Как воспитать ребенка успешным человеком. Как воспитать ребёнка, чтобы он стал успешным в будущем

В родительском онлайн-чате переполох. Дети в классе сына Ирины начали играть в «купи-продай»: покупают, продают и перепродают все, что находится в карманах, от браслетов «из резиночек» до конфет и печенья. Торговля бойкая, большие скидки как на «черную пятницу» - ведь успеть совершить сделку нужно за перемену. Родители тут же окрестили развлечение детей «базаром» и решили, что базару в школьных стенах не место, равно как и не время, - также условились они.

Ирина оказалась в эмоциональном разговоре родителей в своеобразной оппозиции: она робко сообщила, что в целом не считает дурным, что дети пробуют себя в предпринимательстве. Главное, чтобы без криминала.

«В жизни взрослого деньги играют очень важную роль. Странно было бы ожидать, что ребенок этого не замечает. И когда ему будет позволено пройти эти простые шаги - наиграться с деньгами? В 16 или 18? Я рассчитываю, что к этому возрасту сын уже будет иметь представление о том, как и сколько он хочет зарабатывать денег» - рассуждает она.

Ирина – любительница почитать биографии известных людей-созидателей. Например, про основателя «ИКЕА», заработавшего свой детский капитал на перепродаже спичек, авантюриста Уорена Баффета или основателя Zappos.com Тони Шей. Последний начал предпринимательский путь в 9 лет, столько сейчас сыну Ирины. Родители рассчитывали, что Тони будет отличником и умником, и всегда поддерживали его предпринимательские порывы вне школы. В день рождения его первого бизнеса (разведение дождевых червей на продажу) родители Тони Шей инвестировали в дело 33 доллара. Правда, черви в промышленных масштабах у него размножаться не стали. Но уже второй бизнес – изготовление значков, стал приносить школьнику по 200 долларов ежемесячно на протяжении средней и старшей школы. Более того, удачливый бизнесмен смог продать его, отправившись на учебу в университет. Но между этими двумя опытами у школьника было еще несколько проб и ошибок, которые милосердные родители стерпели.

Сработает ли такой подход в воспитании ее сына, Ирина не знает, поэтому активно доказывать свою позицию в родительском чате не спешит. А спор, между тем, там развернулся нешуточный. В основном он касался вопроса карманных расходов и контроля трат.

Звучали аргументы «против»:
  • слишком много внимания денежным вопросам –ребенок вырастет «с долларами в глазах»;
  • если регулярно снабжать деньгами, ребенок станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания;
  • ребенок сам не зарабатывает деньги и цену им не знает;
  • носить с собой деньги опасно, сами все купим!
  • Аргументов «за» было меньше. Они звучали так:
  • пусть лучше тратит деньги под нашим присмотром, потренируется сейчас - не станет бездумно рисковать, став взрослым;
  • отсутствие собственных денег провоцирует зависть к другим детям. А зависть, как известно, ведет к плохим последствиям, вплоть до краж;
  • ребенок имеет право на деньги, раз на них имеют право его родители.
  • Разброс мнений в родительском чате отражает картину родительского отношения к вопросу «дети и деньги» в обществе в целом. Рыночным отношениям в России от силы 25 лет, и вряд ли кто-то из нас получил университетское образование по вопросу, как зарабатывать деньги, как с ними правильно обращаться, как копить и инвестировать. Повезло, если родители не считали, что деньги – грязное дело и все богатые – воры. В мировой практике скопилось множество исследований и экспериментов, которые показывают, из каких детей и с каким воспитанием вырастают успешные люди. С одной стороны, отношение к деньгам и успех в финансах – это лишь показатель общей развитости личности. Но через правильное обращение с деньгами во-многом эта зрелая личность и формируется.

    Дайте потратить на ерунду

    Несмотря на то, что среди психологов и родителей многие вопросы финансовой грамотности детей еще не решены, по самому принципиальному вопросу согласие есть: у детей должны быть свои деньги с уже довольно раннего возраста – примерно с шести лет.Открыты вопросы о размере, периодичности, с которой нужно выдавать карманные деньги. Маленький ребенок вполне справится с планированием расходов на неделю,ребенок постарше – на месяц. Родители могут оговорить список покупок, на которые тратить карманные деньги нельзя (опасные, вредные). Но этот список должен быть минимальным, считает один из самых востребованных сегодня психологов Михаил Лабковский. Наличие карманных денег позволяет ребенку понять цену денег и вещей, которые он хочет купить. Он может потратить все и сразу на мелочи и ерунду, а может подкопить несколько недель и купить большую дорогую игрушку (предмет одежды, гаджет). Право родителей – подсказать этот путь, но не диктовать его.

    Наиболее распространенное среди специалистов мнение, что оценки ребенка, его поведение и прочие аналогичные факторы не должны влиять на размер карманных денег. Это неприкосновенный запас ребенка, дающий ему спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. У родителей есть другие воспитательные рычаги для реакции на серьезные проступки. Кроме того, нельзя требовать отчета о потраченных деньгах, как начальник не вправе требовать отчета о том, куда подчиненный потратил свою зарплату. Кстати, размер карманных денег каждая семья определяет самостоятельно. Проделайте эксперимент – спросите ребенка, сколько ему нужно денег на неделю. Это станет еще одним уроком финансового планирования.

    Партнерство на паритетных началах

    Освоившись с карманными расходами, дети легко разбираются и с азами инвестирования. Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям с детьми создать своеобразную копилку, в которую деньги вносят и взрослые, и дети «на паритетных началах». Ребенок имеет право тратить деньги на свои нужды как полноправный участник накоплений, предварительно уведомив родителей. Есть и следующая ступень – долгосрочное инвестирование, которому семья учится, создавая «фонд» на полгода или даже год. Средства этого фонда целевые, их семья собирает на крупную вещь, которую по истечении срока накопления взрослые и дети идут покупать вместе.

