Какое поощрение ребенка в семье стоит применять? Как правильно поощрять детей? Формы поощрения Как вы поощряете ребенка и за что.

В процессе воспитания детей важно найти свои методы и хитрости воспитания. Одним из таких хитростей является поощрение ребенка. Нельзя оставлять без внимания, как плохое поведение детей, так и то, что он научился чему-то новому и достиг успехов. Несмотря на то, что все дети нуждаются в постоянных поощрениях, одаривать их подарками или деньгами за каждый хороший поступок конечно не стоит.

Большая часть поощрений должна быть нематериальной, а в виде родительской похвалы и признания значимости ребенка. Подмена признания подарками мешает развитию у ребенка инициативности, уверенности и самостоятельности. У ребенка, получающего за каждое свое положительное действие подарок, складывается впечатление, что его успехи нужны родителям, а не ему. Например, родители говорят ребенку: "Если ты съешь суп, то мы тебе купим сегодня машинку".

Злоупотребление таким приемом провоцирует зависимость ребенка от вознаграждения. Он дальше будет вести себя соответственно, нет подарка и делать ничего не буду. Также в качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения порученных ему ранее обязанностей. Например, говорить: "Если ты сегодня получишь по математике пятерку, то можешь дома не пылесосить ковер". В этом случае ребенок воспринимает любой труд как нечто неприятное и будет лишен желания проявлять трудолюбие. Для ребенка в этом случае получение награды будет важнее процесса преодоления трудностей.

Поощрять ребенка , проявляя положительную оценку за его поведение нужно просто словами. Чтобы поддержать позитивное настроение достаточно маме заметить: "Я сегодня очень обрадовалась твоим успехам" или папе сказать: " Мне нравиться, как ты сегодня поступил". Такие простые оценки вызывают у ребенка чувство удовлетворения и у него возникает желание пережить подобное чувство еще раз, добившись еще больших успехов. Смысл педагогического воспитания поощрением заключается в том, чтобы оно влияло на личность ребенка и на формирование его характера.

У ребенка после поощрения должно появиться желание в дальнейшем вести себя лучше и проявить себя с хорошей стороны. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку его действием. Это и простой одобряющий жест, кивок головы, ласковый взгляд, похвала и подарок. Но поощрять ребенка необходимо только за те успехи и заслуги, которые стоят этого.

Нельзя хвалить и поощрять за привычки, за выполнение обязанностей, которые он делает по дому. То, что ребенок должен выполнить ежедневно не требует поощрения. Например, не стоит восхищаться тем, что он помыл за собой посуду. Не следует увлекаться поощрениями, в противном случае они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети быстро привыкают к ним и перестают ценить.


Хвалить ребенка надо очень умело, дети чувствуют неискренность и преувеличенную похвалу. Похвала должна быть направлена на хороший поступок ребенка, а не на личность. Недопустимо поощрять ребенка словами: "Ты такой умный", "Ты такой сильный", "Ты такой чудесный" и тому подобное. Ребенку хоть и нравится слышать такие слова от родителей, но он в глубине души понимает, что на самом деле он вовсе не такой идеальный, как о нем говорят. Нельзя проявлять лукавство и лицемерие при воспитании детей. Если ребенок убрался в своей комнате, не спешите его хвалить словами: "Какой же ты молодец!", а просто спокойно улыбнувшись скажите: "Как приятно теперь заходить в твою комнату, все у тебя чисто и сложено аккуратно". Так вы оцените его поступок и будете честны по отношению к ребенку.

Не следует свою любовь и одобрение поступком ребенка выражать каждый раз в финансовом эквиваленте. Ребенок, который за каждую выполненную работу привык получать деньги, начинает за каждое свое действие ждать материального поощрения. Давать ребенку деньги в качестве материального поощрения можно, но в этом случае надо строго контролировать, на что он будет его расходовать. Например, если вы желаете наградить ребенка за отличное окончание им учебного года, нельзя ему просто отдать 1000 рублей и сказать: "Ты порадовал нас успешным окончанием учебного года.

Мы решили выделить тебе из семейного бюджета деньги , иди и купи себе что желаешь". Деньги должны выделяться под конкретные цели. Если ребенок уже давно мечтает купить себе сотовый телефон, то надо ему сказать: "Мы обрадовались твоим успехам в этом году и решили тебе отдать деньги, чтобы ты купил себе телефон". Выбирать, на что потратить деньги должен сам ребенок, родители не должны при этом указывать: "Нет, у тебя телефон еще работает, купи на эти деньги себе куртку".

