Занятие - Неживая природа. Камни

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.Цикл включает в себя три занятия. 1.ПРОСТЫЕ И ЦЕННЫЕ КАМНИ В ПРИРОДЕ. 2.КАМНИ,КОТОРОЕ ПОДАРИЛО МОРЕ. 3. КАМЕНЬ,РОЖДЁННЫЙ ДЕРЕВОМ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познание. Из опыта работы.

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного - возраста - одна из актуальных проблем современности.

Одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно- экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укреплении здоровья.

Представляем вашему вниманию конспекты цикла занятий «Удивительные камни».

Занятие №1 «Простые и ценные камни в природе»

ЦЕЛЬ: Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Набор речных и морских камней

- кусочки мрамора и гранита

Сосуд с водой, лупа, салфетки (на каждого ребёнка)

Иллюстрации: могила неизвестного солдата, станция московского метро, набережная Москвы-реки, Красная площадь

Коллекция различных камней

Аудиозапись «шум волн»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня получила посылку, но открыть её сможем только тогда,когда отгадаем загадку.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто поможет предмет по приметам узнать?

Дети: камень

Воспитатель: давайте о камнях и побеседуем

Опыт: (камень, кусочек дерева, молоток, гвоздь, сосуд с водой)

Твёрдость, прочность (пытаемся вбить гвоздь)

Плавучесть (опускаем в сосуд с водой)

ИГРА: «морские камешки»

Звучит «шум волн», дети превращаются в «морские камешки»

Воспитатель: посмотрите на них и расскажите, какие они?

(форма, цвет, какая у них поверхность, какие края: гладкие, овальные, круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета)

Как вы думаете, почему они такие?

Дети: (варианты ответов)

Воспитатель: ребята, предлагаю подняться в горы.

(иллюстрации: горы, скалы, вулкан, вулканическая лава)

В результате остывания и затвердевания вулканической лавы за тысячи лет образуются горные породы (горные камни)

И сейчас хочу познакомить вас с одним интересным камнем. (дети садятся за столы)

Внимательно посмотрите на него. Это камень- ГРАНИТ.

Дети: рассматривают через лупу, высказываются.

Воспитатель: гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. В состав гранита вошли три камня (сверкающий кварц, тёмная слюда, цветной полевой шпат)

Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный

Воспитатель: (показывает МРАМОР)

У гранита есть давний соперник – это мрамор.

Мрамор - тоже горная порода. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?

Дети: гладкий, блестящий, красивый

Мрамор для строителей - главный отделочный материал. Настоящее царство мрамора мы с вами можем увидеть в метро- им украшены многие станции.

Воспитатель: как вы думаете, нужен ли камень человеку? Где?

(показывает иллюстрации)

Воспитатель: одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. Но есть особые камни – поделочные, драгоценные. (Рассматривание коллекции)

Как вы думаете, где их используют?

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель: вы можете стать КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ и собрать свою коллекцию камней

Занятие из цикла «Удивительные камни»

Занятие №2 «Камни, которые подарило море».

ЦЕЛЬ : познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Глобус.

На каждого ребенка: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка.

Коллекции: кораллов, жемчужин, ракушек, кусочки мела (достаточно для всех детей)

Аудиозапись «Звуки моря», видеофильм «Духи моря»- отрывок о коралле

Иллюстрации: коралловые рифы, коралловые рифы с их обитателями, жемчужина в раковине, залежи известняка.

Выставка украшений из жемчуга и кораллов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:- Ребята, как называется планета, на которой мы живем? Дети: планета Земля - огромный каменистый шар

Что такое глобус?

Дети: модель планеты Земля

Что вы видите на глобусе?

Дети: моря, океаны, горы, леса, города…

Мы с вами уже путешествовали по нашей планете. На прошлом занятии мы поднимались высоко в горы. Ребята, что мы там нашли?

Дети: камни, вспоминают какие, какими свойствами обладают, для чего они нужны…

Сегодня я вас приглашаю отправиться к теплым морям и океанам (показ на глобусе: Красное море, Атлантический океан, Тихий…). Показать линию экватора, пояснить, что вдоль нее самые теплые места нашей планеты.

Аудиозапись «Звуки моря»

Воспитатель: Мы отправляемся в морское царство. Вы готовы. Закрывайте глаза и представляйте. Морской царь, что ты нам подаришь?

Показ коллекции кораллов. Раздать каждому ребенку. Ребята, кто знает, что это такое?

Что вы о нем можете сказать? (цвет, форма, твердость, поверхность, на что похож…)

Они очень разнообразные. Все это – разные виды кораллов, их насчитывается на земле около шести тысяч.

Какие бы слова вы могли сказать своему кораллу?

Дети: Великолепный, прекрасный, сказочный, резной, белоснежный, узорчатый, причудливый, граненый, игольчатый, сверкающий).

Воспитатель:- Ребята, пойдемте в нашу «лабораторию», садитесь на свои места и еще раз с помощью лупы рассмотрите этот удивительный камень, а я расскажу вам, как рождаются кораллы.

Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются.

Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ).

Причудлив и красив собой подводный камень, не земной.

Неторопливо он растет, с годами рифы создает.

Он без садовника возник природы сказочный цветник.

Подводный мир он украшает, но кораблям ходить мешает.

Обычно корабли любые обходят цветники такие.

Ребята, у вас на столах стакан с водой – маленькое море, опустите туда свой коралл. Что произошло?

Дети: утонул, потому, что это камень.

Рассмотреть и повесить на выставку украшения из кораллов.

Физкультурная минутка : Танцуют под мелодию моря.

Ребятки одевайте маски, ныряйте поглубже, поищите еще что - нибудь.

Находят большую раковину, слушают шум моря в ней.

