Самостоятельная художественная деятельность в старшей группе картотека. Картотека игр по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Картотека

Труд в природе.

1. Закрепить умение

самостоятельно выполнять

обязанности дежурного по

уголку природы.

2. Продолжать учить готовить

землю для посадки овощей,

3. Выращивание рассады.

4. Высаживание её в группе.

5. Полив цветов, овощей.

6. Прополка травы.

7. Взрыхление почвы.

8.Сбор семян.

9.Сбор урожая.

Хозяйственно-бытовой

труд.

Сформировать желание

работать на общую пользу.

1.Навести порядок на веранде.

А) уборка мелких игрушек.

Б) расставить всё в кукольном

2.Подметать дорожку.

3. Собирать крупный мусор.

4. Вытереть скамейки.

5.Приучать по собственной

инициативе проводить мелкий

ремонт. А) Книг. Б) Игрушек.

В) Одежды для кукол и т.д.

Хозяйственно – бытовой

труд.

1. Следить за работой

дежурных.

2. Учить красиво, расставлять

3. Раскладывать приборы к

завтраку, обеду и ужину.

4. Вытирать столы после

5. Помогать убирать посуду

со стола.

Хозяйственно – бытовой

труд.

1. Сформировать у детей

привычку поддерживать

чистоту и порядок в групповой

2. Протирать пыль на полках.

3. Вымыть игрушки.

4. Навести порядок в книжном

5. Навести порядок в игровом

6. Постирать кукольное бельё.

7. Погладить кукольное бельё.

Самообслуживание.

1. Сформировать навыки

самообслуживания (убирать

за собой игрушки, чашку,

салфетку).

2. Следить за внешним видом

(причёсывание, чистая одежда,

3.Закрепить умение готовить своё

рабочее место к занятиям. И самим

убирать его.

4. Самостоятельно аккуратно

убирать постель после сна.

Дежурство в уголке

природы.

1.Приучать детей

самостоятельно ухаживать

за растениями.

2. Добиваться правильного

ухода за растениями.

А) Сначала взрыхлить землю,

затем поливать.

Б) Правильно ухаживать

за листьями (у разных растений

по разному и почему?).

В) Правильно поливать.

Одни растения чаще, другие

реже и почему?

Г) Размножение комнатных

растений.

Дежурство в уголке

природы.

1. Приучить детей

самостоятельно ухаживать

за животными.

2. Добиваться правильного

3. Правильное кормление

(Для чего?).

4. Чистка клеток.

5. Вымыть аквариум

(под наблюдением взрослого)

6. Доливать воду.

Ручной труд

1.Изготовление поделок из

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

2. Работа с тканью:

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Изготовление поделок

из бумаги.

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

Ё) Лягушка.

Ручной труд.

1. Работа с тканью.

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Работа с природными

материалами.

А) Учить делать фигуры

Б) Фигуры животных.

В) Фигуры птиц.

2.Создавать общие

А) Лесная полянка.

Б) Сказочные герои.

1. « В лесу ».

2. Магазин – супермаркет.

4. Поликлиника.

5. Больница. Скорая помощь.

6. Аптека. 7. Скорая помощь.

8. Детский сад. 9-19. Почта.

10-21 Библиотека.

11 Парикмахерская.

12.-20 Школа.

13. Шофёры. Водители. Гараж.

14.Стройка. Строительство.

15. Космический корабль.

« Космонавты», Исследователи

16. Путешествие. 17. Театр.

18. Ателье. Дом мод.

19. Служба спасения.

21.Моряки, Рыбаки, Подводная

22. « Праздник именинников».

23. « В гостях». 24. Цирк.

25. Телевидение.

26. Пираты. 27. Экологи.

28.Кафе « Макдоналдс», Пиццерия.

29. Редакция.

30.Дизайнерская студия.

31.Олимпиада.

32.Первобытные.

33.Агентство недвижимости.

34. Модельное агентство.

35. Химчистка.

38. Зоопарк.

39. Исследователи.

40. Корпорация « Билайн ».

Игра: « Семья ».

Цель: Побуждение детей творчески

воспроизводить в играх быт семьи.

Совершенствование умения

самостоятельно создавать для

задуманного сюжета игровую

обстановку. Формирование ценных

нравственных чувств (гуманности,

любви, сочувствия).

Игровой материал: Куклы, мебель,

игрушечная посуда, игровые атрибуты,

музыкальные инструменты, предметы

заместители.

Игра: « В лесу ».

Цель: Закрепление названий различных

видов растений, семян, грибов.

Воспитание интереса и любви к природе.

Игровой материал: Коллекции цветов,

листьев, семян, грибов. Рисунки стволов

деревьев.

Костюмы для детей, ключ из картона,

угощение.

1. Мозаика. Пазлы.

2.Шнуровка. Застёжки.

3. Трафареты.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно- ролевые игры.

6. Ряженье.

7. Рыбалка.

8. Рассматривание книг.

9. Книжки - раскраски.

10. Настольный театр.

11. Музыкальные инструменты.

12. Кегли. Обручи.

13. Палочки для рыхления почвы.

Самостоятельная деятельность:

1.Игры с конструктором.

