Классный час ко дню матери. "Мама - ближе человека нет"

Классный час на тему «Мамины глаза»

Малышева Юлия Геннадьевна,социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», Пермский края Александровского муниципального района, п. Яйва.
Описание: Классный час по нравственному воспитанию для обучающихся 8-9 классов.Этот материал может быть использован при подготовке внеклассного часа, посвящённого теме материнства, а также при проведении таких календарных праздников, как 8 Марта и День Матери.
Цель: Формирование ценностного отношения к матери, человеку, подарившему тебе жизнь.
Подготовительная работа. За день – два попросить детей на четвертинке обычного листа бумаги на одной стороне написать вопрос № 1: «Когда ваши глаза бывают грустными?», на другой № 2: «Когда ваши глаза бывают счастливыми?» Листочки в конвертах отнести мамам, утром вернуть классному руководителю.

Ход классного часа:
Вступительное слово:

Учитель: Ее глаза, еще с рождения,
Я не забуду никогда,
Слеза, улыбка, пробуждение,
И мамы нежная рука,
Расту, ищу в глазах спасения,
И помощь будет как всегда,
В ее глазах я отражение
Всегда поможет, скажет да,
Руки твои уже уставшие
По стариковски седина,
Глаза твои много видавшие,
Все так же смотрят на меня...
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на классном часе, на котором мы будем говорить о самом близком для нас человеке – маме.
Мама, мамочка... Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым мы называем человека самого дорогого и единственного. Закройте глаза, прислушайтесь, и вы услышите мамин голос. Мамин голос – звонкий, как говорливый весенний ручеек.
Ее руки – как солнечные лучики, которые прикоснутся до вашей щечки, и вам становится тепло и приятно.
А какие глаза ….
Учитель: Ребята, а давайте заглянем в мамины глаза. Ведь по глазам можно узнать настроение человека, его самочувствие, отношение к тому, что он видит и слышит. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи, очи грозные, потому что в них и через них исходит правда, а ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок.
Давайте задумаемся над вопросом: Когда у мамы глаза бывают грустными?
Работа в микрогруппах.
учитель читает мамины листочки № 1 и просит детей отметить то, что они не назвали и о чём мама грустит.
Учитель: А теперь давайте задумаемся над вопросом: Когда глаза у мамы бывают счастливыми?
дети работают в микрогруппах, затем проговаривают в группе.
учитель читает мамины листочки № 2.

Учитель: Слово «мама» - особое слово. Оно рождается как бы вместе снами, сопровождая всю жизнь.
Учитель: Ребята, а вы пробовали когда-нибудь описать свою маму? Какой образ возникает у вас при упоминании слова «Мама»?
Словарная работа
1. Работа в микрогруппах. Составление словарной статьи к слову «мама».
Дети: МАМА – душа семьи, Дома.
- сама Благодарность;
- кладезь мудрости и терпения;
- организатор доброй погоды в доме;
- хранительница семейного очага;
- ласковое солнышко для детей и мужа;
- спутница в радости и горести дитя и супруга
Учитель: Очень много крылатых слов о матери, высказываний и афоризмов у выдающихся людей о матери. Вот послушайте, как говорили о маме известные люди.
Обращение к авторитетному мнению.
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение.
Бальзак Оноре де (1799 – 1850)
Счастлива та, кто гордится своим титулом матери, смотрит на своих детей, как на самое лучшее своё украшение.
А.Ф.Романова (1872 – 1918)
Учитель: А теперь я предлагаю послушать одну притчу.
Работа с источником. Чтение притчи.
Притча о матери, у которой не было глаза.
Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу, такой как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я как мог, скрывал ее от друзей.
Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. Ну, или мне так казалось. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.
Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.
Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.
Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю, как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая.
Но все-таки вскрыл. «Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама».

Задания для обсуждения:
Учитель: О чём эта притча? Что важного для себя вы извлекли из этой притчи?
Ответы детей.
Учитель: Многие из нас, глядя в глаза своей маме, не всегда могут выразить слова любви, благодарности и уважения. Иногда нам легче взять ручку, бумагу и передать свои чувства с помощью слов.
Я предлагаю вам взять бумажные сердечки и на одной стороне написать слова любви и нежности своим мамам, а на другой попросить прощения за поступок, которым вы обидели свою маму или огорчили ее.
После классного часа, когда вы придёте домой, вручите эти сердечки, обняв и поцеловав своих мам.
Учитель: Мать…. Их миллионы, и каждая несет в сердце подвиг – материнскую любовь. Каждый, если в нем есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать – моя мать», ибо нет предела ее нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, какая бы кровь ни заставляла биться ее сердце. Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы и на всех окружающих, зло погибло бы под чистым, могущественным лучом солнца, Вы все знаете слова из песни: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда, но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые бы оказались бы сильнее самой смерти.
Учитель: И в конце, я хочу пожелать вам, ребята, думайте больше о ваших матерях, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока. Каждая мама мечтает, чтобы, вы были хорошими людьми. И пусть на глазах у ваших мам выступали только слезы радости за вас. И закончить наш разговор мне бы хотелось стихотворением Р.Гамзатова «Берегите матерей».
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Оберегает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвётся к звёздам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит -души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет,-
Встаньте люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.
Слово это- зов и заклинанье,
В этом слове сущего душа.
Учитель: Спасибо за внимание!

Классный час посвящённый Дню Матери

Цель: развитие нравственно-моральных качеств учащихся через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношение к матери, воспитывать уважение материнского труда, любовь к матери.

Оборудование: музыкальные фрагменты из детских фильмов, песни о мамах, видеоролик “Наши мамы”, сочинения детей о своих мамах.

Ход классного часа

Звучит песня из детского фильма “Мама”:

“Мама - главное слово в детской судьбе

Мама – жизнь подарила и мне и тебе!”.

Ведущий:

…За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты пока будешь называть его – МАМА.

Ведущий:

День Матери – достойный добрый праздник!

Который входит солнышком в семью.

И так приятно каждой нашей маме,

Когда ей честь по праву воздают!

Учитель: С недавнего времени в России стали отмечать День Матери - как праздник материнства, добра и теплоты! И сегодня мы хотим поговорить о том, что значит в жизни каждого из нас мама.

Когда спросили маму первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина, что такое счастье?

Она ответила: “Когда мама может гордиться своими детьми”.

Поздравляя свою маму с днём рождения, первый космонавт планеты сказал:

“Спасибо, тебе, мама, что приучила нас с детства трудиться. Приучила каждое дело делать на “отлично”. Это в жизни главное”.

Учитель: Когда мама гордиться своими детьми?

(Ответы учащихся: когда дети послушны, трудолюбивы, хорошо, старательно учатся, стараются не огорчать маму.)

И если мы будем делать своё дело хорошо и честно, значит, мы достигнем своей цели в жизни, и наши матери будут нами гордиться.

Ведущий: Сегодня мы расскажем вам о том, какой может быть материнская любовь.

Инсценировка корейской сказки “Материнская любовь”

(Несколько учащихся в лицах рассказывают сказку)

Давным - давно в деревне жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Они были и вкусные и красивые, всегда одинаковые, ровные, пышные. Никто в деревне лучше её не пёк, все соседи покупали хлебцы только у неё. Так и жили они, сводя концы с концами.

