Каждый человек видит по разному. Платье, цвет которого люди видят по-разному, взорвало мозг интернет-пользователям по всему миру

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии - белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу - разные длины волн соответствуют разным цветам. Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите. Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, - говорит Джей Нитц . - Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие - одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, - говорит Бевил Конвей , невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный - после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Ещё одно интересное объяснение:

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном. К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то - что против. Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним - что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая - через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой - жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, - объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, - говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими - как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, - поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья. Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии. Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Просмотры: 2 342

Вопрос, волнующий ученых и философов: действительно ли мы видим мир по-разному? К примеру, совпадает ли у двух здоровых людей восприятие цвета, или красный будет неодинаково красным для каждого, и синий будет иметь разную насыщенность для разных зрителей? Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран.

Международная группа исследователей изучила особенности цветовосприятия людей из разных стран. Оказывается, независимо от происхождения и культурных особенностей мы видим цвета примерно одинаковыми. Более того, названия цветов в человеческих языках появлялись в соответствии с их интенсивностью — то есть с тем, в каком порядке их воспринимают зрительные рецепторы.

Эксперимент, проведенный итальянскими и индийскими исследователями, напоминал игру в "угадайку". Два добровольца общались виртуально. Одному из них показывали несколько предметов одного цвета, и он должен был объяснить второму, какой оттенок видит — разумеется, не называя его. Для описания цвета участник эксперимента выбирал какое-нибудь слово-заменитель. По свидетельству ученых, несмотря на культурные различия, второй участник в большинстве случаев быстро догадывался, какой цвет имеется в виду. Эксперимент длился до тех пор, пока оба участника не приходили к "консенсусу" по поводу названия конкретного цвета.

Ученым также удалось установить, какие цвета добровольцам было легче всего описывать. На первом месте стоял, как можно догадаться, красный. Далее шли пурпурно-красный, фиолетовый, зелено-желтый, синий, оранжевый и голубой. Любопытно, что эта последовательность примерно соответствует тому, в каком порядке появлялись названия цветов в той или иной культуре и, соответственно, языке. Наиболее "древними" цветами, обозначения которых появлялись в человеческой речи, считаются белый, черный и красный.

"К примеру, если в популяции существовало общепринятое обозначение красного цвета, то наверняка имелось обозначение и для белого, и для черного", — рассказывает Франческа Триа, физиолог из Турина (Италия) и соавтор исследования. Если в языке уже было название для зеленого, то слово для красного в нем точно существовало, добавляет она.

В развитии человека момент, когда ребенок начинает воспринимать цвета, является важнейшим этапом формирования психики. Детские психологи и физиологи считают, что цвет — один из первых признаков, по которым ребенок узнает те или иные предметы. Маленьких детей обычно тянет к ярким краскам. Вначале они оперируют весьма ограниченной палитрой, которая расширяется по мере взросления. Цветовые пристрастия детей с возрастом меняются. До десяти лет большинство из них называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый.

После десяти многие начинают предпочитать синий или зеленый. При нормальном развитии к четырем-пяти годам дети уже умеют различать и называть цвета, но лишь к пяти-шести годам у них формируется восприятие цвета как неизменного признака. Любопытно, что при этом до восьми-десяти лет у них сохраняется склонность рисовать предметы в тех цветах, которые им нравятся, независимо от реального оттенка изображенных объектов (разноцветные стебли цветов, розовое небо, синее солнце и т.п.).

Основной "цветовой ряд" (порядок появления названий цветов), замеченный в культурологических и лингвистических исследованиях, остается неизменным. Видимо, все дело в том, что он совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы лучше видят красный, чем синий. А в процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия жизненно важным явлениям. Поскольку красный — цвет крови и огня, неудивительно, что слово для него появилось раньше, чем для других.

Правда, некоторые межкультурные отличия все-таки имеются. К примеру, в языках "примитивных" сельскохозяйственных народов есть множество слов для обозначения оттенков зеленого — из-за необходимости контролировать рост и созревание растений и оценивать размер будущего урожая. Понятие о "базовых" цветах в разных культурах тоже было различным.

На Древнем Востоке их насчитывалось пять, в средневековой Европе — только три (сначала — красный, желтый и синий, позже — красный, зеленый и синий). Художники основными цветами признают красный, синий и желтый, а остальные считают продуктами их смешения. Ахроматические цвета (белый и черный) считают аналогами абсолютной освещенности (белый — не разделенный по спектру солнечный свет) и абсолютной темноты (черный).

