«от зерна до каравая» педагогический проект «от зерна до каравая» кпк: «педагогическое проектирование по образовательной области «познание». Познавательное занятие по развитию речи «От зерна до каравая

людей. Пламя костра взметнулось к закопчённым сводам пещеры и осветило хмурое лицо хранительницы очага. Вот и ещё один день на исходе. Мужчины вернулись с охоты ни с чем. Их постигла неудача. У древних людей не было никаких съестных запасов. Что находили за день, то и съедали корневища и луковицы были уже собраны. А возвращаться с пустыми. Что будет с племенем? Голод может убить его. На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Она приготовилась к дальнему пути, ведь по близости от стоянки все съедобные руками нельзя, в пещере голодные старики и дети. Женщина спустилась в лощину, по дну которой бежал ручей, и вдруг на противоположном склоне увидела незнакомые растения. Их стебли были увенчаны колосьями. Что это? Женщина нагнулась к одному из растений. Из колоса на ладонь упали золотистые зёрна, которые оказались твёрдыми и чуть сладковатыми на вкус. Вот она - пища, спасение племени!.. И они назвали эту траву словом - жито. Вероятно, так много тысячелетий назад человек открыл хлебные растения. Сегодня растения, зёрна которых годятся в пищу, называются одним словом - хлеба. Хлеб- основа нашего благополучия. Не зря в старину говорили: “Земля на зёрнышке стоит”. Сначала зерно просто варили. Потом стали растирать между камнями. Получилась крупа грубого помола. Эту крупу варили в горшочках на раскаленных камнях. Получилась каша. Сколько веков она кормит человечество! Она стала прародительницей хлеба, а точнее - прародительницей теста.

О разнообразии хлебобулочных изделий, значении, важности хлеба в жизни людей;

— стимулировать развитие мышления детей, наблюдательности, логических операций; развивать умение составлять описательный рассказ, стимулировать словотворчество;

— , стимулировать желание оказывать помощь окружающим.

Материал: компьютер, аудиозапись разных мелодий, костюм Золушки; изображения различных видов хлебобулочных изделий, продуктов питания; конверты с иллюстрациями к сюжетной серией «От зерна до каравая», их слайды, сноп колосьев разных зерновых культур (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха и пр.), ; материалы индивидуальных исследований детей.

Ход проведения интегрированного занятия

1 часть - организационная.

Педагог. Ребята, прислушайтесь… Мне кажется, кто-то плачет. Дети подходят к компьютеру. На экране - Золушка. Она плачет.

Золушка. Что же мне делать? Мачеха приказала мне испечь чудо-хлеб для ярмарки. Но как же я это сделаю, если я не видела никакого хлеба, кроме своего любимого черного хлебушка? Да и не справиться мне одной…

Педагог. Бедная Золушка… Как же ей помочь? (Нужно пригласить её к нам, рассказать про разные виды хлеба, помочь испечь хлеб для ярмарки, отправиться к ней на помощь и т.п.)

Звучит музыка, детей встречает Золушка.

2 часть - основная.

Педагог. Здравствуй, милая Золушка! Мы знаем и про ярмарку, и про задание мачехи. Мы тебе поможем!

Золушка. Я очень рада, ребята, что вы согласились мне помочь. Узнать бы только, что это за чудо-хлеб… Мне мачеха дала много разных рисунков, может быть, мы его здесь найдём. Ой, ребята, что случилось с рисунками? (Сестрицы их разрезали).

Педагог. Помогите Золушке догадаться, что на них нарисовано. (Золушка выкладывает части изображений хлебобулочных изделий, дети высказывают свои предположения). Что здесь изображено? (Это крендель. У меня нарисован пирог и т.д.) Вот и другие части! Проверьте, правильно ли вы догадались, сложите изображение целиком.

Золушка. Да, я вижу много разных хлебов, но здесь нет того чудо-хлеба, который велела испечь мачеха.

