Проект по ОБЖ (старшая группа) на тему: Педагогический проект "Основы безопасного поведения дошкольников в природе". Конспект безопасность в природе

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы. Цель: разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« От того как прошло детство, кто вел

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш ».

В.А.Сухомлинский

Педагогический проект

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

I.Тип проекта:

1.По доминирующей деятельности: познавательный.

2.По времени: продолжительный.

3.По характеру: в рамках ДОУ с детьми старшего возраста и родителями.

4.Участники проекта: дети старшего возраста, педагоги, родители.

II. Актуальность.

Проблема безопасности жизни деятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и других катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении может нанести вред своему здоровью, а за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения в природе.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Достигнув старшего дошкольного возраста, дети характеризуются любознательностью; у них продолжают развиваться навыки общения, что является основой словесно-логического мышления, навыки рассуждения. Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию.

Поэтому, тема проекта: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

III. Цель проекта

Разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

IV. Задачи

Проектной деятельности:

  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение родителей к формированию потребности у детей соблюдения элементарных основ безопасного поведения в природе.
  • Способствовать общему развитию детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
  • Воспитывать уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру.

В работе с детьми:

Цель : формирования основ жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающему миру, чувства взаимопомощи и товарищества.

Принципы реализации задач:

Системность и последовательность,

Доступность,

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),

Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),

Психологическая комфортность.

  1. Предполагаемый результат

Организационный

  • Разработка системы работы с детьми стар шего дошкольного возраста по формированию элементарных основ безопасного поведения в природе. Создание и подбор необходимых методов и приемов работы по данной теме.
  • Составление перспективного плана работы с детьми, через организацию НОД (занятий) и совместную деятельность в интеграционном процессе образовательных областей.
  • Создание банка разработанных «занятий» и других форм организации работы, отраженных в перспективном плане.
  • Вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание безопасности (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) у детей.

Эффективность для детей:

  • Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
  • Формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать.
  • Формирование грамотного поведения в природе.
  • Формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Развитие основ экологической культуры, ответственное и бережное отношение к природе.
  • Развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
  • Предполагаемым результатом является диагностика, в ходе которой определяется рост уровня развития, элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Эффективность для родителей:

  • Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома.
  • Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей и специалистов со стороны родителей.
  • Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасного поведения детей в природе.

Эффективность для воспитателя:

  • Повышение профессионального мастерства.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация и моральное удовлетворение.
  1. Методы проекта
  • Формирование элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Организация практического опыта поведения.
  • Стимулирование.
  • Мониторинг.
  1. Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» г. Саранска, под руководством старшего воспитателя Мироновой Татьяны Михайловны совместно с воспитателем Карпуниной Надеждой Ивановной:

  • С детьми старшего дошкольного возраста – в различных видах деятельности, по всем образовательным областям (материал по каждому блоку включается в модуль тематическо-перспективного планирования ДОУ на месяц).
  • С родителями – в совместной деятельности.

IX. Этапы управления проектом

Подготовительный этап.

Цель: Разработать систему по формированию основ безопасного поведения дошкольников в природе .

Задачи:

  1. Подбор и изучение литературы.
  2. Определение задач в работе с детьми.
  3. Подбор диагностического материала. Мониторинг.
  4. Организация развивающей среды и подбор дидактического материала.
  5. Составление перспективного плана с учетом всех образовательных областей.
  6. Подбор методов и приемов по реализации содержания.

Основной этап.

Цель: Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.

Задачи: (Деятельность в соответствии с перспективным и календарным планированием).

  1. Разработать тактику и стратегию внедрения проекта.
  2. Апробировать методы, приемы, формы организации, отобранные для проекта.
  3. Дополнять развивающую среду по мере необходимости.
  4. Провести мониторинг с целью выявления положительного опыта и путей решения проблемных вопросов.
  5. Внести коррективы по мере необходимости.

Итогово-диагностический этап .

Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы по нему.

Задачи:

  1. Проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.
  2. Систематизировать данные мониторинга по реализации проекта.
  3. Систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.

X. Описание работы по проекту

1.Диагностические методики

  • Диагностика «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; ознакомление с природой», автор составитель Ю.А. Афонькина.
  • «ОБЖ для дошкольников», автор Гарнышева Т.П.