    Можно пойти еще дальше и создать своеобразный фонд для более взрослого ребенка (подростка) в форме счета в банке. Его можно совместно пополнять для какой-то большой и светлой цели - оплаты обучения, путешествия или даже покупки жилья во время обучения в университете.

    По ниже перечисленным вопросам у разных психологов имеются различные точки зрения:
    платить ли за оценки?
    платить ли выполнение домашних дел?
    платить ли за чтение книг? И т.п.

    Некоторые психологи, как упомянутый выше Лабковский, высказывают на это категоричное «нет». Обоснование довольно простое – желание подзаработать на хороших оценках и выполнении домашних обязанностей подменяет естественную мотивацию - познавательный интерес, осознание, что есть общие интересы и нужды семьи. Другое мнение не столь категорично, но психологи, придерживающиеся его, оговариваются – денежное поощрение возможно, но только в семьях со здоровыми отношениями. В таких семьях денежная мотивация будет воспринята как азартная игра и не более. Если же в семье нет близких отношений, если отношения подменяются деньгами, «игра» окажется лишь откупом родителей от детей и детей от родителей.

    Но что удивительно, платить за хорошую учебу – бесполезное дело. Это показали масштабные эксперименты в Чикаго, Далласе и Нью-Йорке, где учителя платили ученикам за прочитанные книги, сданные тесты и прочее. В эксперименте приняло участие 27 тысяч учеников из 203 школы. За два года им было выплачено вознаграждение в размере 9,4 миллиона долларов. В результате же оказалось, что результаты таких учеников не лучше, чем у ребят из контрольной группы, которые деньги за учебу не получали.

    Разговор по душам, без истерик

    Не дожидаясь шести лет, - момента, когда ребенок получит в руки свои собственные деньги, с ним нужно говорить о деньгах. Говорить о том, что деньги не появляются из воздуха, банкомат – это не волшебный ящик, деньги – это результат труда, купить можно не все. Все это можно объяснять даже самому маленькому ребенку. Однако, как правило, родители предпочитают обходить тему денег стороной или, наоборот, заострять ее до эмоционального: «Ты хоть знаешь, сколько это все стоит?!»

    В вопросе денег гораздо больше неудобных для разговоров тем, чем кажется: почему есть бедные, позволительна ли роскошь, нужно ли стремиться удовлетворить все свои потребности, почему у кого-то больше денег, чем у нас. Позитивные и взвешенные рассуждения по этим вопросам дают ребенку уверенность, что деньги – это не хорошо или плохо, что это необходимость. Из таких разговоров ребенок узнает, что деньги могут кончиться, - это не конец света, ведь у человека всегда есть возможность справиться с этой ситуацией. А заигрывание с темой денег или истерические всплески заставляют ребенка испытывать страх за свое будущее и связывать будущее с наличием или отсутствием денег в принципе.

    Экономисты тоже «за» воспитание успешного ребенка

    К вопросу финансовой грамотности детей неравнодушны экономисты и финансисты. Они согласны с психологами, что начинать обучение элементарным экономическим понятиям нужно с самого раннего детства. Сегодня выглядит неловко, когда взрослый человек не отличает прибыль от выручки. А для наших детей незнание таких терминов станет и вовсе признаком необразованности - они все-таки выросли в совершенно другом экономическом пространстве. Биржевые маклеры Кеннет Дэвис и Том Тэйлор – авторы книги «Дети и деньги», говорят, что начинать следует с нескольких особо важных терминов:

    «Расход» - для понимания того, что денег иногда может не хватить и придется выбирать между альтернативами
    «Бюджет» - для умения планировать и видеть перспективу
    «Сбережения» - для понимания, как важно скопить деньги для получения выгоды в будущем
    «Доход» - н для понимания, что нужно уметь разумно рисковать и учитывать конкуренцию.

    Причем, эти понятия можно изучать на практике. Простые варианты – это игры: от «Монополии» до FreshBiz. Более сложные варианты – это тренировка в реальности, например, практика настоящего предпринимательства. Поверьте, любой подросток, хорошенько подумав, назовет с десяток вариантов, как может заработать ребенок его возраста.

    Подростку, получившему паспорт, можно открыть счет в банке и завести для него дебетовую карту для зачисления его карманных денег. Пользоваться собственной картой, планируя расходы и доходы (если на остаток будут начисляться проценты), – это огромная гордость для ребенка! Кроме того, такая практика открывает ребенку совершенно новый большой финансовый мир, в котором люди по-настоящему зарабатывают, сберегают и инвестируют деньги. Подросток начинает понимать, как устроен этот мир, из каких рисков, а, главное, возможностей он состоит.

    Этой статьей мы открываем серию уроков по финансовой грамотности для детей, которые, надеемся, будут полезны и для взрослых.

    Урок 1. Личный финансовый баланс ребенка

    Если вы начали давать детям карманные деньги, снабдите их и небольшой инструкцией по их трате. Маленьким детям проще пользоваться специальной табличкой на неделю, а более взрослым – на месяц.

    Привет! Эти уроки созданы специально для таких как ты, молодых, но уже взрослых детей, которые понимают, что такое деньги, у которых полно идей, как их заработать и, конечно, потратить! Учись, и ты будешь делать это как лучшие взрослые финансисты и даже лучше!

    Возможно, ты видишь, как твои родители заходят в специальное приложение на телефоне, где смотрят, сколько они потратили в этом месяце и на что. Они говорят, что это нужно, чтобы держать деньги «под контролем». Теперь у тебя тоже есть деньги, и ты тоже можешь их «контролировать»!

    Расчерти в блокноте или попроси родителей распечатать табличку (как та, что ниже), заполняй ее каждый раз, когда тебе дают карманные деньги, когда дарят их на день рождения, когда ты зарабатываешь их (а вдруг!). И, самое важное, записывай туда все свои покупки! Те деньги, которые дают тебе, называются «доход». Те, которые ты тратишь сам, – «расход».