Педагог. Ребята, давайте рассмотрим и расскажем о них. Например, крендель: что мы можем о нём рассказать - какой он? (Жёлтенький, румяный, блестящий, пышный). … по запаху? (Ароматный, приятно пахнет, душистый, пахучий). … если его потрогать? (Мягкий, пышный, свежий). Сейчас мы попробуем крендель. (Педагог угощает детей и Золушку маленьким кусочком кренделя, они пробуют, отвечают - вкусный, сладкий, аппетитный, хрустящий)

Золушка. Здесь я не вижу чудо-хлеб… Но сколько же здесь разных хлебов! Мне не зря приснился сон про чудесное дерево, на котором растут булки, буханки, батоны.

Педагог. Ребята, а вы как считаете - хлеб на дереве растёт? (Нет). Давайте расскажем Золушке, как хлеб на стол пришёл. Рассмотрите иллюстрации к рассказу «От зерна до каравая». Разложите иллюстрации по порядку, как хлеб на стол пришёл. Золушка, и ты постарайся разложить их правильно, смотри, как дети делают.

Золушка. Я так старалась, училась у ребят…(расстраивается).

Педагог. Ничего, Золушка, не расстраивайся, послушай нас внимательно, ребята тебе помогут. Ребята, с чего начинается работа? (Вначале тракторы пашут землю, сеют зёрна). Что необходимо для жизни и роста этих зёрен? (Солнце, его тепло, влага дождей).

Золушка. Дождик, дождик, поливай - будет хлеба каравай, будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки!

Примерный рассказ детей (сопровождается показом слайдов). Просыпается от тепла и влаги зёрнышко под землёй. Маленький росток питается дождями и яркими лучами солнца. Налились колосья, стали крепкими, тяжёлыми, но не сломались, не полегли под ветром, а устояли на тонком стебле!

Педагог. Что происходит дальше? (Когда хлебные колосья созрели, на поле выезжают комбайны, убирают хлеб). Как узнать, что колосья уже зрелые? (Они крупные, полные, зёрна в них твёрдые, легко высыпаются из колоса). Посмотрите на собранные колосья! (Педагог показывает сноп колосьев). Здесь разные колосья - какие это растения? Чем они отличаются? (Рожь, пшеница, овёс, ячмень).

Ребята, помогите зёрнышкам найти свои «домики»-колоски! (Дети из общего набора разных зёрен раскладывают их к разным колосьям).

Золушка. Куда везут всё собранное на поле зерно? (Зерно на машине везут на мельницу, мелют муку). Что нужно сделать дальше? (Муку везут на хлебозавод, там из нее замешивают тесто). Тесто замесили. Что происходит потом? (Из теста формируют батоны, буханки, выпекают в печи)

Куда отправляется готовый хлеб? (Его везут в магазин) Остался последний шаг. Из магазина…(Хлеб попадает к нам на стол)

Золушка. Ребята, так трудно сразу все запомнить…

Педагог. Золушка, а мы тебе песню можем спеть и станцевать! Вставай вместе с нами в хоровод!

Физкультминутка «Земелюшка-чернозём».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни и музыкальным ритмом хоровода (Обр.А. Лядова).

Педагог. Много хлеба, булок напекли, устали, давайте отдохнём немножко. Почему так говорят: «Хлеб - всему голова!»? (Хлеб - самый главный продукт, без хлеба трудно бы жилось). Какие ещё пословицы о хлебе вы знаете? (Без печки холодно, без хлеба - голодно; Хочешь есть калачи - не сиди на печи). Ешь пироги, а каравай вперёд береги!

Золушка. Что это такое - каравай? Вот бы посмотреть на него!

Педагог. Ребята, а откуда мы можем узнать, что это за хлеб - каравай? (Можем узнать из книг, спросить у пекарей, сходить на хлебозавод, узнать в электронной сети Интернет). Наши дети искали информацию в Интернет. Вот что им удалось узнать о каравае. (Ребёнок рассказывает о проведённом исследовании).

Золушка. Да, я поняла, что каравай и есть тот чудо-хлеб, который мне нужен. Ребята, только где мне его взять? (В магазине, испечь, заказать у повара…)

Педагог. Мы ведь обещали Золушке помочь. Мы сможем испечь каравай для неё? Скажите, что нужно для приготовления каравая? (Дети называют предметы). Как назвать все эти предметы одним словом? (Продукты). Выберите те продукты, которые нужны для каравая, выложите их на поднос.

