Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Возрастная периодизация развития человека Чем проявляются разные этапы взросления

На пути взросления ребенок меняется, меняются его вкусы и желания, взгляды и жизненные цели. О каких важных этапах детства стоит знать родителям, чтобы детство ребенка было действительно «золотой порой», а путь к взрослой жизни – уверенным и прямым?

Первый этап детства: младенец (от рождения до года)

Несмотря на то, что новорожденный ребенок еще не обладает жизненным опытом и не может сам о себе позаботиться, первые недели и месяцы жизни малыша очень важны для его дальнейшего развития и становления личности.

Именно в первые месяцы после рождения ребенок получает впечатление об окружающем мире. Какой мир увидит малыш – надежный или не очень, радостный или тревожный – во многом зависит от его окружения, в большей степени – от мамы.

Мама является самым главным человеком в жизни ребенка, в возрасте до года - особенно. По сути, мама и есть средоточие всего мира малыша. Она несет комфорт и заботу, дарит нежность и покой. Прикосновения маминых рук успокаивают ребенка, помогают ему развиваться и познавать мир. Дети, которые воспитываются в домах малютки, часто страдают от такого явления, как госпитализм. Этим термином называют задержку в физическом и интеллектуальном развитии у детей, за которыми осуществляется весь необходимый уход, но при этом их редко берут на руки, целуют и обнимают.

Что же необходимо малышу на первом этапе детства ? Само собой, удовлетворение первичных потребностей – ребенок должен быть вовремя накормлен, вымыт, уложен спать. Но столь же важны и другие проявления материнской заботы и внимания – объятия, поцелуи, поглаживания, улыбки, зрительный контакт.

Второй этап детства: малыш (от года до трех лет)

К возрасту одного года ребенок перестает быть младенцем, ничего не знающим о мире и интересующимся в первую очередь удовлетворением своих физиологических потребностей. Теперь это – очень любознательный и активный человечек, с каждым днем приобретающий все новые и новые навыки и знания.

Именно в этом возрасте малыши активно осваивают три важных навыка: логическое мышление, ходьба, речь. Он уже осознает причинно-следственные связи, чем вполне обоснованно пользуются родители, начиная воспитание ребенка. Теперь он понимает, что такое «нельзя», знает, что если ложку столкнуть со стола – она со звоном упадет на пол.

Малыша в возрасте до трех лет окружают тысячи запретов и правил. Родителям приходится устанавливать эти правила и следить за их исполнением – ведь от этого часто зависит здоровье и безопасность ребенка. Важно не переусердствовать с запретами – маленький исследователь должен иметь возможность самостоятельно «набить шишки» и проверить на практике все то, что для родителей очевидно и часто бессмысленно.

Главное правило воспитания малыша от года до трех лет – это чувство меры, баланс между двумя крайностями: вседозволенностью и полным контролем. Ребенок узнает, что есть вещи, которые не получишь, сколько ни кричи. В то же время, он должен быть уверен, что родителям важно его мнение, что он получит ответы на свои вопросы, что на каждое «нельзя» он также узнает: а почему нельзя?

Как оградить ребенка от опасностей, не допустить избалованности, но при этом не убить в малыше стремление к самостоятельности, инициативу, творческие идеи? Важно прислушиваться к ребенку и учиться понимать его. Не ругать за проступки, а пытаться понять их причины. И, перед тем, как произнести слова «Нельзя!», «Не трогай!», «Не делай так!», обязательно задавать себе вопрос: «А почему нельзя? Может, все-таки можно?»

Третий этап детства: дошкольник (от трех до семи лет)

На третьем этапе детства ребенок уже умеет логически мыслить и ясно свои мысли выражать. Он овладевает многими новыми навыками, одним из которых является навык социального общения. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает с интересом общаться со сверстниками, обучается навыкам совместной игры. Поэтому, если ребенок не посещает детский сад, ему нужно общаться с детьми его возраста на детских площадках, групповых занятиях для детей, и т.д.

Именно в этом возрасте ребенок становится чрезвычайно зависимым от мнения других людей. И так как родители являются самыми близкими и значимыми для дошкольника людьми, их мнение часто становится решающим. Похвала родителей вдохновляет ребенка, придает ему сил для новых свершений, а неосторожная критика может глубоко ранить.

Дошкольнику очень важно осознание родительской любви и уверенность, что мама и папа будут на его стороне, что бы ни произошло. Ребенок в дошкольный период детства еще не обладает критическим мышлением, ему необходимы постоянные доказательства родительской любви. Одно грубое слово может уверить дошкольника в том, что он плохой, недостоин любви и не нужен родителям. Вместе с тем, он и сам будет пытаться доказать свою любовь, показать, какой он хороший, умный, послушный.

