Как мотивировать подростка к учебе советы психолога. Мотивирование материальными ценностями — стоит ли? Правила успешной мотивации ребенка к учебе

В тот день, когда ребенок понимает, что все взрослые несовершенны,
— он становится подростком;
в тот день, когда он прощает их, он становится взрослым;
в тот день, когда он прощает себя, он становится мудрым.
Олден Нолан

1. Собственный пример

Если вы сами постоянно учитесь и с восторгом делитесь своими открытиями, то ребенок запоминает, что это здорово. А если вы постоянно его попрекаете «я вот всю жизнь учусь, а ты неуч и позоришь меня», то ребенок запоминает, что учится – это плохо и хуже всех он сам, который не способен соответствовать требованиям родителей.

Ваши разговоры о том, где вы были, что узнали, с кем познакомились, и восторг от процесса познания мира дадут более длительный результат. Рано или поздно ваш ребенок будет делать то же самое.

2. Прививка выполнять то, что скажут, не задумываясь

Эта прививка подросткам нужна и они ее в полной мере получают ее в традиционной школе. Требования учителей не должны полностью подменять ваши отношения с сыном или дочерью. Вы не учителя, вы - родители.
Обсуждайте с вашими детьми, что иногда нужно делать то, что скажут. Полезный навык по жизни, в разумном применении.

3. Обучение не в школе

К сожалению, интересная школьная жизнь и учеба – это разные вещи. Учеба – это суперконтроль, постоянная нагрузка бессмысленными знаниями и бег по кругу от бесчисленных требований. Ноль радости и постоянный негатив от неудач.
Поэтому ищите варианты дополнительного образования. Без нудных бессмысленных домашних заданий, оценок и неподвижного молчаливого сидения за партами. Ищите тех людей, которые смогут учить ваших детей иначе, с радостью и пониманием.

4. Прививка радости от процесса познания

Родители обязаны не только контролировать и читать морали. Они обязаны уметь радоваться познанию мира и учить этому своих детей. Если не умеете – смотрите пункт 3.

Помните, если ваш ребенок получит «3» по математике и никогда не научится решать тригонометрические неравенства, то это не трагедия. Вы не станете плохими родителями поэтому. Но если вы допустите, что ваш ребенок возненавидит все, то связано с учебой, тут вы точно будете плохим родителем.

5. Поощряйте внутренние порывы

Формируйте внутреннюю мотивацию. А для этого нужно знать внутренние желания вашего ребенка и поддерживать их. Даже если они вам покажутся абсурдными. Если вы этого очень боитесь, то это ваши демоны, не навязывайте ваши собственные страхи детям. От маленьких и странных желаний вы перейдете к большим и амбициозным.

6. Прививка самостоятельности

Пусть подросток учится жить своими желаниями и отличать плохое от хорошего самостоятельно. Самостоятельность - это не вседозволенность, это ответственность за свои решения. Поэтому если подросток что-то решает, пусть и ответственность будет на нем, а не на вас.

Возражать можно и нужно в случаях, которые повлияют на здоровье вашего ребенка, могут напрямую угрожать его жизни. Тут сразу скажу, что подростки не всегда адекватно оценивают такие угрозы, им жизнь кажется бесконечной, без боли и смерти. Однако, уважаемые родители, 2 балла по химии в аттестате такой угрозой не являются. Оценка по химии – это решение вашего ребенка, за которое он в полной мере может отвечать.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

schooladmin

Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения - подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога необходимы, если оценки вашего школьника откровенно “хромают», и вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля. Многие дети во время пубертатного периода начинают терять интерес к занятиям, предпочитая проводить время в компании друзей, за компьютером, на прогулках. В силу возраста ребенок еще не способен в полной мере осознать необходимость и важность такого аспекта жизни, как достойное образование. Ваша задача как родителя:

  1. Обрисовать все плюсы, которые приносит хорошая учеба.
  2. Выявить интересы и увлечения вашего ребенка.
  3. Привить любовь к учебе. Вообще-то над этим пунктом надо работать, начиная с первого класса, а то и раньше.

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

  1. Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
  2. Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени. Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе. Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
  3. Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
  4. Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
  5. Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
  6. Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы

Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.

Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

  • уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;
  • договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;
  • выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;
  • обсудите какое значение имеет образование и школа;
  • ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;
  • поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;
  • узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите;
    не зацикливайтесь на плохих оценках;
  • поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;
  • при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;
  • обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;
  • установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);
  • по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);
  • отслеживайте результаты учебы;
  • установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;
  • не предъявляйте чрезмерных требований;
  • не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка;
    просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Сколько бы вы разговоров не разговаривали про учебу, но похвала важнее

Ради чего учатся наши дети? Чтобы узнать закон Ома или отличать причастие от деепричастия? Нет! Сто лет им не нужны эти законы. Они учатся ради родительской признательности и похвалы. Они хотят твердо знать: папа и мама гордятся мной, я их не подведу.

Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. Это сделает учебу притягательной и круг интересов все время будет расширяться. И крайне важно не делать из учебы своеобразный культ. В жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение. Только искренним участием можно мотивировать подростка на учебу. Советы психолога, которые вы узнали, и ваше горячее желание превратить своего ребенка в отличника помогут разобраться непростом деле.


Если подростки перестают интересоваться окружающей действительностью, теряют интерес к своим увлечениям, игнорируют учебу, то им требуется психологическая поддержка. Мотивация подростков позволит направить их внимание и силы в правильное русло.

Очень часто родители подростков жалуются, что их дети резко меняются - становятся безразличными, избегают разговоров и ленятся выполнять даже самую простую домашнюю работу, не говоря уже о заданиях в школе. Подобное поведение настораживает и даже пугает взрослых. А если подросток не только уклоняется от объяснений, но и заявляет, что ему ничего не нужно, его родители могут растеряться. Мотивация подростков позволит изменить ситуацию или даже предотвратить подобные проблемы. Путем использования стимулов , которые побуждают действовать в том или ином направлении, можно возродить в подростке интерес к жизни.

Апатия, отсутствие целей - в жизни большинства подростков явления временные. Они возникают потому, что подростки не идентифицируют себя с детьми, а чувствуют взрослыми, однако видят, что окружающие не поддерживают подобный взгляд. Они начинают протестовать против других людей, пытаясь быть равнодушными. Родители должны прийти на помощь своим детям и показать выход из ситуации, узнав, какая мотивация подростков пойдет на пользу .

Мотивация подростков может отсутствовать в 3 случаях :

  • в результате размышлений о себе и своем месте в жизни, которые даются нелегко и порождают в глубине души множество переживаний;
  • в качестве последствия родительской навязчивости, когда невозможно стремиться к своей мечте, поскольку другие ее не воспринимают;
  • из-за низкого уровня самосознания, возникшего благодаря неправильному воспитанию и недостатку родительского внимания.

Каждый из них требует отдельного подхода, и мотивация подростков будет отличаться. Однако она всегда будет основываться на следующих моментах .

Как мотивировать подростков

Практически все подростки считают, что их несправедливо называют детьми и считают недостаточно взрослыми. Именно это их качество можно использовать для решения проблемы. Родители должны показать пример того, что зрелость - это ответственность, самостоятельность , а не вредные привычки и ничегонеделание. Но прибегать при этом к упрекам не стоит, ведь они будут иметь прямо противоположный эффект.

Для подростков очень важен авторитет среди сверстников . Но только получить его бывает нелегко. И от родителей, близких для них людей зависит, какие ценности они будут воспринимать в качестве похвальных. Желательно мотивировать подростков на самореализацию путем развития своей личности. Если правильно подать самые простые истины или знания, можно достичь значительных результатов.

Инициатива - это качество лидера. Тот, кому она принадлежит, чувствует свою важную роль, обязанности и ответственность. Необходимо поддерживать начинания подростков, поощрять их желания. Ни в коем случае нельзя отнимать у них эти возможности. Нередко родители замечают меланхолическое настроение своего ребенка и начинают его критиковать, указывать ему, что и как делать. Они управляют им, а значит, не позволяют самому решать за себя. И в этом кроется самая большая ошибка. позволит выяснить причину состояния подростков. Даже у бунтарей есть те чувства и соображения, поняв которые, можно изменить их отношение к миру.

Хорошей мотивацией для выполнения домашних заданий станет материальное вознаграждение . Таким образом подростки получают первый опыт работы за деньги, на которой строится жизнь взрослого человека.

Правильная мотивация подростков становится нелегким заданием для их родителей. Последним придется проявить максимум терпимости и понимания именно в этот период развития их ребенка.