    Для чего тебе такая табличка? Чтобы знать, какие у тебя есть потребности. Накопив несколько таких табличек за 2, 3 или 4 месяца, ты сможешь разобраться, какой у тебя бюджет и какие в нем статьи расходов. Зная, на что уходят твои деньги, ты сможешь ими управлять – отказаться от ненужных трат и накопить деньги на нужные. Например, на приставку или классный фотоаппарат. Как копить быстрее всего, рассмотрим с тобой в следующем уроке!

    Итог

    1. Никогда не рано начать с детьми разговор о деньгах. Например, как только ребенок успокоился после очередного представления в магазине с возгласами «Купи!!!». Начать стоит с того, что деньги – это результат труда.
    2. У ребенка должны быть свои деньги – это аксиома, с которой соглашаются все психологи. Лучший возраст для старта – шесть лет. Оговариваем, сколько денег и когда получает ребенок, на что он не может их тратить и… все. Карманные деньги - неприкосновенный запас ребенка, на котором он тренируется быть самостоятельным, наращивает уверенность в себе и приобретает навыки траты, потери денег и их сбережения.
    3. Интерес к миру финансов для ребенка естественен, потому что в этом мире живут его родители. Нет ничего страшного в том, что ребенок пытается заработать деньги – он делает то же, что и Вы. Помочь обеспечить безопасность этой деятельности – вот задача родителя.
    4. Вопрос денег гораздо важнее в жизни взрослого и ребенка, чем кажется. За нашим отношением к деньгам – шлейф предрассудков и личных проблем. Успешных людей характеризует спокойное отношение к деньгам. Но, в свою очередь, правильное обращение с финансами помогает в воспитании здоровой личности. Вот небольшая библиотека, которая может помочь взрослым и детям в этом вопросе: «Дети и деньги», Евгения Блискавка; блог на сайте Forbes.ru,Леонид Бершидский;«Как научить ребенка обращаться с деньгами»,Джолайн Годфри; «Люди и деньги», Анна Фенько; «Сделайте ваших детей успешными», Дмиж Роджерс.

    Один из важных этапов воспитания ребенка - формирование у него уверенности в себе. Психологи объясняют, что такая черта характера помогает детям браться за выполнение сложных задач, пробовать что-то новое. Если ребенок будет не уверен в собственных силах, он будет бояться прослыть неудачником, разочаровать близких и вызвать неодобрение окружающих. В будущем такой человек не сможет добиться успехов в карьере, ведь особенно ценятся сотрудники, которые берут на себя ответственность и предлагают нестандартные, рискованные решения различных задач. Соблюдайте наши рекомендации - и вырастите уверенного в себе ребенка, обеспечив ему успешное будущее .

    Хвалите ребенка не только за успехи, но и за старания (вне зависимости от того, удалось ребенку добиться успеха или нет)

    Достижение цели важно для взрослых, а ребенок ведь только учится - сначала самостоятельно держать ложку и , потом - читать, писать, играть в игры с мячом. Поэтому и требования к детям должны быть другими. На этапе взросления важен сам процесс обучения, поэтому родители должны поощрять старания ребенка, причем независимо от того, добивается он успехов или нет . Если ваш сын, играя в футбол, промахнулся по воротам, все равно громко аплодируйте и выражайте свой восторг. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя неловко, если у него что-то не получилось. Пусть малыш поймет, что никто не будет насмехаться над ним, осуждать, ругать за промахи. В таком случае он не станет бояться пробовать новое и учиться дальше.

    Поощряйте практику


    Заметили, что ребенок с интересом смотрит баскетбол по телевизору, ему понравилось рисовать или петь? Постарайтесь подстегнуть ему к тому, чтобы он занимался этим чаще. Главное - действовать ненавязчиво и без принуждения. Если вы разглядели у своего чада музыкальный талант, не заставляйте его играть на фортепиано до боли в кистях. Так ведь можно и напрочь отбить интерес не только к конкретному инструменту, но к музыке в принципе. Все занятия должны быть дозированными, а режим занятий пусть подскажет учитель.

    Позволяйте ребенку самостоятельно решать некоторые свои проблемы

    Жизнь всем подбрасывает трудности. Научиться справляться с ними человек должен еще в детстве, ведь по мере взросления все проблемы будут становиться только более серьезными. Поэтому дайте возможность своему ребенку самостоятельно находить выход из непростых ситуаций, развивать навыки общения с разными людьми. Постарайтесь не вмешиваться постоянно в жизнь вашего ребенка, стараясь максимально облегчить ее. Подсказывайте ему советами, выслушивайте и подбадривайте, но не бегите сразу наказывать его обидчиков, даже не разобравшись в ситуации. Если вы будете постоянно вмешиваться в жизнь ребенка, стараясь уберечь его от всех невзгод, он вырастет несамостоятельным и неуверенным в себе. Тогда даже в 40 лет ваше чадо будет ждать, что в любой момент придет мама и решит его проблему.

    Бросайте ребенку вызов


    Научите ребенка всегда двигаться вперед. Дайте ему понять, что достижение небольшой цели - это только начало, теперь он может сделать что-то более значимое. Например, если ребенок начал учиться кататься на двухколесном велосипеде, предложите ему убрать дополнительные колеса. Убедите его, что он готов ехать и так, а вы его подстрахуете, если понадобится.

    Ошибки - неотъемлемая часть обучения

    Все мы учимся на своих ошибках, а дети - не исключение. Поэтому не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным, все схватывал с первого раза. Ничего, если ребенок совершил досадный промах. Зато он осознает свою ошибку, извлечет из нее урок, а в следующий раз лучше справится с поставленной задачей.

    Поощряйте детское любопытство

    Дети - маленькие почемучки. Конечно, их бесконечные вопросы утомляют и даже начинают нервировать взрослых. Только родителям важно понять, что, спрашивая о чем-то и узнавая новое, ребенок развивается, пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор. Получая ответы за свои «почему», малыш понимает, что в мире есть очень много интересных вещей, о которых ему нужно узнать подробнее. Любопытство ребенка разгорается, оно мотивирует его учиться и расти над собой.