Был у них сын, которого любили родители больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула беда: тяжело заболел отец. Умирая, сказал он жене:

Отец: Пусть наш сын будет учёный, и тогда все его станут уважать.

Когда сыну исполнилось семь лет, мать сказала:

Мать: “Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время письмо, выучишь лучшие стихи, постигнешь разные науки. После этого ты сможешь выдержать экзамен и станешь учёным, как хотел отец”.

Мать: “Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты сдал экзамен?”

Сын: “Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся раньше времени”.

Мать: “ Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов!”

Мать: “Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я печь хлебцы”.

И с этими словами она вновь зажгла светильник. Сын показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые и неровные.

Мать: “Посмотри на мои хлебцы!”

А мать положила на плечо сына руку и промолвила:

Мать:“ Возвращайся в школу и приходи домой, когда будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать”.

(Мальчик идёт по дороге, плачет, пугаясь диких зверей и преодолевая все препятствия)

Сын шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его.

Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны - один к одному, один к одному!

Сын: “Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!”.

Она открыла дверь и снова увидела сына. Сын протянул к матери руки, но мать сказала:

Мать: “Все ли науки ты постиг, что пришел домой?”

Сын: “Все!”

Сын: “Можете зажечь свет!”

Мать: “Как я ждала тебя, сынок! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!

“Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать все хорошо и честно. А кто делает все хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет!”

Учитель: Вы посмотрели этот маленький спектакль, и я надеюсь, что каждый осознал для себя, какой ценой достиг человек успеха.

Мне хочется сказать словами поэта Николая Заболоцкого:

“…Не позволяй душе ленится,

Чтоб воду в ступе не толочь

Душа обязана трудиться и день и ночь!!!”.

А сейчас наши ребята прочтут стихи, о том, как важно быть внимательным друг к другу.

Дети читают стихи, посвященные матерям.

Наши матери

На заре вы спешите в школы,

Синим вечером – на катки.

Для занятий, для игр веселых

Дни вам кажутся коротки.

Жарким летом над речкой горной

Или в роще, где тишь и тень,

По утрам запевают горны,

Славя новый счастливый день!

Нам живется легко и просто

Оттого, что своим трудом

Наши матери, наши сестры

Защищают наш мирный дом.

Оттого, что с отцами рядом.

Неизменно они в строю,

Оттого, что все силы рады.

За Отчизну отдать свою.

Мир для нас защищать готова,

Смелым сердцем любая мать.

Мы за это ей дадим слово –

Все такими же в жизни стать!

Учитель: Каждое утро восходит солнце, но первое что видит каждый из вас – это лицо мамы. И оно для нас самое красивое, самое родное. Дети рассказывают о самых красивых мамах на свете.

1. В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта

Утро доброе у нас,

Добрый день, и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

2. И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это мама!!!

3. Красивые мамы – на свете вас много,

В глазах вы глядите открыто и прямо

В какую бы даль ни звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

4. Мы маме так редко приносим букеты

Но каждый так часто ее огорчает

А добрая мама прощает все это

Красивая мама все это прощает.

5. Под грузом забот не сгибаясь упрямо

Она выполняет свой долг терпеливо

Красива по-своему каждая мама

Любовью своей материнской - красива!!!

Учитель: Самый дорогой человек для нас на свете – это мама. Давайте, как можно меньше доставлять ей огорчений и волнений, больше маму радовать, приносить хорошие вести из школы, чаще говорить ей, как вы её любите, беречь, а если случится, что виноваты, подойдите к маме, посмотрите прямо в глаза и скажите маме “Прости!”

Видеоролик о мамах.

Заключительное слово учителя, поздравление с праздником, самые добрые пожелания всем мамам!

Звучит песня “Солнечный круг”. Все выходят к доске и цветными мелками пишут слова: “Пусть всегда будет солнце!”...


День матери. Празднично-развлекательная программа. 10 класс.

Простое, казалось бы, слово…

Высказывания на доске:

Спасибо, Мама, за тепло и доброту. Спасибо за любовь твою без края. Я Бога за тебя благодарю. Спасибо, что ты есть, моя родная

Мама - лучшая из Лучших.

- Любите маму, она одна на свете, кто любит вас и беспрестанно ждёт. Она всегда с улыбкой доброй встретит, она одна простит вас и поймёт!!!

Цели: - воспитание отзывчивого,чуткого, заботливого отношения к женщине-матери;

Закрепление позитивного опыта неформального общения;

Создание атмосферы взаимопонимания и доверия между мамами и детьми

1 Ведущий

«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира - от матерей» - писал Максим Горький. Самое прекрасное слово на Земле - Мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. У мамы самые добрые и нежные руки, они все умеют. Руки матери качали вас в колыбели, когда мы были маленькими. Повторяя движения губ матери, мы произнесли первое в своей жизни слово: – «Мама!»

Учитель

Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей ручке был привязан номерок из клеенки. На нем были написаны фамилия, число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес.Кому из вас мама показывала этот номерок - вашу самую первую?

Тогда ваша мамочка первый раз взглянула на своего малыша - и поняла, что ее ребенок -самый лучший, самый красивый и самый любимый.

Сейчас вы подросли, но мама любит вас все так же крепко и нежно.

Мамы будут любить вас ровно столько, сколько будут жить на свете -

помните об этом всегда! Вам всегда будет нужна мама, ее ласка, ее взгляд.

И чем больше ваша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь!

2 ведущий

Мама! Вслушайтесь, как гордо звучит это слово!

День матери в нашей стране – праздник особый. Это праздник любви, нежности и добра, праздник вечности – ведь любовь матерей нескончаема, всеобъемлюща и бескорыстна. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

1 ведущий

Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Учреждение этого праздника отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству. Этот праздник является объединяющим все слои российского общества на идеях добра и почитания женщины-Матери, достойной этого имени.

1 ведущий

В Бразилии распространены большие семьи, с тремя-четырьмя детьми, поэтому нетрудно представить, каким сердечным и важным стал такой день.

2 ведущий

В этот день все дети Италии несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб еще раз выразить им свою любовь и благодарность.

1 ведущий

Мама старается вовремя предостеречь нас от неверного шага или дурного поступка. Будьте чутки и внимательны к ней. А если порой мама бывает с нами строга, поймите ее верно. Это потому, что она желает нам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережны к этой любви. Не оскорбляйте ее непослушанием, резким словом, случайной грубостью.

2 ведущий

Мама берет на себя двойную работу, чтобы мы смогли учиться. Некоторые из нас считают, что так и должно быть, но если ты любишь свою маму, не верь в то, что ей не нужна твоя помощь, встань рядом, помоги, устань вместе с ней. Она будет счастлива. Если вы хотите сделать маму самым счастливым человеком, поступайте так, чтобы она радовалась и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!».

Ученик:

Ответственна ее работа,

Быть мамой – это сложный труд!

Ежесекундная забота –

Ее все помнят, любят, ждут.

Нам мамы многое прощают,

Не обижаясь, не браня.

Лишь терпеливо объясняют,

Не осуждая, не виня.

Где столько силы и терпенья

Берут все мамы на земле?!

Чтоб скрыть тревоги и волненья

И счастье дать тебе и мне!

Спасибо, мамочка, за нежность,

Твою святую доброту!

Любви вселенскую безбрежность,

Терпенье, такт и теплоту!

