Как работать с травмой в процессуальной терапии. Основы процессуальной терапии

«Процессуальный ум»

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы
International School of Processwork Russia (ISPWR), стандарт IAPOP.

Процессуальная работа - это следование пути природы

Что такое процессуальная работа?

Процессуальная работа или процессуально-ориентированная психология - междисциплинарное направление в современной психологии. Основной акцент в процессуальной работе делается на восприятии потока жизненных событий - «процесса», а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.

То, что человек воспринимает как проблему (проблемы в отношениях, хронические заболевания, депрессии, зависимости, кошмарные сны и т.д.) на самом деле - проявление бессознательного, которое стремится объяснить, что мы живем в чем-то не своей жизнью и где-то идем против своей глубинной Сути. Например, у человека хронический симптом – мигрень. Проживая этот симптом, может прийти понимание того, что головная боль возникает в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным и не может защитить свои интересы. Но в самой мигрени уже есть ресурсы, которые только необходимо раскрыть и привнести в жизнь и отношения. Но часто некоторые аспекты личности (там, где проявляется сила, агрессия, сексуальность, свободолюбие и т.д.) бывают подавлены. Мы можем говорить себе "нельзя быть таким, это не принято". Но в тот момент, когда человек начинает вести себя иначе, и при необходимости показывает, что он может быть сильным и постоять за себя, телесный симптом уходит. Так, в повторяющихся ситуациях в отношениях, в кошмарных снах, в телесных симптомах и других сферах жизни проявляется наше подсознательное, которое указывает нам на нашу внутреннюю силу и ресурсы.

Занимаясь процессуальной работой, мы учимся быть разными и гибкими, в зависимости от ситуации. Появляется легкость и уходят тревоги, так как интегрируются прежде отвергаемые части нас самих.

Главное в процессуальной работе – находится в потоке непрерывной многоуровневой практики осознания, замечать малейшие изменения в окружающем пространстве и в теле – все это может быть ключом к развертыванию "процесса", который приведет человека к более целостному и гармоничному восприятию себя и мира. Специалисты по процессуальной работе стараются следовать своему собственному процессу и процессам отдельного человека и группы.

Теории и методы процессуальной работы может лично испытать и проверить любой человек и убедится в их универсальности. Процессуальная работа используется в индивидуальной терапии, для самостоятельной работы, а так же для разрешения семейных конфликтов, конфликтов в различных группах и организациях.

Арни и Эми Минделл в Москве, 29.04.13. История возникновения процессуально-ориентированного подхода, основы теории и работа с клиентами. Встреча со студентами МИП.

И. Зингерман, «Три уровня состояния сознания в процессуальном подходе Арнольда Минделла при работе со снами»

Арнольд Минделл и процессуальная психология

Основные идеи процессуально-ориентированной психологии были разработаны в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, доктором философии, психотерапевтом, автором 20 книг, переведенных на 20 языков.

Арнольд Минделл изучал физику в Технологическом университете Кембриджа, а затем психологию в швейцарском Институте Юнга в Цюрихе и стал юнгианским психоаналитиком. Минделл добавил к своим знаниям в области физики и западной психологии наблюдения за австралийскими шаманами, целителями и изучал древние духовные практики, в том числе даосизм и буддизм. Из таких, казалось бы, разных областей, возникла процессуально-ориентированная психология. Она объединила открытия науки, древние представления о человеке, танец и воображение, ощущения в теле и сновидения.

Арнольд Минделл

Основатель процессуального подхода

Процессуальный подход интересен, поскольку вы должны изменить ваше нормальное состояние сознания или, если выразиться с помощью метафоры, вам нужно сесть на лошадь задом наперед. В одном из племен американских аборигенов существовала смешная, несколько странная шутовская фигура. Ему позволялось быть в племени до тех пор, пока он был «человеком-наоборот», то есть делал все не так, как все. Его лошадь двигалась вперед, но сидел он на ней наоборот, лицом к хвосту.

