Когда праздник навруз байрам в году. Правительство саратовской области

Постановление Президента Республики Узбекистан

Праздник Навруз, испокон веков воплощающий в себе благородные ценности и прекрасные традиции нашего народа, его добрые помыслы и устремления, являющийся бесценным наследием наших предков, в годы независимости стал поистине всенародным праздником, наступление которого с нетерпением ожидают все наши соотечественники, независимо от их национальности, языка и религии.

Учитывая растущие роль и значение Навруза, символизирующего начало нового года по восточному календарю, пробуждение природы, гармонию человека и окружающего мира, подлинно национального, самого любимого народом праздника, в дальнейшем укреплении в нашем обществе атмосферы доброты и взаимопонимания, гуманизма, великодушия и созидания, воспитании молодого поколения в духе национальных и общечеловеческих ценностей, в целях его проведения на высоком уровне:

1. Утвердить состав организационного комитета по подготовке и проведению всенародного праздника Навруз в 2016 году согласно приложению.

Организационному комитету в десятидневный срок разработать план организационно-практических, культурно-просветительских мероприятий, направленных на проведение праздника Навруз в нашей столице – городе Ташкенте, в Республике Каракалпакстан и областных центрах, во всех городах, районах и селах как всенародного сайиля.

2. При подготовке плана мероприятий обратить особое внимание на:

организацию духовно-просветительских мероприятий, способствующих глубокому осознанию того, что в дни Навруза человек еще полнее ощущает свою неразрывную связь с природой, родной землей, еще больше ценит ее щедрые дары и проникается чувством благодарности за нынешние мирные дни;

широкое освещение в ходе мероприятий во всех городах и селах, в средствах массовой информации истории праздника Навруз, сути и значения связанных с ним ценностей, обычаев и традиций;

проведение пронизанных духом и философией Навруза – идеями добра и милосердия, дружбы и согласия – благотворительных мероприятий, направленных на проявление всестороннего внимания и заботы о представителях старшего поколения, оказание бескорыстной помощи всем нуждающимся в поддержке людям;

организацию в дни Навруза, который является символом начала нового сезона в земледелии, обновления жизни – в махаллях, городах и селах хашаров, широкомасштабной работы по благоустройству и озеленению;

привлечение к подготовке праздничных программ в Республике Каракалпакстан, областных центрах и городе Ташкенте фольклорных групп, коллективов художественной самодеятельности, семейных ансамблей, народных сказителей – бахши, а также профессиональных артистов и талантливых эстрадных исполнителей на конкурсной основе;

включение в праздничные программы лучших образцов фольклорного искусства, классических мелодий и песен, лапаров, воспевающих древние обычаи и традиции, благородные человеческие чувства и качества.

3. Установить, что проведение праздничных мероприятий финансируется:

в Республике Каракалпакстан и областях – за счет средств местных бюджетов, а также спонсорских организаций;

в городе Ташкенте – за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета города Ташкента в равных долях.

4. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, информационному агентству “Жахон” и другим средствам массовой информации рекомендовать широко освещать ход подготовки и проведения всенародного праздника Навруз.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов

Город Ташкент,

Как празднуем Наурыз в 2016 году? Этот праздник отмечают 21 марта – в день весеннего равноденствия. Его дата остается неизменной уже несколько тысячелетий. Известно, что его отмечали в странах Средней Азии еще до VII века до н. э.

Сейчас он считается государственным праздником в Азербайджане, Албании, Казахстане, Киргизии, Македонии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Турции и других странах. В Иране его отмечают целых 13 дней.

Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, плодородия и торжества любви.

С 1926 года Наурыз был под запретом. Однако позднее традиции были возобновлены, и в 1991 году Указом Президента Казахской ССР этот день вновь был признан праздничным.

С 2001 года Наурыз стал в Казахстане государственным праздником, а с 2009 года он отмечается три дня, причем празднование начинается с 21 марта.

Праздник Наурыз – как отдыхаем в 2016 году?

Обычно празднование Наурыза у казахов продолжается от пяти дней до недели. В этом году Наурыз приходится на понедельник, значит, после выходных мы будем отдыхать еще три дня подряд – до 23 марта (среды).

Как принято праздновать Наурыз? У иранских и тюркских народов это праздник нового года по астрономическому солнечному календарю. В переводе с персидского «Наурыз» означает «новый день».