    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    По статистике, мальчики и девочки, которые в первые годы жизни задают много вопросов родителям и получают на них ответы, в начальной школе обгоняют своих одноклассников. Таким детям интересно узнавать новую информацию, они лучше учатся и быстрее впитывают знания.

    Открывайте новые возможности

    Старайтесь чаще брать ребенка на прогулки и в разные поездки, рассказывать ему что-то новое, читать интересные и познавательные книги. Все это способствует расширению кругозора и формированию уверенности в себе.

    Делитесь своим опытом и знаниями

    Весь мир малыша в первые годы его жизни - это родители. В его глазах мама и папа - супергерои, которые могут все. Станьте достойными примерами для подражания. Передавайте крохе свои знания, учите его всему, что умеете сами.

    Никогда не критикуйте


    Дети очень ранимые. Даже если ребенок потерпел неудачу, ни в коем случае не критикуйте его, не говорите, что он делал все плохо и неправильно. Тем более нельзя применять сравнения с детьми, которые оказались лучше, быстрее, смышленее. Иначе вы рискуете полностью отбить у ребенка желание чем-либо заниматься. Он попросту начнет бояться снова разочаровать родителей и не рискнет пробовать что-то новое.

    Поддерживайте ребенка, когда он испытывает сложности и неудачи

    Каким бы талантливым ни был ваш ребенок, он все равно познает на себе всю несправедливость этой жизни. Он будет сталкиваться с трудностями, терпеть обидные неудачи. В такие моменты ребенку нужно, чтобы родители его просто поддержали. Напомните своему чаду, что для достижения цели нужно упорно трудиться и верить в свои силы, а все сложности - это только ступеньки на пути к успеху.

    Поощряйте стремление пробовать что-то новое

    Начинать что-то новое - всегда волнительно. Поэтому обязательно поддержите ребенка, если он хочет записаться в спортивную секцию или научиться кататься на роликах. Похвалите его за то, что он хочет заняться чем-то полезным. Скажите своему чаду, что гордитесь тем, как смело он начинает новый этап своей жизни.

    Каждый родитель стремится чтобы его ребенок вырос успешным человеком . Быть успешным человеком - это значит и достигать их. Это полезно в любом деле, будь это просто стремление содержать дом в чистоте и заканчивая большими делами, такими как получать высшие награды на соревнованиях любого масштаба и сделать отличную карьеру в своей работе. Может кто-то хочет добиться высшего просветления, как буддийские монахи на Тибете. Для этого тоже надо долго учится и работать над собой.

    Чтобы стать успешным во взрослой жизни, ребенок должен научится не только ставить цели. Ведь для того чтобы поставить цель нужно определится чего хочешь, а это значит нужно иметь высокую самооценку и обязательно быть оптимистом. Еще нужно определится в какой сфере хочется добиться успеха и при этом уметь красиво и грамотно говорить, ведь мямлю никто и слушать не станет. Прежде чем применять свой дар красноречия, нужно быть уверенным в своих словах, а значит нужно сформировать собственное мнение.

    Цель поставлена, теперь требуется идти к ней. Здесь пригодятся такие качества как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, умение ценить время и конечно воображение, фантазия.

    Проявляйте уважение к своему чаду

    Все на свете хотят, чтобы его уважали, а маленький человек тем более. Многие родители относятся не серьезно к своему ребенку, не уважают его мнение или даже открыто запрещают выражать свою точку зрения. Это в корне не правильное поведение. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос успешным, отношение с уважением и любовью очень важно. Когда ребенок чувствует себя любимым и когда взрослые уважают его, самооценка начинает расти. Малыш не боится мнения окружающих, открыто говорит и показывает свое отношение к чему-либо.

    В ходе воспитания требуются и запреты, потому что дети не всегда понимают что происходит. Здесь очень важно не ругать его самого, не оскорблять и не переходить на личность ребенка. Важно осудить только поступок и дать ему понять, что его любят и он нужен и важен для родителей. Никогда не надо идти на шантаж, грозя разлюбить его. Это чревато глубокими психозами, которые очень трудно лечить. Все дети бояться потерять любовь родителей, а когда они чувствуют понимание и нежное отношение - это вдохновляет их и совсем не хочется хулиганить .

    Итак для успеха нужна высокая самооценка, для этого нужно поощрять ребенка за хорошее поведение или отличную учебу, за стремление делать что-то хорошее. Лучше лишний раз похвалить ребенка, чем наругать. Многие родители обращают внимание на плохие действия, а хорошее просто обходят вниманием.

    Оптимизм - это ключ к успеху

    Оптимизм - важное качество успешного человека. Если какой-то бизнесмен задумает проект и начав его реализовывать, столкнется с трудностями, он обязательно смотрит на проблему оптимистично и ищет пути решения для дальнейшего продвижения. А если он столкнувшись с проблемой, опустит руки и не станет ничего делать, то он не будет бизнесменом и не достигнет своей цели.

    Еще для развития оптимизма можно использовать игру. В фильме “Полианна” маленькая девочка использует ее для того, чтобы найти хорошее в плохом. Советую и научится использовать такую игру. Это будет полезным просмотром в кругу семьи и поможет развивать успешность в характере вашего малыша.

    Развивайте способности ребенка

    Каждый ребенок талантлив с рождения . Задача родителей заметить, чем любит заниматься ваш малыш и развивать его наклонности. Для этого есть много курсов, кружков и обучающих групп. Можно заниматься вместе с другими детьми или индивидуально.

    Красноречие важно для успеха

    Приучайте ребенка ценить время, это важное качество успешного человека. Пусть ваш малыш будет всегда чем-то занят. Планируйте вместе с ним его день или все, что должен делать ребенок в течении недели. Можно даже завести дневник. Это поможет ребенку понять ценность времени и повысит его самооценку. Всегда говорите ему о его успехах, хвалите и делайте разбор, почему что-то не получилось.

