Мнемотехника занятия онлайн. Универсальный метод запоминания для детей и взрослых

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Как работает метод?

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.

Представьте, что вы – фокусник, который на глазах у изумленной публики вытаскивает из «пустой» коробки связанные один с другим разноцветные платки. Один платок тянет за собой другой, а тот – следующий и т.д.

Представили? Теперь вы знаете, по какому принципу действует наш мозг, когда включает ассоциативные связи. Один образ тянет за собой другой, а тот – следующий… Именно так работает наша ассоциативная память. И именно на этой психологической закономерности основаны способы и принципы запоминания, получившие название мнемотехники .

Психофизиологические основы мнемотехники

Мозг человека, оперируя информацией, по большому счету, делает это одинаково, независимо от того, образ это реальных объектов или выдуманный. Это очень важный принцип, позволяющий нам использовать ассоциации для того, чтобы запоминать информацию.

Еще одним важным психофизиологическим базисом для памяти являются сами ассоциативные связи в мозге. Они могут быть естественными или искусственно заданными самим человеком. Такие искусственные связи и есть основы мнемотехники.

Образ, ассоциация и расположение – эти три принципа и породили все известные мнемотехники . Соединяя их, вы сможете запоминать больше и легче.

Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:

  • даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
  • если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.

Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.

Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:

  • толерантность;
  • сензитивность;
  • когерентный ряд;
  • турбулентность?

Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.

Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.

И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

Связанные одной цепью: ассоциации

Ассоциации помогут вам связать объект запоминания и место, где вам потребуется это вспомнить . Например, вам нужно спросить у врача, который лечит вашего ребенка, о том, можно ли ребенку шоколад. Представьте врачебный кабинет, где будет проходить ваш разговор, и мысленно раскидайте на столе перед врачом шоколад. Ваш мозг вспомнит ваш вопрос, как только ваш взгляд упадет на стол врача.

Вы можете создавать свои ассоциации:

  • помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
  • соединяя между собой два объекта;
  • представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
  • представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
  • сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.

Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.

Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и

  • звуки,
  • запахи и ароматы,
  • прикосновения,
  • движения,
  • эмоциональные состояния.

А все вместе они помогут создать полную картинку, которая легко всплывет в памяти.

Уроки для бабушки: расположение

Расположение как прием дает нам сразу два преимущества:

  • последовательность воспроизведения образов,
  • связь между запоминаемыми объектами и тем, что мы помним наверняка.

Вот пример, которые журналисты наблюдали во время интервью 26-летнего Алекса Маллена, победителя американского конкурса мнемонистов. Чтобы продемонстрировать им приемы мнемотехники, память бабушки показалась ему наиболее удачным полигоном. На глазах журналистов он предложил своей бабушке запомнить 10 слов:

  1. вишня,
  2. кофе,
  3. цветы,
  4. конфеты,
  5. чучело,
  6. дракон,
  7. соус,
  8. призрак,
  9. печенье,
  10. скатерть.

Бабушка наотрез отказалась и категорически заявила, что не в состоянии справиться с такой задачкой. Тогда он попросил ее, чтобы она представила себя в своем доме и мысленно расставила все слова, двигаясь в своей гостиной слева направо. Примерно так: «Положи вишенку прямо напротив входной двери, затем поставь цветы в вазу на полку слева, рассыпь конфеты по дивану, в кресло посади соломенное чучело… Представила? А теперь снова мысленно пройди весь этот путь снова». В результате его бабушка, неожиданно для самой себя, вспомнила 8 слов из 10!

Это полезный прием, когда требуется запомнить список несвязанных между собой слов, например, покупок или дел на день .

Тренируйте память, используйте мнемотехники.

Память – это фундамент нашего сознания, позволяющий запоминать то, что видим, слышим или делаем. В результате всё, что сохранилось в прошлом, воспроизводится в будущем. Мнемотехника (с греческого «искусство запоминания») – это особая техника по усвоению новой информации, включающая в себя различные методики для развития памяти взрослым.