Ведущий:

В раннем детстве родители любят детей безоглядной любовью. Позже – сдержанность, а порой резкость. Мама часто вас ругает, переживает за вас, потому что ей не безразлична ваша судьба.

А было ли с вами такое: вскипает обида, и наговорите столько несправедливого и обидного, что поправить потом трудно. Мама плачет, в доме пахнет валерьянкой…

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтобы от раскаянья не плакать,

Вовек нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Ф. Алиева.

Ведущий:

Надо беречь и щадить здоровье самых близких нам людей. И как бы вы не пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к родным людям

Ученица

Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит,

А только будет повторять:

«Не простудись – сегодня ветер».

Легче всего обидеть мать.

Пройдут века,

Мы станем старше

Но кто-то губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«легче всего обидеть мать».

И, может быть, его услышат.

Задание.Письмо.

Вспомните ситуацию, когда вы обидели маму, скажите или напишите об этом,попросите у нее прощение.

Ведущий:

Да, родители на наших глазах стареют. Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, эквивалентную подъему груза весом в 18 тонн на высоту 227 км. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания родителям, их здоровью, самочувствию.

Ученик:

Любите мать, пока она смеётся и теплотой горят её глаза.И голос её в душу вашу льётся,святой водою,чистой,как слеза.Любите мать-она одна на свете,кто любит вас и беспрестанно ждёт.Она всегда с улыбкой доброй встретит,она одна простит вас и поймёт...

Ведущий:

Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые слова дочери или сына.

Учитель:

А мы проводим конкурс. Он называется «Переводчик»
Приглашаются следующие шесть мам. Дорогие мамы, вы помните то время, когда мы были маленькими и только учились говорить. Вспомните первые смешные слова ваших детей, назовите их А мы их отгадаем.

Мамы по очереди вспоминают и копируют своих детей, когда они были маленькими.

Ученик

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню.

За что тебя я, родная, люблю?

За небо, за ветер, за воздух вокруг.

Люблю тебя, мама,

Ты - лучший мой друг.

Ученица

Своей я маме посвящаю свои победы и удачи!
К своей я маме прибегаю, когда бывают неудачи.
Она поймёт меня, рассудит, всегда поможет мне советом,
Я только маме доверяю свои сердечные секреты!
Когда я стану чуть постарше, и у меня родятся дети,
Я постараюсь объяснить им, что лучше мамы нет на свете!
Я не хочу сейчас со сцены сказать побольше слов красивых,
Мне просто хочется, чтоб мама была здоровой и счастливой

Ученица:

Без сна ночей твоих прошло немало,

Забот, тревог за нас не перечесть,

Земной поклон тебе, родная мама

За то, что ты на белом свете есть.

Конкурс “Мамина рука”

Сколько добрых, ласковых слов сказано о маминых руках. Они моют, готовят, стирают. Ещё они лечат, успокаивают, ласкают. Смогут ли наши дети узнать руки своих мам? Задание: с закрытыми глазами узнать мамину руку на ощупь.

Конкурс «Угадайте ребёнка по макушке»

Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама Все тревожится за нас.

Нас баюкала, кормила,

У кровати пела нам.

Первой нас она учила

Добрым, радостным словам.

Анкеты.

Мы сейчас с вами проверим, как вы хорошо знаете своих мам.(Заполняют дети)

Конкурс «Пантомима»

Когда мы разучивали с мамами первые в своей жизни стихи, они помогали нам лучше их запомнить! Когда дети путали строчки, мамы нам подсказывали с помощью мимики и движений. Сейчас каждая мама получит отрывок детского стихотворения. Не говоря ни слова, пантомимой она должна показать, о чём идёт речь в стишке, а её маленький ребёнок должен вспомнить строчки.

Раздаются карточки с отрывками детских стихов

«Я люблю свою лошадку…» «Зайку бросила хозяка…»

Конкурс “Объяснялки” (участвуют мама и дети)

Кухня не только место, где готовят еду, а нечто большее. Здесь вечером за одним столом собирается вся семья, за чашкой чая обсуждаются семейные дела. Без кухни невозможно представить домашний уют. Согласитесь, приятно, открыв дверь своей квартиры, ощутить запах свежих пирогов, услышать мелодичный шум кипящего самовара. Подмечено, кстати, что в семьях, где традиционны семейные трапезы, меньше ссор, разводов, больше уважения друг к другу и взаимопонимания. Сейчас мы посмотрим, как вы сумеете понять друг друга.

Задание – без слов с помощью жестов, дети объясняют, какое блюдо они готовят маме. Раздаются конверты, в которых вложены названия блюд.

Упражнение «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой.

Учитель:

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Спасибо вам!..

Ученица.

Спасибо мамочка, что жизнь мне подарила Спасибо от души я говорю За то, что ночи не спала, меня растила За все за все тебя благодарю Спасибо мамочка за все тебе спасибо Прости меня, что причинила боль Я знаю, в жизни делала ошибки Я знаю,изменилась став другой Спасибо за любовь твою без меры За твое сердце руки и тепло Ведь в трудный час твоя хранила вера И помогала,если было тяжело Ты свое счастье в жизни заслужила Лишь за тебя я Господа молю Спасибо, что мне счастье подарила Живи подольше, ведь я так тебя люблю.

Учитель:

И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка, и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Ученицы:

Сейчас я хочу обратиться к вам, ребята!

Прошу вас, берегите матерей.
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: Мать готова отдать
Свою ласку вам, нежность и душу.
Мать возьмёт на себя вашу боль,
Все терзанья, сомненья и муки!
Мать положит в дорогу хлеб – соль,
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите!
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите!
Не оставьте их без участья.
Сей наказ, вы запомните, дети!
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.

Награждение мам медалями.

Ритуал завершения праздника. Все участники праздника садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят:- Мама, я тебя люблю, ТЫ…….

«Я люблю свою лошадку…»

«Зайку бросила хозяка…»

«Мама спит, она устала. Ну и я играть не стала…»

Картошка пюре

Яичница с помидорами

Пельмени

Ведущий:

Встаньте, все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это с роду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове - сущего душа.

Это искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто

жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!.. я произношу его МАМА!

Ах, как хочется вернуться в безмятежность детских дней
И доверчиво прижаться к доброй мамочке моей!
Рассказать свои тревоги, знаю: мама всё поймёт.
Успокоенно услышать:"Не волнуйся, всё пройдёт!"

Улетело наше детство, не вернётся никогда.
Мы взрослеем и стареем, только это не беда.
Через годы, расстоянья ощущаю вновь и вновь
Как меня оберегает материнская любовь.

Я сама давно уж мама. Годы спуску не дают.
Дети все свои тревоги мне доверчиво несут.
Успокою, как сумею. Но секрет не утаю:
Знаю: маминой любовью я детей своих люблю.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Машина, которая ровняет дорогу (каток).

    Самая маленькая птичка (колибри).

    Её наклеивают на конверт (марка).

    Высокий столб для паруса на корабле (мачта).

    Лошадиный символ удачи (подкова).

    Её надевают военные, шахтёры, пожарники (каска).

    Рубашка из железных колец (кольчуга).

    Сухие стебли пшеницы, овса (солома).

    Сильный ветер на море (шторм).

    Ловко скачет на лошади в цирке (наездник).

    Появляется на железе из-за сырости (ржавчина).

