Проект с детьми средней группы "светлая пасха". Сценарий развлечения "пасха" для средней и старшей групп

Пасха в детском саду для дошкольников 3-5 лет

Сценарий развлечения «Светлая Пасха» в младшей и средней группе с использованием ИКТ.


Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад
Описание: Сценарий предназначен для детей 3-5 лет, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей.
Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи и народными традициями.
Задачи:
- познакомить с особенностями празднования Пасхи в России;
- познакомить с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова;
- приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под песню «Звучите песни до небес».
Воспитатель: Вот и пришла к нам долгожданная весна. И пусть на дворе еще мороз, но светит солнце, и оно по-весеннему греет. Природа обновляется, прилетели птицы, пробивается зелёная травка, набухают почки на деревьях.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна.
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Песня «Весеннее настроение» исполняют дети средней группы.
1.По стене запрыгали
Солнечные зайчики.
Очень рады солнышку,
Девочки и мальчики.
Припев:
Будет солнце пригревать,
Побежим скорей гулять.
Побежим скорей гулять,
Будем прыгать и скакать.
2.Воробьишки серые,
По дорожкам прыгают.
О весеннем солнышке,
Весело чирикают.
Припев:
Будет солнце пригревать,
Побежим скорей гулять.
Побежим скорей гулять,
Будем прыгать и скакать.

Воспитатель:
1 слайд.
А вместе с весной приходит Пасха - самый главный христианский праздник Светлое Христово Воскресение. Начиная со Светлого Воскресения, в течение сорока дней все верующие приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес», а в ответ говорят «Воистину Воскрес». В этих словах заключается сущность веры, радости.


2 слайд.
С этим приветствием существует обычай, целоваться. Это знак примирения и любви.
1 ребенок.
Земля и солнце,
Поля и лес -
Все славят Бога:
Христос воскрес!
2 ребенок.
В улыбке синих,
Живых небес
Всё та же радость:
Христос воскрес!
3 ребенок.
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы
Христос воскрес!
4 ребенок.
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!

Песня «Динь-дон» исполняют дети младшей группы.
1.Динь-дон! Динь-дон!
Раздается звон, звон!
Он со всех сторон, звон!
В церковь всех зовет он!
2.Идите, спешите,
Куличи святите,
В церковь собирайтесь,
Чуду удивляйтесь.
3.Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Динь-дон! Динь-дон!
Динь-дон! Звон!

3 слайд.
Обычай красить на Пасху яйца по преданию произошел от Марии Магдалины. Легенда гласит, что она после воскрешения Господа и Вознесении Господнем пришла в Рим к императору Тиверию, проповедуя Воскресение Господне, и преподнесла в дар яйцо. На что император ответил, что он скорее поверит, что яйцо станет красным, чем в воскрешение из мертвых. И яйцо в этот момент в присутствии императора стало красным. И следуя этому обычаю, мы дарим на Пасху раскрашенные яйца.
4 слайд. С Чистого Четверга начинается любимое занятие - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Раскрашенные готовые яйца называют крашанки и писанки.


5 слайд.
Другая пасхальная традиция – печь куличи. Пекут куличи из сдобного дрожжевого теста и добавляют в него ванилин и изюм, празднично и ярко украшая. Наши предки считали, что если кулич удался, то в семье будет все благополучно. Ещё делают творожные пасхи из массы творога, сливок, сливочного масла, изюма, цукатов.


6 слайд.
В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах в церковь несут куличи, яйца крашенные, которые освящает священник.
7 слайд.
Вернувшись, домой, люди разговляются - едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом радости. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. А ему отвечают: «Воистину воскрес!» Освящённое яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.
8 слайд.
Праздник Светлой Пасхи длится, всю светлую неделю, стол остается накрытым и угощают всех. По традиции в пасхальную неделю навещают больных, привечают нищих и убогих. А также навещают родных, близких, знакомых, друзей. Обмениваются крашеными яйцами и подарками.
9 слайд.
В течение всей недели, когда отмечается православная Пасха во всех храмах, разрешается любому, кто пожелает позвонить в колокола. Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов.

Включить аудио запись «Пасхальный перезвон»

5 ребенок.
Колокол дремавший,
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
6 ребенок.
Понеслись удары,
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
7 ребенок.
Скрылась за рекою,
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
8 ребенок.
Тихая долина,
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой,
Замирает звон.
9 ребенок.
Вот и Пасха к нам пришла -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принес,
И печали он унес.
10 ребенок.
Над лугами и полями,
Светит солнышко над нами.
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла!

Песня «Светлый праздник» исполняют дети средней группы.
1. Если солнышко взошло,
Значит, утро к нам пришло.
Лес проснулся ото сна,
Значит, к нам пришла весна.
Припев: Растаял снег, и нет зимы,
На улице тепло,
И весело, и радостно,
И на душе светло!
2. На полянке первоцвет,
Шлет лучистый свой привет.
Жаворонушек с небес,
Нам поет: «Христос воскрес! »
Припев:
3. И сверкают купола,
И звонят колокола,
Угощенья на столе,
Светлый праздник на Земле.
Припев:

10 слайд.
Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и развлечениях. Люди ходили, друг другу в гости, дарили подарки, водили хороводы, играли. Любимой пасхальной игрой на Руси было «Катание яиц». Давайте и мы поиграем в эту игру.


