Презентация для родительского собрания «Здоровый микроклимат в семье. Презентация по психологии на тему "здоровый микроклимат в семье" Презентация анкетирование микроклимат семьи глазами детей










Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать вопитание с самого себя. /А. Н. Острогорский, / Психологический климат -Качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. -Синоним- Психологическая атмосфера -Синоним- Микроклимат


Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в семье: Доверие Высокая требовательность членов семьи друг к другу Доброжелательная и деловая критика Свободное выражение собственного мнения Высокая степень эмоциональной включённости и взаимопомощи Ответственность за состояние дел в семье


Положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов; Амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами; Отрицательные взаимоотношения связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.


Стили семейных взаимоотношений, которые ведут к неправильному формированию личности: дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку; конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.


Факторы, воздействующие на характер взаимоотношений между детьми и родителями: особенности личности ребенка;особенности личности родителя;нравственно-эмоциональная атмосфера в семье; применяемые родителями и другими взрослыми средства воспитательного воздействия.







Помните! Если ребёнка высмеивают - он становится замкнутым. Если ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным. Если ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть. Если ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины. Ребёнку необходимо: 5 объятий - для выживания 10 объятий- для поддержки 15 объятий- для для роста и развития Дети нуждаются в нашей любви!


Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении, на формирование его как личности. Следовательно, психологический климат семьи есть нечто иное, как относительно устойчивый эмоциональный настрой, который является результатом настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим, к окружающим событиям. Вывод


Боголюбов Н.Л. Введение в Обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл. Общеобразовательных школ, Просвещение, Гуревич П.С. «Человек», учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, Ковалёв С.В. «Психология современной семьи», Просвещение, Спиваковская А.С. «Как быть родителями», Дрофа, 2006 Список литературы:



Презентация "Микроклимат семьи и его значение в жизни подростка" может быть использована педагогами-психологами, классными руководителями при проведении тематических родительских собраний. Преподавателями спецдисциплины "Социальная психология", как часть раздела "Психология семьи" и пр.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Микроклимат семьи и его значение в жизни подростка

Цель – повышение психологической грамотности родителей обучающихся

Семья СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Демографический энциклопедический словарь

« Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению.» С. В. Дармодехин, доктор социологических наук, профессор, член РАО

Семейная жизнь - это способность супругов согласованно действовать во всех сферах: в языковом общении, в интимных отношениях, в хозяйственной и воспитательной деятельности, в процессе отдыха и т. д.

Семейный микроклимат - своеобразная атмосфера отношений, сложившихся в семье между её членами. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между всеми ее членами. Семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора воспитания. То что ребенок приобретает в семье он сохраняет в течение всей последующей жизни. Понятия " благополучная ", " не совсем благополучная ", " неблагополучная семья " характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. Микроклимат семьи

Субкультурные: Состав семьи (полная, неполная) Криво-родственные (приёмная, родительская семья; второй, первый брак) Жизненные условия Эмоциональный климат в семье Обусловленные воспитательными возможностями родителей подростка: Собственный опыт воспитания в семье Педагогическая культура родителей Готовность родителей к воспитанию Родительская любовь Некорректный подход к воспитанию (повышенная жесткость, агрессия, приводящая к подавлению чувства личности на ранних этапах развития) Факторы влияющие на формирование личности подростка и значение микроклимата семьи в них с учетом особенностей подросткового возраста

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются: Доверие Сплоченность Стремление проводить свободное время в домашнем кругу Свободное выражение собственного мнения, чувств Благодарность. Стремление подчеркивать достоинства и добрые дела каждого Совместное выполнение домашней работы Открытость семьи, её широкие контакты Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Признаки благоприятного климата в семье

Диктат - в детско-родительских отношениях проявляется в подавлении родителями у детей чувства собственного достоинства и инициативы. Невмешательство - основывается на признании независимых отношений взрослых и детей. При этой тактике наблюдается отстраненность детей и взрослых друг от друга в семье. Опека - это система детско-родительских отношений в семье. Родители обеспечивают, удовлетворяют все потребности ребенка. Отстраняют и всячески ограждают его от разных трудностей, усилий и каких-либо забот. Сотрудничество – тактика воспитания, предполагающая такие межличностные отношения в семье, которые объединены общими идеями, задачами и целями. Психологи считают такой тип детско-родительских и семейных отношений как оптимальный. Типы семейного взаимодействия