Современный ритм жизни негативно сказывается на работе головного мозга.

Причины плохой памяти обусловлены следующими факторами:

  • проблемы со сном (бессонница, систематическое недосыпание);
  • употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и курение табачных изделий;
  • употребление обезболивающих препаратов и антидепрессантов;
  • недостаток одного или нескольких витаминов в организме;
  • повреждение костей черепа или мягких тканей (нервы, сосуды, ткани мозга и оболочки);
  • опухоли железистой ткани гипофиза;
  • злокачественные опухоли (рак);
  • инфекционное заболевание, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза;
  • обширное поражение печени (цирроз);
  • почечная или печёночная недостаточность;
  • хроническая усталость;
  • информационная перегрузка мозга;
  • заболевание центральной нервной системы – болезнь Альцгеймера;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Паркинсона;
  • сахарный диабет;
  • нарушение кровообращения головного мозга, что обычно связано с атеросклерозом;
  • перенесённый инсульт;
  • заболевание позвоночника, при котором поражаются межпозвоночные диски и сами ткани позвонков – остеохондроз;
  • анемия;
  • синдром Дауна;
  • нарушение обменных процессов в организме;
  • астенический синдром;
  • проблемы со зрительными функциями;
  • постоянные стрессовые ситуации;
  • частое поражение организма вирусными инфекциями;
  • гормональный дисбаланс;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • сосудистое поражение головного мозга, которое медленно развивается – дисциркуляторная энцефалопатия;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • дисмнезия и парамнезия – изменение памяти, искажение воспоминаний;
  • синдром вертебро-базилярной артериальной системы;
  • стойко повышенное артериальное давление.

Почему важно тренировать память

Тренировка памяти позволяет поднять активность мозговой деятельности, что влияет на физическое и психическое здоровье человека.

Качественное усвоение информации поможет:

  • выучить иностранный язык;
  • устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу;
  • научиться анализировать и оценивать ситуацию, строить планы.

Когда снижается память, уменьшается кровоснабжение головного мозга, в итоге снижаются интеллектуальные способности. Чтобы в клетки мозга поступала глюкоза, необходимо заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью. Подобный энергообмен налаживает процессы кровообращения, что благотворно влияет на работу головного мозга.

При снижении интеллектуальной нагрузки увеличивается риск развития болезни Альцгеймера. Чтобы этого не произошло, стоит тренировать свою память. Активное усвоение новой информации повышает потребление глюкозы, в итоге сжигаются калорий, не превращаясь в жир.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника для развития памяти взрослым – совокупность приёмов и методов, позволяющих лучше и эффективнее запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Данная система ставит перед собой цель развивать:

  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • слуховую, двигательную, тактильную и зрительную память.

Мнемотехника позволяет решить следующие задачи:

  • научить управлять своей памятью и вниманием;
  • увеличить объём памяти;
  • стимулировать интеллектуальное развитие;
  • развить сообразительность, наблюдательность;
  • стимулировать творческую активность.

Кому нужна мнемотехника

Данная техника полезна для всех категорий людей, но для некоторых она особенно необходима:

  • лица, желающие выучить иностранные языки. Мнемотехника поможет запомнить правила, слова и времена;
  • школьники и студенты — им приходится постоянно усваивать большое количество новой информации. Методика позволяет выделить нужные данные, написать шпаргалки и запомнить собранный материал;
  • предприниматели – их работа требует постоянного общения с деловыми партнёрами, чтобы запоминать все важные сведения, необходима мнемотехника;
  • учителя и воспитатели – мнемотехника развивает ораторские способности, поэтому так полезна людям данной сферы. Методика улучшает память, тем самым увеличивая кругозор этих людей, а они передают свои знания ученикам.