Игра «Катание яиц».
Берем деревянный или картонный желоб – «каток». Дети по очереди подходят к «катку» и катят яйцо. Если яйца стукнулись, и одно разбилось, то этот ребенок, чье яйцо разбилось, считается проигравшим.

Воспитатель:
Ура, сегодня Пасха!
Ура, Христос Воскрес!
Желаю всем я счастья,
Здоровья и чудес.

Игра «Найди яичко».
Все игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одной из шапок. Игроки по очереди пытаются отгадать, под какой. Ведущий приподнимает ту шапку, на которую указывает игрок; угадавший становится победителем.

Воспитатель:
Красим яйца в разный цвет,
Всё у нас готово.
Поздравляем с Пасхой всех,
Теплоты огромной!

Игра «Чудо яичко».
Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель.

Воспитатель:
Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!

Игра «Расписное яичко».
А мы с яичком расписным поиграем и потанцуем. Кому в ладошку яичко попадет, тот и плясать пойдет. Дети становятся в круг, передают из рук в руки писанку. На ком мелодия заканчивается, тот выходит в круг и танцует, а остальные хлопают.

11слайд.
Воспитатель: Дорогие ребята! На этой радостной ноте мы заканчиваем наш праздник.


Поздравляю с Пасхой вас,
Мира всем желаю,
Быть добрее и терпимее,
Всех вас призываю.
Катиться пускай яйцо.
И несет всем счастье,
Вера в сердце защитит,
Пусть всех от ненастей!
Слушание песни «Сегодня у окошка чирикнул воробей».
Христос Воскрес!

Сценарий совместного развлечения для старших дошкольников и их родителей «Веселись народ праздник Пасхи у ворот».

Совместное развлечение для старших дошкольников и их родителей.

Сценарий праздника будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов.

Цель: Познакомить детей и родителей с традициями русского
народного праздниками «Пасха».

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам. Прививать любовь к русскому фольклору, старинным русским обрядам. Пробуждать интерес и желание выступать перед сверстниками и взрослыми.

Дети входят в зал под колокольный звон.

Ведущая 1:
Уж верба вся пушистая раскинулась кругом;
Опять весна душистая повеяла крылом.
Везде разнообразною картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною народ, чему-то рад...
Какой-то тайной жаждою мечта распалена -
И над душою каждою проносится весна.

Песня: «Звонят, звонят колокола».

Ведущая 2:
Опять пришла весна. Сейчас жизнь снова стала светлой сказкой: Мы поздравляем Вас от всей души, С наступлением великой и светлой Пасхи!

Ребенок.
Вот и Пасха к нам пришла -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
И печали он унёс.

Ребенок.
Над лугами и полями
Светит солнышко над нами,
Долгожданная весна
Нам день Пасхи принесла.

Ведущая 1.
Пасха - святой церковный праздник. Праздник Пасхи длится, целую неделю. В эти дни люди совершают добрые поступки, чтобы снять грех с душ людских. Пасха - это святые дни доброты и утешения. Люди прощают друг другу обиды

Ведущая 2.
В эти дни люди делают добро для птиц и животных. Птиц выпускают из клеток.

Ребенок.
В день весенний
Пасху мы встречаем!
И на волю всей семьей
Божьих птичек выпускаем!

Ребенок.
Птички радостно взлетают,
Птичью песенку поют,
Нас с весною поздравляют
И приветы с неба шлют.


Девочки исполняют танец птиц.

Ведущая 1:
В эти дни люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!»
И отвечают: «Воистину воскрес!»

Ведущая 2:
Всем светит солнышко с небес
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зеленый лес,
И гимн звучит: "Христос Воскрес!"

Дети. Воистину Воскрес!

Ребенок:
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу.
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.

Песня: «Пасхальное яичко».

Ведущая:
Несу вам яйца расписные -
Непростые, золотые!
Кто быстрей возьмет яйцо,
Тому достанется оно!

А еще считалось раньше по русскому обычаю: кто первым разобьет яйцо, тот самый счастливый!
Кто попробует свое счастье?

Проводится игра: «Кто первым разобьет яйцо».

Ведущая.
А вот еще три яйца,
Будет новая игра:
Кто прокатит дальше яйцо,
Тот и победит!

Игра: «Катание яиц». Для катания я приготовила специальную "красную" горку, которую установим на полу. Вы будете поочередно пускать крашеные яйца, и тот, чье яйцо прокатится дальше - выиграет. Если же пущенное яйцо, заденет находящиеся внизу уже пущенные яйца, то игрок заберет и их.

Игра: «Раскрути яйцо».
Играют двое или несколько игроков. Нужно одновременно раскрутить свое пасхальное яйцо. У кого яйцо будет дольше крутиться - тот и выиграл. Победитель заберет яйца проигравших.

