Методичка: Эмоционально личностное развитие детей дошкольного возраста. Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций

Научно - методическая разработка

Цель: формирование доброжелательного поведения у детей старшего дошкольного возраста, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Введение

1.Актуальность темы
2. Содержание работы:
- проблема
- цель, задачи
- методы
- результаты работы
- перспектива на будущее
3. Список литературы

Приложение

1.Диагностика
2. Перспективный план
3. Конспекты занятий
4. Упражнения
5. Советы родителям

Введение

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С.И. Семенака, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, д.Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОУ и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я».
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально – аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной специалистами.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: « От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность личности регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.
Актуальность темы:
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и яярки, но очень ситуативны и неустойчивы. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Эмоции младших дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают длительными.
На протяжении дошкольго детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинной заботы о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его огорчает порицание.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык эмоций» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа, с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам сформировываются некотрые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.
Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязанияв первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.
Осваивая социальное пространство – условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка. По мере её развития проявляется возможность оценивать не только определённые поступки ребёнка, но и его поведение в целом.
В условиях ДОУ у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих и переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и в общении со сверстниками простроить свой образ, структуру «Я». Этот процесс сопровождается отделением себя и своей деятельности от взрослого и детей.
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на эмоционально – личностное развитие ребенка в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование адекватной самооценки ребёнка, развивает его эмолциональную произвольность, с другой стороны – учит конструктивным способам управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Проблема, цель и задачи.
Одно из главных стремлений ребёнка в дошкольном возрасте – стремление к овладению телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими. У него бурно развивается речь, которая здесь несёт не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную. Ребёнок учится принятым позитивным формам общения. Общение со взрослыми можно разделить в соответствии с его параметрами на ряд категорий.
Содержание потребности в общении:
1. потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет)
2. потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию (5-6 лет)
Ведущий мотив общения:
1. познавательный – взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнёр по обсуждению причины связи (4-5 лет)
2. личностный – взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение в общем развитии ребёнка данной формы общения:
1. первичное проникновение в суть явлений окружающего мира, развитие наглядных форм мышлений (4-5 лет)
2. приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к дискурсивному мышлению(5-6 лет).
Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребёнка, имеющая и сходства с его общением со взрослыми, и свои отличия. Оно складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребёнок взаимодействует со старшими партнёрами, ведь законы общения едины для вех людей независимо от их возраста.
Особое место в общении детей дошкольного возраста начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Общение детей в этот период показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин.
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Гнев, злоба как формы проявления агрессивности разрушают общество. Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в поведении агрессивных тенденций, позволяет выделить общий компанент – насилие. Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия, которая по мнению В.А.Ситарова и В.Г. Маралова, выражается в ненасильственных действиях, усиливающие позитивные намерения другой стороны.
Современное семейное воспитание детей дошкольного возраста часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В.Н. Мясищева, «эмоциональным заболеванием» личности. Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах.
Родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. Об ошибках семейного воспитания говорит семейная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребёнка эмоциональное самовыфражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения.
Работу по эмоционально-личностному развитию своих детей я начала, когда они посещали среднюю группу детского сада. Перед началом работы провела наблюдение за поведением и общением детей в группе и обнаружила, что некоторые дети не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции. Тогда поставила перед собой цель – развитие доброжелательных отношений у детей. Эта работа по развитию детей дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Но на этом мы не остановились, с каждым годом с различными видами деятельности и упражнениями всячески старались развиваться. Ведь впереди их ждет самое сложное занятие – подготовка к школе, где им потребуется развитие произвольного внимания и произвольного запоминания.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила заняться этой проблемой и поставила перед собой цель – эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками. Для выполнения своей цели я выделила следующие задачи:



Приемы и методы
На основе этих задач составлен перспективный план (см. Приложение).
Для работы по эмоционально-личностному развитию детей 5-7 лет в условиях социально одобряемых форм поведения я использовала коррекционно-развивающую программу, получившую название «Уроки добра» С.И. Семенака. В настоящий момент разработанно 21 занятие, в процессе которых решала ряд важных задач:
? раскрытие сущности полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
? знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
? учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
? учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации;

В соответствии с поставленными задачами занятия построены в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий я использовала игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И. Чистякова, Н.Л. Кряжева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) и зарубежной литераруре, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов я использовала:
Имитационные игры;
Социально-поведенческий тренинг;
Психогимнастика;
Чтение и обсуждение художественных произведений;
Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
дискуссии
Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
Примеры выражения своегшо эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Обработку необходимых поведенческих навыков я осуществляла через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приёмов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:
1. Первая группа занятий предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуацию для применения полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам.
2. Вторая группа занятий напрвлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.
3. В третьей группе занятий акцент сделан на формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни. В решении этой задачи поможет использование на занятии «Волшебной книги», в которую взрослый записывает после обсуждения добрые поступки детей как на занятии, так и в повседневной жизни.