Золушка. Для чего нужны дрожжи?

Педагог. Наши ребята проводили исследования про хлеб. (Ребёнок рассказывают о проведённом исследовании «Откуда в хлебе дырочки?»). Так вот, Золушка, для чего нужны дрожжи! Повар нам помог приготовить тесто. Что надо сделать, чтобы получился настоящий каравай? (Украсить его). Хотите помочь Золушке? Педагог расставляет подносы с принадлежностями для лепки на столы.

Кто хочет делать из теста косички, сядет за этот стол. Кто будет лепить птичек для каравая - сядет за этот стол. Листики мы будем делать за этим столом. Кто забыл, как выполнять работу, тому помогут карты-подсказки (схемы-модели украшения каравая). Что необходимо сделать, прежде чем готовить какое-то блюдо? (Вымыть руки).

Косички, листики и птички готовы, пора нам украшать наш каравай. Ребята, как нам лучше расположить косички на каравае? (По бокам каравая). Где лучше выложить листики? (Ближе к центру). Где расположим птичек? (В центре каравая). Вот какой каравай у нас получился! Теперь нам осталось его…(Испечь). Золушка кладет поднос с караваем в импровизированную печку.

Педагог. Золушка, на ярмарке нужно обязательно рассказать про свой товар, прорекламировать его.

Золушка . Объясните мне, пожалуйста, как это сделать.

Педагог. Наши ребята сейчас покажут замечательные пироги, которые они приготовили вместе со своими мамами. 2-3 ребёнка «рекламируют» заранее приготовленные изделия:

1 ребёнок. «Наш праздничный кекс - вкусен и свеж! Он с корочкой блестящей, с изюмом настоящим! Скорей его съешь!»

2 ребёнок . Вот пирожки - вкусные, ароматные, не просто пирожки, а пирожки с капустой и вареньем! С пылу с жару, прямо из печки!

3 часть - заключительная.

Педагог. Ребята, так почему же люди так ценят хлеб? (Люди ценят полезные свойства хлеба). Откуда у хлеба полезные свойства? (Сила эта появляется у зерна, созревшего на свежем воздухе, под солнцем). Да, большой путь преодолело зёрнышко, чтобы стать караваем!

Золушка. На ярмарке я тоже попробую рекламировать наш каравай! Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! Спасибо Фее, что познакомила меня с такими ребятами, которые так много знают и умеют.

Педагог. Ребята, и мы на ярмарку поспешим!

Дети вместе с воспитателем и Золушкой идут на ярмарку.

Занятие по воспитанию бережного отношения к хлебу подготовила Л. Ладутько

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметила, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.




ЗАДАЧИ: Расширить представления детей об окружающим миром; Способствовать развитию умственных способностей: анализ,синтез, классификация, сравнение, обобщение; Создавать условия для развития поисково-исследовательских способностей; Развивать у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении экспериментов; Обогащать словарный запас; Формировать социально-личностные качества: коммуникативность, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляция своих действий; Разнообразить формы взаимодействия родителей и детей;



I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: Обогащение среды: подбор художественной литературы по теме «Хлеб»; Подбор репродукций русских художников на заданную тему; Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; Диагностика. Взаимодействие с родителями: - совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе; - оформление стенгазеты «Хлеб – всему голова»; - совместное инсценирование сказки «Колосок»; - изготовление «Книги интересных рецептов».








Загадки: Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб) Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно) Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)


Приметы: Нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой. Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз накличет на себя серьезные неприятности. Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.


II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ: Проведение цикла тематических занятий. Проведение экспериментальной деятельности. Взаимодействие с родителями: организация совместной деятельности детей и родителей по предложенной теме. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.


ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада Цели: закрепить знание детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; дать представления, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим; словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн- комбайнер, пшеница-пшеничный хлеб, рожь-ржаной хлеб; упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; обогатить словарный запас детей: земледелец, механизатор, комбайнер, страда, урожай; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей. которые выращивают и изготавливают хлеб.


















