Сценарии для разновозрастной группы на ивана купала. Сценарий на ивана купала праздник для веселой компании

Пирогова Асия Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 7, г. Усть-Кут, 2012г.

КУПАЛЬСКИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

Слайд 1

1 ведущий: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:


Как у нас в году три праздника:

Первый праздничек – Семик честной,

Другой праздничек – Троицын день,

А третий праздник – Купальница!

2
2 ведущий: В самом начале июля – в ночь с 6 на 7 июля – отмечается праздник Ивана Купалы. Другие названия дня Ивана Купалы – Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что собранные в эту ночь травы обладают целебной силой.

3
3 ведущий: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий

«КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ»:

«Иванов день пришёл, траву собирать пошёл»

1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
архилин
плакун – трава

4
2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?

Например: Я – владелец этой травы – перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!
дурман – трава

купаленка
адамова голова

5
3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника )
6
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?
Петров крест

Медвежье ушко

Перелёт – трава

2 ведущий: С Ивановым днем в народе было связано много примет . Говорили так: если до Иванова дня идет дождь, то хлеб хороший уродится, а если после Иванова дня дождь, то будет неурожай. Если на Иванову ночь небо звездное, то грибов много будет. А если в Иванов день будет гроза, то уродится мало орехов, да и те окажутся пустые.

8 Отгадаем загадки о цветах и травах ЗАГАДКИ:

— Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)

— Не огонь, а жжется. (Крапива)

— Стоит в поле кудряшка – белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)

— Эх, звоночки, синий цвет, с язычком. А звону нет. (Колокольчики)

4 ведущий : А еще, по поверьям, в эту ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенное активной всякая нечистая сила – русалки, водяные, лешие, оборотни . Они становились на этот праздник особенно сильными в своих колдовских чарах и могли утащить человека в свое царство.

А не пора ли нам Водяного позвать,

Наш праздник продолжать.

Выйди, выйди с глубины,

Выйдь, на берег, Водяной;

Позволь нам купаться

Над водой играться,

Бросать венки в воду,

Погадать народу.

Водяной:
Кто меня посмел тревожить

В глубине озёрных вод.

Почему шумит и пляшет

Возле берега народ?

11
5 ведущий:

Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.

Водяной: Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг!

Танец Русалок

Водяной: Ну а главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!

Главная русалка:

Все красавцы, удальцы!

Знамо, прямо молодцы!

В круг подружки, их ведите,

Хороводы заводите.

Я внимательно гляжу,

Кто мне любый, покажу

Пусть проявят все уменье

И смекалку, и раденье.

игра «Возьми венок» , на одного участника больше, чем самих венков

Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!

Коли нет, идёт топиться!

Враз русалки защекочут,

Коль жениться не захочет?!!

Главная русалка:

Одного мне братец, мало,

Я бы больше их желала.

Продолжается игра

Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица

Кто в зятья то мне годиться?

Главная русалка:

Да, любезный братец мой,

Всеми чтимый Водяной!

(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).

Главная русалка:

Вот, мой добрый женишок!

Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!

Да не бойся ты воды,

Одарю, чай, за труды.

15, 16

6 ведущий. Считалось, что вода приобретает в этот вечер магическую силу: нужно было обливать друг друга водой и обязательно искупаться. А еще, говорят, что на Купалу солнце играет. Молодежь встречала рассвет на берегах рек и озер

7 ведущий (девушка) Уважаемый водяной! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
17
Водяной: Свечи на венках зажгите и на воду опустите. Пусть судьба вам улыбнётся, и любви сердце дождётся

(Звучит песня, девушки пускают на воду венки, ребята им помогают, кто-то ловит венок любимой девушки).

8 ведущий:

Девицы – красавицы, судьбу загадали,

Судьбу загадали, милого искали.

Ты плыви, плыви венок,

Путь до милого далёк.

На Купала в ворожбу –

Загадай свою судьбу.

7 ведущий: Пустит девушка венок на воду и ждёт, куда понесёт его течение. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататься приедут. Бывает пустит на воду девушка два венка – за себя и за суженого своего, и загадает: «Если, сойдутся в воде рядом – значит «вместе быть».

8 ведущий: Реки рядом нет, березы высокой тоже нет вблизи, зато людей много. Вот и будем кидать венки по очереди каждая, повернувшись спиной к зрителям. Если девушка венок поймает – не найдешь себе пару в этом году, если парень – встретишь парня хорошего.