Скакать на лошади задом наперед означает говорить жизни: «Да, это невозможно» и в то же время: «До чего интересной может оказаться эта болезнь». Вы идете вперед спиной. Обычно вы считаете, что смерть ужасна, но если подумать с точки зрения еретика - смерть может вас чему-нибудь научить. Это может даже понравиться! Скажите «нет» боли, а если уже больше ничего не помогает, попытайтесь сказать ей «да». Когда беда обернется чем-то интересным - вы будете просто прыгать от радости. Это словно божественное откровение или способность быть совсем другим. В процессуальной парадигме всеобъемлющее «да» миру представляется потенциальностью, как бы семенем того, что стремится себя выразить.

Раньше мне необходимо было подумать прежде, чем действовать. Теперь я доверяю естественному течению событий и думаю гораздо меньше. Вместо этого я следую моим чувствам. Мой путь в настоящее время - следовать непредсказуемому. Я действую сейчас, а думаю после. Есть многие вещи в работе процесса, которые мне непонятны. Кое-что я могу объяснить, но есть еще масса такого, что мне хотелось бы изучить. Дело помощи человеческим процессам - это безграничная область, такая же древняя, как даосизм, и такая же новая, как теории холодинамики вселенной.

- «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл

Основные идеи

Понимание процессуальной работы строится на нескольких базовых понятиях: Основные идеи, которые могут помочь понять, что же такое процессуальная работа – это понимание того, что такое три уровня сознания, понятия первичного и вторичного процесса, "края", а так же метанавыков фасилитатора (терапевта).

Три уровня сознания

Три уровня сознания

В своих наблюдениях Арнольд Минделл пришел к тому, что сновидения и телесные симптомы "говорят" об одном и том же, то есть отражают определенный жизненный процесс человека. Он понял, что если правильно раскрыть послание сновидения, то можно обойти какую-то неприятную жизненную ситуацию, тенденцию, которая уже "созревает" в повседневной реальности, например, болезнь или даже аварию. И тогда Минделл стал исследовать, откуда же приходят сновидения с тем же упорством, с каким он изучал возникновение Вселенной, будучи студентом-физиком. Обращаясь к различным источникам, изучая древние тексты, общаясь с шаманами Австралии, Минделл понял, что про этот источник сновидений люди знали всегда. Кто-то называл это Дао (даосизм), кто-то называл его Всевышним Богом, кто-то называл Основой Мироздания и т.д.

Так сформировалась теория о трех уровнях сознания.

Обычно мы себя сознаем себя в так называемой реальности консенсуса. Реальность консенсуса (общепринятая реальность) - термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми. В консенсусной реальности существует дуальное восприятие, здесь все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, добро и зло, день и ночь, мужчина и женщина, субъект и объект. Это привычный нам уровень восприятия реальности. Что его формирует и создает консенснусную реальность? Для того, чтобы что-то произошло в жизни, должна быть тенденция - чтобы заболеть, надо промочить ноги. Чтобы появилась зависимость, должна быть большая потребность в расслаблении, и неумение его получать. Возникает вопрос, откуда приходит реальность консенсуса? На этот вопрос можно получить разные ответы: психологи вам скажут, что источник формирования нашей повседневной жизни - это бессознательное, шаманы назовут это сновидением, квантовые физики - волновой функцией... В любом случае они будут описывать второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который и формирует сценарии и варианты нашей жизни. Арнольд Минделл предложил назвать этот второй уровень сознания Dream Land (англ. "дрим ленд") - страной снов, или страной грез. В нашем сознании есть некое пространство, которое формирует мечты и будущее. Именно поэтому возможны вещие сновидения, возможны предсказания. И Сновидение является тем состоянием ума, из которого потом и проявляется наша привычная консенсусная реальность.

Сны могут быть кошмарными, могут быть прекрасными. Но может не быть четко выраженной их дуальности. Например, во сне вы можете убивать других и это не вызовет у вас ужаса или отторжения, возможно ходить по воде, летать по воздуху или пить чай на вершине Эвереста в купальнике или домашних тапочках. В сновидениях возможно делать самые немыслимые вещи с точки зрения реальности консенсуса. Второй и третий уровни сознания происходят из недуального состояния сознания, находящегося за пределами нашего привычного, и даже сновидческого, восприятия.