Самое главное, что нужно понять родителям дошкольника: это уже не малыш, это – самостоятельная личность, которая имеет право на собственное мнение, но при этом так нуждается в проявлении любви и заботы!

Четвертый этап детства: младший школьник (семь-двенадцать лет)

В младшем школьном возрасте ребенок входит в абсолютно новый этап своей жизни. Школа, с ее уроками и домашними заданиями, друзьями и соперниками, учителями – любимыми и не очень, является важной и обязательной ступенью к взрослению каждого человека.

На данном этапе детства ребенок переживает сильный стресс: меняется его окружение, жизненные цели, режим дня. к началу школьного обучения является очень важной задачей – от этого зависит и развитие личности ребенка, и его успехи в обучении, и характер общения с одноклассниками.

Если же адаптация к школе прошла успешно, младший школьный период часто становится одним из самых благополучных, спокойных и безмятежных этапов детства . У ребенка появляются школьные друзья, личные интересы, он осознает свои способности и гордится собственными успехами. При этом связь с родителями еще достаточно крепка, младшие школьники обычно доверяют маме или папе свои секреты, делятся трудностями и рассчитывают на поддержку.

В то же время, период младшего школьного возраста – отличный способ для родителей укрепить эмоциональную связь с ребенком. Ведь это уже почти сформировавшийся, уникальный, интересный человечек, при этом безгранично доверяющий маме и папе! Дети младшего школьного возраста с восторгом относятся к совместному времяпрепровождению с родителями: походам, выездам на природу, спортивным и настольным играм, и т.д.

Пятый, заключительный этап детства: подросток (двенадцать-шестнадцать лет)

Подростковый этап детства , как правило, является одним из самых сложных и для самого ребенка, и для его родителей. «Кризис подросткового возраста», «трудный подросток» - не зря существуют целые области психологии, специализирующиеся на этих проблемах.

За очень короткий срок мальчики превращаются в юношей, девочки – в девушек. Изменяется тело ребенка, его психика, мышление, отношение к нему окружающих.

Наиболее заметными и критичными являются физиологические изменения, происходящие в организме ребенка и часто пугающие его. Нарушается гормональный баланс, происходит так называемый «гормональный взрыв» переходного возраста. С этим и связаны подростковая угловатость и неуклюжесть, резкий набор или потеря веса, проблемы с кожей и волосами, повышенная утомляемость, сонливость, раздражительность.

Проблемы подростков связаны не только с физическими изменениями. Переходный возраст – это критический период, когда от подростка зачастую требуют взрослой рассудительности, но еще не доверяют ему принятие важных решений. Кроме того, подросток уже начинает испытывать необходимость в отношениях с противоположным полом, но у него еще нет подобного опыта, он ощущает острую неуверенность в собственной привлекательности.

Кризис, по определению, это и есть состояние душевного расстройства, выражающееся в неудовлетворенности человека собой, окружающим миром, своей позицией в этом мире, отношениями с другими людьми… Все это обрушивается на еще не сформировавшегося человека, сбивая его с толку. Физиологические изменения, отношения со сверстниками, борьба за собственное мнение с взрослыми, поиск цели в жизни, первая любовь, необходимость принимать непривычно сложные решения…

Взрослым тоже приходится нелегко пережить момент, когда вместо милого и доверчивого малыша в доме появляется угловатый, агрессивный и упрямый подросток. Что можно посоветовать родителям в этой ситуации? Только не забывать о том, что ребенку все еще необходима любовь и поддержка. Подростки часто сознательно отстраняются от родителей, демонстрируя свое равнодушие, но равнодушие это показное. Ребенок просто пытается показать свою самостоятельность и независимость, доказать, что уже вырос, что у него есть свой, личный круг друзей и интересов.

Важно показывать подростку свою любовь и заботу, не нарушая при этом границы его «личной зоны». Да, у него теперь свое мнение, свои секреты, свои интересы, которые могут быть непонятны и непривычны для Вас. Да, его друзья не всегда будут Вам нравиться – но это его друзья. И вместе с тем совершенно необязательно, что ребенок перестанет Вам доверять, как и Вы ему. Старайтесь поддерживать близость с ребенком, интересуйтесь его жизнью, его мыслями, тревогами и радостями – именно интересуйтесь, а не контролируйте.

