Особенности проведения бесед по ознакомлению с парковой зоной. Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью Игра: « Безопасный переход через дорогу»

Уроки в школе посещать, Свои таланты развивать — Это…..(разрешается)№ 2. Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг, Выражает свое мнение — Это …..(разрешается)№ 3. Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают — Это…..(запрещается)№ 4. Здесь ремень вокруг дитя, Как лента, извивается, Бить, наказывать — всегда …….(Запрещается!)№ 5. Вот ребенок груз несет, Тащит, надрывается, В детстве тяжкая работа …….(Запрещается!)№ 6. Этот черный человек Пред белым преклоняется. Быть над слабым господином Строго ….(запрещается!)Сценка “Коза с козлятами” песню «Козлятушки» (А. Рыбников, ЮЭнтин) В зал заходит коза (плача) Почему открыта дверь? Видно к нам забрался зверь.

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами ребенка. «у меня есть права!»

Перед вами наборы строительного материала. Давайте построим район, в котором мы живем. (Дети строят городок из готовых бумажных домиков или кубиков. Звучит спокойная инструментальная композиция, дети приступают к работе.) Воспитатель: Какие красивые дома вы построили.

Эта улица стала еще краше. Как вы думаете, какое право соблюдается на этой улице? (Право на жилье). Воспитатель: Конечно, каждый человек имеет право на жилье.


А теперь поедем, детки, на паровозике по нашему району. (Останавливаемся возле одного). Какой красивый домик.

Беседа с детьми о правах ребёнка

Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности. А у вас есть свой дом, своя квартира? — Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность.
Дети, никто не имеет право лишать вас жилья и никто не имеет право без вашего разрешения входить в ваш дом. Воспитатель: А в какой сказке волк перехитрил маленьких деток? Мама пришла, а их нет (Волк и семеро козлят) Воспитатель: Подумайте, какое право здесь еще нарушено? (Каждый ребенок имеет право на личную неприкосновенность — право на жизнь) Дети, а как вы себя ведете, когда остаетесь дома одни? — Что делаете, когда родители уходят? — А что вам строго-настрого не разрешают делать? (трогать электрические приборы, брать спички, крутить краны) — А как вы поступите, если остались одни, и в дверь позвонили? (не откроем дверь без взрослых) Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы живем? Я предлагаю вам построить дома на этой улице.

Какие права у ребенка в детском саду

Не хочу, не буду спать, за зелёный бугорок, Лучше я пойду гулять! Притащила мёду Вышла мама за порог, Целую колоду. Принесла ему грибок: мама песенку поёт, — вот тебе грибочек, мишка угощается: баю-бай, сыночек! — до чего могучий мёд, — Не хочу грибочек.
— Аж глаза слипаются! Педагог — скажите ребята, не видели ли вы таких детей? Может на кого то похож этот медвежонок? Мамочку надо беречь и не огорчать! Так, что надо делать, чтобы не огорчать мамочку? Ответы детей Педагог — мы с вами говорили, что каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, ещё на что? Ребёнок имеет право на семью! А ещё имеет право на охрану здоровья! Как это, ребята? Как можно охранять здоровье? Ответы детей Педагог — и так, на зарядку становись! Руки вверх, руки вниз, на носках приподнимись, Вправо, влево наклонись, Повтори наклон раз пять, а теперь дружок присядь! Вот нелёгкое заданье, надо сделать приседанье.

Проект «маленьким детям — большие права»

А где человек получает знания? Давайте с вами немного поиграем: Игра по командам «Школа» (с помощью фишек двух цветов дети делятся на две команды; воспитатель по очереди задает вопросы):

  1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?
  2. Как называется школьный стол?
  3. Как называютсязанятия в школе?
  4. Кто ведет уроки?
  5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?
  6. Школьный урок, где позволяют громко петь?
  7. Перерыв между уроками?
  8. Сигнал на урок?
  9. Какой отметки радуются ученики?
  10. В нем школьники несут учебные принадлежности?