Тогда потеряется воспитательное значение материального вознаграждения. При награждении деньгами сумма должна соответствовать успехам ребенка. Если за отличную отметку давать 100 руб., а за окончание учебного года 50 руб., то система поощрения не будет работать. Родители должны не перебарщивать расходованием денег на вознаграждение, но и не жадничать.

Лучше сначала посоветоваться с ребенком и разузнать, на какие цели ему необходимы деньги и сколько. Материальное поощрение необходимо давать только за достигнутый результат, чтобы у ребенка появилось желание получить большую награду, максимально используя свой потенциал. Ребенок должен осознавать, что награда дается только за позитивные изменения и наилучшие достижения.

Родители часто неправильно пользуются таким воспитательным средством, как поощрение . Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

Лева! - умоляет мать плачущего малыша, - ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

Мама, - спрашивает он, - будут мне подарки ко дню рождения?
- Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
- Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
- А для чего тебе?
- Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство.

За одни способности поощрять не следует - это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей. И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно.

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения. Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой - потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий- из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям. Давайте малышу много сладкого - оно быстро ему надоест; хвалите его чаще- он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение - не обязанность его, а заслуга.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения - похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей - выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды - подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования - более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей - прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка .

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах , то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание , одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо» , как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему . Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей . Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям . Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие : медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный» , «добрый» , «вежливый» , «трудолюбивый» , «внимательный» , «заботливый» , «честный» , «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую , значимую роль в воспитании детей . Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера : доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности . Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода , просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения . Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение . Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это» .

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения . Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например : «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку» .

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить , разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение , когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно , например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам : «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо» , обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей . Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные : сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки : малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости . Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей , всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред ?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя» . Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки , прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Каждый ребёнок имеет право на внимание, ласку, похвалу. Только родительское чутьё подскажет, в какой форме оказывать это внимание и нуждается ли ваш ребёнок в похвале.

Поощрение и наказание для детей

Как и за что хвалить ребёнка? Трудности родителей в использовании приёмов и методов похвалы, поощрения, прежде всего, связаны с тем, что многие из них представляют воспитание, как исправление каких-либо ошибок, неверного поведения ребенка. Такая точка зрения ошибочна, так как воспитывает не столько отрицательное, сколько положительное. Пример, родился ребёнок, он получает положительное подкрепление от матери (прикосновение ласковых рук, улыбка, нежные колыбельные песенки и т.п.). Слова поощрения детей слышатся и в раннем возрасте очень часто. Когда малыши подрастают, многие родители думают, что более действенны запреты, замечания, наказания. В действительности же дело обстоит так, что необходимо использовать в воспитании и поощрения, и наказания. Меры поощрения и наказания ребёнка в семье определяют сами родители, что вполне естественно, это две стороны одного процесса. Будет лучше, если поощрение преобладает над наказанием.

Работая с детьми в детском саду, я очень редко слышала от родителей вопрос, зачем хвалить ребёнка и как хвалить. Обычно задают вопросы типа: «Что нам делать, сын не хочет собирать игрушки перед сном. Не любит читать. Не слушает, когда его просишь что-либо сделать». Мы решили провести родительское собрание по теме «Дозировка поощрений и наказаний». Перед собранием родителям раздали листок с вопросами «За что хвалим и за что наказываем своего малыша?». Нужно было просто перечислить дела, за которые ребёнок получил похвалу или поощрение. К удивлению самих же родителей у всех оказался почти одинаковый результат – число наказаний превосходило число поощрений. Причины и дозировка соотношений были, конечно, разные, но большинству родителей трудно хвалить своего ребёнка, им кажется, что если ребёнок поступает так, как они от него требуют, то это само собой разумеется, вполне естественно. Они сосредотачивают своё внимание на ошибках, промахах малышей.

Поощрения ребенка дома

За что же можно хвалить ребёнка? Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка: поощрение детей за хорошее поведение, усилие, которое делает ребёнок в процессе деятельности. Так: ваш ребёнок не умеет рисовать, но задание учителя по рисованию выполняет старательно.

Похвалите малыша за то, что он сделал, пусть не очень хорошо, но ведь он ответственно отнёсся к выполнению. Хвалите за полученную четвёрку по математике. Ну и что, что вы ждали пятёрку, ведь четвёрка то же хорошая отметка, её получение связано с усилием и старанием вашего ученика – не заметить этого и не похвалить – большая ошибка. Именно потому, что родители редко хвалят своих детей, у ребят создаётся «хронический дефицит поощрений».