Для поддержания интереса к занятиям я испоьзовала сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида), детям волшебники дарят сказочную тарелочку, с помощью которой неожиданно появляются разнообразные объекты.
Поведенческие навыки я обрабатывала с помощью разнообразных приёмов, указанных ранее. Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятии не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для самовыражения ребёнка на каждом занятии я использовала рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приёмов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие я заканчивала либо прослушиванием приятной музыки, исполнением весёлых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Результаты работы
Эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду. Изучив прогамму С.И. Семенака, сравнивая свой личный опыт, приходишь к выводу: работать над развитием эмоций и личности ребёнка в целом нужно не только на занятиях «Уроки добра», но и на остальных занятиях, в обычном общении с детьми. Нужно помнить, что главные принципы нашей педагогики строятся на трёх китах: любовь, понимание, объяснение.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как понять своих детей, их поступки. На очередном родительском собрании, я отметила, что один из показателей эмоционального развития ребенка – это понимание и поддержка детей их родителями, в чем особо помогает общение и взаимодействие. Мною были предложены различные занятия и упражнения, для совместной деятельности родителей и детей, с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов…Они заинтересовались и вместе с детьми начали творить чудеса, принимали участия в выставках «Эти забавные сучки и веточки», «Весёлые снеговики», «Жизнь пуговиц»…После проводимых занятий, игр, как мной, так и родителями были замечены улучшения во взаимопонимании между взрослыми и детьми, что благоприятно повлияло и на общение между детьми. Если, проведенное в октябре 2007 г. обследование общения между сверстниками, показало следующие результаты: в поведении детей присутсвуют агрессивные тенденции, не способность сдерживать нежелательные эмоции; то недавнее наблюдение показало исчезновение агрессивности и преобладание в общении доброжелательности, проявление способности сдерживать нежелательные эмоции, изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок), сформированность эмпатийного поведения детей. Если, проведенная в октябре 2007 г. диагностика выявила преобладание средней поведенческой активности (92%), которая показала следующие результаты: 44% - (+Д-положительное доминирование) , 12% - (-П – отрицательное доминирование), 32% - (+П – положительное подчинение), 12% - (-П – отрицательное подчинение); тогда спустя некоторое время я вторично провела диагностику, результаты говорят сами за себя: высокий уровень поведенческой активности – 52%, а средний уровень – 48%.(+Д) - 52 %; (-Д) - 0% ; (+П) – 40%; (-П) – 8%.
Вывод: работа по эмоционально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Дети почувствовали уверенность в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика руки, аккуратность, фантазия сформировались произольное внимание, образное мышление…
Через проведенные занятия и упражнения я решила сразу несколько задач:
1. создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
2. осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
3. развитие навыков совместной деятельности, общения;
Свою работу я люблю и считаю очень нужной. Нужной прежде всего детям. Потому что человек получает самый большой объём информации по освоению социального пространства, определение в нем своего места и положения, самопознания именно в детском возрасте. Поэтому я чувствую ответственность за воспитание и развитие своих детей и стараюсь помочь им в контактировании и взаимодействии друг с другом и окружающими.
Перспектива на будущее
Эмоционально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизни – к лучшей адаптации в школе. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации для коллег о важности, выбранной мной темы «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»; подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический материал.

Список литературы
1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития ребёнка. М.: Изд. МГУ, 1990.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз,1997.
3. Кашапов Раиль. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 320 с.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
5. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
6. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольников и младшего школьного возраста. – Спб.: НО и Комплект, 1995.
7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
8. Лаврентьева Г,П, Культура общения дошкольников. – Киев, 1988.
9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо,2005. –896 С.
10. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
11. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М.,1997.
12. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребёнок. Журнал «Обуч», 1996, №4.
13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. – М., 1990.
15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2002. – 384 с.
16. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 255 с.

Управление образования г. Усинска МДОУ № 22
Одношивкина О.А.