Но нет прав без обязанностей, потому что учеба это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться.

Беседа «права ребенка» (старший дошкольный возраст)

Что же такое право? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Все ваши права можно изобразить с помощью такого Цветика-правоцветика.

Внимание

Переворачивая каждый лепесток, мы вспомним знакомое право и узнаем новое. 1 право Перевернем 1 лепесток. Назовите право: каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей.


Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры. А когда дают ребенку имя? Какой документ подтверждает это право? Давайте поиграем в игру «Назови свое имя на определенную букву» (буква В; Виталий, Ваня и т.д) У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право? — не дразниться; — не придумывать клички; — обращаться друг к другу вежливо, ласково; — к взрослым обращаться по имени, отчеству.

Ознакомление детей дошкольного возраста с их правами

Ход занятия: Ребята, скажите, кто населяет нашу планету? Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?» Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы.

Важно

В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу.

Кто вспомнит ее название? («Конвенция о правах ребенка»): Эта книга не простая Развернешь – как хороша Где написано что можно Где написано нельзя. И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

Лишь появится ребенок И дышать начнет едва У него уже с пеленок Появляются права.

Валентина Какоша
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о человеке»

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим (подготовительная группа)

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие "

Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» .

Тема : «Беседа о человеке »

Задачи : Формировать у детей представление о себе, как о человеке ; о его отличительных особенностях; о половом различии. Развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей. Воспитывать заботливое отношение друг к другу.

Оборудование : Мольберт; энциклопедия; плакат «Человек » ; картинки (растения, животные, человек ) для работы в паре; картинки для игры «Цепочка» (малыш- дошкольник- школьник- студент- взрослый человек- пожилой человек ); плакат или картинкии «Полезные и вредные продукты»

Ход : Дети проходят на ковер и встают в круг

Воспитатель : 1) Ребятки, посмотрите какое солнышко светит к нам в окна, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

Дети садятся на ковер.

Воспитатель загадывает загадки

1 Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)

2 На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются (Глаза)

3Он бывает очень разным : добрым, вредным. Гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым. Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

4Два одинаковых столба идут по дороге, Мне никак без них нельзя- ведь это мои (Ноги)

5Нескучаюшки- подружкам днем и ночью вместе. Если делают ватрушки- обе будут в тесте. (Руки)

Стих «Пять маленьких братьев»

Пять пальцев на руке своей, Назвать по имени сумей. ПЕРВЫЙ палец- боковой- Называется БОЛЬШОЙ.

Палец ВТОРОЙ- указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. ТРЕТИЙ твой палец- как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя. Палец ЧЕТВЕРТЫЙ зовут БЕЗЫМЯННЫЙ, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший- любимец. По счету он ПЯТЫЙ, зовется МИЗИНЕЦ.

2) На мольберте нарисовать

Точка, точка, запятая. Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик- Получился- человечек !

О ком сегодня пойдет разговор? Плакат «Человек »

- Человек- это живой организм , как растение, животное. Он умеет передвигаться, ходить, бегать, дышать, чувствовать (слышать, ощущать запах, боль, голод, окружающую температуру ). Для того, чтобы жить, он должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Энциклопедия Человек в отличии от растений и животных - существо разумное : он думает, говорит и действует осознанно . Человек – также как растения и животные нуждается в определенных условиях среды : воздухе, воде, пищи.

Игра «Найди отличия» проводится в паре. На столах картинки растение- животное, растение- человек , животное-человек . Нужно найти отличия между этими живыми существами.

3) Вы нашли сейчас отличия, а теперь скажите, чем же отличаются люди друг от друга? (рост, цвет волос, глаз, кожи, национальностью)

Игра «Как можно сказать?»

Если глаза голубые – голубоглазый, зеленые -зеленоглазый, карие- кариглазый, черные- черноглазый.

Если кожа белая- белокожий, желтая- желтокожий, черная- чернокожий.

Если маленький- лилипут, высокий- великан.