Психофизиологические основы мнемотехники

Мнемотехника основана на трёх принципах, которые необходимы для развития памяти взрослым и детям:

  • образ;
  • ассоциация;
  • расположение.

Одна из основ успешного восприятия новой информации – яркие, впечатляющие образы.

При изучении иностранного языка рекомендуется представлять состояние, которое хочется передать. Например, фраза «I hear – я слышу», произнося её, стоит попытаться услышать звуки вокруг. Рекомендуется искать приятные образы в своём воображении, так как негативные образы мозг часто блокирует.

Представление должно вызывать приятные эмоции:

  • смех;
  • удивление;
  • любопытство.

Чтобы запомнить какой-либо объект, потребуется его с чем-то сопоставить. Например, запоминая местонахождение школы или больницы, можно обратить внимание на запахи или эмоциональные состояния. В воображении человека легко создать личные ассоциации.


Как работает мнемотехника для развития памяти взрослым.

Для этого объекты запоминания:

  • воссоединяют;
  • придают им форму, цвет и запах;
  • представляют процесс их взаимодействия.

В создании полноценного ассоциативного образа помогут:

  • движения;
  • тактильные ощущения;
  • ароматы.

Ассоциативный ряд должен быть динамичным и объёмным, чтобы собранная информация становилась единым целом. Такой приём как расположение помогает запомнить перечень несвязанных между собой слов: список покупок или план на день.

Суть техники следующая: необходимо воспроизводить образы в некоторой последовательности и связывать запоминаемые объекты со знакомым и привычным местом, например, домом.

Например, есть планы на день:

  • написать реферат;
  • полить цветы;
  • убраться;
  • сходить в магазин;
  • погулять с собакой.

Человеку требуется совершить все эти действия в своём воображении. Если речь идёт о списке покупок, то представить поход в магазин и последовательное приобретение товаров.

Виды мнемотехники

  • народная – каждый человек в течение жизни создаёт свой способ запоминания. Приёмы данного вида обычно закладываются в детском саду, школе и университете. Дети, не умеющие читать, воспринимают всё новое с помощью визуализации. При запоминании алфавита, номера телефона, адресов или торжественных дат, люди используют приём кодирования созвучия. Часто мы ищем закономерности или применяем приём привязки. Народная мнемотехника – самое распространённое направление, но отличается низкой эффективностью;
  • классическая – вид мнемотехники, который изначально использовали племена Майя и жители древней Греции. Чтобы научиться запоминать длинные тексты и повысить свои способности в ораторском искусстве, применялась классическая мнемотехника. Сначала это была система внутреннего письма, а далее появился метод Цицерона. Он заключался в выделении объектов на улице или в хорошо освещённом помещении и закреплении на них нужной информации. Потом было решено запоминать новые сведения с помощью зрительных образов: основные, в которые вкладывалась суть и вспомогательные для установки последовательности. В дальнейшем последователи классической мнемотехники разделились на 2 группы: одни использовали образные коды, а другие решили разрабатывать альтернативные методы, так как имели сложности с визуализацией. Люди, имевшие сложности с воображением, стали первооткрывателями педагогической мнемотехники;

  • педагогическая – она продвигалась Петром Рамусом в 16 веке в Англии. Педагогическая техника была более проста и понятна, потому что не ставила высоких требований и не требовала визуализации. Её суть заключалась в переписывании текстов из учебников в тетради, перечитывание материала и постоянное чтение вслух. Такая методика сохранилась до современных дней и часто используется в школах и высших учебных заведениях. Установлено, что классический вид намного эффективнее, но педагогическая техника пользуется большим спросом и легче воспринимается;
  • цирковая – классическая мнемотехника тесно переплетается с цирковой (эстрадной). Данный вид основан на преображении информации в жесты, мимику, слова, интонацию голоса. Суть заключается не в запоминании данных, а в их передаче с помощью задуманных приёмов и действий;
  • спортивная – подобное направление используется профессиональными мнемонистами, участвующими в соревнованиях. Участники оцениваются по скорости запоминания и по объёму усвоенной информации. Обычно такие спортсмены типизируются на каком-то одном виде данных. Самым сложным считается запоминание произносимым чисел, так как это делается его 1 раз;
  • современная – это направление базируется на теоретических данных и различных исследованиях. Современное направление собрало нужную информацию из других видов, соединив наиболее важные методики в единое целое.