Воспитатель: Посмотрите, какая у меня коллекция ракушек, какие они красивые и разнообразные. Ракушки есть очень крупные, а есть малюсенькие. Как вы думаете, что такое раковины, откуда они берутся? (обсуждение, рассказ).

Ребята выберете себе одну раковину и проходите на свои места. Я вам расскажу про еще один удивительный камень, который нам тоже дарят мидии. Жемчуг- камень удивительной красоты находят в раковинах.(демонстрация, пополнение выставки украшений)

Откуда берется в раковине жемчужина?

Давайте повнимательнее рассмотрим нашу ракушку, можно и через лупу. Потрогайте ее внутри, что вы можете сказать?

Дети: гладкая, скользкая, перламутровая.

Как вы думаете для чего мидии нужен такой гладкий слой внутри? (обсуждение - чтобы быстро прятаться, для чего?)

Что происходит, когда попадает в раковину песчинка? (обсуждение, рассказ, раздать жемчужины).

Ребята бросьте в свое маленькое море жемчужину, что наблюдаете?

Воспитатель: С каким третьим камнем я вас сегодня познакомлю, вы сейчас отгадаете сами. Подойдите ко мне и внимательно послушайте загадку.

Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку – утечет как молоко.

Молодцы правильно догадались это мел. Возьмите по кусочку, рассмотрите, потрогайте, можно порисовать на доске. Что можете сказать про него?

Дети: белый, матовый, твердый, но помягче, чем другие камни, мажется, крошится, значит хрупкий.

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию»

Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде?

Опустите его в свое маленькое море. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность, если потереть – распадается на крупинки вода мутнеет).

Мел - это очищенный камень известняк (демонстрация). Известняк – это то, что отложилось на морском дне. Давайте вспомним, что мы нашли на морском дне? (ракушки, кораллы, водоросли, морской ил, скелеты морских обитателей). Все это спрессовалось, отвердело под слоем песка. Море отступило и в этих местах нашли залежи известняка. Мы можем точно сказать, что там, где залежи известняка, там когда то было море. Если вы после занятия внимательно рассмотрите известняк, то сможете увидеть много удивительного.

Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.

Сегодня мы узнали много интересного об удивительных камнях, которые нам подарило море, морские обитатели.

На этой неделе мы будим изучать наши коллекции. Я покажу вам очень интересный фильм про жизнь на коралловых рифах. Мы с вами их нарисуем (выдувая воздух из трубочек на краску). Мы порисуем также мелками и оформим выставку наших работ.

Занятие из цикла «удивительные камни»

Занятие №3 «камень рождённый деревом»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей об объектах неживой природы. Познакомить с камнем, рождённым деревом - солнечным янтарём: цвет, происхождение, его свойства, использование. Учить видеть красоту камня. Познакомить со свойствами и происхождением каменного угля. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь, как используется человеком. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Развивать их сенсорные ощущения. Продолжать учить детей приёмам работы с лупой. Развивать их словарный запас.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Глобус

На каждого ребёнка: лупа, прозрачный стакан с водой,салфетка

Иллюстрации: смола, янтарь (застывшие насекомые)

Янтарь, каменный уголь (раздаточный материал)

Выставка украшений из янтаря

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, путешествуя по нашей планете (вращаем глобус). Вы уже познакомились со многими разными камнями.

Мы поднимались высоко в горы (грант, мрамор)

Мы опускались глубоко под воду (жемчуг, коралл, известняк)

Вот Балтийское море. После шторма волны оставляли на берегу россыпи загадочного камня. Давайте с ним познакомимся.

(отправляемся в «лабораторию»)

Воспитатель: кто знает, как он называется? Это ЯНТАРЬ.

Полюбуйтесь этим солнечным камнем. (Дети рассматривают)

Что вы можете сказать?

Дети: (золотистый, солнечный, жёлтый, гладкий, блестящий)

Воспитатель: ребята, янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) смола- липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.

Возьмите лупы и повнимательнее, приглядитесь к янтарю, что вы увидели?

Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.

Воспитатель: возьмите в одну руку кусочек янтаря, в другую –простой камень и одновременно осторожно опустим их в воду

Что вы видите? (они утонули)

Одновременно ли? (нет, янтарь медленнее) Почему?

Воспитатель: а как же янтарь попал в море? Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег.

Ребята, как вы думаете янтарь - это морской или лесной камень?

Затвердевшая смола украшеньем стать смогла.

Как красивые украшения дарят их на день рождения

Пришло время пригласить вас на выставку предметов из янтаря.

Воспитатель: На выставке увидели ещё один камень.

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,

Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки - это в шахте горняки.

Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

ФИЗМИНУТКА: шахтёры (с закрытыми глазами) опускаются (приседают), поднимаются наверх (встают, открывают глаза)

Воспитатель: возвращаемся в «лабораторию».

Возьмите каменный уголь, рассмотрите его и расскажите о нём

Дети: чёрный, блестящий, мелкие кусочки….

Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.

Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь?

(он хорошо горит и даёт много тепла, энергия заставляет работать двигаться - ПАРОВОЗ, ПАРОХОД)

Воспитатель: и так путешествуя, вместе с глобусом, мы собрали целую коллекцию камней, каждый камень со своей интересной историей. Предлагаю рассмотреть нашу коллекцию.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»

Информационно-познавательный,

творческий проект для детей 4-5лет

«Удивительные камни»

в рамках тематической недели «Камни»

(с 11.07.2016 - 18.07.2016 г.)

Пустобаева Надежда Александровна

Тип проекта: познавательный.

Признак проекта: экологический.

По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (неделя).

6. Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.

Методы, используемые в реализации проекта:

Исследовательские: наблюдения в природе;

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

Слушание музыкальных произведений;

Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);

трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);

НОД.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методический инструментарий.

Наглядный материал:

а) камни настоящие и искуссвенные, на иллюстрациях;

б) настольно-печатные игры по экологии;

в) дидактические игры по экологии;

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.