Если мальчик, а становится- мужчиной, девочка- женщиной.

Игра «Собери цепочку» -дети делятся на две команды, на двух столах лежат картинки (малыш (ка, дошкольник (ца, ученик (ца, студент (ка, мужчина- женщина, бабушка-дедушка) .

Каждая команда должна разложить картинки по порядку и потом определить свое место в этой цепочке.

4) У человека есть части тела , давайте правильно их назовем и покажем на себе.

Игра «Назови правильно» я буду называть части тела у животного, а вы у человека .

Пасть- рот шерсть- волосы лапы- руки клыки- зубы морда- лицо когти- ногти брюхо- живот.

Физминутка У меня есть голова, Направо- налево раз, два. Она сидит на крепкой шеи, повертели- повертели. Затем туловище идет- наклон назад, наклон вперед, Поворот, поворот! Умелые руки есть у всех вверх- вниз, вниз- вверх. Ноги нам нужны, чтобы бегать, Прыгать, приседать, стоять. Вот такое мое тело! С ним все сделаещь на пять!

5) - Чтобы наше тело было здоровым,что нужно делать для этого? (мыться, есть витамины)

Кто же наши враги (микробы) Картинки

Как с ними бороться?

Игра «Полезная –вредная еда» дети делятся на две команды,на столах картинки. Нужно положить в ряд полезные продукты питания и вредные для нашего организма.

Если плакат –найти полезные и вредные продукты питания.

Стих воспитатель читает, дети показывают на себе.

Есть на пальцах наших –ногти, На руках- запастья, локти. Темя,шея, плечи, грудь. И животик не забудь! Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове- уха два,

И мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы посмотри, Подбородок под губой. Вот что значит мы с тобой!

6) Игра «Скажи ласково»

Нос- носик, глаз- глазик, рот- ротик и т. д

Итог О чем беседовали ?

Как нужно относиться к своему телу, что для этого делать?

Как относиться к окружающим тебя людям и живым существам?

Цели и задачи
Развивающие:
-развивать наблюдательность, зрительное внимание и память, приемы творческого мышления, самосознание.
Воспитательные:
-воспитывать вежливость;
-формировать положительный образ себя в будущем, умение видеть и находить в людях не только плохое, но и хорошее.
Образовательные:
-формировать представление о способах словообразования сложных прилагательных;
-упражнять в употреблении глаголов 1-го лица в будущем времени;
-расширять словарь прилагательных и упражнять в использовании прилагательных мужского и женского рода в творительном падеже.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Ребята, вы сегодня очень все красивые. И сейчас мы с вами разделимся на команды. Девочки у кого зеленые глаза-зеленоглазые -на правый ряд, кареглазые -на левый ряд и голубоглазые –посередине. Думаете, мальчики будут так садиться? Нет. Мы их посадим по цвет волос. Темноволосые напротив девочек в правый ряд, а светловолосые в левый ряд.

2. Беседа с детьми
Воспитатель:
Дети бывают и темноволосые и светловолосые, зеленоглазые, кареглазые и голубоглазые –и все похожи на своих родителей. Чем еще вы похожи на них?
Дети отвечают.
Хотели бы вы быть похожими на своих родителей, когда вырастете?
Дети отвечают.
А какие качества характера есть и у ваших родителей и у вас?
Дети отвечают.
Теперь пусть каждый из вас представит себя в будущем и скажет кем он хочет стать, кем быть?
Ответы детей.

