обращения: 23.08.2016).

12 Сведения о проведенной работе по увековечению памяти сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, погибших при выполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы) (по состоянию на 1 января 2015 г.) // Текущий архив ДГСК МВД России. Д. 12. Т. 1. Л. 115.

13 Об утверждении Положения об организации деятельности музеев и комнат истории органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1145.

14 Текущий архив ДГСК МВД России. Д. 12. Т. 1. Л. 115.

15 Сведения об основных результатах работы ветеранских организаций органов внутренних дел, учебных и образова-

тельных учреждений и внутренних войск МВД России в 2012 г. URL: https://ветеран.мвд.рф/veteranskie_organizacii (дата обращения: 23.08.2016).

16 Ассоциация ветеранов боевых действий органов внутренних дел и внутренних войск России. URL: http://avbd-mvd.ru (дата обращения: 23.08.2016).

17 МВД России. Энциклопедия / В. Ф. Некрасов, В. И. Полу-бинский. М., 2002. 624 с.

18 О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 870. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

19 Бориснев С. В. Военно-историческая работа в Вооруженных Силах Советского государства (1918-1991 гг.) (историческое исследование) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005. С. 13.

20 Об утверждении Положения по организации и ведению исторической и военно-исторической работы в системе МЧС России: приказ МЧС России от 13 марта 2000 г. № 146. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&empire= &nd=102102157&page=1&print=1&rdk=0 (дата обращения: 23.08.2016).

21 URL: http://www.biograph.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=1429:pogran&catid=21:goldfund&Item id=28 (дата обращения: 23.08.2016).

22 Западный В. А. Военно-историческая работа в пограничных войсках Советского государства: 1917-1991 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. С. 22.

23 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14, ст. 1660.

24 Там же. 1995. № 11, ст. 943 ; 2014. № 49, ч. VI, ст. 6922.

25 Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России: приказ МВД России от 18 марта 2013 г. № 150: ред. от 31.12.2013. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

26 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: с изм. от 06.04.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2015. № 14, ст. 2008.

27 Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру Девиеру // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 1-е. Т. 5. № 3203. СПб., 1830. С. 569-571.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ФОТО-И ВИДЕОФИКСАЦИИ НА ЛИЧНОСТЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО НАРУШИТЕЛЯ, ДОПУСКАЮЩЕГО ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА

М. В. Баранникова, Т. В. Мальцева

Статья посвящена мерам профилактики дорожно-транспортной аварийности, которые должны носить комплексный характер, включать устранение причин, связанных с оптимально-

стью и результативностью предупредительного воздействия на все составляющие триады «человек-автомобиль-дорога». Максимальный эффект профилактического воздействия средств фото- и видеофиксации на дорожно-транспортных нарушителей можно ожидать при их постоянном использовании в очагах аварийности на протяжении длительного времени. Предполагается, что это повлияет на водителей транспортных средств, для которых неотвратимость наказания будет выступать значимым сдерживающим фактором, обеспечивающим соблюдение ими правил дорожного движения.

Ключевые слова: превышение скоростного режима, профилактическое воздействие, дорожно-транспортный нарушитель, безопасность дорожного движения, средства фото-и видеофиксации, нарушение правил дорожного движения.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КРИМИНОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

криминологии и психологии

майор милиции

Т.А. Хабибуллин

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине

«ПЕДАГОГИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД»

по теме № 2

«Педагогические основы воспитания и обучения

сотрудников ОВД»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

Время – 2 часа

Лекция подготовлена доцентом кафедры криминологии и психологии, полковником милиции, к.филол.н. Л.В. Сафроновой

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

Цель лекции: рассмотреть категории воспитание и обучение сотрудников как о важнейший фактор формирования личности, рассмотреть сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД и содержание и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД, а также характеристику основных форм и методов воспитания личного состава, принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД и правовое воспитание в процессе обучения.

Дидактические материалы к лекции:

Компьютерная графика, схемы, слайды.

Литература

Основная:

    Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. – М.: Норма, 2008.

    Мухаметшин Ф.Б., Сафронова Л.В. Введение в педагогику: Учебное пособие для адъюнктов. – Уфа: УЮИ МВД России, 2006.