    Ими ловят бабочек, стрекоз, рыбок (сачок).

    Изобретатель акваланга (Кусто).

    Ночью указывает путь кораблям (маяк).

    Плоская, как тарелка, живёт на песчаном дне моря (камбала).

    Залог здоровья (чистота).

    Что скрывает карнавальная маска (лицо).

    Требование, которое нужно выполнить (приказ).

    Русский струнный народный инструмент (балалайка).

    Торжественное важное обещание (клятва).

    Очень запутанная дорога (лабиринт)

Вопросы анкеты:

  1. День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.

    Мечта мамы.

Вопросы анкеты:

    День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.

    Мечта мамы.

Вопросы анкеты:

    День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.

    Мечта мамы.

Вопросы анкеты:

    День рождения мамы.

    Любимое время года.

    Любимый цветок.

    Любимый исполнитель.

    Любимое блюдо.

    Любимое занятие.

    Любимый цвет.

    Любимый праздник.

    Любимый вид отдыха.

    Классный час: "День матери".

    Цели:

    1. Воспитывать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме.

    2. Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи.

    3. Развивать творческие способности, речь учащихся.

    Ход классного часа.

    День матери - один из тех праздников, которые боятся случайно пропустить в суете повседневных забот. Этот праздник посвящен самой любимой и самой главной женщине, подарившей возможность жить и радоваться жизни. Официально День матери в России начали отмечать в 1999 году, но самые первые упоминания о празднике можно обнаружить в истории древнего мира.

    День матери в истории и культуре разных стран.

    Почитание матерей много веков назад существовало еще в Древней Греции. Жители этой сказочной страны поклонялись в один из весенних дней Гее - матери всех богов. Древние кельты чествовали в праздничный день богиню Бриджит, а у римлян существовал трехдневный мартовский праздник, в который они воспевали родительницу своих покровителей - Кибеле.

    В Англии еще в далеком 17 веке было принято отмечать Мамино воскресение, провозглашенное королем Генрихом III. В каждое второе воскресенье Великого поста упорхнувшие из семейного гнезда дети, работающие в богатых домах, должны были навещать родителей с подарками и гостинцами, купленными на заработанные самостоятельно деньги. В честь материнского праздника работодатели предоставляли всем желающим законный выходной день.

    В Америке существует своя история появления трогательного праздника. Его основательницей считается Джулия Уорд Хоу, опубликовавшая в 1870 году Прокламацию Дня матери. К сожалению, всеобщей поддержки ее инициатива не получила. Скорее всего, причина этого была в том, что Джулия позиционировала роль матери только в качестве борца за мир.

    День матери в современной России.

    С 1999 года этот трогательный праздник стал одним из самых обожаемых в каждой российской семье. В этот день душевные поздравления сыплются в адрес любимых матерей и женщин, которые носят младенца под сердцем. К празднику дети всех возрастов готовят сюрпризы. Малыши мастерят подарки своими руками и рисуют красивые открытки. Повзрослевшие дети навещают родителей с гостинцами, цветами и полезными презентами.

    В этот день повсеместно проходят праздничные концерты, конкурсы, фестивали, выставки, посвященные матерям. По телевидению транслируют душевные фильмы и праздничные передачи. В школах и дошкольных детских учреждениях проводят утренники и тематические вечера. В социальных сетях и на форумах счастливые женщины поздравляют друг друга, а любящие дети осыпают их виртуальными букетами, красочными картинками и красивыми стихами.

    Загадка о матери.

    Кто теплее солнца обогревает?

    Мама.

    Наш классный час сегодня мы посвятим матерям.

    Дети поют песню о “Маме”.

    Мама (слова А.Шульгиной, музыка В.Гаврилина)

    Руки усталые тихо опущены,
    Волосы русые в узел завязаны.
    Тихая моя,
    Нежная моя,
    Добрая моя,
    Мама.
    Всё мне мерещатся годы бывалые,
    Юности прожитой кофточка алая.
    Тихая моя,
    Нежная моя,
    Добрая моя,
    Мама.
    Как уберечь тебя, как защитить тебя,
    Как удержать тебя в дни быстротечные.
    Тихая моя,
    Нежная моя,
    Добрая моя,
    Мама. Мама.

    Слова Ю.Энтина, музыка Ж.Буржоа.

    1. Так бывает ночью бессонною
    Мама потихоньку всплакнёт,
    Как там дочка, как там сынок?
    Лишь под утро мама уснёт.

    Припев:

    Мама – первое слово
    Главное слово в каждой судьбе.
    Мама жизнь подарила,
    Мир подарила мне и тебе.

    2. Так бывает – если случится вдруг
    В доме вашем горе – беда,
    Мама – самый лучший, надёжный друг
    Будет с вами рядом всегда.

    Припев:

    3. Так бывает – станешь взрослее ты
    И, как птица ввысь улетишь.
    Кем бы ни был ты, знай:
    Что для мамы ты
    Как и прежде, милый малыш.

    Припев:

    Стихотворение о маме.

    Константин Бальмонт “Женщина”

    Женщина – снами, когда мы рождаемся,
    Женщина – с нами в последний наш час,
    Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
    Женщина – радость раскрывшихся глаз.
    Первая наша влюблённость и счастье,
    В лучшем стремлении – первый привет,
    В битве за право – огонь соучастья,
    Женщина – музыка. Женщина – свет.

    О ком это стихотворение?

    Какие здесь строчки о матери в жизни человека и в его духовном развитии не всегда, к сожалению, осознаётся нами в полной мере.

    Все строчки стихотворения от начала до конца посвящено женщине – матери, это гимн ей!

    Слово о матери.

    1. Интервью “Мама – самый близкий человек”. (Дети рассказывают, какую роль имеет мама для них)

    2. Перед классным часом, накануне, дети пишут сочинение “Самый близкий человек”.

    Зачитываются лучшие сочинения.

    Самый дорогой человек – это мама. Мама очень хорошая, добрая и красивая. Иногда нас мама ругает, но это справедливо. Я никогда не обижаюсь на неё. Когда мы болеем, мама всегда старается облегчить нашу боль: говорит нам ласковые слова и от этого нам легче и мы выздоравливаем. Мама – хороший друг, понимает и всегда поможет в трудную минуту. Я её очень люблю!

    Мой самый близкий человек, конечно, мама. Мама научила меня ходить, говорить. Вместе с мамой я познавал окружающий мир. А как мне нравилось, когда мама пела колыбельные, рассказывала сказки! Именно мама может помочь в трудную минуту. Я очень люблю свою маму!

    Какое счастье иметь маму и папу. Как много детей на белом свете страдают и не знают родительской ласки, доброты и семейного уюта. Я очень счастлив, что у меня есть моя семья: мама, папа, брат и сестра, и ещё дом, где мне тепло и уютно в любую погоду. Я люблю своих родителей.

    У меня есть самый дорогой мне человек – моя мама. Она ласковая, добрая и внимательная. Моя мама красивая, справедливая и строгая.

    Мама добрая, красивая, умная. Я люблю свою маму!

    Мама очень красивая, умная, обаятельная. Я очень люблю свою маму за то, что она подарила мне жизнь.

    В моей семье я люблю всех одинаково. С мамой и папой я делюсь своими проблемами. Бабушка и дедушка заботятся обо мне. Когда я вырасту и у меня будет своя семья, мы будем очень дружны.