Елена Барышева
Познавательное занятие по развитию речи «От зерна до каравая»

"От зерна до каравая "

Цель : Расширять знания детей о хлебобулочных изделиях,

о процессе сбора зерна .

Задачи : - Расширять представление детей о хлебе и его производстве

Учить вести диалогическую речь и составлять небольшие

рассказы о профессиях : агронома, комбайнера, пекаря….

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к

труду взрослых.

Материал : Каравай хлеба , осьмушка черного хлеба, колоски злаков, зерна

ржи, плакат хлеб - всему голова, муляжи хлебобулочных

изделий, подборка иллюстраций о хлебе

Ход занятия:

На столе лежит, каравай хлеба , накрытый салфеткой.

Воспитатель :

Ребята здесь лежит какой-то продукт, какой я вам не назову, попробуйте сами догадаться.

В каждой стране, в любом уголке мира, есть один продукт, который едят люди не зависимо от того, где они живут.

Как вы думаете, какой это продукт? Я вам немного помогу - Я вам загадку загадаю.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним. (Хлеб)

Ответы детей.

Правильно, это хлеб.

Воспитатель снимает салфетку с каравая и читает стих :

Вот он, хлеб душистый

С корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель :

Вот сегодня и мы с вами поговорим о хлебе. Узнаем о долгом и нелегком пути зернышка до каравая .

Но сначала я хочу вам рассказать немного о том, как люди начали выращивать хлеб.

Давным-давно кормит людей матушка-земля. Были времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них вырастила :

Воспитатель :

Ребята, а что земля выращивает сама без человека?

Ответы детей, (ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки) .

Воспитатель :

Молодцы.

Но часто случалось так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек .

Случайно упадут они на землю возле дома - смотрят, а на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, а лепешки и еще лучше. Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски.

Воспитатель :

Как только уберут урожай с полей, человек начинает готовить землю к следующему году.

Осенью на трактора надевают плуг и вспахивают землю, для того чтобы земля смогла за зиму отдохнуть, набраться побольше влаги (талой воды - снег таит) . (Рис. вспашки земли)

Весной, вспаханную землю трактора боронами боронят. Борона – это такие большие грабли, которые разбивают комья земли. Земля становится ровной, рыхлой и мягкой готовой к посеву семян. (Рис. Боронования)

Проводится физминутка.

Физминутка.

В землю зернышко попало , (присесть)

Прорастать на солнце стало. (руки над головой)

Дождик землю поливал, (имитация дождя)

И росточек подрастал, (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (тянутся на носочках)

И красавцем обернулся. (Поворот вокруг себя)

Воспитатель :

Семенем - не каждое зёрнышко может стать, а то которое соответствует определённому размеру, форме, на определённую глубину сажают семена.

Если посадишь слишком глубоко - не хватит сил у ростка выбраться наружу. Если не будут прикрыты семена достаточным количеством земли, то станут лёгкой добычей птиц.

С того момента, как зёрнышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Зёрнышку даёт тепло и свет- солнышко, оно светит и согревает землю. Зёрнышко в тепле прорастает. Нужно зёрнышку не только тепло, но ему нужно «поесть» и «попить» , а кормит зёрнышко земля- матушка, потому, что в ней находятся необходимые питательные элементы для роста. Ещё для роста хлеба нужен дождь, но в меру. Слишком часто если идёт дождь, он мешает созреванию урожая. (Рис. рост посевов)

За ростом пшеницы наблюдает агроном. Агроном-это человек, который знает, как растить хлеб, какие вредители могут помешать его росту, какие болезни нападают на растения. (Рис. агроном)

Вот и созрели колоски. Пришла пора убирать урожай. Начинается уборка.

