Мой опыт борьбы с аутизмом. Как бороться с чувством вины за аутизм у ребенка

Люди дождя. Такие дети могут показаться чересчур капризными, инфантильными. Часто в них тычут пальцем, говорят, что они « с приветом», называют « больными», « ненормальными». Они могут иметь выдающиеся способности, как герой известного американского фильма « Человек дождя», но навсегда остаются детьми.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true , "pageDots": false, "prevNextButtons": false }">

Ребятишки с ранним аутизмом требуют к себе постоянного пристального внимания. А ведь родителям бывает сложно принять недостатки даже вполне здорового ребенка, что ж говорить об этих случаях. Помощь специалиста в такой ситуации очень важна, однако специализированных учреждений, занимающихся проблемами аутизма немного.

Одно из них – психологический центр диагностики и консультирования в Михайловске. Поговорить о проблемах и особенностях аутичных детей я отправилась туда. Пока ждала педагога-психолога Марину Лагошину, мой взгляд привлекла маленькая девочка, которую привела мама, видимо, на занятия. Ребенок активно жестикулировал, не мог усидеть на месте, на что-то все время указывал пальчиком и говорил. Это была невнятная речь, нечленораздельные звуки, но можно было догадаться, чего хочет девочка. Вот она ткнула пальчиком в телевизор, вот на меня показала. Стоит отметить, что я ее заинтересовала ничуть не меньше, чем она меня.

В тот момент я никак не могла предположить, что этот симпатичный и шустрый ребенок страдает аутизмом. Однако психолог центра пояснила:

– Бытует представление о том, что дети с аутизмом пассивные. Не всегда это верно. Они могут быть подвижны, активны, создают много суеты вокруг себя. Очень часто им ставят диагноз « гиперактивность». Но их отличительная черта – это то, что они вне контакта с окружающими. Поиграть с таким ребенком очень сложно.

Аутизм, по словам специалиста, может проявиться у малыша еще до года. Однако ученые до сих пор не пришли к единой точке зрения, считать ли его психологическим нарушением либо же органическим поражением клеток головного мозга.

– Я сталкивалась с такими случаями, когда поставлен диагноз « ранний детский аутизм» и есть подобные мозговые нарушения, и с такими, где их нет, но диагностируется это заболевание либо отдельные его проявления, – комментирует Марина Лагошина.

Однако диагноз – это не приговор. Несмотря на весьма специфические особенности таких детей, работать с ними не только можно, но и нужно.

– Первое, на что обращают внимание родители, – это отсутствие речи. Ребенок не реагирует на обращения, не отзывается, не контактирует с окружающим миром. Создается впечатление, что он глухой. А главное, он избегает проявлять эмоции по отношению к другим. Когда родители обращаются к нам, они, как правило, не знают, что такое аутизм. Но каждому из них хочется, чтобы его малыш был здоров и развивался, как все. Но такой ребенок « не как все», он особенный. У него свой путь. Кто-то сможет научиться и писать, и читать, кто-то уже учится в школе, а кто-то не сможет даже выучить буквы. Все зависит от степени болезни, от поддержки родителей и работы специалистов. Задача семьи, психологов, врачей – помочь ребенку развиться настолько, насколько возможно, помочь сделать этот мир для него безопасным.

Необходимо подчеркнуть, что аутизм не лечится, его можно только корректировать. В зависимости от степени заболевания ребенка можно в той или иной степени социально адаптировать, но процесс этот длительный и трудоемкий.

– В этом году, например, мы работаем с группой для деток с проблемами развития. Там не только малыши с диагнозом « ранний детский аутизм», но и с умственной отсталостью. Они контактируют настолько, насколько могут, рады видеть друг друга, проявляют эмоции. Эта группа коммуникативная. Был день, когда пришел только один ребенок, а остальных детей не привели. Этот ребенок аутичный. Он был очень расстроен, плакал, показывал на пустые стульчики. И когда он пришел на следующее занятие и присутствовали другие дети, то очень радовался, хлопал в ладоши. Такое проявление эмоций – уже достижение…

Как показывает практика, главная проблема при работе с аутичными детьми – отсутствие подготовленных кадров. Специализированных центров либо нет, либо о них мало информации. Детские сады, как правило, от таких детей отказываются.

– Работать с ними интересно. Иногда мы, конечно, очень устаем, иногда опускаются руки, но иногда вырастают крылья. Родители очень благодарны, когда видят изменения. И это наша общая с семьей победа. Например, ребенок, когда просыпался, шел на кухню и в ванную и открывал краны с водой. Это был его « защитный ритуал». А однажды утром просто не сделал этого. Победа! То есть этот ритуал ему уже не нужен. Течет вода из-под крана или нет – это уже не разрушает его внутренний мир, – говорит М. Лагошина.

Сложно сказать, что ждет такого ребенка. Кому-то требуется несколько лет, чтобы научиться доверять другому человеку, кому-то полугода достаточно, чтобы попытаться начать выстраивать отношения. Но без надлежащего ухода, безопасного для него образа жизни и комплексного обучения ребенок-аутист абсолютно социально не устроен…

Аутизм – серьезное заболевание, которое вызывает нарушение социальных навыков человека, а также негативно сказывается на речевой функции и психическом развитии, ухудшая работу головного мозга. Чаще всего болезнь диагностируется у малышей от 1 до 2 лет, при этом появиться она может не позднее достижения пятилетнего возраста. Родителей, чьи дети столкнулись с такой проблемой, волнует лишь то, можно ли вылечить аутизм.