Типичные профили родительского отношения

Дети-подростки из семей с положительным микроклиматом чаще демонстрируют социальную и эмоциональную открытость с устойчивостью хорошего настроения, спокойные черты характера. Дети-подростки в семьях с отрицательным микроклиматом склонны к резким реакциям в поведении и тенденцией к формированию различного рода зависимостей. У них не присутствуют эмотивный, тревожный, педантичный типы, что объясняется более низким уровнем ожидания родительского внимания и привычка рассчитывать только на себя.

КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Конфликтное поведение - поведение, которое провоцирует появление конфликта и выражается посредством слов, поз, жестов, эмоций, драки. Причины – привлечение внимания, борьба за власть, месть. Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками. Ведь именно этот период жизни является самым сложным - наступает кризис подросткового возраста. Кризис может протекать по одному из путей: - « кризис независимости » - негативизм, бунтарство, наглость, упрямство, ревность; - « кризис зависимости » - послушание, несамостоятельность, стремление быть как все, инфантильность. Поэтому у подростка появляются изменения, которые помогают ему переступить грань и начать взрослую жизнь. Данные перемены происходят в противоречивости общения. конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная - это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. В этот возрастной период для всех членов семьи особо актуальным становится поддержание баланса оптимального микроклимата и оказание помощи подростку в развитии умения предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать. Влияние микроклимата семьи на подростковую конфликтность

Плюсы: Прояснение ситуации Знакомство с истинным лицом человека Снятие напряжение Налаживание отношений после разрешения конфликта Минусы: Расход сил, времени и энергии Выход негативных эмоций Ухудшение психологического климата Ухудшение отношений Положительные и отрицательные стороны конфликта

Главная задача – учиться решать разногласия не доводя их до активного конфликта Необходимо принимать тот факт, что конфликты – это в первую очередь несовпадение взглядов, и надо помнить, что взгляды могут быть разные, могут не совпадать Необходимо стараться решить ситуацию мирно, не доводя ситуацию до ссоры Когда конфликт переходит в ссору

Иногда в отношениях возникают серьёзные разногласия, из чего следует, что прежние отношения не устраивают и необходима корректировка Нельзя ссориться при родственниках, детях, в канун важных мероприятий Ссора должна проходить по поводу конкретного события, то есть необходимо сообщить оппоненту, что конкретно не устраивает в данный момент. Полезная ссора

Говори то, что чувствуешь Признай свои ошибки Найди в другом что-то хорошее Если дети стали свидетелями либо участниками конфликта, то постарайся преподнести для них это именно, как решение проблем, а не простое ругательство и выплеск эмоций. В полезной ссоре важно:

Члены семьи добираются до сути проблемы сразу, не доводя до конфликта или ссоры Говорят о том, что не нравится сразу Обсуждают действие, а не личность человека Не отвечают конфликтогеном на конфликтоген Не смешивают хорошее и плохое, прошлое и настоящее Оптимальный микроклимат семьи достигается, когда:

Изъять из критики обвиняющие ноты, то есть сместить акцент на конструктивные предложения Замечания лучше давать наедине, что бы не задеть самолюбия критикуемого Стремиться понять точку зрения оппонента, исключая эмоции, постараться оценить аргументы «за» и «против» Не повышать тон разговора Не навязывать своё мнение, а предлагать его в порядке обсуждения Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие

Не кричи! Говори тише. Сколько тебя ждать? Нам пора уходить. Я кому говорю!/ Ты что, глухой? Услышь меня, пожалуйста. Закругляйся! Пора заканчивать, время вышло. Сколько тебе говорить? Выполни мою просьбу, пожалуйста. Я уже не знаю, как с тобой разговаривать? Давай найдем решение, которое устроит нас обоих. Тебе не стыдно? Подумай о своем поступке, пожалуйста. Как ты разговариваешь? В нашей семье так никто не разговаривает. Я же говорила, что так будет! Извлеки из этой ситуации урок и больше не повторяй этих ошибок. Неблагодарный! Ты уверен, что этим можно гордиться? В воспитании детей и, особенно, подростков, огромное значение имеют те обидные слова, которые мы им говорим под влиянием эмоций. Предлагаю заменить некоторые из них на более позитивные и ситуация изменится в зависимости от сказанных слов.