Значение белого и черного цвета в культуре вообще различаются больше всего — видимо, потому, что в чистом виде эти цвета сложно найти в природе. У разных народов они имели скорее символическое значение. В европейской культуре черный символизировал негативные стороны жизни: это цвет траура, цвет темных сил, черной магии. Черную кошку (реже — собаку, но тоже непременно черную) в средние века считали атрибутом ведьмы.

В восточных культурах черный цвет получил совершенно иное значение. В Японии это символ благородства, возраста и опыта, недаром знак высшего мастерства в восточных единоборствах — черный пояс. В тюркской истории и топонимике "черный" (кара) означало также "большой", "великий": Империя Караханидов — "великие ханы", Кара-Кумы — "большие пески", то есть "Великая пустыня".

Невероятные факты

Все у кого нормальное зрение согласятся, что кровь красного цвета, такого же, как клубника или планета Марс. Но может ли быть так, что то, что мы называем "красным" является для другого, к примеру, "синим"? Еще совсем недавно любой ученый бы вам ответил, что люди с нормальным зрением видят все цвета одинаково.

Как мы видим цвета? Мозг обрабатывает свет, который попадает на клетки глаз, а наше восприятие цвета этого света связано с универсальной эмоциональной реакцией. Но последние эксперименты показали, что, возможно, мы все воспринимаем цвета по-разному .

Другими словами, для вас кровь того цвета, которую другой человек назовет синей, а ваше синее небо для кого-то будет красным. Но наше индивидуальное восприятие не повлияет на то, какие эмоции будет вызывать цвет крови или неба.

Это явление было продемонстрировано в экспериментах на беличьих обезьянах, у которых, как и у дальтоников и большинства млекопитающих два типа колбочек: те, что чувствительны к зеленому и те, что чувствительны к синему цвету. То есть для них красные и зеленые длины волн света выглядит нейтрально, и они не могут увидеть красные и зеленые точки на сером фоне .


Ученые из Вашингтонского университета ввели обезьянкам вирус, который позволил им увидеть красный, а также зеленый и желтый цвет . После этого обезьянки смогли воспринимать новую информацию, несмотря на то, что их мозг генетически не запрограммирован на то, чтобы воспринимать сигналы красного цвета.

Исследования на обезьянах, проведенные еще в 2009 году показали, что восприятие длин волн света не предопределено. Все это навело ученых на мысль, что цвет - это личное ощущение . Когда мы рождаемся, наши нейроны не отвечают на цвет заданным способом, и у нас развивается уникальное восприятие цвета.


Однако, несмотря на то, что мы видим цвета неодинаково, наша эмоциональная реакция на одни и те же цвета универсальна . Независимо от того, что вы видите, глядя на ясное небо, именно короткие длины волны света, которые мы называем "голубым" цветом, действуют на нас успокаивающе, а длинные, то есть желтый, оранжевый и красный цвет стимулируют нас. Как объясняют ученые наша реакция на цвета появилась для того, чтобы все живые организмы определяли циклы дня и ночи. Так доминирование синего цвета ночью объясняет, почему в это время мы чувствуем себя наиболее уставшими, а доминирование желтого света по утрам - это именно то, что заставляет нас пробуждаться.

Попросили неврологов объяснить феномен различного восприятия цвета чёрно-синего платья, которое пользователи соцсетей обсуждают последние сутки.

Напомним, что вчера пользователь Tumblr под никнеймом Swiked в своём тумблоге фотографию платья и попросил помочь определить его цвет. По словам Swiked, она и её друзья не могут сойтись на одном мнении: одни видят платье чёрно-синим, другие - бело-золотым. Невролог из Университета Вашингтона Джей Найтз (Jay Neitz), который видит платье в белом и золотом цветах, говорит, что это самое масштабное индивидуальное различие в восприятии цвета за 35 лет его практики.

Глаз воспринимает цвет через отражённые световые волны, поясняет Wired. Свет попадает на сетчатку глаза, пигменты которой обрабатывают информацию и отправляют её в мозг. Пигменты воспринимают разные цвета в зависимости от длины волны полученного света. При этом первая вспышка света, которая попадает на сетчатку может иметь любую длину волны (то есть разный цвет). После того, как сетчатка получает отражённый от объекта свет, мозг пытается «вычесть» из данных первой вспышки последующую информацию.


Поскольку люди активны в дневное время, они чаще всего воспринимают дневной свет. Он может варьироваться от розовато-красного до сине-белого и красноватого. «Это будет происходить, если зрительная система видит предмет и пытается игнорировать хроматическое смещение дневного света, - говорит Бевил Конвей, невролог Колледжа Уэлсли. - Таким образом, люди будут игнорировать либо синеватый и видеть бело-золотое платье, либо желтоватый и видеть чёрно-синее платье». Вероятно, он имеет в виду текущее освещение вокруг человека.