Игра: «Катание яиц навстречу друг другу».
Игра проводится на гладком полу или столе. Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: "Христос воскрес!", другой отвечает ему: "Воистину воскрес!". Яйца должны столкнуться друг с другом. У кого яйцо разобьется, тот проиграл и отдает его победителю.

Еще одна игра с пасхальными яйцами.
По периметру стола разложены призы (конфеты, шоколадки, киндер-сюрпризы, небольшие игрушки). Ваша задача - своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать будем по очереди. Каждый получит тот приз, который он выбьет. Игра продолжится до тех пор, пока не выбьете все призы.

Ведущая 1:
Вот как весело у нас
В этот пасхальный час!

Ведущая 2:
Я вам желаю в праздник Пасхи –
Ждать чудес и верить счастье,
Думать только о прекрасном!
Чтоб от добрых чувств волшебных
Радости, любви, надежды
Мир вокруг стал совершенней,
И красивее, чем прежде!

Ведущая 1:
В день светлый и священный для нас всех
Спешим поздравить с праздником сердечно.
Пусть в Пасху окружает Вас успех,
Пусть радость жизни будет с Вами вечно.

Дети выносят на подносе куличи и разноцветные крашеные яйца.
Поют на мотив песни «По калину в сад пойдем»:

1. Мы на Пасху все идем,
Все идем, все идем,
Куличи в руках несем,
Мы несем, мы несем!

Припев: Сдобные куличи,
Принимай скорее,
Аппетитны, хороши,
Ешьте веселее!

2. Рот пошире открывай,
Открывай, открывай! По кусочку получай! Получай, получай!

После исполнения песни дети отдают поднос ведущему.

Ребенок:
Ай, тари, тари, тари,
Вам яички принесли:
Желтые, красные,
Яйца-то все разные!
Вы яйца съедайте,
Пасху нашу вспоминайте!

Ведущая 1:
Мы желаем вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнилась любовью, добротой и надеждой.

Ведущая 2:
А теперь давайте пройдем к нашему столу!

Для дошкольников

Сценарий Пасхи «Веселится народ - праздник Пасхи у ворот» для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Дети входят в зал, исполняя под русскую народную музыку танец «Калинка».

1-я ведущая.

Пришла весна,

Весна-красна,

И всех гулять зовет она!

Солнце ясное встает,

Всех на улицу зовет!

Дети образуют круг, проводится игра «Гори, гори ясно».

2-я ведущая.

Веселится народ -

Праздник Пасхи у ворот!

1-я ведущая . Пасха - святой церковный праздник, и появился он сразу после смерти и воскресения Иисуса Христа.

2-я ведущая . Праздник Пасхи длится целую неделю. В эти дни люди совершают добрые поступки, чтобы снять грех с душ людских. Пасха - это святые дни доброты и утешения. Люди прощают друг другу обиды, ходят на могилы умерших, чтобы почтить их добрым словом.

Музыкальный руководитель исполняет «В минуту жизни трудную», муз. П. Булахова, на слова стихотворения М. Лермонтова «Молитва».

1-я ведущая. В эти дни люди делают добро для птиц и животных. Птиц выпускают из клеток.

2-я ведущая . В эти дни люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!» И отвечают: «Воистину воскрес!»

Звучит «Реквием» Моцарта. Выходит ребенок, одетый ангелом.

Ангел.

Я - Ангел, посланец Божий,

К вам прилетел на праздник тоже!

Я хочу Христа прославить

И всех с Пасхою поздравить!

«Ангел» исполняет ритмическую композицию на музыку Д. Ласта, затем дарит пасхальный венок.

Раздается звон колоколов.

1-я ведущая.

Повсюду колокольный звон гудит,

Из всех церквей народ валит!

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес!

Все . Христос воскрес!

Звучит органная музыка. Дети рассказывают стихи.

1-й ребенок.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев!

2-й ребенок.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

3-й ребенок.

Тихая долина

Разгоняет сон,

И за лесом синим

Замирает звон!

Детский оркестр исполняет на колокольчиках и треугольниках песню «Вечерний звон», русская народная мелодия.

2-я ведущая.

Просыпается земля,

Одеваются поля,

Весна идет, полна чудес.

Христос воскрес!

Все. Христос Воскрес!

Звучит мелодия украинской народной песни «Веснянка», дети становятся в хоровод и поют: «Ой, бежит ручьем вода...».

1-я ведущая . В дни Пасхи люди наряжались, играли в пасхальные игры, пели, ходили в гости. А мы куда пойдем?

1-й ребенок . К дядьке Мирону!

Выходят хозяйка с хозяином, кланяются.

2-й ребенок.

Хозяюшка, наш батюшка,

Встречай гостей незваных-незнамых!

Мирон.

В честь Пасхи у ворот

Заводите хоровод!

Группа детей исполняет хоровод-песню Верменича «Идет весна».

2-я ведущая . А еще куда пойдем?

3-й ребенок.

К дому Николая!

Николай, Николай,

Не сиди дома,

Веселей гуляй!

Выходит хозяин и хозяйка Николаева двора, кланяются.

Николай.

А мои девчушки-хохотушки

Споют веселые частушки!