    Быть ответственным очень важно

    Ответственность главная и самая важная составляющая успеха. Каждый должен относится к свой жизни . Чтобы ваш ребенок не испытывал трудностей и избежал проблем в своей жизни очень нужно развивать это качество с самого раннего возраста. Ребенок должен отвечать за все слова и поступки , потому что любое действие не бывает без последствий. Пусть всегда держит свое слово, если обещал, то должен выполнить.

    Для развития ответственности можно ребенку дать какое то дело. Например он должен содержать в чистоте свою комнату или следить за домашним животным. Причем надо делать так, чтобы не нужно было его контролировать, пусть он сам решает когда он будет делать и как, главное результат.

    Теперь когда вы знаете, как научить ребенка быть успешным, сможете воспитать самодостаточную личность и можете быть уверены, что ваш малыш не будет испытывать трудностей на своем жизненном пути. Его дорога будет счастливой и удачной. А это так важно для каждого родителя.

    Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

    Как воспитывать ребенка для дальнейшего его успеха в жизни? Многие люди желают для своих детей лучшей доли. Причем большинство понимают, что для ребенка нужны большие возможности, чем выпали на долю родителей. Но ведь возможности определяются системой воспитания, азы которой передаются в семье из поколения в поколение . В подавляющем большинстве случаев в семьях имеет место не система воспитания, а практическая передача жизненного опыта. Не случайна пословица: “Яблоко от яблони недалеко падает”.

    Тогда получается, что при всем желании дети, выросшие в семьях с не очень удачной судьбой не в состоянии быть успешными? Нет и еще раз нет. Можно привести множество примеров достижения успеха детьми из семей, в которых родители не отличились чем-то особенным . Так в чем тогда секрет этого успеха? А в том, что такие родители сделали максимум возможного для своих детей . И дело не во взятках или других подобных методах. Родители, желающие успеха своим детям, показывают жизненные цели и помогают в их достижении через воспитание. Только в этом случае у детей в мозгу составляется правильное восприятие мира.

    Естественный вопрос – что делать?

    Можно много говорить о системах воспитания, о необходимых действиях, но, если вы не знаете цели, к которой следует стремиться, то все ваши действия будут хаотичными, и желаемого результата вы никогда не добьетесь. Конечно же, ваш ребенок не “выпадет” на обочину жизни (вы же постараетесь!). Он (или она) станет обычным человеком. Это не хорошо и не плохо. Но вы же хотите, чтобы ваш ребенок был благодарен вам за то, что именно вы привели его к жизни, которая будет ему нравиться, в которой у него будет достаток. Так ведь?

    Для этого требуется ваше понимание перспектив. Именно ваше понимание, поскольку, чем раньше вы начнете воспитание, тем выше вероятность достижения успеха. Можно начинать и в два и в три и в четыре года. Было бы ваше желание, поскольку в этом раннем возрасте малыш еще не в состоянии самостоятельно принимать решение. И направлять его будете вы.

    Прежде, чем начинать действовать, нужно внимательно присмотреться к своему малышу. Конечно же, со стопроцентной вероятностью в возрасте 2-х – 3-х лет вы не сможете определить имеющиеся задатки. Это может проясниться позже, в процессе взросления. Но ваша внимательность может помочь начать работу над шлифованием способностей как можно раньше.

    Вот что говорит воспитатель детского сада .
    У моего воспитанника Димы (назовем его так) уже примерно в четыре года было обнаружено хорошее чувство такта . Случайно. На музыкальных занятиях. Мой совет родителям обратить на это внимание был услышан. Диму привели на занятия танцевального коллектива , который как раз набирал “мелких козявок”. Ему понравилось.

    Да, были попытки прекратить заниматься танцами. Это случилось примерно во втором классе школы, когда оказалось, что в коллективе всего два мальчика. Но усилиями родителей Дима был убежден остаться . И вот уже 10 лет как Дима танцует в полупрофессиональном коллективе. Они ездят на конкурсы и завоевывают первые призы. Коллектив для Димы теперь очень важен и будущее примерно определено .

    Определив хотя бы примерно задатки у своего ребенка, следует обратить на них особое внимание. Заниматься развитием ТОЛЬКО выбранного направления в корне не верно. Воспитывайте из своего малыша разностороннюю личность. Только в этом случае ему будет все даваться легче.

    Не настаивайте на своем . Если вам кажется, что ваш ребенок, к примеру, должен играть на скрипке, а ребенок хочет собрать машинку из конструктора, не стоит изводить ребенка скрипкой. Ваша настойчивость может только навредить.

    Если вы не видите у ребенка никаких задатков, присмотритесь к его способностям через полгода-год . Пусть сам проявит свои наклонности. Увидев же что-то, посоветуйтесь либо с воспитателем детсада, либо с учителем в школе. Через их руки прошло много детей, и они вам все расскажут о вашем ребенке. Только воспринимайте их слова правильно. Их критика чаще всего конструктивна.

    Определив расположенность вашего малыша к какому-либо направлению, почитайте вокруг него информацию о развитии и составьте индивидуальный план работы с определением цели, типа было – стало . В этом случае все ваши действия будут осмысленными, и вы будет воспитывать свое любимое дитя в нужном направлении.

    Психологические принципы

    Поскольку маленький человечек еще не имеет логического мышления, то очень важно понимать, что на первых годах жизни на первый план в воспитании выдвигаются психологические принципы . Эти принципы сформулированы не на пустом месте. Это жизненный опыт многих поколений, которому стоит доверять. Просто доверьтесь им. Старайтесь их реализовывать максимально корректно. Понятно, что не всегда это удобно, но это важно для вашего малыша.

    Как воспитывать ребенка без уважения?

    Многие подумают: как мне уважать козявку, ничего из себя не представляющую? Это заблуждение. На самом деле уже с самого раннего возраста ваш ребенок может демонстрировать свой характер . Да, он не может выразить что-то словами, но поступками вполне в состоянии. Именно в момент взросления закладываются черты характера будущего полноценного человека.

