Какая она, женщина-праздник? Самые необычные головные уборы русских жён.

Жизнь женщины, стремящейся быть в центре культурных и светских событий, обязывает её регулярно посещать торжественные приёмы.

Это могут быть: театры, выставки, вернисажи, светские рауты, дорогие рестораны и даже балы. Поэтому в её гардеробе должны быть соответствующие туалеты.

Существует регламент, предписывающий определённый стиль одежды для каждого вида праздничных мероприятий. Врядли вы наденете на светский прием. Об этом и пойдет речь в данной статье.

1001 вариант на страже вашей неотразимости

Платья, предназначенные для торжественных выходов в свет, могут быть :

  • бальными;
  • вечерними;
  • коктейльными.

Бальные – предназначенные для изысканной роскоши бальных залов , они шьются из дорогих материй и украшаются массой декоративных элементов. Чаще всего бальные туалеты совмещают тяжёлую массивную юбку и элегантный верх, оставляющий открытыми плечи или спину облачённой в них женщины.

Увидеть и узнать все о самых актуальных фасонах бальных платьев на выпускной можно .

Роскошные бальные платья требуют соответствующих украшений: изделия из золота и платины с драгоценными камнями и бриллиантами органично дополнят праздничный образ.

Фото бального платья с богатым переливом органзы и оригинальной отделкой лифа

Вечерние – данный тип платьев будет уместен на официальных приёмах или полуофициальных мероприятиях, назначенных на вечернее время (после 19:00). Ткань вечерних платьев должна быть дорогой, а крой – строгим и классическим. К выбору следует подойти особенно серьезно.

Силуэты вечерних платьев могут быть А-образными, приталенными и полуприталенными. Весьма элегантны греческие платья и туалеты в стиле ампир. Длина вечерних туалетов чаще всего бывает в пол, хотя в последнее время нередко встречаются и экстравагантно-короткие наряды. Этого же типа могут быть и .

С ними вполне совместима качественная бижутерия от солидных производителей. Чтобы подчеркнуть красоту украшений, вечерние туалеты чаще всего шьются без рукавов и снабжаются глубокими вырезами.

Вечерние платья часто декорируются роскошной ручной вышивкой. В случае использования очень дорогой ткани отделка может отсутствовать.

Графитовый цвет отличная альтернатива банальному черному варианту

Именно он ввел этот термин в обиход в сороковых годах прошлого столетия. Отличительной особенностью коктейльного платья является отсутствие воротничка и рукавов. (немного выше колен или достигающая их середины) позволяет женщине танцевать и чувствовать себя вполне комфортно.

В то же самое время изысканность кроя, богатство декора и дороговизна используемой материи (шифона, бархата, атласа, натурального шёлка) делают коктейльные наряды уместными на светских раутах и вечеринках самого высокого уровня. Подобный фасон вполне можно использовать в качестве или .

Будучи менее официальными, нежели вечерние платья, коктейльный вариант подойдет для романтического свидания в обстановке дорогого ресторана.

Время коктейля дарит возможность продемонстрировать стройные ножки

Как сделать правильный выбор

Современные правила, определяющие выбор наряда для торжественного вечера, не отличаются особой строгостью. Исключением являются лишь наиболее статусные светские церемонии, в пригласительных билетах на которые обязательно прописывается требуемый дресс-код.

Эталоном элегантности всегда считались туалеты длиной в пол.

Торжественные платья на свадьбу

Главный принцип, регламентирующий выбор , гласит: гостья ни в чём не должна затмевать невесту, поскольку не она является центральной фигурой праздника. Именно поэтому не рекомендуется облачаться в туалет белого цвета.

Вечерняя сумочка, часто дублирующая цвет платья и туфель, непременно должна быть маленькой и выполненной либо из шёлка, либо из тех же материалов, что и туфельки. Уместными будут дорогие, но не чересчур крупные украшения с драгоценными камнями и строгие причёски из красиво уложенных волос.

Наряд в пол с баской

Готовимся к открытию театрального сезона

По традиции публика, пришедшая на концерт или спектакль, одевается достаточно сдержанно и строго. Экстравагантные, кричаще окрашенные модели платьев здесь совершенно неуместны. В большей степени это касается посещения оперных спектаклей и вечеров классической музыки.

Поход в оперетту или на концерт современной эстрады не требует от зрителей столь строгого дресс-кода, однако и здесь недопустимы пёстрые туалеты из дешёвых тканей. Одежда для театра чаще всего выполняется из шерсти, чёрного бархата или плотного тёмного шёлка.