Значение похвалы для ребёнка

Следует помнить, что значение поощрения для детей имеет одну важную особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения. Задача родителей – научить радоваться успеху.
Поощрение не даёт «тормозить» внутренней радости детей от проделанной ими работы, от затраченных усилий. Очень хорошо, если ваше поощрение подчеркнёт способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и его радость от достигнутого успеха.

Меры поощрения ребёнка в семье – поощрением может служить и благодарность детям. Благодарность можно и нужно проявить за душевную чуткость ребёнка, его доброту по отношению к близким ему людям, умение находить правильное решение в трудной ситуации. Благодарность и похвала особенно нужна стеснительным нерешительным детям. Таким детям необходимо внушать чувство уверенности в своих силах, фиксировать внимание даже на выполненных относительно лёгких заданиях. Разумеется, хвалить и благодарить следует с учётом особенностей детей, возможностей семьи и действительных достижений. Перехваленный ребёнок трудно приспосабливается к жизни вне семьи. Такие дети очень часто стараются любой ценой получить требуемое вознаграждение.

Как можно сохранить способность ребёнка радоваться делу? Награждать этим делом. Пример, Даша любила мыть посуду, но ещё была мала и не умела её мыть, а игрушки за собой убирать никак не хотела. Мама пошла на хитрость, сказав ей однажды: «Будешь собирать игрушки перед сном, научу мыть посуду». Уловка мамы сработала. Сначала она научила девочку мыть ложки и вилки, затем кружки, так девочка привыкла мыть посуду после приёма пищи. Вскоре это поощрение переросло в постоянное поручение. Современный быт ограничил потребности в домашнем труде, но всё равно можно найти почётную обязанность для своего ребёнка, если постараться. Например, ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста в качестве похвалы научить пользоваться пылесосом, разрешить играть на компьютере, которыми раньше запрещали пользоваться. Постепенно пусть работа с пылесосом станет его постоянным поручением, а игра на компьютере – наградой. Наградой и поощрением может служить участие ребёнка в подготовке к приёму гостей, приготовлении подарка бабушке на день рождения, уход за животными. Девочка хочет помогать маме в приготовлении пирога – используйте её желание в качестве поощрения, затем это может перерасти в поручение. Давая ребёнку то или иное поручение в качестве похвалы, вы подчёркиваете возросшую компетентность его, достижения успеха в поведении, в проделанной работе и т.д.
В общем, конкретный путь поощрений и похвалы зависит от условий семьи. Важно при этом одно: предоставляя ребёнку возможность для новых видов деятельности, вы утверждаете его успехи, которых он достиг, и поощряете на дальнейшее самосовершенствование.

Нельзя использовать поощрения и наказания в воспитании детей по логике естественных последствий: «хорошо учишься – получай деньги на кино, лакомство». Это больше похоже на подкуп, а не на поощрение. Можно, конечно, материально поощрять ребёнка за хорошую учёбу, только выглядеть это должно солидно, например, как премия за хорошо проделанную работу. Иначе в сознании детей внедрится представление о том, что важно получить хороший балл, а как будет достигнут успех, особого значения не имеет. Следует помнить, что однажды может случиться так, что вкус конфеты окажется для ребёнка горьким.

Правила поощрения детей Я.Корчак определил примерно так — ребёнку необходимо внушать чувство уверенности, фиксировать внимание на его достижениях и успехах. При этом очень важно, чтобы похвала и поощрения были для детей стимуляторами к самостоятельной деятельности, но в то же время не следует переутомлять ребёнка своими требованиями, не завышать их, а показать, как успешно малыш может справиться с работой.

Многие родители думают, что поощрение – неотъемлемая часть воспитания. Поощрять ребенка можно и нужно, но при этом важно знать, что некоторые хвалебные слова действуют на детей положительно, а некоторые – отрицательно. Похвалив ребенка, вы можете как помочь ему, так и навредить. Поэтому каждой семье обязательно нужно знать, как правильно поощрять ребенка.

Быть родителем – это целая наука. А воспитание ребенка – настоящее искусство. Вы сами создаете будущего взрослого человека, прививая ему в семье те или иные привычки, качества, манеры. И, в конце концов, выпускаете в общество сформировавшегося человека со своими достоинствами и недостатками. Чтобы ваше чадо выросло достойным человеком, отнеситесь ответственно к тому, как можно поощрять его поведение. В итоге чрезмерные похвалы могут обернуться против вас – став взрослыми людьми, ваши дети не будут уважать вас, то есть родителей, и всех окружающих в целом. Они будут избалованными, постоянно требующими то, что им вздумается.