Российский Государственный Социальный Университет

Курсовая работа

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Научный руководитель:

старший преподаватель

Е.А.Максудова

« » 2006г.

Исполнитель:

студент 2 курса

Е.Н.Галкина

« » 2006 г.

Москва 2006

    Введение…………………………………………………………3

    Воспитание эмоций и чувств у дошкольника:

1)Эмоции и воспитательный процесс……………………………………5

2)Развитие эмоций в деятельности………………………………………8

3)Значение эмоций……………………………………………………….13

    Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста:

1)Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка……………………………………………………………………18

2)Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов…………………………………………………………………...23

    Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка………………………………………………………….27

    Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника…………………………………………………...31

    Заключение……………………………………………………..37

    Список литературы…………………………………………….39

Введение.

Дошкольное воспитание как первое звено общей системы народного образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укрепления здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле слова, которое заключается в усвоении общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.

Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения и характеризующееся системным соподчинением мотивов деятельности ребенка. Вопрос о мотивах деятельности и поведения дошкольника – это вопрос о том, что конкретно побуждает ту или иную деятельность или поступок ребенка.

Развитие мотивов тесно связано с развитием эмоций. Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов отдельных видов деятельности, так и в формировании новых мотивов более высокого уровня, таких как познавательный, нравственный, трудовой и др. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Однако со стороны родителей и педагогов прохождению этапов эмоционального развития, как правило, не уделяется большого внимания.

Объект исследования: социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Цель исследования: показать формирование необходимых механизмов эмоциональной регуляции поведения в дошкольном возрасте.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:

    Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

    изучение воспитания эмоций и чувств у дошкольника;

    изучение развития мотивационной сферы детей дошкольного возраста;

    изучение роли семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка;

    изучение значения игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника.

Воспитание эмоций и чувств

у дошкольника.

Эмоции и воспитательный процесс.

С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний, но и к развитию способностей, формированию необходимых качеств детской личности. Для полноценного развития дошкольника особенно важна целенаправленность педагогического процесса.

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей: если они много занимаются сидя, мало двигаются и играют на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.

Умственное воспитание призвано обеспечить не только усвоение суммы знаний и умений, но и планомерное формирование познавательных способностей ребенка.

Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста тесно связано с проблемой подготовки к школьному обучению. Современные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем предполагалось ранее.

Эффективность самого обучения (в узком смысле этого слова) в большей мере зависит от того, как ребенок эмоционально относится к обучающему, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления существенно влияют не только на уровень интеллектуального развития ребенка, но и более широко – на его умственную активность и даже на творческие способности.

Поэтому, рассматривая уровень подготовленности ребенка к школьному обучению, прежде всего, имеется в виду его личностная готовность как единство его интеллектуальных качеств с активным эмоциональным отношением к окружающим.

Важное место в дошкольной педагогике занимает художественное воспитание , оказывающее влияние не только на эстетическое, но и на умственное и нравственное воспитание ребенка.

Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с раннего детства. Дети слушают и рассказывают сказки, читают стихи, поют и танцуют. Даже у детей младшего возраста такого рода исполнение вызывает эмоциональные переживания разной степени выраженности и длительности. В дальнейшем проявление эмоций детей становится все более многообразным: и характер возникающих у ребенка образов (музыкальных, литературных, графических), и отношение к персонажам сказок и рассказов, и сама исполнительная деятельность (танец, песня, рассказывание) – все проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный социальный опыт и развивает его.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста – существенная и вместе с тем трудная.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения.

Однако только знания моральных требований еще не достаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Если родители и воспитатели с помощью морализирующих бесед уделяют внимание лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих.

Чтобы предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. Важно, чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Он знает, что надо помогать малышам, и активно делает это; он понимает, что плохо быть грубым и сам восстает против грубости других и т.д.

Для обеспечения подлинно всестороннего и гармоничного развития детской личности необходимо более тесно, более органично связать физическое воспитание ребенка с умственным, умственное с нравственным, нравственное с эстетическим и т.п. Центральным звеном всей этой системы является нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности, единства слова и дела.

Нет сомнения в том, что трудовое воспитание надо начинать уже в дошкольном детстве.

Важно, чтобы любое практическое задание, предложенное дошкольнику, не было самоцелью, а способствовало формированию у малышей начал трудолюбия, уважения к труду взрослых, готовности и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать у ребенка такие качества, следует воздействовать не только на знания и умения, но и на его эмоциональную сферу.