Уборку нужно начать вовремя, иначе все усилия хлеборобов окажутся напрасными. Раньше пока не было машин, люди убирали хлеб вручную. Брали несколько колосков и срезали. Сейчас это делают машины, которые называются комбайнами. Этой машиной управляет комбайнер, который едет по полю и машина скашивает колоски. (Рис. комбайн в поле)

Затем из комбайна зерно выгружают в машины , которые везут зерно на хранение в зернохранилище , которое называют элеватором. (Рис. элеватор)

На элеваторе зерно сушат , хранят и молотят (измельчают) . На элеваторе есть мельница - где зерно перемалывают , так получают муку. Затем полученную муку, расфасовывают и развозят по магазинам и хлебозаводам.

На хлебозаводе пекарь из муки выпекает различные хлебобулочные изделия.

А где ваши мамы берут муку? (в магазине)

Ребята, а какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Ответы детей. (батон, пряник, лаваш, хлеб, сухари, вафли, печенье)

Воспитатель :

Готовые хлебобулочные изделия развозят по магазинам , где мы с вами их покупаем и едим дома… (Рис. и муляжи хлебобулочных)

Воспитатель :

Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол, труден и долог был его путь.

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Что сначала, что потом?»

(Колосок, зернышко , элеватор, комбайн, пряник)

По аналогии еще 3-4

Воспитатель :

Молодцы, все справились.

Ребята, а давайте вместе еще раз вспомним этапы роста зернышка . И в этом нелегком деле нам помогут наши иллюстрации.

(дети составляют рассказ опираясь на иллюстрации и муляжи хлебобулочных изделий)

Вспашка земли - Боронование земли- Посев зерен – Рост посевов- Уборка урожая- Элеватор – Мельница - Пекарня

Воспитатель :

А у меня для вас есть еще кусочек черного хлеба. Но хлеб этот не простой. Это осьмушка хлеба, т. е. восьмая часть от целой буханки. Вы знаете, что в этом году наша страна отмечала 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время войны люди голодали, а в городе Ленинграде, который находился в блокаде у немецких захватчиков почти 3 года, эти 125 грамм были нормой хлеба на целый день. Другой еды не было вообще.

Возьмите в салфетке и подержите в ладошке.

Это много или мало? (ответы детей)

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Давайте разделим его на всех и съедим.

Вы наелись? (ответы детей)

Вы поняли, как дорог каждый кусочек хлеба?

Ребята, я надеюсь, что вы будете беречь хлеб, доедать все до последней

крошечки?

Ребята давайте запомним простые правила.

К хлебу нужно бережно относиться.

Не крошить хлеб во время еды

Не оставлять недоеденные кусочки хлеба

Не выбрасывать хлеб

Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Воспитатель :

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали.

О чем мы с вами разговаривали?

Что делали?

Что узнали нового?

Что вам больше всего понравилось?

А теперь давайте вместе дружно съедим наш красивый каравай .

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» (ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»)

Познавательно – исследовательский проект
«От зернышка до каравая»

Дети подготовительной к школе группы «Солнышко»
Воспитатель:
Шулепова Наталья Васильевна

Заводоуковск 2014

Пышный, мягкий, пропеченный,Подрумяненный слегка,Хлеб с горбушкой золоченой.Шел к тебе издалека.В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел,В нем здоровье наше, сила,В нем – чудесное тепло.Сколько рук его растило,Сохраняло, берегло!
Вид проекта: позновательно-исследовательский
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Солнышко»: Старикова Каролина, Казанцева Полина, Южакова Полина, Захарченко Кирилл, Пархоменко Аня, Никитин Рома, Коваленко Даша; родители, воспитатель – Шулепова Н.В.
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Без хлеба не обходится ни один завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб всегда рядом с людьми, дает силы для работы. Почтительное отношение к хлебу, к нелегкому крестьянскому труду определяет культурный уровень человека.
Проблемный вопрос: Полина Казанцева за обедом задала вопрос: « Почему один кусочек хлеба белый, а другой черный?», «От чего это зависит?»
Дети решили выяснить: «Откуда появляется хлеб на столе?»
Цель: в процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания о хлебе.
Задачи:
При помощи исследовательской деятельности узнать об особенностях внешнего вида, условиях произрастания, полезных свойств злаков.
Из каких зерновых культур делают муку для хлебобулочных изделий.
Какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Люди, каких профессий выращивают и изготавливают хлеб и различные изделия из муки.