Аутизм. Причины, симптомы

Болезнь начинает развиваться именно в первые годы жизни. Пострадать от нее может даже младенец. Иногда аутизм протекает малозаметно, из-за чего обнаруживается в более позднем возрасте. Он считается неизлечимым, но хорошо поддается коррекции, благодаря которой удается свести проявления болезни к минимуму. Аутизм бывает нескольких видов. Как правило, врачи делят его проявления на формы:

  • Отвержение окружающего мира – считается ранним, проявляется у младенцев, усиливается с возрастом, больной не способен взаимодействовать с окружающими, его поведение стереотипно, он может бояться привычных для остальных людей вещей, часто проявляет агрессию;
  • Захваченность интересами – проявления схожи с ранним аутизмом, но ребенок имеет хорошую логику, при этом слишком упорный в достижении целей, но не может концентрироваться на неинтересных вещах и осваивать большинство коммуникативных способностей;
  • Полная отрешенность – развивается постепенно, ухудшая состояние ребенка, относится к тяжелой форме, на поздних стадиях может серьезно влиять на интеллектуальные способности, из-за чего некоторые дети даже забывают то, как правильно ходить, или не понимают чувства голода.

У некоторых встречается атипичный аутизм. Он протекает в легкой форме, что делает его обнаружение затруднительным. Иногда болезнь начинает проявляться более заметно, когда ребенок уже подросток. Людей с легким аутизмом легко вернуть к полноценной жизни, причем даже в случаях, когда болезнь была обнаружена уже во взрослом возрасте.

Причины

Риск развития аутизма связан воздействием некоторых факторов на плод во время вынашивания или на ребенка сразу после рождения. Поэтому каждая будущая мама должна быть особенно внимательна к своему здоровью во время беременности.

Основные причины следующие:

  • Поражение ;
  • Влияние вирусов или бактерий;
  • Воздействие ртути или химических веществ;
  • Злоупотребление антибиотиками;
  • Гормональные нарушения;
  • Сбой обмена веществ.

Считается, что спровоцировать развитие аутизма может даже сильный испуг малыша или иное серьезное воздействие на его психику.

Симптомы

Распознать аутизм у своего ребенка можно по симптомам. Если болезнь протекает не в атипичной форме, то чаще всего заметить отклонения удается на ранних этапах. Это позволяет повысить шансы на успешное лечение.

Какие симптомы возникают при аутизме:

  • Речевые нарушения – ребенок не говорит вообще либо может разговаривать с заметным отставанием от сверстников, в раннем возрасте такие дети издают одинаковые звуки, при взрослении могут придумывать свои слова;
  • Невозможность социализации – при общении с другими людьми больные дети испытывают дискомфорт и тревогу, они пытаются избежать контактов, не проявляют эмоций и привязанности, могут вообще не замечать, что с ними кто-то пытается заговорить, иногда они агрессивны;
  • Отсутствие интереса к развлечениям – дети не понимают, как именно нужно играть какими-либо игрушками, они не могут рисовать, чаще всего не пытаются экспериментировать и не проявляют никакого внимания к чему-то интересному;
  • Стереотипность поведения – аутисты могут выполнять только привычные действия, часто они повторяют одно и то же движение или слово в течение длительного времени, для них неприемлемы перемены, в психике происходит привыкание к строгому стереотипному поведению, при нарушении которого дети испытывают грусть или злость.

У некоторых детей появляются и другие симптомы: судороги, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, измененное сенсорное восприятие (зрение, слух, обоняние). Зачастую их наличие осложняет постановку диагноза, т.к. появляются подозрения на другие болезни.

Для взрослых, чьи дети больны таким расстройством, Институт изучения аутизма создал бесплатное специальное руководство, которое помогает в лечении малыша.

Основная терапия

Идеального способа, как вылечить аутизм у ребенка, не существует. При любых стараниях избавляться от него полностью не удается никому. Тем не менее применение нескольких методов терапии позволит добиться коррекции состояния больного, что позволит ему чувствовать себя обычным человеком, который способен общаться с другими людьми. Для этого потребуется сначала пройти диагностику, после чего больному будут назначены медикаментозное лечение и работа с врачами. Эти три элемента станут отправной точкой в борьбе с болезнью. После их реализации также стоит обратить внимание и на другие методы, т.к. без них добиться хорошего результата будет тяжело.

Диагностика

Подтвердить наличие аутизма – не такая простая задача. Врачу потребуется провести беседу не только с ребенком, но и с его родителями. При этом взрослые должны заранее записать свои наблюдения, чтобы подробно изложить все, что им кажется необычным. Также мама и папа малыша должны будут ответить на специальные вопросы из опросника, который применяется для диагностирования этой болезни.

Очень часто родители и врачи не придают значения небольшим отклонениям в поведении ребенка, из-за чего начало лечения затягивается, а ребенку может стать хуже. Также сложность выявления аутизма в том, что некоторые симптомы могут относиться к другим болезням. Иногда детям диагностируют шизофрению, умственную отсталость или нарушения отдельных органов, даже не думая о развитии аутизма.

Медикаментозное лечение

Первым методом борьбы с аутизмом является медикаментозная терапия. Ее применяют сразу после постановки окончательного диагноза. В некоторых случаях необходимость лечения лекарствами вообще отсутствует. Однако чаще всего к ней все же прибегают.

Этот метод лечения направлен на устранение проявлений аутизма. Особое внимание уделяют поведенческим отклонениям, среди которых — неадекватные реакции на различные события, стереотипность действий, агрессия, . Для борьбы с ними назначают психостимуляторы с нейролептиками, которые постепенно нормализуют психику больного. Однако принимать такие препараты регулярно не рекомендуется, т.к. это может негативно сказаться на интеллектуальных способностях ребенка.

Работа с врачами

Обязательным условием для нормализации состояния больного ребенка является работа с врачами. Родители должны обратиться за помощью к психотерапевту и логопеду.

