Диагностический инструментарий по мелкой моторики. Методы диагностики изучения моторики детей раннего, дошкольного возраста

Диагностика мелкой моторики у дошкольников.

15.04.2014

ГБДОУ д.с. №12 Санкт-петербург

Кузнецова Ирина Евгеньевна

2

2. Диагностика развития мелкой моторики 4

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше

«ДОМИК» (Н. Н. ГУТКИНОЙ)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.

Материал.

Картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Ход работы.

Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с „Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует - правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу).

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки.

Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка. (4 балла). Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. (3 балла за каждую увеличенную деталь);

в) неправильно изображенный элемент рисунка. (2 балла). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл): расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. (1 балл).

е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно;

ж) залезание линий одна на другую. (1 балл за каждое залезание).

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др. При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0». Если же ребенок 10 лет получает более 1 балла - это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер. При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях

Рисунок к методике «Домик» Н.Н. Гуткиной


Оценка мелкой моторики по шкале Н.И. Озерецкого

Методика представляет собой тестовую батарею исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена Н. И. Озерецким в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков» . Шкальный принцип построения аналогичен традиционным тестам интеллекта. Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие:

  • Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 с; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища).
  • Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин. для правой руки и 1 ,5 для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту).
  • Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенным на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо, см. Россолимо «Психологические профили»); нанесение точек на бумагу
  • Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов). Сопровождающие движения (синкинезии) - поднимание бровей; наморщивание лба; движения кистями рук. Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, например, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т.д.

Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируется количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств (за каждый выполненный тест - 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования - 45-65 мин. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного развития. Нормативные данные установлены на материале обследования 1200 детей (в нормативную группу включены также дети и подростки с отклонениями в умственном развитии). Имеются возрастные нормы и для выполнения каждой группы тестов, что позволяет производить ориентировочную оценку профильную уровня развития отдельных компонентов двигательных навыков. Возрастная шкала норм разделена на шесть уровней (4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет). В результате теста отчетливо выявляется общий фактор моторного развития. Коэффициент надежности (по методу. расщепления) для разных групп испытуемых колеблется от 0,8 до 0,9. Показатель надежности ретестовой достигает 0,7. Шкала оценки моторики по Н.И. Озерецкому широко используется в зарубежной психодиагностике. Методика считается особенно полезной при обследовании умственно отсталых детей, у которых часто наблюдаются дефекты развития моторики. В настоящее время применяется шкала моторного развития Линкольна – Озерецкого (Lincoln – Oseretsky Motor Development Scale, 1955), представляющая собой новую стандартизацию оригинальной шкалы с некоторым изменением системы оценки результатов, введением дополнительных

Список литературы:

  1. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М., 1995. – с.112-122.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение. – 2009. – 160с
  3. Озерецкий Н. И. Методы массовой оценки моторики у детей и подростков. - М., 1929.
  4. Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984. № 1. – С. 55
  5. Петров А.В.Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с., С. 6
  6. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей. М.: Бахрах-М, 2008. – 624с.
  7. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. – с. 41-47.
  8. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. - с.23-26.

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике.

Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три - четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней.

Диагностики для старшего дошкольного возраста

Диагностика № 1

Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:

  • · бросать мяч диаметром 10 см. в стенку с расстояния 1 м.,
  • · метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой,
  • · удары мяча о пол и ловля его после отскока.

Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Диагностика № 2

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

  • · Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
  • · Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
  • · «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина - в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Диагностика № 3

Задания на диагностику скоординированности движений пальцев:

«Осторожный пешеход»

Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами.

Процедура проведения: педагог дает задание ребенку: Нужно пройти по этой дороге разными способами:

  • - вести по дороге указательным пальцем правой руки;
  • - вести по дороге указательным пальцем левой руки;
  • - вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом «гуськом»;
  • - одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;
  • - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • - «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • - «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • - «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди.

Оценка результатов.

За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов - 12.

«Кто там?»

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5 лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу.

Оценка результатов.

За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество - 6 баллов.

Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.

Оценка результатов.

За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов - 9.

Диагностика № 4

Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу.

Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя.

Оценка результатов.

Высокий уровень - диктант выполняет точно и правильно.

Средний уровень - в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены.

Низкий уровень - задание не выполняет.