Группа девочек исполняет частушки.

1-я ведущая . А еще куда пойдем?

Ребята. К Иванову двору!

Иван.

Пожалуйста, гости дорогие,

Заждался я вас,

Спляшем в добрый час!

Танец «Казачок» исполняет группа детей.

2-я ведущая. А еще хотите куда пойти?

Ребята.

Пойдем к Любашке,

Веселушке и милашке!

Любаша.

Вас у ворот встречаем,

Пляски начинаем!

Группа девочек исполняет «Пляску с платочками» под русскую народную музыку «На горе-то калина».

1-я ведущая. (держит в руках веточки вербы).

С вербой в Пасху всех встречаем,

В гости дружно приглашаем!

Заходите поскорей,

Запевайте веселей!

Звучит песня на музыку Р. Глиэра, слова А. Блока «Вербочки».

2-я ведущая.

Верба, вербочка прекрасна,

Приди весною, солнце ясно!

Тепло приводи,

Веселье заводи!

Дети исполняют любую пляску.

1-я ведущая.

Встретим Пасху хорошо,

Весело и светло:

Сыром, маслом и яйцом,

Да румяным куличом,

Хорошим угощеньем,

Песней, пляской да весельем!

Под русскую музыку выходит девочка, одетая в костюм Солнца.

Солнце.

Солнце ласково смеется,

Сегодня весело поется,

Землю я обогреваю,

С Пасхой всех я поздравляю!

Дети исполняют песню Р. Паулса «Солнышко».

Солнце.

Несу вам яйца расписные -

Непростые, золотые!

Кто быстрей возьмет яйцо,

Тому достанется оно!

Проводится игра.

2-я ведущая . А еще считалось раньше по русскому обычаю: кто первым разобьет яйцо, тот самый счастливый! Кто попробует свое счастье?

Проводится игра.

1-я ведущая.

А вот еще три яйца,

Тот и победит!

Проводится игра.

2-я ведущая.

Вот как весело у нас

В этот пасхальный час!

Выносят на подносе куличи и разноцветные крашеные яйца. Поют на мотив песни «По калину в сад пойдем»:

Мы на Пасху все идем,

Все идем, все идем,

Куличи в руках несем,

Мы несем, мы несем!

Припев:

Сдобные куличи,

Принимай скорее,

Аппетитны, хороши,

Ешьте веселее!

1-я ведущая.

Рот пошире открывай,

По кусочку получай!

2-я ведущая.

Коляда колядовала,

Под оконце подбегала,

Что бабуля напекла,

То вам всем и отдала!

Не щипай, не ломай,

А по целому давай!

1-я ведущая.

Ай, тари, тари, тари,

Вам яички принесли:

Желтые, красные,

Яйца-то все разные!

Вы яйца съедайте,

Пасху нашу вспоминайте!

Угощают детей, звучит русская народная музыка.

Зал празднично украшен. Центральная стена оформлена в виде окна, за которым виден Храм Христа Спасителя. В зале накрыт длинный стол, на котором стоят: самовар, куличи, крашеные яйца, заготовки для оформления пасхальных открыток. В зал входит Хозяйка, одетая в русский народный костюм.

Хозяйка: Христос Воскресе!

Гости: Воистину Воскресе!

Хозяйка: В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рада пригласить, друзья!

Будем мы – одна семья –

Пасху Светлую встречать.

Только надо вот позвать

Деток, чтоб звучал их смех,

И больших, и малых – всех!

Под хороводную песню дети входят в зал, встают в круг.

Хоровод «Хожу я, гуляю». Хороводная песня Зауралья. После хоровода дети остаются в кругу.

Воспитатель: Дети, мы сегодня отмечаем праздник Пасхи. Познакомьтесь, это хозяйка избы.

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Пасха наступила,

Радость охватила.

Поздравляю с лаской

С благодатной Пасхой –

Праздником прекрасным,

Чудом из чудес.

Колокольный звон гудит,

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес.

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Присаживайтесь, гости дорогие! Я пригласила вас, чтобы мы вместе порадовались Светлому Христову Воскресению. Я к празднику прибралась чисто, накрыла на стол:

Вот у нас куличик – золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке!

Пир – как в сказке!

Потому, что праздник – светлая Пасха!

В.Афанасьев

Пасха – самый главный, самый торжественный, самый радостный праздник. Отмечается он каждый год в разное время. Бывает Пасха ранняя, «на снегу», с ручьями, бывает поздняя, «зелёная», с молодой травкой и первыми листочками, но всегда это торжество Весны и пробуждение жизни.

Хозяйка: Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев (в это время к Хозяйке подходят 3 детей)

1 ребёнок: Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

2 ребёнок: Ярче утренний восток,

Как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи.

3 ребёнок: Солнца лучик – словно нить

Между небом и землёю,

Будут верить – будут жить

Люди дружною семьёю.

Е.Шаламонова

Дети поют песню «Здравствуй, лучик солнечный» муз. М Быстровой, сл. Е.Матвиенко

Хозяйка: Пасха – это праздник в честь Воскресения Иисуса Христа, праздник в честь возвращения его к людям. Когда Иисус жил на земле, он творил добрые дела: исцелял больных, помогал бедным. А главное – он учил быть добрым, прощать обиды и любить всех людей на земле.