2. Застёжки. Шнуровка.

3. Настольно – печатные игры.

4. Ряженье.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Рисование по трафарету.

7. Книжки – раскраски.

8.Расматривание иллюстраций.

9. Альбом « Времена года ».

10. Настольный футбол.

11.Полить цветы, взрыхлить землю.

12. Игры с кубиками.

13.Обручи. Кегли. Боулинг.

Самостоятельная деятельность:

1. Вкладыши. Шнуровка.

2. Сюжетно – ролевые игры.

3. Игрушки – забавы.

4. Природный материал.

5. Выкладывание пуговиц.

6. Шаблоны. Трафареты.

7. Рассматривание сказок.

8. Пальчиковый театр.

9. Музыкальные инструменты.

10. Машины. Кубики.

11. Спортивные игры.

12. Шапочки – маски.

13. Кукольный театр.

Самостоятельная деятельность:

1. Конструктор.

2. Пазлы. Мозаика.

3. Уголок ряженья.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Дидактические игры.

6. Книги для рассматривания.

7. Пальчиковый театр.

8. Рассматривание альбомов.

9. Машины. Куклы.

10. Труд в уголке природы.

11. Подвижные игры.

12. Наблюдения в природе.

13. Книжки – раскраски.

Самостоятельная деятельность:

1. Мозаики. Пазлы.

2. Рассматривание книг.

3. Книжки – раскраски.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Подвижные игры.

6. Рули. Машины.

7. Скакалки. Мячи.

8. Трафареты. Шаблоны.

9. Шапочки – маски.

10. Природный материал.

11. Песочные наборы.

12. Игрушки – заменители.

Наблюдения за неживыми

явлениями природы.

1. Наблюдение за солнцем

(Сравнение: утром, в обед,

и вечером).

2. За облаками.

3. За ветром.

4. За переходом воды из

жидкого состояния в твёрдое

и обратно.

5. Составить описательный

рассказ об окружающей природе.

Наблюдение за растениями

в уголке природы.

1. Наблюдение за растениями в

Уголке природы (Как изменились,

2. Знать название растений

находивших в группе.

3. Учить правильно ухаживать

4. Наблюдать чтоб растения не

заболевали.

5. Учить как правильно взрыхлить

Наблюдение

за трудом взрослых:

1. Расширять представление о

взаимосвязи природы и человека.

2. Развивать познавательные

интересы о труде (дворника, сторожа,

цветовода).

3. Вспомнить правила безопасности

пользованием (граблями, лопатой,

совком и веником).

4. Научить всё после работы убирать

на место.

Наблюдение

за трудом взрослых:

1.Наблюдение за трудом строителей.

2. …….. за трудом слесаря.

3. …….. за трудом воспитателя.

4. …….. за трудом повара.

5. ……..за трудом библиотекаря.

6. …….. за трудом шофёра.

7. …….. за трудом плотника.

8. …….. за трудом дворника.

9. …….. за трудом заведующей.

10. …… за трудом няни.

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ЛЕТО).

1. Углубить и обобщить представление

о лете, его типичных признаках.

2. Учить радоваться летнему

пробуждению природы, ценить и

беречь красоту.

3. Закрепить представление о солнце

и его роли в жизни всего живого.

4. Наступает жаркая погода.

5. Выросли красивые цветы

(созрели ягоды, фрукты, овощи).

6. Продолжать знакомить с явлениями

природы, учить видеть и любоваться

её красотой.

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ОСЕНЬ).

1. Формирование умений наблюдать

характерные явления осенней погоды,

понимать связь между ними;

развитие интереса к красоте

родной природы.

2. Развитие умений наблюдать осенние

признаки и явления природы.

3. Формирование навыков узнавания

деревьев, кустарников по листьям,

плодам, семенам.

4. Расширение представлений об

овощах и фруктах.

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ЗИМА).

1.Холодно, часто бывают морозы,

земля покрыта снегом, а водоёмы

2. Деревья и кустарники без

3.Зимующие птицы приблизились

к жилью человека.

4. Наблюдение за некоторым

видом птиц, их окраской,

повадками.

5. Делать кормушки и подкармливать

Наблюдение

за сезонными изменениями.

(ВЕСНА).

1. Увеличивается день, становится

2. Тает снег, реки освобождаются

3. Набухают почки, появляется

листья, цветы.

4. Прилетают птицы.

5. Пробуждаются животные от

зимней спячки.

6. Наблюдение за изменением

погоды.С чем связано потепление?

Изменение почек, цветов.

7. Наблюдение за цветами и

распознание их.

Наблюдение

за транспортом.

1. Различать и называть виды

транспорта.

2. Наблюдение за движением

транспорта.(проезжая часть).

3. Наблюдение за работой

светофора.

4. Сравнение видов транспорта

(трамвай, троллейбус, автобус).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

образовательной деятельности для помощи воспитателям

Труд в природе.

1. Закрепить умение

самостоятельно выполнять

обязанности дежурного по

уголку природы.

2. Продолжать учить готовить

землю для посадки овощей,

цветов.

3. Выращивание рассады.

4. Высаживание её в группе.

5. Полив цветов, овощей.

6. Прополка травы.

