Методическая разработка на тему: тематический педсовет "Социальное развитие детей дошкольного возраста". Педагогический совет «Эмоциональное развитие дошкольников Педсовет в доу по социальному развитию детей

Елена Дойникова
Педагогический совет «Формирование социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников»

«Формирование социально – коммуникативной компетентности у дошкольников»

Подготовила и провела

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 29» города Ярославля

Дойникова Елена Михайловна.

Цель педагогического совета – мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.

План педсовета

1. Вступительное слово старшего воспитателя. «Актуальность социально – коммуникативного развития у современных дошкольников»

2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». Выступление воспитателя.

3. «Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения». Игровые ситуации для педагогов. Практическая часть. Проводит педагог – психолог.

5. Решение педсовета

Ход педсовета.

1. Вступительное слово «Актуальность социально – коммуникативного развития у современных дошкольников»

Что такое коммуникативная компетентность?

По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников неразрывно связано с требованиями государственного стандарта.

Согласно ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие» направлено на * усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

* развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

* становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

* развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

* формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» включает 3 раздела:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание,

Ребенок в семье и обществе,

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

На этапе завершения дошкольного образования согласно требованиям к результатам освоения образовательной программы ДОО ребенок должен:

Обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

Обладать чувством собственного достоинства;

Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

Уметь выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя;

Стараться разрешать конфликты.

Вместе с тем в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, мешают образовательному процессу в целом, влияют на безопасность детей и их здоровье.

Вопрос для педагогов:

Как вы думаете, что мешает общению детей?

(педагогам дается 5 минут на обсуждение вопроса в микрогруппах)

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами.

У детей наблюдается:

Недостаточный опыт общения со взрослыми в раннем возрасте

Общение заменили информационно - коммуникативные технологии

Агрессия с экранов телевизоров, в компьютерных играх

Недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим

Проблемы в речевом развитии

Замкнутость, застенчивость ребенка

Несформированность навыков ведения диалога, общения, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;

Первые шаги в развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

2. «Методы и приемы, направленные на формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной жизни, на занятиях, в режимных моментах, в разных видах детской деятельности.

Виды детской деятельности, в которых формируется коммуникативная компетентность дошкольников:

Трудовая

Продуктивная

Проектная

Опытно – экспериментальная, исследовательская

Чтение и обсуждение худож. лит-ры

Игровая

Досуговая

Методы и приемы работы в коллективной деятельности:

Метод проектов

Поисково – исследовательские

Технология ТРИЗ

Беседа, этическая беседа

Рассматривание иллюстраций, репродукций. Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые - родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем.

Все виды рассказывания (пересказ, описательный рассказ, рассказ по схеме, по картине, от лица героя)

Литературное творчество

3. Игра – как средство формирования социального поведения, самовыражения

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка, закрепляются навыки социального поведения.

Методы и приемы работы в повседневной деятельности:

Сюжетно – ролевые игры. Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т. д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Режиссерские игры

Игры с правилами

Игры – драматизации

Словесные игры

Коммуникативные игры

Игровые и проблемные ситуации

разрешая которые, они будут овладевать определенными социальными, коммуникативными навыками, и сюжеты для игр-драматизаций различного содержания, такие как: «Отнял игрушку», «Толкнул»,

«Долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища»,

«В группу пришел новенький»…

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

Используя такую форму работы с детьми как "Утро радостных встреч" предлагаем игру "Давайте поздороваемся",. Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом.). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени.

Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра "Прогулка с завязанными глазами" помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

Как тебя зовут?

Хочешь со мной общаться?

Чего ты боишься?

Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

Игра "Сороконожка", которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др., главное оставаться целостной.

"Поменяйтесь местами те, кто. ". Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми, что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: "ниточка - иголочка", "Хвост дракона" помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

Игра «Десять секунд».

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ведущий: - Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

по наличию часов на руках;

по стилю обуви;

по длине волос;

по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;

по цвету брюк и юбок;

по цвету глаз;

по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Игра «Разговор через стекло»

Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.

Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться

Игра «Сладкая проблема»

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Ход игры. В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков - по одной салфетке.

Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру» Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Вопросы для обсуждения:

Кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

1. Обязательно установите личный контакт с детьми.

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребёнка. Проанализируйте своё поведение.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.

4. Помните, что ребёнок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность.

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой.

7. Учитесь видеть себя со стороны.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приёмы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

быть самому убеждённым в том, о чём вы говорите;

ясно и понятно излагать доводы детям;

проявлять выдержку и терпение.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей.