Игра «Брось венок»

18
9 ведущий: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Люди собирались группами и отправлялись на берег водоема, где разводили костры, возле которых с песнями водили хороводы, затевали игры. А когда пламя на костре немного опадало, то через них начинали перепрыгивать. Считалось, что купальский огонь, как и вода, несет заряд здоровья и сил.

10 ведущий: Иван Колдовник

Из огня возник.

Гори, огонь, жарче –

Будет ночка ярче!

19 Приметы:

1 пара: Разошлись руки – не пара

2 пара. Прыжок выше – счастье под крышу

3 пара: Искры вверх – денег мех!

4 пара: Рука в руке задержалась – пара обвенчалась

Игра «Прыжки через костер»

20 11 ведущий: коротка ночка купальская! Наши предки верили, что только в эту ночь распускается цветок папоротника. А тот, кто найдет его и сумеет взять, будет богат, счастлив и удачлив во всем. Желаем каждому из вас отыскать свой цветок счастья! Мы надеемся. Что наше выступление вам понравилось и вы узнали много нового о таком русском обряде как Иван купала!

21 Пусть чудесные огни нам зажгут,

До утра они горят – не уснут,

Как Иванова ночь наступает,

Злая нечисть сразу прочь уползает.

Землю ночную умоет роса,

Это русалки прозрачной слеза,

И пропоет в новолунье

Песню седая колдунья.

В речке на праздник Купалы

Долго русалка играла.

Источники:

    Галина Бразюль. Купальские перевертыши. Чем развлечь гостей №4, 2009

    И.А.Агапова. Купальские клады. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

    И.А.Агапова. Праздник Ивана Купалы. Фольклорные праздники в школе. Волгоград. Издательство «учитель», 2008

    Н.В.Черепкова. Иван Купала. Последний звонок. №4, 2008

    Г. Бразюль. Вечер накануне Ивана Купалы. Последний звонок. №4, 2004

Народное гулянье "Купалье"

Ведущая:



Ведущая:

Купалинка:

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:

Купалинка:

Ведьма:

Купалинка:

Ведущая:




Ведущая:

Купалинка:


Тот, кто этот знак найдет,

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:

Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»

Ведущая:

Купалинка:

Ведущая:

Ведьма:

Ведущая:

Под музыку проходит игра.

Ведущая:

Купалинка:

Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:

Ведущая:

Купалинка:

Сцена празднично украшена. Из декораций: венок, цветы, ленты.

Ведущая:
«Добрый вечер, добрым людям!
Пусть много радости всем вокруг будет.
Будем сегодня Купалье встречать,
Петь, танцевать и в игры играть!

Сегодня Купала, а завтра – Ян
Заиграй, гармоника, заиграй нам!»

Начинает звучать аккордион, под музыку выходит вокальная группа с песней «Ой, рана, на Ивана».

Ведущая:
«Мы рады видеть сегодня Вас всех на нашем празднике. Ивана-Купала – старинный праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Иван - Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем, традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа и обычаи. А хозяйка этого праздника – красавица Купалинка.»

Под музыку выходит Купалинка.

Купалинка:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Купалинка я. Пришла сегодня к Вам, чтобы вместе вспомнить старинный народный праздник. Сегодня ночь Ивана-Купала. Всех эта ночь манит своим волшебством и красотой. Бывало собирались на берегах рек, озер, пели обрядовые песни, водили хороводы, гадали о лучшей доле, веночки по воде пускали.»

Песня «И плывет веночек».

Купалинка:
«Разложите, зажгите Купалья огни, чтобы лучше представить грядущие дни, чтобы веселее водились хороводов ручьи. Огонь купальский очищает тело от болезней, а душу – от смятенья. А так же укрепляет любовь между двумя сердцами.»

Звучит музыка, выбегает ведьма с чертями.

Ведьма:
«Тушите огонь, не давайте им лечиться. Это что же будет, если все будут здоровыми. Давайте-давайте черти мои тушите каждую искорку не покладая рожек.»

Купалинка:
«А смогут ли твои чертянята поймать все искорки и уголечки от костра, чтобы потушить его?»

Ведьма:
«Сейчас увидишь. А ну-ка, черти мои, готовьте капкан для угольков, посмотрим как они смогут увернуться от него.»

Купалинка:
«Если за три раза вы не поймаете все искорки и уголечки, значит гореть купальскому огню!»

