Быт и бытовые отношения план с8. §12

Домашнее задание:

  • Быт и бытовые отношения
  • Социально-бытовые интересы
  • Материально-вещественная среда обитания
  • Культура бытовых отношений

Слайд 2

  • СОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧЕТ БЫТ
  • НА УРОВНЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -
  • С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ
  • ЭКОНОМИКА ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЫТА.
  • ЭТНОГРАФИЯ– ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ.
  • БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ- ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА ПОВСЕДНЕВНЫХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ПО ПОВОДУ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИХ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ОСВОЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слайд 3

Социально-бытовые интересы

  • Слайд 4

    Слайд 5

    Культура бытовых отношений

    • Культура организации досуга
  • Слайд 6

    Культура рационального питания

    • Полноценное (восполнение энергетического баланса в зависимости от климата, возраста, пола, роста, обмена веществ, характера труда и отдыха)
    • Соотношение жиров, белков, углеводов, витаминов, минералов
    • 4-х разовое питание в определенное время (РАМН РФ)
    • Разнообразное меню, эстетика, рациональные покупки сытый человек – добрый человек
    • Совместные трапезы
  • Слайд 7

    Культура обустройства и организации жилища

    • Дом – храм (для избранных)
    • Дом – это жизнь, пространство для жизни
    • Дом – гостиница
    • Дом с модной обстановкой
    • Дом – гостиничный номер (еще не выкинули, уже притащили)
    • Американцы – стерильно-автоматизированное жилище
    • англичане – максимально удобное
    • японцы – «эстетическая нагота»
  • Слайд 8

    Культура ведения домашнего хозяйства

    Организация домашнего хозяйства (уборка, стирка, готовка, покупки)

    « В супружестве хорошая организация дома не менее важна, чем любовь» . М. Плзак

    Разделение труда (женщина тратит на домашнюю работу 40-45 час. в неделю, мужчина – 15-20 час.)

    Развешивание белья, глаженье, готовка = энергии металлурга - 3 калории в мин

    Слайд 9

    Культура организации досуга

    Увлечения: в Англии –садоводство, в Германии – спорт, в Болгарии – художественная самодеятельность, в Японии – фурю (изящный досуг –икебана, живопись, хокку)

    Бытовые отношения — это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-
    требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).


    СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

    Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

    Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

    ^ В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­ рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­ тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

    ^ В зависимости от типов социального объединения и об­ щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

    ^ По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

    ^ Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

    Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

    КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ ду трудом и досугом.

    Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

    ^ Под культурой бытовых отношений традиционно пони­мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

    ^ Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

    К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

    ^ Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

    Хотите лучше владеть компьютером?

    Рассмотрим ситуацию, когда необходимо добавить в презентацию PowerPoint несколько музыкальных файлов, сменяющих друг друга в режиме демонстрации. В нашей учебной презентации 6 слайдов. Нужно добавить первый музыкальный файл, который будет воспроизводиться с 1 по 3 слайд, и второй файл, который будет звучать с 4 по 6 слайд. Как это сделать?

    Читайте новые статьи

    Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

    Как завладеть вниманием ученикав век цифровых технологий, когда поток информации полностью поглощает человека? Наверное, многим знакома ситуация, когда идет урок, а ученики смотрят на экран телефона и ничего не хотят больше делать. Как захватить внимание учащихся и сделать урок интересным? Рассмотрим несколько приемов создания заинтересованности на уроке.

    §12. Быт и бытовые отношения

    Вспомните:

    в чем проявляется взаимосвязь потребностей и интере­сов человека? Что такое межличностное взаимодейст­вие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?

    Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наибо­лее полная и насыщенная. Она характеризуется определен­ным укладом, который включает жилище человека, его пи­тание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.

    В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-

    требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

    Бытовые условия имеют большое значение для сохране­ния здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на раз­личных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс - мотивы по­ведения людей, межличностная коммуникация в сфере бы­товых отношений. Как рационально вести домашнее хозяй­ство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географи­ческих условий у различных народов вырабатывается ком­плекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

    СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ

    Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

    Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

    В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­ рение материальных потребностей, и интересы, связанные с нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­ тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие

    создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

    В зависимости от типов социального объединения и об­ щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

    По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

    Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

    Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание - лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.