Во время занятий с психотерапевтом ребенок будет постепенно улучшать функции мозга. Задачей врача становится правильное направление терапии и помощь малышу. Сначала психотерапевт будет применять упражнения для избавления от симптомов аутизма, а потом постарается добиться максимального развития социальных навыков у ребенка. Существует большое количество специальных программ, которые позволяют добиться результата за несколько сеансов. Чаще всего применяются следующие типы терапии: поведенческая, социальная, развивающая, игровая.

Логопед работает с детьми старше 5 лет. Он помогает им развивать речевые навыки, которые при аутизме очень часто нарушены. Для этого применяют специальный комплекс упражнений, затрагивающий язык, губы и мелкую моторику. Сначала ребенка учат полноценно разговаривать, а уже потом начинают развивать социальные навыки с помощью общения с другими людьми.

Дополнительная терапия

К дополнительной терапии относят методы лечения, которые нормализуют психику ребенка, возвращают его интеллектуальные способности и помогают улучшить их социальные навыки. Большинство методов довольны просты и могут применяться для всех детей. Но перед этим рекомендуется провести беседу с врачом, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант.

Эффективные способы лечения детского аутизма:

  1. Пет-терапия. Такой метод подразумевает покупку для ребенка домашнего животного. Кошка способна вылечить малыша своим покоем, а собака простимулирует в нем проявление физической активности.
  2. Иппотерапия. Верховая езда – еще один вид терапии. Он применим для детей школьного возраста, подростков или взрослых. При иппотерапии у больного происходит восстановление психики, устранение стереотипности поведения, а также обучение взаимодействию с окружающими через общение с лошадью.
  3. Дельфинотерапия. Терапия с помощью общения с дельфинами помогает восстановить психику ребенка, развить интерес к окружающему миру и помочь ему в социализации. При этом эхолокация дельфинов оказывает положительное воздействие на клетки организма.
  4. Арт-терапия. Основой арт-терапии является творчество. Регулярные занятия по рисованию помогают развить у ребенка навыки коммуникации и эмоционального восприятия, сделать его более открытым для общения, а также избавляют от агрессивности и напряжения.
  5. Музыкальная терапия. В лечении очень эффективна терапия с использованием музыки. При еженедельных занятиях у ребенка начнут развиваться социальные навыки, он станет более общительным, сможет концентрироваться на любых вещах, а также перестанет испытывать чувства тревоги и агрессии. Большое значение в такой терапии играет опытность специалиста, с которым будет заниматься больной.
  6. Остеопатия. Такой метод восстанавливает функции мозга, а также нормализует социальные навыки. При осторожном физическом воздействии специалиста у ребенка через несколько процедур полностью изменится самочувствие. Остеопатия позволяет не просто развить социальные навыки, но и помочь аутисту полностью адаптироваться в обществе. Параллельно с этим у него улучшаются интеллектуальные способности.
  7. Йога. Во время занятия йогой у больного улучшается сенсорное восприятие, его поведение становится менее стереотипным, а психика постепенно успокаивается и приходит в норму. Заниматься ею можно в домашних условиях, но перед этим потребуется пройти обучение у квалифицированного специалиста.
  8. Эрготерапия. С помощью такого типа терапии ребенку помогают развивать навыки для повседневной жизни. После нескольких занятий у больного появится способность самостоятельно делать привычные для обычных людей вещи, которые раньше для него были недостижимы.
  9. Визуальная и сенсорная терапия. Первый вид лечения подразумевает обучение ребенка воспринимать окружающий мир с помощью изображений. Второй тип терапии учит больного лучше ощущать и понимать мир с помощью сенсорных функций организма.
  10. Стволовые клетки. Использование стволовой клетки для лечения болезни стало довольно распространенным методом терапии. Такой способ помогает ускорить развитие у ребенка социальных навыков, а также избавить его от неприятных симптомов. Вводятся стволовые клетки интратекальным и внутривенным путем.

Вылечивать ребенка, больного аутизмом, такими методами довольно просто. Нужно лишь правильно подобрать варианты терапии, сочетая их с основным лечением.

Комбинировать слишком большое количество методик не рекомендуется, т.к. это может оказать негативное влияние на ребенка. В лечении аутизма важно не переусердствовать.

Необычные методы

Дополнить основное лечение можно и другими методами. Некоторые врачи относят их к экстремальным. Такие варианты терапии очень специфичны и могут оказывать крайне негативное влияние на здоровье. Однако лечебный эффект с их помощью достигается довольно легко. А родители, думающие, как лечить аутизм у их детей, все чаще обращают на них внимание.

Применение таких способов лечения на практике не рекомендуется. Это связано с большим количеством возможных побочных эффектов, а также отсутствием научных доказательств эффективности любого из указанных методов.

Гомеопатия и народные средства

Многие предпочитают пользоваться растительными препаратами. Таким людям стоит обратить внимание на гомеопатические и народные средства. Они способны оказать дополнительный эффект, усилив действие основной терапии.

Гомеопатия

Эффективность гомеопатических средств ставят под сомнение многие врачи. Однако после их применения у некоторых детей, страдающих от аутизма, состояние начинает улучшаться. Не стоит забывать, что любые таблетки должны быть прописаны лечащим врачом. Гомеопатия не является исключением. Если сделать неправильный выбор, то есть риск столкнуться с неприятными и даже опасными последствиями. Поэтому перед их приемом следует обратиться к гомеопату.

Существует большое количество гомеопатических препаратов, которые могут ускорить избавление от симптомов аутизма. Наиболее популярными являются:

  • «Тарентула»;
  • «Силицея»;
  • «Сульфур»;
  • «Страмониум»;
  • «Цина»;
  • «Алюмина»;
  • «Медорринум».

Если врач все же посоветует принимать те или иные таблетки из категории гомеопатии, то следует проявлять особое внимание к самочувствию ребенка. У некоторых могут проявляться побочные эффекты даже от безобидных препаратов.