1. Подбор литературы о камнях: стихов, загадок, пословиц, примет.

2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

Предложить родителям принести для мини-музея поделку из камня и краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.

Консультация для родителей «Уральские камни-самоцветы», «Техники росписи камней». Приложение 1, 4.

Презентация «В гостях у Изумрудика».

2 ЭТАП – реализация проекта

День недели

Формы работы

Цель

Понедельник

Просмотр и обсуждение презентации «В гостях у Изумрудика». У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Поэтому камни можно встретить везде.

Формировать познавательную активность детей при исследовании свойств камня. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков на камне.

Художественное творчество «Ягода» роспись по камню

Познакомить детей с декоративной оформительской техникой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый. Опыт №2. Цвет.

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

Музыка.

Слушание музыки: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Вторник

Беседа « Мир камней».

Познакомить с понятиями «коллекция», «коллекционер» показать разнообразие камней по форме, цвету, величине, фактуре; создать условия для эмоционально-эстетического восприятия; вызвать восхищение удивительными природными творениями

Дидактическая игра: « Опиши камень».

Учить детей классифицировать камни по признакам.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий. Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий. Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий. Опыт №7 . Цвет.

Опыт №8. Звук.

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

НОД «Уральские камни»

Среда

Художественное творчество (лепка+рисование) «Гриб съедобный – несъедобный».

Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных техник и материалов.

Тема: « Эти удивительные камни».

Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря,

Опыт №9 камень и гвоздь

Опыт №10,11, 12, 13 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и их свойствами и назначением.

Чтение и обсуждение сказки П.П. Бажова "Каменный цветок".

Познакомить детей с творчеством русского народа. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание прозаического текста в речи. Расширить представления детей о многообразии произведений, в которых воспевается красота камня, уважение народа к данному природному явлению.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом,

Четверг

Конструктивное творчество Тема: «Из чего построить дом?».

Развивать интерес к изучению камней, умение их исследования. Активизировать речь и обогащать словарь детей словами, обозначающими свойства предметов: камень: твердый, крепкий, тяжелый, не впитывает воду;

Опыт №13,14, 15, 16 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации.

Чтение и обсуждение сказки П.П.Бажова "Каменный цветок".

Продолжать знакомство с творчеством П.П. Бажова, его литературными героями.

Художественно-творческая деятельность. Выкладывание контурных рисунков камешками.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом, развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Дидактические игры с камнями: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», настольно-печатные игры «Живая, неживая природа».

Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

Инд. работа «Собери камешки»

Профилактика плоскостопия (по желанию детей).

Создание мини-музея «Чудо земли уральской».

3 ЭТАП – заключительный.

    Выставка творческих работ « Грибы на поляне».

    Коллективная композиция, фотовыставка о детском творчестве «Ягодное угощение» (сотворчество родителей и детей).

    Выставка «Волшебное превращение камешков»

    Организация мини-музея «Чудо земли уральской».

Результаты проекта:

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоили нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Проявляют позитивное отношение к объектам природы.

4. 65% родителей проявили активное участие в реализации проекта, осознали значимость данного проекта для всестороннего развития детей.

УРАЛЬСКИЕ КАМНИ-САМОЦВЕТЫ.

На Урале, богатом камнями-самоцветами, с древних времен развивалось декоративно прикладное искусство - художественной обработки камня.

В глухих деревнях Урала, работали кустари-горщики, которые находили и извлекали из земли камень, а затем обрабатывали его в домашних условиях. Особый расцвет этого промысла приходится на начало XVlll века, когда на территории Урала появились первые фабрики по обработке камня.

На предприятиях обрабатывали малахит, орлец, яшму, мрамор, горный хрусталь, лазурит, змеевик и прочие камни.

Неповторимая красота уральского камня, богатое разнообразие и долговечность камня сделали его незаменимым для промыслов по изготовлению предметов роскоши и украшений.

Малахит - один из самых красивых минералов. Камень яркий, сочно окрашен в различные оттенки нежной зелени. Его отличает особый, неповторимый и бесконечно разнообразный, но только ему характерный рисунок. Достаточно легкой полировки небольшого среза камня, чтобы подчеркнуть природную красоту камня.

Родонит - камень цвета утренней зари. В камнерезном деле используется родонитовая порода - «орлец». Встречаются необычайно красивые экземпляры. Родонит - вносит гармонию в семейные отношения. Он обладает свойством воспламенять и поддерживать в человеке любовь к жизни. Камень помогает развивать скрытые способности и таланты.

Яшма самый распостраненый камень самоцвет. Расцветки камня разнообразны не только по основному цвету, но и по различным сочетаниям оттенков. Различные примеси образуют бесконечное множество затейливых рисунков на яшме. Встречаются даже яшмы с пейзажными рисунками.Яшма обладает особыми таинственными свойствами, считалась надежным оберегом.

Мрамор - камень сдержанных расцветок, но разнообразных оттенков и цветовых сочетаний. Камень мягкий и встречается на Урале по-всюду.

Горный хрусталь - необычный прозрачный кристаллический камень. Ослепительно белоснежные кристаллы завораживают блеском геометрически точных граней.Кристаллы горного хрусталя привлекают любовь, радость, удачу и благополучие.

Лазурит – удивительно яркий камень цвета синего звездного неба с искристые вкраплениями. Этот камень называли "камнем неба", и он был одним из самых дорогих камней. В древности люди видели в нем отражение высших небесных сил.

Змеевик - горная порода зеленого цвета с характерным рисунком, напоминающий следы от змеи. Очень сильный энергетик, дающий ощущение защиты, душевного равновесия и покоя.