(На большой экран с помощью проектора выводится запись об Иисусе Христе. В конце записи звучит колокольный звон)

Хозяйка: О чем звонят колокола?

О мире на планете,

К любви и дружбе призвала

Молитва на рассвете.

4 ребёнок: Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

5 ребёнок: Будто ангельское пенье

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

В. Шамонин

6 ребёнок: Вот и Пасха к нам пришла –

Праздник милый для меня!

Много радости принёс,

А печали он унес.

7 ребёнок : Над лугами и полями

Светит солнышко над нами.

Долгожданная весна

Нам день Пасхи принесла!

8 ребёнок: На столе кулич душистый,

Горка крашеных яиц.

В этот праздник, светлый, чистый

Не увидишь хмурых лиц.

9 ребёнок: Говорят: «Христос воскресе!»

Да, воистину воскрес!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям Он сошел с небес.

10 ребёнок : Жив Христос, и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром!

Дети исполняют песню «Есть надежда» муз. Н.Елисеева, сл. Н.Елисеева, Е.Фроловой

Хозяйка: В Пасху верующие люди ходят в Храм. Пасхальная служба – особенная, праздничная, торжественная. К полуночи весь Храм освещается свечами. Звучат торжественные песнопения. Священнослужители в светлых нарядных одеждах, расшитых золотом, парчой, под колокольный звон, совершают крестный ход. Ровно в полночь священник провозглашает: «Христос воскресе!» Люди отвечают: «Воистину воскресе!».

(На экран с помощью проектора выводится запись Пасхальной службы в Храме Христа Спасителя)

Хозяйка: (по окончании записи) На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им «Воистину Воскресе».

В Храм люди приносят куличи, крашеные яйца, которые священник окропляет святой водой. (берет поднос с крашенками, раздает детям)

«Дорого яичко к Христову дню» — говорит православный русский народ. Без красного яйца нельзя представить себе светлого праздника. А почему мы раскрашиваем яйца и дарим друг другу? Потому, что яйцо – символ новой, чистой, светлой жизни, символ надежды.

9 ребёнок: Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу –

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем,

И скажу: «Раскрасил сам!»

Е.Шаламонова

Хозяйка: На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. Каждый рисунок что-то обозначает: мотылёк – символ лёгкой жизни, фасоль – к удачному замужеству, солнце – символ счастья.

Крашеные яйца принято дарить друг другу всю пасхальную неделю. А с какими пожеланиями вы будете дарить пасхальные яички своим друзьям?

К центральной стене выходят 4 детей. У них в руках раскрашенные яички.

Девочка: Яйцо – символ солнца,

Любви и надежды!

Нарядим яйцо

В пасхальные одежды!

Мальчик: Своему дружку Егорке

Нарисую мотылька.

Без отцовской пусть без порки

Будет жизнь его легка.

Девочка: Ну а я подружке Оле

Разрисую все фасолью.

Будет ей жених богатый,

Симпатичный, конопатый.

Мальчик: А соседским близнецам

Нарисуем солнце.

Пусть заглядывает чаще

Солнце к ним в оконце!

Хозяйка: На Руси верили, что освященное яичко убережет от болезней, бед и невзгод. А русский народ придумал много игр с крашенками.

Хозяйка: Девчонки да мальчишки!

Озорные ребятишки!

Выходите поиграть,

Яйца красные катать!

Хозяйка: Самые быстрые, самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Моё задание очень несложное,

Для любого вполне возможное:

Берёшь яйцо, кладешь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Кто первый прибежал –

Тот победителем стал!

Игра «Пасхальное гнездышко». Это игра-эстафета, в которой участвуют две команды. Дети каждой команды переносят в деревянной ложке пасхальные яички, каждая команда – в свое пасхальное гнездышко. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее и аккуратнее.

Хозяйка: С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и стар, и млад, катались на качелях, водили хороводы, на улицах играли в народные игры, пели народные песни.

Песня «Бай, качи, качи»

Хозяйка: Хорошо весной гулять

Пасху красную встречать

На весенний выйдем луг,

Становитесь, дети, в круг.

Кто плясать не боится?

Выходи веселиться!

Я приглашаю вас на весёлый русский танец «Заинька».

Ребёнок: Расступись-ка народ,

Заведём мы хоровод!

Танец с ложками «Заинька». Песня из репертуара ансамбля «Ивана Купала». Композиция и постановка танца Е.Фроловой.

Хозяйка: Пасха – весёлый, радостный праздник. Все православные люди спешат поздравить друг друга со светлым праздником, пожелать добра. Близких можно навестить или позвать в гости, а тем, кто живет далеко, можно позвонить по телефону или отправить пасхальную открытку. Как радостно получить такое поздравление!

Ребёнок: Вот скрипнула калитка,

А вот и трель звонка…

Пасхальная открытка

Пришла издалека.

Она из дальней веси

Несла пасхальный свет

И слов «Христос Воскресе!» —

Ликующий привет.

