Воспитание личности через интегративную музыкальную деятельность. Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество, При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками

(психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для эффективной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

Непроизвольное восприятие, внимание, память и поведение (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания);

Чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность);

Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера);

Небольшой словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность);

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

У детей данного возраста на первый план выходит внутренняя мотивация – получение удовольствия, игра, интерес к новому. И педагогу необходимо создать условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

Вокально-хоровая работа.

Приоритетная задача в этот период – воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого крайне необходимо создавать ситуации успеха, получения удовольствия от пения.

Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации, слаженности пения).

Дети четвёртого года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Так, при исполнении попевки «Сорока», необходимо объяснить детям, что мы гладим птичку-сороку, пока поём про неё песенку, поэтому тянем все звуки. Также, сопровождение пения плавным движением руки (показываем, как именно гладим сороку), поможет детям осознать основную задачу этого периода – петь протяжно. Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной мелодией (кантилены) в умеренном темпе («Петушок» - русская народная прибаутка, «Зима» М. Красева).

Педагог учит детей петь спокойным голосом, в удобном диапазоне. Поскольку в 3-4 года у большинства детей ещё есть проблемы с дикцией, важно каждое занятия начинать с проведения артикуляционной гимнастики. Для поддержания интереса малышей лучше не просто повторять ряд логопедических упражнений, а использовать «Сказку про Весёлый Язычок» (Приложение 1).

Дети четвёртого года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наибольшее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмоционально: «Петушок», «Лисичка и зайчики», «Мышки-ловишки». Дети данного возраста учатся воспринимать музыку, опираясь на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них являются музыкальные игры с пением.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Это эффективное средство музыкального развития детей, которое с большим успехом сочетается с другими видами деятельности. Детские музыкальные инструменты, доступные и необходимые для дошкольников, - это всё разнообразие шумовых инструментов (маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, бубны, ложки и т.д.), а также звуковысотные – ксилофоны и глёкеншпили.

Главной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками – это простейшая элементарная импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, она даёт детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идёт», «зайчик скачет». В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность – в начале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Главная задача педагога в данной форме работы – показать, что каждый музыкальный звук несёт смысл, и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей – игры звуками и игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание и память. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Особенности восприятия, внимания, памяти и поведения детей этого возраста требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Музыкальное развитие детей 4-5 лет, должно быть направлено, как и ранее, на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствованию музыкальных навыков в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

Вокально-хоровая работа.

Играет огромную роль в общем и в музыкальном развитии детей 4-5 лет. К пению детей необходимо приобщать в разнообразных видах деятельности.

В данном возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хоровых навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог должен использовать игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры. В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевого музицирования являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Разнообразные атрибуты, яркие цвета, формы предметов, используемые в музыкальных играх, играют важнейшую роль в становлении у детей восприятия разнообразия интонаций музыки.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: легато, ненапряжённого звука) уделяется приоритетное внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса. Продолжительность музыкальной фразы – до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет ещё невелик. Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей.

Особое внимание при проведении вокально-хоровой работы с детьми этого возраста следует уделить так называемым «ручным знакам» (показ рукой звуковысотности). Народные песенки, попевки, упражнения, исполняемые с использованием «ручных знаков» способствуют развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Музыкально-ритмическая деятельность особенно привлекательна для младших дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им ещё не доступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому задача педагога – привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.

При организации игровой деятельности малышей необходимо помнить о важности использования интегративного подхода. Так, педагог может добавлять соответствующий музыкальный текст в дидактические и коммуникативные игры. Использование данного приёма благоприятно скажется как на развитии вокально-хоровых навыков, так и на поддержании интереса детей к занятиям.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах призвана пронизывать все виды музыкальной деятельности, обогащая их и превращая в синкретические формы детского музицирования: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению, озвучивают инструментами стихи и сказки в театрализованных играх. Важнейшей формой работы становится игра в ансамбле детских музыкальных инструментов (детский оркестр), в котором дети данного возраста способны одновременно по группам исполнять различные партии.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается б о льшей самостоятельностью, нежели ребенок 4-5 лет, а также стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности. У него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет достаточно быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

Могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

Могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

Могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

Начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют вокальным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

Выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами);

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Психофизические особенности детей 5-6 лет дают возможность углубить содержание работы по музыкальному воспитанию, сделать его более разнообразным по тематике, различным способам интеграции аидов деятельности, а также по формам организации. Процесс развития музыкального восприятия, который идёт естественным путём «от внешнего – к внутреннему», от активного действия – к сворачиванию его во внутренний план, продолжается на новом уровне возможностей детей. У детей шестого года жизни уже есть собственный чувственный опят музицирования. Важно «включить» внутренний контроль за музыкальным исполнением, наладить координацию между слухом и «инструментом» - голосом, телом, звучащим предметом.

Дети шестого года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать её образ, высказывать свои предпочтения. Педагогу необходимо использовать разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализация творческих проектов, постановка детских спектаклей, театрализация песен, игр).