Теги: ,

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Оптимальный режим учебы для подростка – сочетание самостоятельных и групповых занятий

Переходный возраст, трудный подросток – эти слова, как заклинания, повторяют родители и учителя, подразумевая, что «надо просто переждать, пережить, само рассосется». Спорный посыл, однако само признание этого периода как особенного – уже огромный прогресс на сегодняшний день. Еще совсем недавно новые потребности взрослеющей личности считали просто причудами и отмахивались от них, не вникая в суть.

В отношении к подросткам взрослые впадают то в одну, то в другую крайность. То считают их по-прежнему маленькими детьми, не перестраиваясь в общении, и требуют беспрекословного подчинения. То, наоборот, относятся к ним с излишним трепетом, боятся лишний раз побеспокоить, ограничить свободу, как будто этот в период развития человек обретает какие-то сакральные свойства. При всем различии подходов их результат отрицательный: в первом случае родители получают бунт, тотальное отрицание и игнорирование требований, во втором – такое же пренебрежение обычными обязанностями, но с осознанием полного права на такую позицию. Истина, как это обычно бывает, находится посередине.

Чтобы заинтересовать подростка учебой, она должна быть не целью, но средством – способом повышения авторитета среди сверстников.

В переходном возрасте внутренние проблемы подростка, связанные со становлением его личности, поиском себя, своего места в жизни, накладываются на возросшие требования к нему от социума, прежде всего – в школе. И если до этого ребенок стремился «быть хорошим», что означало стараться выполнять все задания, получать хорошие отметки, по возможности демонстрировать хорошее поведение, то теперь те же действия вызывают у него внутреннее отторжение. Ведь в своих глазах он уже не ребенок, а взрослый, а общепринятые паттерны поведения остаются теми же. В итоге школьная программа усложняется, но из-за неприятия самой формы подачи и проверки знаний внимания учебе уделяется меньше, чем следовало бы.

Проблемы подростков в школе зачастую вообще никак не связаны с учебой. Гораздо больше их волнует признание сверстников, получение нового социального опыта, принадлежность к значимой для них группе и поиск своего места в ней. Значит, чтобы заинтересовать подростка учебой, она должна быть не целью, но средством – способом получения лидирующей позиции в группе, повышения авторитета среди сверстников. Как сместить фокус, учитывая все особенности подросткового возраста, подробнее в данной статье.

Истоки проблем переходного возраста

Основные проблемы подростков обусловлены не столько архаичностью школьной системы, сколько внутренними причинами развития каждой личности в отдельности. В переходный возраст каждый человек входит по своему личному графику, поскольку на это влияют комплексно и физиология, и психология, и социальный опыт, и стиль общения в семье, интеллектуальное и психическое развитие.

У девочек процесс взросления начинается в среднем на два года раньше, чем у мальчиков – с 9 до 14 лет, что сопровождается в том числе физиологическими изменениями. (Возможно, по этой причине раздельное обучение показывало лучшие результаты по сравнению с совместным.) Этот разрыв уже приводит к разделению в классе: девочки обосабливаются, они ориентируются на мнение старшеклассников, а своих сверстников не воспринимают как авторитет. Мальчики остаются в агрессивно-оборонительной позиции и стараются оградить свой круг интересов от насмешек женской половины класса. Как видим, минимум один конфликт уже заложен объективной разницей в скорости полового созревания.

Для каждого подростка и для всей его группы на первом месте оказывается именно вопрос внешней привлекательности, соответствия взрослым стандартам, умение справляться со своим меняющимся телом.

Взрослый снаружи – ребенок внутри: у подростков учебный материал лучше всего усваивается в игровой форме.

«Некрасивый, но умный» – вообще не аргумент в этом возрасте. Поэтому критически важна для успехов в учебе личность и внешность учителя, этот предмет преподающего. Если с модельными параметрами и харизмой учителя не повезло, а предмет действительно важен для будущего вашего взрослеющего ребенка – надо искать альтернативу вне школы.

Еще одно важное следствие физиологических изменений – психическая нестабильность, обусловленная активными выбросами гормонов. Перепады настроения, проблемы со сном, повышенный уровень тревожности, раздражительность – все это свойственно не только девочкам (у которых эти признаки могут служить симптомами ПМС), но и мальчикам. Все эмоции и чувства проживаются с намного большей интенсивностью, чем у взрослых.