Этапы детства – это своеобразные «ступени» на пути взросления каждого человека. И для формирования гармоничной личности крайне важно, чтобы эти ступени были устойчивыми и надежными. А единственная надежная вещь в мире ребенка – будь то младенец или подросток - это родительская любовь. Желаем Вам уверенно преодолевать все трудности в воспитании Ваших детей!

Люди сами того не замечают, как быстро они взрослеют. Взросление - это зачастую изменение понимания мира и жизни с течением времени. Со временем человек становится старше и набирается нового опыта. В данном случае затрагивается не столь вопрос физиологии, которая меняется из года в год, а образа мышления человека, его взглядов и принципов. Именно поэтому многие не понимают, в чем специфика взросления человека и каким образом оно происходит. Оказывается, получить ответ на представленный вопрос не получится, так как каждый человек индивидуален по-своему, а следовательно, взросление происходит также индивидуально.

Понятие взросления и основные этапы

Взросление - это длительный период жизни человека, в котором принято выделять следующие этапы:

  • этап раннего взросления (20-40 лет);
  • этап среднего взросления (40-60 лет);
  • этап позднего взросления (60 лет и старше).

Представленные этапы отличаются своими особенностями и характеристиками. Однако человек - индивидуальная личность, поэтому применить возрастные ограничения оказывается весьма сложно. Ведь его субъективное представление о своем возрасте и себе в целом существенно сказывается на манере поведения и процессе развития. Как результат, по отношению к взрослым людям используют понятие «возрастные часы», а проблема взросления ежедневно становится более актуальной и требует к себе повышенного внимания.

Понятие «возрастные часы» и три независимых возраста

Возрастные часы - некий график, который показывает внутренне состояние индивида и позволяет определить, насколько человек опережает основные и важные события в своей жизни или отстает от них: обучение в школе, университете, бракосочетание, рождение детей и достижение определенного статуса в обществе. Наряду с понятием «возрастные часы» стали различать три понятия возраста:

  • биологический возраст показывает, насколько человек соответствует определенному моменту жизни;
  • социальный степень соответствия человека нормам той или иной культуры, которые рассматриваются в контексте биологического возраста;
  • психологический возраст показывает, насколько уровень интеллекта человека соответствует условиям социума, двигательным навыкам, установкам, чувствам.

Независимо от перечисленных понятий, существует несколько этапов взросления личности, которые также требуют особого внимания.

Детство - от рождения до 11 лет

Детство - самый светлый Ведь ему предстоит пройти величайший путь в своем индивидуальном развитии от не способного ни на что существа до адаптированной к окружающему миру детской личности.

Как правило, психика ребенка на протяжении первых 10 лет жизни проходит путь, которым несравним с каждым из последующих возрастных периодов. Подобное прохождение жизненного расстояния прежде всего обусловлено ортогенетическими особенностями возраста. Таким образом, можно сказать, что детство ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Независимо от не определяет данное движение, а природные предпосылки лишь продвигают ребенка в детстве с одного жизненного этапа на другой.

Важно отметить, что организм ребенка стремительно развивается в этот возрастной период. У него также появляется собственное «я», свои понятия и понимание тех или иных вещей. В период детства ребенок развивается психологически, начинает общаться, чувствовать, осознавать свою уникальность и проявлять свои способности в важных жизненных ситуациях.

Подростковый период - от 11 до 16 лет

Подростковый период предполагает взросление ребенка и является жизненным этапом для самоидентификации личности, то есть его самоопределения. Постоянно находясь в социальном окружении, ребенок отделяется от родительских ценностей и стремится примерить на себя другие. Часто родители пытаются овладеть психологической территорией своего ребенка, что становится причиной разногласий и конфликтов, которые переходят в борьбу за свободу.

Взросление - это важный процесс, который влечет за собой переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению. Дети на протяжении всего подросткового периода начинают размышлять над своей дальнейшей жизнью и профессионально деятельностью. Родители в таком случае постепенно отпускают своих детей во взрослый мир, тем самым освобождая их психологическую территорию. Однако сохраняется зависимость не только от родителей в материальном аспекте, но и от модели поведения и ценностей семьи.

Юность - от 16 до 19 лет

Юность - жизненный этап, который при неопределенности территории личности уже взрослого ребенка перерастает в борьбу с родителями. И несмотря на материальную поддержку родителей, им не удастся что-либо изменить. Именно на данном этапе детям вместе со свободой передается практически вся часть ответственности за свои поступки и принятие важных решений. Нередко родители пытаются удержать возле себя детей и взять часть обязанностей на себя, что впоследствии приводит к серьезным проблемам.