Вокально-хоровая работа.

Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объём лёгких). Важно активно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Для отработки этого навыка можно использовать следующее упражнение. Педагог отходит от детей немного дальше, и просит во время пения «дотянуть» звук до него. Предварительно следует объяснить детям, что если звуки обрывать, то они сразу же упадут вниз, не долетая до зрителей, и, таким образом, исполненное детьми произведение не будет услышано и понято. Продолжительность музыкальной фразы у детей данного возраста может составлять 5-6 секунд. Диапазон голоса расширяется («до» - «си» первой октавы). Увеличению диапазона голоса в данном возрасте способствуют различные упражнения. Например, такие как «Качели» – голос «раскачивается» с нижнего звука до верхнего (интервал от кварты до октавы), «Труба» – короткая попевка на интервале кварта.

Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Общее развитие кругозора, речи, памяти детей данного возраста позволяет педагогу использовать разнообразный песенный репертуар. Дети шестого года жизни могут исполнять детские песни различной тематики, различного характера (песня-марш, песня-танец, колыбельные, Рождественские колядки, обрядовые народные заклички и т.д.). Интеграция вокального исполнения подобных произведений с музыкально-ритмической деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах повышает качество исполнения, делая его более выразительным и эмоциональным, развивает мотивацию детей.

Вокально-хоровая работа с детьми данного возраста может проводиться в трёх вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовывать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных произведений). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольному выступлению, с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных навыков у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, развивающие, плясовые, имитационные). Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения, становиться друг за другом парами и по одному.

Все эти особенности музыкально-двигательного развития детей 5-6 лет педагогу необходимо учитывать при интеграции данного вида деятельности с другими видами музыкального процесса (при инсценировке песен, театрализации вокальных номеров).

В ритмической составляющей процесса музыкального образования, особую роль играет использование так называемых «звучащих жестов». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, удары ладонями по грудной косточке). Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью. Существует научно доказанная эффективность данного метода: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда, так как ритмическое чувство развивается через движение и мышечные ощущения человека. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети уже многое могут в этом возрасте, проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно.

Педагогу необходимо знать и использовать ряд приёмов творческого музицирования на музыкальных инструментах:

Использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации – сказки, различные ситуации, детские стихи;

Исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов, сказок;

Развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть её на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая её);

Подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах (бубне, барабане, маракасе);

Знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном, металлофоном, глёкеншпилем; начать их использовать для игры коротких попевок на 2-3 звуках.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети 6-7 лет:

Могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

Могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

У детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

Могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

Способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Работа по музыкальному воспитанию детей седьмого года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят музыку, понимают её, у них сформировались навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это даёт основание для усложнения содержания музыкального развития по всем основным направлениям.

Вокально-хоровая работа.

Физическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать вокально-хоровую работу уже на новом уровне. Эффекты правильного певческого развития выражаются в том, что у детей к шести годам сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании 5-7 секунд, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию произведения. А главное, дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а также в свободное время. В процессе вокально-хоровой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и актёрские способности. Этому способствует интеграция вокально-хоровой и театрально-игровой деятельности. Дети данного возраста вполне могут и очень хотят участвовать в различных театральных постановках. Объединённые в один сюжет несколько произведений, с распределением ролей, сольных строчек, игра на инструментах по партиям и сольно – подобные разнообразные виды работы педагогу следует проводить с детьми 6-7 лет. Такая деятельность поможет не только закрепить вокально-хоровые знания, но и будет способствовать активному творческому развитию, укреплению мотивации.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы интеграции театрально-игрового творчества с другими видами музыкальной деятельности. Так, например, дети проявляют яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают уже много литературных произведений. Добавление к литературному тексту песен соответствующей тематики позволит педагогу вместе с детьми создать собственный спектакль, в котором каждому ребёнку должна быть подобрана роль с учётом его психофизиологических особенностей и способностей.

Дети седьмого года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Дети данного возраста уже в состоянии адекватно оценивать выступления других. Педагог может использовать такую форму работы, как творческий конкурс, где выступления детей по командам будет оценено детским жюри.

Игра на детских музыкальных инструментах.

У детей седьмого года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны слушать словесные объяснения, терпеливо ждать, когда на инструментах играют другие дети, замечать на слух неточности звучания.

Дети 6-7 лет могут играть импровизированные диалоги на инструментах, которые развивают интуитивное использование и понимание смысла выразительных средств музыки. Например, такие: «Разговор Треугольника и Металлофона». Это же задание может быть представлено педагогом образно: «Разговор Звёздочки и Росинки». Форма работы с инструментами под названием «диалоги» бесконечна по тематике.

Дети данного возраста могут осознанно выбирать инструменты для образных озвучиваний и звукоподражаний, опираясь уже на свои знания, опыт и слуховые представления. Они очень любят меняться инструментами в оркестре, стремясь поиграть на каждом, что необходимо поощрять, так как подобным образом каждый ребёнок имеет возможность поиграть все партии.