    Пример.
    Знакомая рассказала, как ее сын в возрасте 2-х – 3-х лет проявлял свой характер . Во время прогулки он вдруг разворачивался на 180 градусов и шел в обратном направлении. Мать особенно это раздражало, когда нужно было идти куда-либо ко времени, а тащить сына на себе не было возможности. Выход был найден в простом варианте. Ребенка ставили лицом в обратном направлении, он разворачивался и шел в нужном. Но родители уважали мнение своего малыша .

    Опыт показывает, что, если вы будете прислушиваться к мнению своего малыша, уважать его желания (естественно в пределах разумного), то и в будущем ваш выросший ребенок не будет комплексовать.

    Если ваш ребенок чувствует, что к его мнению прислушиваются, что окружающие уважают его желания (но без фанатизма, конечно), то он будет вести себя так же и в будущем. Обычно эгоистами становятся те, кого в детстве практически не замечали. Как известно, дети во всем копируют родителей. Если вы не хотите, чтобы в старости ребенок махнул на вас рукой, начните уважать его уже сегодня.
    Уважение часто путают с согласием. Именно в этом кроется проблема непонимания сути. Простое согласие не будет отражать ваше уважение. Вы же ради уважения не будете позволять своему малышу делать ВСЕ, что он захочет.

    Уважение отражает ваше понимание того, что вы признаете право своего малыша на его образ мышления и его действия . Естественно они не должны идти в разрез с правилами поведения в обществе.

    Говорите ребенку о том, что любите его

    Так и хочется сказать многим родителям: “Хотя бы раз в месяц говорите своему малышу, что вы его любите” . Детям, особенно в маленьком возрасте так не хватает слов любви! А ведь эти слова являются настоящей волшебной силой, способной творить чудеса. А к кому еще кроме мамы и папы малыш может прислониться в большом и неприветливом мире?

    Родительская любовь поможет развиться уверенности в себе . Похвалите своего малыша за какой-нибудь хороший поступок – он повторит его еще сотни раз. В этом и заключается путь к успеху в жизни – повторы правильных поступков.

    Обратите внимание на то, что слова любви должны сопровождаться эмоциями. Родители должны передать эмоциональное состояние любви, радости за малыша, за его успехи. Если ваши эмоции будут искренними, ребенок поверит словам.

    Уделяйте ребенку время

    Множество кружков, школа, спортивные секции – это, конечно, прекрасно сказывается на всестороннем развитии ребенка, но занимает практически все его время, да и родители после работы обычно только и мечтают о том, чтобы опустошить холодильник и лечь в постель. В итоге времени на общение практически не остается, а потом родители, опомнившись, удивляются тому, как далеки от них стали их дети.

    Дело вовсе не в переходном возрасте : если не уделять времени ребенку, он будет страдать от недостатка внимания, у него могут развиться комплексы, но чаще всего ребенок просто переключается – находит новые интересы или более близких людей .

    Если вы хотите научить ребенка строить адекватные отношения с людьми, делайте это на собственном примере. Старайтесь использовать каждую свободную минуту, чтобы поговорить с сыном или дочкой. У вас обязательно найдутся интересные, увлекательные темы для беседы!

    Предоставьте ребенку свободу

    Все родители боятся за безопасность своих детей, при этом многие опекают своих отпрысков настолько страстно, что в результате их уже 45-летние «детки» живут в отчем доме без собственной семьи, нормальной работы и цели в жизни .

    Если ребенку не предоставить достаточно места для маневров и исследований, он может стать безынициативным, боязливым человеком, которому не свойственны амбиции. Многие матери своей чрезмерной опекой не только наделяют сыновей и дочерей всевозможными недостатками, но и ломают собственное семейное гнездо, полностью забыв о том, что и мужу необходимо внимание.

    Постарайтесь давать ребенку свободу выбора и действий, при этом незаметно подстраховывая его . Когда он будет учиться ходить, стойте рядом и будьте готовы его подхватить, но не держите его до 2 лет за руку! Природой создан такой закон: люди учатся на своих ошибках. Если вы исключите возможность учиться на своем опыте из жизни вашего малыша, то он никогда не будет готов к самостоятельной жизни.

    Придерживайтесь выбранной линии

    Нельзя сегодня запрещать ребенку что-то делать, а завтра вдруг запретить, потому что у вас просто изменилось настроение. Это пагубно скажется на его отношении к вам: увидев, что вы легко меняете свое мнение, маленький человечек постарается в будущем вами манипулировать, пытаясь добиться своего.

    Если вы будете последовательны в своих запретах, то сведете к минимуму конфликты в семье. Кроме того, ребенок возьмет с вас пример: он будет рассудительным, принципиальным человеком, который всегда придерживается собственных слов и выполняет обещания.

    Воспитание ребенка – это очень длительный, сложный и многогранный процесс, который не имеет перерывов или отпусков. Будьте готовы к тому, что будет очень сложно. Главный мотиватор в этом нелегком деле – мысль о том, что все ваши сегодняшние усилия оправдаются в будущем в лице вашего чада.
    Только благодаря вашим трудам ваш ребенок сможет превратиться в ответственного, искреннего, думающего, доброго, целеустремленного человека, который любит и уважает своих родителей и ценит воспитание, которое они ему дали.

    Три направления, над которыми следует работать для достижения успеха


    Наверное, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок стал успешным и богатым в будущем. Но для этого нужно чтобы он обладал определёнными качествами характера и умениями, которые нужно развивать уже с детства . И кто как ни родители могут помочь ему в этом. Однако очень часто бывает, что именно родители виноваты в том, что у ребенка в жизни всё сложилось не так, как он хотел и поэтому он делает работу, которая ему не нравится . Такое случается, когда родители навязывают свой выбор чтобы ребенок пошёл по их стопам или когда они хотят чтобы он за них воплотил их несбывшиеся мечты. Эта главная ошибка большинства пап и мам.