Диагностический метод

Основная направленность

Исходные данные

Беседы: как избежать неприятности на улице, в лесу и др.

Тренинги: «Я потерялся…», «Незнакомое растение», «В лесу » и др.

Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?», «Что ты будешь делать, если увидишь мухомор?» и др.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры.

Конкурсы детского рассказа.

Занятия.

Интегрированные занятия.

КВН.

Проекты.

Выявление знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков.

Организация и

Дидактические игры

«Вредно - полезно»,

«Разрешается - запрещается»

Выявление уровня знаний, умений, навыков.

Организация и

Анализ педагогического процесса.

2.Методическое обеспечение проекта

Комплексная программа ДОУ

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., - СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

Методические пособия

«Предметно-пространственная развивающая среда»

Н.В.Нищева

«Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева,

А.Е.Чистякова.

Педагогические технологии

Эксперементирование

Моделирование

Проектирование

Планирование

Тематическое

Перспективное

Конспекты занятий

  1. Развивающая среда

Цель: создание условий для познания ребенком элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в группе рассматривается не только" как условие, но и главным образом - как метод воспитания - ибо эта деятельность является непрерывной, педагогически обусловленной и совместной с детьми.

В группе оформлен «Центр безопасного поведения в природе» , где имеются:

Плакаты по ОБЖ в природе;

Памятки «Безопасное поведение на льду», «Ядовитые растения», «Безопасность глазами детей» и др.;

Художественную литературу: В. Семерин «Запрещается-разрешается», Г.Ш. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» и др.

Дидактические игры: «Мамы всякие нужны», «Кто где живет?», «Кто действует правильно?», «Что где растет?» и др.;

Настольно-печатные игры: «Путешествие в лесу», «Ралли по пустыне», «Морское путешествие» и др.;

Фотоальбомы,

Совместные проекты детей и родителей на заданные темы;

Этапы работы с детьми:

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть практическими действиями.

Формы организации детей:

Специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;

Самостоятельная деятельность детей – игры, рассматривание иллюстраций и т.д.

Наиболее эффективная форма организации, метод и прием - игра

Составляющие содержания – Темы разделов:

  • Формирование навыков экологически безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Ядовитые растения.
  • Игры-тренинги на развитие навыков безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста.
  • Правила поведения и безопасности детей на льду в зимне-весенний период.
  • Ядовитые грибы.
  • Путешествие в лесу.
  • Меры безопасности на воде летом.
  • Укусы насекомых и змей.
  • Солнечный удар и ожог.

Комплексный подход в воспитании, обучении и развития детей помогает реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира, что позволяет заложить основы мотивированного обучения.

6. Взаимодействие с семьей

Цель : Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Задачи:

Систематизировать работу над совершенствованием компетентности родителей по вопросам основ безопасного поведения дошкольников в природе и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.

Сотрудничество с семьей:

Направление

Цели

Формы общения

Информационно-аналитические

Познавательное

Наглядно-информационное

Досуговое

Выявление интересов,

Потребностей,

запросов родителей,

Уровня их

педагогической грамотности.

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей.

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Проведение опросов, анкетирование.

Родительские собрания, семинары-практикумы.

Организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки,

разработка памяток.

Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

XI. Описание мониторинга

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе ».

Цель : Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Критерии:

Овладение знаниями о правилах безопасного поведения в природе, об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Уровни развития заданных критериев:

В (высокий) – знает все, в соответствии с программой; развиты интегративные качества. Все критерии проявляются как в совместной, так и самостоятельной деятельности.

С (средний) – знает все в соответствии с программой; развиты интегративные качества (но не всегда устойчивые). Все критерии проявляются, но иногда требуется помощь взрослого.

Н (низкий) – знания, представления, побуждения не проявляет; выполняет в общей с взрослым деятельности не всегда или не выполняет.

Обследование детей по данной теме проводилось на основе методик представленных выше в таблице – диагностические методики.

Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Диагностика уровней развития элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития

2014-2015

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

Низкий

Вывод: Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Рост уровня развития составляет:

  • Высокий – 35%
  • Низкий. – 20

XII. Конечный результат.

В детском саду создана и внедрена система работы

Выполнила воспитатель МБДОУ д с №8 Овсянникова В.А.