    Мир повседневности описывается многими понятиями, важное место среди них занимает понятие «образ жизни».

    В западной социологии под образом жизни чаще всего понимается деятельность и поведение человека вне профес­сионального труда. В отечественной социологии образ жиз­ни определяется совокупностью типичных видов жизнедея­тельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, ее опреде­ляющими. Изучение образа жизни позволяет рассмотреть основные сферы социальной жизни с учетом причин поведе­ния людей (стиля их жизни), обусловленных укладом, уров­нем, качеством жизни.

    Понятие «стиль жизни» используется для характеристи­ки поведения человека в повседневной жизни, ее конкрет­ных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую оче­редь социально-психологические стороны индивидуального поведения.

    Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни со­держатся специфические черты группы, к которой принад-

    лежит человек, будь она профессиональная, демографичес­кая, этническая или еще какая-либо.

    Широко используется и такое понятие, как «уровень жизни». Оно выражает степень удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей людей в обеспеченности по­требительскими благами и характеризуется преимуществен­но количественными показателями.

    Уровень жизни свидетельствует о материальном и духов­ном потреблении личности. Хотя эта категория скорее эко­номическая, чем социологическая, тем не менее она являет­ся важным показателем образа жизни индивида. Но переоценивать связь между уровнем и образом жизни не нужно. Так, многие богатые люди ведут очень бедный в ду­ховном и нравственном плане образ жизни. В принципе чем сильнее в обществе выражена тенденция к достижению вы­сокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого чело­века.

    «Качество жизни» - это категория, выражающая качест­во удовлетворения материальных и культурных потребнос­тей людей (качество питания, одежды, комфортность жили­ща и др.). Если уровень жизни дает представление о количественных параметрах способа деятельности, то каче­ство жизни раскрывает ее сущностно-содержательные сторо­ны, т. е. характер и содержание труда, качество окружаю­щей среды и пр.

    МАТЕРИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    К основным составляющим материально-вещественной среды обитания человека в быту в первую очередь относят жилище и предметы, обеспечивающие комфортность прожи­вания человека.

    В широком смысле слова дом - это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня, общается с близ­кими и друзьями, находит уют и спокойствие; своеобразная «экологическая ниша», где человека признают и любят, предоставляют возможность укрыться от житейских бурь и получить поддержку. Ничто в обстановке не должно вызы­вать неприятных ощущений, раздражать, мешать, быть не­удобным. Не случайно при характеристике бытовых отноше­ний употребляют такое понятие, как «домашний очаг».

    Естественно, что основным условием превращения жили­ща в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от не­которых объективных обстоятельств: современный дом дол­жен отвечать определенным требованиям, обеспечивающим

    нормальную жизнедеятельность и возможности развития се­мьи. Безопасность, месторасположение, обеспечение всеми коммунальными услугами планируются при строительстве и часто не зависят от обитателей жилья.

    Мы не всегда можем коренным образом изменить то, что задумал архитектор и построил строитель, но в наших си­лах придать своему жилищу индивидуальность, неповтори­мость, сделать его уютным и комфортабельным. Уют, на­строение, отдых, экономия времени, подчас и денежные рас­ходы во многом определяются внутренним убранством и обустройством жилища, или его интерьером (от фран. interieur - внутренний), который должен прежде всего со­ответствовать комплексу жизненных потребностей, образу жизни, интересам и вкусам человека и (или) семьи.

    К сожалению, сегодня многие российские семьи не име­ют возможности жить в комфортабельных жилищных усло­виях. Решение жилищно-бытовых проблем требует значи­тельных усилий как самих граждан, так и государства.

    Для каждого человека, каждой семьи список вещей, ко­торые нужно купить, является строго индивидуальным, ни­когда не стоит ориентироваться на других. Можно сказать, что каждый человек обязательно должен иметь необходимое количество одежды и обуви для любой погоды, посуду, ме­бель, набор бытовой техники в доме для нормального про­живания, но количество и качество этих вещей определяют­ся индивидуально. У каждого - свой уровень доходов, свои потребности и, следовательно, свои расходы. Именно по этим признакам устанавливается очередность приобретения тех или иных вещей, их необходимость в семье.