Она добром лучится,

Как солнцем Храма крест, —

Её как будто птицы

Несли из дальних мест.

Они спешили с вестью,

Важней которой нет:

Для нас «Христос Воскресе!» —

Небесной жизни свет.

В.Афанасьев

Воспитатель: Я предлагаю подарить нашим гостям на память пасхальную открытку. Пусть каждый из вас придумает свой узор, вложит в неё всю свою любовь и доброту. Дети садятся за столы.

На экран выводится слайды, звучит песня «Христос Воскрес!». Дети изготавливают открытки.

По окончании работы дети встают у центральной стены с открытками.

Звучит песня Б. Березиной «Христос Воскрес!» Дети под музыку дарят открытки гостям. По окончании песни дети садятся на стульчики.

Хозяйка: Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес.

Радуйтесь, все христиане!

Радуйтесь, Христос воскрес!

(Берёт поднос с угощением: пироги, конфеты, печенье)

Вот, ребята, вам угощение.

Угощайтесь и радуйтесь Светлому Христову Воскресению!

Один из гостей : Примите за пенье

И от нас угощенье.

С Пасхой вас!

С Христовым воскресением!

(Гости угощают детей шоколадными яйцами)

Елена Куприянова
Проект для детей средней группы. «Светлая Пасха»

О проекте

Тип проекта : информационно-творческий, совместный

Вид проекта : групповой .

Продолжительность : краткосрочный (25.04 -29.04.)

Возраст : 4- 5 лет.

Участники : воспитатели, дети средней группы , родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей :

«социально-коммуникативное развитие» , «познавательное развитие» ,

«художественное-эстетическое развитие» ,

«речевое развитие» .

Актуальность

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста» , «от сердца к сердцу» .

Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Проблема :

Недостаточное представление детей о христианских праздниках и их обычаях.

Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через знакомство с традициями русского народа. Продумать собственное отношение к этому празднику.

Повысить интерес к обычаям, традициям, которые зародились много веков назад. Познакомить с историей возникновения традиции Пасхи , сформировать первоначальные элементы знаний. Познакомить с традиционной кухней Православного праздника. Развивать способность воспринимать литературные произведения, обогащать словарный запас. Развивать музыкальную культуру. Создать художественные работы, рисунки, композиции на тему : «Пасха – праздник Христова Воскресения» . Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей . Формирование кругозора.

Ожидаемый результат :

Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи , о его возникновении.

Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций.

Умение организовывать пасхальные игры , русские народные игры, на основе имеющихся знаний.

Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи .

Ход работы над проектом.

I этап - подготовительный

Определение темы проекта , постановка цели и задач.

Изучение методической литературы по данной теме.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

Перспективное планирование проекта

Выбор форм работы с детьми и родителями

Выбор основных мероприятий, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта .

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

II этап -основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о христианском празднике «Светлая Пасха »

Беседа «Светлый праздник пасхи » .

Лепка «Пасхальное яичко » .

Рисование «Пушистые цыплята» .

Аппликация «Готовимся к празднику»

Игры «Найди яичко» , «Катаем яйца» , «Чье яичко крепче?»

III этап – заключительный

Оформление результата проекта в виде презентации .

Выставка совместного творчества «Светлая Пасха » .

Приложение

Конспект занятия в средней группе на тему «Пасха »

Цель : рассказать детям о православной празднике пасха , познакомить с традициями русского народа

Материал к занятию : готовые изделия пасхальных яиц , силуэты яиц разного тона для детей , краски, кисти, салфетки, вода в баночках

Предварительная работа : вырезанные из белого листа по трафарету яйца, за тонированные гуашью разного цвета (цвет выбирают сами дети)

Ход занятия:

Воспитатель выносит детям корзинку с крашенными яичками и пасхальным кроликом . Спрашивает у детей что это такое нам принесли (ответы детей )

Воспитатель : Правильно ребята! Скоро праздник пасха .

Рассказ воспитателя : Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес. (слайд 1)

Пасху -это самый большой православный праздник. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". (слайд 2)

Пасха всегда очень торжественно отмечалась и люди ее считали "праздником праздников". В пасху слышны звоны колоколов. (слайд 3)

К Великой Пасхе хозяюшки очень тщательно и заранее готовились. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога , нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. (слайд 4)

В доме каждого на праздничном столе присутствуют традиционные блюда. На стол обязательно ставится кулич, крашеные яйца. До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать. (слайд 5)

Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо . На Пасху существует традиция , обмениваться красным яйцом, говоря «Христос Воскресе!» и отвечая «Воистину Воскресе!» . (слайд 6)

Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет

(слайд 7)

Яиц заготовить надо было много : для веселых игр, для подарков друзьям и родным. Вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами . (слайд 8)

Крашенки- это окрашенное варенное яйцо (слайд 9)

Писанки- это яйцо, покрытое разноцветными узорами. (слайд 10)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

За столы обратно сели

Глазки крепко закрываем.

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

Воспитатель : Показываем готовые изделия, образцы яиц и их рассматриваем. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором . Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца ?