    Наверное, одной из главных задач мудрых и любящих родителей является не навязывать ему свои варианты , а предоставить ему весь список вариантов, т.е. сделать так чтобы он мог сам выбрать любую дорогу и следовать по ней.

    Но как дать ему возможность, к примеру, поступить в любой вуз? Ответ достаточно логичен и прост. Нужно чтобы ребенок учился в школе на отлично, т.е. не просто имел отличные оценки, а именно знал предметы. И второе, чтобы у него было отменное здоровье. Конечно же, есть ещё и третий фактор, суть которого заключается в размере кошелька родителей, в том случае если вдруг выросший отпрыск захочет учиться в престижном учебном заведении, например, за границей.

    В любом случае начинать воплощать эти три цели в жизни стоит уже в детстве, когда ребенок только пошёл в школу . И если добиться всех этих трёх целей, то по окончанию школы выпускник, который учился на отлично и имеет хорошие спортивные показатели, а также, при необходимости и ваши денежные накопления, сможет выбрать любое высшее учебное заведение.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод что, для того, чтобы у выпускника был большой выбор дальнейшего места учёбы, он должен добиться отличных результатов в трёх областях: в учёбе, спорте и здоровье. Стремиться к этим результатам следует уже с детства, и вот несколько рекомендаций для родителей, что нужно делать, а чего не стоит.

    Нужно: с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению. Для того, чтобы он полюбил книги, родители малыша должны читать ему сказки перед сном. Как утверждают опытные педагоги и психологи, ссылаясь на свои многолетние наблюдения, те дети, которым не читали в детстве сказки, так и не смогли полюбить чтение.

    Не нужно: устанавливать строгий контроль и постоянно усаживать его за учёбу, тем самым лишая его детства. Всё должно быть в меру и по принципу: «Сделал домашнюю работу – погуляй, отдохнул – почитай!».

    Нужно: постоянно контролировать успеваемость вашего сына или дочери. И не спешить ругать ребенка, если он стал получать плохие оценки, а выяснить причину их появления.

    Если тому виной придирчивый и вредный учитель, то нужно найти с ним общий язык, а если действительно пробел в знаниях, то попытаться его устранить и объяснить ученику непонятную тему.

    Не нужно: нервничать и ругаться когда ваш малыш не понимает тему, которую вы пытаетесь ему объяснить. Возможно, вы просто неправильно объясняете, и поэтому стоит сделать это еще раз более доходчиво и спокойно или же доверить это репетитору, пока охота к этому предмету у ребенка совсем не отбита.

    Нужно: развивать кругозор малыша своими словами и в доступной форме рассказывать ему, например: «Что такое Солнце?» или «Почему наступает день и ночь?». Так как считается, что дети лучше всего усваивают информацию зрительно, то можно попытаться найти картинки или видео на интересующую тематику в интернете и продемонстрировать ему.

    Любой успешный человек должен обладать своими талантами и умениями. Так чему же ещё нужно научить ребенка, чтобы он стал умным, здоровым и успешным в будущем?

    Кроме сказанного выше следует позаботиться о его здоровье и спортивном развитии. Необходимо приучить его к регулярным утренним пробежкам, и лучше всего, если родитель будет выступать в качестве наглядного примера. О полезности таких занятий говорить, наверное, не стоит, ведь это и так всем ясно.

    Также не менее полезным могут быть и занятия на турнике. И если даже его нет у вас во дворе, то его можно установить в любой квартире вместе со шведской стенкой или отдельно. И ничего страшного, если малыш еще не может подтягиваться. В таком случае пускай просто висит на турнике в течение некоторого времени. Это поможет ему сформировать правильную осанку, предотвратить развитие искривления позвоночника, а также добиться высокого роста.

    Такой же эффект оказывает на организм и плавание. Даже если малыш не будет профессионально заниматься этим видом спорта, то так или иначе он должен уметь плавать, чтобы не бояться воды и чувствовать себя уверенней в будущем.

    И ещё одно немаловажное умение, которое может очень пригодиться ему в будущем – это умение играть в шахматы. Пожалуй, лучшей тренировки для мозга, чем игра в шахматы не найти. И если научить этому своего ребенка, то он приобретет очень развитое логическое мышление и сможет четко и быстро принимать важные решения.

    Министерство Образования Республики Саха (Якутия)

    МОУО МР «Сунтарский улус (район)»

    МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова».

    Мой успешный опыт воспитания

    (самоанализ)

    Выполнила: Данилова Анна Николаевна,

    учитель Сунтарской СОШ№1 им.А.П.Павлова

    Сунтарского района Республики Саха (Якутия)

    2014

    Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития личности - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

    В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

    Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

    Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

    Система воспитательной работы «Я нашел себя»

    Детство – важнейший период человеческой жизни. Это период развития и становления личности ребенка, когда формируются основы его мировоззрения. В мой класс дети пришли из разных классов, из разных «миров», по-разному воспринимают новую школу, учителей, одноклассников. Я постоянно задаю себе вопросы: «Как я должна строить воспитание, чтобы каждый маленький человечек в моем классе чувствовал себя комфортно, был здоров, успешно обучался и подготовился к современной жизни? Как организовать процесс воспитания, адекватный возрастным особенностям младшего школьника?». Увидеть в каждом ученике личность, его неповторимость и индивидуальность, учить доброте и честности, любить и оберегать природу, уважать мысли и чувства ребенка – что может быть лучше этой миссии на земле?

    В каждом человеке солнце, только помоги ему проявить себя, поверив в свои собственные силы. Из опыта работы знаю, что, встретив на своем пути трудности, многие ученики ищут способы их преодоления, пытаются всеми силами решить возникшую проблему, но есть и такие, которые пугаются сложности, пасуют перед ними. И поэтому я стараюсь помочь ребенку почувствовать в себе уверенность, поддерживать в их делах и начинаниях, найти то лучшее, что есть в них и стараюсь развить. Суть моей педагогической философии – воспитывать гуманную и творческую личность, стремящуюся найти себя .