Ведущая:
«Кто не хочет, чтобы ведьма с чертями костер потушили, выходите к нам играть. Объясняю правила: черти делают круг и берутся за руки. Пока звучит музыка, черти поднимают руки вверх и все дети - наши искорки и уголечки, бегают, где хотят вокруг и внутри круга. Когда музыка замолкает, черти опускают руки вниз и тот, кто остался в кругу, выбывает.»

Купалинка:
«Искорки тепла, света и доброты победили нечистую силу!»

Ведьма:
«Рано радуетесь! Нечисть моя еще попортит вам праздник!»

Купалинка:
«Не мешай людям празднику радоваться. Отойди по- добру по- здорову!»

Ведущая:
«Про купальскую ночь существует легенда о том, что в полночь в самой гуще леса расцветает волшебная ветка папоротника. Тот, кто сумеет отыскать ее, станет самым счастливым, ему откроются все клады, он станет сильным и начнет понимать язык животных и птиц. Но найти этот цветок не так-то просто, нечистая сила строит козни и мешает в поисках. Если среди вас есть смелые, давайте попробуем найти чудесный цветок.»

1 черт: «Цветок они будут искать!»
2 черт: «Счастья им захотелось!»
1 черт: «А знаете ли вы, что до цветка может дойти только смелый и ловкий?»
2 черт: «Мы сейчас и посмотрим, есть ли среди вас такие!»

Ведущая:
«Да, нелегко найти ветку папоротника. Но Купалинка решила Вам помочь и оставила на территории клуба Вам подсказки, только подсказки эти тоже нужно еще понять и суметь отыскать.»

Купалинка:
«Первая подсказка на вечных плитах.
Там, где память о войне зарыта.
Тот, кто этот знак найдет,
Волшебный цветок искать пойдет.»

Ведущая:
«Итак, не теряйте времени!. Купалинка сказала Вам, где искать первую часть подсказки. Тот, кто первый догадается, о чем идет речь и принесет конверт, тот будет участвовать в поиске цветка. А пока они ищут, для Вас поет участница вокальной группы «Неманичка».

Ведущая:
«Вот и нашли первую часть подсказки.»

Купалинка:
«Сохрани этот конверт, он поможет тебе в поисках папарать ветки. Прежде, чем сказать Вам, где находится вторая часть подсказки, я хочу испытать Вашу ловкость.»

Ведущая:
«Хорошо, испытаем. Когда-то в старину, девушки в купальскую ночь плели венки, бросали их в реку и гадали о своем счастье. Перед Вами воображаемая река, на воде кувшинка. Я попрошу желающих бросать по очереди венки в реку так, чтобы они легли на кувшинки. Кто из 5-ти бросков сделает больше попаданий, тот и победит.»

Проводится игра.

Ведущая:
«Победителю приз!»

Купалинка:
«Да, есть среди Вас ловкие. Читаю о том, где лежит вторая часть подсказки. Знак второй сокрыт от глаз
Там, где извещают Вас
О концертах и кино,
Там найдете вы его.»
А пока ищут конверт, для Вас поют «Все уже когда-то было».

Ведущая:
«Вот и нашли 2-ю подсказку.»

Купалинка:
«Ты тоже храни свой конверт. Прежде чем скажу, где последняя часть подсказки лежит, я хочу еще вас испытать.»

Ведущая:
«В купальскую ночь как известно нужно прыгать через костер. Сейчас мы и устроим с вами соревнования по прыжкам.»

Ведьма:
«Черти мои, ну-ка несите сюда канат. Посмотрим, какие они ловкие, и как смогут через него прыгать. А вы чертянята мои, все выше планочку поднимайте.»

Ведущая:
«Тот, кто возьмет самую большую высоту, тот и побелил.»

Под музыку проходит игра.

Ведущая:
«Победителю приз. Ну, что, Купалинка, выдержали люди испытания?»

Купалинка:
«Да, могу сказать, где лежит последняя часть подсказки.
Третий знак под той доской
Где сидите Вы порой.
Вы найдите тот конверт-
Будет в поисках совет.»

Ведущая:
«Удачи в поисках! А для Вас поет…

Ведущая:
«Вот и нашли недостающее звено подсказки. А сейчас ваша задача – собрать три части воедино и догадаться, где спрятан чудо-цветок. Самый сообразительный, находчивый и быстрый и станет обладателем супер-приза.
Время пошло. А мы желаем Вам удачи в поисках. Будьте осторожны, черти будут мешать Вам в пути.»