Диагностика № 5

Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5--7 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

  • · какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
  • · как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии;
  • · отвлекается ли во время работы;
  • · высказывания и вопросы во время рисования;
  • · сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Оценка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

  • 1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
  • 2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
  • 3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

  • 4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
  • 5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
  • 6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
  • 7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Условия проведения диагностики:

  • · Взрослый сиди напротив ребёнка (лучше за столом).
  • · Приспособления, пособия, предметы положены перед ребёнком строго на середину стола.
  • · Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не акцентирует внимание на то, что он проводит тестирование.
  • · Установка: «Давай мы поработаем вместе: Я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять».

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2) Складываем получившиеся цифры. 3 (на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет - 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее.

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий.
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

Пальчиковая гимнастика - описание упражнений.


Пальчиковую гимнастику можно проводить как без предметов, так и с мелкими предметами.

Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками.

Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.

  • Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Попросите «помочь маме собрать прищепки» и похвалите малыша за помощь. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их. Поэтому начинать надо именно с таких упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
  • Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.

Варианты упражнений с прищепками для развития пальчиков:

  • Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
  • Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
  • Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
  • Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
  • Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
  • Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной)
  • Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Можно давать задание чередовать прищепки в заборчике в определенной последовательности, чтобы он получился красивым и ярким.
  • Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки), желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками - изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки.

Упражнение для пальчиков «Снаружи – внутри»

Когда малыш освоится с простейшими упражнениями пальчиковой гимнастики с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве.

Наклейте на прищепки изображения разных насекомых (птичек, зверюшек) – в зависимости от темы занятия. Попросите малыша прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи ведерка. Прикрепите сами прищепку и скажите: «Выглянуло солнышко, захотели бабочки, жуки, божьи коровки погреться на солнышке. Сделай так, чтобы все насекомые сидели снаружи ведерка». При этом нельзя крутить стакан! И нельзя самому передвигаться вокруг стакана. Не все малыши быстро догадываются, как это можно сделать.

Затем через несколько дней дайте аналогичное задание сделать так, чтобы все насекомые сидели внутри ведерка (например, спрятались от птички).

Упражнения для пальчиков: диалоги

Более сложные упражнения пальчиковой гимнастики с прищепками – это диалоги, в которых требуется одновременно и говорить и действовать прищепкой. С помощью прищепок можно изображать разных героев, которые разговаривают друг с другом, и в ритм диалога открывать «ротик» прищепки.

Можно для таких игр наклеивать на прищепки круги с изображением персонажа, но это вовсе не обязательно. Я рекомендую использовать многоразовые картинки, которые легко менять. Я их закрепляю с помощью пластика для прикрепления «UNU patafix» (продается в канцелярских и хозяйственных магазинах, хобби - центрах). Это очень удобно: всегда можно прикрепить нужную картинку из картона для одной игры, а затем после игры снять ее и на той же прищепке.

Для таких упражнений пальчиковой гимнастики используются стихи с диалогами и короткие рассказы с диалогами.

Игры с прищепками и обучение грамоте.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять тематические ряды слов. В заданиях такого типа пальчиковая гимнастика сочетается с решением ряда других задач. Например, составить ряд слов по теме «транспорт». Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Можно составлять ряды из слов, начинающихся с одного звука (у кого длиннее дорожка?) или слов из определенного количества слогов.

С помощью цветных прищепок можно также придумывать слова с заданным слогом. Например, первая прищепка белого цвета – это слог «по». Если малыш придумал слово, начинающееся со слога «по», то он составляет с помощью прищепок слоговую схему такого слова. Например, если к белой прищепке «по» прикрепить за ее конец следующую прищепку – слог «шел», то получится цепочка из двух прищепок и слово «пошел». Если к белой прищепке «по» прикрепить еще две прищепки, то получится слово из трех слогов «посуда» (по+су+да). Задача – составить как можно больше таких цепочек

Можно проводить и игры со звуками с использованием прищепок. Тогда на прищепку прикрепляется картинка. Например, сорока. С какого звука начинается слово «сорока»? Правильно, со звука с (твердый согласный звук). И эта наша сорока – прищепка будет «хватать» карточки на которых изображены предметы, начинающиеся со звука «с» (сыр, салат, солнце, сушки) и уносить в свое «гнездо». И ребенок выбирает из всех картинок нужные – с заданным звуком. Соответственно «лиса» будет брать картинки с мягким звуком «ль», а волк с твердым согласным звуком в.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков - фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a) большие пуговицы,

b) маленькие пуговки,

c) кнопки,

e) шнурок, который вдевается в дырочки,

f) шнурок, который наматывается на крючок,

g) крючки и петли,

h) застежки из ремешков,

i) застежки – липучки.