Использование металлофона и ксилофона, колокольчиков, позволяет педагогу расширить представления детей об устройстве звукоряда, отдельных его интонаций. Однако даже простейшие мелодии, типа «Василёк», требуют технологичной работы педагога, если он работает со всей группой.

Звучащие жесты продолжают оставаться главными «инструментами», которые должны в той или иной форме использоваться на каждом занятии (ритмические зарядки, речевое музицирование, подыгрывание жанровой музыке, разучивание партий для шумового оркестра, сопровождение пения).

Музыкальный материал, который доступен для инструментального музицирования с детьми седьмого года жизни разнообразен: это фольклор, танцы народов мира, современные детские песни и танцевальная музыка. Дети 6-7 лет способны играть в оркестре, исполняя музыку более сложных форм: рондо с 2-3 эпизодами, вариации (2-3), им уже доступны все шумовые инструменты. Однако педагог должен помнить о том, что каждому ребёнку должно быть найдено своё доступное место в совместном музицировании.

Итак, подводя итоги из всего вышесказанного, следует сделать ряд выводов. Так, для успешного развития детей в музыкально-творческой деятельности важно, прежде всего, воспитывать у них потребность в музицировании (музыка как удовольствие, досуг, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения). Каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности в разнообразных сочетаниях, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, различные виды театрализации. Коллективное (хоровое) пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого). Развитие слухового контроля – это основа музыкальности, базис развития всех видов музыкальной деятельности (не только пения, но и музыкально-ритмических движений, игры на инструментах). Важнейшей особенностью методического подхода программы по музыкальному развитию дошкольников является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра. Для педагога важно обеспечить мотивацию ребёнка к деятельности на основе получения удовольствия от музыки, музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.


В статье представлен опыт работы совместной педагогической деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя по музыкальному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством использования интегрированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №3 «Чебурашка» общеобразовательного вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития детей»

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии

детей старшего дошкольного возраста

Учитель - логопед С.В.Машина

Музыкальный руководитель Н.А.Татаринова

г.Шарыпово, 2013г.

В ряду задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, важное место занимает подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитая речь. Чем более развита речь у дошкольника, тем шире его возможность познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления и сознания в целом . Поэтому развитие правильной речи является главной и актуальной задачей в дошкольном возрасте.

Ученые, занимающиеся проблемой нарушения и недоразвития речи у детей, в ходе экспериментально - физиологических исследований доказали, что под воздействием музыки у ребенка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у ребенка меняется активность клеток мозга, улучшается память.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

Понимая важность воздействия музыки на речевое развитие детей, и учитывая современные требования в системе образования, совместно мы, учитель-логопед логопедического пункта ДОУ и музыкальный руководитель, используем метод интегративного обучения. Считаем этот метод работы актуальным и наиболее эффективным.

Почему же именно интеграция? Интеграция - это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры - драматизации, сюжетно-ролевые.

Целью совместной педагогической деятельности определили музыкальное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством метода интегративного обучения.

Для достижения цели были выделены следующие задачи:

Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Учить умению связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

Развивать фонематический слух;

Совершенствовать звуковую культуру речи детей;

Развивать чувство ритма и умения согласовывать движения со словами и музыкой;

Воспитывать любовь и интерес к музыке;

Обогащать музыкальными впечатлениями детей, знакомя их с разнообразными произведениями;

Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса;

Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности.

Составили перспективно-тематическое планирование интегрированных занятий по развитию речи и музыкальному развитию детей (один раз в месяц) и музыкально-речевых развлечений с детьми старшего дошкольного возраста (два раза в год).

Разработали цикл интегрированных занятий на лексические темы: «Какие бывают звуки?», «Прогулка по осеннему лесу», «Сказки о море», «Мама - главное слово на свете», «О чем рассказала снежинка», «Сказки зимнего леса», «Мой край», «У природы нет плохой погоды», «Посвистим и пошипим» и другие; музыкально-речевые развлечения на темы: «Путешествие в страну звуков», «Карнавал животных» по пьесам одноименного цикла К. Сен-Санса», «П.И. Чайковский. Времена года», «Поющие звуки», «На дворе - трава, на траве - дрова», «Праздник правильной речи», «Живи в веках, моя Россия». Основополагающим принципом проведения данных занятий и развлечений является взаимосвязь речи, музыки и движения. Содержание занятий изменяем по мере поэтапного усложнения речевого и музыкального материала. Музыкальный репертуар подбирается с учетом лексических тем.

На интегрированных занятиях и музыкально-речевых развлечениях прием парной педагогики является основным. Деятельность музыкального руководителя и учителя - логопеда тесно взаимосвязана, вплетается, интегрируется в другую деятельность, представляя в итоге продукт, в результате которого одновременно развивается музыкальный слух ребенка, его речь, приходит в состояние удовлетворения внутренний мир дошкольника.