«Воспитание безопасного поведения дошкольников в природе»

Природа создает условия для физического, материального, духовного развития человека. Знакомство с этим огромным окружающим миром-миром природы происходит у ребенка с первых дней рождения. Именно в детстве закладывается отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Надо научить детей любить природу, познакомиться с ее особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Природа не только создает условия для всестороннего развития, но и является основным фактором укрепления здоровья детей.

Не секрет, что особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. А как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?

Актуальность темы:

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Основная задача нас, взрослых, – привить детям культуру безопасного поведения на улице, в быту, в общении, на природе – все это составляющие общей культуры безопасности.

Как сделать так, чтобы и родители были спокойны и дети находились в безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми с самого раннего возраста в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

1. Дидактических игр: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »;

2. Игровых ситуаций: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;

4. Показов схем «Что можно и что нельзя делать в природе» и демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».

5. Рассматривания альбомов «Жалобная книга природы», «Правила

поведения в природе», «Природа родного края» и репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М.

6. Наблюдениям в природе: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках;

7. Заучиваниям стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,

дремучий лес» С. Погорельского;

8. Беседам: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины»,

«Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все

нужны на Земле», «Как вести себя в лесу».

9. Отгадыванием загадок о лесе, о его обитателях.

10. Подвижных игр: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по

тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».

11. Пальчиковой гимнастики: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как

шла лиса по тропке», «Явления природы».

12. А также практической трудовой деятельности: сбор веток и мусора на территории группового участка, полив растений и т.д.

Игра – как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.

Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

Необходимо отметить, что очень часто родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина, белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик, болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в отпуске, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами растений. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу с родителями в этом направлении с помощью консультаций, бесед, памяток.

Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми. Познавая окружающий мир, ребенок может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями (в виде разнообразных игр, бесед, проблемных ситуаций).

Вывод: Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.

Литература:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

5. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе:

Правила поведения на воде

* Находясь у воды, будь очень осторожен.

* Купайтесь только под присмотром взрослых.

* Не купайтесь в незнакомых местах.

* Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.

* Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.

* Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.

* Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет взрослых.

* Купаться можно в специально оборудованных местах.

Правила поведения на природе

* Не разоряй птичьи гнезда.

* Не ломай ветки деревьев.

* Не разоряй муравейники.

* Не лови бабочек ради забавы.

* Не обижай лесных жителей.

* Не рви много цветов.

* В лесу держитесь вместе.

* Не шумите.

* Не оставляй после себя мусор.

* После отдыха на природе загасите костер водой.

* Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.

Природа и безопасность ребенка.

(Практикум для родителей)

Со многими явлениями природы ребенка надо знакомить с точки зрения безопасности. Примерно вот так можно обсудить, напомнить и закрепить знания о правилах поведения с природными явлениями.

ВЕСНА. Сосульки. За долгую зиму на крышах «вырастают» большие, толстые и длинные сосульки, иногда с крыши свисают целые сосулечные каскады. Их положено, конечно, сбивать, но не всегда и не везде это делается вовремя. А упавшая сосулька представляет большую опасность для головы прохожего. Обратите внимание ребенка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыши. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной.

ПРАВИЛО: под крышей не бегать!!!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: возьмите две сосульки - большую и маленькую. Рассмотрите, какие они острые (как пики, как колья), пусть ребенок сам убедится, потрогает. Предложите сравнить их вес, Какая тяжелее? Почему? Порассуждайте вместе, что чем больше сосулька, тем тяжелее, тем сильнее и больнее ударит. Найдите сосульку покрупнее и сбейте ее палкой. Упав, она протаранит снег до самой земли. Подойдите и рассмотрите с ребенком, какая глубокая дыра. Поговорите о том, как опасно весной ходить под самыми крышами и балконами. А как надо идти по этому тротуару? А почему? Устройте соревнование: кто больше опасных «сосулечных» мест найдет. Примерно так же поговорите о снеге, который может скатываться с крыш. У каждого времени года свои правила – познакомьте с ними своих детей.

ЗИМА. ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ. Лед на водоемах еще тонкий и в любой момент может провалиться.