    Моя мама очень хорошая, но иногда злится на меня, но мы всё равно находим общий язык. Мама всегда мне поможет в трудную минуту. Я люблю свою маму!

    Мама – сердце моё. Мама за мной ухаживала, когда я был маленьким. Я вырос и тоже теперь помогаю ей. Она мной довольна. Мама – самый-самый лучший друг. Я люблю свою маму.

    Чтение высказываний писателей, философов о матери.

    1) Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери…

    М.Горький

    2) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

    В.Г.Белинский

    3) Это великое предназначение женщины – быть матерью, хранительницей домашнего очага.

    В.И.Белов

    4) Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать.

    А.Г.Алексин

    5) Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.

    Ю.Я.Яковлев

    6) Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости…

    В.М.Шукшин

    7) Горжусь … что имел подобную мать, ни о чём и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не светло, как о ней.

    И.А.Гончаров

    8) Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натурой… На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью.

    М.П.Чехова

    9) Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери.

    А.П.Чехов

    10) Великое чувство. Его до конца
    Мы живо в душе сохраняем.
    Мы любим сестру, и жену, и отца.

    Но в муках мы мать поминаем.

    Н.А.Некрасов

    11) Мать единственное на земле божество, не знающее атеистов.

    Э.Легуве

    12) Дайте нам лучших м а т е р е й, и мы будем лучшими людьми.

    Ж.П.Рихте

    Слово учителя об иконе “Богоматерь Владимирская”.

    Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах и на иконах.

    Слово “икона” - греческое; по – русски, оно означает “образ” (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. Одна из них – “Богоматерь Владимирская” - создана в первой половине XII века. По преданию, первые иконы Богоматери были написаны ещё при её жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука. Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта, издревле особо почитаемая на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.

    Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисуса защиты для всех нас. Младенец же Иисус изображён не только по-детски трогательным. Взгляд его исполнен мудрости и силы. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

    Стихотворение Александра Яшина “Молитва матери”.

    В комнате матери нет иконы,
    Она не бьёт никому челом,
    Ни ранним утром,
    Ни перед сном,
    Не отвешивает поклоны.
    Но светлую эту молитву,
    Мы видим в её глазах,
    Она звучит в её голосе,
    Денно и нощно.
    Заступница, дай мне большую душу,
    Сердце доброе,
    Око недремлющее,
    Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
    Руки крепкие, незлобивые,
    Очень трудно матерью быть!
    Не власти прошу,
    Не за деньги стою.
    Вдохни, сердобольная, в грудь мою,
    Столько любви и силы,
    Чтоб до могилы,
    На всю семью –
    На мужа, на сына, на дочь мою,-
    На каждый характер хватило,
    На все их сомнения
    И смятения,
    На спотыкания и причуды,
    На завихрения
    И остуды.
    Только любовь раскрывает сердца,
    Лишь перед ней отступает горе.
    Мне нужно очень много любви.
    Ты – мать,
    Ты меня понимаешь…

    Пословицы о матерях.

    Знакомство с русскими пословицами.

    При солнце тепло, а при матери добро.

    Мать кормит детей, а земля людей.

    Мать праведна – ограда камена.

    Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

    Молода жена плачет до росы утренней, сестра – до золота кольца, мать – до веку.

    Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец.

    Живы родители – почитай, померли – поминай.

    Какова матка, таковы и детки.

    Куда матушка, туда и дитятко.

    Без матки пчёлки – пропащие детки.

    Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт.

    Отца и матери на всю жизнь не хватит.

    Птица рада весне, а веста матери.

    Ребёнок без матери – что стол без скатерти.

    Материнская ласка конца не знает.

    Родную мать никем не заменишь.

    Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.

    Для матери ребёнок – до ста лет детёнок.

    Не та мать, что родит, а та, что ходит.

    Материнский гнев – что весенний снег:
    И много его выпадет, да скоро растает.

    Мачеха добра, да не мать родна.

    Образ матери в живописи.

    Репродукции:

    А.Г.Венецианов “На жатве. Лето”.

    К.П.Брюллов “Последний день Помпеи”.

    В.Е.Маковский “Свидание”.

    К.С.Петров-Водкин “Портрет матери художника”.

    (Учитель дополняет ответы детей)

    Образ матери в поэзии.

    Н. Мерзлякова. Мамочка!

    Мамочка, ты всех добрее,
    Всех лучше, красивее,
    Тебя люблю я больше всех
    Ты самый верный друг на век!

    Н. Щепотин. Мама

    Сколько в поле росинок,
    Сколько в лугах цветов!
    Всё для мамы я подарить готов.
    Моя мама луговой цветок.
    Моя мама воздуха глоток.
    Самая прекрасная! Я её сынок.
    Моя мама звёздочка на небе.
    Моя мама розочка в саду.
    Ласковая самая! Я её люблю!

    Л. Щенников.

    Моя мама как цветок
    На лугу зелёном.
    И красиво так цветёт
    Как бутон лиловый.
    Я из всех цветов
    Лишь её узнаю.
    Потому что для меня
    Мама самая родная.

    Л. Бормотова.

    Мама главный человек!
    Мама близкий человек!
    Мама добрая, разумная,
    Мама очень-очень умная.

    Л. Куликова

    Мама нас ласкает.
    Солнце согревает.
    Солнце, как и мама,
    Лишь одно бывает.

    И. Бразгина. Мама

    Мама! Желаю, чтоб жизнь никогда не кончалась,
    Беда и печаль никогда не встречалась.
    Огромного счастья, отличных друзей,
    Успехов в работе и радушных дней.

    Ю. Мальцева

    Мамочка ночью не спит, а говорит:
    “Какая у меня доченька, как ангелок!”
    Нежно ночью укроет меня, поцелует.
    Утром мамочка встаёт,
    Сразу к дочурке, к кроватке идёт – мамочка.

    В. Усова. Мама

    Чтоб жизнь была яркая, как цветок.
    Чтоб мрачных дней не бывало никогда.
    Пусть успехи тебя ждут везде на пути!
    Живи долго, солнышко моё лучистое!

    А. Перевойко. Маме

    Лучше всех – одна такая,
    Мама милая, родная! Очень я её люблю.
    Много слов хороших
    Хотел бы я сказать: “Крепкого здоровья”,
    Счастья пожелать!

    Звучит песня “Мама” в исполнении Витаса.

    Какие чувства у вас возникли при слушании песни?

    Письмо-прощение.

    Дети пишут письмо маме, в котором просят прощение, если когда-либо обидели маму.

    Итог классного часа.

    Что вас больше всего взволновало сегодня?

    Виктор Петров “Мама”

    В городке над самой кручей
    Знаю всех наперечёт,
    Для меня нет места лучше –
    Мама здесь моя живёт!
    К ней приеду с неудачей –
    Всё обсудим до утра,
    И предстанет жизнь иначе
    На свету её добра.
    Маме верую, как, чуду,
    Никого роднее нет!
    Что ни будет, где ни буду,
    Сохранить бы добросвет.
    Не проходит путь мой прямо,
    Делаю порой не то …
    Поругает сына мама,
    Пожалеет, как никто.
    Матерью не пресвятою,
    Мамой жизнь осенена.
    Если что-нибудь я стою,
    Всё от мамы, всё – она!
    А когда в речном тумане
    Протрубят суда отход,
    То махну рукою маме
    На прощанье у ворот.
    Повторю, как заклинанья,
    Про себя сто раз слова:
    “Мама, мама… До свиданья!
    Золотая будь жива!...”
    Весть из отчего предела
    Отодвинет все дела …
    Только б мама не болела,
    Долго-долго бы жила!