Практические приемы мнемотехники

Путём комбинации образов, ассоциаций и расположений, были созданы приёмы мнемотехники:

  • эйдетика – суть приёма заключается в запоминании объекта, связывая его с какой-либо эмоцией. Психологи установили, что информация усваивается намного лучше под воздействием эмоциональных факторов;
  • символизация – приём основан на придании, запоминаемым объектам, понятных и логических изображений. Например, на рабочем столе значок «корзина» отражает суть действия – убрать всё ненужное;
  • приём запоминания чисел – метод, который подойдёт каждому человеку. Цифрам присваиваются буквы или слова, что позволяет кодировать целые словосочетания и предложения. 1 – хлеб, 2 – молоко, 3 – сахар, а потом составить нужный текст;
  • метод О ’Брайена – приём, связанный с запоминанием чисел, которые необходимо сопоставлять с известными личностями (1 – Юрий Никулин, 2 – Георгий Вицин). Другому числу даётся дополнительное слово и составляется предложение по смыслу;
  • образная цепочка – метод, тренирующий визуальную и ассоциативную память. Объекты представляются в необычном виде, далее соединяются в воображаемую цепочку. Слова для запоминания – снегирь, ложка и телефон. Образ – снегирь сидит на ветке, держа ложку и разговаривая по телефону;

  • мнемонические фразы – приём, необходимый для запоминания каких-либо сведений. Самый известный вариант – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Фраза помогает запомнить последовательность цвет радуги. Есть и другая версия – «Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки».

Мнемотехника для развития памяти взрослым должна быть дополнена полезными советами:

  • заручиться позитивным настроем и желанием запомнить новую информацию;
  • полноценно сконцентрироваться на материале и быть внимательным ко всем деталям;
  • научиться сопоставлять новую информацию с давно известной старой;
  • тренироваться располагать детали в памяти так, чтобы потом их легко можно было найти;
  • повторять, что сильно увеличит шансы на усвоение новых данных;
  • создавать ассоциации, придумывая песни или стихи;
  • делать визуальные подсказки и письменные заметки;
  • читать нужную информацию перед сном.

Простые и эффективные методики запоминания

Для лёгкого усвоения нового материала можно прибегнуть к интересным методикам:

  • необходимо учесть механизмы восприятия. Если человек – аудиал, подойдёт запись с нужным текстом. Визуалы запомнят информацию максимально хорошо, посмотрев видео ролик или посмотрев книжку. Для кинестетиков важны тактильные ощущения, поэтому делают акцент на контакт с запоминаемым объектом;
  • прочитанную информацию полезно пересказать своими словами;
  • рисование, составление конспектов и таблиц, выписка интересных деталей;
  • метод ОВОД – сначала из текста выделяется основная мысль, в момент второго чтения следует обращать внимание на детали и вдумчиво исследовать материал. На основании прочитанного проводится обзор, анализирую полученную информацию. Остаётся доводка – текст повторяется, начиная с основных мыслей, заканчивая подробностями. Желательно не подсматривать. В конце текст снова читается и проводится анализ упущенных моментов;
  • метод Цицерона – подойдёт для запоминания больших текстов. Суть заключается в расстановке важных мыслей и деталей в хорошо знакомой комнате. Выбирается последовательность перемещения, чтобы текст не потерял логический смысл;

