Познавательное занятие «Путешествие в подводное царство. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Развлечение «Путешествие в подводный мир»
Цели:
Расширить знания детей о дельфинах.
Закрепить знания о черноморских рыбах и моллюсках.
Словарь: дыхало, белобочка, дрессированный.
Развивать мышление детей, связную речь.
Воспитывать бережное отношение к обитателям моря.
Оборудование:
Картинки и фотографии дельфинов, мягкая игрушка «дельфин», два ведра, цветная бумага, песок, клей, ножницы и прочее оборудование для аппликации.
Ход занятия:
Сегодня мы поговорим с вами о зубатых китах Черного моря. Да-да, в нашем море живут зубатые киты. Целых три вида: афалина, белобочка и морская свинья. Взгляните на картинку. Кто на ней изображен? (Ответы детей). Правильно, дельфины. А почему же я вам рассказываю о китах? Да потому, что дельфины – это киты. Киты в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. А долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать дыхание. Мы с вами можем задержать дыхание совсем не надолго. Давайте попробуем. (Дети ненадолго задерживают дыхание). А киты могут задерживать дыхание намного дольше. На голове у них расположено отверстие – дыхало, которое под водой закрывается. Через это дыхало киты еще и подают звуковые сигналы.
Когда-то, давным-давно, древние дельфины жили на суше. Имели руки, ноги, но потом, по каким-то неизвестным причинам покинули сушу и перебрались в воду.
Нынешние дельфины прекрасно чувствуют себя в воде. Они не чувствуют запаха, зато прекрасно видят и слышат.
Питаются дельфины рыбой и моллюсками. Каких рыб, обитающих в Черном море вы знаете? А каких моллюсков? (Ответы детей). За день один дельфин съедает примерно два вот таких ведра пищи. (Показ двух ведер).
Спят дельфины недалеко от поверхности воды, опустив вниз хвост, и, время от времени, открывая и закрывая глаза. Даже болеют теми же болезнями, что и человек.
В самом начале занятия, я называла вам три вида китов-дельфинов, живущих в нашем море. Давайте порассуждаем, почему они получили такие названия. Вот, например, самого крупного из черноморских дельфинов - афалину называют еще бутылконосом. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). А как по-вашему, почему этот дельфин получил название белобочка? (Ответы детей). А вот этот, самый маленький из всех дельфинов, называется морская свинья, пыхтун, азовка. Давайте порассуждаем, откуда взялись такие названия? (Ответы детей).
Поднимите руки, кто из вас был в дельфинарии. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Давайте поближе познакомимся с дельфином афалиной или бутылконосом, ведь именно они превосходные актеры, выступающие в дельфинариях. Чего только они не умеют делать! Прыгают через обруч, и даже через охваченный огнем. Поют под музыку. Рисуют. Лихо играют с мячом. Жонглируют. Катают на себе. И даже лечат. Это дрессированные дельфины. Что значит дрессированный? (Ответы детей). Это обученный человеком. Дрессировка дельфинов требует от человека-дрессировщика доброты, любви и терпения. Дельфинов можно только хвалить, а если дрессировщик вздумает наказать или ударить дельфина, то никогда больше этот дельфин не будет слушаться этого дрессировщика.
Сейчас я предлагаю вам поиграть. Выходите на коврик, становитесь в круг. Вот наш дельфин. Пока мы будем говорить слова, вы должны быстро передавать дельфина из рук в руки. А тот, в чьих руках окажется дельфин, когда слова закончатся, должен сказать нам что-нибудь о дельфинах. Например: «дельфин – это кит, а не рыба», или «дельфины хорошо видят и слышат, но не чувствуют запахов». Понятно. А теперь послушайте слова и начнем игру.
Дидактическая игра «Дельфин»
Ты плыви, морской дельфинчик,
Быстро-быстро по волнам.
У кого дельфин остался,
Тот сейчас расскажет нам.
Дельфины живут стадом. Глава стада – наиболее крупная и сильная самка. Дочери, внучки и правнучки все держатся вместе. Отцы и женихи держатся отдельно мужским стадом.