Тёмный аметист

Дымчатый кварц

Уральский изумруд

Нефрит

Чароит

Бирюза

Опал

Все эти камни добывались простым народом, крестьянами и гранились ими на примитивных станках, частично увозились в Екатеринбург, где были ограночные мастерские.
Изделия из этих камней - визитная карточка Урала.
Их почти не коснулось ни время, ни мода, ни художественный стиль. Это шкатулки, брелоки, пресс-папье, печатки, разрезные ножи, ручки, овальные брошки, бусы и тому подобная мелочь. Вазы, чаши, пепельницы и другие изделия.

Приложение 2

Знакомство дошкольников с народными промыслами.

Конспект занятия-беседы «Уральские камни»

Предварительная работа. Чтение сказов П. П. Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П. П. Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Организация выставки изделий и украшений из уральских самоцветов.

Цель. Воспитание у детей познавательной активности, расширение представления об окружающем мире в частности с народными промыслами мастеров Урала.

Задачи:

1. Познакомить детей с коллекцией камней и изделий из Уральского камня

2. Расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней

3. Развивать познавательную активность детей

4. Активизировать в речи ребенка,

5. Развивать творческие способности детей

Оборудование:

Коллекция камней

Ящик ощущений

Выставка изделий из камня

Лупы

Пластилин

Дощечки

Тарелочки

Разноцветные камушки

Картонная основа с пластилином

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводные слова воспитателя.

Чем Россия является для нас? (Ответы детей.)

Родиной

Но среди просторов нашей страны есть чудесный край.

Как называют его, узнайте, послушав стихотворение:

«Про него (Урал) говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал

И Бажова читал,

Тот у нас непременно останется».

(Л. П. Владимиров).

Правильно, молодцы! Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина.

Издавна славится Урал своими поделочными камнями- самоцветами.

Я хочу вам показать коллекцию камней.

Полюбуйтесь – это богатство Уральских гор. Посмотрите, какие они разноцветные

Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей).

Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов, вдохновила уральского писателя Павла Бажова рассказать в сказке «Хозяйка-медной горы», сокровищах хранящихся в тайниках Урала.

Какой камень? Твердый или мягкий, тяжёлый или легкий, холодный или теплый, какая у него поверхность?

Рассмотрите камни потрогайте, погладьте.

Рассмотрите камни в лупу, расскажите, что видите (трещины, узоры, кристаллики)

А по твердости, они какие? (твердые)

А вы знайте, что не все камни одинаково твёрдые…

Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)

Итак: изучив камень, что ты узнал о нём? (он светлый, блестящий, твёрдый) .

Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл.

Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы.

Малахит – называют русским камнем.

Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею)

Селенит – это камень добывают только в Кунгуре.

Все камни разные они отличаются по цвету, форме, величине и даже по твердости. Вот, какую красоту создала природа нашего края.

Камни мы рассматривали и изучали для чего? (чтобы стать мастерами каменного дела)

Как мастера - каменных дел использовали красоту и особенности камня в своих работах?

Что можно сделать из камня?

Одни мастера из камня изготавливали различные фигурки, какой камень они для этого использовали? (мягкий селенит)

Другие красоту камня использовали в украшениях (бусы)

Люди настоящие мастера каменного дела научились видеть особенности камня, его красоту и сумели найти камню свое предназначение.

Попробуем быть мастерами каменных дел? Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка: Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.

По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем,

Не боимся мы преград.

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

В мастерской нас ждут дела

Мы ребята-мастера.

Дети подходят к зоне художественно творческой деятельности. А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить коллекцию своими украшениями. Дети выполняют украшения из пластилина и затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Воспитатель: Ребята понравилась вам наша беседа? Чем больше всего понравилось заниматься?

Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, чего хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наша беседа окончена. Спасибо за работу.

Приложение 3

Конспект занятия

по художественно-эстетическому воспитанию

«Уральские самоцветы»

Программное содержание:

    Познакомить детей с красотой и разнообразием уральских камней.

    Расширить представление о подземных богатствах Урала.

    Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма.

    Развивать творческие способности детей.

Оборудование: Выставка камней, минералов и поделок из уральских самоцветов; лупы, пластилин, дощечки; настенная физическая карта России.

Предварительная работа:

Подготовить (с помощью родителей) выставку камней и поделок из уральских самоцветов;

Чтение сказов П.П. Бажова «Серебряное копытце» и «Хозяйка Медной горы»;

Ход занятия:

Ребята, в какой стране мы живем? (Показ России на карте)

Как называется то место в России, где мы живем? (Урал – показ на физической карте России Уральских гор)

Мы живем в красивом краю, недалеко от Уральских гор. Эти места издавна славились своей красотой и несметными подземными богатствами.

Послушайте стихотворение:

Уральские горы

По каменным плитам,

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Какие произведения П.П.Бажова мы читали? (сказы «Хозяйка Медной горы» и «Серебряное копытце»)

О чем эти сказы? (о богатствах недр Урала, о камнях-самоцветах, о добрых и работящих людях, которые жили раньше на Урале)

Что такое сказ? Это сказка? (Павел Петрович Бажов много общался с рабочими, которые добывали подземные богатства, и легенды, которые ему рассказывали, переделывал в сказы, в которых есть и правда, и вымысел)

Отгадайте загадки по сказам Бажова.

Как звали козлика из сказа? (Серебряное копытце)

В кого превращалась ящерка? (в Хозяйку Медной Горы)

Как звали кошку в сказе «Серебряное копытце»? (Муренка)

Как звали девочку в сказе «Серебряное копытце»? (Даренка)

Что подарила Хозяйка Медной горы Степану? (малахитовую шкатулку)

Правильно! Молодцы!

А сейчас давайте подойдем к нашей выставке и рассмотрим коллекцию камней и поделок из них.