Наиболее подходящим и востребованным фасоном театрального убора является платье с жакетом или нарядный комплект из двух частей.

Поскольку открытие театрального сезона (так же как и премьера спектакля) является очень важным событием в жизни каждого театра, то и вечерние туалеты зрителей должны быть более торжественными и нарядными.

По этому поводу можно облачиться в достаточно открытое вечернее платье из светлого плотного шёлка с гладкой фактурой. Набивные ткани в театре неуместны. Допустим выбор в пол без отделки под золото.

Роскошная красная модель

Сложность выбора вечернего туалета для посещения престижного ресторана состоит в отсутствии чётких критериев, относящих тот или иной наряд к категории вечерних.

Чаще всего дамы останавливают свой выбор на проверенной классике – маленьком чёрном платье либо элегантном вечернем туалете. Это же может стать решением при выборе .

Степень роскоши наряда должна зависеть от статуса самого мероприятия и класса выбранного ресторана. Если предполагается вечеринка в кругу близких друзей, можно надеть коктейльное платьице с оригинальной бижутерией.

Столь же уместен этот выбор для посещения модного кафе с экстравагантной кухней и массой посетителей.

Если же речь идёт о действительно дорогом и статусном заведении, то классическое вечернее платье в пол в сочетании с изысканными бриллиантовыми подвесками будет как нельзя кстати. Его цвет должен быть не кричащим, а сдержанным.

Отличный вариант для посещения театра

Открытие выставки

Светская жизнь немыслима без посещения художественных выставок, знакомящих публику с творчеством как общепризнанных, так и молодых художников, скульпторов или фотографов.

На открытие этих выставок следует облачиться в достаточно скромный и закрытый костюм тёмной расцветки или закрытое платье-футляр. Можно выбрать . Юбка такого наряда должна быть или узкой, или слегка расклешённой.

Посетительницы вернисажа могут присутствовать на нём в элегантной шляпке и тонких перчатках. Разумеется, эти аксессуары должны гармонировать с нарядом. Их наличие призвано подчеркнуть кратковременность присутствия дамы на этом мероприятии.

Если открытие выставки происходит в дневное время, вполне допустимо присутствие на нём в изысканном коктейльном платье, которое более демократично и не так официально, как вечерний наряд.

Отличный выбор на открытие выставки, которое намечено на время до 19:00

Не забываем про самое главное

Чтобы правильно подобрать фасон торжественного платья и выглядеть по-королевски на любом светском приёме, необходимо знать свой тип фигуры и цветотип внешности.

Учёт особенностей телосложения поможет скрыть их недостатки и выгодно подчеркнуть достоинства, а знание своего цветотипа позволит избежать ошибок при выборе подходящего цвета одежды.

Тип фигуры

  1. Женщины, чьи фигуры напоминают прямоугольник , отличаются пропорциональностью плеч и бёдер, но нечётко выраженной талией. Для коррекции такой фигуры необходимо выбирать платья на основе корсета, а также наряды с геометрическими принтами, как бы дорисовывающими талию и визуально делающими её более тонкой.
  2. Счастливым обладательницам фигур, напоминающих песочные часы и имеющих чётко выраженную талию и примерно одинаковые пропорции груди и бедер, подойдут любые фасоны торжественных туалетов. Единственной рекомендацией является необходимость делать акцент на тонкой талии.
  3. Женщинам, обладающим фигурой типа «яблоко» следует выбирать многослойные туалеты, платья прямого кроя и модели с расклешённой юбкой. Отлично скроют все недостатки фигуры платья-футляры и модели на корсете. Вырезы на их одежде должны быть V-образными.
  4. Спортивным дамам , отличающейся широкими плечами и узкими бедрами, следует выбирать модели с облегающим верхом и пышным низом (юбкой в складку, плиссе или тюльпан). Придать дополнительный объём бёдрам могут рюши, банты, оборки и драпировки в нижней части платья.
  5. Леди, имеющим телосложение, напоминающее грушу “показаны” туалеты либо прямого кроя, либо чуть расклешённых книзу. Недостающий объём в области груди можно сгладить активным использованием драпировок, страз, вышивок и кружев в декорировании лифа.

Универсальна модель для светских мероприятий разного уровня

Цветотип

  • Женщинам, относящимся к цветотипу зима , подходят оттенки ярких, холодных и свежих тонов.
  • “Лето” хорошо совместимо со светлыми пастельными оттенками в мягких сочетаниях.
  • Туалеты весеннего цветотипа должны быть выдержаны в тёплой цветовой гамме.
  • Расцветка нарядов “осени” должна быть густой и насыщенной.