Чем вам нравятся яйца на выставке? Какой узор нанесен на яйца? Какие краски нужно брать для росписи яиц?

Росписываем пасхальные яйца : «Украшаем пасхальные яйца »

Пасхальные игры

1. «Чоканье яиц»

Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо

соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.

2. «Раскручивание яиц»

Ребята по команде раскручивают крашеные яйца.

Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

3. «Найди яйцо»

На столе два перевёрнутых стаканчика. Один участник кладёт яйцо под стаканчик. Другому участнику надо угадать, где находится яйцо.

4. «Катание яиц»

Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка» .

По команде участники должны прокатить яйцо по горке.

5. «Сталкивание яиц»

По команде участники направляют крашенные яйца по дорожке навстречу

друг к другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.

6. «Битва яиц»

Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими

концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба

Беседа на тему : «Светлая Пасха »

Задачи : Познакомить детей с православным праздником «Праздник светлой пасхи » , с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Пробудить интерес детей к народной культуре . Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи , интерес к истории праздника, эстетические чувства.

Ход занятия:

Перед беседой проводится «этическая» зарядка «Делай как я» (улыбка - хмурые лица; ласковый жест - пригрозить пальцем; взяться за руки).

Воспитатель : Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна. У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник - светлое Христово Воскресение, Пасху Господню .

Как люблю я праздник Пасхи !

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько :

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу : «Раскрасил сам»

Ребята как вы думайте что такое пасха (ответ детей )

1 мая мы будем встречать христианский праздник - Пасха . Этот праздник – победа жизни над смертью,праздник любви, мира и светлой жизни . Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха .

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной , светлой , святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся.

Хороводная игры : «Ты по кругу пройди, себе друга найди»

Ребята как вы думайте почему мы красим яйца (ответ детей )

Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес» , в ответ звучало «Воистину воскрес» , трижды целовались, дарили друг другу красивыеяйца. Этот обычай очень давний, Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей ) .

Призадумалось яйцо :

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и доброта.

А знаете ли вы, ребята, что пасхальное яйцо имеет огромную силу. В старину говорили : если положить пасхальное яйцо в зерно - будет хороший урожай, что с помощью пасхального яйца можно вылечить человека, а если яйцо оставить до следующей Пасхи , то оно может исполнить желание.

(дети загадывают желание мысленно, воспитатель предлагает оставить яйцо до следующей Пасхи )

Ребята давайте поиграем в игру : «Найди спрятанное яйцо» . Я в группе спрятала яички , кто больше яиц найдёт, тот и победитель.

Пасхальная игра : «Кто найдёт больше яиц»

Наше беседа подошло к концу. И я ещё раз поздравляю всех вас со светлым праздником Пасхи ! Я хочу, чтобы в ваших сердцах навсегда поселились добро, тепло, свет , чтобы вы как ласковое солнышко дарили всё это тем, с кем вы дружите, живёте! Радости и удачи вам ребята!

Лепка «Пасхальное яйцо »

Цель : развивать интерес у детей к лепке , аккуратно пользоваться пластилином, учить скатывать пластилин в жгутики и формировать из них узоры, вызвать интерес к празднику "Пасха "

Ход занятия:

Ребята, скоро через несколько дней, в воскресение будет праздник "Пасха ". А как мы готовимся к этому празднику? Мы печем куличи и красим яички! Вы когда нибудь красили яички к празднику вместе с мамами? А давайте сегодня мы с вами сами, без помощи мам, украсим пасхальное яичко ?

Перед вами шаблон яичка и пластилин,

Вы можете при помощи пластилина украсить "яичко" так как вам хочется.

Итак, приступим :

Возьмите небольшой кусочек пластилина любого цвета и раскатайте с него жгутик, из жгутика можно сделать узор или скрутить его в круг и украсить "яйцо", еще из жгутиков можно слепить цветок.

Украшайте яичко как вам нравиться.

Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему «Пушистые цыплята» (метод тычка) .

Программное задачи :

1. Формировать умение выполнять выразительный рисунок, используя все доступные средства выразительности (передача позы, сюжета и т. д.) .

2. Закреплять знания основных цветов (красный, зеленый, желтый)

3. Учить правильно держать кисть с жестким ворсом и пользоваться ею

(держать тремя пальчиками за металлический наконечник, обмакивать только кончик ворса кисточки, лишнюю краску снимать о край баночки, промывать кисть, вытирать о тряпочку

4. Закреплять умение рисовать гуашью

5. Учить рисовать обратным концом кисти (тонкие линии и глазки)

6. Продолжать учить рисовать методом тычка

Воспитательные задачи :

1. Развивать интерес к рисованию

2. Развивать самостоятельность

3. Развивать умение слушать и следить за показом воспитателя

4. Аккуратно работать кистью

5. Воспитывать аккуратность

6. Воспитывать любовь к животным и птицам

Материалы и оборудование :

1. Половина тонированного альбомного листа с нарисованным контуром цыпленка

2. Краска гуашь (желтая, красная, зеленая и черная) .

3. Банка с водой.

4. Кисти с жестким ворсом.

5. Подставка под кисти.

6. Салфетка.