На Урале добывают уголь и железную руду, медь и никель, хром и асбест, золото и знаменитые уральские самоцветы. (показ)

На Урале добывают алмазы, этот прозрачный камень очень ценится. Он очень твердый, практически вечный. Он такой твердый, что может (если его заострить) спокойно разрезать стекло. Из алмазов делают очень дорогие бриллиантовые украшения.

Зеленый камень – изумруд. Не так давно на Урале нашли самый большой изумруд весом 6 кг 650 грамм.

Недалеко от нашего города, в Кунгуре, добывают селенит. Посмотрите, какой это теплый и красивый камень. Из него делают разные поделки.

А это змеевик. Как вы думаете, почему он так называется? (похож на змею, переливается)

Давайте мы с вами слепим ящерицу – Хозяйку Медной горы. (дети лепят по схеме)

Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал

Не забудет, не забудет

Наш богатый Урал.

Приложение 4

    Техники росписи камней

Одна из самых простых техник росписи - трафаретная. Данная техника используется для создания повторяющихся рисунков и широко применяется для росписи различных орнаментов и бордюров.

Если изображение состоит из нескольких цветов, используют соответствующее цветам количество трафаретов. Краску можно наносить как кистью и тампоном, так и аэрографом.

Аэрограф (Airbrush) - инструмент для точного дозирования краски, распыляемой под давлением воздуха.

Одно из преимуществ аэрографии - очень плавные переходы от одного цвета к другому (растяжки), и идеально ровное покрытие краской любой, даже сложно-искривленной поверхности. Данные преимущества, а также возможность получения линий различной толщины и степени размытости, сделало технику аэрографии одной из ведущих современных технологий в художественной росписи.

К традиционным техникам относится "сграффито" (итал. sgraffito или graffito, буквально - «выцарапанный»). Технология "сграффито" заключается в последовательном нанесении на плоскость стены тонких, окрашенных в различные цвета слоев штукатурки и дальнейшему процарапыванию рисунка. Изображение, выполненное в технике сграффито четкое, без полутонов, но имеющее выраженный рельеф.

3.1. Советы по росписи на камнях:

Раскрашивая камни, добавляя им детали краской, можно получать удивительные вещи.

Не все камни подходят для росписи. Возьмите камень в руки и посмотрите, как он выглядит. Некоторые камни слишком грубые и их трудно расписывать, а некоторые впитывают краску как губка. Для работы выбирайте камни, которые являются гладкими. На такие камни краска ложиться легче всего.

Прежде чем начать рисовать, необходимо подготовить камни. Хорошенько промойте их водой и дайте высохнуть. Подготовьте палитру, на которой будете смешивать цвета. Никогда не позволяйте акриловой краске высыхать на кисточке. От этого они становятся жесткими и ими невозможно работать. Поэтому, если Вы расписываете акриловой краской, всегда оставляйте кисть в воде.

На время работы надевайте старую одежду или специальные фартуки для творчества. Если акриловая краска попала на одежду, попробуйте оттереть ее старой зубной щеткой и мылом до того, как краска успеет засохнуть. Высохшую на одежде акриловую краску уже не удалить.

Рабочее место застелите газетой. Она защитит стол от случайного попадания краски и впитает в себя большое количество влаги, если случайно опрокинете стакан с водой. Детям лучше пользоваться банкой-непроливайкой.

Если при работе вы допустили ошибку, просто сотрите краску до ее высыхания или дайте ей высохнуть, а затем закрасьте.

    1. Материалы для работы:

Различные виды красок: акриловые, гуашь, акварель. Лучше использовать акриловые краски, они создают глянцевую поверхность и не требуют покрытия лаком. После высыхания не смываются водой.

Акриловые краски для камня - их можно приобрести в любом художественном магазине, главное сделать правильный выбор (они бывают для различных поверхностей – ткань, бумага, дерево, пластик и др., глянцевые или матовые, обычные и аэрозольные). Такие краски стоят дороже всех прочих, однако обладают множеством достоинств, таких как яркость и чистота цветов, лёгкость в растворении и смешивании, способность закрывать цвет основания при нанесении следующего слоя краски. Акриловые краски для камня быстро высыхают, образуя несмываемую эластичную пленку.

Различные гели и фломастеры для декорирования, для создания специальных эффектов.

Кисти различного размера. Для начинающего художника будет достаточно набора кистей из ворса пони или белки. Для акриловой краски выбирайте кисти из щетины.

Синтетические кисти разной ширины – натуральные не рекоммендуется использовать при работе с акриловыми красками, поскольку акрил губительно на них действует. Для мелких деталей могут пригодиться и зубочистки.

Лак для покрытия поделок. Прозрачный лак для финальной обработки изделий.

Карандаши для нанесения эскиза. Для светлых камней – черный карандаш, для темных – белый.

Подходящие камни – светлые, гладкие, плоские, желательно округлые или овальные. Более замысловатую форму можно так же выгодно использовать, придумав для валуна соответствующий образ. Хорошо, если вам удастся подобрать камни с плоским основанием, сохраняющие устойчивое положение не только на траве, но и на гладких поверхностях (например, кафеле). Вам могут пригодиться и пористые камни – из них можно сделать, к примеру, голландский сыр.

Растворитель для акриловых красок (промывать кисти после работы, удалять пятна на руках и т.д.)

Палитра для смешивания красок (если предварительно покрыть её фольгой, то после окончания сеанса не нужно будет использовать растворитель). Если нет палитры – берём любую поверхность, не впитывающую влагу (пластик, полиэтилен).

Влажная ткань х/б или бумажные салфетки (без пыли) для промокания кисти с краской – так можно избежать клякс на камнях. Для этого подойдёт старая футболка или полотенце.

Полиэтилен или газеты, чтобы застилать рабочее пространство.

Рабочая одежда – та, с которой вам не жаль распрощаться, потому как акриловые краски очень трудно отстирать. Идеально подойдёт одноразовый дождевик из целлофана.