В Казахстане его также называют «Улыс кyні» («Первый день Нового года») и «Улыстын улы кyні» («Великий день народа»).

Считается, что чем богаче и щедрее будет накрыт стол в этот день, тем благополучнее будет следующий год.

Хозяйки готовят к этому празднику похлебку наурыз-коже, которая должна включать семь ингредиентов, символизирующих семь элементов: воду, мясо, соль, жир, муку, злаки (это может быть рис, кукуруза или пшеница) и молоко.

Эти ингредиенты, соответственно, являются символами радости, удачи, мудрости, здоровья, благополучия, скорости, роста и защиты высших сил.

В эти дни люди ходят друг к другу в гости, в городах и селах устраиваются уличные гуляния. Молодежь поет песни, танцует и играет в национальные игры.

Проходят словесные состязания акынов в сопровождении домбры (айтыс), организуются состязания в национальных видах спорта – казахша курес, тогуз кумалак, конные скачки (Кыз-Куу и байга).

Праздник Навруз – в турецком произношении «Невруз » — в переводе с древнеперсидского языка означает «Новый день». Невруз (Навруз) отмечают в день весеннего равноденствия, считается Новым годом и означает наступление весны. Праздник Невруз (Навруз) отмечается странами и народами, которые когда-то попадали под персидское влияние и не имеет отношение к исламу.

Изначально древнеиранский праздник Навруз был сельскохозяйственным, так крестьяне отмечали начало посевных работ. Обычно празднование сопровождалось ритуалами, которые способствовали обильному урожаю.

С появлением зороастризма (солнцепоклонничества) праздник был приурочен к дню весеннего равноденствия, возвращением солнца в северное полушарие и наступлением астрономической весны.

Праздник Невруз (Навруз) – Nevruz bayramı – является символом пробуждения природы от зимнего сна, окончания зимы, изобилия и новых начинаний и преобразований в жизни общества.

Во время праздника люди окружают себя предметами, которые подарят долголетие, здоровье, удачу и счастье. Испокон веков такими предметами считались ростки ячменя, вино, монеты.

Традиции праздника Невруз (Навруз) в Турции

В Анатолии праздник Навруз известен как«Султан-и Невруз», «Невруз Султан», «Март бозуму» и «Март докузу». Древние традиции праздника живут и до сих пор.

22 марта – день перед Неврузом. В это время готовятся к празднику – стирают и готовят праздничные блюда. Среди таких блюд должны быть – берек со шпинатом, крашеные в луковой шелухе яйца, юфка, конфеты, леблеби, локум. В Невруз все ходят друг другу в гости, отмечая праздник вместе с соседями и друзьями.

В день 23 марта принято вставать рано утром, и одев чистую и новую одежду, посещать кладбище. Там члены семьи и соседи пьют чай или кофе, едят и беседуют. После трапезы члены семьи по одному целуют надгробия и возвращаются домой.

Вечером собираются соседи и родственники, развлекаются и разговаривают, вместе едят и пьют. Все продолжается до утра.

В этот праздник все ходят с улыбками, все проступки прощаются. Каждый должен участвовать в празднике. Не участвующих в торжествах высылают из деревни.

Особенности празднования Невруза в разных регионах Турции

В Мерсине Невруз байрамы (Навруз) известен как «Мартовская лента». В это время жители привязывают ленты к деревьям и поднимаются в горы. Если они обнаруживают какой-либо дом в горах на своем пути, пришедшие гости стреляют в воздух, сообщая о своем приходе. Хозяин дома отвечает тоже выстрелами. Затем и гости и хозяева бросают оружие и поздравляют друг друга, желая: «С праздником Невруз, пусть он будет полным, успешным и обильным». Если в этот год у кого-то появилось 20 барашков или козочек, их хозяин делает жертвоприношение (курбан), а потом все вместе его готовят и съедают.

В Газиантепе и окрестностях 22 марта называется «Султан Навруз». Согласно народным поверьям, Султан Навруз — прекрасная девушка, которая ночью с 21 на 22 марта убегает с запада на восток. Согласно другим поверьям, это –дервиш, который пролетает в облике птицы. Если кто-то в час ночи, когда проходит Султан Невруз, а точное время не известно, проснется, все его желания исполнятся.

В некоторых деревнях Малатьи жители празднуют Невруз как праздник окончания зимы.