7. Игрушки– курочка, цыпленок.

8. Аудио запись песенки «Цыплята» .

10. Ватные палочки.

11. Магнитная доска.

12. Шаблоны (большой круг (тело, маленький круг с клювом (голова) .

13. Иллюстрации «Птичьего двора» .

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие (в соответствии с ФГОС)

Предворительная работа : чтение сказки К. И. Чуковского «Цыпленок и утенок» , лепка из соленого теста «Курочка с цыплятами» , рассматривание фотографий, рисунков с изображением цыплят, составление рассказа по картинкам, беседа «Чей детёныш» , «Домашние птицы» . Отгадывание загадок.

Ход занятия:

Дети входят в группу . Звучит музыка «Птичий двор» .

Воспитатель :Ребята, сегодня мы с вами в гостях у домашних птиц на птичьим дворе. Кажется я слышу чей то разговор… Кто бы это мог быть? Давайте тихонечко посмотрим, что там происходит?

Подходят к столу с декорациями : полянка, на полянке Курочка и Уточка с утятами. Воспитатель начинает сказку.

Уточка :Что с тобой, Курочка случилось? Что печалишься?

Курочка : Беда случилась. Задремала я крепко-крепко. А тем временем мои цыплятки червячков искали, зернышки клевали, веселились на солнышке.

Уточка :Так в чем же беда? Мои утятки тоже веселяться на солнышке.

Курочка : Видимо пришла лиса, да всех цыплят и утащила.

Уточка :Ух! Знаю я эту лису! Она мне тоже покоя не дает. Все поймать меня и моих утят хочет. Да я быстро бегаю!

Курочка : Как же мне быть? Как без цыплят домой возвращаться?

Уточка : Я бы помогла тебе, да только не знаю как. Может поищем их вместе, цыплят твоих? Посмотри, здесь нет? А здесь? Ой! А кто это здесь?

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок,

А зовут меня (цыпленок)

Курочка, смотри-ка, один нашелся. Ой, маленький, напугался.

Курочка : Только один и остался, а у меня их много было. Что же мне делать?

Воспитатель : Ребята, а может, мы с вами поможем Курочке? (да) А как? (нарисуем цыплят) .Берет цыпленка в руки. Бедненький, испугался. Какой он пушистый, мягкий. Давайте мы его рассмотрим. Потрогайте тихонечко. Какой он на ощюпь? Что есть у цыпленка? (туловище, голова) . А какой они формы? (круглые) . А чем отличается голова от туловища? (голова – маленькая, туловище большое) . Ну что, а теперь попробуем нарисовать этих пушистиков.

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Ты, курочка посиди, а я ребятам покажу, как рисовать пушистых цыплят. У нас есть уже готовые контуры цыплят, но как же их раскрасить их так, чтобы они были пушистыми! В этом нам поможет большая кисточка. (Предлагаю взять её, потрогать) . Она жесткая, колючая.

Эта кисточка шалунья, шалунья-попрыгунья и рисует она весело :

1. не любит умываться

2. любит быть чистой и сухой

3. краску набирает на самый кончик

4. рисует прыгая

Воспитатель показывает рисование жесткой кистью цыплёнка, обращая внимание на правильное положение кисти :

1. вертикально около железки

2. сначала прыгает по линии

3. затем внутри контура

А теперь ребята возьмите кисть и покажите, как вы будете рисовать

Показ детей сухой кистью

Воспитатель : Правильно, а теперь наберите на кисть жёлтую краску и начинайте рисовать туловище. Кто закончил, промойте кисти и положите на подставку.

Звучит спокойная музыка

Воспитатель :Давайте с вами поиграем в одну очень интересную игру!

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Воспитатель : Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к работе. Нашему цыпленку чего- тоне хватает… Чего не хватает цыплёнку, чтобы он мог бегать по траве, клевать пшено и червячков смотреть и петь песенки?

Ответы детей

Воспитатель : Правильно, нужно дорисовать лапки, глаза и клюв. Возьмите кисть, переверните ворсом вверх, мы будем рисовать концом кисти. Опустите острый кончик кисти в черную гуашь, наберите немного черную краску и дорисуйте цыплятам клюв, глаза, лапки. Кто-то может даже покормить своих цыплят. Дорисуйте ватной палочкой зернышки или червячков. (Показ примера) Нарисовали?

Ответы детей

Индивидуальная помощь : осанка, как держим кисть, как убираем лишнюю воду и краску с кисти.

Заключительная часть :

Воспитатель : Молодцы ребята, все справились с работой. Ну а теперь спросим, довольна ли наша курочка? Ведь вы очень старались, нашли её цыплят.

Курочка : Спасибо, ребята, какие у меня цыплята красивые! А вот этот, наверное, зернышки клюет, а этот – солнышком любуется (и т. д.) . Я очень-очень рада, что нашел всех цыплят. За вашу помощь я приготовила сладкий сюрприз для вас!

В конце занятия рассмотреть рисунки и отметить самых пушистых, кругленьких цыплят на коротких ножках. Предложить детям подумать и сказать, что делают цыплята на разных рисунках, придумать им имена.



Публикации по теме