«Поддерживай близких тебе людей, шепчи им на ухо, как они тебе нужны, люби их и обращайся с ними бережно, найди время для того, чтобы сказать: " мне жаль ", " прости меня, пожалуйста ", " спасибо ", и все те слова любви, которые ты знаешь. Никто не запомнит тебя за твои мысли». Джонни Велч «Кукла» (La Marioneta)

Источники: 1. Шнейдер Л.Б.. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 768 с.- (« Gaudeamus »). 2006 2. Лидерс А. Г. Семья как психологическая система. - http://CyberLeninka.ru . ru 3.Дармодехин С. В. Семья и государство// Мониторинг социально-экономического потенциала семей. №3. 2000. 4 . Уцелеть… в семье? : роль семьи в формировании у детей психоактивных зависимостей (сост. Н. Бойко) – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: МОФ Родная страна, 2010 г. 5 . Смирнова Т. С., Ручкина А. А. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 706-708 Интернет-ресурсы: 1. http:// dic.academic.ru 2. http:// supruzhestwo.ru 3. http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/pdf.php?id=1898 4. https://yandex.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова Материал подготовлен педагогом-психологом, преподавателем первой квалификационной категории Трофименко Ольгой Николаевной Москва 2017 г.


Цель: Предотвратить жестокое обращение с детьми в семье.

Задачи:

  • Выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
  • Дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
  • Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: Классный руководитель, воспитатель, родителиучащихся.

Оформление, оборудование, инвентарь: памятки для родителей “10 шагов, чтобы стать хорошим родителем”, тест “Достаточно ли вы контактны с детьми”, музыкальное сопровождение- спокойная лирическая музыка, плакат с высказыванием А. С. Макаренко

Подготовка:

  • Детям незадолго до собрания предлагается “нарисовать” свою автобиографию в цвете.
  • И слова, и фрагменты рисунков выполняются цветными карандашами или фломастерами.

Схема автобиографии

Ход собрания

I. Вступительное слово педагога

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра.

Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаетесь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Семейные взаимоотношения- самые первые и самые прочные социальные взаимоотношения, которые в значительной мере влияют на самооценку ребенка, его способности к адаптации и ощущение благополучия. Для большинства из нас семейные влияния позитивны и благотворны и являются основным источником воспитания, в процессе которого формируются принципы социального взаимодействия, сохраняющееся затем в течение всей жизни. На других, однако, семейные события и переживания оказывают негативное воздействие. Неблагоприятная атмосфера в семье создает почву для самых жестоких форм насилия в обществе.

Жестокое обращение с детьми - общий термин, относящийся к четырем видам воздействия:физическому, сексуальному, эмоциональному, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например, телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер, сверстников и,реже, физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательство, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями(другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка- это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Статистические данные по жестокому обращению с детьми:

  • спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2000 детей и подростков, 50000 уходят из семьи, 6000 - из детских домов и интернатов;
  • в общей сложности 25000- 26000 несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2000 погибают, 8000- 9000 получают телесные повреждения;
  • в России регистрируется свыше 2500 сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних.

Нельзя рассуждать о жестоком обращении с ребенком и отсутствии родительской заботы без учета семейного микроклимата.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II. Экспресс-диагностика “Достаточно лы вы контактны с детьми?”

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами; но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания с ними.(Проводится тестирование родителей, после которого они сразу же могут определить уровень своей контактности в общении с детьми).

Тест “Достаточно лы вы контактны с детьми”

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между взрослыми и детьми?
  2. Говорят ли свами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  4. Бывают ли они у вас дома?
  5. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  6. Проверяете ли вы, результат выполненных дел?
  7. Есть ли у вас общие с детьми увлечения и занятия?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи и фильмы?
  11. Интересуются ли дети вашими делами?