    Учитель: Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на нашем сегодняшнем классном часу. Как обычно по пятницам после уроков мы с вами коснемся актуальной темы, обсудим её ,поработаем творчески, поделимся опытом наблюдений,расширим свой кругозор и усилим свои личностные качества. Как вы видите наш сегодняшний классный час не совсем обычный. У нас сегодня много гостей, и среди них – ваши мамы.

    Наш классный час я хотела бы начать с притчи. Послушайте её внимательно. Последнюю,самую главную фразу, раскрывающую смысл всей притчи,я намеренно убрала, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над её окончанием.

    Учитель читает притчу – ребята додумывают последнее предложение. Высказывают свои предположения .

    Притча

    За день до рождения

    ребенок спросил у Бога:

    Я очень боюсь! Я совершенно не знаю,

    Что я должен делать в этом мире?

    Бог ответил:

    Я подарю тебе Ангела,

    Он всегда будет рядом с тобой.

    Он будет охранять тебя от всех бед.

    А как же его зовут?

    Неважно как его зовут.

    Ты будешь называть его – МАМА

    Проверяем, насколько близок наш ответ.

    А вы согласны с утверждением, данным в притче?

    Как вы понимаете смысл слова- ангел-хранитель?

    Считаете ли вы свою маму вашим ангелом хранителем?

    Любите ли вы своих мам?

    Часто ли вы говорите им слова любви?

    А как вы показываете им свою любовь?

    Часто ли вы говорите своим мамам добрые слова?

    Как часто вы обнимаете своих мам?

    Вот вчера, как ты обратился к своей маме: мам, мама, мамуля,мамочка?

    А когда она тебя вчера попросила помочь ей, ты согласился или отказался?

    (ответы детей)

    Учитель: Мама всегда была рядом. Всё, что ты видел, всё, что тебя окружало начиналось с мамы. Итак, сегодня мы с вами поговорим не просто о мамах,а о наших самых любимых,самых дорогих и единственных мамах на свете.

    От чистого сердца, простыми словами

    Давайте, друзья потолкуем о маме.

    На дворе ноябрь и вдруг мы решили поговорить о маме. Как вы думаете почему?

    (мнения учащихся)

    Вы уже знаете о праздновании дня матери в нашей стране,молодцы.

    А знаете ли вы давно ли у нас был введен этот праздник, древний ли он, или относительно молодой, каковы традиции празднования Дня матери? На эти вопросы нам ответит Максим Загребаев.

    (Выступление учащихся об истории празднования Дня Матери в мире и России ):

    Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина с 1998 года в России учрежден ежегодный российский праздник – День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября. В отличие от Международного женского дня, 8 марта, в День матери чествуются только матери. И хотя в нашей стране он относительно молодой, но во все времена мама была и остается самым близким и самым главным для нас человеком.

    Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.

    У каждого народа имелось божество, связанное с материнским культом. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов – Гее, древние римляне – восточной Кибеле.

    Идея чествования всех матерей мира в один особый день родилась в середине 20 века в Англии. В Великобритании этот праздник называется «Мамино воскресенье», в Америке пекут мамин торт, в Германии мамам дарят огромное количество цветов, маленькие сувениры,неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи и объятья, но во все времена главным подарком матерям было внимание. В этот день у всех детей, и маленьких, и взрослых есть возможность поблагодарить мам за её ежедневный труд, который дети зачастую воспринимают как должное.

    Учитель: Как вы видите,каждая страна имеет свои традиции празднования этого дня. Мне бы хотелось и в нашем отдельно взятом классе зародить подобную традицию– ежегодно поздравлять наших мам.

    На праздники принято дарить подарки. Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?

    А что принято дарить мамам на праздник? (цветы)

    Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?

    А какие любимые цветы твоей мамы?(обращение к детям)

    Мамы,а какие ваши любимые цветы?(обращение к мамам)

    Вот и сегодня, в честь праздника и зарождения традиции в нашем классе давайте тоже подарим нашим мамам цветы, но это будут не обычные магазинные цветы, а цветок, сделанный своими руками.

    А символом зарождения этой традиции станет такой вот импровизированный цветок - ромашка

    (показываю макет цветка)

    Как вы видите сейчас, на начальном этапе, он состоит только из стебелька и ножки. Чего же ему не хватает?

    Ответ: лепестков…(и листков).

    И лепестки у нашей ромашки тоже будут необычными, а волшебными.

    Я надеюсь, мы сегодня с вами все вместе и вы и ваши мамы поработаем творчески и продуктивно и в конце нашего классного часа наш символ Дня матери будет готов. Немного волшебства, фантазии, творчества и всё у нас получится.

    Учитель: (музыка «Мама – первое слово»)

    Все мы родом из детства. Давайте все вместе закроем глаза, я произнесу волшебное слово «МАМА»,….. что вы представили? …..Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе это слово, которым называют самого близкого, любимого и единственного человека…. Мама! …какое замечательное слово. Какое оно теплое,нежное,и в тоже время строгое и воспитывающее. Всего 2 буквы «М» и «А», всего 2 слога, но сколько в них силы, внутренней энергии. Какой глубокий смысл заложен в этом слове….Это самое главное слово на земле для каждого из нас. На всех языках мира оно звучит почти одинаково: mother, mutti, mia…мама.

    К теме матери обращались поэты и писатели, художники и скульпторы, музыканты.

    А знаете ли вы произведения о матерях? (стихотворения, рассказы, повести)

    (опрос класса)

    Учитель: Давайте с вами попробуем выделить главные качества мам. Я вам раздам стихотворения о мамах, а вы в группах внимательно их прочтете и попытаетесь объяснить, о каком качестве мамы здесь говорится. Какой бывает мама? Вы не просто называете это качество, но и доказываете его словами из стихотворения.

    (работа в группах со стихотворениями, обсуждение):

    Из гнезда при сильном ветре

    Птенчик выпал как-то раз

    И увидел в полуметре

    Желтый блеск кошачьих глаз.

    Птенчик дрогнул, заметался,

    Гибель так недалека.

    Кот сурово изгибался,

    Примеряясь для прыжка.

    Вдруг спасительница мама,

    Что-то пискнув на лету,

    Опустилась вниз и прямо

    Смело ринулась к коту.

    Грозно перья распушила

    И в один присест потом

    (Показалось то иль было?)

    Злого вора проглотила

    Вместе с шерстью и хвостом.

    Впрочем, как тут усомниться?!

    Даже тигров побеждать,

    Я уверен, может птица,

    Если эта птица - мать!

    Кто пpишёл ко мне с yтpа?

    Мамочка.

    Кто сказал: "Вставать поpа"?

    Мамочка.

    Кашy кто yспел сваpить?

    Мамочка.

    Чаю - в пиалy налить?

    Мамочка.

    Кто косички мне заплёл?

    Мамочка.

    Целый дом один подмёл?

    Мамочка.

    Кто цветов в садy наpвал?

    Мамочка.

    Кто меня поцеловал?

    Мамочка.

    Кто pебячий любит смех?

    Мамочка.

    Кто на свете лyчше всех?