Выступление вокальной группы.

Купалинка:
«Нашедший сегодня чудесный цветок будет в этом году самым счастливым, мудрым и богатым. А от нас счастливчик получает супер-приз и два его соискателя по утешительному призу.

Цели:

    Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

    Развивать интонационную выразительность речи.

    Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Вызвать эмоциональный отклик детей.

    Приобщить к обрядовой культуре.

    Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

История празднования Ивана Купала

Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.

Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!

В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.

Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.

Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.

В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.

В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.

Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».

Театрализованное игровое представление

Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.

1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!

В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,

Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.

Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!

2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!

1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

Хоровод 1

1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.

Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)

Купала: Эй, девчата! Всем привет!

Вы узнали меня? Нет?

Я Купала – озорник,

И скучать я не привык!

Солнце весело сияет,

Нас лучами согревает!

Ведь настал Иван Купала,

Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)

Купала садится на пенек и грустит.

2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?

1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!

Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.

2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?

Иван Купала: Да!

2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?

Воспитанницы: Да!

1 ведущий .:

В гости к нечисти пойдем,

И листки все соберем.

И отыщем Лета клад!

Кто со мною из девчат?

Воспитанницы: Мы! Я! Все!

Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)

Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!

Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?

Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Воспитанницы: Баба Яга!

Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?

Иван Купала: Отдавай листок от карты!

Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.

1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).

Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.

Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?

Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.

Игра «Бабкина метелка»

под музыку

Баба Яга: Ох и молодцы!

Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.

Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.

«Коршун и наседка» (2-3 раза)


Ведущий 1,2: Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!

Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)

Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!

Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.

Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.

Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.

Иван: У кого?

Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.

Ведущий 1,2: Р азрешим.

Баба Яга:

В дремучем лесу, на болоте

Её непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Сестренка моя и подружка.

Стройная фигурка,

Зовут её Снегурка. Хи-хи.

Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.

Иван: Ну, вперед, девчата!

«Кикимора»

Эй, Кикимора, красавица болотная!

Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?

Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!

Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!

«Веревочка»: у кого длиннее под музыку

«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку

Кикимора:

Эх меня развеселили,

И немного утомили!

Вот держите вы листок.

Только знай же, мой дружок,

Есть ещё один листок.

Иван Купала: Подскажи Кикимора.

Кикимора: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.

Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.

Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Звучит песня водяного «Я водяной»

ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?

Водяной:

Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,

Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,

А лягушки взяли – лапками все замарали.

Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.

(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .

Водяной: Ну, спасибо, угодили!

Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?

Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!

Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!

Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.

«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.

«Раз, два, три лови!»

Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.

Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.

Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!

Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?

Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?

Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.

Водяной: Но я вам ничего не говорил.

Иван Купала: Спасибо.

Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)

Леший:

Кто пришел сюда без спроса?

Быстро пошли вон!

Налетели, словно осы

Ото всех сторон!

Это кто здесь гуляет,

Мои грибочки собирает?

Купала: Это я, Иван Купала.

Леший

Гриб тебе соленый!

Я тебя схвачу,

Домой не пущу,

Под землю утащу!

Леший хватает Ивашку.

Ведущий 2:

Леший, Леший, не серчай,

Как гостей ты нас встречай!

Леший:

Я вам сразу говорю,

Что гостей я не люблю!

Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!

Ведущий 2: Хватит охать, причитать.

Угощают вареньем .

Леший:

Ой, спасибо, угодили,

Исцелили, излечили!

Теперь в полном я порядке,

Слушай Лешего загадки!

(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

Пятачок Кощей Бессмертный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь.)

И еще одну загадку я вспомнил.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится -

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

Леший:

Ладно, честно заслужили,

Вот – листок держите,

Лес родной, природу нашу

Только берегите!

Иван Купала: Обещаем лес беречь,

До свидания! До новых встреч!

«Песня разбойника»

Разбойники:

Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!

Иван Купала:

Мы пришли за листками,

Отдавайте лучше сами!

Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!

Разбойник 2: С нами будете играть? (да)

Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!

(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)

Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!

(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)

Игра «Перегонки»

Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!

Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!

Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?

Разбойники: Конечно хотим, спасибо.

Иван: Где ж последний лепесток?

Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.

Иван: Где?

Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.

Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»

Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!

Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.

Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.

Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?

Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......