Развитие эмоций в деятельности.

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития , ...

  • Нравственное развитие детей дошкольного возраста в современной психологии

    Реферат >> Психология

    Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте 14 3 Факторы, влияющие на нравственное развитие детей дошкольного возраста 23 ... Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально -личностного развития детей . М.: ТЦ СФЕРА, 2007. Леонтьев...

  • Влияние национального воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология

    Воспитания в семье на развитие детей дошкольного возраста» Выполнила: студентка 2-го курса... детей относятся к эмоционально благополучным (дети старшего дошкольного возраста ), и 50% относятся к эмоционально неблагополучным (дети младшего дошкольного возраста ...

  • Особенности психокогнетивного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

    Курсовая работа >> Психология

    Психокогнетивного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Объект – особенности умственной отсталости детей дошкольного возраста . Предмет – психологическое развитие детей дошкольного возраста с умственной...

  • Эмоциональная и интеллектуальная сферы тесно связаны. От их взаимодействия зависит успех человека в самых разных жизненных ситуациях. Эмоции могут как ускорять мыслительный процесс, так и замедлять его. Именно поэтому в наши дни все более пристальное внимание уделяется такому аспекту как эмоционально-личностное развитие ребенка, когда он находится в дошкольном возрасте. Сейчас подрастающий человечек только учится

    • выражать свои эмоции
    • понимать чувства других людей
    • познавать себя
    • выражать свои мысли не только при помощи слов, но также жестов, мимики

    И очень важно ему в этом помочь. К тому же развитие эмоционального мира детей сильно зависит от того, какая обстановка царит в его семье. Психологический комфорт дома способствует правильному личностному развитию малыша. При его отсутствии, напротив, это развитие может замедлиться, ему будет сложно общаться с другими людьми из-за неумения это делать или из-за недоверия к ним и к окружающему миру в целом. И наоборот, если ребенок не умеет общаться, то и остальные не будут гореть желанием это делать по отношению к нему. Также стоит отметить, что такие детки плохо переносят как физические, так и умственные нагрузки. Поэтому следует всегда помнить, что эмоциональное развитие ребенка в семье очень важно. Теперь ваши отношения с мужем касаются не только вас двоих, но и малыша и могут повлиять на то, как будут складываться его межличностные отношения с людьми.

    Ребенку пока еще сложно понять, какие именно эмоции он испытывает, хорошо это или плохо, как их выражать. Можете играть с ним в такую игру: он описывает, что чувствует, а вы объясняете, как это называется и как с этим справляться. Это достаточно важно, ведь маленький человек способен просто-напросто запутаться в своих чувствах или испугаться их, особенно если у вас очень эмоциональный ребенок? Некоторые родители пугаются таких бурных проявлений чувст со стороны своего чада и не знают, что с этим делать. Прежде всего, не ставить ему это в вину, не считать отклонением, а принимать и любить таким, какой он есть. И слушать, что он вам говорит! Ведь только так вы сможете понять его и то, что он чувствует и на основе этого научить его разбираться в его эмоциях и контролировать их.

    Деткам дошкольного возраста присущ эгоизм. По этой причине ребенку обязательно следует научиться ставить себя на место других и смотреть на себя и свое поведение как бы со стороны. Также он должен учиться сострадать и заботиться о других. В этом могут помочь домашние животные. Конечно, пока ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно , но в ваших силах привить ему любовь к четвероногому.

    Также для эмоционально-личностного развития ребенка вы можете:

    • учить его интересоваться другими людьми (далеко ходить не придется, начните со своей семьи, рассказывайте малышу о его родных)
    • работать над его чувством принадлежности к группе
    • объяснять ему, какое поведение способствует общению с другими людьми, а какое нет: развивать положительные качества и бороться с отрицательными
    • помогать малышу разбираться в своем характере, познавать самого себя

    В наше время общение между людьми нередко заменяется , . Причем подобный пример малышу подают и сами родители. Именно поэтому эмоциональные нарушения у детей далеко не редкость. И чем раньше вы начнете с ними бороться, тем лучше. Продуктивнее всего это делать при помощи специалистов. Например, записав малыша в группу по эмоционально-личностному развитию. Там он не только будет общаться со сверстниками – его в игровой форме научат делать это правильно. К тому же для более высоких результатов специалистом может быть произведена диагностика эмоциональной сферы ребенка.