    Мамочка.

    Вот ты снова налегке

    Мчишься к дому с горки,

    Потому что в дневнике

    В этот день пятерки.

    У тебя веселый взгляд,

    И глядишь ты прямо, -

    Кто с тобою вместе рад?

    Ну, конечно, мама!

    Мне мама приносит

    Игрушки, конфеты,

    Но маму люблю я

    Совсем не за это.

    Веселые песни

    Она напевает,

    Нам скучно вдвоем

    Никогда не бывает.

    Если ты попал в беду

    Или с кем подрался,

    Или мечешься в бреду-

    Взял и расхворался,

    Кто поможет и спасет,

    Успокоит лаской,

    Слезы горькие утрет

    И расскажет сказку?

    Кто порой не спит ночей?

    Ну, конечно, мама!

    За окошком крик грачей,

    Выставлена рама....

    Я ей открываю

    Свои все секреты.

    Но маму люблю я

    Не только за это.

    Люблю свою маму,

    Скажу я вам прямо,

    Ну просто за то,

    Что она моя мама!

    Когда вперед иду упрямо,

    Идти мне помогает мама.

    Когда проваливаюсь в яму,

    Протягивает руку мама

    Мне нужно много или мало,

    Живу я криво или прямо,

    Меня все так же любит мама.

    Наш библиотекарь, Татьяна Алексеевна, подготовила для вас выставку книг, посвященных матерям. Эти книги можно прочитать в нашей библиотеке, я надеюсь они вас заинтересуют.

    Образ матери запечатлен не только в слове, но и красками. Теме материнства посвящены картины великих художников. Знакомы ли вам эти картины?

    (опрос класса)

    Учитель зачитывает эпиграф со слайда.

    Наперекор изменчивой судьбе

    Художники прославили в веках

    Не девушку с венком на голове,

    А женщину с младенцем на руках.

    Красота, воплощенная в образе Мадонны в искусстве – это размышление мастеров искусства об образе матери, её глубокой любви, переведенное ими на язык живописи

    А можно ли по внешнему виду человека угадать его характер? Давайте попробуем сделать это с вами вместе: посмотрите на полотна великих художников и попробуйте определить, какие это мамы, как художник передает это состояние при помощи кисти и красок?

    (обсуждение – описание картин, выделение качеств)

    Тема материнства прослеживается и в народном творчестве: пословицах, поговорках,загадках. Наши девочки подготовили для вас подборку пословиц и поговорок о маме…но их столько много, что мы предлагаем поразмышлять над некоторыми из них, народное творчество – это опыт человечества, поэтому попробуйте привести подтверждение смысла пословицы из своего личного опыта.

    Выступление девочек с пословицами о маме, выслушивание рассуждений класса

    1. При солнце тепло, а при матери добро.
    2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
    3. Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
    4. Материнское терпение всё перетерпит .
    5. Родина- всем матерям мать.

    Ребята аргументируют свое мнение примерами из жизни.

    Как вы видите, нередко в пословицах мать сравнивается с Родиной…..а вы согласны с таким утверждением?

    Учитель : Дорогие мамы, мы с ребятами провели небольшую исследовательскую работу- попытались найти общие качества, присущие мамам и Родине…Вот что у нас получилось.

    (стихотворение «Мама и Родина очень похожи» + презентация)

    Мама и Родина очень похожи:

    Мама – красивая, Родина – тоже.

    Вы посмотрите, у мамы глаза

    Цвета такого же,как небеса.

    Мамины волосы, словно пшеница,

    Что на бескрайних полях колосится.

    Мамины руки теплы и нежны,

    Напоминают луч солнца они.

    Если поет мама песню, то ей

    Вторит веселый и звонкий ручей.

    Так и должно быть, что дорого нам,

    Напоминает всегда наших мам!

    Ребята, а что для вас значит мама?

    Какая она?

    На этот вопрос вы дали подробный ответ в своих сочинениях на тему «Моя мама», все сочинения очень интересные, очень красиво оформлены. Дорогие мамы вы сможете подробно познакомиться с произведениями ваших детей после классного часа, но мне хотелось бы подробно остановиться на 2 из них, на мой взгляд, самых ярких.

    (учащиеся зачитывают свои сочинения о мамах)

    Учитель: Эти качества, присущие нашим любимым мамам станут первыми лепестками в нашем цветке-символе. Давайте обобщим эти качества. Мы сейчас поработаем в группах, обобщим знания, запишем их на лепестках,которые лежат у вас на парте, а затем прикрепим к нашей ромашке.

    Работа в группах

    Качества человечности

    Сердечность

    великодушие

    отзывчивость

    Дружба, дружелюбие

    Сострадание, сочувствие, жалость,

    Прощение,

    доброта, добросердечность, доброжелательность,

    Любовь

    Качества самости и самоотверженности

    Честность

    Самоотверженность,

    Смирение,

    Терпимость

    Силовые качества

    Мужество,

    бесстрашие,

    смелость,

    храбрость, героизм, неустрашимость

    выдержка

    Качества равновесия

    Спокойствие, невозмутимость,

    Краткость,

    Терпение

    Сдержанность

    Качества красоты

    Красота

    Вежливость,

    Культурность

    благородство,

    Преданность, верность

    Уважение

    Качества духовной чистоты

    Правдивость,

    Искренность, чистосердечие, бесхитростность,

    доверие

    Справедливость

    Качества распознавания

    Мудрость, сообразительность, разумность,

    находчивость

    Рассудительность

    Внимательность

    Решимость

    Любознательность

    Качества победоносности

    Бодрость,

    радость,

    жизнелюбие,

    Надежда

    Качества организованности и ответственности


    трудолюбие,

    Забота,

    ответственность

    Хозяйственность, практичность

    (учащиеся называют качества, записывают их на лепестки и под музыку прикрепляют к цветку)

    Вот и появились на нашем цветке первые лепестки. Но это еще не всё….он только начал расцветать.

    Учитель: Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, вы, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в эти строки и попробуйте понять, о ком оно,кому оно посвящено?

    Я свяжу тебе жизнь

    Из пушистых меланжевых ниток.

    Я свяжу тебе жизнь -

    Не солгу ни единой петли.

    Я свяжу тебе жизнь,

    Где узором по полю молитвы -

    Пожелания счастья

    В лучах настоящей любви!

    Я свяжу тебе жизнь

    Из веселой и солнечной пряжи,

    Я свяжу тебе жизнь

    И потом от души подарю.

    Где я нитки беру?

    Никому никогда не признаюсь.

    Чтоб связать тебе жизнь,

    Я тайком распускаю свою...

    Как вы думаете, кто повествует в этом стихотворении, а кому оно посвящено?

    (ответы детей)

    Может ли мама быть мамой без своего сына или дочери? Нет. Так и наш цветок-символ не будет цвести и радовать нас без лепестков, которых ему сейчас не хватает- эти лепестки- вы ребята.

    И следующее задание у меня для мам. А какими вы, мамы, хотите видеть своих детей?

    (опрос мам)

    У вас на столе тоже лежат лепестки поменьше с надписью «дети», напишите на них качества своих детей, которые вы в них цените больше всего, может быть каких вашим детям не хватает, но вы хотели бы в них эти качества видеть.

    (мамы записывают качества детей на лепестки и прикрепляют к цветку)

    А пока наши мамы работают, мы с вами, ребята, поиграем в загадки. Алина Терешина приготовила для вас загадки о маме.