3. Моделирование «машины времени»
Воспитатель:
Вы очень хорошо отвечали. Мне даже стало интересно, получится ли у вас так, как вы задумали. И сейчас мы с вами проведем игру «машина времени» . Сначала нужно будет узнать, из чего она будет сделана.
На обороте желтых карточках будет изображен символ, который нужно расшифровать, чтобы узнать, из чего построена наша «машина времени» . Например: изображено дерево-значит «машина времени» будет деревянная, снег-из снега и т.д. теперь карточку выберет первая пара детей. Что вам попалось? (ответы детей)
Можно будет ехать на такой машине? Как сделать так, чтобы она могла двигаться? (ответы детей)
Теперь нужно узнать, что умеет делать наша «машина времени» . Ответы-символы находятся на синих карточках. Если воздушный шарик-значит, она умеет летать. А если вам попадется рыбка?…(дети отвечают)
Правильно. Она умеет плавать. Пусть выберет карточку последняя пара детей. Что у вас там? (ответы детей)
Молодцы. Теперь узнаем, как «машина времени» будет сигналить на остановках. Если на красной карточке попадется киска, как будет сигналить наша машина? (дети высказываются)
А если нарисована аудиоаппаратура? (ответы детей)
Наверное, она будет говорить человеческим голосом. Ведь это необычная машина. Теперь придумаем, чем она будет пахнуть. Ответы-символы нарисованы на зеленых карточках. Например, здесь нарисована ромашка. (ответы детей)
Вы правильно догадались.

4. Физкультминутка
Проводится по усмотрению воспитателя

5. Рисование по замыслу
Воспитатель:
А теперь представьте, что вы сели в «машину времени» и проехали на ней целых 20 лет, стали взрослыми. Закройте глаза и представьте…Какими вы стали? (ответы детей)
Кем вы работаете? (ответы детей)
Есть ли у вас семья? Как вы с ними живете? На кого вы похожи и т.д. (ответы детей)
А теперь нарисуйте, что вы представили.

6. Картинная галерея
Воспитатель развешивает рисунки детей. Дети по очереди рассказывают о них.

7. Подведение итогов

ООД по ознакомлению с окружающим миром "Беседа о домашних животных"

Авторская разработка Толмачевой Ольги Павловны для детей младшего и среднего дошкольного возраста, может пригодится для воспитателей детского сада и родителей.

Программное содержание: Расширять представления о жизни домашних животных. Называть характерные признаки лошади, козы, коровы, чем питаются, чем полезны человеку. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Материал: Иллюстрации с изображением домашних животных. Викторина – схема (каждому ребенку)

Предварительная работа: Беседы о домашних животных. Чтение русских народных сказок о животных. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами поедем к бабушке Маше в деревню. Садитесь на стульчики – представим, что это автобус. Поехали. Звучит музыка С.В. Михалкова «Песенка друзей»
Кто это едет нам на встречу?
Воспитатель:
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес.
(Лошадь)
Выходим из автобуса.
Воспитатель: дети, кто это?
Дети: лошадь

Воспитатель: это лошадь – красивое и очень трудолюбивое домашнее животное. Лошадь помогает человеку. В былые времена она была главным помощником человеку в деревне. Рабочая лошадь использовалась как тягловая сила для перевозки тяжестей, грузов, работе на сельскохозяйственных угодьях (полях). Лошадь тащила плуг, телегу. До сих пор в русских деревнях лошадь используется как тягловая рабочая сила. Живет лошадь в конюшне, питается травой, овсом.
Давайте поиграем, нам ехать еще далеко!
Физминутка «Лошадка».
Цок-цок-цок-цок! (топаем двумя ногами по – очереди)
Я лошадка – серый бок! (повороты в стороны)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте)
Если хочешь-прокачу! (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива. (наклоны туловища)
Цок-цок-цок-цок! Я лошадка – серый бок! (кружимся на месте)
Воспитатель: Отдохнули? Едем дальше. Ну, вот мы и подъехали к дому бабушки Маши. (Выходит в наряде бабушки - няня)
Бабушка: Здравствуйте, дети! Проходите, я хочу познакомить вас с Зиной.
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте еще загадку.
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"
(Коза)
Дети: Коза


Бабушка: Правильно. Коза домашнее животное. Козы дают нам очень вкусное и полезное молоко. А еще из него изготавливают сыр и брынзу.
Славится легкий теплый пух, который вычесывают из шерсти коз. Из пуха делают много нужных и красивых вещей. Живет в теплом сарае или хлеву, питается травой, сеном, любит коза овощи и фрукты.
Воспитатель: я предлагаю вам отгадать кросворд «Домашние животные»


Бабушка: А вот в хлеву стоит моя кормилица.
Воспитатель: Дети, отгадайте, про кого эта загадка?
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).