Что мы знаем о хлебе?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это узнать?

Хлеб продается в магазине (Даша).
Мама дома печет хлеб в хлебопечке (Рома).
Хлеб бывает белый и черный (Полина).
Почему хлеб разный по цвету и форме? (Полина)
Что надо, чтобы вырастить хлеб? (Каролина)
Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Аня)
Что можно сделать из муки еще? (Кирилл)
Как пекут хлеб?(Даша)
Почему говорят «Хлеб всему голова»? (Руслан)
Как называют хлеб в других странах? (Егор)
Спросить у родителей (Саша)
Посмотреть в интернете (Настя)
Спросить у воспитателя (Ксюша)
Посмотреть в книгах, по телевизору (Полина)

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный «Сбор информации»
Вместе с родителями подобрали художественную литературу: стихи, сказки, загадки, пословицы и поговорки о хлебе, картины, иллюстрации по выращиванию хлеба
Приобрели необходимое оборудование (контейнеры, земля).
Изготовили таблички - указатели с названиями зернышек.
Создали экспериментальную лабораторию.
2 этап - исследовательский «Изучаем путь хлеба»
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг.
Экскурсии на пищеблок детского сада, в магазин, к памятнику хлебороба.
Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковые игры,
Разучили стихи, загадки, поговорки, пословицы о хлебе.
Просмотрели видео-слайды «Как выращивают хлеб».
Познакомились с разделом из детской энциклопедии «Интересное о хлебе».
Опытно – экспериментальная деятельность:
Где живет зернышко?
Проращивание зерен.

Превращение зерна в муку.


3 этап - обобщающий
Ведение альбома наблюдений за всходами, создание мини-музея хлеба, инсценирование сказки «Колосок», выпечка хлеба в хлебопечке, выставка художественного творчества «Пшеничное поле», натюрморт «От зерна до каравая», аппликация из зерен «Вини-Пух», КВН с родителями «Хлеб всему голова», защита проекта.
Реализация проекта
Детская деятельность
Совместная деятельность

Игровая деятельность
Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки»
Хороводные игры: «Каравай», «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош»
Игра: найди лишние ингредиенты
Дидактическая игра: "Сложи правильно", «Что нужно для работы хлебороба?», «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок».
Сюжетно-ролевая игра «Хлебопекарня», «Семья»;
«Пекари», «Магазин»

Непосредственно-образовательная деятельность:
«Откуда хлеб пришел?»
«О тех, кто растит хлеб»

Продуктивная деятельность
Аппликация «Волшебные зерна», Натюрморт «От зерна до каравая», коллаж «Пшеничное поле», мини- музей хлеба, «Винни-Пух» из зерен.

Коммуникативная
Беседы о хлебе:
Что такое злаки и из чего пекут хлеб?
Пшеница.
Рожь.
Военный хлеб.
Почему нужно беречь хлеб.
Отгадывание загадок.
Инсценирование сказок «Колосок», «Колобок».
Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему

Чтение художественной литературы
Чтение сказок: «Мальчик с пальчик»,«Колосок», Н.Носов «33 зерна», рассказ К.Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна», М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
Заучивание стихотворений:
В.Данько «Откуда хлеб пришел»
В.Степанов «Полюшко поле»
П.Руденко «Хлеб»
Заучивание пословиц, поговорок:
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.

Познавательно – исследовательская деятельность
Где живет зернышко?
Проращивание зерен.
Сравнение колосков пшеницы, ржи, овса.
Превращение зерна в муку.
Путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и до хлебушка душистого!
Посадка зернышек разных злаков и уход за ними.

Трудовая
Посадка семян 4-х зерновых культур, полив
Измельчение зерен в муку.
Замешивание теста
Выпекание хлеба

Двигательная
Подвижная игра «Калачи»
Физкультминутки:
Пальчиковая гимнастика: «Месим тесто»
Экскурсия на пищеблок детского сада.
Экскурсия в магазин.

Конструирование
«Мельница», «Хлебозавод», «Комбайн».