Так как ведущая деятельность дошкольника - это игра, на занятиях используем:

Музыкально-речевые игры («Музыкальный домик», «Кто моя мама?», «Дирижер», «Рассели животных», «Подбери пару», «Музыкальное эхо», «Рассказ музыкального инструмента», «Шаловливые сосульки», «Ритмический оркестр», «Найди свой вагончик», «Передай доброту», «Игры с ладошками, с палочками», «Находим ритм в стихах и музыке», «Какая музыка», «Сколько нас поет?» и др.), способствующие развитию фонематического слуха и внимания, развитию артикуляции, речевого и певческого дыхания, мимики, чувства темпа и ритма;

Задания («Весело - грустно», «Паучок мешает спать», «Гномики», «Я и Мы» и другие), развивающие эмоциональную сферу ребенка;

Упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку («Паровозик», «Три медведя», «В зоопарке» и другие);

Распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети отрабатывают на занятиях с учителем - логопедом;

Распевки («Песенка домового», «Филин», «Ветерок», «Ворона» и другие), направленные на совершенствование мелодико-интонационной стороны речи.

Подобрали и систематизировали логоритмические упражнения в комплексы по темам: «Времена года», «Животные», «Зимние забавы», «Встреча с Федорой», «У бабушки в деревне», «В гостях у братцев Тики-Так», «Сказка о Маше - растеряше» и др. В методический кабинет ДОУ представили картотеку музыкально-речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

На интегрированных занятиях применяем компьютерную технологию «Игры для Тигры», игровые упражнения и задания которой формируют правильные речевые навыки и самоконтроль ребенка за своей речью, позволяют эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей, способствуют созданию у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработали серию музыкально-речевых игр («Звуки осени», «Весенняя капель», «Лето красное поет», «Звуки зимнего леса», «Папа, мама и малыш», «Волшебница вода»), способствующих развитию творческого воображения и образного мышления, обогащению словаря и музыкальных впечатлений детей, активизации интонационно-выразительной речи, совершенствованию звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе. Сборник игр представлен в методическом кабинете ДОУ, предложен родителям для занятий с ребенком дома.

Для педагогов ДОУ проводим семинары - практикумы на темы: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений», «Учимся правильно дышать», «Артикуляционная гимнастика как средство активизации движений органов речедвигательного аппарата», мастер - класс «Использование музыкально-речевых игр для развития музыкального и фонематического слуха», консультации «Значение физкультминуток, используемых на занятиях, для развития координации слова и движения», «Влияние музыки на развитие фонематического слуха», «Этот удивительный ритм» и другие, во время которых воспитатели получают советы и рекомендации по проведению логоритмических упражнений, логопедических гимнастик, пальчиковых и речевых игр, упражнений для координации речи и движения, слушания музыки. Узнают, как правильно организовать игры и упражнения в группе, на прогулке, в каких режимных процессах лучше и грамотнее использовать музыкальные произведения.

Одними усилиями педагогического коллектива без поддержки родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном и речевом развитии детей. В течение учебного года проводим консультации, индивидуальные беседы с целью пропаганды педагогических знаний по музыкально-речевому воспитанию, рассказываем об опыте и достижениях ребенка в области музыкального и речевого развития. Считаем, что наиболее эффективными формами работы с родителями являются практикумы: например, «Игры, которые лечат», направленный на ознакомление родителей с играми правильного носового дыхания; «Мы танцуем и поем - вместе весело живем!» - раскрытие особенностей музыкального развития детей и его влияние на речь; «Играем со звуками» - автоматизация поставленных звуков и развитие фонематического слуха и другие.

Посещение открытых интегрированных занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются навыки, умения их детей в музыкальном и речевом развитии. В марте 2009г. провели открытое занятие на тему: «Мягкие и твердые звуки» для педагогов ДОУ; в октябре 2009г. - открытые интегрированные занятия на тему: «Какие бывают звуки» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников подготовительных к школе групп; в мае 2010г. - открытые интегрированные занятия на тему: «День рождения звука» для педагогов ДОУ и родителей воспитанников старших групп; в октябре 2010г. - открытое интегрированное занятие на тему «Мой любимый детский сад» для педагогов ДОУ города и родителей воспитанников подготовительных к школе групп.

Традиционным стало проведение музыкально-речевых развлечений (ноябрь, апрель), в ходе которых развиваются звуковой анализ и синтез, звуковысотный и фонематический слух, активизируется словарь, совершенствуется певческий голос и интонационная выразительность речи, формируется умение ритмично и выразительно двигаться под музыку и координировать слова с движениями, создается эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого праздника.

Систематическая и целенаправленная работа по использованию метода интегративного обучения способствует успешному развитию музыкального и речевого развития детей:

Показатель высокого и среднего уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4% (2008 - 2009 уч. год - 96%, 2009 - 2010 уч. год -100%);

Положительная динамика в речевом развитии детей, выпущенных из логопункта: в 2008 - 2009 уч. году из 22 детей: с речево й нормой 10 человек, с улучшением в речи 12 человек; в 2009 - 2010 уч. году из 28 детей: с речевой нормой 15 человек, с улучшением в речи 13 человек;

Показатель высокого и среднего уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста увеличился на 4,7% (2008 - 2009 уч. год - 93%, 2009 - 2010 уч. год -97,7%).