Страна грез, страна сновидений (Dream Land) - это не только ночные образы. К ним относятся любые другие видения. На уровне Страны грез, процессуальная работа имеет дело со сновидениями, глубинными чувствами, невысказанными истинами, "двойными", или непреднамеренными сигналами, "призраками" (не представленными фигурами), и призрачными ролями в историях и мифах отдельных людей и организаций. Большое значение имеют история, мифы, и события, затрагивающие не одно поколение. Здесь также можно ощущать воздействия будущего на настоящее.

Для третьего уровня сознания характерно недуальное состояние, где нет взаимодействия на уровне субъекта и объекта. Именно из этого источника происходит формирование пространства второго уровня - пространства сновидений.

На глубочайшем недвойственном уровне, или уровне «сущности», Основы, Дао, процессуальная работа имеет дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие на нас можно чувствовать, но еще нелегко выразить словами. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не выразившиеся в виде осмысленных образов, звуков и т.п.

Первичный процесс, край, вторичный процесс

«Первичный процесс», «вторичный процесс» и «край»

Следующие ключевые понятие процессуального подхода - «первичный процесс» и «вторичный процесс». Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.
Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той идентичности человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах.

Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

Между первичным и вторичным процессом находится «край», то есть опыт переживания неспособности сделать нечто, переживание ограничения или препятствия. Этот край могут представлять различные «краевые фигуры». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

В целом, все навыки процессуальной работы представляют собой навыки осознания

Метанавыки терапевта

В процессуальной работе используется понятие «фасилитатор» (вместе терапевт) - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками, которые помогут ему вести процесс группы или одного человека.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры.

Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, в котором проявляется недуальное восприятие мира, где проблема может стать источником силы и ресурсов.

Второй навык - «следование» самим себе и чувству Дао, то есть, событиям, которые являются наблюдаемыми и/или интуитивно постигаемыми. Мистический аспект процессуальной работы пытается следовать тому, что не вполне выразимо, в то время как ее конкретная и реалистическая часть имеет дело с наблюдаемыми сигналами и их развертыванием, позволяя этим сигналам рассказывать нам, что они означают.

Третий навык - «прозрачность». Фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Четвертый навык - осознавание себя на трех уровнях реальности. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это помогает развернуть процесс еще глубже. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим Учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) — это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Процессуальная работа следует за человеческим опытом с осознанием и открытостью. В процессуальной работе переживания, телесные симптомы, конфликты во взаимоотношениях, социальные напряженности рассматриваются как временные состояния на дороге жизни. Их можно довести до полного выражения, а это будет началом разрешения проблемы. Жизненные затруднения могут стать отправной точкой нового процесса личностного роста и осознания. В любом событии, происходящем с человеком изначально заложен смысл. И осознавание этого облегчает состояние человека, который находится в поиске. Можно сказать, что процессуальная работа — это практика осознавания.

Теория процессуально ориентированной психологии берёт своё начало в конце 1970-х годов и связана с именем американского психотерапевта Арнольда Минделла и его жены Эми . Арнольд Минделл, исследуя связи между телесными переживаниями и сновидениями и каким образом сознание сновидения производит бессознательные сигналы, проявляющиеся в человеке в процессе общения, обнаружил, что это осознавание увеличивает эффективность межличностной коммуникации.

Процессуальная работа близка философии даосизма и дзен-буддизма . Также она использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века. В процессуальную работу включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации , учения Дона Хуана Матуса , описанного Карлосом Кастанедой , представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.

Некоторые аспекты процессуальной работы не всегда можно выразить, но ее конкретная часть имеет дела с сигналами, которые могут рассказать о том, что они означают.