Найтз изданию Vice две теории. Во-первых, различия в восприятии могут быть связаны с возрастом. По его словам, со временем сетчатка глаза человека меняется и начинает воспринимать меньше синего цвета. Это может объяснить, почему 61-летний Найтз видит бело-золотое платье, а его студент - чёрно-синее. Однако эта теория не объясняет различия у людей одного возраста.

Второе предположение касается постоянства цвета и цветного освещения. Постоянство освещения означает, что человек будет видеть красный цвет и при ярком, и при тусклом освещении. Но при цветном освещении мозг вносит коррекцию. «Если я зайду в комнату и включу красное освещение, то белые объекты будут отражать красный цвет. И если у меня с собой будет какая-то красная вещь, то она тоже будет отражать красный». При обработке этой информации, поясняет издание, мозг может решить, что красный предмет на самом деле белый, даже если он видел его красным при нормальном освещении.

«Я наблюдал это с моим красным фольксвагеном, - добавляет учёный. - Я сел в машину, когда на улице было достаточно темно, а кто-то передо мной включил тормозные огни. Тогда моя машина освещалась только тормозными огнями - и она выглядела белой!» Журналист Vice попытался перенести эту теорию на фотографию платья и решил, что её сделали при синеватом освещении. Поэтому мозг, воспринимая цветное освещение, думает, что на самом деле платье белое.

Wired попросил штатного дизайнера поработать с фотографией и разложить отдельные участки по палитре RGB. Синие участки действительно оказались синими, но дизайнер связал это с большей площадью синего цвета на фотографии. При этом некоторые тёмные участки на снимке имели палитру (R 93, G 76, B 50), близкую к оранжевому цвету. Специалист связал это с тем, что мы видим это место на белом фоне и воспринимаем как чёрный. Если же вырезать его и посмотреть на чёрном фоне, то участок R 93, G 76, B 50 может показаться почти оранжевым.

То же говорит и Найтз, который видел платье бело-золотым: «Я распечатал картинку, затем вырезал кусок и посмотрел на него вне контекста. Цвет оказался где-то на полпути между золотым и синим, но не тёмно-синим. Просто мой мозг считает, что синий есть в источнике света, а мозг других людей, что синий есть в платье». Конвей добавляет: «Большинство людей увидят синий на белом фоне как синий. Но некоторые могут увидеть синий на чёрном фоне как белый».

Джей Найтз закончил разговор с Vice обещанием посвятить этому феномену остаток жизни. «Я думал, что буду лечить слепоту, но теперь займусь этим», - сказал он.

Скорей всего ты уже видел это платье, и у тебя наверняка есть собственное мнение по поводу его расцветки. Но весь мир до сих пор не может прийти к однозначному мнению. Для некоторых оно неизменно сине-черное, для других – бело-золотое и никак иначе!

Даже были случаи, когда человеку сначала казалось, что платье одного цвета, а потом спустя какое-то время он был уверен в противоположном!

Это платье уже наделало слишком много беды. Пришло время взглянуть правде в глаза и узнать, какого же оно цвета на самом деле.

То самое фото платья, из-за которого столько споров:

По мнению некоторых, оригинальное платье, если бы освещение было получше, должно выглядеть так:

Остальные считают, что, если бы не излишний свет, платье было бы таким:

Но почему люди видят разные цвета на одном и том же фото? Есть одна версия на этот счет, и она не имеет отношения к настройкам монитора, от них ничего не зависит, мы проверяли.

Всё дело в том, как глаза каждого отдельно взятого человека реагируют на освещенный объект. Некоторые решают, что платье недостаточно освещено (или что его поверхность сильно отражает свет) и их мозг подает глазам сигнал, что нужно это компенсировать. Отсюда бело-золотой цвет. Другие думают, что на платье падает слишком много света (или поверхность менее отражающая), и их глаза показывают им, что оно сине-черное.

Всё как в известной оптической иллюзии Адельсона. На картинке квадрат «А» такого же цвета, как и квадрат «В», хотя кажется, что это не так.


В целом получается, что глаза человека видят изображение таким, каким его воспринимает мозг. Также большое значение имеет прошлый опыт. Если человек видел ткань похожей текстуры или похожее платье определенного цвета, это с большой вероятностью повлияет на то, какой цвет он увидит на фото с платьем. Об этом феномене под названием «разница в восприятии» ученым пока мало что известно.

А вот фото реального платья. Оно всё же оказалось сине-черным.