7. Взрыхление почвы.

8.Сбор семян.

9.Сбор урожая.

Хозяйственно-бытовой

Труд.

Сформировать желание

работать на общую пользу.

1.Навести порядок на веранде.

А) уборка мелких игрушек.

Б) расставить всё в кукольном

уголке.

2.Подметать дорожку.

3. Собирать крупный мусор.

4. Вытереть скамейки.

5.Приучать по собственной

инициативе проводить мелкий

ремонт. А) Книг. Б) Игрушек.

В) Одежды для кукол и т.д.

Хозяйственно – бытовой

Труд.

1. Следить за работой

дежурных.

2. Учить красиво, расставлять

посуду.

3. Раскладывать приборы к

завтраку, обеду и ужину.

4. Вытирать столы после

еды.

5. Помогать убирать посуду

со стола.

Хозяйственно – бытовой

Труд.

1. Сформировать у детей

привычку поддерживать

чистоту и порядок в групповой

комнате.

2. Протирать пыль на полках.

3. Вымыть игрушки.

4. Навести порядок в книжном

уголке.

5. Навести порядок в игровом

уголке.

6. Постирать кукольное бельё.

7. Погладить кукольное бельё.

Самообслуживание.

1. Сформировать навыки

самообслуживания (убирать

за собой игрушки, чашку,

салфетку).

2. Следить за внешним видом

(причёсывание, чистая одежда,

обувь).

3.Закрепить умение готовить своё

рабочее место к занятиям. И самим

убирать его.

4. Самостоятельно аккуратно

убирать постель после сна.

Дежурство в уголке

Природы.

1.Приучать детей

самостоятельно ухаживать

за растениями.

2. Добиваться правильного

ухода за растениями.

А) Сначала взрыхлить землю,

затем поливать.

Б) Правильно ухаживать

за листьями (у разных растений

По разному и почему?).

В) Правильно поливать.

Одни растения чаще, другие

реже и почему?

Г) Размножение комнатных

растений.

Дежурство в уголке

Природы.

1. Приучить детей

самостоятельно ухаживать

за животными.

2. Добиваться правильного

ухода.

3. Правильное кормление

(Для чего?).

4. Чистка клеток.

5. Вымыть аквариум

(под наблюдением взрослого)

6. Доливать воду.

Ручной труд

1.Изготовление поделок из

Бумаги:

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

2. Работа с тканью:

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Изготовление поделок

Из бумаги.

А) Будёновка, пилотка.

Б) Тюльпан.

В) 2х трубный пароход.

Г) Кошелёк.

Д) Коврик, дорожка.

Е) Клюющий петушок.

Ё) Лягушка.

Ручной труд.

1. Работа с тканью.

А) Учить вдевать нитку в

иголку, завязывать узелок.

Б) Пришивание пуговиц.

В) Пришивание вешалок.

Г) Фартук кукле.

Д) Делать аппликацию

(бабочка, цветок).

Г) Вышивка.

Ручной труд.

1. Работа с природными

Материалами.

А) Учить делать фигуры

Людей.

Б) Фигуры животных.

В) Фигуры птиц.

2.Создавать общие

Поделки.

А) Лесная полянка.

Б) Сказочные герои.

1. « В лесу ».

2. Магазин – супермаркет.

3. Семья.

4. Поликлиника.

5. Больница. Скорая помощь.

6. Аптека. 7. Скорая помощь.

8. Детский сад. 9-19. Почта.

10-21 Библиотека.

11 Парикмахерская.

12.-20 Школа.

13. Шофёры. Водители. Гараж.

14.Стройка. Строительство.

15. Космический корабль.

« Космонавты», Исследователи

Космоса.

16. Путешествие. 17. Театр.

18. Ателье. Дом мод.

19. Служба спасения.

20. ГИБДД.

21.Моряки, Рыбаки, Подводная

Лодка.

22. « Праздник именинников».

23. « В гостях». 24. Цирк.

25. Телевидение.

26. Пираты. 27. Экологи.

28.Кафе « Макдоналдс», Пиццерия.

29. Редакция.

30.Дизайнерская студия.

31.Олимпиада.

32.Первобытные.

33.Агентство недвижимости.

34. Модельное агентство.

35. Химчистка.

36. Музей.

37. Банк.

38. Зоопарк.

39. Исследователи.

40. Корпорация « Билайн ».

Игра: « Семья ».

Цель: Побуждение детей творчески

воспроизводить в играх быт семьи.

Совершенствование умения

Самостоятельно создавать для

задуманного сюжета игровую

обстановку. Формирование ценных

нравственных чувств (гуманности,

любви, сочувствия).

Игровой материал: Куклы, мебель,

игрушечная посуда, игровые атрибуты,

музыкальные инструменты, предметы

заместители.

Игра: « В лесу ».

Цель: Закрепление названий различных

видов растений, семян, грибов.

Воспитание интереса и любви к природе.

Игровой материал: Коллекции цветов,

листьев, семян, грибов. Рисунки стволов

деревьев.

Костюмы для детей, ключ из картона,

угощение.

Самостоятельная деятельность:

1. Мозаика. Пазлы.

2.Шнуровка. Застёжки.