Выделяют три уровня процессуальной работы :

  1. Уровень общепринятой реальности. Здесь процессуальная работа имеет дело с "реальными " событиями, нерешенными вопросами, которые связаны с развитием отдельных людей, предприятий, и городов.
  2. Уровень Страны грез. Это сновидения, глубинные чувства, невысказанными истинами, непреднамеренные сигналы, "призраки " и призрачные роли в историях и мифах отдельных людей и организаций.
  3. Уровень "сущности ". Здесь мы имеем дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие человек может чувствовать, но пока не может выразить словами. Даосизм говорит об этом уровне как о "Дао, которое нельзя выразить словами "

В процессуальной психотерапии выделяют две формы процесса: первичный, находящийся ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый человеком, включающий в себя различные физические симптомы, сны, непроизвольные движения. И процессуальная психотерапия сосредотачивает своё внимание на вторичном процессе, который не используется обычно человеком в повседневной жизни. Основной акцент делается на поток событий, процесс, происходящий с человеком и уважение к нему. Природу человека нельзя не признавать и процессуальная работа есть следование этой природе. Это даже не набор определённых техник, а специфическое отношение к человеку. Научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир, вот что важно .

Бывают моменты, когда человек стоит словно на краю. В процессуальной работе край — это точка, заключающая в себе наибольший потенциал для изменения . Человек, работающий над своими "краями " постепенно становимся более гибкой личностью.

"Каждый раз, когда вы игнорируете сущность — непонятное, сноподобное ощущение, вы попадаете в состояние легкого шока. Это происходит потому, что вы прошли мимо духа жизни, в котором кроется ваш потенциал" , — пишет Арнольд Минделл. Так не проходите же мимо себя. Экспериментируйте с неизвестным, проявляйте смелость, творчество и вы откроете новые миры.

Идет набор! Начало 14 октября 2017 года

Важно! Слушатели, не имеющие высшего психологического образования, могут пройти обучение на базе Высшей школы психологии Профессиональная переподготовка по программе “Современная практика психологического консультирования” .

Расписание

Форма обучения: очно – два выходных дня (суббота и воскресение) с 10.00 до 19.00

Первый год обучения (2017 – 2019 года)
I модуль: 14 – 15 октября 2017 года
II модуль: 25 – 26 ноября 2017 года
III модуль: 20 – 21 января 2018 года
IV модуль: 17 – 18 марта 2018 года
V модуль: 21 – 22 апреля 2018 года
VI модуль: 02 – 03 июня 2018 года
Каникулы!

Второй год обучения (2016 – 2018 года)
VII модуль: 16 – 17 сентября 2017 года
VIII модуль: 04 – 05 ноября 2017 года
IX модуль: 09 – 10 декабря 2017 года
X модуль: 03 – 04 февраля 2018 года
XI модуль: 24 – 25 марта 2018 года
XII модуль: 12 – 13 мая 2018 года

Продолжительность обучения

270 академических часа, включающие 12 (двенадцать) очных модулей (теория и практика) + Итоговая работа (зачет).

Описание программы

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) - это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Программа направлена на теоретическое и практическое изучение одного из наиболее интересных и эффективных современных методов практической психологии, разработанных Арнольдом Минделлом.

Психологической основой метода является аналитическая психология Юнга. Уделяя ведущее внимание следованию процессу, метод интегрирует в стройную систему техники гештальт-подхода, телесно-ориентированной психотерапии, НЛП, арт-терапии, а также знания из квантовой физики, шаманизма и даосизма.

Техники процессуальной психологии позволяют успешно работать с большим спектром запросов:
– Проблемы личностного развития.
– Межличностных взаимоотношений.
– Хронические телесные симптомы и психосоматические заболевания.
– Зависимости.
– Изменённые состояния сознания.
– Сновидения и жизненные сценарии и др.

Освоение метода создаёт прочную основу психологической работы и расширяет возможности работы психологов любой модальности, а также даёт прекрасный инструмент для личностного роста и саморазвития.

Слушатели программы: люди, имеющие психологическое образование, которые смогут использовать приобретенные знания в своей профессиональной деятельности.