Молодость - от 19 до 35 лет

Молодость по праву считается важным периодом в жизни, когда устанавливается партнерство в отношениях между детьми и взрослыми, а также взаимодействие психологических территорий. И родители, и дети всегда готовы оказать поддержку и помощь друг другу, не препятствуя осуществлению потребностей каждого.

Как правило, сохраняется область взаимодействия, и устанавливаются правила, выгодные как для одних, так и для других. Однако следует отметить, что на данном этапе взросление девочки заметно отличается от взросления мальчика.

Зрелость - от 35 лет и старше

Зрелый возраст лишен конкретики, присущей остальным жизненным периодам. Большую часть времени люди проводят на работе. Несмотря на это, доминируют экономические соображения - работа также позволяет организовать время и является сферой общения, где поддерживается чувство необходимости и самоуважения. Таким образом, рабочее время приятно сочетать с возможностью свободного выбора и независимого принятия решений.

Как правило, по достижении 30 лет люди стремятся найти себя в жизни: строят долгосрочные планы и приступают к их достижению. Через некоторые время некоторые пытаются освободиться от власти других людей и утвердить независимость. После 40 лет мужчины начинают часто размышлять над тем, чего им удалось достичь в жизни, и, оценив результаты, делают соответствующие выводы. После 45 лет наступает кризис среднего возраста, с которым удается справиться большинству индивидов.

В заключение

Взросление - это прекрасный период в жизни человека, который у каждого протекает индивидуально. Ведь только в процессе взросления происходит становление личности. Именно этот светлый жизненный этап помогает стать более сдержанным и терпимым по отношению к людям. Уже отсутствует бунтарство, человек становится спокойным и более представительным, что на самом деле неплохо.

Процесс взросления позволяет набраться опыта, который постепенно помогает осуществиться задуманным планам. Однако следует приложить все усилия, чтобы сохранить детскую мечту, которая и делает человека индивидуальной личностью. Не стоит бояться жить, взрослеть, ведь это новый жизненный этап, который предстоит пройти каждому.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;

  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.


Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому.

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на
выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;

  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Знаете ли вы друзья о том, что взрослеем мы всю свою жизнь, во всяком случае, мы можем это делать и очевидно что должны, пусть и не всегда делаем. Этапом взросления называется некий революционный скачок по жизни, или эволюционный процесс, меняющий наше внутреннее состояние, психику, отношение к жизни, взгляды на мир, степень ответственности – это самое главное, и главное, качественное изменение самой жизни. Изменение жизни, то есть конкретный результат вашего взросления, это основной его показатель, ведь неважно что вы делали и чем занимались, важно к чему это привело. Сам процесс без результата в принципе ничего не значит, так что заявлять о переменах в своих взглядах можно сколько угодно, но если это ни в чем конкретном не выражается, конкретном и качественном, то смысла говорить об этом, нет вообще.

Разумеется процесс взросления может происходить и эволюционным путем, медленно и стабильно, когда люди берут на себя все больше и больше ответственности, а их собственный эгоизм становится более здоровым и умеренным. Конечно, заметить мы можем только революционные изменения, они-то бросаются в глаза сразу, как для нас самих, так и для окружающих нас людей, но важно не то, как быстро мы растем, важно что мы вообще это делаем. Я не ошибусь, если скажу, что взросление свойственно не многим, не потому что большинство людей какие-то не такие, а потому что они не изъявляют желание это делать, предпочитая оставаться в привычной, а стало быть и наиболее комфортной для себя зоне. Теперь собственно о самих этапах, которые естественно начинаются с детства, и взросление как таковое начинается не с конкретного возраста определенного государством, определяющим совершеннолетие человека, как собственно и не с получения паспорта, а с непосредственно той доли ответственности, которая начинает ложиться на плечи ребенка.

Если подросток заявляет о том, что он взрослый и самостоятельный, и начинает делать все наперекор своим родителям, то мы прекрасно понимаем, что это не более чем переходный возраст и неадекватное представление о самом себе, но если он при этом начинает жить в самом деле более или менее самостоятельной жизнью, это в самом деле этап взросления, который он преодолевает. Не просить денег у родителей ни при каких условиях, вот это этап взросления, это принципиально новое отношение к жизни, это в самом деле самостоятельность и ответственность, за себя прежде всего. Если же по жизни старшим детям приходится нести ответственность за своих младших братьев и сестер, это еще более значительная ответственность, а значит и образ мышления, а значит и психика, свойственная более взрослому человеку, чувствующему ответственность за других людей. Причем такая вот ситуация реально отражается на жизни человека, нельзя скажем допускать себе вольностей, при которых могут быть допущены серьезные ошибки, ведь в таком случае страдает не один человек.