Обобщив педагогический опыт работы по музыкально-речевому развитию детей, представили его на Неделе ГМО педагогов ДОУ в январе 2010г., став победителями. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и музыкальному воспитанию «Мама - главное слово на свете» выставлен в разделе «Методическая копилка» Интернет - странички ГМО воспитателей ДОУ, организованных на официальном сайте ИМЦ г. Шарыпово:http://imc.shr.edu.ru/.

В октябре 2010г. на IV научно-практической конференции «Образовательное пространство города Шарыпово: Опыт. Проблемы. Пути совершенствования» выступив с докладом на тему: «Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста», музыкальный руководитель стала победителем в секции «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ) - основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста». Доклад включен в информационный сборник «Использование инновационных технологий в образовательном процессе педагогами г. Шарыпово».

В журнал «Дошкольная педагогика» представлен конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Какие бывают звуки».


Корж Илона Робертовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№4
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В практической работе музыкального руководителя с детьми в дошкольных учреждениях используются различные построения музыкальной деятельности детей. Одним из них является интегрированное занятие.

Тема в нем воплощается посредством различных видов деятельности. В основе лежит один тематический образ, который раскрывается в различных областях искусства и творчества детей.

Основной интегрированных занятий является целостность художественного восприятия. Важность этого особенно актуальна для детей дошкольного возраста, поскольку у них наблюдается синкретичность восприятия. Благодаря интегрированным занятиям становится возможным единое художественно-образное постижение мира.

Музыка, литература и изобразительная деятельность охватывают целиком весь мир человека. Поэтому для ребенка важно единство восприятия всех видов искусств. Ян Амос Каменский писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи.»

Использование интегрированных занятий открывает перед воспитателем и музыкальным руководителем большие возможности. На таких занятиях решаются не только узкоспециализированные задачи, но и более общие. Такие, например, как формирование целостности знания о связи искусства с жизнью человека, задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Особо нужно отметить, что интегрированные занятия дают большой толчок для развития творческих способностей детей. На этих занятиях для них отрываются большие возможности для импровизации, как музыкальной, так и художественной.

На интегрированных занятиях как правило идет закрепление полученных знаний, умений и навыков. Опираясь на уже имеющиеся знания, музыкальный руководитель преподносит знакомый музыкальный репертуар в новом ракурсе, в новой обстановке, тем самым обогащая художественный опыт ребенка. Такие занятия являются обобщением полученных ранее знаний на различных занятиях и в различных видах деятельности, поэтому их целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц.

Проведению интегрированного занятия предшествует большая подготовительная работа. Важная роль здесь отводится совместной творческой работе музыкального руководителя, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности, логопеда. Интегрированные занятия обязательно должны быть заранее запланированы в перспективном и календарном планах каждого из специалистов, обязательно должны быть оговорены тематика, цели и задачи данного занятия. Оговаривается и планируется работа, которую будет проводить каждый педагог по своему виду деятельности, с тем, чтобы интегрированное занятие явилось гармоничным её завершению.

Важную роль играет и создание развивающей среды: использование наглядности, различных музыкальных инструментов, костюмов, элементы декорации, сюрпризных моментов. Все это создает положительный эмоциональный фон и превращается для ребенка в маленький праздник.

Интегрированные занятия можно проводить в любой возрастной группе. Основным критерием выбора темы и материала является доступность, занимательность, целенаправленность и систематичность. Для младших дошкольников такие занятия должны быть связаны с каким-либо конкретным образом (зайка, киска, цыпленок и т.д.), доступным их пониманию. Старшим дошкольникам можно предложить абстрактные темы (времена года, космос, моя Родина).

Использование интегрированных занятий в музыкальном воспитании дошкольников открывает большие возможности для работы в условиях новых образовательных стандартов (ФГОС). Возможность использования современных педагогических технологий делает такой вид деятельности очень эффективным видом музыкального воспитания дошкольников.

Литература:

1.Метлов Н. «Музыка - детям», г. Москва «Просвещение» 1985г.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» г. Москва «Просвещение» 1989г.

3.Рогальская Л. «Нетрадиционные формы работы» ,журнал «Дошкольное воспитание» №2 1995г.

4.Терентьева Н.А. Лекции на кафедре музыки РГПУ им. Герцена

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володина Кривошеинского района Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников

2 Эмоциональная сфера личности является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций, а также поведения в целом. Согласно учению Л.С. Выготского, только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта». Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский), так как она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наши отношения это, как известно, наши эмоции. Следовательно, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка (К.В. Тарасова). Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыкальная деятельность детей носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Музыка источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей. Это, в свою очередь, способствует формированию ведущего компонента музыкальности эмоциональная отзывчивость на музыку. От нас, педагогов, зависит сформированность у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности. Для решения задач эстетического воспитания используются в работе новые программы и технологии. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. С внедрением новых программ по музыкальному воспитанию таких, как «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Синтез» Т.Г. Рубан и К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа - появилась и возможность варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется и общее развитие. 2