1. Счастье, здоровье, удача

2. Повстречаться с добрыми людьми.

3. Везение в учебе

4. Победы в соревнованиях

5. Тяжелые посылки

6. Письма и переговоры.

7. Удача во всех начинаниях

Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?

Русалочка : Есть!

Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.

Русалочка : А зачем?

Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.

Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.

Иван Купала: Мы согласны.

«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,

«Коса». под музыку

Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.

Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»

Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.

Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.

Д.А.:

Посмотрите! Что же это?

Клад, что подарило Лето!

Верило я в ваш успех!

Вы, девчата, лучше всех!

И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!

Хоровод 2

Ведущий 1: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Ведущий 2 : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.

Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!

Сценарный ход праздника Ивана Купалы

Музыка. Выход ведущей.
Ведущая:

А и здравствуйте, вы гости дорогие!

А и девки-то все здесь молодые,

А и парни-то все здесь удалые!

А и день-то сегодня непростой,

А и день-то июльский, почти седьмой.

А и особое-то время настало,

Нам отпраздновать Ивана-Купало .

А когда-то давным-давно, в Змеиногорских просторах стояло царство берендеев.......

Музыка.Выход хозяйки медной горы.

Хозяйка медной горы:

Здравствуйте, гости дорогие.
Рада видеть вас в своем царстве каменьев. Хоть царство мое каменное, прославленное на весь свет богатствами своими несметными, но и мимо него не прошло лето.
Мое царство всех прелестней:
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины леса
И журчанье ручейка...
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой...
Мастера и мастерицы,
Гости, милые друзья,
От души повеселиться
Всех вас приглашаю я.
Развеселый мой народ
Никогда не устает,
Очень весело живет:

Шутит, пляшет и поет.

Ведущая:

Здравствуйте уважаемая хозяйка медных гор. Не нарушили мы ваш покой?

Хоз.:

Нет, нет. Я очень рада вас видеть. Какие вы нарядные и красивые.

Вед: Да мы все собрались на празднование Ивана Купалу.

Хоз: А корни празднования уходят в глубь веков.

Вед:

В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Хоз:

А этот цветок сможет найти лишь тот, у кого смелое сердце да чистые помыслы.

Вед:
Коль увидишь свой цветок.
Все желания исполнятся в срок.
Дочери болотные, русалки зеленые.
Покажите нам танец с цветком.

Танец с венками

Хоз:

А сейчас дорогие мои будет вам задание. Но задание не простое, а очень трудное. Найти в наших лугах, полях заветный огненный цветок и принести его нам.

Вед:

Капитаны подходите

Листы маршрутные получите

Испытания стойко пройдите

К заветному цветку спешите


Игра по этапам «Найди цветок»

После игры все собираются на поляне.

Вед:

Вот летний праздник наступил,
Его давно народ уж любит.
Иван Купала подарил
Надежду тем, кто весел будет.
Хоз:
Мы поздравляем! Что желать?
Нашли вы свой цветок заветный!
Нельзя сей праздник пропускать.
Откройте вы души секреты.
Вед:
И лето – дивная пора,
Купание в реке ночное
Осуществить давно пора,
Не позабудем про устои!

Хоз:

Девушки да юноши
В хоровод встают
Пляски до полуночи,
В этот день ведут.
Вед:
Да после полуночи
Разведут костер,
Чрез него играючи
Прыгают на спор.


Конкурс на лучший костюм. Жюри на праздник – это ведущие. Пусть все участники выйдут в центр площадки, и каждый покажет свой костюм. Его можно просто продемонстрировать, покружиться или пройтись из одного угла в другой, а можно обыграть: забавно станцевать или показать какую-нибудь сценку. После этого жюри выбирает самый лучший наряд.

Ручеек. Включаете веселую музыку и все участники становятся парами, образуя коридор, а одна пара пробегает под этим «рукотворным сводом», при этом есть варианты: либо первая пара бежит сразу за теми, кто уже пробежал «ручеек», либо по дороге один из пары выбирает себе другую пару из ручейка, а оставшийся бежит еще раз, теперь уже, выбирая себе новую пару. Кто останется, тот бежит новый круг в ручейке.

Прыгаем через костер. На праздник нужно приготовить безопасный костер. Не забывайте о том, что через него будут прыгать и детки. Костер должен быть компактным и невысоким. В любом случае, нужно следить за детьми, чтобы они не обожглись и ничего себе не повредили.