Видео

Данное видео расскажет Вам как выбрать шикарное вечернее платье на торжество.


Торжественный вечер – важное мероприятие, требующее серьёзного подхода к выбору подходящего туалета, поскольку именно с его помощью женщина может подчеркнуть свою индивидуальность и будет чувствовать себя уверенно на церемонии любого ранга.

Коллекция народной одежды в Государственном Русском музее - одна из крупнейших в России. Она включает более пяти тысяч произведений и представляет женский народный костюм как явление крестьянской жизни, яркий пласт городской и посадской культуры, уникальный феномен отечественной художественной культуры. В народном костюме важную роль играют также местные художественные и ремесленные традиции, которые формируют неповторимый облик одежды каждой местности.

Представленные костюмы принадлежали жительницам Европейской России - от Крайнего Севера до Курска и Воронежа, от Смоленска до Пермского края. В большинстве своем это одежда женская и девичья. Костюмы зажиточных горожанок или купчих - сарафаны, душегреи, шугаи - сшиты из дорогих тканей - парчи, штофа, шелка, и украшены золотным кружевом и широким позументом, а также филигранными пуговицами.

Крестьянские костюмы ХIХ - начала ХХ в. выполнены преимущественно из тканей домашнего изготовления, однако и в этой среде получили распространение фабричные ткани. Именно в крестьянской среде сохранился наиболее древний пласт славянского костюма - распашные поневы, рубахи-долгорукавки, рогатые головные уборы, украшения из перьев и пуха и т.д.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата. Крой сарафана: три прямых полотнища, соединенных на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья - по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.
Слева: женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок. Справа: сарафан, конец XVIII века. Сарафан - от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».
Фата. XVIII век.
Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Слева: венец, поднизь, душегрея, сарафан. Справа: рубаха, сарафан, повязка, фата.
Cлева: женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата. Канаватное покрывало или канаватная фата - по названию сирийского города Канават, где производился шелк - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канаватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь. Справа: женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокошник.
Женский праздничный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек.
Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века Шугай, юбка, кокошник, платок.
Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века Сарафан, шугай, платок. У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Слева: повязка, рубаха, душегрея, ожерелье. Справа: повязка, сарафан.
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок. Шугай - верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи. Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей - шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния.
Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния Сарафан, платок, лестовка. Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом - «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.
В старообрядческом селе Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством и обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников. Слева: девичий старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, передник-запон, пояс, «борода», головной убор - «ленка» (лента), вязаные сапоги. Справа: женский старообрядческий праздничный костюм. Рубаха, сарафан, пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение «витейка».
«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».
«Мышка» (оплечье рубахи)
На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура. Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния. «Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки.
Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль. Праздничная одежда жительниц Севера - шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII - первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.
Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок. В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.
Слева: свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор - повязка, свадебный убор «венец», ширинка - платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан. Справа: костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы - два шелковых платка, повязка, шаль.
Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение
Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор - сборник.
Слева: девичий костюм. ХIХ век. Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. Справа: женский праздничный костюм. 1924. Деревня Павловичи. Брянский уезд, Орловская губерния.
Слева: рубаха - «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния. Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом называлась подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу. Справа: рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния. На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом - «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.
Слева: рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния. Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий - «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так, чтобы были видны узоры на рубахе. Справа: рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния.
В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы». Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.
В Торжке обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.
В Торжке в 1848 г. вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц.
Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России.
В Казанской губернии женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна - мягкой, тонко выделанной кожи.
В Казанской губернии приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.
Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. Бархатные, шитые золотом туфли носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Публикации раздела Традиции

Самые необычные головные уборы русских жён

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице - о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин - в материале портала «Культура.РФ».

Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru

Кокошник. Фотография: lebrecht.co

Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой - повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной - Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма - клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички - головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Кика рогатая

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» - «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Кика копытообразная

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX - начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики - в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого - основных цветов воронежского женского костюма - шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода - это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что - сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому - тульская сорока.

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части - крылья и заднюю - хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» - невнятно разговаривать, а в переносном смысле - «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов - Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

Кокошник псковский (шишак)

Женский праздничный головной убор - «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника - свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка - поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы - «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова . Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок - убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

Ещё
Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Русский музей представляет...

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской моде. Ещё , в т.ч.