Наступает весна и будущий папаша в течение нескольких дней «ухаживает» за дельфинихой, исполняя любовный танец. Кто из морских обитателей тоже танцует перед свадьбой? (Ответы детей). Верно, морские коньки. А дельфин к тому же выпрыгивает из воды, изгибает свое тело – вот я какой красавец. И еще визгливо лает. Вот так. (Звукоподражание). Попробуйте сами издать такой звук.
Если появляется еще один жених, то самец свирепо клацает зубами и прогоняет его. Драк между женихами не бывает. Вспомните, кто из морских обитателей считается яростным драчуном? (Ответы детей). Верно, крабы.
Но вот закончились ухаживания, образовалась дельфинья семья. Подходит время появиться на свет малышу дельфиненку. Мама дельфиниха отплывает в сторонку и начинает изгибаться и зевать. Это сигнал тетушкам дельфинихам. Они тут же окружают самку тесным кольцом, защищают ее, помогают детенышу. А детеныш появляется на свет хвостиком вперед свернутым в трубочку. Няньки подталкивают малыша на поверхность воды, чтобы он сделал первый в своей жизни вдох. Затем помогают ему найти материнский сосок. Малыш еще плохо ориентируется и тычется мордочкой то в бок, то в спину матери. Когда сосок найден, малыш начинает кормиться молочком. Что бы не потеряться, дельфиненок периодически «всплакивает» тонким визгливым голоском. Только через год дельфиненок начинает самостоятельно питаться рыбой. А пока малыш не подрос, ему разрешается плавать только вокруг мамы. Дельфинята, как и вы больше всего любят играть: они шутя «бодают» маму, скатываются с ее спины, как с горки, выпрыгивают из воды, закрывают хвостиком мамино дыхало, удирают, приглашая погоняться за ними. А мамы не наказывают своих шалунов. Но если детская шалость грозит бедой и малыш подвергает свою жизнь опасности, мама может и носом наподдать так, что закувыркается шалун. Или прижмет его мордочкой ко дну. Больного детеныша мать носит на себе.
Дельфины очень сильны. Одним взмахом хвоста, они могут не только искалечить, но даже убить человека. Но никогда дельфины не проявляют враждебных чувств к людям. Даже когда человек лечит дельфина, делает укол или обрабатывает ранку, дельфин все понимает и терпеливо переносит лечение. Нередки случаи, когда дельфины спасали тонущих людей. Позже я прочту вам истории о таких спасениях.
Дельфины очень умны. Ученые считают, что дельфины самые умные после человека. Затем - слоны, и только потом - обезьяны.
Вопросы:
1. Дельфины – рыбы или киты? Докажите.
2. Какими были предки дельфинов?
3. Что вы можете сказать об умении дельфинов слышать, видеть, различать запахи?
4. Чем питаются дельфины?
5. Что такое дельфинарий? Чем занимаются в нем дельфины?
6. Как дрессируют дельфинов?
7. В море дельфины живут поодиночке, или как-то иначе?
8. Как ведут себя дельфины женихи и невесты?
9. Как у дельфинов появляются на свет малыши?
10. Как воспитываются дельфинята?
11. Что можно сказать о силе дельфина?
12. Что известно об уме дельфинов?
13. Как относятся дельфины к человеку?
Праздник на воде «В стране дельфиньей»
Цель : создать условия для творческого проявления умений детей в играх и упражнениях, для укрепления их дружеских взаимоотношений.
Задачи:
- содействовать укреплению здоровья детей и развитию их физических качеств в различных игровых ситуациях;
- способствовать развитию плавательных навыков;
- воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи и стремление добиваться командных успехов.
Материал и оформление: костюм царицы, трон, скипетр, морские декорации, письмо, плавающие и тонущие предметы (пакеты, листочки и т.д.), обручи по количеству детей, стенд с карточками, листы «ключ» и «вода» каждый состоит из шести карточек, коробки, 4 ключа, сундук, ракушка, мячи разноцветные, киндер-сюрпризы, цепь, 2 тоннеля, амулеты по количеству детей, нарукавники.
ТСО: музыкальный центр, фонограммы с энергичной бодрой музыкой для выполнения комплекса аквааэробики, игр и игровых упражнений, а также музыка для релаксации для игры малой подвижности.
Длительность праздника : 40-45 мин.