3 Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Это делает ее актуальной и на музыкальных занятиях Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных в дошкольном воспитании. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед педагогом стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому характеристикой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Целью этого вида занятий определяют формирование у детей представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), об особенностях их художественных средств, о возможностях своим оригинальным языком передавать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, посвоему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания педагог ориентируется на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Метод проектирования, современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, 3

4 разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные на занятиях знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. При этом происходит интеграция между общими способами решения разных задач и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества. Инновационные технологии, применяемые в работе музыкального руководителя, ориентированы на полноценное развитие ребенка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Они обеспечивают практическое воплощение эмоционально комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к самопереживанию. Анализ музыкального воспитания показывает, что, методика интергации и вариативности применения инновационных программ и технологий позволяет повысить уровень музыкального развития у детей. Исходя из результатов статистики поступающих в Детскую школу искусств, можно отметить, что выпускники ДОУ ежегодно поступают, успешно обучаются, и продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность. Важно педагогу сделать так, чтобы музыка для ребенка стала его миром радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, необходимо развивать у него способности, и, прежде всего эмоциональную отзывчивость чему и способствуют интегрированные музыкальные занятия. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решение главной цели музыкального воспитания в детском саду научить детей любить и понимать музыку. Литература: 1. Мерзлякова, С.И. Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников //«Музыкальный руководитель» С Радынова О.П. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания // «Дошкольное воспитание», С

5 3. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель», С.3 4. Скопинцева, О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников /Скопинцева О.А. - Волгоград, Тарасова, К.В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве //«Музыкальный руководитель», 2010 г С Тютюнникова,Т.Э. Просто, весело, легко // «Музыкальный руководитель», С.4 5


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володино Кривошеинского района Томской области Обобщение опыта работы по теме «Современные технологии в работе музыкального

Современный подход в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников Воронова Валентина Александровна музыкальный руководитель МБДОУ 169 г. Оренбурга Музыка является самым чудодейственным,

УДК 37.014.3 + 373.21 М.Г. Корякина, музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска ДС 25 «Семицветик», г. Нижневартовск ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Краткая презентация рабочей программы музыкального руководителя МДОУ ЦРР д/с 15 города Маркса Саратовской области на 2015 2016 учебный год Подготовил: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР д/с 15 Тарасова

БЕЗЛАТНАЯ Надежда Игоревна, музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад 25 «Малыш» г. Щелково, Московская обл., Россия СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИННОВАЦИОННАЯ

«Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество» Подготовила консультацию воспитатель 2мл.гр. «А» «Фиксики» Крючкова Т.В. Радостное, счастливое настроение ребенка является

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 38 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников посредством различных видов музыкальной и речевой

1 Пояснительная записка. «Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития». (Б.В. Асафьев.) Тенденция в современной дошкольной педагогике раздела «Музыка» рассматривается как средство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володино Кривошеинского района Томской области ПРОЕКТ «Времена года в музыке П.И. Чайковского» Информационно познавательный,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» села Володина Кривошеинского района Томской области Самоанализ педагогической деятельности Волковой И.В. музыкального

Роль музыкально-ритмических движений в всестороннем развитии дошкольника. Процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики,

По материалам ФГОС ДО Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ 25 компенсирующего вида Ганичева Татьяна Авенировна 04.2015 В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественноэстетическое развитие

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) МБДОУ «Детский сад 3» ООП ДО характеризует процесс воспитания и обучения детей опирается на: Федеральные законы:

Презентация парциальной образовательной программы «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАНАВЕС» Театр это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее О. П. Радынова Формирование общей культуры личности

К рабочей программе группы раннего возраста Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО. Рабочая программа по развитию детей группы раннего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждением «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам

Программно-методический комплекс «Радуга» «Радуга» первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 403» городского округа

Аннотация к рабочим дисциплинам в составе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 101» г. Таганрога 1. Аннотация к примерной основной

Основная Образовательная Программа МБДОУ детский сад 39 Спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов

Организация музыкального воспитания и развития дошкольников осуществляется мною в соответствии с нормативными документами: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1506» Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей: 5-6 лет Введение. Если дошкольное образовательное

Консультация для педагогов Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ. Новосибирск - 2017 Повышение уровня современных государственных стандартов к дошкольному

Музыкально-эстетическое развитие дошкольников. Влияние музыки на всестороннее развитие личности ребенка Подготовила музыкальный руководитель Чуракова Н.Л. История учит нас тому, что искусство является

Аннотация к рабочим программам. Рабочие программы педагогов являются частью Основной общеобразовательной программы МБДОУ 94 "Аистёнок" г. Симферополя. Рабочая программа это нормативный документ, структурная

Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволяли образовывать

Модель развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации инновационных педагогических технологий в контексте профессиональной деятельности музыкального руководителя Новая образовательная

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» для детей от 3 лет до 5 лет Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14» Краткая презентация для родителей Основная образовательная программа дошкольного образования Образовательная программа относится

Доклад из опыта работы на тему: «Формирование нравственнопатриотического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства» Воспитатель специалист по ИЗОдеятельности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного образования по искусству и примерными программами по искусству для основного общего образования,