Избегайте следующих приёмов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");

наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну, я так и знала, что это сделал опять Петров");

возмущения ("вы только посмотрите, что наделали!");

предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождёшься!");

вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос.

Используйте следующие приёмы:

предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");

ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");

выяснение мотива несправедливого отношения ребёнка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");

разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми.

Решение педсовета

Изучить технологию сотрудничества и использовать ее в работе с детьми.

Срок: постоянно.

Сместить акценты с фронтальных форм организации детей на подгрупповые в ходе образовательной деятельности.

Срок: постоянно.

Создать банк методических разработок педагогов, которые эффективно используют технологию сотрудничества в работе с детьми.

Срок – май 2017.

Ответственные: старший воспитатель, педагоги.

Срок – декабрь 2016г

Одним из важнейших компонентов правильного построения процес­са общения является эмпатия как умение сопереживать чувствам собе­седника.

Можно выделить несколько основных условий эмпатического обще­ния.

Умение слышать партнера, отмечая, что сказано и как.

Наличие положительных установок к собеседнику.

Развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Приятно говорить с чутким собеседником, который раз­деляет наши эмоции и переживания.

Развитие эмпатических способностей определяется:

условиями, в которых воспитывается человек;

числом содержательных коммуникативных связей человека в се­мье;

культурными традициями той среды, в которой вырос человек.

Как развивается эмпатия в процессе взросления человека? В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социаль­ные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображе­ния.

В 5-7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются пред­ставления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.

По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживания­ми. Материал для инсценировок берется:

из своего жизненного опыта;

из просмотренных кинофильмов;

из сказок, рассказов.

Период от 10 до 17 лет характеризуется тем, что постепенно, по мере приближения к юношескому возрасту, накапливается большой репер­туар ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче соци­альный и эмоциональный опыт личности.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и раз­нообразнее, чем больше у подростка представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию

Отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях. Если мы сумеем показать человеку, что понимаем его чувства, навер­няка «обвинительный накал» его речи спадет.

Отражение чувств помогает и говорящему - он лучше и полнее на­чинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что яв­ляется началом преодоления кризиса.

Правила отражения чувств.

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообще­ния, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Срав­ним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».

Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы не­много расстроены!» (совершенно, очень и т. п.).

Понять чувства собеседника можно различными путями:

по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

по его словам, отражающим чувства.

Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собе­седнику в душу со своим «пониманием».

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Ситуация. Мама, встречая сына Сережу (7 лет) из школы, увидела, что его трясет от случившихся неприятностей. Мама сказала: «При­крою окно, а то тебя всего знобит от холодного ветра». Как только окно было закрыто, дрожь прекратилась.

Что же произошло?

Решение. Эта ситуация показывает пример выражения эмпатии со стороны мамы. Кроме того, в этом случае ярко проявился такой психологический механизм, как создание «якоря» по типу условного рефлекса. Слова мамы связали его дрожь (вызванную испытанными неприятностями) с холодным воздухом из окна и сформировали так называемый «якорь». И как только окно закрылось, как только «при­чина» была ликвидирована - дрожь тут же пропала, хотя объективно от этого существенных изменений температуры воздуха и т. п. не про­изошло. «Якорь», подменив истинную причину дрожи другой, сумел «обмануть» организм сына. После этого мама смогла спокойно об­щаться с сыном, выясняя причины неприятностей.

Ситуация. Дети мгновенно улавливают наше дурное настроение. Беспокоясь за родителей, они часто винят в плохом настроении взрос­лых именно себя.

Как предпочтительнее поступать в данной ситуации?

Решение. Искренние слова о переживаемых нами чувствах помогут ребенку перестать чрезмерно беспокоиться, ощутить уверенность: «Раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит, это нормально, что и у меня они время от времени появляются». Но ребенку не нужны подробности, иначе возможен риск сформировать у него тревогу, страх и склонность к депрессии.

Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм - не столько в отношении своего, сколько их будущего. «Я знаю, что ты можешь быть счастливым и добиться успеха в жиз­ни» - именно такие ободряющие слова в сочетании с проявлениями поддержки, любви и готовности выслушать в повседневной жизни при­дают ребенку веру в себя и свое будущее.

Ситуация. Дима в семье единственный ребенок. Он с удовольствием слушает мать, которая часто говорит ему о своей материнской любви и о том, какой он хороший. В такие минуты у него возникает мысль: «Она - мать и хочет мне добра». Но когда Дима смотрит на маму, то отчетливо видит холодные, отстраненные глаза, и ее голос тогда кажет­ся ему суровым, и мальчик чувствует какую-то тревогу.