Народные средства

Растения помогают избавиться от многих болезней. Но лечится ли аутизм у детей таким методом? Если травы использовать против этой болезни, то вскоре симптомы начнут пропадать, а ребенок перестанет испытывать проблемы с социализацией. Лечение таким методом может потребовать большого количества времени, но эффекта достичь удастся практически каждому. Однако это не означает, что можно отказаться от основного лечения, отдав предпочтение народным средствам.

Лучшего эффекта можно достичь с помощью мелиссы, душицы, валерианы, багульника и родиолы. Какие рецепты можно использовать против аутизма:

  1. Мелисса. Порезать сушеную мелиссу на маленькие кусочки, залить их (15 г) кипятком (500 мл), дать настояться примерно 2 часа. Принимать по одному стакану утром натощак, а также вечером перед сном. Курс лечения – один месяц.
  2. Валериана. Измельчить корневище валерианы, залить их (1/2 ч. л.) кипятком (500 мл), оставить на полчаса. Принимать по одному стакану утром, днем и вечером. Перед приемом смесь следует процеживать.
  3. Душица. Измельчить душицу, взять немного от общего количества (30 г), залить кипятком (300 мл), дать настояться 2 часа. Принимать утром, днем и вечером по 50 мл. Желательно пить после приема пищи.

Допустимо использовать другие рецепты, которые основаны на растениях, помогающих при аутизме. Перед приемом следует консультироваться с доктором, чтобы исключить появление осложнений или побочных эффектов.

Если пытаться излечивать аутизм народными средствами, то не стоит ими злоупотреблять, т.к. это окажет обратный эффект.

Домашняя коррекция

Терапия будет бесполезна, если не заниматься коррекцией аутизма в домашних условиях. Именно родители играют важнейшую роль в излечении своего ребенка. От них требуется повышенное внимание к аутисту и постоянная забота. Но более важным будет следование простым правилам, которые помогут добиться результата, а также поддержание особого диетического меню.

Правила включают следующие пункты:

  1. Научиться настраивать контакт с малышом путем многократных обращений к нему, при этом запрещено проявлять по отношению к нему негатив или кричать.
  2. Уделять ребенку много внимания, часто брать его на руки, играть с ним, общаться, хвалить или ласкать.
  3. Проводить с больным много времени, стараться общаться настолько много, насколько это возможно.
  4. Помогать ребенку развивать привычки, связанные с повседневными навыками. Поддерживать повторение этих действий даже после их изучения.
  5. Сделать специальные карточки, которые малыш сможет использовать для общения с окружающими.
  6. Составить четкий распорядок дня, где будет указано, что и когда делает ребенок. Нарушать план нельзя.
  7. Избегать резких перемен, стараться не менять внезапно обстановку или привычки ребенка.
  8. Позволять ребенку отдыхать столько времени, сколько ему требуется. Нельзя заставлять его заниматься через силу.
  9. Обеспечить малышу возможность проявлять физическую активность, заниматься вместе с ним простым домашним спортом.
  10. Отказаться от давления на ребенка, не торопить его и не позволять себе прерывать какие-либо его действия.

Правила следует дополнить особым диетическим рационом. Это позволит подавить многие симптомы аутизма, т.к. часть из них связана с питанием и наличием некоторых веществ в организме ребенка. Как построить меню:

  1. Постараться сделать так, чтобы ребенок пил больше чистой воды.
  2. Наполнить меню белковой пищей с клетчаткой, снизив количество углеводов.
  3. Минимизировать присутствие в еде сахара.
  4. Отказаться от молока, пшеницы, ячменя, а также дрожжевой пищи.
  5. Исключить из рациона еду с консервантами или красителями.

Сложно ли лечиться

При правильных назначениях врача лечение аутизма у детей приводит к практически полному устранению симптомов болезни. Поэтому стоит приложить все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Для этого достаточно следовать рекомендациям врача и придерживаться правил по домашней коррекции состояния. Положительный эффект не заставит себя ждать.

Поведенческий кризис проходит тяжело для всех. Однако с ним особенно трудно справиться, если он наступил в общественном или людном месте. Вот несколько рекомендаций для родителей, чьи дети склонны к истерикам в общественных местах.

Для детей с аутизмом особенно полезны визуальные подсказки и , которые позволяют им лучше понять ваши ожидания. Вы можете написать отдельную социальную историю для каждого посещения общественного места, которое предстоит вам с ребенком. Например, это может быть история о том, как ребенок идет в продовольственный магазин вместе со своей мамой, и как ему не нравится, что там слишком шумно. Ему хочется закричать, но вместо этого он просит маму о помощи. Она его крепко обнимает, чтобы помочь ему успокоиться, и говорит ему, что они уйдут из магазина через 5 минут, а также предлагает ему наушники для ушей.

Вы можете использовать изображения, чтобы рассказать ребенку историю или иначе сообщить о своих ожиданиях от его поведения. Например, вы можете сделать специальную карточку, которую ваш ребенок сможет вам дать, когда он чувствует слишком сильное напряжение и нуждается в перерыве.

Во время визита в общественное место вы можете использовать для поддержки серию картинок, иллюстрирующих предстоящее событие шаг за шагом. Это поможет ребенку заранее понимать, что его ждет. Вы можете использовать доску «сейчас-потом» на которой размещаются две картинки, иллюстрирующие, что будет происходить в данный момент, и что произойдет потом. Например, на первой картинке ребенок тихо сидит в ресторане, а на второй картинке изображена награда, которую вы ему пообещали за хорошее поведение.

Предварительная практика. Проиграйте по ролям поход в магазин, библиотеку, ресторан или любое другое место, куда вы планируете отправиться с ребенком. Помогите ребенку потренироваться в хорошем поведении во время ролевой игры. Проигрывайте и возникновение потенциальных проблем. Такие репетиции проблем могут помочь вашему ребенку выстоять длинную очередь или смириться с тем, что в магазине нет его любимой игрушки.