    Повседневно жизнь часто выдвигает на первый план ве­щественно-материальную «оболочку» ценностей, сводит к ней их духовное содержание. Таким образом, у многих лю­дей появляется культ потребительства, культ вещей, обеспе­чивающих престиж. Нередко выставки и спектакли посеща­ются не ради эстетического наслаждения, а чтобы слыть культурным человеком (и чувствовать себя таковым). Но по­нимание прекрасного нельзя купить за деньги, как нельзя быть на самом деле уважаемым и любимым, получая лишь внешние знаки внимания со стороны других людей.

    Подмена ценностей их вещественными носителями при­водит порой к равнодушному, пренебрежительно-насмешли­вому отношению к высшим духовным ценностям и идеалам человеческого бытия. Бывает, что и сама личность переста­ет быть ценностью и начинает рассматриваться как вещь. В итоге человек поглощается внешней средой и сам стано­вится вещью среди других вещей, рабом обстоятельств, иг­рушкой в руках неведомых сил. Он плывет по течению, де­лает то, что должен делать, потому что так принято.

    Римский философ Луций Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) писал: «Мудрец не любит богатства, но предпочитает его бедности; он не открывает перед ним своего сердца, но впу­скает в свой дом». Давайте поступать так же: не впускать вещи в свое сердце, но открывать для них двери своего до­ма. А чтобы чувствовать себя богатыми, ограничим свои же­лания.

    Набор необходимых предметов изменяется в зависимости от множества факторов: достижений НТР, уровня благосо­стояния, материального развития общества. Так, например, ваша бабушка в молодости не имела представления о мик­сере для взбивания крема, а дедушка - об электродрели. Ваши родители считали эти предметы престижными, а для вас они уже обязательны. В домашний обиход прочно вхо­дят и более сложные технически и дорогие вещи: кухонный комбайн, многофункциональный пылесос, видеомагнитофон, автоматическая стиральная машина и т. п. Эти устройства и приспособления позволяют сделать наш быт более ком­фортным.

    Итак, при всем многообразии конкретных социально-бытовых интересов можно сказать, что они связаны с непро­изводственной материальной и социальной сферой жизни человека и направлены на создание комфортных условий для удовлетворения соответствующих потребностей челове­ка. Конечно, представление об уровне бытового комфорта во многом зависит от социального статуса человека; уровня его притязаний и достатка; материального благополучия; по­требности в конкретных благах и т. п. Но набор этих пред­метов и явлений, в общем, достаточно типичен и составля­ет материально-вещественную среду обитания человека.

    КУЛЬТУРА БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Выступая прежде всего основным пространством воспро­изводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, как и тру­довая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С другой стороны, она содержит в себе опреде­ленную свободу выбора варианта поведения, последователь­ности действий, что является характеристикой преимущест­венно досуговой деятельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной меж­ ду трудом и досугом.

    Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения наиболее комфортных условий жизни человека; удовлетворения его нужд и желаний; создания теплого и дружеского климата. Обратим внимание и на то, что в бы-

    ту необходимо учиться правильному поведению, формиро­вать культуру бытовых отношений.

    Под культурой бытовых отношений традиционно пони­ мают правила и нормы поведения людей в непроизводст­ венной материальной и социальной сферах жизни. Можно выделить ряд составляющих: культура питания; культура обустройства и организации жилого помещения; культура ведения домашнего хозяйства; культура организации лично­го (семейного) досуга.

    Культура питания прежде всего предполагает рацио­нальное питание, удовлетворяет все энергетические потреб­ности организма. Она строится с учетом пола, возраста, тя­жести труда, климатических условий, национальных и индивидуальных особенностей каждого человека. Что же со­ставляет культуру питания? Умеренность в еде и разнообра­зие пищи, сбалансированный рацион, экономический расчет в покупке продуктов питания и соблюдение режима пита­ния.