    (загадки о маме):

    Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама.

    Ответ: доброта

    ***

    Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой душе.

    Ответ: забота

    ***

    Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе.

    Ответ: нежность

    ***

    Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы.

    Ответ: мудрость

    ***

    А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит.

    Ответ: юмор

    Учитель: Маму нередко называют первым учителем.

    А как вы понимаете это сравнение?

    Учит ли вас мама?

    Дает ли она вам советы?

    Объясняет ли суть явлений?

    Все вы в детстве были почемучками и кто же отвечал на все ваши вопросы?

    (ответы учащихся)

    Мама это окно в большой мир, она помогает понять простоту мира, леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд.

    Я, вы знаете, тоже мама. Я тоже очень люблю своих детей, желаю им добра, счастья, хочу видеть их успешными, умными, воспитанными, добрыми, отзывчивыми; я искренне радуюсь успехам своих деток, переживаю, если у них что-то не получается.

    Вопрос к мамам Сколько у вас детей?- ответы мам.

    Я не совсем обычная мама - а у меня целых 23 ребенка: 12 дочек и 11 сыночков. А знаете ли вы, почему?

    (ответы детей и мам)


    Дорогие ребята и родители, давайте с вами вспомним уроки математики. Знаки равенства и неравенства. Помните ли вы, что они обозначают? (ответы учащихся)

    Посмотрите, пожалуйста, на слайд

    Я поставила знак равенства между словами «мама» и «первый учитель»

    И оставила знаки вопроса между понятиями «вторая мама», «классный руководитель», «второй дом», «школа».

    Можете ли вы поставить знаки равенства между ними?

    (ответы учащихся и родителей, аргументация мнения)

    Раз уж мы вместе решили, что классный руководитель тоже мама для наших детей, позвольте и мне внести лепту в создание нашего цветка-символа. Правда, я заранее подготовила лепестки с хорошими качествами своих детей.

    (учитель прикрепляет лепестки)

    Вот какой у нас получился пышный и красивый цветок.

    Он вам нравится?

    А что же для этого надо сделать?

    (ответы)

    Если живые цветы мы поливаем и удобряем, чтобы они росли красивыми, сильными и не завяли, то и наш символический цветок тоже надо удобрять и поливать, ухаживать за ним? А как мы можем это сделать?

    (ответы)


    Давайте вспомним, если вы покупаете в цветочном магазине цветок, к нему прилагается подробная инструкция по уходу. Я предлагаю нам с вами сделать такую же инструкцию, но уже для нашего цветка. Чтобы его лепестки не завяли и не отпали, нам их надо постоянно подкармливать. Так как это цветок-плод нашего совместного творения вас, дети, ваших мам и вашей «второй мамы», то есть меня – то и инструкцию по уходу за ним мы должны придумать сами, никто лучше нас самих не знает, как ухаживать за цветком, созданным нами. Например, лепесток «добро», «отзывчивость»…. –

    Чем мы можем его удобрить?

    (Ответы учащихся, родителей )

    Дорогие мамы и ребята, перед вами лежат листки бумаги- напишите на них один из пунктов этой инструкции о себе, о том, что вы должны сделать,чтобы наш цветок не растерял свои лепестки, и мы их приклеим на цветочный горшок, будем периодически читать, напоминать сами себе эти правила.

    Я уже написала первый пункт – «ценить и уважать мнение своих учеников»

    (учащиеся и родители записывают на листках бумаги пункты инструкции).


    Пунктов инструкции у нас получилось много, но я уже сейчас вижу,что некоторые из них повторяются. Я думаю, что это говорит о том, что именно этому пункту мы должны уделить бОльшее внимание. Вы со мной согласны?

    Вот и готов символ нашей традиции. Положено начало празднования этого светлого и важного праздника в нашем классе.

    Как вы думаете,ребята, приживется ли эта традиция в нашем классе?

    Готовы ли вы не забывать «удобрять» наш цветок хорошими делами?

    Давайте поставим наш символ в нашем классе. Ежедневно приходя в класс вы будете его видеть и вспоминать «сегодня мне надо совершать хорошие дела, иначе наш цветок завянет и погибнет». А через год,вновь встретившись, мы с вами посмотрим, сохранил ли цветок все свои лепестки,может быть мы воспитаем в себе ещё одно хорошее качество и добавим ещё один лепесток. От этого наш символ станет только богаче.

    В дань сложившиеся традиции, давайте поздравим наших мам с этим светлым праздником. Дорогие мамы ребята очень старались- они приготовили для вас поздравительную песню и открытки, сделанные своими руками. Я надеюсь, что песня оставит след в ваших сердцах, а открытки будут вам напоминать о вашей встрече.

    (исполнение песни «Мамины глаза» и преподношение открыток мамам):

    Дождинка упадёт на землю, как слеза,

    И вдаль поманит утром нас дорога.

    Нам вслед посмотрят ласково и строго.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Мы в поисках мечты меняем адреса,

    Нам дома письма редкие прощают.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Нас в детство по привычке возвращают.

    Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

    Не жалует судьба нас временами.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Всегда следят с волнением за нами.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Всегда следят с волнением за нами.

    И девочки становятся взрослее...

    А мамины глаза, а мамины глаза

    С годами всё добрее и светлее.

    Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

    Не жалует судьба нас временами.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Всегда следят с волнением за нами.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Всегда следят с волнением за нами.

    Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

    Не жалует судьба нас временами.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Всегда следят с волнением за нами.

    А мамины глаза, а мамины глаза

    Всегда следят с волнением за нами.

    Учитель: Наш классный час подходит к концу, но мне бы хотелось узнать какое впечатление он на вас произвел,что вам понравилось в сегодняшнем мероприятии, что нового вы узнали, какие моменты показались вам наиболее интересными.

    У меня в руках листки с вопросами, ребята вы сейчас в группах обсудите ответ на выбранный вами вопрос и мы подведем итог нашего классного часа.

    (учитель раздает листки с вопросами детям и родителям).

    Дети и родители обсуждают ответы и высказываются.

    Ну, что ж я рада что большинство эмоций с которыми вы сегодня пойдете домой это положительные эмоции. Мне приятно видеть радость и интерес познания в ваших глазах. Я надеюсь, что полученные знания и эмоции нашли отклик в ваших сердцах и именно в воскресенье 29 ноября вы не забудете поздравить своих мам с этим светлым праздником. Но самое главное – мне хотелось, чтобы вы почаще говорили мамам о своей любви доказывали её им своими хорошими делами и поступками.

    Давайте наши эмоции отобразим на смайликах.

    А вы знаете, что такое смайлик? – ответы детей. Правильно -смайлик- это отображение той или иной эмоции. У вас на партах лежат зеленые кружки, на слайдах вы видите 3 варианта эмоций, возьмите фломастеры и нарисуйте в кружке соответствующий смайлик, а затем давайте приклеим эти смайлики на макет деревца на доске

    (на доске 3 дерева +, -, 0)

    Дети и родители рисуют смайлики и приклеивают их на деревья.

    Какое дерево у нас получилось самым зелёным- +. О чем это говорит? Я думаю, это означает, что мы с вами не зря сегодня собрались, провели это время с пользой, и покинем школу сегодня с хорошим настроением и массой приятных впечатлений.



Публикации по теме