Как влияет на личность ребенка такое противоречивое пове­дение матери?

Решение. У Димы возник внутриличностный конфликт как результат противоречия между позитивным содержанием, которое он слышит из уст матери, и тем, что он видит безрадостное выражение лица матери.

Противоречия и несовпадение сказанного и демонстрируемого ребенок чувствует и при наблюдении за действиями и поступками матери. Проти­воречивость ее поведения может выражаться и в том, что она иногда бы­вает спокойной и любящей, все понимает и все прощает, а в другой раз - нервной, отчужденной, ничего не хочет понимать и прощать.

Диму такое поведение матери пугает. Не понимая причин, он винит себя: «Я что-то не так сделал, и мама перестала меня любить».

Неоднозначное отношение матери к ребенку значительно тормозит его личностное развитие. Это влияет и на формирование внутреннего образа «я», а также на отношение к самому себе. Ребенок не знает, как себя оценивать: «Хороший я или плохой?», «Умный или глупый?», «Сильный или слабый?».

При излишнем беспокойстве попробуйте немного «отойти» от своих ощущений и проявить в отношении кого-либо эмпатию. Поставьте себя на место другого человека, подумайте, о чем он думает, что переживает. Такое изменение угла зрения помогает изменить стра­тегию отношений.

Родители должны передавать детям положительный настрой, даже если им самим не всегда хватает при­сутствия духа.

Задание (на различение интонирования речи). Подготовьте фонограм­му с записями одних и тех же фраз с различными интонациями, выражаю­щими неуверенность, растерянность, агрессивность, возмущение и др.

Задание (на понимание эмоционального содержания печатного тек­ста). Приготовьте лист бумаги, разделенный на две части.

Слева нужно написать какой-либо текст, отражающий процесс об­щения, справа - названия выраженных в нем чувств.

Задание (на понимание эмоциональной стороны устной речи). Пона­блюдайте со стороны за общающимися и попытайтесь определить эмо­циональную окраску высказываний участников диалога.

Ситуация. Оценивая действия ребенка, можно ему сказать: «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или: «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

^Какое из данных высказываний нужно предпочесть? В чем различие их психологического смысла?

Решение. Обращение первого типа обеспечивает психологическую поддержку, тогда как второе выражает разочарование. Для нормально­го развития ребенок часто нуждается в психологической поддержке. Чтобы ее оказать, нужно:

опираться на сильные стороны характера, психики ребенка;

помогать ему разделять большие задания на мелкие, с которыми он может справиться;

создавать ситуации гарантированного успеха;

проявлять веру в ребенка;

показывать удовлетворенность ребенком;

демонстрировать оптимизм. Поддерживать ребенка психологически можно:

словами, например: «красиво», «аккуратно», «продолжай» и т. п.;

высказываниями типа: «Мне нравится, как ты работаешь»;

прикосновениями к плечу, руке, легким объятием и т. п.;

совместными действиями;

выражением лица, улыбкой, кивком и т. п.

При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, при­меняя эмпатическое слушание.

Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчер­кивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклица­ниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

Свое расположение к нему подчеркните улыбкой.

Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое вни­мание на нем.

Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время выска­заться свободно.

Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

Не давайте советов и оценок без его просьбы.

Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении то­нальности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, накло­нах головы и тела.

Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Елена Саркисова
Сообщение на педсовете: «Развитие эмоций и самосознания детей в процессе их социализации»

О развитии эмоций и самосознания детей в процессе их социализации

Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам, принятым в обществе. Такие эмоции и могут быть названы социальными .

Специально организованное в старшем дошкольном возрасте обучение способствует развитию социальных переживаний , помогая процессу социализации ребенка . Социальные переживания , отражающие отношение ребенка к социальному окружению и своему месту в нем наряду с Я -переживанием являются одним из механизмов становления идентичности детей дошкольного возраста. Особо значим для развития эмоциональных переживаний является эмоциональный опыт , который определяет их содержание.

Процесс социализации дошкольника сложен , роль социальных эмоций в нем велика .

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир , как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Ребёнок изначально социален , поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания , настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

Необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Важно создание нравственно-этических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально -творческого переживания действительности. Большое место занимает совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Кроме того, создаются условия для свободной и самостоятельной деятельности детей . Занятия проводятся в форме увлекательных и познавательных игр, т. к. игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически естественной возрасту ситуации общения.

Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления :

Работа с детьми;

Взаимодействие с родителями;

Работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты :

Адаптация детей раннего возраста ;

Совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

Выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются детьми. С детьми разных возрастных групп должны использоваться :

Адаптационные игры, помогающие на телесно-и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми , вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

Игры, направленные на социальное развитие , формирующее эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре .

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации , то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться :

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

Детский сад (в первую очередь воспитатели) ;

Общество (сверстники, друзья) .

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка , в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт , учится социальному ориентированию . Семья должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка . Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника . Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность .

Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал все виды социализации ребёнка и давал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем . Необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребёнок должен стать частью социума .

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника в ДОУ должны соблюдаться следующие условия :

Необходимо придерживаться учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного возраста;

Необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей . Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью . Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми : беседы, экскурсии, совместные мероприятия.

Наша задача - воспитание активной творческой личности, способной к самореализации , умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Публикации по теме:

Педагогические условия социализации дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы в ДОУ Социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром (из опыта работы) Сообщение из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с рукотворным миром Давыденко Татьяна.

Сообщение для педсовета «Общение взрослых и детей в процессе игровой и трудовой деятельности» Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье – с отцом, матерью, братьями, сёстрами. У ребёнка, поступившего в детский.

Сообщение из личного опыта «Развитие речи детей в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ-ртв» Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли,.

Сообщение на педсовете «Использование тёмной сенсорной комнаты в ходе коррекционной работы с детьми с ЗПР» «Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с ЗПР.» В рамках реализации проекта «Капелька света» было проведено с.

Библиотека изображений:

Галина Карташева
Педсовет «Система работы ДОУ по освоению детьми ОО «Социально-коммуникативное развитие» в рамках ФГОС до»

Структурное подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка» детский сад №4 «Радуга»

Методическое объединение

Тема : « образовательной области «» в рамках реализации ФГОС ДО ».

Разработала : Карташева Г. В.

Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка»

детский сад «Радуга

Протокол № 2

заседания педагогического совета от 16.10.2015г.

Тема : «Система работы ДОУ по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие » в рамках реализации ФГОС ДО ».

Присутствуют - 5 человек

Карташева Г. В. – воспитатель

Бочкина И. Ф. – воспитатель

Моисеева И. Н. - воспитатель

Казакова Л. Н. - воспитатель

Гусева Н. В. -музыкальный руководитель

Председатель : Карташева Г. В.

Секретарь : Гусева Н. В.

Повестка дня :

1. Выступление «Деятельностный подход к освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие » в ДОУ» (Карташева Г. В.

2. Сообщение из опыта работы по теме : «Развивающие игры , как основа развития развития детей раннего возраста» (воспитатель Казакова Л. Н.) (сообщение прилагается)

3. «Социальная адаптация малышей в ДОУ в процессе образовательной деятельности через игровое взаимодействие» (воспитатель Бочкина И. Ф.) (сообщение прилагается)

1. СЛУШАЛИ :выступление Карташевой Г. В. (материал выступления прилагается.) .

Г. В. Карташева отметила актуальность данной работы с детьми дошкольного возраста и родителями. Необходимость обновления работы с родителями , используя разнообразные формы

РЕШИЛИ :

1.1. Откорректировать перспективные планы работы по социально – коммуникативному развитию детей . (Отв. Воспитатели, музыкальный руководитель сроки : январь 2015)

1.2. Привлечь родителей к работе по данной проблеме , выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье. (Отв. воспитатели, музыкальный руководитель до конца учебного года)

2. СЛУШАЛИ : Сообщение из опыта работы по теме : «Развивающие игры , как основа развития познавательно – интеллектуального развития детей раннего возраста», воспитатель Казакова Л. Н. (сообщение прилагается,

3. «Социальная адаптация малышей в ДОУ в процессе образовательной деятельности через игровое взаимодействие», (сообщение прилагается, воспитатель Бочкина И. Ф.

ВЫСТУПИЛИ : Карташева Г. В. отметила результативную работу по реализации задач и содержания по ОО «Социально-коммуникативное развитие »

РЕШИЛИ :

Систематизировать работу по осуществлению дифференцированного подхода к детям с целью улучшения освоения общеобразовательной программы и развития интегративных качеств через использование социальных проектов (воспитатели, музыкальный руководитель, до конца учебного года)

4. Разные вопросы

а) СЛУШАЛИ : Г. В. Карташева, заведующую ДОУ, она познакомила с положением о районном конкурсе «Воспитатель года» . Рекомендовала для участия в конкурсе кандидатуры следующих педагогов : Казаковой Л. Н., Бочкиной И. Ф.