3. Трафареты.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно- ролевые игры.

6. Ряженье.

7. Рыбалка.

8. Рассматривание книг.

9. Книжки - раскраски.

10. Настольный театр.

11. Музыкальные инструменты.

12. Кегли. Обручи.

13. Палочки для рыхления почвы.

Самостоятельная деятельность:

1.Игры с конструктором.

2. Застёжки. Шнуровка.

3. Настольно – печатные игры.

4. Ряженье.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Рисование по трафарету.

7. Книжки – раскраски.

8.Расматривание иллюстраций.

9. Альбом « Времена года ».

10. Настольный футбол.

11.Полить цветы, взрыхлить землю.

12. Игры с кубиками.

13.Обручи. Кегли. Боулинг.

Самостоятельная деятельность:

1. Вкладыши. Шнуровка.

2. Сюжетно – ролевые игры.

3. Игрушки – забавы.

4. Природный материал.

5. Выкладывание пуговиц.

6. Шаблоны. Трафареты.

7. Рассматривание сказок.

8. Пальчиковый театр.

9. Музыкальные инструменты.

10. Машины. Кубики.

11. Спортивные игры.

12. Шапочки – маски.

13. Кукольный театр.

Самостоятельная деятельность:

1. Конструктор.

2. Пазлы. Мозаика.

3. Уголок ряженья.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Дидактические игры.

6. Книги для рассматривания.

7. Пальчиковый театр.

8. Рассматривание альбомов.

9. Машины. Куклы.

10. Труд в уголке природы.

11. Подвижные игры.

12. Наблюдения в природе.

13. Книжки – раскраски.

Самостоятельная деятельность:

1. Мозаики. Пазлы.

2. Рассматривание книг.

3. Книжки – раскраски.

4. Сюжетно – ролевые игры.

5. Подвижные игры.

6. Рули. Машины.

7. Скакалки. Мячи.

8. Трафареты. Шаблоны.

9. Шапочки – маски.

10. Природный материал.

11. Песочные наборы.

12. Игрушки – заменители.

Наблюдения за неживыми

Явлениями природы.

1. Наблюдение за солнцем

(Сравнение: утром, в обед,

и вечером).

2. За облаками.

3. За ветром.

4. За переходом воды из

жидкого состояния в твёрдое

И обратно.

5. Составить описательный

рассказ об окружающей природе.

Наблюдение за растениями

В уголке природы.

1. Наблюдение за растениями в

Уголке природы (Как изменились,

Почему?)

2. Знать название растений

Находивших в группе.

3. Учить правильно ухаживать

За ними.

4. Наблюдать чтоб растения не

Заболевали.

5. Учить как правильно взрыхлить

Землю.

Наблюдение

За трудом взрослых:

1. Расширять представление о

взаимосвязи природы и человека.

2. Развивать познавательные

интересы о труде (дворника, сторожа,

цветовода).

3. Вспомнить правила безопасности

пользованием (граблями, лопатой,

совком и веником).

4. Научить всё после работы убирать

На место.

Наблюдение

За трудом взрослых:

1.Наблюдение за трудом строителей.

2. …….. за трудом слесаря.

3. …….. за трудом воспитателя.

4. …….. за трудом повара.

5. ……..за трудом библиотекаря.

6. …….. за трудом шофёра.

7. …….. за трудом плотника.

8. …….. за трудом дворника.

9. …….. за трудом заведующей.

10. …… за трудом няни.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ЛЕТО).

1. Углубить и обобщить представление

о лете, его типичных признаках.

2. Учить радоваться летнему

Пробуждению природы, ценить и

беречь красоту.

3. Закрепить представление о солнце

и его роли в жизни всего живого.

4. Наступает жаркая погода.

5. Выросли красивые цветы

(созрели ягоды, фрукты, овощи).

6. Продолжать знакомить с явлениями

природы, учить видеть и любоваться

её красотой.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ОСЕНЬ).

1. Формирование умений наблюдать

характерные явления осенней погоды,

Понимать связь между ними;

Развитие интереса к красоте

Родной природы.

2. Развитие умений наблюдать осенние

признаки и явления природы.

3. Формирование навыков узнавания

Деревьев, кустарников по листьям,

плодам, семенам.

4. Расширение представлений об

овощах и фруктах.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ЗИМА).

1.Холодно, часто бывают морозы,

земля покрыта снегом, а водоёмы

льдом.

2. Деревья и кустарники без

листьев.

3.Зимующие птицы приблизились

к жилью человека.

4. Наблюдение за некоторым

видом птиц, их окраской,

Повадками.

5. Делать кормушки и подкармливать

птиц.

Наблюдение

За сезонными изменениями.

(ВЕСНА).

1. Увеличивается день, становится

теплее.

2. Тает снег, реки освобождаются

От льда.

3. Набухают почки, появляется

листья, цветы.

4. Прилетают птицы.

5. Пробуждаются животные от

зимней спячки.

6. Наблюдение за изменением

Погоды.С чем связано потепление?

Изменение почек, цветов.

7. Наблюдение за цветами и

распознание их.

Наблюдение

За транспортом.

1. Различать и называть виды

транспорта.

2. Наблюдение за движением

транспорта.(проезжая часть).