ПРАВИЛО: по тонкому льду ходить нельзя!!!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: выберите место, где лед тонок и бросьте туда камень. Он проломит лед, во все стороны пойдут трещины. Камень исчезнет под водой - утонет. Если нет большой воды, тот же эксперимент вы можете провести в большой луже. Расскажите историю, как один мальчик (девочка) пошел по протоптанной тропинке через пруд - и вдруг под ногами его появились трещины. Что же ему делать? Пусть ребенок запомнит, как надо вести себя в такой ситуации. Надо лечь на лед и ползти к берегу.

Проведите эксперимент: сделайте два следа. 1. Найдите сугроб и упадите в него, раскинув руки и ноги. 2. Прыгните в сугроб сразу двумя ногами. Какой след глубже? Почему? Так что сделал мальчик, чтобы благополучно выбраться на берег? Предупредите ребенка, что у берега лед тоньше и даже такая тактика может не спасти, но у берега мельче и выбраться больше шансов. Конечно, малыш не сможет сразу запомнить и выполнять все что положено. Да пока и не надо, ведь пока вы всегда рядом с ним. Но чем больше он узнает сейчас, тем в большей безопасности окажется потом.

ИТАК, С ЧЕМ ЗНАКОМИТЬ: ВЕСНА или ОСЕНЬ – время собачьих свадеб. О свадьбах вы можете не говорить, а вот о том, что такое собачья стая,- желательно. Ребенок должен знать, что оказаться на пути такой озабоченной стаи - дело опасное.

ПРАВИЛО: Любую компанию собак обойти стороной, и подальше. Убегать нельзя! Замри и жди, пока пробегут мимо.

Зимой обратите внимание ребенка на:

ОБМОРОЖЕНИЕ. Как заметить (не смейтесь, но мы часто не замечаем сами, а потом – уши горят, руки болят) и что делать, чтоб не обморозиться.

ПОЛЫНЬЯ. Коварство полыньи в том, что затянутая тонким ледком и припорошенная снежком, она становится незаметна. А городские дети вообще могут не знать, что это за штука (не видели)!

Летом обратите внимание ребенка на:

СОЛНЕЧНЫЙ И ТЕПЛОВОЙ УДАР, как незаметно он подкрадывается и как от него спасаться.

ОПАСНОЕ ДНО. Хочешь искупаться в речке (море, пруду) – зови взрослого, папу или маму. Вместе проверьте дно (рельеф дна, например песчаного, бывает изменчив, и рядом с мелкой может оказаться новенькая яма).

ПРАВИЛО: Не ныряй в незнакомом месте. Не ныряй вниз головой, сначала убедись, какое дно.

КОСТЕР. Ясно, что в костер малыш не полезет: дым и жар отпугивают. А вот вытащить горячую веточку – с большим удовольствием. Даже малыш должен знать, что из маленького огонька может случиться большой пожар.

ПРАВИЛО: Расчисти место и убери ветки, сухую траву вокруг того места, где разжигаешь костер. Уходя, костер гаси.

КЛЕЩИ. Вы собираетесь в лес за грибами? В парк на прогулку? Покажите (или нарисуйте) вредного клеща, который любит присасываться ко вкусным мальчикам и девочкам (и всем малоодетым людям). Обратите внимание ребенка на разницу тактик клеща и того же комара. Одного трудно не заметить, другого трудно отыскать.

ПРАВИЛО: С голыми руками и ногами в лес не ходи! Вернулся домой – сними одежду и осмотри себя. Особенно те места, где самая нежная кожа. Напомните, что вцепившегося клеща не отрывают (даже если очень сильно хочется), на него капают растительным маслом или бензином (керосином).

А вернувшись из леса, даже если ребенок просит есть и пить, начинайте с осмотра, а все остальное потом. Тогда он точно не забудет, когда станет сосем самостоятельным, действовать именно так.

ГРИБЫ. ПРАВИЛО: Никогда не клади в корзину незнакомый гриб, никогда не собирай грибы-ягоды у дороги.

Кстати, не переусердствуйте, не сгущайте краски, ребенок должен знать: лес не злой, просто он любит, чтоб люди соблюдали определенные правила. А безопасность – там, где ты сохраняешь бдительность.


Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Безопасность в природе»

Подготовил: Заместитель заведующего по ОД Шабура Л.В.

Беседа №1.

Тема: « Как песок может стать опасным»

Цель : показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы - Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для

игры с песком.

Ход беседы:

Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.

И другие ситуации.

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают

* Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

* Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

А если все - таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).