Первый год обучения (I – VI модули)

Теоретические основы и техники работы

– История создания метода.
– Теории и духовные (философско-религиозные) парадигмы, лежащие в основе метода.
– Связь с другими психологическими направлениями и подходами (юнгианская аналитическая психология, гештальт-подход, телесно-ориентированная психология, психодрама, арт-терапия).
– Квантовая физика и процессуальная работа.
– Основные понятия и принципы работы процессуального подхода. Три уровня реальности. Принцип глубинной демократии. Первичный и вторичный процессы.
– Вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы.
– Концепция «сновидящего тела».
– Перенос и контрперенос, концепция поля в процессуальной работе.
– Терапевтическая осознанность по отношению к собственным процессам.
– Работа с личностными ресурсами.

Теоретические основы и техники работы. Продолжение

– Понятие края, краевой фигуры, признаки краевого поведения, способы работы на краю. Положительная и отрицательная обратная связь. Понятие каналов в процессуальной работе.
– Психофизиологические основы работы с каналами. Работа с целостным опытом, способы интеграции нового опыта в повседневную жизнь.
– Техники вербальной и невербальной амплификации в работе с движением.
– Особенность и этика работы с применением телесного контакта.
– Техники амплификации и «язык терапевта» в работе с другими каналами. Особенности применения техник амплификации при работе с психической травмой.

Сновидения. Детские сновидения и жизненные сценарии

– Детские сновидения или ранние воспоминания и долгосрочные жизненные сценарии.
– Понятие осознанного сновидения (сновидение в бодрствовании).
– Основные принципы и методы работы со сновидениями: сбор информации, работа с ресурсами, поиск «союзника», работа с символами и персонажами, фасилитация сновидения как группового процесса, «плетение истории», работа с «флиртами» в сновидении.

Работа с обвинениями, конфликтами, критикой

– Концепция трёх уровней сознания применительно к работе с отношениями.
– Конфликты как источник творчества и развития. Практика разрешения конфликтов. Работа с критикой: мишени критики, внутренняя и внешняя критика. Работа с фигурой критика.
– Роль ресурсной (поддерживающей) фигуры в работе с фигурой критика. Способы работы с фигурой критика. Трансформация энергии критика. Появление «невыносимых» людей в поле наших отношений.
– Проекции и возвращение проекций.

Искусство взаимоотношений. Работа с парами и семейными системами

– Способы работы с отношениями на различных уровнях.
– Внутрипсихический уровень: взаимоотношения внутренних фигур.
– Межличностный уровень: вербальная и невербальная коммуникация, двойные сигналы, границы.
– Надличностный аспект отношений: «мифы взаимоотношений», «высокий и низкий сон отношений».
– Структуры формирования отношений с точки зрения первичного и вторичного процесса.
– Отношения между терапевтом и клиентом.
– Системный подход и концепция поля в работе с отношениями.

Теория рангов. Аутентичное лидерство. Публичные выступления

– Теория рангов: психологический социальный, духовный, структурный (ситуационный) ранги.
– Полный и неполный (компенсирующий) ранги: понятия первичного и вторичного процессов в теории рангов. Причины невозможности присвоения высокого или низкого ранга.
– Системы внутренних убеждений, стоящие за невозможностью достижения высокого ранга.
– Не осознавание собственного высокого или низкого ранга как причина конфликтов и препятствие на пути истинного лидерства.
– Понятия лидер, фасилитатор, старейшина. Лидерство и аутентичность: три уровня сознания применительно к теме лидерства, раскрытие собственного стиля и силы лидерства.
– Осознанность и работа с собственными двойными сигналами при публичных выступлениях.
– Нахождение индивидуальных ресурсов для публичных выступлений.

Второй год обучения (VII – XII модули)

Телесные симптомы как послания бессознательного

– Отношение к телесным симптомам в процессуальной психологии. Связь хронических симптомов с детскими / повторяющимися сновидениями.
– Отражение внутренних конфликтов в структуре и динамике соматического переживания.
– Способы практической работы с телесными симптомами. Основные принципы и этические положения психологической работы с применением телесного контакта.
– Особенности работы с симптомами психической травмы.