Пояснительная записка Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует

Институт художественного образования и культурологии российской академии образования КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской федерации (ПРОЕКТ) Москва 2016 Настоящая Концепция

О ПРОГРАММЕ «РАДУГА» «Радуга» комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка,

Аннотация к рабочей программе для детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста 3) Воспитатели: Егорочкина Т.Ю., Ефимова Е.И. Рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций программы

Виды музыкальной деятельности в детском саду Виды музыкальной деятельности реализуются на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время

2. Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ «ЦРР - д/с 134 «Нотка» г. Магнитогорска Программа - нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад 97 «Пчелка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12. 2012 273

Консультация для воспитателей старший воспитатель МБДОУ «Детский сад» Улыбка» Железнякова Л.И. ФГТ и ФГОС: что изменилось? ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной общеобразовательной программы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ Проект «Предметно- развивающая среда в группе младшего возраста в соответствии с ФГОС» Цель проекта Создание предметно-развивающейся

Аннотации к рабочим программам педагогов МКДОУ «Детский сад 3 п.теплое». Рабочие программы нормативно управленческие документы МКДОУ «Детский сада 3 п. Теплое», характеризующие систему организации образовательной

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ Дубровская Елена Александровна, к.п.н. Развитие творческого потенциала - широкое понятие, которое мы рассматривается как целенаправленное

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Жукова Светлана Витальевна воспитатель МБДОУ «Д/С 178» г. Иваново, Ивановская область ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ Аннотация: в

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Бондарева Валентина Николаевна Белобрюхова Татьяна Владимировна Алеева Елена Владимировна АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 164 «Весточка» г. Тольятти, Самарская область МУЗЫКАЛЬНАЯ

Общая информация об основной общеобразовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 14» ДОУ реализует основную образовательную программу муниципального дошкольного

«Обучение игре на музыкальных инструментах, как средство эстетического и духовного развития дошкольника» Джамиева Егана Панаховна, музыкальный руководитель I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад 9» Проект «Откроем Музыке сердца» Работу выполнила музыкальный руководитель Зворыгина Т.М. г. Губаха, 2016 г. Название проекта:

Организация образовательного процесса по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Музыкальные руководители МБДОУ 75: Кучукова Н. А., Гречанникова В. А. Введение ФГОС связано с тем,

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Толстошеева Кристина Николаевна студентка Лащенко Наталья Дмитриевна канд. пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад 15) ПРОЕКТ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Профессиональный конкурс работников образования ВСКРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА (2012/13 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное воспитание

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Музыкальный руководитель: Муратова Э.Ю. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87» Принято на заседании Утверждено: педагогического совета приказ от 20 г. Протокол заведующий МБДОУ "Детский»

Аннотация к рабочим программам дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 141» В МБДОУ разработаны и реализуются следующие

МКДОУ «Детский сад 5» г.пласта Аннотация к рабочим программам в составе образовательной программы Рабочие программы разработаны на основе Основной образовательной программы МКДОУ д/с 5 г.пласта, в соответствии

Ознакомление с парциальной программой изобразительная деятельность в детском саду «Цветные ладошки» для детей с 3 до 7 лет.

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ 2» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Климахиной Татьяны Владимировны ТЕМА: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного

Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Развитие музыкально-творческих способностей детей Презентация музыкального руководителя ГБОУ Школа 2123 им. М. Эрнандеса д/о «Рябинушка» Крупиной С.Р. Цель сообщения Знакомство с видами развития творческой

Лекция по УД «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» Тема: Общие вопросы музыкального образования детей дошкольного возраста Цель: Определить цель и задачи курса методики, дать знания

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

Пояснительная записка Рабочая программа по искусству является нормативным документом, определяющим объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины. Рабочая учебная программа разработана

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана. в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного

Аннотация к основной образовательной программе ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада 64 Калининского района Санкт-Петербурга Основная образовательная программа ГБДОУ детского сада 64 разработана

Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества Эффективность осуществления эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей определяются взаимосвязанным

Светлана Степановна Уфимская
Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменениями мировоззрения педагога и идеологии образования.

В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в художественно-эстетическом развитии, связаны с решением таких важнейших вопросов как определение природы, специфики и структуры комплекса музыкальности , возможностей и закономерностей развития, соотношения врожденного, индивидуального и социального. Если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально -художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, то не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно позволить каждому ребенку реализовать себя в сфере музыкального искусства .

Т. С. Комарова, исследователь в области педагогики и психологии, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей , охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами ».

Важными являются выводы психологов о том, что у ребенка процесс познания происходит при участии всех анализаторов процессе деятельности. Познание, осуществляемое через зрительное восприятие , является лишь частью всего процесса познания ребенком действительности. Интеграция разных видов искусств в образовательном процессе дает возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такую цель ставит современное образование перед педагогами –создание целостного образа мира у ребенка.