    К числу самых сложных и трудоемких видов деятельно­сти человека относится домашняя работа. Если работа по специальности требует определенного круга знаний и уме­ний, то домашние дела требуют от человека самых разнооб­разных способностей и навыков. Здесь приходится быть по­варом и уборщицей, художником и портнихой, экономистом и прачкой, педагогом, слесарем, садовником и т. п.

    Культура ведения домашнего хозяйства складывалась веками. Традиционно у семейного очага стояла женщина. В современных условиях структура и характер домашнего труда во многом определяются количественным составом се­мьи, числом детей, наличием пенсионеров и больных, воз­растом всех членов семьи, профессиональной занятостью, уровнем денежных и натуральных доходов, семейным мик­роклиматом, жизненными ориентирами и установками, раз­мером жилой площади, уровнем обеспеченности бытовой техникой, состоянием гардероба, уровнем бытовых удобств, спросом на товары и их предложением и т. д.

    Для разумного ведения домашнего хозяйства необходимо умело распределять обязанности и виды работ между члена­ми семьи. Даже если разделение труда не приведет к сокра­щению времени работ, то обязательно уменьшит нагрузку. Распределять работы лучше с учетом способностей, здоро­вья, опыта каждого члена семьи.

    Необходимо с самого раннего возраста приучать детей к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой по­суду. С течением времени работы и обязанности усложняют­ся, расширяются и видоизменяются. На детей обязательно должна приходиться часть хозяйственной нагрузки. Рус-

    ский писатель К. М. Симонов (1915-1979) в автобиографии описывал разделение труда в его родительском доме. Он с 6-7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никто и никогда не застилал за ним кровать и не помогал одеваться.

    УРБАНИЗАЦИЯ И БЫТ

    В больших городах множество людей живет в непосред­ственной близости, оставаясь в большинстве своем незнако­мыми друг с другом. Обезличенность многих повседневных контактов в современных городах стала фактом социальной жизни всего современного общества. Те или иные аспекты городского образа жизни характеризуют социальную жизнь современного общества в целом, а не только тех, кто живет в больших городах.

    Урбанизацию следует рассматривать как неоднозначный процесс, в ходе которого происходят многоуровневые, мно­гоаспектные изменения социального, экономического, куль­турного плана. Урбанизация страны характеризуется не только и не столько ростом размеров и численности городов, увеличением числа проживающего в них населения, но прежде всего формированием и все более широким распро­странением городского образа жизни, городской культуры в собственном смысле этого слова.

    Подавляющее большинство российских горожан - это выходцы из села в первом или во втором поколении. Доля горожан в третьем поколении, по примерным оценкам, меньше 20%. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве - около 3%. Эти горожане бы­ли буквально растворены огромным притоком сельских ми­грантов. В малых городах, где проживает более 15% горо­жан, образ жизни населения остается до сих пор близким к сельскому, немалая часть жителей имеет достаточно разви­тое подсобное хозяйство.

    Жизнь в мегаполисах изменяет человека, его восприятие природы и психику. Процесс урбанизации обусловил разру­шение ранее устойчивых традиционных социальных связей и традиционных регулятивных институтов. Это вызывает социально значимые негативные последствия и может ока­заться опасным для будущего человечества. Скученность на­селения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля усугубляются такими факторами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, увеличение количества неблагополучных семей, причаст­ность молодежи к различным формам отклоняющегося по­ведения, рост преступности. Все заметнее проявляются от­чуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия.

    Отсюда вытекают многие современные требования созда­ния благоприятной жизненной среды, подразумевающие: планирование жилой застройки; планирование и размеще­ние промышленных предприятий; доступность природной зоны и легкость контактов с ней; совершенствование форм и методов организации досуга; просветительскую и оздоро­вительную работу; самое главное - управление городом должно осуществляться сильной, компетентной властью.

    Для создания благоприятной жизненной среды определя­ющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Практи­ка развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе уче­та интересов населения.

    ШШ Основные понятия: быт, социально-бытовые интересы, материально-вещественная среда обитания человека, культу­ра бытовых отношений.