Ход праздника:
Дети заходят в бассейн, строятся.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, только что приплыл почтальон из далекой страны Дельфиньей и принес мне письмо, в котором говорится, что в тридевятом царстве морском государстве случилась беда, стала мутной и грязной вода. Все морские жители покинули этот край, лишь одна Царица морская сидит и грустит. Тишина и грусть наступили в стране. Давайте отправимся туда и поможем царству вернуться к прежней жизни.
ДЕТИ: Давайте!
Дети отправляются в путешествие в страну Дельфинью.
ВЕДУЩИЙ: Смотрите, как грязно на море. Давайте отчистим море.
ДЕТИ: Давайте!
Игра «Чистое море» (см.
Дети заходят в воду прыжком вниз головой или ногами. «Очищают» море, собирая предметы, плавающие на поверхности воды и лежащие на дне.
Заходит грустная морская Царица.
ЦАРИЦА: Что за диво стала вдруг вода чистая. Кто ж так постарался, не вы ли гости дорогие?
ДЕТИ: Мы очистили море.
ЦАРИЦА: Я смотрю вы, ребята, приезжие. Зря стараетесь, в этом царстве беда, исчезли веселье и игра, все жители уплыли в далекие края.
ВЕДУЩИЙ: Это не беда. Мы знаем хороший рецепт от грусти и хандры. Надо сделать веселую зарядку, чтобы стать бодрым и веселым. Делай с нами Царица.
Комплекс аквааэробики с обручами «Веселье » (см. Приложение к празднику «В стране дельфиньей» №2).
ЦАРИЦА: Ой, спасибо, хорошо косточки размяла. Бодрой и веселой стала.
ВЕДУЩИЙ: Это еще что, мы умеем делать не только зарядку в воде, но и нырять.
(см. Приложение к празднику «В стране дельфиньей» №1).
Дети ныряют в обруч, лежащий на воде перед ними.
ЦАРИЦА: Молодцы, очень вы похожи на моих детишек – дельфинов. Но этого мало.
ВЕДУЩИЙ: А мы не только умеем подражать дельфинам, но и другим морским животным. Правда, ребята?
ДЕТИ: Да!
(см. Приложение к празднику «В стране дельфиньей» №).1
Ведущий называет морского жителя, дети показывают его, имитируя его передвижения.
- «Морская звезда» - лежание на груди;
- «Осьминог» - на счет раз – «поплавок»,
На счет два – лежание на груди;
- «Морской конек» - прыжки вперед ноги скрестив, руки за спиной;
- «Нерпа» - лежание на спине, руки на груди.
ЦАРИЦА: Да, многих животных вы знаете. Помогите мне.
ВЕДУЩИЙ: Ребята наши смелые и умелые. Как тебе помочь?
ЦАРИЦА: Злая морская колдунья заколдовала меня и мое царство. Моих морских жителей по всему свету раскидала, а я не могу вспомнить, как мне их назад позвать. Мне очень необходимы две смелые команды.
Ведущий делит детей на две команды.
ЦАРИЦА: На том берегу лежат листы, на которых нарисовано то, что я должна вспомнить. Готовы их достать.
«Морская эстафета» (см. Приложение к празднику «В стране дельфиньей» №1).
I этап
На противоположном бортике лежат карточки. Дети стартуют по команде по одному, плывут до бортика, берут одну карточку, плывут обратно, стараясь не замочить карточку.
После того, как приплывает последний участник, команда собирает карточки в один целый лист и называет, что там нарисовано (лист первый - «ключ», лист второй - «вода»).
ЦАРИЦА: Молодцы, ребята! Я вспомнила, что должна сказать заветную фразу «Вода – это жизнь» в морскую ракушку, которая лежит на моем сундуке, а открыть я его могу только ключами, но их надо найти.
II этап
На противоположном бортике стоят коробки с разноцветными мячиками. Дети по команде стартуют по одному, бегут до бортика берут два мячика и бегут обратно. На финише раскладывают мячи в коробки по цвету, стоящие на бортике.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, какие вы молодцы все по цвету разложили. Смотрите, а вот и ключи появились. Возьми их Царица.
Царица берет ключи, пробует открыть сундук, но у нее ничего не получается.
ЦАРИЦА: Ничего не выходит, силы видно не хватает мне царской. Забрала колдунья мою цепь власти и разбросала по морю. Помогите собрать.