Председатель : Карташева Г. В.

Секретарь : Гусева Н. В.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда,.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС. Проект «Дорожная грамота» Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2013 года - май 2014 года Участники.

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми старшей группы Программное содержание: -Уточнить и обобщить представления детей о труде взрослых, профессиях (повар, швея, учитель, врач, парикмахер, летчик,.

Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие» Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Визитная карточка мини-музея. Создан под руководством воспитателей группы, с участием родителей и детей. Продолжительность 3 года. Цель:.

Система работы с педагогами по освоению современных развивающих технологий Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого не возможно становление гармонично развитой личности.*

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, усилением значимости эмпатии, во-вторых, недостаточной разработанностью данной проблемы применительно к дошкольному возраста, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии как общечеловеческой ценности. Поэтому проблемой нашего исследования стало осмысление научных основ построения педагогического процесса, позволяющего педагогу развивать эмпатию у детей 5-7 лет, и его реализация в условиях образовательного учреждения. Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: *«Развитие эмпатии в процессе формирования межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста» Объект исследования сам процесс развития личности ребенка в дошкольном возрасте в условиях образовательного учреждения.

Предметом исследования: педагогические условия развития эмпатии детей в дошкольном возрасте.

Цель исследования: создание необходимых педагогических условий развития эмпатии у детей 5-7 лет. *

Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач: *
1. Изучить и сущность, и структуру эмпатии как свойство личности.
2.Проанализировать педагогические условия способствующие развитию эмпатии.
3. Описать критерии и определить уровни и развития эмпатии у детей 5- 7 лет.
4. Создать программу целенаправленного формирования эмпатии в дошкольном возрасте с учетом возрастной сензитивности и индивидуальных особенностей детей.

Учитывая актуальность данной проблемы, выдвигается следующая гипотеза исследования:* развитие эмпатии у детей дошкольного возраста будет реализовываться более эффективно при соблюдении необходимых педагогических условий.*
В основе проектирования данного процесса будет положено понимание эмпатии как свойства личности в дошкольном возрасте, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний, стремлении к оказанию поддержки и действенной помощи другим людям, а также самореализации во взаимодействии с окружающими.
Будут выявлены уровни и описаны критерии развития эмпатии детей 5-7 лет, обеспечивающие их эмоционально нравственное развитие.
В качестве ведущего условия, определяющего эффективность развития эмпатии, будет рассматриваться создание специальных педагогических условий.
Развитие эмпатии будет строиться как процесс, в котором проектируется поэтапное освоение ребенком способов эмоционально-нравственного отношения к сверстникам и окружающему миру в различных видах совместной деятельности.

Проблема развития нравственности занимает значительное место в научных исследованиях, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте. В научной литературе* существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности и эмпатии как процесса, уровням ее развития, этапам становления, механизмам формирования. Однако отметим, что в настоящее время нет универсальных критериев определения эмпатии. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет лишь выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают ее сущность.* Несмотря на то, что в научной литературе развитию эмпатии уделяется довольно много внимания. Остается нерешенной проблема построения динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка в дошкольном возрасте, в которой были бы достаточно разработаны педагогические условия и представлены конкретные технологии. Для более эффективного развития эмпатии у детей дошкольного возраста я разработала рабочую программу «Чувствую и понимаю». При реализации рабочей программы постаралась подобрать оптимальные методы и приемы для развития эмпатийных чувств у детей.

Так как развитие эмпатии — последовательный, поэтапный процесс, он требует соответствующих поэтапных действий со стороны педагога. В связи с этим закономерен выбор педагогической технологии как важнейшего условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста.

Реализация педагогической технологии позволит воспитателю:

Сделать процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным;
достичь спрогнозированного результата;
в отличие от метода, способа или приема, ответить на вопрос: «Как и почему я это делаю?»

Система работы по развитию эмпатии детей дошкольного возраста включает четыре этапа.*

1-й этап. Диагностический*

Цель: изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Основные направления диагностики связаны с изучением:
эмоциональной восприимчивости старших дошкольников;
особенностей проявления детьми эмпатии;
Целью нашего экспериментального исследования является изучение возрастной сензитивности у детей дошкольного возраста (5-6 лет) к проявлениям эмпатии в своем поведении.
Для определения возрастных особенностей в проявлении эмпатии к сверстнику мы совместно с психологом использовали ряд апробированных диагностических заданий.
Проанализировав результаты, был сделан вывод о том, что в среднем около 54, 7 % детей в ситуации прогнозирования склонны к проявлению эмпатии и оказанию помощи другому. Полученные результаты представлены в диаграмме1.*
Проведенная диагностика подтвердила необходимость проведения работы по данному направлению.