2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3) Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4) Вышивание на картоне . Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6) Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Пальчиковая гимнастика в картинках и стихах.

Этапы выполнения упражнений пальчиковой гимнастики:

Этап 1. Сначала с малышом выполняются упражнения пальчиковой гимнастики, которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру («давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например, «покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В ходе игр и упражнений мы используем короткие стишки и потешки о том предмете или животном, которое изображаем.

Этап 2. После этого можно использовать более сложные для детей, но и более интересные для них игры пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображая предметы и персонажи с помощью рук. Такие сказки можно сочинять самим вместе с детьми. Ниже я расскажу о некоторых пальчиковых упражнениях и фигурах для таких игр и сказок.

Упражнения пальчиковой гимнастики. Картинки к ним Вы найдете ниже:

  • Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены вверх (это «ушки»), остальные сжаты в кулак.
  • Зайчик играет на барабане: исходное положение то же. Достаем барабан – выпрямляем большой палец, он находится параллельно столу. Безымянным пальцем и мизинцем (это «лапки») зайчик стучит по барабану (по подушечке большого пальца). Главное – чтобы стучали именно нужные пальчики – «лапки», а «ушки» в это время продолжали торчать вверх. Это достаточно сложно. Но дети всегда смеются, когда им говорю: «Ой, а у кого-то заяц ушами стал барабанить!!! Нет, лапками барабань, зайка. Ушки побереги, они тебе еще пригодятся!»
  • Коза. Указательный пальчик и мизинец выпрямлены (рога), безымянный палец и средний палец согнуты. Большой палец лежит на них.
  • Коза бежит. Ладонь параллельно столу. Указательный палец и мизинец выпрямлены и находятся параллельно столу (рога «смотрят» вперед). Средний, большой и безымянный палец стоят на столе (это ноги). Коза идет, переступая то передними ногами, то задними (их роль играет один большой палец). Важно, чтобы во время ходьбы рога козы не касались земли. Упражнение очень смешное и очень нравится детям. Дается оно им непросто. Но ребята всегда очень смеются, когда у кого-то из них «рога по земле побежали» и быстро исправляют ошибку.
  • Человечек. Указательный и средний пальцы «идут» по столу.
  • Слоненок. Ладонь параллельно столу. Средний пальчик – хобот, он «смотрит вперед» и находится параллельно столу. Мизинчик и большой пальчик прижаты к ладошке (при этом большой палец лежит на мизинце). Указательный и безымянный пальчики «идут» по столу.
  • Очки. Сложить большой и указательный палец каждой руки колечками. Все другие пальчики выпрямлены и смотрят вверх. Поднести очки к глазам и посмотреть в них.
  • Заведи мотор. Сцепить все пальцы рук кроме большого в замок. По сигналу взрослого «Мотор!» большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга (заводим мотор). Одновременно малыш говорит какой-то звук (например, жжжжжж или рррррр). Мотор крутится до тех пор, пока длится звук. Задача – как можно дольше «ехать» т.е. говорить звук. Упражнение развивает не только мелкую моторику, но и речевое дыхание и позволяет автоматизировать произношение нужного звука.

Вот примерные фигуры, которые можно изобразить с помощью пальчиков в диалогах и сказках.

Пальчиковая гимнастика - пальчиковые загадки.

Поиграйте с детьми в пальчиковые загадки. Вы показываете фигуру пальчиками, а они отгадывают, что это за предмет и повторяют Ваше движение. Сначала фигуры показываете Вы, а потом дети. Можно придумывать свои фигуры. Фигуры должны быть понятными и узнаваемыми детьми.

Вот еще несколько пальчиковых фигур для таких игр-загадок.

Пальчиковая гимнастика - теневой пальчиковый театр.

Очень полезен для развития мелкой моторики и теневой пальчиковый театр. На рисунке в начале статьи и ниже даны схемы фигур, которые можно использовать для показа сказок в таком театре.

Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей

от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»

Татьяна Смирнова.

1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

Игра “Спираль”- носит соревновательный характер - чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит - над цветком она кружит. За витком идёт виток - вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль - из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.

2. Пособие – дорожка со съемными буквами.

Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.

Мария Трагарюк. Огородик.

Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.

Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.

С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы). Чтобы не пропустить следующую Мастерскую подпишитесь на рассылку после статьи! Все вебинары Мастерской доступны только подписчикам рассылки!

Если эта статья оказалась Вам нужна, интересна и полезна, буду очень благодарна, если Вы поделитесь своим мнением в комментариях. А также приглашаю в комментариях рассказать о своем опыте А как Вы развиваете мелкую моторику детей? Занимались ли этим специально? Что за игры и упражнения вам больше всего нравятся и полюбились Вашему малышу?


Нравится

Разделы: Работа с дошкольниками

Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук у детей 3-его года жизни.

Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

В итоге можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.

И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Мы решили провести обследование уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 9 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года. В таблице представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.

Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

«Игровые задания для детей» (на начало и конец учебного года)

Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.

Таблица 1

Материал для заданий Инструкция ребенку Умения ребенка
Пособие по шнуровке «Сапожок» «Продень шнурочек» Продевать шнурок сквозь узкое отверстие
Пирамидка (5колец) «Собери пирамидку» Нанизывать кольца на стержень
Матрёшка (3-х местная) «Собери матрёшку» Соединять части матрёшки
Тренажер с крышками (4 штуки) «Открути крышечки, а теперь закрути их» Закручивать (откручивать) крышки
Рамки Монтессори (с пуговицами) «Застегни пуговки и расстегни их» Расстёгивать (застёгивать) пуговицы
Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость «Переложи из тарелочки бусинки в баночку» Перекладывать предметы
Рамки Монтессори (верёвочка) «Завяжи узелок, а теперь развяжи» Завязывать узелки
Пластмассовый шарик (диаметром 2см.) «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками» Катать шарик между ладонями, пальчиками

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.

Таблица 2

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.

На основании результатов диагностики мы определили индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года, используя следующий график.

Рисунок 1

На графике цифры по вертикали обозначают уровни развития детей: низкий, средний и высокий, а цифры по горизонтали – номера заданий для детей:

  1. продевание шнура сквозь узкое отверстие
  2. нанизывание колец на пирамидки
  3. соединение частей матрешки
  4. закручивание (откручивание) крышек
  5. расстегивание (застегивание) пуговиц
  6. перекладывание мелких предметов
  7. завязывание узлов
  8. катание шариков между ладонями
  9. катание шариков пальчиками

Используя эту же диагностику на конец учебного года на графике сразу видна динамика уровня развития руки ребенка. Результаты предоставлены в сравнительной таблице 3.

Таблица 3

Количество детей с высоким уровнем развития мелких мышц руки увеличилось на 13%, детей со среднем уровнем – стало больше на 24%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 56% до 19%.

Таких результатов мы добились, решая следующие задачи:

  • проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

  • игры с пальчиками;
  • массаж пальцев и кистей рук;
  • игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
  • игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
  • игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, м ы стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.


Рисунок 2

Основа нашей работы это совместная деятельность с детьми в течение дня.


Рисунок 3

В группе с детьми мы каждый день стали проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия гимнастикой, физкультурные занятия, игры на прогулках

Мы обратили внимание, что малышам очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков. Они получают от этого удовольствие. Мы видели, как эти игры способствовали развитию речи, развивали чувства ритма, воображение, вызывали смех и радость от общения.

Наравне с пальчиковыми играми в работу с детьми мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек рук.

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.

Развивать мелкую моторику рук помогали игры с разными материалами: поролоном, бумагой, тканью, тестом, пластилином, глиной, природными материалами, крупой, водой, песком.

«Песочная педагогика» позволила нам:

  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
  • стимулировать познавательный интерес, расширять кругозор

Для самостоятельной деятельности детей чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры мы вносили - пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами; бочонки, шары, сквозные колпачки от фломастеров; для развития умений собирать предметы-вкладыши - мисочки, цилиндры, пазлы, объёмные домики. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрёшками), увлекаясь их красочностью, выразительностью.

Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам.

Они давали возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. Мы заметили, что чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных тренажерах, тем быстрее происходит развитие мелких мышц руки ребёнка. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.

В создании многих тренажеров, таких как «Будущий мастер», «Сказочные дверки», «Транспорт», «Полянка», «Гриб», «Конфета – шесть в одной» принимали участие многие родители. Эти тренажёры очень понравились детям.