Обработка результатов теста: утвердительный ответ оценивается 2 баллами. Ответ, выраженный словами “отчасти”, “иногда”- 1 баллом, “никогда”- нулем.

А теперь подсчитайте.

Ели вы набрали 14 баллов , ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

От 8 до 14 баллов - удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 8 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить?

III. Знакомство родителей с автобиографиями их детей.

    Классный руководитель сообщает родителям, что их дети “нарисовали” свои автобиографии, и предлагает им предположить, каково сокровенное желание их ребенка. Затем он раздает родителям эти автобиографии, и они сверяют свои предположения с ответом ребенка. (Под тихую музыку родители продолжают знакомиться с автобиографиями своих детей)

IV. Ролевая игра “Наоборот”

    Цель игры заключается в том, чтобы дать родителям почувствовать, насколько часто в общении с ребенком мы забываем, что он тоже личность. Суть игры состоит в том, что роль ребенка выполняет родитель, а учитель берет на себя роль строгого родителя, предпочитающего в общении авторитарный стиль. После игры родители высказывают мнения, что такое общение, углубляет разногласие между ребенком и взрослым, способствует накоплению противоречий и проблем. Родители делают вывод о том, что надо менять формы и стиль общения, чтобы добиться положительного эффекта.

V. Заключительное слово учителя.

    Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив. Считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Хотелось бы закончить собрание словами: “Наши дети - это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”(А. С. Макаренко)

VI. В качестве решения родительского собрания родителям предлагается памятка “10 шаговчтобы стать хорошим родителем”.

  1. Любовь это самая важная потребность всех детей. Чем больше вы проявляете свою любовь к детям, обнимая, целуя их и говоря “Я тебя люблю”, тем больше они хотят доказать вам, что заслуживают ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и уважения к своей личности.
  2. Слушайте внимательно, что вам говорят дети.
  3. Даже при самых любящих внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (или запреты). Но помните, что для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Это не каприз - это часть процесса обучения.
  4. Смех помогает разрядить напряженную ситуацию. Старайтесь видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.
  5. Видение событий с точки зрения ваших детей и представление о том, что они чувствуют- это ключ к пониманию их поведения. Попробуйте вспомнить, что вы чувствовали, когда были детьми и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете лучше понимать своего ребенка.
  6. Хвалите и одобряйте своих детей. Ожидайте, что они будут хорошо себя вести, поощряйте их усилия, хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше дети будут вас слушать.
  7. Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека. Если вы поддались искушению сказать что - нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если вы сказали то же самое взрослому. Извинитесь перед своими детьми, если вы чем- то обидели их.
  8. Установите определенный распорядок дня. Дети(особенно маленькие) чувствуют себя гораздо счастливее и в большей безопасности, если они едят, спят, играют, гуляют в одно и то же постоянное время. Многих конфликтов вы можете избежать, если у ребенка будет четкое время для его дел.
  9. Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но старайтесь быть гибкими. Однажды установив в своей семье правило, будьте последовательны в их исполнении. Если вы устанавливаете правило, а на следующий день заменяете его на другое, то вашим детям будет трудно понять, какое из этих правил действует сейчас.
  10. Не забывайте о своих собственных потребностях. Если вы чувствуете, что устали и вашему терпению вот-вот придет конец, выделите некоторое время для своего отдыха. Занимайтесь чем-нибудь, отчего вам будет лучше. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, лучше выйдите, успокойтесь и сосчитайте до 10.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов»

Нравственный микроклимат семьи –

основа

(родительское собрание в 1 классе)

Подготовила:

учитель начальных классов

Нуруллина Гульнара Гильфановна

г. Нижнекамск 2012

Нравственный микроклимат семьи – основа

формирования личности ребёнка

Живите так, чтобы вам

не было стыдно продать домашнего попугая

главной сплетнице города.

У. Роджерс

Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания:

    Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности.

    Познакомить с основными составляющим воспитанности.

    Здоровый психологический микроклимат.

    Решение семейных проблем.

    «Добрые советы».

    «День рождения только раз в году».

Вопросы для обсуждения:

    Как решать семейные проблемы.