2-й этап. Формирующий*

На данном этапе происходит освоение «языка эмоций», фиксирование на эмоциональных состояниях других и их распознавание включает в себя:
– выделение зафиксированной эмоции
– распознавание интонаций и интонированной речи
– обучение пантомимике – жесту, позе, выразительному движению
– речевую и поведенческую этику на эмоциональной основе (различные формы этикета – вежливые выражения, вежливые формы поведения).
— эмпатийное прочтение произведения*
Целью работы на втором этапе является развитие способности видеть другого, воспринимать его переживания, чувства, проблемы. Для этого проводились:
— беседы («Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Как понять другого человека»);
— разбор проблемных ситуаций типа: «Ты обидел своего друга, попробуй помириться с ним. Ты хочешь поиграть в игрушку, в которую играет твой друг. Попроси его.»;
— чтение художественной литературы с последующими вопросами по тексту (Почему он так поступил? Что он при этом чувствовал?…);
— разбор пословиц и поговорок (пример: гость доволен- хозяин рад, сердце веселится — и лицо цветёт, …);

3-й этап. Развивающий *

На данном этапе для того, чтобы вызвать интерес у детей, создать соответствующий эмоциональный настрой, мною был введен цикл игр – путешествий на остров «Добрых поступков».* Основная цель игр-путешествий это:
обогащение представлений детей об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии;
расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации;
Одно путешествие рассчитано на две-три встречи с детьми. Планируется около восемнадцати игровых взаимодействий (при необходимости количество встреч может быть увеличено за счет включения дополнительного литературного материала). После каждого путешествия на острове появляются новые объекты такие как: яблоня радости, огород совести, река доброты и многие другие.
Содержание игр-путешествий можно включить:*
сказки, стихи и рассказы эмпатийного содержания, сюжеты которых являются материалом для инсценировок, бесед с детьми;
личный опыт дошкольников;
решение нравственных ситуаций.
Здесь используются широкий спектр методов и приемов, направленных на обогащение индивидуального опыта чувствования ребенка; позволяющих обратиться к собственным ощущениям, переживаниям, чувствам, анализировать их, осознавать и находить им свое выражение.
игры-этюды на основе сюжетов художественной литературы;
беседы с детьми;
фантазирование;
пиктограммы;
проблемные ситуации;

4-й этап. Закрепляющий

4-й этап является закрепляющим, обобщающим, основная цель этого этапа:
активизация у детей эмпатийного опыта;
закрепление полученного опыта.
Формой работы стали:
индивидуальные, подгрупповые и групповые игровые взаимодействия с детьми;
включение в режимные моменты и регулярное проведение игр-импровизаций, основанных на событиях из жизни детей.
Используемые методы и приемы:
проблемные ситуации, требующие самостоятельного решения, активизации эмпатийного опыта детей;
внесение литературного материала эмпатийного содержания для самостоятельных инсценировок дошкольников с целью обогащения эмпатийного опыта и поддержания интереса к художественной литературе;
наблюдение в природе (живые и неживые объекты);
совместная, коллективная деятельность, коллективный труд;
празднование дней рождения.

Итогом работы стал остров «Добрых поступков», это не только результат детской работы, но постоянное напоминание нравственного поведения, еще мы с ребятами совместно оформили Волшебную книгу * (фотографии детей, высказывания отношения детей к проявлениям эмпатии друг другом, иллюстрации литературных и сказочных персонажей, которых можно назвать эмпатийными).

Чтобы определить успешность проделанной работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы, развития эмпатии, умения сопереживать и сочувствовать, повторно проведена диагностика,* результаты которой показали, исходя из полученных данных, был сделан вывод о том, что в среднем 77,6 % детей имеют довольно высокий уровень проявления эмпатии.

В результате проведенной работы дети стали внимательнее друг к другу,* стали проявлять сочувствие не только к близким людям и сверстникам, но и к другим окружающим. Мимика детей стала более выразительной и пластичной,* все дети охотно участвовали в театрализованной деятельности,* активно участвовали в дискуссиях. Ведь когда ребёнок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями, и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя, — это придаёт ему уверенность.



Публикации по теме