По яркости переживаний и потребности в частой смене впечатлений подростки приближаются к младшим школьникам. Обратите внимание, что многие учебники по английскому языку для подростков изданий Oxford или Cambridge учитывают эту особенность, включая в объяснение сложного материала веселые комиксы, крупноформатные фото, предлагая обучающее видео. Целостная, синкретичная подача материала намного больше способствует запоминанию, чем сухая зубрежка.

Растущий организм также постоянно нуждается в движении. Усадить за учебники особенно сложно, поэтому занятия спортом в этом возрасте важны для поддержания тонуса – и не только мышечного. Чередование физических и интеллектуальных упражнений помогает справиться с потребностями организма и требованиями школьной программы одновременно. Прослушивание обучающих лекций онлайн можно совместить с занятиями на домашних тренажерах или с прогулкой по парку (если там есть WiFi) – большое преимущество по сравнению с академической формой подачи материала.

В отношении к учебе для подростка критически важно, как на него будут смотреть его сверстники. Исследования ученых показали, что у подростка активизируются определенные участки мозга и соответственно меняется поведение в зависимости от того, видят его потенциально значимые для него люди или нет.

  • Умение выполнять задания и прослушивать лекции, не отвлекаясь, гораздо проще тренировать в отсутствие сверстников.
  • Именно опыт переходного возраста во многом определяет то, чем будет заниматься человек в своей жизни, в каком направлении развиваться.

Мозг подростка: возрастные изменения и отношение к учебе

Чтобы помочь подростку справиться с трудностями переходного возраста и выйти из него с минимальными потерями, а еще лучше – с новыми приобретениями и взрослым подходом к жизни, желательно иметь целостную картину изменений, происходящих в его нервной системе и особенно – в деятельности мозга.

Для развития подростка важен баланс индивидуальных и коллективных занятий, двигательной и умственной активности.

Во время взросления претерпевают изменения все отделы мозга, начиная со стволовой части или мозга рептилии, регулирующей протекание основных физиологических процессов, далее лимбическая система мозга, отвечающая за гормональный контроль, автоматические (бессознательные) эмоциональные реакции, память, чувства и ощущения; и, наконец, самые важные для успехов в учебе перемены происходят в неокортексе – коре головного мозга, отвечающей за мыслительные процессы: рациональное и аналитическое мышление, планирование, воображение, речь, условные рефлексы.

В подростковом возрасте происходит активный рост и трансформация всех отделов, кроме того, устанавливаются новые связи, а неиспользуемые наоборот – отсекаются. Например, в эксперименте, где подростку говорили, что при включении огонька аппарата МРТ за ним через видеокамеру наблюдает сверстник его пола, поведение подростка становилось более неловким в момент «включения камеры» (которой по факту не было). При этом аппаратура фиксировала импульс, ведущий от стриатума, отвечающего за мотивацию и целеустремленность, к префронтальной области коры головного мозга, отвечающей за кратковременную память, простые мыслительные процессы (дифференциацию и интеграцию мотивов, явлений и понятий), эмоциональную реакцию, волевой контроль, концентрацию на действиях.

Мозг подростка претерпевает изменения на всех уровнях:

  • стволовая часть мозга (мозг рептилии) – гормональная перестройка, рост организма;
  • лимбическая система мозга – новые эмоции и чувства, мотивация;
  • неокортекс (кора головного мозга) – мыслительные процессы, воображение, воля.

Получается, что для подростка оптимальный режим обучения – когда он воспринимает новую информацию в своем комфортном темпе (который индивидуален и зависит от его физического состояния в данный момент времени), лучше всего – наедине, не отвлекаясь на сверстников. А вот актуализация новых знаний, превращение их в навыки, тренировка в выполнении заданий уже лучше всего проходит со сверстниками одного пола на соревновательной основе – когда активизируются все участки головного мозга и в совместной работе устанавливаются новые связи, плюс эмоциональная наполненность этой деятельности способствует запоминанию (именно в долговременной памяти).

Если описать процессы, происходящие в мозгу взрослеющего человека, двумя словами, то это – полное переформатирование. Массированные атаки гормонов, новый социальный опыт, внутренние потребности и требования окружающих – все это радикально меняет ландшафт. Импульсы нервных волокон ускоряются (процесс называется миелинизацией), при этом нервные связи и окончания, что организм не счел основными, обрезаются (синаптический прунинг) или перенаправляются к другим магистралям. Одновременно происходит самое масштабное разрастание новых связей и центров в коре головного мозга (спраутинг) – другого такого периода в жизни человека нет.