Загадывание желаний. Традиционно, на праздник наряжают девушку Купаву или молодую березку или иву. Купаву делают сродни кукле на Масленицу , на голову надевают венок. А деревце украшают ленточками и цветами. В конце праздника каждый из участников подходит к деревцу с ленточкой и завязывает на Купаве, про себя проговаривая

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста

Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым. Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к народному творчеству. 2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе. Развивающие: 1. Развивать коммуникативные навыки и умения. 2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности. 3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение. Образовательные: 1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала. 2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми. 3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой». 4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Предварительная работа: - просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала; -просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979); -разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»; - изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).

Ход мероприятия:

Ведущий: Коротка эта дивная ночь в летний день Ивана Купалы. Мы прогоним тоску нашу прочь, и пойдем танцевать на поляны, хороводы водить, песни петь, разведем мы костры очищения, будем прыгать и будем гореть, бога солнца просить о прощении. И никто не уснет до утра, нечисть всякая нынче плутает. От коварных сетей ведьмака лишь полынь да осина спасает курдом дев добежим до реки обойдем ее разом не ведая броду поснимаем с глав русых венки и опустим священно на воду. Поплывут они вниз унося мысли девичьи древним гаданием. Где мой суженый буду ли я в платье белом стоять на венчании.

1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем -

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок : Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Ведуший: На этот праздник плели венки из полевых цветов. Ну-ка, отгадайте загадки!

— Белые горошки на одной ножке (ландыш)

— Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глаз, белые реснички (ромашки)

— Эй, звоночки, синий цвет!

С языком, а звону нет (колокольчики)

— Золотой и молодой, за неделю стал седой;

А денёчка через два облысела голова (одуванчик)

Ведущий: В ночь на Ивана Купалу и весь последующий день ведьмы и прочая нечисть получают невероятную силу. Ребята, вы знаете много сказок. Давайте с вами вспомним,какие у нас сказочные герои оставались ни с чем, ведь всегда добро побеждает зло. А я вам помогу вспомнить-отгадайте загадки — обманки:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Василиса Премудрая. Дети: Баба Яга

Ведущий: В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Стройная фигурка,

Зовут меня…

Снегурка Дети: Кикимора

Ведущий: Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Незнайка Дети: Леший

Ведущий: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Мороз Дети: Водяной

Ведущий: сейчас мы послушаем стихотворения

Стихи…

Ведущий: а теперь мы поиграем

1.Игра: «Дударь»

Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).

Старый старичище,

Тебя во колоду,

Тебя во сырую,

Тебя во гнилую.

Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).

Что болит? (спинка, коленочки, головка)

  1. Игра «Заря-заряница».

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница, Ключи золотые,

Красная девица, Ленты голубые.

По полю ходила, Раз, два - не воронь,

Ключи обронила. А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник, становится водящим. Игра повторяется.

  1. Игра «С берега на берег»



5.Игра «Ручеек»


Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота Пропускают не всегда Первый раз прощается Второй запрещается А на третий раз Не пропустим вас!

Ведущая : На праздник Ивана Купала самый длинный день в году и самая короткая ночь. В купальную ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Кто сорвет цветок и подарит своей девушке, будет иметь долгую и светлую любовь.

Есть в этот день еще одна традиция, по поверью в этот день надо попробовать очистительную силу огня или жгучей крапивы. Чтобы весь год не болеть, чтобы всякие беды и напасти миновали. И вот наши предки заканчивали этот праздник веселыми прыжками через огонь или крапиву, самые смелые и ловкие участвовали в этом.

Ведущий: Все готовились к обрядам,

Хороводы, песни пели,

Праздник длился всю неделю.

Кучу веток собирали,

А потом их все сжигали,

И обычай был таков:

Перепрыгнуть тот костер.

Прыгнешь если высоко,

Урожай будет год!

Вот и мы костер зажжем,

Прыгать высоко начнем...

  1. Игра «Прыгают через костер»

Ведущий: Собирайся народ в наш купальский хоровод!

Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!

Хоровод «На Ивана, да на Купалу»

Ведущий: Сейчас мы возьмем все веночки, загадаем желание и отпустим их в нашу волшебную реченьку.


А теперь я предлагаю взять ленточки и на улице завязать на наше дерево желаний. По поверью, желания, которые вы загадаете должно обязательно исполнится.



Публикации по теме