Беседа №2.

Тема: «Не играй с бродячими животными»

Це ль : разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.

Материал : д/упражнение - «Как это случилось?»

Ход беседы:

1.Отгадай!:

«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).

«Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается»

2. Рассказ воспитателя:

«Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.

А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?

Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.

Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»

5.Чтение стихотворения

Мяукает у дерева

Незнакомая кошка,

Налью молока

Я бедняжке немножко.

Но трогать руками

Котенка не буду,

Что мама сказала

Ведь я не забуду:

«будь добрым, сыночек,

Животных корми,

А в руки бродячих

Зверей не бери,

От них мне поверь,

Легко заразиться.

Придется в больнице

Долго лечиться!»

6.Запомните ПРАВИЛА!

* Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.

* Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.

* Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.

* Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.

* Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего - то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.

* Не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)

и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);

* Не подходите к ним сзади.

* Не буди спящую собаку.

7. Д/упражнение «Как это случилось?»

Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии

картин). (Дразнили собаку - она укусила. Ребенок попал в больницу.)

Беседа №3.

Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

Цел ь: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить

подчиняться требованиям безопасности.

Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).

Ход беседы:

1.Решение проблемных ситуаций с применением знаков.

  • Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом подвое.

Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей) (Знак - «Нельзя»)

  • Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Сакмара.

Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак - «Нельзя»)

2.Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии) . Предложить выбирать знаки.

3.Запомнить ПРАВИЛА:

* Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем.

* Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;

* Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей.

* Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят.

Беседа №8.

Тема: «Ура! Мы едем на автобусе»

Цель: учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.

Ход беседы:

1.С/ ролевая игра «Путешествие » - с обсуждением правил поведения в автобусе.

2. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

* При входе в автобус и выходе из автобуса не толкайся, не выпрыгивай, не торопись, не ставь подножку, дождись своей очереди и держись за специальные поручни, смотри под ноги.

* Не вставать с места и не передвигаться в автобусе. При резком повороте или внезапной остановке ты можешь сильно удариться об окно или сиденье;

* Не высовывай руку или голову из окна автобуса. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму;

Беседа №4.

Тема: «Дежурство по столовой»

Цель : учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.

Материал: д/игра: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».

Можно использовать значки - символы: картонный лист - стол, маленькие кружки - блюдца, большие - тарелки, полоски- вилки, ножи и т. д.

Ход беседы:

1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков - символов или кукольной посуды и обязательным объяснением правил безопасности.

2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)

Мы дежурные сегодня.

Будем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Мы тарелки всем поставим

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай, А потом уж разложи.

От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки. Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить.

3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

* Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;

* Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;

* Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;

* Нож и вилку неси острием вниз;

* Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;

* Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;

* Не балуйся и не играй с ножом и вилкой.

* Накрывая столы, не отвлекайся;

* Не мешайте дежурным накрывать столы;

* Не бегайте, когда накрывают столы.

Беседа №5.

Тема: «Как вести себя в жару на участке?»

Цель : учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек - одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог. (Можно придумать и нарисовать другие картинки)

Ход беседы:

1.Рассматривание картины.

Вопросы к детям:

Что изображено на картинке?

Кто из девочек поступил правильно? Почему?

А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?

Что нужно делать теперь?

А как мы ведем себя на улице в жару?

Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?

2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.

3.Игра «Закончи предложение»

Чтобы не обидеть папу, Я одену с лентой…(шляпу).

Неразлучные друзья. Веревка и прищепка.

Не разлучные в жару. Я и моя …(кепка)

Сильно солнышко печет? – Спрашиваю маму.

Одеваю я в жару. Белую …(панамку).

* На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!

* В жару пей больше жидкости - воды, морсов или соков!

* Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!

* В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

* Не бегай босиком в жару по асфальту.

* Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.

Беседа №6.

Тема: «Трудовая деятельность»

Цель : учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности

(лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы;

стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд;

грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).

Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами

Ход беседы :

1.Игра с «Волшебным сундучком».

Загадать загадку о предмете.

Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.

Для чего он нужен?

Когда невозможно обойтись без этого предмета?

Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?

Как правильно им пользоваться?

2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».

3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.

4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

* Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;

* Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;

* Не размахивай и не тычь в лицо другим;

* Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груд.

* Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ)

* После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;

* Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;

* Не толкайся, не отбирай у других;

* Не бегай с опасными предметами;

* Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!

Беседа №7.

Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;

знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал: Иллюстрации

Ход беседы :

1. Демонстрирует иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.

2. Проигрывание ситуаций:

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

3.Совместное рассуждение воспитателя и детей : никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

4.Беседа (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?

5.Запомнить ПРАВИЛА:

* Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

* Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

* Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть

доброжелательным и вежливым.

* Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

* Не играть с острыми предметами.

* Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

* Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. Так как кто - ни будь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.

* Не кидаться песком, землей, снегом.

Беседа №8.

Тема: «Гололед»

Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед;

уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3. Вопросы к детям:

Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

Почему в гололед люди часто получают травмы?

Как обезопасить себя в гололед?

Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4. Рассматривание картин - знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомнить правила:

* не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;

* если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

5.Задание:

Беседа №9.

Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»

Цели : дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть их - ангина);

учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Отгадайте!

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

(Сосулька)

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.

Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто - либо пострадал в подобных ситуациях.

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.

Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

* Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

* Подходить и трогать свисающие сосульки!

* Нельзя сосать и есть сосульки!

* Не кидайся сосулькой или снегом!

* Будь внимательным и наблюдательным!

* Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

* Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька,

Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.

О солнца насморк у нее.

Трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,

Собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.

Проводят руками по телу сверху вниз,

горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз - заледенеет,

Обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,

руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,

Руки округляют по бокам .

Тяжелой станет - упадет.

Приседают.

5.Задание:

На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Беседа № 10.

Тема: «Как был наказан любопытный язычок»

Цели : дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;

научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Материал: сюжетная картина.

Ход беседы:

1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.

Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.

Придумывание рассказов.

Показать (если это все - таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)

2.Помочь запомнить ПРАВИЛО:

* Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.

* Не отрывать с силой, если несчастье все - таки с тобой случилось.

* Звать на помощь взрослого, если с кем - то из твоих товарищей произошло такое.

3.Проведение опыта:

Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.

Беседа №11.

Тема: «Не ешь снег и сосульки!»

Цель: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть их - ангина);

Материал : логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Беседа

Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть).

Как мы должны заботиться о своем здоровье?(Закаляться, гимнастика).

2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда» (Т. А.Шорыгина «Беседы о здоровье», с.4)

3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?»

Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася?

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

- «Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное такой же сладкий и вкусный, я его попробую»

- «Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»

5. Чтение стихотворений:

Я вам расскажу, ребята,

Умные школьники и дошколята

Здоровье свое всегда берегут,

Снег и сосульки в рот не берут!

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

6.Опыт со снегом (сосулькой)

(побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод)

Растопить снег (сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр.

Беседа №12.

Тема: «Зимой на горке»

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;

Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;

выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Ход беседы:

1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине .

3.Игра (словесная) «Хорошо - плохо».

Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

3. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок .

4.Сформировать ПРАВИЛА:

* Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

* Подниматься на горку только по ступенькам;

* Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

* Не кататься стоя, а только сидя;

* Не толкать, не цепляться за товарищей;

* Соблюдать очередность;

* Не спрыгивать с горки;

* Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

* Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

* Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой

и может сбить тебя;

* Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

* Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

* Не сбегай по скату;

* Не кидайся снегом в сторону горки.

Отправляясь на прогулку с ребенком в лес, парк, к речке или озеру, помните – маленький человек не привык общаться с живой природой и там его могут поджидать совершенно неожиданные неприятности. Причем взрослые вполне в состоянии их не допустить и при этом не испортить отдых ни себе ни малышу.

Самое главное правило при прогулке с детьми на природе – бдительность и еще раз бдительность. Никогда не выпускайте ребенка из поля зрения, а так же, если на пикник отправляетесь компанией, пусть будет хотя бы один взрослый человек, который останется трезвым и возьмет ответственность за детскую безопасность на себя.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ядовитые растения

В наших широтах растет немало безобидных с виду растений, которые могут быть опасны не только для ребенка, но даже для взрослого человека. Некоторые из них совершенно нейтральны, пока их не съедят – к таким относятся волчьи ягоды, ландыш, с его красными плодами, которые так привлекают малышей. Нельзя допустить, чтобы ребенок лизнул желтый ядовитый сок чистотела, пробовал на вкус цветы белладонны, белены. А красивые стволы листья и зонтики борщевика опасны даже при обычном прикосновении — вызывают сильные, долго незаживающие и болезненные ожоги.


instagram@mangorichi

Что касается крапивы – прикасаться к ней очень неприятно и такой контакт ребенок запомнит с первого раза. Особенно, если вы покажете, как выглядит крапива. Однако особой опасности ожог листьями крапивы для ребенка не представляет, но лучше все же обойтись без него.