Бабушка: Конечно, все знают – это корова, а почему ее называют «кормилица»? (она дает вкусное и полезное молоко). Пасется корова на пастбище, питается травой. Как называется место, где живет корова? (Ответы детей – в хлеву, коровнике) Для этих животных человек делает специальный загон, там тепло. Зимой на полях будет лежать снег, как вы думаете, что будет кушать корова? Правильно, сено.
Воспитатель: послушайте, стишок про корову:
В. Донская
Почему мычишь, Корова?
Может, просто нездорова?
Вон раздуты как бока!
И походка нелегка!
Нет! Она несёт с собой
молока бидон большой!
Сливки, масло и кефир.
Крем-брюле, творог, пломбир.
Простоквашу, варенец.
Ты, Корова – молодец!
Вот, ответ! И потому
говорит Корова «му!»
(Корова)
Бабушка: А сейчас я вас угощу молочком. Пейте, дети, молочко – будете здоровы!
Давайте прощаться. Приезжайте еще в гости.
Воспитатель: Давайте скажем бабушке Маше - спасибо, за теплый прием!
Дети: Спасибо!
Воспитатель: понравилась вам наша поездка? Какие животные живут в деревне у бабушки Маши? Почему этих животных называют домашними? Молодцы, правильно, потому. Что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за этими животными, а они, в свою очередь приносят людям пользу. Мы возвращаемся в детский сад. Поехали.
Вот мы и вернулись. Поиграем в игру?
«Игра кто что делает?» с мячом.
Корова….. (дает молоко).
Курица….. (несет яйца).
Кошка….. (ловит мышей).
Собака…… (охраняет дом).
Утка….. (несет яйца).
Коза….. (дает молоко и пух).
Лошадь….. (перевозит тяжести).

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи.

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Остановимся на классификации бесед.

Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей.

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А. Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта.

Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения.

Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:

вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях;

анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам;

элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, вызывать желание участвовать в беседе.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания.

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).

Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал.

При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять.

Особенности и содержание обучения монологической речи детей в детском саду

Монологическая речь – это связанное логически-построенной высказывание, протек относительно долго по времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя. Для монолога характерна литературная лексика, развернутость, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков:

Целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);

Структурное оформление (начало, середина, конец);

Связность между предлож и частями монолога;

Объем высказывания, плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений:

1)понимать и осмыслять тему, определять ее границы; 2) отбирать необходимый материал; 3) располагать материал в нужной последовательности; 4) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, строить речь преднамеренно и произвольно.

Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства.

Развитие монологической речи:пересказывание(виды): подробный,сжатый,с творческими дополнениями, перестройка дополнениями(от лица героя);самостоятельное пересказывание:по источнику (по игрцушкам,по картинам, из опыта, творческие рассказы);по ведущему псих. процессу(по воображению, по памяти, по восприятию);по назначении(функции)(описанию, повествованию, рассуждению).Структура развития по пересказыванию- первичное чтение, анализ, вторичное чтение с установкой по пересказу, пересказывание.Функциональный смысловой характер монологов:тип текста(описание)-функция(характеристика предмета в статике)-структура(общий тезис назыв.объекта,характеристика признаков, качеств, действий.Завершающая итоговая фраза оценки характера.); т.т(повествование)-ф.(передача событий во времени последовательности)-с.(начало события,середина события, конец события,экспозиция,завязка,развитие действия,кульминация, развязка);т.т(рассуждение)-ф.(объяснение какого-либо факта, доказ.чего-либо)-с.(тезис выражения, суждения доказательства, вывод,заключение



Публикации по теме