    Этапы работы художественной росписи по камню :

Шаг первый: готовимся

Промойте камни мылом и высушите (можно феном). Оденьтесь в рабочую одежду и постелите на рабочей поверхности полиэтилен.

Шаг второй: грунтуем

Обработайте высохшие камни грунтовкой глубокого проникновения, которая наверняка осталась в любом доме после ремонта, и снова просушите.

Шаг третий: рисуем фон

Чтобы вместо краски не извлечь из тюбика отдельно жидкость и отслоившиеся цветные «хлопья», перед употреблением обязательно хорошенько взболтайте краску, постучав пузырьком об ладонь. Если вы ещё не определились с «персонажем» для камня – самое время это сделать, ведь пора наложить базовый фон (например, красный для клубники, синий для рыбки, зелёный для лягушки и так далее; для многоцветных композиций базовым будет тот, который в будущем займёт больше места на фигурке). Для этого разводим подходящий цвет водой в соотношении 1:1 (лучше использовать для разведения красок самые дешёвые кисти), при необходимости смешиваем краски для получения нужного оттенка. Если вам всё не удалось найти светлые камни для росписи, их следует сначала покрыть слоем светлой краски и просушить – так наложенные в будущем краски будут ярче и естественней. После наложения основного фона следует просушить его в течении 10-15 минут, которые можно потратить на работу со следующим экземпляром, если таковой имеется.

Шаг четвёртый: раскрашивание акриловой краской

Сделайте набросок для раскрашивания акриловой краской на бумаге, а затем тонким мягким «простым» карандашом - на каменной заготовке. Продумайте детали. После этого можно смело приступать к окрашиванию слоями, каждому из которых необходимо подсохнуть около четверти часа. В конце прорисуйте контуры самой тонкой кистью (чем жиже краска, тем лучше). Получившиеся садовые «скульптуры» можно по вкусу украшать любыми подручными материалами – блёстками, пайетками, бусинами, для закрепления которых клей не понадобится (их удержит дополнительная капелька краски).

Шаг пятый: сушим камни и сохнем сами

Изделия кладём под тёплую батарею, руки – под кран, а вот кисти - в растворитель, чтобы извлечь из пучка и из-под обоймы остатки забившихся красок.

Шаг шестой: защитный

Покрываем высушенные шедевры прозрачным лаком, который придаст цветам глубину и защитит краску от повреждения и выгорания на солнце. Теперь можно смело нести ожившие и «заигравшие» камни в сад, любоваться самим и удивлять родственников и знакомых, а так же водить соседей на экскурсии. При желании можно поселить свои творения и дома – они прекрасно украсят практически любой интерьер.

    Вывод

Со вкусом оформленный участок - это островок природы у дома, повышающий ценность и благоустроенность жилья. Украшая свой участок, художественно расписанными камнями позволит мне подчеркнуть все достоинства нашего участка и скрыть его недостатки, а может и превратить их в достоинства. Дизайн участка, выполненный в соответствии со вкусом и образом жизни, всегда сможет указать индивидуальность его владельца.

Все это в целом, может создавать уникальную живую композицию, сочетающую в себе красоту природы и творчество дизайнерского искусства.

Роспись на камне – это уникальная техника, так как она очень проста, понятна и доступна.

Созданные камни станут прекрасным подарком или украшением домашнего интерьера, приусадебного участка и будут радовать близких долгие годы.

Приложение 5

Фотоотчет по проекту «Удивительные камни»

На протяжении жизни всего периода существования человечества часто происходили изменения, касающиеся придуманных и постоянно поддерживаемых всеми народами обычаев, традиций, цветовых предпочтений и вкусов.

Но все же, постоянной оставалась любовь и необычайный интерес ко всему прекрасному и, прежде всего, этот интерес касался самоцветных твердых тел, благодаря которым делали превосходную бижутерию. Постепенно в моду стали входить то одни, то другие камни , их оправа постоянно усовершенствовалась, они были либо строгими, либо ажурными, менялась и цветовая гамма, которая имеет немаловажное значение в жизни каждого человека.

Легенды и мифы разных народов о камнях

Сквозь многие века драгоценные камни имеют свою безграничную власть над людьми, над их воображением и чувствами. Большая часть населения уверена, что прекрасные творения природы содержат в себе магические силы, которые способны защитить человека от многих невзгод, болезней и неудач. Необычные природные творения постоянно наполняются различными поверьями. При этом каждый из них несет за собой большой отпечаток в истории человечества, который наполнен легендами и мифами.

Древние народы считали, что жемчуг происходил из утренней росы, которая образовывалась из слез богинь любви. Про малахит говорили, что он поможет любого сделать невидимкой, а вот если выпить из емкости малахита, то можно будет понимать язык живых существ. Египтяне считали, что лазурит является божеством и с его помощью можно было общаться с Всевышним. За бирюзу древние персы говорили, что она была образована из костей людей, которые умерли от неразделенной любви.

Древние астрологи думали, что агат помогает прогонять вампиров, колдунов и всю нечистую силу, а гранат, в свою очередь, способен принести счастье целеустремленным и волевым людям, которые полностью отдают себя делу, самым, пожалуй, опасным минералом считается цирконий — особенно если находится в руках у людей с плохими намерениями. Еще испокон веков люди не покидали веры в лечебные свойства твердых тел и делали из них талисманы, защищающие от разных болезней и недугов.

Эти волшебные творения природы носят как отрицательную, так и положительную энергетику. Может быть именно от этого зависит их магическая сила и действие. Существовали строгие правила, основываясь на которые можно было получать и дарить камни . Например, перед тем, как подарить родному человеку подарок-талисман, его необходимо для начала промыть в проточной воде, а потом зажать в своих руках или, прислонив к сердцу, мысленно насытить его только теплыми чувствами и светлыми побуждениями. Такой подарок сможет помочь и спасти владельца в любой сложной ситуации, и для этого, конечно, не всегда необходимо проводить обряды, ведь они и так окажут человеку немалую помощь. Главное – это вера, вера в магическую силу своего талисмана, ведь зачастую привязанность к такому талисману предоставляет человеку много радости, что он будет считать его своим амулетом, приносящим удачу.