В Восточной Анатолии считается, что ночь Навруза – священная. Все живое и неживое предстает перед Богом. Во время праздника жители одевают новую чистую одежду и готовятся к встрече нового года. В это время принято готовить праздничные блюда, ходить в гости и принимать гостей, помогать бедным и нуждающимся.

В Агры и окрестностях молодежь устраивает гадания. Загадывают желание и стоят, слушая под дверью. Затем услышанное трактуется в соответствии с загаданным.

В Гиресуне праздник Невруз называется «Март бозуму» и отмечается 14 марта. В этот день встают утром рано и кропят водой животных. Воду берут либо из природных источников, либо предыдущим вечером наполняют водой и оставляют все имеющиеся в доме емкости так, чтобы в воде отражался лунный свет.

В Эдирне поджигают старые ковры и перепрыгивают через них со словами «Входи март, уходи блоха».

В Ушаке отмечают Невруз как новый год.

В Сивасе если в день Невруза будет греметь гром, считается, что год будет урожайным.

В целом праздник Невруз (Навруз) схож с Масленицей в России.

История Невруза (Навруза) в Турции достаточно трагична. С 1925 по 1991 год праздник был запрещен официально. В Турции праздник Невруз (Навруз) отмечают в основном курдское население, численность которого составляет около 12 миллионов человек. Это время отличается ростом самосознания курдов, акциями неповиновения и антиправительственными митингами.

В 1995 году были сделаны попытки «окультурить» праздник. Невруз (Навруз) в Турции сделали национальным праздником, однако он не стал выходным днем, дабы все отмечающие продолжали работать. Также власти пытаются упорядочить мероприятия в дни праздника Невруз.

Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

Навруз-байрам – это старинный праздник, который отмечают жители многих стран Азии и ряда регионов России. Дата его проведения – двадцать первое марта. Это день весеннего равноденствия. Кроме того, по астрономическому солнечному календарю, который официально используется в Афганистане и Иране, Навруз-байрам является первым днем в наступившем новом году.

Отмечается праздник весной. Символизирует он обновление человека и природы. Навруз переводится с фарси как «новый день».

История возникновения

Навруз-байрам относят к одному из древнейших праздников, существовавших в истории человечества. В Персии (современном Иране), а также в Средней Азии его начали отмечать очень давно, еще до седьмого века до нашей эры. В связи с глубокими историческими корнями праздника его точное происхождение неизвестно.

Традиции Навруза связывают с именем основателя религии зороастризма, пророка Заратустры, а также с культом огня и Солнца. Наиболее древний источник, где этот праздник упоминается, это священное писание зороастризма Авеста. Именно в нем говорится о том, что весной необходимо отмечать появление жизни.

Праздник Навруз-байрам связывается и с правлением шаха Джамшида. Этого легендарного правителя стихотворцы воспели в поэме «Шахнаме». Считается также, что именно в этот день похоронили героя Сиявуша, убитого туранцем Афрасиябом.

Говорят о празднике и тюркские легенды. В них упоминается этот день как дата появления тюркского народа из мифического места Алтая – Эргенекона.

Наиболее ярко и широко этот день празднуют народы Афганистана и Ирана. Согласно официальным календарям этих стран, с его приходом наступает новый год.

Одновременно с этим Навруз – праздник весны. Именно 21 марта продолжительность дня уравнивается с ночью, а затем постепенно ее обгоняет. Окончательно вступает в свои права весна. На этот праздник приходится начало полевой страды, являющейся заботой и надеждой земледельцев. Именно поэтому Навруз-байрам – это празднование не только начала нового года, но и сельскохозяйственных работ.

Этот день отмечается в Таджикистане и Казахстане, Узбекистане и Азербайджане, Турции и Индии, Македонии и Албании, Киргизии и в отдельных регионах Российской Федерации (Башкирии и Северном Кавказе, Татарстане и Крыму). В арабских странах день весеннего равноденствия не празднуется.

Сроки

Весенние обряды справляют по солнечному календарю, который называется древнеиранским (шамси). В нем первые дни каждого месяца совпадают с новолуниями. При этом ежегодно эти даты смещаются на десять-одиннадцать суток. Праздник начинается тогда, когда солнечный диск входит в созвездие Овна. Ранее этот момент определялся звездочетами – мунадгижимами – людьми очень почитаемой профессии на Востоке. В настоящее время это событие высчитано астрономами и указано в календаре с точностью до минуты. Помимо этого, о данном моменте оповещается по телевидению и радио.