III этап
На противоположном бортике лежат киндер-сюрпризы, в них звенья цепи. Дети по команде стартуют по одному, проплывая тоннель, берут киндер и проплывают тоннель обратно. Как только финиширует последний участник, звенья собираются в одну цепь.
ВЕДУЩИЙ: Вот твоя цепь, Царица.
ЦАРИЦА: Спасибо, ребята! Теперь я могу открыть сундук и позвать своих подданных. Веселье снова вернется в мою страну Дельфинью. Вы такие смелые и ловкие. Напоследок я хочу предложить вам поиграть в игру, в которую любят играть мои медузы.
(см. Приложение к празднику «В стране дельфиньей» №1).
Под музыку дети надевают надувные рукава. Стоя, руки в стороны, сделать вдох, задержать дыхание, присев в воду, спокойно лечь на спину. Голова на воде, ноги поднять, живот подтянуть к поверхности воды. Расслабиться и, спокойно дыша, представить, что лежишь на солнышке и греешься.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо и тебе Царица. Нам пора отправляться обратно.
Дети выходят из воды.
ЦАРИЦА: За то, что вы мне помогли, я хочу одарить вас амулетами, которые помогут вам возвращаться в мою страну Дельфинью, когда угодно. Вы желанные гости. До свидания!
Приложение к празднику «В стране дельфиньей» № 1
Игры и игровые упражнения
Название | Дозировка | Методические указания |
||
Игра «Чистое море» | Перед игрой в бассейн опускаются разные игрушки и предметы, тонущие и плавающие, пакеты. Затем дается задание собрать все предметы. Дети заходят в воду прыжком вниз головой или ногами. «Очищают» море, собирая предметы, плавающие на поверхности воды и лежащие на дне. | 4-5 мин. | При прыжке соблюдать правила выполнения. Предметы собирать по одному, затем снова возвращаться к заданию. |
|
Игровое упражнение «Веселый дельфин» | Каждому играющему дается обруч. Дети ныряют в обруч, лежащий на поверхности воды перед ними. | 3 мин. | Следить за правильным положением тела: руки впереди, голова лежит на руках, ноги вместе. |
|
Упражнение-имитация «Жители моря» | Играющим называют, затем показывают на картинах морского жителя. Дети имитируют его передвижения.
2 - лежание на груди;
| 3 мин. | ||
«Морская эстафета»: I этап II этап III этап | На противоположном бортике лежат карточки. Дети стартуют по команде по одному, плывут до бортика любым способом, берут одну карточку, плывут обратно, стараясь не замочить карточку. После того, как приплывает последний участник, команда собирает карточки в один целый лист и называет, что там нарисовано. На первом листе нарисован - «ключ»,на втором - «вода». На противоположном бортике стоят коробки с разноцветными мячами. Дети по команде стартуют по одному, бегут до бортика берут два мячика и бегут обратно. На финише раскладывают мячи в коробки по цвету, стоящие на бортике. На противоположном бортике лежат киндер-сюрпризы, в них звенья цепи. Дети по команде стартуют по одному, проплывая тоннель, берут киндер- сюрпризы и проплывают тоннель обратно. Как только финиширует последний участник, звенья собираются в одну цепь. | 2-3 мин 2-3 мин 2-3 мин | Лист ламинируется, для того чтобы рисунок не растекся, затем разрезается на части по количеству участников . Мячи распределяют по цвету. Тоннель проплывается скольжением на груди. |
|
Упражнение релаксации «Медуза» | Под музыку релаксации дети надевают надувные рукава. Стоя, руки в стороны, сделать вдох, задержать дыхание, присев в воду, спокойно лечь на спину. Голова на воде, ноги поднять, живот подтянуть к поверхности воды. Расслабиться и, спокойно дыша, представить, что лежишь на солнышке и греешься. | 3-4 мин | Глаза закрыты, следить, чтоб дети расслабились, тело должно лежать на поверхности воды. |
Приложение к празднику «В стране дельфиньей» № 2
Комплекс аквааэробики с обручем «Веселье»
(сопровождается бодрой энергичной музыкой)
Название упражнения | Дозировка | Методические указания |