Тренажёр «Сказочные дверки» на прочной деревянной основе, с выпиленными 3-мя дверками, которые открываются и закрываются при помощи разных задвижек. При открывании и закрывании замочков дети, тренируя ручную умелость, попадают в мир сказок.

В развивающем тренажере «Будущий мастер» разные виды запоров: замочки, завёртки, крючки, засовы; выключатели, кнопки дверного звонка, мебельные роликовые колёсики и прочие приспособления (удалость собрать 20 различных видов), закрепленные на основе из ДВП размером 1м. х 60см. Упражняясь на тренажёре, дети могли выполнить следующие действия: открыть ключиком замочки, открыть-закрыть крючки, запоры, дверную цепочку; повернуть ручки, вертушки; нажать звонок, выключатель, резиновую грушу; повернуть колёсико; открутить-прикрутить крышки. Для родителей мальчиков нашей группы мы оформили стендовую консультацию «Мальчишеские тренажёры».

Нами были придуманы и оригинальные пособия – тренажёры на ткани. Достаточно универсальным получился тренажёр – панно «Транспорт». На тканевой основе размером 80см х 60см, выполнено изображение разных видов среды движения транспорта – воздушной, водной, наземной. На голубой полосе (небо) – воздушный транспорт (самолёт, вертолёт); на синей полосе (река) – водный транспорт (пароход, лодка); на чёрной полосе (шоссе) – наземный транспорт (грузовая, легковая машина, автобус). Каждый вид транспорта на этом панно – тренажёре можно выложить из геометрических фигур, пристегнув затем разными способами (липучкой, крючком, пуговицей) окна, колёса, паруса, трубы. На этом полотне, кроме возможности «изобразить разные виды транспорта», можно выполнить и следующие действия: продеть «разделительную линию» на дороге, «включить» светофор; «посадить» цветочки; продеть и завязать «пропеллер» на вертолёте; «открыть» и «закрыть» двери автобуса (молния). Это панно помогает нам решить многие задачи: развивать мелкую моторику рук, внимание, память, учить доводить начатое дело до конца, учить играть рядом, не мешая, друг другу, закреплять знания цвета, формы, величины, различать виды транспорта.

Панно – тренажёр «Полянка» представляет большую ценность для развития тактильных ощущений, так как на этой полянке каждая бабочка и цветочек выполнены из разного по фактуре материалу и на них нашиты различные украшения (бусинки, бисер, бахрома, тесьма), делая поверхность их разнообразной для осязания. И цветочки, и бабочки крепятся на поляну при помощи липучек, пуговиц, крючочков, что позволяет развивать и мелкую моторику рук.

Благодаря изобретательности родителей в нашей группе появился «Гриб» - тренажёр. На шляпку гриба при помощи липучек, можно наложить «горошины»; при помощи пуговиц пристегнуть «бабочек», при помощи крючков ягодки. Под грибом место не пустует – звери могут спрятаться под ним от дождя. Он нам помог при инсценировании сказки, которая так и называется «Под грибом».

У нас в детском саду был объявлен конкурс «Конфета моей мечты». К нему была придумана загадочная конфета «Шесть в одной», над которой детям приходилось потрудиться, прежде чем угоститься. Эту поделку можно назвать тренажером.

Создать богатую развивающую среду мы не смогли бы без помощи семьи, работа с которой проводилась в разных направлениях.


Рисунок 4

Учитывая то, что развитие детей невозможно без взаимодействия с родителями, мы провели их анкетирование, определив, имеются ли дома игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, и как родители относятся к играм с детьми: показывают ли действия, участвуют ли в играх, стимулируют ли их активность и т.п.

Анкета для родителей « Развитие мелкой моторики рук».