  • метод пиктограмм – такой способ идеально подходит визуалам и необходим для укрепления их памяти, а также для исследования и диагностики. Пиктограмма – это образ, воспроизведённый на бумаге, создаваемый для запоминания каких-либо выражений. Основа метода заключается в нахождении основных слов и фраз, которые потом рисуются, исходя из воображения человека;
  • метод Аткинсона – предлагает использовать только ресурсы мозга, постепенно нагружая его новой информацией. Для этого выбирается текст: обычный или лучше в стихотворной форме. Сначала учится несколько строк 5-6, на следующий день повторяются запомненные строки и добавляется ещё такое же количество. В последний день к выученной части текста добавляется снова 5-6 строк. На усвоение нового материала влияет число повторений. Постепенно объём текстов должен увеличиваться. Занятие рекомендуется проводить в утреннее время.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает простые упражнения, подходящие для начинающих:

  • придумать стихотворение с содержанием нужного материала;
  • воспроизвести стихотворение или прозу, представляя героев, ощущения, цвета, голоса;
  • запомнить личные данные – фамилию и сопоставить ассоциации. Например, Каменев – камень, Горбулин – горб, Мыльников – мыло;
  • присвоить запоминаемому объекту название предмета из личной комнаты.

Лучшие упражнения для развития памяти взрослым

Чтобы научиться усваивать качественно и в короткие сроки новую информацию, можно прибегнуть к эффективным упражнениям:

  • ежедневное чтение книг, не менее 20-30 страниц в день, желательно читать продуктивную литературу;
  • гуляя на улице, можно пытаться запоминать номера автобусов и проезжающих машин;
  • каждый день необходимо учить 3-4 новых слова, например, из английского или французского языка;
  • решение сканвордов и кроссвордов;
  • можно общаться с друзьями, коллегами и запоминать их внешний вид, воспроизводя все детали после прощания.

Ассоциации

Работа с ассоциациями помогает в развитии образного мышления, которое довольно сложно даётся большинству людей. Данный приём даёт возможность запомнить самые разные вещи, связав их между собой. Важный принцип мнемотехники – сопоставлять хорошо знакомые вещи с теми, которые необходимо отложить в памяти.

Если человек научится быстро и правильно составлять ассоциативные связи, он сможет качественно усваивать новую информацию, развивая работу головного мозга.

Отличный способ держать память в тонусе – работать с противоположными или совсем разными словами. Тренировки должны занимать примерно пол часа, далее следует такой же по времени перерыв. В момент отдыха нельзя смотреть телевизор, слушать музыку, так как мозгу необходим полноценный отдых.

Игры для развития памяти

Мнемотехника для развития памяти взрослым предусматривает не только упражнения, но и игры:

  • фуршет – на экране высвечиваются напитки и еда, с каждым шагом появляются новые элементы. Задача – найти объекты, которые ещё не появлялись;
  • числовой охват – суть игры заключается в запоминании, показываемых чисел. На экране появляется определённое число, необходимо правильно ввести заданные символы;
  • сложное скоростное движение – задача запомнить текущий предмет и сравнить его со следующим. Внизу есть 2 кнопки – да и нет. В игре постепенно увеличивается скорость и требуется быстро сравнивание фигур;
  • головоломки – пазлы – настольная игра. Для взрослых желательно выбирать большие наборы, где более 1000 элементов;
  • снежный ком – идея, которая хорошо подойдёт для большой компании. Люди становятся в круг и начинают называть свои имена. Сначала 1 человек, потом 2 человек называет предыдущее имя и своё, а следующий указывает ранее указанные имена и так далее. Потом добавляются фамилии, увлечения, города.

Большинство игр легко найти в интернете и позаниматься в режиме онлайн.

Звуки и вспомогательные объекты

Мнемотехника часто выручает при изучении Азбуки Морзе – представление букв, знаков препинания и цифр в виде последовательности тире и точек. Морзянку сложно выучить, поэтому каждый символ наделяется определённым звуком. Например, буква В напевается так — ви-даа-лаа. Для лучшего усвоения новых данных можно прослушивать аудиозаписи.