||
«Прогулка» | И.п. – о. с. ; ходьба на месте, обруч перед собой | 10-20 с. | Спина прямая, руки с обручем перед собой локти не сгибать |
|
«Потягушки» | И.п. – стойка ноги врозь, обруч впереди; 1 -выпрямление рук с обручем вверх, посмотреть на обруч; 2- вернуться в И.п. | 6-8 раз | Руки прямые |
|
«Присед» | И.п. - тоже; приседание, руки вытянуть вперед | 5-6 раз | Спина прямая |
|
«Неваляшка» | И.п. - тоже; наклоны в стороны, обруч перед собой | 6-8 раз | ||
«Касалки» | И.п. - тоже; поднимание ног согнутых в колене | 6-8 раз | Колено выглядывает из обруча |
|
«Повороты» | И.п. - тоже; повороты влево вправо, руки прямые перед собой | 6-8 раз | ||
«Полоскание» | И.п. - тоже; движение рук с обручем в воде влево вправо Цель:Продолжать знакомить детей с окружающим миром, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Задачи: * Создать радостную атмосферу во время праздника; *Развивать двигательные активность детей (силу, ловкость, быстроту, гибкость); * Воспитывать чувство команды, интерес к спорту, к здоровому образу жизни. Предварительная работа:
Ведущий:
Русалочка:
Команда «Немо»
Команда « Дельфины ».
Игра: «Чья команда быстрее построится?»
Воспитатель:
(обращается к Русалочке) Русалочка:
Литература
Людмила Басова Тема : Дельфины . Цель : Углубить знания детей о дельфинах . Учить детей изображать дельфина по контуру , используя крупу. Закрепить умение детей изображать красками волнистые линии (волны) . Продолжать закреплять умение детей пользовать клеем, салфетками. Развивать глазомер. Воспитывать любовь к животным. Ход занятия:В. -В море плавают дельфины , Среди волн мелькают спины. Только что они здесь были, Поиграли и уплыли. Ребята, посмотрите какие они красивые! Дельфины легко и стремительно передвигаются в воде. Внезапным прыжком он выбрасывает тело из воды, для того чтобы сделать вдох. Их блестящие тела поражают идеально обтекаемой формой, напоминающей каплю или торпеду. Дельфины очень хорошо улавливают звуки в воде. На расстоянии могут обнаруживать предметы. Однажды пассажирское судно потерпело крушение. Несколько человек осталось в живых. Никто из них не верил, что удастся выжить. И когда они увидели приближающуюся к ним стаю акул, то попрощались друг с другом. Но вдруг произошло чудо. Из открытого моря стремительно примчалась стая дельфинов , бесстрашно разогнавшая стаю акул. И помогала людям держаться на воде, пока не подоспела помощь. Дельфины очень игривы . Они мирные. Однажды на Черном море, у берега появился дельфин . Он подплыл к группе купающихся детей и начал играть с ними. Он позволял себя гладить и даже садиться на него верхом. Нарезвившись вдоволь, дельфин удалился обратно в море. Дельфин – с плавниками , Большая ошибка. Ведь он чрезвычайно Талантливый зверь, Гораздо умнее, чем рыбы, И фокус покажет, И трюк повторит . Все рыбы – молчуньи, А он – говорит! В нашем Московском дельфинарии Вы можете увидеть дельфинов . Их дрессируют специальные дрессировщики. А еще дельфины живут у нас в зоопарке. (показываю фото) . Сегодня мы сделаем с Вами дельфинов , а точнее выложим с помощью крупы. Для работы у Вас на столе есть изображение дельфина на листе бумаги . Аккуратно по контуру я наношу клей и посыпаю крупой. Лишнюю крупу стряхиваете обратно в емкость (показываю) . Распределяйте крупу по всему телу одинаково! Теперь мы разместим нашего дельфина в море . Для этого я возьму краски. Ребята, какой цвет мне нужен для цвета моря? (ответы) Набираю на кисточку синий цвет и волнистыми движениями рисую волны (показываю) . Возьмите в руки кисточки и в воздухе вместе изобразим волны (делаем все вместе) . (Самостоятельная работа с детьми) Посмотрите, какие красивые работы у Вас получились! Мы соединим их вместе и у нас получится море, а в море плывут дельфины ! |