Таблица 4

Критерии оценки Самооценка
1. Условия для развития умений нанизывать кольца на стержень
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида пирамидок (по размеру, по количеству и форменанизываемых предметов)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с пирамидками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с пирамидками
в) Поощряем самостоятельную игру с пирамидками
2. Условия для развития умений продевать шнур сквозь узкое отверстие
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х разных видов игр, пособий для шнурования.
Внимание родителей к развитию выполнения действий шнурования
б) Играем вместе с ребёнком в разные виды игр для шнурования
в) Поощряем самостоятельную игру со шнуровками
3. Условия для развития умений соединять сборно-разборные игрушки
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида сборно-разборных игрушек (3-х – 5-ти местные матрешки, бочата)
Внимание родителей к развитию выполнения действий со сборно-разборными игрушками
б) Играем вместе с ребёнком со сборно-разборными игрушками
в) Поощряем самостоятельную игру со сборно-разборными игрушками
4. Условия для развития умений катать мелкие округлые предметы между ладошками
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида округлых предметов: шарики, мячики (каучуковые, колючие, плюшевые, пластмассовые, резиновые и т.д.)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с мячиками, шариками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мячиками, шариками
в) Поощряем самостоятельную игру с мячиками, шариками
5. Условия для развития умений закручивать (откручивать)
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с закручивающимися предметами (крышками)
б) Играем вместе с ребёнком в игры с крышками
в) Поощряем самостоятельную игру с крышками
6. Условия для развития умений расстегивать (застегивать) пуговицы
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с застежками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с застежками
в) Поощряем самостоятельную игру с застежками
7. Условия для развития умений завязывать узлы
а) Наличие дома ленточек, веревочек, шнурочков
б) Играем вместе с ребёнком в игры с веревочками
в) Поощряем самостоятельную игру с веревочками
8. Условия для развития умений перекладывать мелкие предметы
а) Наличие дома мелких предметов, ёмкостей для перекладывания
Внимание родителей к развитию выполнения действий
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мелкими предметами
в) Поощряем самостоятельную игру с мелкими предметами

Подведя итоги, мы выяснили, что многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых уголках. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют мелкую ручную умелость. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук.

По анкетам отмечалось достаточное внимание родителей к развитию действий с пирамидками, со сборно-разборными ингушками, т.к. практически в каждой семье достаточно этих игр. Родители играют вместе с детьми с этими игрушками и поощряют самостоятельную игру своих малышей. Во многих семьях много разных по величине мячиков. В играх с ними, у детей развиваются крупные мышцы тела, и родители не знают, как использовать игры с мячом для развития мелкой моторики рук. Проанализировав все анкеты мы составили график педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по использованию основных видов игровых пособий для развития мелкой моторики руки.

График педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по развитию мелкой моторики.


Рисунок 5

4 балла – Полностью соответствует утверждению

3 балла – Соответствует в достаточной степени утверждению

2 балла – Соответствует в небольшой степени утверждению

1 балл – Совсем не соответствует утверждению

  1. Умение нанизывать кольца на стержень.
  2. Умение продевать шнур сквозь узкое отверстие.
  3. Умение соединять сборно- разборные игрушки.
  4. Умение катать мелкие округлые предметы между ладошками.
  5. Умение закручивать, откручивать крышки.
  6. Умение расстёгивать, застёгивать пуговицы.
  7. Умение завязывать узлы.
  8. Умение перекладывать мелкие предметы.

По графику сразу видно направленность работы с семьями воспитанников. Вот, например, по 6 пункту – умение расстегивать и застёгивать пуговицы нам предстоит ещё работа, так как родители не обращают на это внимание. Самый высокий показатель по умению нанизывать кольца на стержень, т. к. во многих семьях имеются достаточное количество различных пирамидок.

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1 Выполнение по зрительному образцу: · соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY" · пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик" · 2 и 3 пальцы - "коза-дереза" То же левой рукой.

Задание №2 Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: · с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу" · открыть глаза - повтор движений.

Задание №3 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: · Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результатов с точки зрения психологии . 1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения. 3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. Оценка : односторонняя пространственная агнозия. 4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Оценка : инертность движений (лобные доли). 5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов - ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) - 1 балл - ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 - 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • < > «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх); < > «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони); < > «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе); < > «Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).2 блок.

    Упражнения на дорисовывание

  • < > Дорисуй прямую линию; < > Дорисуй волнистую линию; < > Дорисуй ломаную линию (заборчик).3 блок.

    Работа с бумагой

  • < > Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук); < > Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).4 блок.

    Упражнения на координацию движений.

  • < > «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3; < > Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли); < > Катание шарика.

    Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

    (+) - 1 балл - с заданием справился; (-) - 0 баллов - с заданием не справился; (=) - 0,5 баллов - справился с помощью взрослого;

    2 - балла и ниже - низкий уровень; 2-2,5 баллов - средний уровень; 3-4 баллов - высокий уровень;

    2 балла и ниже (низкий уровень) - У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

    2-2,5 баллов (средний уровень) - У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

    3-4 балла (высокий уровень) - У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

    Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем - врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией



Публикации по теме