Старт «вирусным дебатам» дала публикация на сайте Tumblr: обладательница платья решила спросить мнения о его цвете у пользователей интернета после того, как обнаружила подобные разногласия в кругу своих близких. Ответы оказались диаметрально противоположными: от синего с черным до белого с золотым. При этом тому, кто видит наряд темным, сложно поверить, что «оппонент» не шутит и в действительности видит представленную на фото одежду светлой (и наоборот).

Фотография с соответствующим вопросом тут же облетела виртуальное пространство. Свою версию цветовосприятия дали даже звезды: так, Ким Кардашьян увидела белый и золотой вариант, Леди Гага высказалась за голубой и песочный, а Тейлор Свифт уверена, что платье имеет синий и черный цвета.

Только за первые сутки публикации на одном из сайтов, BuzzFeed, фотография набрала 28 миллионов просмотров. Сейчас уже точно известно, что платье выполнено в темных тонах (это показали и анализ снимка с помощью профессиональных фотоинструментов, и признание владелицы «спорной одежды»), однако тем, кто видит платье светлым, все равно трудно в это поверить. Ученые рассказали о причине этой оптической иллюзии.

Система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции. У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения.

Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем - бело-голубым, а на закате - красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы.

Именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми. Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это - наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне - и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Каждый человек имеет свой зрительный опыт, свой уровень концентрации, свои специфические движения глаз. Уровень освещения в собственной обстановке, цветовая гамма предметов, которую мозг зафиксировал перед переключением внимания - все это вместе взятое и дает разницу в восприятии.

Ученым этот фактор был известен давно. Но сами по себе фундаментальные научные знания не привлекают столь широкого внимания общественности: это стало возможным только в период повсеместного развития интернета в сочетании с интересной темой для обсуждения. Нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джей Неиц в интервью Wired.com рассказал, что индивидуальные различия в цветовом восприятии он изучал на протяжении 30 лет. По его словам, нынешний пример - наиболее показательный за все годы его исследований. К слову, сам Неиц видит платье белым и золотым.

Несколько дней назад интернет взорвала фотка с платьем. Эта история уже, было, прошла мимо меня, но сегодня на работе мне всё-таки показали картинку:

До сих пор не понимаю, как здесь можно увидеть что-либо, кроме сине-чёрного платья? :)


Roman Women"s Lace Detail Bodycon Dress Royal Blue

Вернувшись домой, я показал фотку пятилетней дочке, затем жене. Они независимо друг от друга назвали платье бело-золотым. Более того, проверка фотошопом не убедила их взглянуть на платье по-новому. Что и привело к данному тщательному расследованию.

Что говорит наука

Объекты в жизни переливаются различными оттенками в зависимости от их поверхности (глянцевая, матовая) и освещения. Например, снег обычно не белый, а с синим отливом. Полагая, что предмет на фото освещён не чисто белым светом (например, оранжевым светом от костра), мозг старается игнорировать это цветовое смещение. Мозгу не хочется выходить из зоны комфорта и предполагать, что снег может быть разных цветов. Гораздо привычнее «видеть» снег белым. У каждого человека процесс корректировки цвета проходит уникально, отсюда и споры по поводу цвета платья.

Иллюзии цветовосприятия

Чтобы понять, что с цветовосприятием не всё так просто, вот вам фокус: пристально смотрите в центр первой картинки, затем кликните по ней, и вторая картинка на мгновение покажется цветной.


Первая картинка - это негатив (картинка с обратными цветами). При резком переключении картинок в мозгу продолжается компенсация, и оттенки серого окрашиваются в нужные цвета. Что конкретно происходит в голове? Возможно, это сродни привыканию, и это присуще не только зрительному восприятию. Например, вторая конфета уже не кажется такой сладкой, как первая.

Что там с платьем-то?

Итак, мозг додумывает цвета, ориентируясь на собственный опыт и окружающую обстановку. Чтобы прикинуть условия фотосъёмки платья, мозгу нужно зацепиться за что-то знакомое и понятное.

Это как фотограф ищет на фото области, которые должны быть чисто серыми, чтобы компенсировать условия съёмки и приблизить цвета к настоящим («баланс белого»).

На нашей фотке есть несколько характерных областей, указывающих на ярко-жёлтое освещение (или неправильный режим съёмки, который идентичен ярко-жёлтой засветке).