Начинайте с малого. Лучше всего начать с малого, поскорее вернуться домой или вернуться в это место после продолжительного перерыва. Так что если вы планируете первый визит в ресторан, то закажите только закуску, десерт или напиток, а потом уходите. Возвращаясь в продовольственный магазин после долгого перерыва, возьмите только один товар и сразу направляйтесь домой. Постепенно увеличивайте время, которое ребенок проводит в людных местах, определяя его готовность по его поведению. Помните, один успех ведет за собой другой.

Вовлекайте вашего ребенка. Помогайте вашему ребенку выполнять как можно более активную и ответственную роль во время визитов в общественные места. Например, поручите ему складывать все товары в тележку в супермаркете. Или позвольте ему самому выбрать книгу в библиотеке.

Держите наготове игрушки или другие предметы, чтобы отвлечь ребенка. Любому ребенку проще перенести неизбежное с помощью маленькой любимой игрушки или компьютерной игры.

Обучайте ребенка стратегиям самоуспокоения. Полезно придумать сразу несколько возможных вариантов того, что может успокоить вашего ребенка. Вы сами лучше всего знаете, что могло бы ему помочь. Одна такая стратегия — подсказать ребенку делать глубокие вдохи. Другая стратегия — попросить его закрыть глаза и сосчитать до 10 или подумать о своем любимом месте. Другие дети могут взять в руки любимую мягкую игрушку или напевать под нос любимую песенку. Очень важно определить все возможные стратегии для самоуспокоения и попрактиковаться в них в комфортной обстановке, когда ребенок спокоен. Только тогда ребенку будет несложно прибегнуть к этим стратегиям в состоянии стресса.

Награждайте хорошее поведение. Помимо однозначных ожиданий, опишите, какая награда последует за хорошее поведение. Например, объясните ребенку, что если он не будет хватать все подряд и кричать в магазине, то по возвращению домой его ждут 15 минут любимой игры. Ожидание положительного события может мотивировать его на хорошее поведение.

Подготовка и планирование могут значительно уменьшить риск истерики в общественном месте. Однако, скорее всего, они не сведут их к нулю. Вот несколько советов по реагированию на поведенческий кризис в публичном месте:

Сохраняйте спокойствие. Делайте глубокие вдохи и постарайтесь оценить ситуацию.

Остановитесь и помогите ребенку. Если это возможно, прекратите то, чем вы занимаетесь и сосредоточьтесь на помощи ребенку. В первую очередь, напоминайте ему об отрепетированных стратегиях для самоуспокоения и/или попробуйте отвлечь его игрушкой или предметом, который вы взяли для этой цели.

Скажите свидетелям истерики, что им лучше сделать. В случае необходимости вы можете сказать что-то вроде: «У моего сына аутизм. Пожалуйста, отойдите. Свободное пространство поможет ему успокоиться». Некоторые родители, чьи дети склонны к истерикам, носят с собой специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм, и с чем связано поведение их ребенка. Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку или листовку в случае необходимости. Большинство людей будут готовы помочь, если у них будет информация о том, что именно происходит. Не бойтесь попросить постороннего человека позвать менеджера торгового зала на подмогу или помочь убрать опасные предметы подальше от ребенка. В самых крайних ситуациях может потребоваться вызов экстренной службы, хотя такой вариант никому не нравится. В любом случае, на первом месте должна стоять безопасность ребенка и окружающих.

Лечение аутизма – это совокупность различных методов, направленных на борьбу с данным заболеванием. Если ищите определенный стандарт лечения или универсальное лекарство от данного заболевания, то напрасно – его попросту не существует. И хотя в настоящее время нет каких-либо практик, свидетельствующих о том, что аутизм излечим, своевременное медико-педагогическое вмешательство, вовремя проведенные коррекционные мероприятия, а также комфортная психологическая обстановка в семье в значительной степени способствует улучшению развития пациента, повышают его качество жизни и помогают реализовывать свой потенциал. Нет, аутизм при этом не проходит, но определенные пути помощи больному позволяют ему жить нормальной жизнью, исключая негативные последствия.

Целью любой методики при терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам общения и поведения, повышение их коммуникативных способностей и улучшение навыков самообслуживания.

Для этого используется множество различных видов лечения, которые условно можно разделить на четыре больших категории: поведенческую терапию, медикаментозное лечение, биомедицинские методы коррекции и альтернативную нетрадиционную медицину. В предложенной статье рассмотрим более подробно некоторые наиболее популярные виды терапии аутизма, входящие в каждую из этих категорий.

АВА-терапия

АВА-терапия – это методика, относящаяся к одному из видов поведенческой терапии. Основной целью ее является формирование необходимого социального набора знаний и умений ребенка, страдающего аутизмом посредством научных принципов поведения. Большую роль в АВА-терапии играет поощрение и система мотивации пациентов. Таким образом, награждая ребенка за правильное поведение, можно заставить его действовать также и в дальнейшем. АВА по праву считается одним из наиболее эффективных поведенческих методов коррекции аутистических расстройств, показывающий хорошие результаты при лечении аутизма и у детей, и у взрослых.

С помощью такой методики можно обучить пациента практически всему: речевым навыкам, социальному взаимодействию, школьным предметам, бытовым умениям, профессиональной деятельности и даже катанию на велосипеде.

Зацикленность, вокализация и повторяющиеся действия значительно снижаются после проведения такой терапии.

Эрготерапия – это новое, эффективное и современное направление в поведенческой терапии, способствующее адаптации ребенка аутиста в окружающем пространстве. Целью такой терапии является обретение и формирование у пациента навыков, необходимых для полноценной повседневной жизни. Квалифицированные специалисты в этой области обладают специализированной подготовкой в сенсорной интеграции, помогающей людям с расстройствами аутистического спектра побороть повышенную чувствительность к свету, звуку, прикосновениям и другим сенсорным восприятиям.