    Под эмоциональной сферой личности принято понимать не только эмоции, а сложный комплекс эмоций и других эмоциональных явлений: тона, эмоциональных свойств личности. Благодаря им появляется понятие эмоциональных типов личности и эмоционально устойчивых отношений (чувств), каждое из которых имеет свои четкие признаки и отличия друг от друга.

    В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества. Именно с помощью чувств дошкольник воспринимает небольшой мир, окружающий его, благодаря им он может показать взрослым, что он чувствует и ощущает.

    В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

    Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

    Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

    Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

    Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

    На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

    Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

    освоение социальных форм выражения эмоций; - формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

    благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

    эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

    Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

    Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

    Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

    Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.

    Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

    Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

    Организация: Начальная школа - детский сад № 63 «Солнышко»

    Населенный пункт: Московская область, г. Пушкино

    Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Главная задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в его душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

    Необходимо воспитывать детей с активной жизненной позицией, коммуникативными, активными, любознательными, инициативными . Поэтому проблема эмоционально-личностного развития детей сегодня становится особо актуальной.

    Вопросами изучения эмоционально-личностной сферы детей занимались такие ученые, как Е.А. Алябьева, В.Е. Коган, В.В. Ветрова, А.С. Спиваковская, В.Г. Семенов, Н.И. Добина и многие другие.

    С точки зрения формирования ребёнка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырёх до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребёнка .

    Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста должно содержать следующие задачи:

    Способствовать развитию самопознания и позитивной Я-концепции детей (осознанию детьми отношения к себе, к собственной внешности, к своим особенностям и способностям);

    Учить детей понимать эмоции и чувства других людей и выражать своё настроение и свои эмоции различными способами (вербальными и невербальными);

    Способствовать профилактике негативных эмоциональных проявлений;

    Развивать творческие способности детей;

    Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции деятельности, произвольность поведения.

    Важным фактором развития ребёнка является дошкольное учреждение и группа детского сада. Данная среда представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество», в котором складываются и развиваются общение и различные виды деятельности . Происходит овладение новой социальной ролью, формируются отношения со сверстниками - деятельность детей дошкольного возраста приобретает коллективный характер (игры, занятия, труд, развлечения и т.д.), способствующий коммуникативному и интеллектуальному развитию. Исследователи отмечают среди критериев социально-эмоционального развития ребёнка следующие:

    • усвоение основных обобщённых закономерностей жизни, развития общества и человека, формирование социальной картины мира и определение собственного места в денной среде (например, ребёнок имеет представление о себе, своем поле, принадлежности других людей к определённому полу; знает о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей и традициях; об обществе, культурных ценностях и частных ценностях, принятых в группе детского сада и определённом слое общества);
    • собственный положительный образ, а также связанное с этим понятие «самоуважение», которое формируется на основе сопоставления своего поведения с этическими эталонами, желанием соответствовать одним образцам и отличаться от других ;
    • эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей и друзей, реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные, художественные произведения и мир природы, что проявляется в формировании сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов;
    • формирование культуры общения и социальных отношений, которые включают знания, умения, навыки и умения строить взаимоотношения с окружающими в соответствии с гуманистическими нормами - общественными регуляторами, а также использовать конструктивные способы коммуникации со сверстниками и взрослыми (ребёнок умеет договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и др.); в целом всё это ведёт к становлению такой общегрупповой нормы эмоциональных взаимоотношений, как доброжелательность обращений и ответов детей в группе детского сада;
    • способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых эмоциональных проблем, личностных и социальных задач, поставленных как взрослым, так и самим ребёнком, умение преобразовывать способы решения проблем и предлагать свои варианты через рисунок, постройку, рассказ и др. .

    Поскольку вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной, то всё, во что включается ребёнок - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится .

    Ещё до того как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны значимых взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение .

    Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка .

    Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Все желания ребёнка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребёнок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора .

    В старшем дошкольном возрасте мотивы приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребёнка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребёнка, не усиленное другими дополнительными мотивами.

    В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребёнок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Успех остаётся сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи дети стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться» .

    В старшем дошкольном возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.

    Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. У дошкольников развивается потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

    Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно значимым взрослым и сверстникам. Подражание сопровождается закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем - в форме демонстрируемых качеств личности.

    Во второй половине дошкольного детства ребёнок приобретает способность оценивать своё поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает .

    Для грамотного эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста важно проводить тренинги и семинары-практикумы для родителей и воспитателей, которые помогут решить следующие задачи:

    Сформировать эмоциональную перцепцию дошкольников;

    Совершенствовать способность детей дошкольного возраста обозначать эмоциональные состояния в речи;

    Помогут детям ориентироваться в сфере понимания собственных эмоций, т.е. формировать представления детей о причинах эмоций и их последствиях;

    Научить и закрепить навыки социально-приемлемых способов выражения сильных чувств;

    Содействовать упрочению позитивных социальных ценностей в детском коллективе;

    Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, терпимость;

    Развивать позитивное представление ребёнка о себе .

    При проведении семинаров-практикумов педагоги обучаются приёмам эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста путём проигрывания этюдов, игр, игровых упражнений, которые можно использовать в работе с дошкольниками. К рекомендуемым к использованию в работе с детьми дошкольного возраста методам относятся:

    • игры на развитие навыков общения (или социально-ориентированные игры);
    • кинезотерапия;
    • игры - драматизации;
    • незаконченные предложения;
    • сочинение историй и сказок;
    • рисование, при этом возможно не только изобразительное творчество фломастерами, мелками и карандашами, но также использование раскрасок-обводилок из книги Е.А. Осиповой «Познавательные и развивающие сказки» ;
    • знаково-символическое кодирование и декодирование (пиктограммы с изображением эмоций, жесты-знаки, например во время проведения игры «Пойми меня», символы и др.) .

    Родители также обучаются практическим приёмам эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Данные встречи проводятся либо совместно с детьми, либо присутствуют только родители. На таких встречах с родителями решаются следующие задачи:

    • познакомить и эмоционально сблизить участников;
    • совершенствовать общение родителей и детей, включая коммуникативные навыки, внедрять формы эффективного общения, в том числе невербального;
    • развить навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, речевого дыхания, речи с движением;
    • формировать в условиях совместной деятельности эмоционально опосредованное внимание и восприятие, мышление и воображение;
    • способствовать пониманию родителями особенностей развития детей;
    • воспитывать нравственные качества личности, эмоционально поощрять формирование положительных качеств характера в условиях проявления социальных эмоций участников встречи.

    Роль игровой деятельности в данном процессе неоценима. Именно так взрослыми и детьми осваиваются те векторы человеческих взаимоотношений, которые не учитывались ранее или деформировались из-за ряда социально нестабильных или неконструктивно решённых ситуаций общения. Игра даёт возможность сформировать новые смыслы совместной деятельности, в первую очередь - эмоциональное сопереживание, сочувствие, и научиться принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками. При этом осуществляется как эмоциональная («Интересно, что ты чувствуешь?»), так и интеллектуальная («Интересно, что ты думаешь?») децентрация. Всё перечисленное способствует пониманию и принятию родителями внутреннего субъективного мира своего ребёнка и помогает гармонизировать эмоциональные взаимоотношения в семье .

    Однако, учитывая, что в нашем детском саду дети с нарушением зрения, то существуют особенности в их эмоционально-личностном развитии. Нарушения зрения значительно сужают сферу чувственного познания, влияют на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности . Также нарушение зрения влияет и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетённое состояние приводит к замедлению интеллектуального и эмоционального роста. Тифлопсихологами подчеркивается, что одна из основных причин развития негативных эмоций и чувств (отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство враждебности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к незрячему ребёнку .

    У детей отмечается повышенный личностный уровень тревожности, дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу, плохо соотносят эмоцию с выражением мимики, недостаточны компетентны в проявлении эмоций, слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

    Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения:

    1. Представление о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам.

    2. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей находятся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.

    3. Дошкольники с нарушенным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения и своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнение какой-либо деятельности .

    Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что дети с нарушением зрения являются эмоционально неблагополучными.

    Существенной причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов, тревожности и неуверенности в себе .

    Развитие эмоционально-личностной сферы производится путём упражнений, игр и этюдов которые составлены для каждого возраста по-разному.

    Необходимо объяснять детям, что значат те эмоции, которые они переживают. Необходимо обучать ребёнка смотреть на себя со стороны, а поскольку все дети эгоцентричны, то это крайне важно.

    В работе с дошкольниками с нарушением зрения можно использовать следующие игры и упражнения для эмоционально-личностного развития.

    Игра «Я радуюсь, когда…»;

    Упражнение «Зеркало»;

    Игра «Прогони злость»;

    Игра «Кубик эмоций»;

    Игра «Угадай эмоцию»;

    Этюды на выражение эмоциональных состояний;

    Игра «Вулкан»;

    Игра «Я могу» и др.