Как, например, родитель не может себе позволить безответственно рисковать свой жизнью, ввязываться во всякие потасовки, нарушать закон и так далее, если он понимает, что загубив свою жизнь, он может загубить жизнь своих детей, вот это и есть ответственность, это и есть поведение взрослого человека. Жизнь порою складывается так, что такую ответственность приходится брать на себя тем, кто еще сам нуждается в заботе и наставлении, но несмотря на это, у молодых людей начинает меняться все – их психика, отношение к жизни, виденье этого мира, которое более адекватно на самом деле, ведь если летать в облаках, то просто пропадешь. И это ведь не просто иная жизнь, в сравнении с жизнью тех, кто сосет мамкину сиську до седых волос, это реально качественное изменение, при котором человек существенно снижает свою степень зависимости от других, жизнь вынуждает надеяться только на себя. Далее рассмотрим такой этап взросления, как самостоятельность, понятное дело определяющаяся опять-таки долей ответственности, за себя и за других, если таковые есть, и независимостью в плане собственного обеспечения.

То есть если мы с вами взглянем на два таких противоположных способа заработка денег как наемный труд и бизнес или предпринимательство, то увидим очевидную разницу в складе ума и поведении людей, исповедующих тот или иной метод. То есть очевидно, что человек занимающийся предпринимательством, то есть работой на самого себя, или бизнесом – организацией чужого труда и извлечением из него прибыли, живет более ответственной и самостоятельной жизнью, а следовательно и более взрослой. С другой стороны, тот кто привык исполнять чужие указания и делать как велено, на самом деле мало отличается от ребенка, делающего так как скажут родители, а в случае невыполнения указаний, подвергающийся наказанию. Причем как и в детстве, родители могут быть неправыми и несправедливыми, а ты ничего и сделать не можешь, так и в случае с явными ошибками и заблуждениями начальника, вина за которые все равно ляжет на подчиненных. Это кажется несправедливым, но на самом деле все справедливо, ведь за беззаботную и безответственную жизнь нужно платить, и если вы не хотите к себе несправедливого с вашей точки зрения отношения, вам просто надо повзрослеть.

Но все же самым значимым этапом взросления, меняющим в значительной степени все – отношение к жизни, взгляды на мир, взгляды на людей, психику и вообще отрезвляюще действующее на человека, является этап при котором он несет реальную ответственность за жизнь и судьбы других людей. Это, конечно, в том случае, если он – человек, реально несет на себе эту ответственность, а не имитирует эту деятельность. Люди ставшие родителями в полном смысле этого слова, то есть реально несущие ответственность в этой жизни не только за самих себя но и за другую жизнь или жизни, прекрасно понимают о чем собственно идет речь. Это пожалуй нельзя объяснить, это необходимо почувствовать. Но вот если это чувство преумножить скажем на несколько миллионов, каковой будет цена ошибки? Так что если мы говорим о разных руководящих должностях, включая должность президента страны, то здесь налицо факт реального качественного перехода из состояния беззаботности в состояние большого напряжения.

Легко как вы думаете нести ответственность за миллионы жизней и за страну вообще, если мы говорим о президенте, и ведь очевидно, что жизнь такого человека непременно должна быть лучше по качеству чем наша, ведь взятая на себя ответственность за других, щедро вознаграждается. Также очевидно и то, что человек на столь ответственном посту, догоняет больше остальных. Конечно, надо понимать, что решение в стране принимает не один человек, но, тем не менее, люди на руководящих постах знают и понимают больше, и при этом полно желающих учить их, что и как следует делать, умные мысли люди как им кажется часто гоняют на лавочке у подъезда или на кухне, считая себя сведущими во множестве глобальных вопросов. Все это не иначе как поведением детей не назовешь, которые, как известно, часто бегут в кусты в случае собственной неправоты приведшей к ошибке, а взрослым приходится расхлебывать за них, неудавшуюся кашу.

Вот из чего вытекают все этапы взросления человека и следовательно его развития, все начинается с ответственности и заканчивается реально ощутимыми результатами, это вам не эзотерическую литературу читать или рассуждать о том, как надо сделать то или это, здесь все гораздо проще в понимании, но сложно в исполнении. А чему мы можем учиться и как должны взрослеть, вы можете понять взглянув на примитивность нашего поведения, я имею в виду человечество и тот тупик, в который оно себя в настоящий момент загоняет, так что назвать себя взрослыми в полной мере, мы пока еще не можем, далеко нам пока до этого.



Публикации по теме