Эрготерапия позволяет создавать определенные и комфортные условия для развития у детей аутистов навыков, способствующих их успехам в повседневных делах как в кругу близких и родных, так и в построении социальных отношений в обществе.

Коррекционно-педагогическая методика

Коррекционно-педагогическая терапия является комплексной и проводится группой различного рода специалистов: педагогами, и . Благодаря коррекционно-педагогической терапии ребенок, страдающий аутизмом, вполне способен освоить различные коммуникативные навыки, повысить адаптацию в бытовых условиях, а также овладеть некоторыми учебными методами.

Наиболее распространенными и популярными практиками в такой методике являются оперантное обучение и программа ТЕАССH.

Оперантное обучение представляет собой создание для страдающего аутизмом ребенка таких условий, которые помогут ему приобрести нужное поведение в различных отношениях:

  • овладении учебными навыками;
  • развитии речевой функции;
  • социально-бытовой сфере;
  • получении профессиональных знаний и умений.

Программа TEACCH основана на обучении детей с аутизмом методами невербальных коммуникаций, делая упор на визуализацию с использованием различных наглядных пособий. Сторонники этой программы считают, что направлять усилия при данном заболевании следует на создание для ребенка таких условий существования, которые будут полностью соответствовать его специфическим особенностям. При этом, обучение таких детей речи не является обязательным, ровно, как и приобретение профессиональных и учебных навыков. Целесообразным это считается при обучении детей с коэффициентом IQ, превышающим пятьдесят процентов. Целью данной терапии является выработка у пациентов интуитивных и простых бытовых умений, зачастую формирующихся за счет четкого расписания и визуальных инструкций.

Эта программа не обеспечивает достаточного уровня адаптации ребенка в реальном мире, но при этом помогает добиться значительных успехов и устойчивых изменений в поведении даже при тяжелых стадиях аутизма.

Психологическая помощь

Методов психологической помощи при аутизме существует достаточно много. Это и эмоционально-уровневый подход, и арт-терапия, и поведенческая терапия. Такая помощь включает в себя практики лечения раннего детского аутизма, нацеленные на смягчение сенсорного восприятия, эмоционального дискомфорта, избавление от патологических страхов у ребенка. Существуют различные психологические программы, помогающие ребенку избавиться от агрессии, преодолеть негативное поведение, обучить их навыкам общения и взаимодействия и сформировать такое поведение, которое требует социальная сфера.

К таким программам можно отнести:

  • программу «Развитие межличностных отношений» или «РМО»;
  • программу «Игровое время»;
  • сенсорно-интегративную терапию;
  • развивающую терапию;
  • визуальную терапию.

В настоящее время медицина не стоит на месте, благодаря чему появляются более новые и современные способы лечения аутического расстройства. Одним из таких инновационных методов является создание робота-гуманоида «Рассела», помогающего победить аутизм у детей и подростков при помощи обучения их социальным навыкам и развития у них навыков подражания.

К тому же не стоит забывать, что квалифицированная помощь психолога пригодится не только малышу, страдающему аутизмом, но и его родителям. Причем последним, даже в большей степени. Ведь многие родители не знают что делать и как бороться, когда в их жизнь вошел такой диагноз. Именно поэтому психологическая работа в семьях, где воспитывается аутичный ребенок, является крайне важной. Основными ее направлениями являются:

  • психотерапия всех членов семьи;
  • знакомство родителей с психическими особенностями заболевшего малыша;
  • составление индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка в домашних условиях;
  • обучение членов семьи методам воспитания ребенка с аутизмом.

Помощь психолога направлена на восстановление комфортной и уютной атмосферы в семье, на принятие родителями того факта, что аутизм невозможно вылечить, но при правильном подходе к терапии, ребенок может выйти к легкой степени расстройства и жить нормальной жизнью.

Нетрадиционные методы борьбы с аутизмом

Во многих случаях при постановке диагноза, люди обращаются не только к традиционной медицине, но и к альтернативным методам борьбы с болезнью. Это и лечение током, и уринотерапией, и звуком, и иглоукалыванием, и гомеопатией. Рассмотрим более подробно некоторые нетрадиционные методы лечения аутизма.

Биоакустическая коррекция

Одним из наиболее популярных альтернативных методов лечения аутизма является биоакустическая коррекция или БАК. Такая методика основана на воздействии музыкой и звуками на нейронном уровне, что и запускает процессы самовосстановления головного мозга. Музыкальная терапия обладает высокой эффективностью, что подтверждается многочисленными клиническими исследованиями. В процессе БАК специальные программы в реальном времени преобразуют электрические потенциалы нейронов и записывают их при помощи электроэнцефалограммы в звуки. Таким образом, пока ребенок слушает такую музыку, биоакустическая коррекция воздействует на него через центры головного мозга.

Животная терапия

Еще одной альтернативой современной медицине является пет-терапия или программа коррекции аутизма при помощи животных. Она направлена на развитие коммуникативных навыков у ребенка. Общение с животными благотворно воздействует на здоровье малыша: способствует улучшению сна и снятию головных болей. Чаще всего в этих целях используется канистерапия – лечение собаками, ипотерапия – использование лошадей и дельфинотерапия – использование дельфинов для терапии аутизма.

Часто в качестве коррекции данного заболевания используют гомеопатию. Но лечение гомеопатическими препаратами должно идти в комплексе с другими процедурами: мануальной терапией, диетическими программами. При этом необходимо знать, что назначать такие препараты должен только опытный , который будет тщательно следить за любыми изменениями психоэмоционального и физического фона ребенка.