Главным в воспитании и является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся исследованием проблемы интеграции , определяя принцип интеграции как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников , предполагаем, что процесс интеграции будет более успешным при следующих педагогических условиях :

синтез искусств (выход за рамки одного искусства) ;

Связь ближайшим окружением (природой, культурой, семьей,

традициями;

Сотворчество (взаимодействие друг с другом) ;

обучение в действии : слышу –чувствую – делаю (перенос акцента с восприятия на творческое самовыражение);

Активные организационные формы (исследование, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники).

Особенность организации интегрированного процесса характеризуют четыре аспекта : интеграция (синтез ) видов искусств (литература, поэзия, музыка , живопись, театр, хореография, архитектура, интеграция образовательных областей, интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки , игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, рисование, лепка и т. д., интеграция качеств личности , которые выступают целевыми ориентирами возможных достижений ребенка.

Интеграция –это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей . Это, во- первых, изменение педагогического мировоззрения, изменение сознания, Во-вторых, это самообразование, самовоспитание , самосовершенствование педагога. В –третьих это ориентация на развитие дошкольников , а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в воспитании переносится на творческое проявление ребенка, на формирование у ребенка желания развивать в себе творца. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса исходя из образовательных задач и возможностей детей.

Музыкально –эстетическая деятельность отличается от других видов эстетической деятельности эмоционально-чувственным и художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки , раскрытия ее личностного смысла с целью творческой самореализации личности.

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку? Что заставляет растущего человека, свободного в своих проявлениях, с завидным постоянством выбирать деятельность, связанную с ней?

музыка – это самовыражение . Ребенок - это своего рода готовый музыкальный инструмент , открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке .

музыка - это взаимопонимание. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.

Разнообразие музыки предоставляет ее органичное включение в любое событие жизни ребенка.

музыка – сам ребенок . Многообразие музыки равно многообразию растущего человека.

Музыка вмещает в себя весь мир ребенка, становится языком его души.

Музыкальная деятельность дошкольника синкретична . Он не просто участник всех ее видов, он зачастую осуществляет их одновременно!

Нормой музыкально -эстетической деятельности в нашем детском саду стали интегрированные занятия , которые помогли дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка , живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств , возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Интеграция различных видов искусства позволяет проводить занятия интересно и увлекательно . Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ . Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему : «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого : мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Особенности возраста и опыта дошкольника требуют дифференциации задач. Поэтому задачи во всех возрастных группах ориентированы строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию , от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер : «Весенняя капель» , «Зимушка - зима» , «Осенний хоровод» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям : «Под голубыми небесами.» , «Идет волшебница зима» , А. Пушкина или «Заколдован невидимкой» , «Белая береза» С. Есенина «Бураны, вьюги да метели, Валентина Берестова и др. С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку . Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах , в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и знакомства с музыкой композиторов - классиков, то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Прежде всего, это возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки . Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Интегрированные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно использовать музыку композиторов , которые являются подлинным образцом мировой музыкальной культуры . Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления , ребенок привыкает к языку интонации народной, классической и современной музыки , постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Хочу остановиться на некоторых интегрированных занятиях , составленных мною, отличаются разнообразной структурой : «Колобок» -включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по русской народной сказке и русского музыкального фольклора – песня , частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.

Дети, в ходе театрализованного действия по сказке, проявили свое творчество в русской песне (обыгрывая ее, исполняли частушки, с удовольствием водили хороводы, танцевали русские танцы, играли на детских музыкальных инструментах .

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» объединили музыку , познание, художественную деятельность. В ходе занятия дети выразительно исполняли песни об осени, передавали в пластических этюдах свое восприятие «Осенней песни» П. И. Чайковского. Слушали замечательные стихи русских поэтов. А в конце занятия выполнили творческую работу в технике акварельного размыва «Мое цветомузыкальное настроение » .

«Зимнее настроение» так же объединило музыку , познание и художественное творчество. Дети с удовольствием читали стихи А. Пушкина, С. Есенина, В. Берестова, слушали и эмоционально откликались на музыку А . Вивальди, П. И. Чайковского. Обогатили знания детей о зиме, ее признаках просмотр видео – слайдов «Зима» (картины русских художников Шишкина, Сурикова, Саврасова и многих других). Завершением занятия стала творческая работа «Зимнее настроение» .

Старший дошкольный возраст интегрированное занятие Этих дней не смолкнет слава» интеграция образовательных областей «Художественно –эстетическое развитие» , форма НОД : музыкально-художественная , чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

Младший возраст «Кто шагает по снегу?» интеграция музыка , познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. Дети слушают музыку и представляют , кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные» . Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая , медленная, находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом) . С возрастом я усложнила содержание занятий. Очень нравятся детям занятия на следующие темы : «Новогодние чудеса» , «Кто в теремочке живет?» , «Музыка леса » . Свои впечатления от восприятия различных музыкальных образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках.

В своей работе использую педагогические инновационныe технологии : Т. И. Петрова, Е. П. Сергеева, 2000г., «Театрализованные игры в детском саду» М. Д. Маханева, 2001г., «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия ) Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, 2005г. Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированныe занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников .



Публикации по теме