3. Наблюдение за работой

светофора.

4. Сравнение видов транспорта

(трамвай, троллейбус, автобус).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 114»

Картотека

познавательно–исследовательской деятельности детей

(старшая группа)

Карточка-1

« Летающие семена»

Цель : познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Карточка-2

«Потребность растений в воде»

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

Карточка-3

«Как вода поступает к листьям»

Цель : на опыте показать, как вода двигается по растению.

Ход: Срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.

Вывод: вода поднимается вверх по растению.

Карточка-4

«Солнце высушивает предметы»

Цель : наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

Ход: Повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Карточка-5

«Передача солнечного зайчика»

Цель : показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)

Карточка-6

«Радуга»

Цель : познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Ход: Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?

Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.

Карточка-7

«Воздух невидим»

Цель : познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Карточка-8

«Движение воздуха»

Цель : показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Карточка-9

«Буря»

Цель : доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Ход: Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Карточка-10

«Рассматривание песка через лупу»

Цель : определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

Ход: Из чего состоит песок?

Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

Карточка-11

«Песчаный конус»

Цель : познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Вывод: песок – сыпучий материал.

Карточка-12

«Свойства мокрого песка»

Цель : познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

Ход: Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

Карточка-13

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель : выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)

Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Карточка-14

«Вода и снег»

Цель : закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Карточка-15

«Таяние снега»

Цель : познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Ход: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Карточка-16

«Защитные свойства снега»

Цель : познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Карточка-17

«Замерзание воды»

Цель : закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.

Карточка-18

«Прозрачность льда»

Цель : познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

Карточка-19

«Уличные тени»

Цель : показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.

Ход: Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.

Карточка-20

« Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки, веточки.

Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

Карточка- 21

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Ход: Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Познавательно - исследовательская и продуктивно (конструктивная) деятельность"

Сентябрь
Занятие №1. (конструирование) «Машины»
Программное содержание: Формировать представления детей о различных машинах и их функциональном назначении. Упражнять в умении анализировать сделанные воспитателем постройки. Учить заменять одни детали на другие. Развивать творчество и фантазию.

Занятие №2. «Наоборот»
Программное содержание: Знакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умение находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Занятие №3. (конструирование) «Стрекоза»
Программное содержание: Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин, анализировать последовательность изготовления, умение подбирать материал нужной величины, формы. Развивать воображение, формировать интерес.

Занятие №4.«Большой маленький»
Программное содержание: Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение».

Октябрь
Занятие №1. (конструирование)«Дома»
Программное содержание: Учить детей делать более сложное перекрытие, сооружать достаточно сложную конструкцию, украшать постройку. Формировать умение анализировать образец, находить отдельные конструктивные решения.

Занятие №2.«Превращение»
Программное содержание: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был- будет», «был- стал(станет)».

Занятие №3. (конструирование)«Мосты»
Программное содержание: Расширять представления детей о мостах. Упражнять в конструировании мостов. Совершенствовать конструктивные навыки, способность к экспериментированию, умение понимать, расчленять, строить схемы.

Занятие №4. «Схема превращения»
Программное содержание: Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Ноябрь
Занятие №1. (конструирование)«Катер»
Программное содержание: Познакомить детей с новыми деталями- кольцами, возможностью использовать их. Упражнять в замене одних деталей другими, учить планировать постройку, предварительно рассказывать о ней.

Занятие №2.«Волшебные стеклышки»
Программное содержание: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Занятие №3. (конструирование)«Сова»
Программное содержание: Совершенствовать практические умения работы с разнообразным природным материалом, навыки скрепления и соединения деталей игрушек с помощью инструментов, клея, пластилина. Закреплять интеллектуальные навыки. Развивать представление, воображение творчество.

Занятие №4.«Почему предметы движутся»
Программное содержание: Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения.

Занятие №5. (конструирование)«Грузовик»
Программное содержание: Вспомнить и закрепить ранее приобретенные приемы конструирования. Совершенствовать умение анализировать образец, строить в определенной последовательности, научить заменять кубики брусками.

Декабрь
Занятие №1.«Лед- вода»
Программное содержание: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме
и лете. Формирование действия «превращения».

Занятие №2. (конструирование)«Автобус»
Программное содержание: Учить детей вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенные гармошкой для изготовления городского транспорта. Провести беседу о правилах дорожного движения, закрепить имеющиеся знания у детей. Развивать творчество, самостоятельность.

Занятие №3.«Морозко»
Программное содержание: Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных
изменениях в природе. Формирование действий превращения.

Занятие №4. (конструирование)«Фонарик трехсторонний»
Программное содержание: Учить детей делать игрушку приемом склеивания выкройки; развивать воображение детей.

Январь
Занятие №1.«Твердое - жидкое»
Программное содержание: Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения
наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения.

Занятие №2. (конструирование)«Корзинка»
Программное содержание: Закреплять у детей умение работать по выкройке. Развивать умение видеть готовую объемную игрушку в её плоской выкройке- развертке. Воспитывать самостоятельность, инициативу.