Хорошие результаты показывает использование при аутизме гомеопатических средств, созданных на основе вакцин для прививок. Но следует помнить, что таким способом аутизм не лечится, а лишь подавляются и скрываются на некоторое время симптомы заболевания.

Рефлексотерапия и иглоукалывание

Суть данных методов – воздействовать на акупрессурные точки методом надавливания. Рефлексотерапия при этом использует точечный массаж, а во втором методе используются специальные иглы. Импульсы от таких точек передаются в нейроны головного мозга, что активизирует различные важные процессы в организме. Однако однозначно сказать, что такие методики эффективны при аутизме невозможно. Конечно же массаж может улучшить сон, стабилизировать эмоциональный фон и даже укрепить иммунитет. При этом существуют некоторые исследования, где иглоукалывание связывали с прогрессом в развитии аутичных детей. Но достаточных доказательств о том, что такие варианты лечения действительно помогают при аутизме не существует.

Следует сразу уточнить, что массаж при аутизме – это не лечение. Но он помогает больному ребенку прочувствовать собственное тело, установить более доверительные отношения с человеком, который выполняет процедуру. Необходимо дать малышу понять, что он в безопасности, что поможет снять тревожное состояние и страхи, принести чувство покоя и комфорта. Немаловажную роль при этом играют мимика и жесты врача, проводящего сеанс массажа.

Следует также знать, что массаж у детей аутистов вызывает чувство дискомфорта, поэтому если ребенок сопротивляется, настаивать на сеансе нельзя ни в коем случае. Действовать здесь нужно постепенно и запастись терпением.

Электростимуляция

Лечение аутизма электростимуляцией осуществляется при помощи электрического тока. В этом случае к голове пациента крепятся специальные электроды, через которые проводимый ток воздействует на участки головного мозга. К такой процедуре существует ряд медицинских противопоказаний, поэтому прежде чем решиться на нее следует проконсультироваться с врачом. Следует отметить, что электростимуляция абсолютно безопасна и хорошо переносится даже малышами. Обычно требуется около двенадцати процедур за один курс лечения. А повторять такие курсы можно не раньше, чем через полгода.

Уринотерапия

Существует гипотеза, что лечить аутизм можно при помощи собственной мочи. Однако польза такого лечения не имеет под собой никаких доказательств, а медицинские работники выступают против уринотерапии. Сторонники такого лечения считают его панацеей практически от всех болезней. Однако, как известно, таких лекарств не существует. А уж как воздействует моча на психологические процессы в организме тем более не понятно.

Народная медицина при аутизме

Полностью вылечить аутизм народными средствами невозможно. Для этого используется комплексная терапия. Особенно важны при таком заболевании занятия спортом, включающие в себя плавание, аквааэробику и прыжки в воду.

Одними из проявлений аутизма являются выраженная агрессия и повышенная двигательная активность. В таких случаях допустимо применять лечение лекарственными травами, обладающими успокоительными, улучшающими сон действиями. Это может быть настой , отвар корней валерианы, настой и . Приготовить их легко в домашних условиях, однако применять следует только после консультации с врачом.

Также зачастую при народной медицине используют лечение аутизма при помощи тенториума, по другому – восстановление организма . Многие говорят, что такой способ достаточно эффективен, но считать его панацеей от аутизма не следует. Кроме того, целесообразность такого лечения должен определять лечащий врач.

Часто также лечение аутизма проводится различными и пищевыми добавками, такими как аскорбилпальмитат.

Диетическая терапия при данном заболевании

Немаловажной является и биомедицинская составляющая терапии данного заболевания, в основе которой лежит очищение окружающей среды и быта аутиста от вредных химических и токсических веществ, диета и правильное здоровое питание, использование очищенной и органической пищи.

Принципы биомедицинского подхода при лечении аутизма включают в себя:

  • соблюдение органической, и безказеиновой диеты;
  • исключение аллергических состояний;
  • витамины и минеральные комплексы;
  • регуляцию иммунной системы организма;
  • лечение хронических и грибковых инфекций;
  • очищение организма от токсинов и тяжелых металлов;
  • лечение дисбактериоза кишечника.

Диетическое питание при аутизме подразумевает под собой:

  • отказ от пищи с содержанием казеина и глютена;
  • отказ от употребления ;
  • неупотребление в пищу продуктов с красителями и консервантами;
  • обильное питье;
  • отдать предпочтение белковой пище;
  • употребление повышенного количества .

Медикаментозное лечение

Медикаментозной терапии аутизма не существует. Как правило, таблетки, прописанные врачом, направлены на устранение отдельной симптоматики заболевания.

Для устранения агрессии и аутоагрессии, депрессивных состояний и обсессивно-компульсивных расстройств, применяют психостимуляторы и нейролептики.

Дисбактериоз кишечника, возникший на фоне отказа от пищи у детей аутистов, лечат пробиотиками.

Для восстановления недостатка витаминов и минеральных веществ применяют витаминные комплексы, содержащие , и различные минералы.

Иммуностимулирующая терапия также полезна для больных аутизмом. В таких случаях проводится лечение иммуноглобулином или стероидным препаратами.

Терапия заболевания гипнозом является одним из видов психотерапии. Обычно таким образом лечат поздний атипичный аутизм. Плюсом гипнотерапии является более тесный контакт с находящимся в трансе ребенком, нежели при традиционных методах общения. Однако эффективность применения такой терапии для лечения аутизма еще до конца не изучено.

Эффективность стволовых клеток

Известны некоторые клинические случаи, когда лечение стволовыми клетками вызывало ответную реакцию у аутичных детей. Но прямых доказательств такой терапии пока не существует. Хотя специалисты зачастую предлагают использование стволовых клеток и клеток пуповинной крови, как средство для реабилитации пациентов с аутизмом.