Основные правила поощрения

Самое главное, что вам нужно знать – это что нельзя разбрасываться хвалебными словами просто так, каждый человек должен это заслужить. Зачастую дети, которых постоянно хвалят, вырастают капризными и не контролируют свое поведение. Все дело в том, что они слышат постоянные похвалы и думают, что им можно вести себя хуже – ведь все равно похвалят. Поэтому хвалите заслуженно: поощряйте хорошее поведение в семье, в детском саду, на улице.

Хвалите именно поступки ребенка, а не его личность. Говорите, какой он молодец, что помог вам, хвалите за выполнение какого-то задания или поручения. Постоянно говоря малышу о том, какой же он прекрасный и самый красивый на свете, вы в итоге вырастите самовлюбленного эгоиста. Разумеется, такие слова нужно говорить своим детям, но необходимо знать меру. Обращайте внимание на любую мелочь сделанную ребенком: если он убрал за собой посуду, сам помыл свою кружку или подал вам что-то – обязательно это отметьте. Но не стоит говорить: «Какой ты хороший, ты самый лучший на свете, потому что подал мне пульт!» Лучше использовать такой вариант: «Сегодня ты помыл свою кружку, тем самым помог мне. Ты молодец!». Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы.

Следующее полезное правило заключается в том, что нельзя оплачивать все хорошие поступки ребенка. Не нужно давать ему деньги просто за хорошее поведение. Так дети привыкают к тому, что деньги им легко достаются и будут всю оставшуюся жизнь «сидеть на шее» родителей. Если вы желаете давать время от времени детям деньги на карманные расходы, это не запрещается, но они должны осознавать, что эти деньги действительно заслужили. Можно заранее договориться с ребенком, что вы будете давать ему в конце недели карманные деньги в том случае, если он всю эту неделю был полезным и помогал вам. Конечно, в любой семье существуют свои правила, но в любом случае карманные деньги не должны быть крупной суммой. Пусть это будет постоянная неизменяемая сумма, которой хватит, чтобы купить себе перекусить или, например, начать откладывать деньги на что-то более дорогое, но очень желанное. Так у ребенка появится привычка тратить на игрушки и развлечения свои деньги, а не родителей.

Можно поощрять добрым словом за его примерное поведение в детском саду или в школе. Говорите, что вам нравятся его рисунки и поделки, сделанные на занятиях, но не бойтесь и критиковать его – осторожно, не чрезмерно и мягко. Например, можно сказать, чтобы он делал в следующий раз аккуратнее, чтобы старался. Тогда у него появится понимание того, что если сделал что-то спустя рукава, это будет замечено и не останется без внимания. Так вы приучите его делать все старательно и в полную силу.

Ласка и нежность – тоже способ поощрения хороших поступков, особенно для маленьких детей. Кроме того, вы можете в качестве награды провести с малышом больше времени, чем обычно: погуляйте с ним вдвоем, поиграйте, почитайте книгу. Время, проведенное наедине с родителем, бесценно и навсегда отложится в памяти у человека. Для более взрослого ребенка отличным методом поощрения будет нечто, запрещаемое ему раньше. Например, разрешите ему погулять на час дольше или сделать уроки позже. Но таким способом лучше не увлекаться, иначе несоблюдение обычного режима войдет в привычку. Самым лучшим поощрением любого возраста станет исполнение заветного желания. Но такую награду нужно действительно заслужить.

В каждой семье со временем складываются свои принципы воспитания и это отчасти правильно. Потому что никто кроме родителей на само деле не знает, что именно нужно их сыну или дочке. Однако все приходит с опытом и каждому родителю обязательно нужно прислушиваться к советам педагогов, психологов, друзей, а также своих мам и пап. В процессе воспитания можно сильно обжечься, вырастив в итоге капризного, непослушного, не уважающего других человека. Вся ответственность за то, каким человеком в будущем станет ваше чадо, целиком и полностью находится на вас. Ласковые и похвальные слова важны детям – без этого они вырастут озлобленными на весь мир и всегда будут помнить, что в детстве в семье их никогда не хвалили. Однако важно помнить, что чрезмерные похвалы способны испортить ребенка, приучить его не к тем манерам, к которым нужно. Осознание золотой середины придет к вам с годами и, прислушиваясь к советам специалистов, вы обязательно вырастите достойного человека.



Публикации по теме