    Какими должны быть семейные взаимоотношения.

    Каковыми являются семейные праздники.

Оборудование: мультимедиа система; для родителей – индивидуальные пакеты с дидактическим материалом (ситуации для обсуждения, рекомендации, памятки).

Подготовительная работа: подбор материала по теме; подготовка презентации “Микроклимат семьи»”; подготовка памятки; выполнение рисунков детьми “Моя семья”.

Ход собрания

    Сообщение классного руководителя по теме собрания (слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, дорогие коллеги-родители! Добро пожаловать на очередное заседание родительского клуба. Вот сейчас, глядя на вас, я вспоминаю нашу первую встречу…. Помните ли вы ваши первые впечатления друг о друге? С чего начиналась для вас встреча-знакомство с новым человеком?

Думаю, что часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир (слайд 2). Это будет потом. А пока – внешность, манеры, стиль, поведения. Срабатывает, как говорят психологи, феномен первого впечатления: «Сначала одобряет глаз, потом сердце».

Как же привить ребёнку хорошие манеры? Как помочь ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за невоспитанности? Об этом наш разговор (слайд 3).

Здоровый психологический микроклимат определяется всей нравственной атмосферой домашнего очага.

А это зависит от взаимоотношений между членами семьи, от того, чем и как живёт семья, какие проблемы и интересы возникают в семейной жизни (слайд 4), каков семейный уклад традиции, как разрешаются семейные конфликты (слайд 5).

Всё это является школой жизни для вашего ребёнка, ведь пример родительского дома будет продолжаться в семьях, которые будут создавать ваши повзрослевшие дети (слайд 6).

Главное, чтобы в семье была взаимная любовь, доверие. Внимание и забота друг к другу.

Сегодня мы попытаемся решить несколько типичных ситуаций, проблем, от которых зависит микроклимат семьи (слайд 7).

    Первый этап работы. Решение семейных проблем

Примеры ситуаций

    Ваш ребёнок нечаянно разбил чашку из сервиза (слайд 8).

    Вчера купили новую курточку, а сегодня он приходит в ней с оторванным рукавом.

    Вы, уставшие, пришли с работы, а дома полный «развал» - идёт шумная игра вашего ребёнка с друзьями (слайд 9).

    Вы ссоритесь с мужем (женою). Ссора в самом разгаре, но в это время совершенно неожиданно в дверях квартиры появляется ваш ребёнок.

    Ребёнок просит купить настольную игру, такую же, как у его друга, но в данный момент на неё нет средств.

При решении этих задач родители не просто дают решение, а мотивируют свои действия и приводят примеры из своей семьи.

    Второй этап «Составляющие воспитанности»

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем (слайд 10). Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? (слайд 11). Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом (слайд 12). Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье, принято, открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но, умеет, и выслушать. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; (слайд 13) на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

    Третий этап «Добрые советы» (слайд 14)

(Памятка “Родительские истины” выдаётся каждому присутствующему на собрании)

    Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

    Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

    Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

    Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

    Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

    Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

    Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.

    Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!

    Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.

    Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!(Слайд 15)

    Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

    Четвёртый этап «День рождения только раз в году» (слайд 16)

Микроклимат семьи зависит от семейных традиций, каковыми являются семейные праздники, такие, например, как дни рождения.

Придумывание программы семейного праздника .

    Подведение общих итогов.

Очень важно не спешить с принятием решений в различных ситуациях, проявлять больше доверия и доброжелательности, не стремиться наказывать детей (слайд 17).

Одна притча гласит: «Наши дети, сейчас, находятся у нас в гостях. И от того, как мы их встретим, зависит то, как будете встречены Вы в Вашей старости».

А в заключение хочется показать несколько слайдов из жизни животных, но поучиться нам есть чему! (слайд 18, 19)

Индивидуальные консультации после собрания по вопросам семейного воспитания.

Список используемых источников

    Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.

    Журнал «Начальная школа» Ольга Петрова «Мудрость родительской любви» (N17/2011). Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.

Интернет-ресурсы

  1. Фото «Счастливая семья», «Провинности и шалости детей», «Наши дети» из интернета. Автор и источник заимствования не известен.



Публикации по теме