Занятие №3.«Снегурочка»
Программное содержание: Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения

Февраль
Занятие №1. (конструирование)«Самолеты, вертолеты»
Программное содержание: Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении. Формировать обобщенные представления о данных видах техники, упражнять в создании схем будущих построек. Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.

Занятие №2.«Жидкое- твердое»
Программное содержание: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие
способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Занятие №3. (конструирование)«Суда»
Программное содержание: Расширять обобщенные представления детей о различных видах судов, в зависимости их строения от назначения. Упражнять в построении схемат. изображений судов и конструировании по ним, в построении элементарных чертежей судов, в умении рассуждать, аргументировать решения.

Занятие №4.«Нагревание- охлаждение»
Программное содержание: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения

Занятие №5 (конструирование)«Пингвины на льдине» (коллективно)
Программное содержание: Развивать умение работать коллективно, объединяя свои поделки с общим замыслом. Закреплять интеллектуальные навыки. Воспитывать дружественные отношения между детьми, вызывая положительные эмоции.

Март
Занятие №1.«Солнце дарит нам тепло и свет»
Программное содержание: Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами.

Занятие №2 (конструирование)«Улицы города»
Программное содержание: Активизировать знания детей, учить их творчески понимать ранее приобретенные конструкторские умения. Учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей.

Занятие №3.«Почему дует ветер?»
Программное содержание: Познакомить детей с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх- он легкий, холодный опускается вниз- он тяжелый.

Занятие №4 (конструирование)«Заяц»
Программное содержание: Закреплять умение детей делать поделки из природного материала. Формировать умение планировать последовательность действий. Воспитывать настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Апрель
Занятие №1.«Испарение»
Программное содержание: Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар
при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды:
лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита,
солнце). Развитие способностей к преобразованию.

Занятие №2 (конструирование)«Роботы»
Программное содержание: Упражнять детей в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из строит. материала и деталей конструкторов. Развивать воображение, внимание.

Занятие №3.«Золушка»
Программное содержание: Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.

Занятие №4 (конструирование) «Декоративное пано»
Программное содержание: Учить детей самостоятельно готовить основу для панно из пластилина, по схемам составлять из различного материала узоры. Развивать фантазию, воображение.

Май
Занятие №1.«Стирка и глажение белья»
Программное содержание: Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.

Занятие №2 (конструирование)«Конструирование по замыслу»
Программное содержание: Учить детей самостоятельно планировать свою деятельность, подбирая необходимый материал. Развивать умственную активность в процессе изготовления поделки.

Занятие №3.«Конденсация»
Программное содержание: Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Занятие №4 (конструирование)«Архитектура и дизайн»
Программное содержание: Развивать творческие и конструкторские возможности детей, фантазию, изобретательность; упражнять в моделировании и конструировании, в построении схем; учить самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их; развивать образное пространственное мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Сопоставь»

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 000. г. Астрахань.

Перспективный план

индивидуальной работы с детьми

по изобразительной деятельности

(средняя группа).

Воспитатель:

Сентябрь. 1 неделя. Лепка « Волшебный комочек».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, фантазию, обогащать внутренний мир ребёнка.

Педагог вместе с детьми рассматривает картинку « На птичьем дворе». Затем предлагает слепить одного из героев картины: кролика, утёнка, цыплёнка. Указывает на характерные признаки каждого. После оценивают работы и играют в « птичий двор».

2 неделя. Аппликация « Соберём в корзинку спелые яблоки».

Цель: Учить правильно держать ножницы, действовать с ними, вырезать круг из четырёхугольника. Педагог говорит, что осенью в саду поспевают яблоки. И предлагает их собрать в большую корзину. Дети вырезают круглые яблоки, приклеивают на листе с изображением корзины. Радуются большому урожаю.

3 неделя. Рисование « Красивые цветы в подарок мышонку».

Цель: Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя приём примакивания концом кисти. В группе появляется мышонок – игрушка, дети играют с ним, а затем педагог предлагает ребятам нарисовать ему в подарок цветы. Дети вспоминают, как можно нарисовать лепестки: всей кистью, концом, примакиванием. Дети рисуют цветы кто, какие хочет.

4 неделя. Аппликация. « Морковка для зайчишки»


Цель: Учить вырезать морковку из четырёхугольника срезая углы.

После игры в магазин дети слышат плач в углу. Это плачет зайчонок, в магазине у ребят продавалась морковка, которую он так любит. Воспитатель предлагает сделать ему вкусную морковку.

1 неделя. Лепка « Поможем ёжику готовиться к зиме».

Цель: Продолжать учить детей скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями, сплющивать их между ладонями, побуждать лепить по представлению. После беседы, о том как мамы заготавливают на зиму впрок овощи и фрукты, воспитатель спрашивает: « А звери что- нибудь заготавливают себе? Как готовится к зиме ёжик?» Воспитатель предлагает ему помочь: слепить ёжику грибы, ягоды. Вспоминают форму, составные части, приёмы лепки. Относят ёжику в « лес».

2 неделя. Рисование « Радостная осень».

Цель: Учить передавать в рисунке настроение, изображать осень. Воспитатель спрашивает - какое у детей настроение? Какими красками можно передать это в рисунке? Что можно нарисовать - когда осень радуется? Предлагает нарисовать своё настроение на бумаге.