С РОДИТЕЛЯМИ
Составление буклета о пользе хлеба.
Обмен кулинарными рецептами.
Организация выставки и экскурсий.
Что мы узнали о хлебе:
«Интересное о хлебе»
Ученые и исследователи говорят, что впервые человек попробовал древний вариант хлеба более 15 тыс. лет назад. Тогда это было просто растертое между камнями зерно, разведенное в воде. Позже, когда у людей появился огонь, они начали запекать такое тесто, получая твердые и пресные, но сытные лепешки. Первый хлеб, привычный нам, получили египтяне. Они обнаружили, что при использовании дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. Рецепт приготовления такого хлеба у египтян позаимствовали греки, далее он попал к римлянам, а к началу нашей эры римляне уже распространили собственную технологию приготовления хлеба по всем завоеванным территориям. Хлеб в те времена был очень дорогим, поставлялся влиятельным особам, правителям и их приближенным. Простой люд питался лепешками из муки грубого помола. С древних времен и до наших дней хлеб считается главной пищей на столе.
Древний русский обычай - встречать друзей, дорогих, почётных гостей, молодожёнов хлебом и солью, выносом большого каравая с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древним символом охраны, сбережения дома от пожара.
Строение колоса
Виды зерновых культур
Мука: цвет хлеба зависит от цвета муки
Тесто
Виды хлебобулочных изделий
Виды хлеба в других странах
Откуда хлеб пришел

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Оказывается, хлеб богат витаминами, необходимыми для жизни и роста человека. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается. На вопрос Полины « Почему один кусочек хлеба белый, а другой черный?», «От чего это зависит?» мы выяснили: цвет хлеба зависит от цвета муки и от вида злаковой культуры. Таким образом, мы сумели достичь цель нашего исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997
Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990
Извекова Л.Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
Крючков В.Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984
Степаненко В.И. «Хлеб». – М.: Агропромиздат, 1989

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Пословицы и поговорки
«До поры до времени не сеют семени»;
«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;
«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;
«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;
«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;
«Сей в срок будет прок!»;
«Хорошо зерно в землю спать уложишь хорошо и разбудишь, сыт будешь»;
«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»;
«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет»;
«Какова земля, таков и хлеб»;
«Клада не ищи, а землю паши и найдешь»;
«Будет хлеб будет и обед»;
«Кто хлеб носит, тот есть не просит»;

Загадки
Вот на мельнице пшеницаЗдесь такое с ней творится!В оборот её берут, в порошок её сотрут!(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает.В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребятПо кусочку все съедят.(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу.Надоела мне квашня,Посадите в печь меня.(Тесто)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают?(Блины)
Маленькое, сдобноеКолесо съедобное.(Бублик)
Сидит на ложкеСвесив ножки?(Лапша)
Состав простой: мука, водаА получается еда,То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.(Макаронные изделия)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб.)
Стихи
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило,
охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки
вырастай богатырем! (С. Погореловский)
Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют,
сил для хлеба не жалеют.(Я.Аким)
В булочной у нас баранки,Булки, бублики, буханки,Пирожки, батоны, плюшки,И плетёнки, и пампушки,Курабье, бисквит, печенье,Бутерброды, пай с вареньем,Много пряников, конфет,Пастила есть и щербет,И пирог с начинкой сладкой,И полено, и помадкаНазывайте, не стесняйтесь,Выбирайте, угощайтесь!
(И. Лопухина)
По земле сырой, не жесткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
(Е. Трутневой)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Труд у крестьянина сложный, ребятки

«Где живет зернышко?»

Посадили мы зерно,
Что же выйдет из него?

Цвет хлеба зависит от цвета муки

Стали зернышки мукою
Не дадут и ей покою,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесто в печь быстрей давай-
И народился каравай.

Дело, может быть, простое
Белый хлебушек испечь
Тесто замесить густое
И его поставить в печь.

В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки
Пирожки,батоны,плюшки,
И плетенки, и ватрушки.
Выбирайте, угощайтесь!

«Чудесный мешочек»

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.

Художественное творчество

Мини – музей хлеба



Публикации по теме