Камни – двадцать интересных фактов, которые должен знать каждый человек

Драгоценные камни представляют собой минералы, имеющие красивый внешний вид (в основном после проведения процедуры полирования и огранки) и при этом являются очень редкими и весьма дорогими. Из них делают красивые ювелирные украшения, собирают коллекции и используют в качестве банковских активов. Не смотря на это, существует много подделок, которые практически невозможно отличить от настоящих, но их цена значительно меньше стоимости реальных драгоценностей.

На качество драгоценного минерала оказывает большое влияние цвет, только опытный ювелир сможет оценить цвет и указать его стоимость; чистота является вторым важным критерием, даже самые маленькие включения могут снизить стоимость; третьим критерием является огранка, которая должна быть просто совершенной, но самым решающим критерием служит вес.

Много людей, покупая драгоценные камни, даже не догадываются, из чего они состоят, какой силой обладают и какие функции выполняют. Поэтому двадцать фактов про эти творения природы помогут каждому покупателю определить настоящий минерал и не попасть на подделку:

  1. На сегодняшний день в природе существует более четырех тысяч минералов различного рода. С каждым годом ученые открывают множество новых минералов, а также проводят закрытия других, доказывая такой факт тем, что данных минералов больше нет в природе.
  2. Камни, относящиеся к категории драгоценностей, добываются учеными только собственноручно.
  3. На один найденный карат изумруда в среднем приходится около двадцати тонн грунта, который должен быть переработанным.
  4. Самой большой драгоценностью считается Алмаз, в его составе содержится всего лишь один химический элемент – это углерод.
  5. С каждым днем количество минералов становится все меньше, основываясь на этот факт, цены на драгоценные украшения будут постоянно повышаться.
  6. Очень необычный факт содержит в себе гранат (его еще называют муравьиным камнем), потому как найти его можно только вблизи с муравьиными гнездами. Маленькие кристаллы такого минерала очень часто находят около муравьиных гнезд. Когда муравьи строят свои гнездышки, они выкидывают наверх кристаллы данного минерала. Такие муравьи обитают в Соединенных Штатах Америки, местность которых называется «Четыре угла».
  7. Многие люди думают, что алмазы являются бесцветными. Но все не так, его цветной гамме могут позавидовать все имеющиеся минералы. В наши дни лишь немногие алмазы имеют свой естественный цвет, все же над большинством из них проводят искусственное окрашивание. Это и вызывает их редкость, но таковые существуют.
  8. До того, как была разработана шкала Мооса (ее еще называют минералогической шкалой твёрдости), все камни определяли только по их цветовой окраске. Изумрудами называли все минералы, которые имели зеленую окраску, рубинами величали все красные минералы и так далее.
  9. Многие уверены, что бриллиант стоит дороже изумруда, так вот – это не так, стоимость изумруда во много раз превышает стоимость бриллианта.
  10. Около девяноста процентов всех рубинов делают более благородными и возвышенными только искусственно. Избежать этого могут лишь по-настоящему красивые и самые большие в размерах минералы.
  11. Большинство людей считает, что рубин и сапфир - это два разных минерала, но это не так. Это одно и то же, но вот разница заключается в их цветовой гамме.
  12. Лишь девяносто процентов полученных собственноручно алмазов применяют в промышленности, а остальные десять используют в ювелирной отрасти, для создания красивых ювелирных украшений.
  13. Многие не знают, что Александрит получил такое название в честь царя Александра, который в итоге стал Александром вторым.
  14. Аквамарин, а так же Изумруд - это два одинаковых минерала, но имеющиеся в них различные химические элементы позволяют их окраске изменять свой цвет. Хром, который содержит изумруд, делает его зелёным, а алюминий, содержащийся в аквамарине, превращает его в голубой цвет.
  15. Топаз довольно таки необычный минерал, он имеет плохую особенность со временем тускнеть и при попадании на него солнечных лучей начинает обесцвечиваться. Такие украшения, в которых имеется топаз, не желательно одевать на пляж.
  16. Существует еще один очень редкий минерал называемый «красным изумрудом», добыча его проводится только в Америке. Но этот изумруд – это всего лишь разновидность красного биксбита или берилла.
  17. Самый интересный минерал – это розовый топаз, он имеет редкую цветную окраску. И именно такой топаз легко подделать, что зачастую и происходит.
  18. Существуют и камни , которые несут значительную опасность. Одним из таких является чароит — может нанести вред, который произошел в Припяти, а вот киноварь — может нанести вред, как в случае с разбитым градусником.
  19. Почти все настоящие изумруды должны иметь включения до девяноста пяти процентов. Но это не влияет на их ценовую категорию, потому как оценку минерала проводят по его насыщенности цветовой гаммы.
  20. Не многие знают, что при помощи рубинового стекла делают кремлевские звезды.

Полезная информация о том, как правильно подобрать и носить камни

Издавна считалось, что все минералы имеют определенное значение в астрологии, потому как у них есть определенное поле и возможность излучать информационный поток данных. С давних времен много сохранилось указаний относительно того, как правильно необходимо надевать камни: кому-то можно все, а кому-то не рекомендуется носить какой-то вид минерала, все зависит от возрастной категории, характера, и проблем, которые оказывают большое значение.

Особое внимание уделяется обрамлению, которое должно быть правильно подобрано к оправе. Не многие знают, что некоторые камни стоит носить на определенном пальце правой, либо левой руки, оказывается не все так просто, как хотелось бы и на это стоит обращать особое внимание. Если человек будет знать, как необходимо носить камни, он сможет улучшить свои дела и поправить здоровье. Но, в свою очередь, если неправильно обращаться с минералами, они могут нанести непоправимый вред своему владельцу.