Следовательно, при всей сложности самого процесса обучения в подростковом возрасте, именно этот период определяет то, чем будет заниматься человек в своей жизни, в каком направлении развиваться. Желательно помимо школьной нагрузки максимально попробовать различные виды деятельности – ощутить на кончиках пальцев склонность к той или иной профессии (подробнее о профориентации).

Психологи отмечают, что если в этот период подросток много играет в видеоигры, то, возможно, он станет хорошим пилотом, однако карьеру бухгалтера ли ученого вряд ли сделает. Клоун класса имеет все шансы стать преуспевающим менеджером по продажам, тогда как президент класса или школы уже в это время получит и отработает навыки менеджмента, которые пригодятся в бизнесе и любых управленческих процессах. В это же время закладываются основы внутреннего конфликта и склонности к зависимостям – фильмы с насилием, наркотики, виртуальные приключения оставляют неизгладимый след в психике и нервных связях.

Впечатления, полученные в этом возрасте, такие же яркие, как в детстве, восприятие настолько же обострено, скорость реакции меняется от максимально быстрой до полной заторможенности – в зависимости от заинтересованности предметом.

В поисках идентичности: как помочь подростку справиться с собой

Выйдя из детства, личность подростка пребывает в постоянном поиске себя, примеряя все новые и новые роли. Состояние внутренней растерянности маскируется внешней самоуверенностью, однако его взрослый вид еще не означает, что подростку не нужна ваша помощь.

Справиться с такими глобальными изменениями, в короткий срок произошедшими в социальном окружении, в школьной жизни, в собственном организме, было бы непросто даже взрослому человеку при всем его жизненном опыте. «Кто я? Чего я хочу? Куда стремиться?» – эти вопросы волнуют каждого подростка. Выполнение ежедневных рутинных обязанностей оправданы для него только в том случае, если ведут к значимой в его глазах цели.

Система ценностей выстраивается уже не семьей, но группой сверстников. Если родители хотят как-то повлиять на формирование личности взрослеющего ребенка, то начинать стоит с поиска достойной, по их мнению, компании, объединенной общими интересами. Дополнительные занятия, хобби, командный спорт – все это важнейшие факторы воспитания, работающие лучше всяких слов.

Абсолютная свобода для подростка так же вредна, как и тотальный контроль и запреты. Задача родителей и старших – найти баланс между разумными ограничениями и потребностью формирующейся личности в самоутверждении, в выражении протеста и отстаивании своего мнения. Образно говоря, лучше предоставить человеку выбор, как провести выходной, при условии, что он вернется домой в оговоренное время, чем после часу ночи обзванивать близких и дальних знакомых в поисках загулявшего чада.

Роль родителей и учителей – в создании пространства для творчества, в предоставлении возможностей для реализации. Освоение новых территорий необходимо, но под ненавязчивым наблюдением. Подросток примеряет разные идентичности, пробует в действии то одно, то другое «Я», и во многом от чуткости ближнего окружения зависит, на каком варианте он в итоге остановится. Такие рекомендации дает родителям в своей публикации на сайте Psychology Today доктор Роберт Дж. Хедайя (Robert J. Hedaya).

Склонность к неоправданному риску – еще одна особенность переходного возраста. Даже создание идеальных условий для развития не может на 100% застраховать от несчастных случаев и необдуманных поступков. Винить в чем-то самого подростка довольно сложно: все дело в том, что у него еще не сформирована префронтальная кора головного мозга, отвечающая в том числе и за осознание последствий своих действий, самоконтроль, способность планировать. Окончательно формируется эта область примерно к 21 году (у мужчин, у девушек раньше) – естественно, откладывать начало самостоятельной жизни до этой даты никто не будет. Выход – выстраивание понятных и логичных договорных отношений, при которых взрослеющую личность предупреждают о необходимости компенсировать последствия действий, приведших к нанесению ущерба.

Главные компоненты самодисциплины у подростка:

  • концентрация;
  • доведение дела до конца;
  • постоянство;
  • обязательность.

Самодисциплина – лучший способ повысить самооценку!