Лечение заболевания у взрослых

Терапия заболевания у взрослых в первую очередь нацелена на преодоление человеком робости перед другими людьми и окружающим пространством и помощь в его социализации. Необходимо комплексное лечение, которое будет способствовать прекращению прогрессирования заболевания и минимизации частоты приступов. Следует знать, что чем раньше начать терапию, тем больших результатов и улучшений можно достичь.

Где лечат аутизм

Лечение и реабилитация больных с аутизмом, как правило, не требует какого-либо специализированного медицинского учреждения или клиники. Все необходимые процедуры можно проводить на дому или амбулаторно. Иногда для восстановления здоровья детей использую санатории, а в некоторых случаях лечение проводят в соляных шахтах.

Многие считают, что за рубежом лечение от аутизма намного эффективнее, благодаря инновационным методам. Подавляющее большинство исследований по данному заболеванию проводится в клиниках Израиля. Там находятся лучшие современные клиники для лечения аутизма, и разрабатываются новые и современные методики терапии. Также хорошо зарекомендовала себя в этом вопросе Германия и некоторые другие европейские страны.

Где лечиться – за границей или дома, вопрос сугубо личного характера. Все упирается лишь в количество затраченных денежных средств и материальные возможности каждого пациента.

Как справиться с истерикой у , как успокоить его, читайте в нашем материале рекомендации, которые пригодятся не только родителям, но и воспитателям в детских садах, учителям в школах.

Зачастую перевозбуждаются от света, звука и прикосновений. Их выбивает из колеи смена образа жизни. Чаще всего, они выбирают одни и те же блюда, а когда привычная еда отсутствует, становятся обеспокоенными. Любой родитель подтвердит, что многие ситуации могут спровоцировать истерику, беспокойство или расстройство, поэтому процесс успокаивания ребенка становится неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Следующие советы помогут вам успокоить во время истерики.

Старайтесь изменить окружение, а не ребенка. Многие факторы окружающей среды могут стать раздражителями для вашего ребенка из-за его перевозбужденности или сверхчувствительности. Если ребенок остро реагирует на флуоресцентный свет, например, поменяйте освещение в доме вместо того, чтобы пытаться приспособить ребенка к существующему. Если изменить какой-либо раздражающий фактор не в ваших силах, подыщите альтернативу — затычки для ушей в шумных местах или солнечные очки в торговом центре.

Давайте лаконичные и четкие указания . Попытки поговорить во время вспышки злости, разочарования или беспокойства у ребенка могут только усилить эти эмоции. Для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом расслабиться, давайте ему короткие указания или выразите мысль жестами, создав спокойную и тихую, неразговорчивую атмосферу.

Говорите с ребенком так, чтобы он вас понимал. Ребенок должен понимать, что нужно делать. Короткие указания или выражение жестами, как уже упоминалось, помогает правильно воспринимать просьбу. Убедитесь, что вы четко выражаете мысль и ребенок понимает, как нужно себя вести и что делать.

Отвлекающий фактор. Любимые песни, игры с любимой игрушкой или просмотр любимого фильма могут отлично отвлечь ребенка-аутиста и помочь справиться с истерикой. Смена фокуса с неприятной ситуации на каком-то другом роде деятельности поможет успокоить ребенка, обеспечив почву для обсуждения причин расстройства на потом.

Обратите внимание на то, что предшествует истерикам ребенка-аутиста. Никто лучше вас не знает вашего ребенка. Вы знаете, что может вызвать вспышки различных эмоций. Сначала, подумайте о том, что могло вызвать такую реакцию у ребенка, и попытайтесь устранить провокацию. Всегда ищите причины в окружающей среде и записывайте подробности, чтобы лучше понять и проанализировать ситуацию, не допустив ее дальнейшего повторения или развития.

Пересмотрите собственные ожидания. Если у ребенка каждый вечер за ужином истерика, возможно, вы слишком много требуете от него. Вы настаиваете, чтобы все оставались за столом и ждали окончания ужина? Вы требуете, чтобы тарелки у всех были чистыми, и все было съедено? Попробуйте подстроиться под ребенка вместо того, чтобы пытаться распространить на него свои привычные требования и ожидания, которые идут вразрез с его индивидуальными особенностями.

Сбалансируйте сенсорную нагрузку. В то время, как многие могут быть сверхчувствительными, ваш, наоборот, может быть зависим от сенсорной интеграции. Определите, что лучше для вашего ребенка. Если ему это необходимо, укутайте его в одеяло, обнимите или окружите игрушками разной текстуры.

Отыщите и укрепите эмоциональную связь с ребенком. Возможно, вам трудно почувствовать эту связь, поэтому постарайтесь следить за невербальными знаками: звуки или мимика, если ребенок голоден, устал или нуждается в чем-то. Играйте с ребенком, обращайте внимание на то, что заставляет его смеяться или улыбаться. Интересуйтесь его миром, играйте вместе сидя на полу, даже если просто нужно катать машинку туда-сюда. Уделяйте особое внимание времени проведенному вместе за играми и веселитесь. Это поможет вам понять и установить связь с ребенком в моменты, когда его захлестывают эмоции.

Не ждите, что ребенок объяснит причину беспокойства раньше, чем успокоится. Не нужно задавать миллионов вопросов о причине расстройства или злости. Потому что ребенок на них ответить не может. Ему сложно выразить то, что он хочет и думает в спокойные моменты, а в моменты истерики — это практически невозможно. Успокойте ребенка, а затем выясняйте, что не так.

Не теряйте голову. Очень сложно оставаться спокойным и сдержанным, когда у ребенка истерика или приступ эмоций, да еще и на людях. Но если у ребенка повышенная возбудимость или чувствительность, то ваша неспособность сдержать эмоции может лишь усугубить ситуацию. Спокойно уведите ребенка от раздражителя, выразите свои мысли и просьбы и дайте ему время на то, чтобы успокоиться и выполнить их.



Публикации по теме