Как избежать: сколько бы не было лет ребенку, расскажите, что в лесу, парке и даже во дворе никогда нельзя брать в рот ягоды не показав их взрослым. Перед тем как расположиться на пикник, осмотрите территорию и отпускайте детей в места особой опасности.

Укусы жалящих и кровососущих насекомых

Осы, пчелы, комары и всевозможная мошкара – коренные обитатели лесов, полей, прибрежных территорий – проще говоря, часть живой природы. Опасность может представлять укус большого количества насекомых – для детского организма количество яда может оказаться критичным. То же касается и комариных укусов – кроме очень неприятных ощущений, боли, зуда, множественные укусы могут вызвать серьезную интоксикацию. А если у ребенка аллергия на яд насекомых, укусы допускать нельзя.

Как избежать: воспользуйтесь репеллентами, которые разрешены для детей (это очень важно – далеко не все подходят!). Внимательно читайте инструкцию по применению, некоторые категорически нельзя наносить на кожу, а только на одежду. Не позволяйте ребенку ходить по лесу с едой и напитками, особенно сладкими – осы слетаются на запах и это дополнительный риск.

Иксодовый клещ

Это насекомое – особая опасность в лесу и даже парке. Вопреки непонятно откуда появившимся стереотипам, клещи не падают с деревьев, а поджидают свою добычу, сидя на травинках, в кучах листьев и невысоких кустиках. Опасны клещи тем, что могут быть переносчиками серьезных болезней, в том числе клещевого энцефалита и болезни Лайма (клещевой боррелиоз).

Как избежать: отправляясь на пикник, наденьте на ребенка закрытую обувь, носочки, длинные штанишки (в идеале – заправить их в носочки, даже если это не очень красиво). Одежду лучше выбирать светлого цвета, так будут более заметен клещ, если он заберется на одежку. Постоянно осматривайте малыша, особенно под футболочкой, за ушками, на шейке, в паху. Большинство разрешенных для детей репеллентов, увы, бессильны против клещей.

Ожог от костра

Казалось бы – это очевидно: ребенок не должен подходить к костру или горячему мангалу. Тем не менее, такие ожоги случаются очень часто в период пикников.

Как избежать: расскажите ребенку, почему нельзя подходить к костру без взрослых и контролируйте его действия. Если неприятность произошла, не используйте бабушкины варварские методы, типа помочиться на ожог. Вам нужна только чистая холодная вода, правда – много.

Ребенок потерялся в лесу

Эта неприятность из серии «не дай бог», тем не менее, потеряться в лесу очень просто. Родители всегда должны помнить, что любознательность ребенка в любой момент может перевесить опасения и страх, потому будьте начеку.

Как избежать: следите за ребенком, а если отвлекаетесь, поручите наблюдение другому ответственному взрослому или старшим детям. Время от времени зовите малыша по имени, пусть откликнется. Найдите ребенку занятие в поле вашего зрения, чтобы он не заскучал и отправился искать приключения. Пусть у ребенка в кармашке всегда лежит записочка с вашим номером телефона, а еще свисток или другая громкая игрушка – проинструктируйте малыша, когда ею пользоваться.

Солнечный удар

Такая неприятность как солнечный или тепловой удар чаще случается в летнюю жару, но и весной, если малыш находится под прямыми солнечными лучами, он может получить солнечный удар, а если он одет не по погоде (слишком укутан), то от теплового удара не застрахован.

Как избежать: пусть головку всегда прикрывает легкая светлая панамка их х/б ткани. Не кутайте ребенка, ведь если вам жарко, ему и подавно!

Это вовсе не страшилки и, разумеется, не повод отказываться от похода на природу. Совсем наоборот – гуляйте как можно дольше и дольше, но пусть неприятности обойдут вас стороной, тем более, что это в ваших силах.



Публикации по теме