В Афганистане и Иране праздник Навруз-байрам является официальным. При этом нерабочими являются первые пять дней в новом году, а также тринадцатый. В других странах Навруз является народным празднеством. Однако, по сути, он везде одинаков. Это день торжественной и радостной встречи весны.


Традиции празднования весеннего равноденствия лишь в незначительной степени варьируются из одной страны в другую, а также из региона в регион. Немного по-разному произносят его названия жители различных государств. Так, в Иране это Ноуруз, в Афганистане – Новруз, в Иране и Турции – Невруз.

От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Навруз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме кушаний, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». В их перечень входит рута (сэпанд), зелень пророщенных зерен (сабэн), чеснок (сир), яблоки (сиб), уксус (сэрке), тимьян (сатар), дикие оливки (синджид). Посреди стола обязательно находится большой каравай, именуемый сангаком, имеется здесь и сосуд с водой, в которой плавает зеленый лист, а также тарелки, на которых лежат крашеные яйца.

Все кушанья должны непременно подчеркнуть земледельческую направленность праздника весны. Например, яйцо, зелень и хлеб символизируют плодородие.

Празднование Навруза в сельской местности начинается с прокладки борозды. При этом за плугом находится самый уважаемый житель. В первую борозду он бросает немного зерна. Только после этого могут начинаться все полевые работы – боронование, пахота, сев и т. д.

Празднование тринадцатого дня

У таджиков, персов и хазарейцев (народности Афганистана) этот день называется «Сиздех бедар». В переводе это означает «Тринадцать у ворот». Горожане в этот день посещают сады и парки, выезжают веселыми компаниями за пределы города. Крестьяне выходят в рощи и на луга. На эти пикники приносят сладости, чтобы год был счастливым.

Основные традиции Навруза

Перед началом нового года принято устраивать в доме генеральную уборку, а также обновлять гардероб всех членов семьи. Те, кто отмечает праздник Навруз-байрам, до дня весеннего равноденствия должны отдать все долги, простить обиды и помириться с недоброжелателями.

По существующей традиции, перед Новым годом устраивается огненный фестиваль. Проходит он довольно необычным образом. В последний вторник уходящего года на улицах разжигают костры. Происходит это уже после захода солнца. Через огонь, по традиции, прыгают все – дети и взрослые.

Во время празднования на столе должны бытьь вазы с цветами и свечи, зеркала и фрукты, а также разнообразные блюда, например плов. По традициям афганского народа, к Наврузу готовят специальный компот под названием хафтмева. В его составе – плоды миндаля и фисташек, светлого и темного изюма, грецких орехов и сенджеда. Казахи на праздничный стол ставят особое блюдо – наурыз коже. В его составе также семь компонентов: вода и мука, мясо и масло, молоко и крупа, соль. Рецептов приготовления этого блюда существует несколько. В связи с этим каждой хозяйкой оно готовится по-разному.

По существующей традиции, во время празднования Нового года поминают умерших, а в первые дни Навруза посещают друзей и родителей.

Суть праздника — торжественная встреча весны. Примерно за две недели на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз — чтобы стать основой для праздничного блюда.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Существует поверье , что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги.

По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего возрождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" ("с"): семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета; серке — уксус; сир — чеснок; сумах — специя; саману (у других народов сумалак) — блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед — ягода лоха; сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы (сомарэк).

Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чашу с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца.

В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения.

В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману), которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак — это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халисы) — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения (в городах — соседки по дому) и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье.

Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным.

В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы — праздничной долей. Соседям и друзьям отсылается поднос с праздничными угощениями, который не положено возвращать пустым.

Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки.

В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины. Полагалась на Навруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира и шелковицы. Принято посещать больных и одиноких.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Эта традиция сохранилась в Иране, где из 13 дней первые пять посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда-бедар ("Тринадцатое вне дома").

В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома и выезжают за город, либо собираются в парках, садах, где продолжается праздник. Они проводят этот день вне дома, чтобы не навлечь беды в дом. Такое поверье осталось с древности и связано с числом тринадцать.

Во время этих своеобразных пикников едят сладости, шербет — чтобы год был сладким, счастливым.

Наряду с традиционными ритуалами в настоящее время получили признание такие обрядово-праздничные мероприятия Навруза, как фестивали, конкурсы, массовые шествия, спортивные игры и т.д.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Публикации по теме