3 неделя. Аппликация « Укроем землю листочками».

Цель: Учить наклеивать разноцветные листья. Закрепить приём намазывания и наклеивания фигур, их сочетание по цвету. Воспитатель читает стих: « Жёлтые листочки в воздухе кружатся, и на землю тихо падают, ложатся». Затем предлагает « осенними листочками укрыть землю. Дети наклеивают на ватман разноцветные листья, любуются.

4 неделя. Рисование « Однажды хозяйка с базара пришла…»


Цель: Учить рисовать овощи разной формы. Развивать мелкую мускулатуру рук, фантазию. После чтения стихотворения Ю. Тувима « Овощи» воспитатель предлагает нарисовать « Овощи на тарелке».(помидор, огурец).

1 неделя. Лепка « Подарки для зайки».

Цель: Закрепить умения лепить круглую и вытянутую форму. Дети слушают потешку про зайца: « Зайчишка - трусишка по полю бегал, в огород забежал, морковку нашёл, капусту нашёл. Сидит, грызёт. Иди прочь - хозяин идёт!» Затем лепят подарки для зайки: морковку, капусту. Уточняют форму, приёмы.

2 неделя. Аппликация « Теремок».

Цель: Учить разрезать полоски, составлять из полосок изображение теремка. Воспитатель напоминает детям, как в сказке медведь сломал теремок и предлагает сделать новый для зверушек. Дети разрезают пополам полоску - стены, другую - потолок и пол, из треугольника - крыша. Зверушки довольны.

3 неделя. Лепка « Весёлые матрёшки».

Цель: Учить лепить фигуру с натуры, пользуясь знакомыми приёмами (оттягивание, сглаживание). Поощрять детей к проявлению самостоятельности и творчества в использовании декоративных элементов. В группе появляется матрёшка и рассказывает знакомые потешки. Затем предлагает детям вылепить из пластилина весёлых подружек для неё. Воспитатель рассматривает с детьми матрёшку, беседует как, украшен наряд матрёшки. Предлагает вылепить матрёшек используя знакомые способы лепки, украсить наряд, используя налеп или разрисовку стекой.

4 неделя. Рисование « Красивый зонтик».

Цель: Закреплять приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть. Воспитатель предлагает украсить зонтик и погулять с ним. «Осенью идут дожди, доставай скорей зонты. Зонтики цветные красивые такие! В руки зонтики возьмём, под дождём гулять пойдём! Дети украшают зонтики кружочками, цветочками. (можно использовать пальчиковую живопись).

1 неделя. Лепка « Забавные зверушки». (по иллюстрациям Е. Чарушина).

Цель: Вызвать у детей желание лепить знакомых зверей, развивать самостоятельность. Упражнять в лепке предметов из нескольких частей, соблюдая пропорции. После рассматривания иллюстраций Е. Чарушина « Забавные животные», воспитатель спрашивает детей, кто кого хочет лепить. В процессе лепки педагог помогает детям советом, напоминает приёмы изображения.

2 неделя. Аппликация. « Поможем белке заготовить грибы на зиму».

Цель: Учить детей срезать ножницами уголки, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы. После чтения рассказа В. Зотова «Белки» педагог предлагает помочь белке заготовить грибы на зиму. Дети вырезают и наклеивают травку и несколько грибов. Показать приёмы срезания углов, закругляя их так, чтобы они отпали. Затем дети дарят белке свои грибочки.

3 неделя. Рисование « Кого Емеля поймал в проруби?».

Цель: Учить рисовать овальную форму красками.

Воспитатель показывает иллюстрации к сказке « По щучьему велению » . Дети называют рыбу, которую поймал Емеля (щука). Воспитатель выделяет особенность строения щуки (вытянутое туловище) , предлагает нарисовать волшебную рыбку, изображая туловище дугами (сверху и снизу).

4 неделя. « Какие зверушки были на празднике ёлки?».

Цель: Вызвать у детей желание лепить знакомых им животных: зайца, птичку, лису. Развивать творчество, фантазию. Воспитатель предлагает вспомнить, какие зверушки были на новогодней ёлочке и подумать, над тем, что можно слепить. После лепки дети ставят свои работы на одну большую полянку, где стоит ёлка.


2 неделя. « Сорока - белобока».

Цель: Учить рисовать круглую и овальную форму. После рассматривания картины Веретенникова « Сороки», воспитатель читает потешку « Сорока - белобока». Дети рисуют так, чтобы было похоже на сороку - белобоку.

3 неделя. Лепка « Покорми птичек».

Цель: Учить лепить птичку пластическим способом, передавая её характерные особенности. После прогулки воспитатель предлагает вылепить из пластилина птичку. Дети лепят из целого куска, используя приём вытягивания хвоста, головы и клюва.

4 неделя. Аппликация « Узор на чашке».

Цель: Развивать чувство цвета, желание украсить форму узором, уметь аккуратно наклеивать на готовую форму круги.

Воспитатель показывает 2 – 3 чашки с рисунком в горошек. Предлагает взять для украшения разные по цвету чашки и наклеить разноцветным горошком. Затем дети любуются своей работой.