Тренировки по методу спецслужб

Бизнесменам и светским людям особенно важно общение с людьми, поэтому необходимо запоминать имена людей, их увлечения. Для этого необходимо ассоциировать имя и фамилию человека с какими-то образами, которые помогут легко запомнить информацию.

Важно обращать внимание на черты лица и делать аналогию. Чтобы картина получилась полной, общий образ требуется совместить с увлечениями. Например, человек любит играть в футбол. Тогда нужно предоставить его с мячом. Рекомендуются ежедневные тренировки для развития навыка.

Чтобы запомнить всю важную информацию из переговоров, потребуется в созданный образ ранее добавить ассоциации. В процессе деловой беседы стоит делать записки по основным моментам и фиксировать в своей памяти только главные пункты.

Для лучшего усвоения новых сведений, желательно найти причину, по которой всё необходимо запомнить. Если требуется отложить в памяти номер телефона, стоит каждой цифре дать необычную ассоциацию в виде слова или фразы.

Человек часто забывает о будущих намерениях и планах, чтобы это исправить, необходимо развивать проспективную память. Для этого выбираются цели на день, которые гарантированно произойдут: поездка в гости, посещение магазина или встреча с другом. В течение несколько дней посчитываются выбранные мишени, потом выбирается другая цель.

Такая методика заставит реагировать внешние события, вспоминая намерения.

В развитии чувства времени поможет тренинг с секундомером: человеку нужно засечь время и заниматься своими делами, отсчитывая время, но не делая на этом акцента. Если в итоге ничего не получилось, упражнение начинается заново.

Постоянные записи в ежедневник и обращение к ним наладят систему, которая поможет вспоминать планы. Чтобы процесс работы был грамотным и спокойным, стоит создать себе правила. Иногда приходится отрываться от одного дела, переходя к другому. В таком случае рекомендуется откладывать в памяти факт незавершённости, чтобы мозг оставался в лёгком напряжении.

Мнемотехника – это интересная методика, необходимая для развития памяти взрослым и детям. Она помогает почти во всех сферах жизни, активирует работу головного мозга и решает проблемы современного общества.

Полезные видео и мнемотехнике, особенностях данной методики и упражнениях

Приемы и упражнения мнемотехники:

Метод Цицерона:

Развитие памяти - необходимое дело для каждого. Занимаясь этим в юном возрасте, можно добиться больших успехов.

Студенты и школьники нуждаются в хорошей памяти для достижения успехов в учёбе. В дальнейшем, память необходима на каждом жизненном этапе.

Почему одни люди в панике ищут ручку и листочек, чтобы записать номер, а другие просто запоминают его и потом спокойно вбивают в телефонную книгу?

Почему одни люди могут воспроизвести на фотороботе лицо преступника с точностью до родинки на щеке, а другие не узнают при встрече старых знакомых?

Почему для вас необходимо записывать покупки на листочек, а у других всё свободно умещается в памяти?
Всё дело в том, насколько развиты мыслительные процессы людей.

В старости хорошая память помогает дольше оставаться в своём уме. Слабоумие и другие болезни подобной природы не грозят тем, кто умеет пользоваться своим разумом.

Мнемотехника - ряд развивающих занятий, направленных на улучшение процесса запоминания. Человеческие умственные ресурсы используются не полностью.

Утверждение, что при мышлении используется только 10% мозга, нашло опровержение сегодня. Опыты показали, что задействованы все части мозга, каждая отвечает за определённые функции.

Но ум можно и нужно развивать. Для этого существует много способов и техник.

Мнемотехника является первым средством, заставляющим память работать во много раз лучше. Это способствует развитию умственной деятельности.

Основой для большинства методик служит ассоциация. Человек должен ассоциировать нужную информацию с чем-то привычным и знакомым.