Кроме этого, основной цвет платья похож на синий, пропущенный через тёплый (то есть, жёлтый) фильтр. Конечно, чтобы это узреть наверняка, нужен опыт. Проверим эту версию: берём фотку реально сине-чёрного платья из гугла, накладываем поверх неё бежевый фильтр. А напоследок накладываем поверх фотки то самое платье (вырезанное по контуру). Синий и чёрный цвета, как в светлых областях, так и в тёмных, совпали до миллиметра. Подчеркну, что именно одинаковое преобразование превратило синий и чёрный цвета в то, что нам нужно:

Вот ещё фотка для проверки того, что я ничего не подменил:

Надеюсь, после этой картинки ваши сомнения в реальном цвете платья отпали, а остались знания о нюансах цветовосприятия. Кстати, насыщенность синего на том самом платье - 20-30%. Для сравнения, на белоснежном не глянцевом платье при дневном свете насыщенность синего лежит в пределах 5%, если только вы не находитесь рядом с большим синим зданием. 20% - это «уверенный» синий, именно этот цвет использован в шапке сайта в этой заметке.

Проверка обратной версии

При мягком вечернем свете белоснежное платье невесты может конкретно уйти в синеву, но:
1) вместе с белым в синеву уйдут все цвета, в том числе и красный, и жёлтый, и«золотой», а этого на исходной фотке не произошло (все эти цвета присутствуют на фотке в неискажённом виде);
2) исходное фото сделано явно не вечером, а при свете солнца (или в помещении в идентичных условиях); свет падает сверху, об этом говорят чёткие тени от накидки и от рельефных полосок платья.

Справедливости ради, проверим эту версию в фотошопе: гуглим белое платье, и накладываем холодный синий фильтр. Представим, что платье сфотографировано на пляже, поздним вечером, когда солнце уже зашло. Хотя это и противоречит исходному снимку с очень яркими светло-жёлтыми засветами. Итак, «белый» цвет действительно совпадает, но давайте посмотрим поближе, что происходит с другими цветами:

Вечернее освещение от неба - равномерное, тени от такого освещения размыты и еле различимы, и фотография тёмная по всей поверхности. Эти свойства явно не присущи исходному фото.

Золотой цвет

Золото переливается от светло-жёлтого до тёмно-коричневого. Полоски на платье (вне контекста) могут быть золотистыми, но им не хватает характерного блеска:


Ткань имеет более плавные переливы и заметную шероховатость. Что мы и видим на исходной фотографии при более детальном рассмотрении. Слева - чёрная кожаная сумка и чёрный плед, справа - платье.


Игра света и теней очень похожа, не правда ли? Золотые детальки присутствуют на сумке, для сравнения.

P.S. Я могу заставить себя увидеть и бело-золотое платье на картинке, где оно вырезано и вставлено на тёмный фон, и если смотреть боковым зрением и двигать фотографию вверх-вниз, чтобы мозг не успевал сориентироваться. А на оригинальной фотке, как ни крути, я по-прежнему вижу синее платье с чёрными ажурными полосками и синей блестящей накидкой.

P.P.S. И ещё пара фоточек, чтобы потроллить и сбить с толку:)


Видео в тему:

Пользователи всего интернета до сих пор спорят, какого цвета платье - синего или белого. Эта загадка заинтересовала и офтальмологов, которые попытались дать объяснение.

Люди видят по-разному, так как важно освещение, именно оно создает комбинацию того, сколько света падает на предмет и сколько от него отражается. Некоторые люди видят, что платье синее, так как им кажется, что освещение сильное, другие видят больше отраженного света и поэтому для них платье белое с золотым.

Человечество привыкло к тому, что реальные цвета предметов видны при дневном свете. Однако этот свет также может менять цвета - на рассвете, закате и днем они совершенно разные. Зрительная система не учитывает это, поэтому те, кто смотрит на платье, либо не воспринимают синий цвет, и видят белый или золотой, либо игнорируют золотой, и тогда платье синее с черным. То есть, все дело в том, учитывал ли человек фон: если он думает, что снимок сделан против солнца, то платье, по логике, находится в тени, а потому светлые участки - голубоватые.


Обсуждение странного платья началось после того, как его фото появилось сначала на сайте Tumblr, а потом на BuzzFeed. Снимок опубликовала Кейтлин Макнил. Платье купила мать невесты и отправила снимок дочери, чтобы показать ей свой свадебный наряд. Сначала заспорили жених с невестой, потом и другие знакомые. Тогда Кейтлин Макнил решила показать платье в Интернете и узнать, что по этому поводу думают пользователи.


Напомним, что Джулианна Мур, Ким Кардашьян увидели платье бело-золотым, а Тэйлор Свифт, Джеймс Франко, Канье Уэст, Джастин Биббер - черно-синим.


А какой цвет видите вы?



Публикации по теме