    Гипотеза: если вовремя поддержать ребенка и направить его на правильный путь, то можно воспитать целеустремленного, эрудированного, самоуверенного и успешного человека с активной жизненной позицией.

    Актуальность: задача человека не затеряться в создаваемом им самим мире, не уступить, не отдать традиции, не потерять духовности и нравственности, связывающие человечество, не потерять своей индивидуальности.

    Основная цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимопомощи. На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующее:

    Желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно;

    Стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности, расширять свой кругозор,

    Потребность детей ориентироваться в своей жизни на лучшие образцы;

    Желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически здоровыми.

    Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:

      Способствовать развитию познавательных процессов.

      Поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся.

      Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

    Исходя из всего этого вышесказанного, я и выстроила свою систему воспитательной работы «Я нашел себя». Почему я выбрала эту тему? В современной социальной жизни приоритет дается формированию и развитии личности и ее социализации. Сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной, успешной личности. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным в жизни. Мечтает воспитать порядочного человека. Процесс активности, подготовки успешных людей управляем, и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы способности работы с человеком и для человека. Трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, и мечтал подобно вошедшему поговорку солдату стать генералом. Мечта об успехе, о высшем достижении и признании этого высшего достижения и естественное и общественно полезное качество. Оно естественно, поскольку только человек способен испытывать удовлетворение от признания окружающих более того способен раскрыться во всей полноте своего таланта, только в условиях такого признания.

    Пути воплощения программы в жизнь :

    Помочь найти и сформулировать цель

    Организовать жизнь

    Формировать отношение между детьми

    Создать условия развития

    Создать ситуацию успеха

    Содержание программы

    Программа разделяется на четыре этапа.

    1 этап – «Я+ты=мы» 5 класс.

    Задачи:

    1. Сплочение коллектива.

    2. формирование единого коллектива учеников, родителей.

    3. формирование навыков здорового образа жизни.

    4. формирование трудовых навыков.

    Реализация: классные часы «Мои обязанности», «Дружба», «Я и мой класс», выставка творческих работ «Мир моих интересов», творческие конкурсы, коллективные выходы.

    2 этап – «Хочу все знать!». 6-7 классы.

    Задачи:

    1.развитие познавательных интересов.

    2.помочь осознать свою индивидуальность в коллективе.

    3. развитие творческих способностей.

    4. развитие навыков самоуправления в классе.

    Реализация: система классных часов «Я познаю себя», «Я и мое хобби», «Дружба», «Моя семья» и т.д. Коллективные выходы, организация диспутов, посещение кружков, коллективные творческие дела. Организация концерта «Мы ищем таланты», выпуски стенгазет. Отчет о проделанной работе. Защита работ «Мои успехи», «Мое творчество».

    3 этап – «Целься в будущее!». 8-9 классы.

    Задачи:

    1. формирование норм ролевого поведения.

    2. интеллектуальное познание мира.

    3. профориентационная работа.

    4. формирование навыков взаимодействия с другими

    Реализация: цикл классных часов «Мои права и обязанности», «Этика и этикет», ролевые игры, встречи с другими классными коллективами, встречи с интересными людьми, защита рефератов, цикл бесед «Я - патриот», «Моя республика», «Мое село», беседы на нравственно-этические темы, выступление с защитой докладов по теме научно-исследовательской работы, деловые игры.

    4 этап. «Я нашел себя!». 10-11 классы.

    Задачи:

    1. помочь в осознанном выборе своей профессии.

    2. реализация себя во всех сферах жизни.

    3. повышение уровня ответственности, самоорганизации, самоконтроля.

    4. формирование активной жизненной позиции.

    Реализация: классные часы, диспуты «Я и мое будущее», «моя жизнь в моих руках», «Размышление о будущей профессии», встречи с интересными людьми.

    Основные направления программы :

    - В здоровом теле – здоровый дух.

    Содержание: Применение здоровьесберегающей технологии; воспитание экологической личности.

    Формы работы : участие в спортивных соревнованиях, в общешкольном туризме, выходы на природу, классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни.

    - Труд красит человека.

    Содержание: Способность к достижению успеха в материальном, моральном и личностном плане за счет правильной организации труда.

    Формы работы : ремонт класса, генеральные уборки, организация дежурства, субботники, тимуровские выходы.

    - Ученье - свет, не ученье – тьма.

    Содержание: Готовность к восприятию и пониманию учебного материала; умение извлекать информацию, анализировать ее, обобщать, использовать.

    Формы работы : участие на научно-практических конференциях, общешкольных, улусных, республиканских конкурсах, олимпиадах, исследовательские работы.

    - Каждый человек талантлив по-своему.

    Содержание: Способность принять ребенка таким, какой он есть – первый шаг к пониманию его внутреннего мира и истинных мотивов, его поступков; формировать установку на творчество, выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.

    Формы работы : обязательные творческие работы каждый год, посещение кружков, проведение литературных игр, праздников, постановка театрализованных действий, концертов и т.д.

    - Я - гражданин.

    Содержание: Воспитание смелости и справедливости в мышлении, самоотверженности при защите чести и достоинства себя самого, семьи, близких, Отчизны.

    Формы работы : классные часы, встречи, диспут, беседы.

    Моя программа будет успешно реализована, если смогу организовать интересную и разнообразную совместную работу:

      родителей класса

      учителей предметников

      социальных педагогов, психологов

      администрации школы

    Конечный результат: Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому, включающий преемственность и взаимосвязь, предполагает формирование ребенка как самостоятельной развитой личности. Такой ребенок способен успешно адаптироваться в динамичном быстро меняющемся мире. Система может научить принципам жизни.

    Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов.

    Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

    Мои дети выросли и повзрослели. Они покинули стены школы, но я верю, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, что наши отношения останутся теплыми и доверительными.

    Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми.



    Публикации по теме