Основы работы упражнения «Дворец памяти»:

Пример необходимой информации для сохранения Ассоциирование Процесс воспроизведения
Числа Привязываем число к определённому предмету в одной из комнат дворца. Можно визуализировать картины и представить на них цифровую комбинацию.

Или устройте мысленный банкет, число гостей которого является первой частью, цифры даты рождения именинника - второй.

Количество выпитых бокалов дамочкой в красной шляпе - третьей

Визуально войдите в комнату, и вспомните все картины на стене, которые отражают числа. Мысленно вернитесь на банкет, и все образы сразу всплывут в вашей памяти
Фразы Чтобы запомнить много неинтересной информации, подумайте, что её рассказывает один из жителей дворца памяти за обедом, а другие задают сопутствующие вопросы.

Визуализируйте каждый момент

Вернувшись за стол, и припомнив начало, остальной разговор всплывёт по цепочке, которая скреплена деталями.
Образы Образы легче запомнить людям, которые легко могут представить в голове любую картинку.

Визуальная память позволяет привязать образ преступника, представив его на знакомстве с родителями возлюбленной во дворце памяти.

Пусть отец девушки удивится его причёске, мама - внимательно оценит наряд

Как только вы откроете воображаемую дверь, сможете снова разглядеть все детали внешности преступника, не пытаясь, всё время удержать его в памяти

Что можно использовать для запоминания:

  • Образы.
  • Интерьер.
  • Запахи.
  • Цвета.
  • Звуки.
  • Факты из жизни.
  • Определённые события.

Привязка - ключ к запоминанию информации. Свяжите незнакомое с привычным, и оно потащит нужную информацию через время.

Тесты и стихи для развития внимания

Для развития детской памяти часто используются стишки. Любая рифма запомнится быстрее, чем простой текст. Но использовать эту технику могут и взрослые.

Если вы - «уличный поэт», и способны рифмовать слова, легко можете применять технику.

Что можно рифмовать:

  • Имя нового начальника или имена сотрудников на новом месте работы.
  • Список покупок.
  • Информацию по работе.
  • Список дел.
  • Список необходимых лекарств.

Тренировки по методу спецслужб

Военные, чьи обязанности засекречены и имеют самый широкий спектр, тренируются по особенным технологиям. Мнемотехника тоже применяется.

Спецслужбы отдельно тренируют зрительную и слуховую память. Эти умения позволят им выполнить задания, предотвратить террор и сохранить жизнь.

Один из способов тренировки памяти разведчиков и специальных агентов заключается в запоминании информации на время:

  1. Испытуемый входит в помещение и видит стол. На нём расположены предметы в хаотичном порядке.
  2. Ему необходимо запомнить каждый из них.
  3. Может включиться звук, называющий цифры или слова. Это усложняет процесс. Всё это должно уложиться в памяти.
  4. Выйдя из кабинета, испытуемый направляется в экзаменационный кабинет, где подробно описывает каждый предмет и звук.
  5. Экзаменатор может дополнительно задать вопрос о том, какого цвета были стены в помещении, была ли люстра на потолке, из чего был выполнен сам стол.

Суть такого эксперимента - убедиться, что, попав во вражеское помещение, будущий агент запомнит все детали, которые послужат подспорьем в борьбе. Не каждый пройдёт такие испытания.

Тренируется выносливость, умение быстро реагировать и действовать в экстремальных условиях.

Другой вид задания - вольная борьба борцов. Цель одного - отвлечь внимание от интерьера.

Второй борец должен не только победить соперника в рукопашном бою, но и рассмотреть как можно больше деталей вокруг.

Битву останавливают по истечению времени. Первого борца оценивают по навыкам физической подготовки, второго - по умению вести бой и запоминать обстановку.

Такие испытания, только в упрощённом варианте, можно создать себе дома. Договоритесь с домочадцами, тренируйте детей самостоятельно.

Память - важнейшая функция. Это - как карта памяти, на которой записывается вся наша жизнь.

Полезное видео



Публикации по теме