Но однажды, во время Отечественной войны, Голицына, которая «пиковая дама», в знак протеста явилась на бал наряженной в русское народное платье. Говорят, это произвело фурор. К сожалению, никто точно не описал, во что конкретно была наряжена «усатая графиня». Сарафан, душегрея, шугай? Из парчи, штофа или шелка? На голове кокошник или, может быть, сорока? Весной этого года в корпусе Бенуа проходила выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» . Представлено было около 400 предметов одежды и украшений, составляющих 50 костюмов зажиточных горожанок и купчих. Таким образом можно было увидеть костюмы, вдохновившие Наталью Петровну на создание её бального платья.

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан

Сарафан. Конец XVIII века

Сарафан – от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка, фата.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата

Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.


5.


6.


Фата. XVIII век

Фата. XVIII век

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата

Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города Канават, где производился шелк, - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек

Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.


11.


12.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай, юбка, кокошник, платок


13.


14.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:


15.


16.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.

В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, сарафан, душегрея

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка

Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.


36.


37.


В старообрядческом селе Чернуха Аразамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством м обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Замечу также, что все православные карелки тоже носили головной убор «сорока».

«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».

«Мышка» (оплечье рубахи)

Девичий старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, пердник-запон, пояс, «борода», головной убор – «ленка» (лента), вязаные сапоги.

Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы» . Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.

Бархатные, шитые золотом туфли и вязаные из цветной шерсти сапожки и полуботинки на кожаной или войлочной подошве носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки

На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.


46.


47.


Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль

Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.


48.


49.


Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.


50.


51.


Костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы – два шелковых платка, повязка, шаль

«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на «метище» - гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На «метище» выбирали невесту, приглядывали жениха… «Украшением этих праздников были девушки-«повязочницы» - так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться, роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались «аловицы».

Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор – повязка, свадебный убор «венец», ширинка – платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан

Один из торжественных моментов пинежской свадьбы – обряд «смотренья», когда невесту, «разубранную и сияющую, как жар птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин – свадебниц – поддерживала это великолепное сооружение.

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение


54.


55.


Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник


56.


57.


Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния

Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния

Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе.

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния

На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом – «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.

Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния

Является одним из самых популярных в России. Его появление тесно связано с борьбой женщин за равные права. Вплоть до недавнего времени женщины получали более низкую заработную плату и трудились в худших условиях. Их не принимали на ряд работ и лишали права голоса на выборах. В конце 19 века женщины устраивали ряд митингов, посвященных борьбе за равные права. Особенно в этом усердствовали члены социал-демократической партии. 8 1908 года было отмечено митингом женского социал-демократического отделения Нью-Йорка в главе с Кларой Цеткин и Розой Люксемург. Митинг отличался масштабностью и дерзкими для того времени лозунгами. Позже эта дата стала женским праздником не только среди социалистов, но и у широких народных масс. Со временем историческое забылось.

Хотя 8 марта является международным праздником, он широко отмечается только на территории России и стран бывшего СНГ.

День Матери

В России этот праздник популярен не так, как в США и Канаде. Он отмечается в последнее воскресенье ноября. Впервые в СНГ такой праздник был проведен в одной из школ Баку, а его учредителем стала учительница русского языка и литературы Эльмира Гусейнова. Это событие случилось в 1988 году. Новость о необычном празднике и сценарий его проведения были опубликованы в нескольких газетах. Многие школы по всему СССР также провели такие мероприятия. В 1998 году президент России Б. Ельцин подписал официальный указ об установлении Дня матери. В этот праздник поздравляют не только уже состоявшихся матерей, но и беременных женщин.
Празднование дня, посвященного матери, уходит корнями в период матриархата. В те времена устраивались религиозные мистерии, посвященные главной богине.

Международный день медицинской сестры

Незаменимые помощницы врачей имеют свой собственный праздник, который отмечается 12 мая. Этот день совпадает с датой рождения Флоренс Найнтингейл, основательнице службы сестер милосердия. Первоначально сестры милосердия были только представительницами особой монашеской общины, проповедовавшей помощь ближнему. Но Найнтингейл превратила эту миссию в нечто другое, создав подобие современных медсестер. Сестры милосердия стали уделять больше внимания медицинским знаниям, а вскоре превратились в полноценных врачебных помощников. Сама Флоренс оказала очень большое влияние на больничную службу армии. Современный День медсестры отмечается традиционными конгрессами и лекциями в области сестринской деятельности.

Публикации по теме