Если ничего не предпринимать и не ограничивать, то придется смириться с тем, что ситуацией управляет личность, принимающая решения в результате внезапного эмоционального импульса, не связанного с какой-либо логикой. Лимбическая система головного мозга, отвечающая за эмоции, привязанность, влечение и размножение, оценку смыслов и фактологическую память, является более древней и вместе с стволом мозга, или мозгом рептилий, в принципе обеспечивает человеку выживание . Особенно, если такой человек достаточно защищен от воздействия внешних факторов и огражден от социума – в том числе от общения с такими же незрелыми личностями.

Однако о каком-то развитии и выходе в самостоятельное плавание в данном случае говорить не приходится. Без навыков абстрактного мышления, умения самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия человек остается подростком независимо от того, сколько ему лет по паспорту. При этом счастливым такому человеку стать сложно – справиться со своими импульсами самостоятельно он не может, объяснить их появление тоже, социум не готов играть роль няньки и старается избегать контактов с незрелой личностью по причине непредсказуемости в общении и ненадежности в деловых отношениях.?

Онлайн-образование и переходный возраст

Одним из инструментов формирования взрослого отношения к жизни является обучение онлайн, требующее от подростка мотивированности, волевых усилий, умения планировать свой график для прослушивания лекций и выполнения заданий, самоконтроля. Концентрация на выполнении того или иного действия, нацеленность на результат – это и свойства развитой префронтальной области головного мозга, и способ ее развития одновременно. Умение выполнять задания и прослушивать лекции, не отвлекаясь, гораздо проще тренировать без присутствия сверстников. При этом делиться полученными наработками, конечно же, лучше с одногодками – как и отрабатывать новые умения, применять знания на практике. Когда новая информация только усваивается, она записывается на грифельную доску краткосрочной памяти – и для этого желательны тишина и сосредоточение, поскольку работает префронтальная область мозга. Уже полученную информацию лучше отрабатывать совместно со сверстниками – тогда подключается лимбическая система мозга, с ее эмоциональностью и способностью складировать данные в долгосрочную память.

Истоки проблем подростков в школе:

  • учителя по-прежнему относятся как к детям;
  • школьная программа не помогает ответить на вопросы «Кто я?» «Какое мое место в жизни?»;
  • школьная деятельность не связана с запросами взрослой жизни;
  • на первом месте для подростка – самоутверждение среди сверстников, оценки – на втором.

Таким образом идеальным для подростка является сочетание онлайн- и офлайн-методов обучения. И, конечно, для лучшего результата необходимо безотлагательное применение знаний на практике – своеобразное проживание новой роли (на этом принципе построена знаменитая Kidzania). Конечно, с академическими знаниями школьной программы это сложнее, но можно, например, пройти пробный тест ЗНО, чтобы оценить свой уровень знаний по предмету и понять, что еще можно улучшить или подтянуть.

Особенность современного обучения в том, что простое складирование знаний уже не имеет смысла – ведь всегда есть онлайн-справочники и базы данных для получения нужной информации. При этом особое значение приобретают умения человека оперировать этой информацией, выстраивать иерархии и объединения, формировать концепции, находить креативные решения даже тривиальных задач. Также важно адекватно коммуницировать в социуме, создавать новые связи и выстраивать систему контактов. Все это требует развитой префронтальной области головного мозга, так что без математики, лингвистики, философии и других наук, развивающих логическое мышление, не обойтись.

Один из вариантов дополнения школьной программы и плотного графика внеклассных занятий – школа онлайн , предоставляющая доступ к лучшим преподавателям и методикам. Подготовка к ЗНО с использованием предзаписанных видеолекций и тестовых заданий онлайн – хорошо зарекомендовавший себя на практике способ избавиться от пробелов в программе по выбранному предмету, натренировать умение проходить тесты, систематизировать все знания, полученные с 5 по 11 класс. При условии регулярных и даже не очень длительных занятий (онлайн-лекция длится всего 20 минут), можно спокойно и без лишней спешки подготовиться к самому сложному и ответственному экзамену – внешнему независимому оцениванию.

Непрерывное образование помогает адаптироваться к меняющемуся миру, сглаживать острые углы и противоречия, возникающие в социуме вследствие конфликтов интересов. При этом онлайн-формат обучения не только предоставляет доступ к преподавателю независимо от его местонахождения, не только экономит время и средства на дорогу, но и сам по себе становится инструментом воспитания волевых качеств и развития мыслительных способностей.



Публикации по теме