    (Описание игр, упражнений и этюдов в приложении).

    Эмоционально-личностная сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольное учреждение, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети имеющие зрительные нарушения чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире. Наша задача помочь им развиваться как в интеллектуальной, так и в эмоционально-личностной сфере.

    Список используемой литературы:

    1. Абурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М.: МПСИ, 2008.

    2. Биомедицинский журнал - статья 23. Малиновская Н.Д. Статья «Психология развития незрячих и слабовидящих людей», июнь, 2001.

    3. Будай Н.Н. Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения. -Уфа, издательство ИРО РБ, 2012

    4. Игнатьева А.В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения/А.В. Игнатьева//Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г.Уфа). – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012.

    5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999.

    6. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УННИ валеологии РГУ, 2002.

    7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - учебное пособие. СПб: изд. РГПУ, 1998.

    8. Методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Кожуховой, Л.А. Рыжковой, М.М. Борисовой. М.: 2008.

    9. Осипова Е.А. Познавательные и развивающие сказки. Раскраски - обводилки. Ч.2. М., 2004

    10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    11. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Микляевой Н.В. М., 2013

    12. Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула, 2002.

    13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2001.

    14. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961

    Приложение

    Игра «Я радуюсь, когда…»

    Взрослый: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

    Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребёнку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребёнка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

    Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребёнка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

    Упражнение «Зеркало»

    Взрослый передаёт по кругу зеркало и предлагает каждому ребёнку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

    После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щёки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

    Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

    Если ребёнок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребёнок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

    Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

    Игра «Прогони злость»

    Взрослый: «А сейчас я научу вас некоторым приёмам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте её в сторону».

    Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

    Игра «Угадай эмоцию»

    На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребёнок берёт себе карточку, не показывая её остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

    Баба-Яга (этюд на выражение гнева)

    Баба-Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

    Фокус (этюд на выражение удивления)

    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

    Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)

    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

    Соленый чай (этюд на выражение отвращения)

    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

    Новая девочка (этюд на выражение презрения)

    В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у неё был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

    Психологическая игра «Вулкан» для детей от четырех лет.

    «Вулкан» способствует выбросу отрицательных эмоций и улучшению общения со сверстниками.

    Эта игра - для группы детей. Дети встают в круг и берутся за руки.

    Один из детей будет вулканом. Он выходит в центр круга, садится на корточки и притворяется спящим. Какое-то время он сидит тихо–тихо, а все остальные ждут, когда вулкан проснется.

    Затем вулкан начинает просыпаться. Сначала он начинает тихонечко гудеть, постепенно вставать с корточек и прибавлять громкость гудения. Остальные дети ему помогают и тоже гудят. Чем выше встает ребёнок, тем громче он гудит, а выпрямившись полностью, резко подскакивает и выбрасывает руки вверх. Распрямившись, вулкан может сделать несколько прыжков, пока не выбросит все ненужное, что в нём накопилось.

    После того, как вулкан выбросил все негативное, он начинает затухать, снова садится на корточки и засыпает. Потом спокойно встает и возвращается в круг. Когда ребёнок занял свое место в круге, он рассказывает, что негативного и плохого он выбросил. Например: «Я выбросил обиду на Серёжу. Он сегодня не поделился со мной игрушкой». Лучше всего, если первым вулканом будет взрослый.

    Психологическая игра «Я могу» для детей от 5 лет.

    В игру можно играть как группой, так и с одним ребёнком.

    Для игры понадобится мячик.

    Я могу хорошо…

    Нужно, поймав мячик, громко сказать: «Я могу хорошо…» и назвать то, что хорошо получается. Обычно, дети называют: рисовать, лепить, вырезать, клеить, плавать и т.д. Главное, уверенность ребёнка, что он может это делать.

    Ведущий также участвует и подсказывает идеи, задавая направление: «Я могу ставить посуду на полку».

    Когда игра идёт в группе, ребёнок, слушая других детей, примеряет на себя их умения, и для застенчивого ребёнка – это палочка-выручалочка. Он из большого количества ответов может выбрать тот, который ему подходит.

    Чем больше «Я могу» скажет ребёнок, тем интереснее ему будет играть и тем больше гордости он за себя испытывает, ведь он так много может. Такая игра способствует развитию самоуважения.




    Публикации по теме