Работа с изменёнными и экстремальными состояниями сознания

– Различные концепции изменённых состояний сознания: биомедицинская модель, психологические модели Тарта, Мартиндейла, Диттриха, трансперсональные модели Уилбера, Бома, Грофа, Уолша/Вогана. Шаманизм как одна из основ процессуальной работы. Шаманский и другие стили работы с изменёнными состояниями сознания. Метанавыки, необходимые для работы с данной темой.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления изменённых и экстремальных состояний. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах). Теория процессуальной работы применительно к данной теме. Отличие изменённых состояний сознания от экстремальных.
– Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к изменённым и экстремальным состояниям сознания.
– Техники процессуальной работы с данной темой: инверсия, повторное подключение, работа с высоким краем, смена каналов, работа с ролями и ролями-призраками в системе и др. Применение техник процессуальной работы для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Работа с зависимостями и со зависимым поведением

– Теория процессуальной работы применительно к работе с зависимостями и со зависимым поведением. Понятия первичного и вторичного процессов, края, трёх уровней реальности применительно к данной теме.
– Индивидуальный и системный (семейный, культуральный) уровни рассмотрения появления зависимого поведения. Роли и роли-призраки в системах (семьях, сообществах, культурах).
– Техники процессуальной работы с данной темой: медицинские вмешательства, работа с ролями и ролями-призраками в системе, конфронтация, повторное подключение к зависимостям, чувственный доступ к полям взаимоотношений.
– Применение техник процессуальной работы с зависимостями для получения доступа к внутриличностному содержанию изменённого состояния и интеграции опыта этого состояния в повседневную жизнь.

Внутренняя работасамостоятельная работа с собственными процессами

– Понятие внутренней работы. Способы и творческие стили внутренней работы. Возможности применения внутренней работы для саморазвития и более глубокого понимания собственных процессов.
– Использование внутренней работы в процессе работы с клиентами. Применение метода с целью профилактики профессионального выгорания, для облегчения собственного состояния, нахождения ресурсов.

Групповые процессы

– Концепция поля в физике, философии и религии. Концепция глубинной демократии в работе с группами. Роли, роли-призраки, ролевое поведение. Теневые процессы и проявление измененных состояний сознания в групповой работе. Трансформация проблемных аспектов отношений в группе. Взаимное отражение и взаимосвязь внутриличностных и групповых процессов. Линейная и нелинейная работа с групповыми процессами. Внутренняя работа как необходимый аспект подготовки к работе с группами и ведения групповых процессов. Практические навыки фасилитатора группового процесса.

Индивидуальный стиль работы. Супервизия

– Изучение собственного стиля работы и способы расширения собственных возможностей: первичный, вторичный, глубинный стили. Выработка индивидуального стиля работы с учётом собственных ограничений и ресурсов. Терапевтическая осознанность. Работа с собирательным образом клиента: возвращение проекций. Внутренний учитель.

*Внимание! Ведущие оставляют за собой право изменения тематического порядка модулей.

Документы об образовании

При прохождении всех модулей программы вы можете получить два документа :
Программа соответствует российскому (повышение квалификации) и международному (IAPOP) стандартам обучения.

1 документ: Важно! Для слушателей, не имеющих профильного образования (психологического или педагогического) – СЕРТИФИКАТ УЧАСТИЯ.

Для слушателей с профильным образованием (психологическим или педагогическим) по завершению обучения, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию выдаются УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ (ч. 3 ст. 60, ч. 14 и 15 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

2 документ: Международный сертификат ISPWR IAPOP (при желании вы, также можете получить сертификаты ОППЛ и АПОПП) – выдаётся участникам при выполнении всех требований Международной Сертификационной программы, необходимо пройти 20 часов индивидуальной терапии, 20 часов супервизии и 5 встреч с адвайзером (обращаться к Николаевой Елене Владимировне).

Условия поступления

ЗАПИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Резервирование места в группе по предоплате .

Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.

Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.



Публикации по теме