1 неделя. Рисование « Салфетка для мамы».

Цель: Развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые. Украшать узором салфетку, используя элементы дымковской росписи. Воспитатель объясняет детям: « Чтобы было красиво, приятно пить чай, чашки с блюдцами ставят на салфетки». Показывает 2 – 3 салфетки, украшенные дымковским узором. Дети рисуют узор из пересекающихся линий, наносят мазки, точки.

2 неделя. Лепка « Мы водим хоровод».

Цель: Закреплять умение изображать фигуру человека, правильно передавать соотношение частей. Воспитатель вспоминает с детьми, как они веселились возле ёлки, водили хоровод. Дети встают в круг, берутся за руки. Затем педагог просит детей слепить кукол для хоровода, напоминая, как слепить девочку в длинной шубе, уточняет последовательность действий. Затем вылепленных кукол ставят в хоровод, соединяя их руки.

3 неделя. Рисование « Маленькая балерина».

Цель: Учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения, закреплять приёмы закрашивания красками. Воспитатель предлагает 2 -3 детям показать несколько танцевальных движений: руки на бок, одна держит юбочку. В процессе работы напоминает приёмы закрашивания.

4 неделя. Аппликация « Гномики».

Цель: Учить рисовать по нарисованному контуру. После чтения сказки « Белоснежка и семь гномов» педагог предлагает сделать маленьких человечков (гномов) самим. Для этого дети вырезают гномика из цветной бумаги, разворачивают его и наклеивают на бумагу.

1 неделя. Лепка «Вертолёт построим сами …».

Цель: Учить передавать форму вертолёта. Воспитатель предлагает детям вылепить вертолёт, используя приёмы: раскатывания, сплющивания, примазывания. Затем дети собирают все вертолёты на военный аэродром.

2 неделя. Аппликация « Угадай, кто это?».

Цель: Развивать замысел, воображение, умение самостоятельно вырезать из частей персонажей, дорисовывать их фломастером (черты лица, украшение одежды).

Педагог предлагает детям вырезать что –нибудь из бумаги, а потом все угадывают, что получилось.

3 неделя. Лепка « Два жадных медвежонка».

Цель: Закрепить технические приёмы: раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание. Учить лепить медвежонка. После чтения сказки « Два жадных медвежонка» воспитатель с детьми рассматривает игрушку - медвежонка: форму его головы, туловища. Дети лепят соблюдая пропорции.

4 неделя. Рисование « Пришла весна красная».


Цель: Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать её в рисунке. Воспитатель поёт с детьми песенку « Веснянка», рассматривает иллюстрации с изображением ранней весны (ручейки, яркое солнце, молодая травка). Вспомнить, как рисовали деревья зимой. Предлагает изобразить деревья весной. В конце составляют картину весенней природы.

1 неделя. Аппликация « Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» (по стихотворению.)

Цель: Учить аккуратно вырезать и наклеивать кораблик. Воспитатель читает стихотворение Пушкина « Ветер», раздаёт детям прямоугольник и волнистую линию, показывает как вырезать кораблик.

2 неделя. Лепка « Плывёт, плывёт кораблик…»

Цель: Развивать эмоциональное отношение к образу, умение передавать характерные признаки. Воспитатель читает стихотворение, показывает иллюстрации, затем предлагает вылепить лодочку с двумя вёслами: раскатать овал, сплющить его, вдавить середину и пальцами стянуть и подравнять края.

3 неделя. Лепка « Вместо хвостика крючок, вместо носа - пятачок».

Цель: Учить детей передавать фигуру поросят в несложном положении, использовать приёмы лепки, соединять части, примазывать. Воспитатель загадывает загадку про поросят, лепит маму – свинью, предлагает детям вылепить много поросят и поставить их на лужайку.

4 неделя. Аппликация « К нам прилетели птички - невелички».

Цель: Развивать творчество, учить выполнять аппликации аккуратно, продолжать учить работать с ножницами. Педагог рассматривает с детьми альбом « Птицы на нашем участке» . Предлагает вырезать детали и наклеить понравившуюся птицу, а также мелкие детали (клюв, ноги) на своё усмотрение. По окончании работы ребёнок рассказывает о своей птице.

1 неделя. Лепка « Красивые цветы». (барельеф).

Цель: Учить передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на пластине. Дети выполняют работу по показу воспитателя. (Отдельные части цветка накладывают на поверхность пластины)

2 неделя. Рисование « Носит одуванчик жёлтый сарафанчик».

Цель: Учить передавать увиденное на бумаге красками. После рассматривания на прогулке одуванчика дети изображают увиденное на бумаге красками.

3 неделя. Аппликация. « Волшебный сад с золотыми яблоками» по сказке « Крошечка - хаврошечка».

Цель: Учить создавать коллективную композицию, резать ножницами по прямой закругляя углы квадрата, развивать образное восприятие, воображение. После рассказывания сказки воспитатель предлагает сделать волшебный сад

(2 занятия). ………………………………………………………………………………………………………

Используемая литература:

1. . « Комплексные занятия в средней группе».

2. , . « Учите играя».

3. « Конструирование и художественный труд в детском саду».



Публикации по теме