Правильно подобранные украшения не только станут защитой и оберегом, но смогут значительно подчеркнуть образ любой женщины, обладательницы драгоценностей. При выборе драгоценных украшений стоит обращать внимание на стиль одежды, комплектацию и ситуацию для которой подбирается украшение.

Молоденьким девушкам желательно ходить в украшениях из аметиста, бирюзы, жемчуга и горного хрусталя. Замужним женщинам советуют надевать бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины.

Как оказалось, комплекция женщины играет тоже свою роль при выборе украшений, например, полным дамам необходимо носить массивные украшения (большие камни яркой цветовой окраски, ожерелья, перстни), худышкам наоборот (маленькие кольца с небольшими минералами, тонкие нитевые украшения).

Глаза станут основным критерием, которые помогут с более детальным выбором украшений. Обладательницам голубых и синих глаз в пору будет сапфир, лазурит, голубой топаз, бирюза; обладательницам карих глаз подойдут янтарь, желтый топаз, цитрин; девушкам с зелеными глазами рекомендуют носить — малахит, нефрит, амазонит, изумруд.

Оказывается, цвет кожи является еще одним критерием, позволяющим выбрать украшение, например, для смуглых девушек яркие украшения придадут особый колорит (сапфир, рубин, бирюза), людям со светлой кожей – нежные тона будут в самый раз (нефрит, аметист розовый топаз), а вот бриллианты и жемчуг подойдут для любого типа кожи.

Подбирая украшения, стоит также ориентироваться на стиль одежды, ее цвет, на ситуацию. Например, к вечернему платью с глубоким вырезом хорошо подойдет колье из бриллиантов, с деловым костюмом будет хорошо сочетаться небольшая брошь или набор, состоящий из кольца, браслета и кулона, к легким летним платьям отлично подойдут браслеты самоцветы и бусы.

Камни получали свои названия от имен ученых и стран, где их добывали

Очень часто свое название минералы получали согласно названию того места, где они были найдены, названия некоторых из них говорят сами за себя, например – аляксит — Аляска, мурманит – Мурманск и другие. Некоторые из них получили свое название благодаря исцеляющим свойствам, которыми они обладают, например, нефрит поможет при болезни почек, аметист нормализует нервную и эндокринную систему.

По названию минерала можно определить из чего он состоит, куприт – из меди, кальцит – из кальция, магнезит – из магния, галенит – из свинца и так далее. А вот уже с восемнадцатого века твердым телам начали присваивать фамилии тех лиц, которые стали первыми известными открывателями. Начиная с семидесятых годов двадцатого века, большую часть из них назвали именами открывателей.

При выборе оберегающих талисманов, необходимо точно знать, какие камни будут подходящими

Все хотят, чтобы в их жизни меньше встречалось неприятностей, и чтобы всегда на их жизненном пути присутствовала удача, конечно же, все это зависит от того, сколько усилий приложит человек на достижение поставленных целей, но, сколько бы человек не старался, а без магических сил, как выяснилось, тут не обойтись. Для этого человечество и стало придумывать обереги, которые станут защитой человека.

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Мария Евсеева
НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней». Тема: Свойства камней

Интеграция образовательных областей :

1. Познание

2. Художественно-эстетическая

3. Речевая

4. Социально-коммуникативная

5. Здоровье

Программное содержание :

Формировать представление о камнях , как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней , описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней свойства .

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней , камни на каждого ребенка , материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа : беседы : «Что такое горы?» , «Как человек использует камни » , «Подземная кладовая» , «Какими бывают камни ; чтение художественной литературы : сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы» .

Цель : расширять и закреплять знания детей о свойствах камней .

Задачи :

1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства

2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня .

3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.

4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом перед экраном.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку :

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети : камень.

Воспитатель : Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах .

2. Основная часть

Воспитатель : Где мы можем увидеть камни ?

Дети : на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель : Камни бывают очень разные . Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень , который защищает его. Такие камни называют амулетом .

Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня . Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни , которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей) . Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга , постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни , которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней , посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей) . А еще из камней строят дома , башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) . Какие произведения вы знаете или читали о камнях , горах? (Хозяйка медной горы) . О чем рассказывалось в этой сказке? (ответы детей) . Кто такой был Степан? Куда его отправили? Кого он встретил? Что сказала, предложила хозяйка горы? Какие сокровища предложила Хозяйка горы Степану? Какими качествами человека обладал Степан? В сказках добро, всегда побеждает зло! (Слайды №10-15)

Воспитатель : А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни ?

Дети : Геологи (изображения геологов слайд №16) .

Воспитатель : Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств , составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов) . Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель : Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней ?

Дети : Хотим.

Воспитатель :Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями ; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему) ; не мусорить (почему) . Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель : Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель : Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА) . Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.

(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну» , руки в стороны.)

Идем. Идем

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой» )

И пробежимся все легка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны) .

Воспитатель : Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни .

Дети добывают камни в горе .

Воспитатель : Какие интересные камни вы нашли . Они разные или одинаковые? (Ответы детей) . Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней , которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней . Приаживайтесь. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель : Рассмотрите свой камень , какого он цвета? (Ответы детей) .

Вывод : камни разного цвета .

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель : Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) .

Значит, что мы можем сказать?

Вывод : камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите , какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие ). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.) .

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод : камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель : А как вы думаете, что произойдет с камнем , если мы его опустим в воду? (Ответы детей : он утонет) . Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким ) . Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель : А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель : Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней . Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей) . А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.

Воспитатель : Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

Дети убирают рабочие места.



Публикации по теме