    Юридическая педагогика: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

Дополнительная:

    Исхаков Э.Р., Багишаев З.А. Профессиональная педагогика: Учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006.

    Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений // Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2003.

    Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе см личным составом образовательных учреждений МВД России (г. Краснодар, 31 марта – 1 апреля 2008 г.) / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М., ЦОКР МВД России, 2008.

    Сафронова Л.В. Личность: проблема определения // Вестник УЮИ МВД РФ 2006. № 4. С. 65-72.

    Сафронова Л.В., Рахматуллин Р.Ю. Культурный образец как элемент культуры: педагогический аспект // Вестник УЮИ МВД РФ. – 2007. – № 3 – С. 56-62.

План лекции.

    Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД.

    Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава.

    Принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД.

    Правовое воспитание в процессе обучения.

Введение

В сфере деятельности правоохранительных органов педагогика обладает своими особенностями, содержанием, присущим ее в этой отрасли человеческой деятельности и специфическими задачами в области воспитания и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД.

Хорошо если в правоохранительных органах работают безукоризненные сотрудники, воспи­танные, любящие свое дело, преданные долгу, ответственные, усердные, культурные и пр. но человек со временем меняется под влиянием очень многих факторов. Жизнь правоохранительных органов это убедительно подтверждает. Поэтому на воспитание и обучение личного состава необходимо смотреть как на важный позитивный фактор.

Актуальность заключается в том, что успех воспитательной работы определяется зачастую умением создать творческую атмосферу в коллективе сотрудников ОВД: добиться того, чтобы каждый сотрудник работал с охотой, повышал свою квалификацию, совершенствовал культуру межличностных отношений. Решение этих задач возможно только при грамотной организации воспитательной работы и желании сотрудников работать над своим совершенствованием, обучением и развитием.

Теоретическая и практическая значимость лекции состоит в том, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД зачастую связана и с воспитательными функциями, кроме того работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств.

Вопрос 1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в овд.

Еще в 16 веке известный французский мыслитель М.Монтень (1533-1592) писал: «С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении».

В современной науке понятие «воспитание» имеет несколько значений. Оно рассматривается как:

Во-первых, как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт,

Во-вторых, этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школа, семейная педагогика, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации, как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах, их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта.

В-третьих, существует и третье толкование понятия «воспитание». Оно выводит прямо на профессиональную деятельность специалистов-педагогов и определяется как управление процессом развития личности обучаемого. Отсюда образуется и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания».

В деятельности сотрудников ОВД под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззрен­ческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных ка­честв, профессионального совершенствования, порой формирова­ния новых профессионально важных качеств. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Применительно к ОВД, перед воспитанием стоят следующие задачи:

Создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников. В эту систему входят: гражданское, нравственное, право­вое, профессиональное, эстетическое, экономическое и др. воспита­ние. Реализация этой системы предполагает овладение сотрудниками ОВД системой соответствующих знаний по общественным наукам и формирование на этой основе научного мировоззрения, моральных убеждений, сознательности;

Организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников;

Обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников;

Забота о здоровье сотрудников, развитие их физических сил, удовлетворение их разумных материальных и духовных потребностей, укрепление их быта, семейной жизни;

Формирование у сотрудников потребности, желания и умения в самовоспитании, всестороннем развитии своей личности, в профессиональном усовершенствовании, в укреплении коллектива;

Педагогизация среды, т.е. такая организация среды ее формирования,чтобыона оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников.

К особенностям процесса воспитания сотрудников ОВД относятся:

Специфическая направленность воспитания;

Осуществление в ходе воспитания моральной и психологичес­кой подготовки к действиям в условиях службы;

Объектом воспитания являются взрослые люди, у которых есть уже сложившиеся взгляды и привычки;

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями;

Воспитание протекает постоянно в коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт.

Воспитание сотрудников проходит успешно в условиях, когда достигается разумное взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Субъектом воспитания в ОВД выс­тупают руководители всех категорий, а также коллективы подразде­лений и служб, различные общественные формирования.

Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Воспитательная деятельность возможна только при наличии взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, установления взаимопонимания между ними, согласующегося с целями воспитания. Одним из важных условий правильных воспитательных отношений между воспитателем и воспитуемым является учет особенностей объекта воспитательного воздействия. Специфичным для объекта воспитания является то, что он одновременно является и субъектом (при условии активной работы над своим совершенствованием).

Особенности организации системы воспитания в правоохранительном органе. Система воспитания в правоохранительном органе включает в себя пять основных направлений воспитательной работы:

– создание воспитывающей среды,

– обеспечение воспитывающего характера правоохранительной деятельности и руководства ею,

– обеспечение воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе,

– применение специальных общих форм воспитательной работы,

– стимулирование самовоспитания.

Создание воспитывающей среды осуществляется с помощью правильного построения управления органом, поддержания порядка, надлежащего обеспечения, создания в коллективе деловой атмосферы ответственности за состояние законности и правопорядка, чувства сотрудничества и товарищества, здорового общественного мнения, морально-психологического климата, формированием здоровых традиций и обычаев.

Обеспечение воспитывающего характере правоохранительной деятельности и руководства ею осуществляется индивидуальной работой каждого по ее самосовершенствованию, примером и помощью со стороны коллег по работе, старших, наставников, начальников, применением педагогических технологий руководителями в процессе управления, приданием воспитывающего характера всем формам группового обсуждения путей улучшения деятельности (совещания, обсуждения в группах, разборы, подведение итогов, применения стимулов, повышающих добросовестность в работе, поощрений и наказаний и др.).

Пути обеспечения воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе применение доказательства, словесного убеждения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравнения, коллективной работы, соревновательных отношений, организации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем справедливости, доброжелательности, демократизма, личной примерности в увлеченности занятием; дифференцированного и индивидуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций неудачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испытывает трудности, авансирование доверия и многие другие;

Применение специальных общих форм воспитательной работы призвано усилить эффект других направлений ее, дополнить воспитательными воздействиями, которые бывают слабы или применимы в них. Это направление реализуется проведением собраний, дискуссий, лекций, встреч с населением, ветеранами, участниками служебно-боевых действий, организацией работой с семьями, и пр.

Стимулирование самовоспитания. Самовоспитание – непременный элемент системы воспитания взрослых людей. Никто не может сделать человека таким, каким он упорно не хочет быть. Самовоспитание- осмысленная целенаправленная работа сотрудника ОВД по формированию у себя положительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, обусловленные личными и профессиональными интересами сотрудника и потребностями общества.

Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности - закономерность процесса воспитания. От качественного воспита­ния зависит его результат - развитие личности. В свою очередь, содержание, формы и методы воспитания зависят от уровня общего развития воспитуемых.

Основой воспитательного процесса, источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность и обще­ние. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятель­ность воспитуемых, чем разумнее строится их общение, тем эффек­тивнее протекает воспитательный процесс - такова его закономер­ность.

Изучение людей, фактов и закономерностей воспитания, как специфических отношений, позволяет рассматривать целостный процесс воспитания как совокупность всех воспитательных отношений, определяемых целями воспитания и соответствующей деятельностью его участников.

Педагогическое воздействие воспитателей на воспитуемых предполагает целеустремленную организацию деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых выделяют три:

1. Развивающая функция состоит в развитии личности воспитуемого в процессе взаимодействия с воспитателем.

2. Воспитательная - в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность.

3. Организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования коллективов и их членов.

Процесс воспитания осуществляется путем прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия, на основе принципов, определенными методами, приемами и средствами, в соответствующих формах.

Можно утверждать, что педагогически грамотная организованная система воспитания при всей ее специфичности в напряженно работающем практическом органе способствует решению задач, стоящих перед ОВД. Создание ее реально, не требует каких-то сверхъестественных" усилий и в основном зависит от от­ветственности, деловитости и педагогического профессионализма ее основных субъектов.

Выводы по первому вопросу. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Задачи педагогики связаны с педагогизацией среды т.е. такой организацией среды ее формирования,чтобыона оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников. Сюда входят: создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников; организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников; обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников и др.

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями. Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.



Публикации по теме