    1111 Термины: типы социального объединения и общения, ин­терьер, домашняя работа, домашнее хозяйство, рациональ­ное питание, досуг, урбанизация.

    Проверьте себя

    1) Раскройте содержание понятия «быт». 2) В чем заклю­чается особенность социально-бытовых интересов по сравне­нию с другими социальными интересами человека? 3) По каким основаниям классифицируют социально-бытовые от­ношения? Какие типы выделяют на основе каждого из них? 4) Какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов? 5) Каковы основ­ные составляющие материально-вещественной среды обита­ния человека? 6) Что такое культура бытовых отношений? 7) Как урбанизация влияет на быт?

    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. Сформулируйте несколько правил, в соответствии с ко­
    торыми современный человек сможет рационально органи­
    зовать материально-вещественную среду своего обитания.

    2. Однажды один из американских банков предложил
    своим вкладчикам-мужчинам подсчитать, сколько денег
    экономят их жены для семьи, ведя домашнее хозяйство.
    Выяснилось, что если платить за все, что они делают в ка­
    честве прачек, уборщиц, нянь, кухарок, то, по самым
    скромным расценкам, получилась бы более весомая сумма,
    чем жалованье их мужей. Используя приведенный пример
    и привлекая личный социальный опыт, сделайте несколько
    выводов о значении домашнего труда.

    Выскажите свое мнение по поводу идеи исчезновения ин­дивидуального домашнего хозяйства. Как вы думаете, чем закончилась история ДНБ? Свои предположения обоснуйте.

    6. В 1972 г. на XII Международном семинаре по пробле­
    мам семьи группа социологов заявила, что современные тен­
    денции развития семьи связаны не с равномерным распре­
    делением домашних обязанностей между членами семьи, а
    с полным уничтожением домашнего хозяйства как социаль­
    ного института.

    В то же время современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации се­мейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домаш­ним хозяйством постоянно эволюционирует в сторону боль­шей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить непо­вторимость домашнего очага, его уникальность. При благо­приятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться. Как вы думаете, почему не оправдались ожи­дания социологов?

    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент статьи современной российской писательницы Ларисы Кузнецовой «Тепло домашних пирогов».

    Кухня, отнимающая у женщины время, многое дарит се­мье в целом. Домашний обед, устроенный в воскресенье, со­бирает за столом все семейство, на тарелках лежат всякие вкусности, дети принаряжены, а папа с мамой довольны. Застольная беседа не заменит никаких других бесед. За сто­лом мы не только учим детей, как держать вилку и ножик, но и как держать себя вообще. Ритуал воскресного обеда вы­растает в серьезную педагогическую акцию и в повод для семейной консолидации...

    Мы теперь все профессионалы. Интеллектуалы. По зако­нам какой-то странной иронии налаженность нашего быта порою ставится чуть ли не в обратную зависимость от вы­соты интеллекта. Теперь многие знают, что такое киберне­тика, синхрофазотрон, сверхзвуковые скорости. А вот что молочный суп не надо варить под плотно закрытой крыш­кой, как затеять пироги, испечь блины, чаще знают те, кто в кибернетике как раз плохо разбирается. Наверняка такой крен в сторону интеллекта и профессионализации оправдан требованиями момента и лежит, как говорят, в русле века... Отвращение к домашнему труду, это уж точно, может отра­вить жизнь, если человек этого труда не терпит, а избавить­ся от него не может. Поэтому осмелюсь высказать мысль, что огорчения и трудности в нашей бытовой суете возника­ют не только по объективным, но и по субъективным при­чинам, а также из-за многих неясностей, сомнений и даже теоретических недоговоренностей по поводу того, как же и с какой стороны смотреть на быт.

    Многое в нашей домашней суете постепенно заменяется общественной услугой, но многое и остается - по причинам самым разнообразным. Очевидно, так и будет, пока жива се­мья. Не будем лишний раз твердить: быт - это, знаете ли, ужасно! Это так засасывает! Засасывает плохо организован­ный и плохо продуманный быт, где нет и намека на взаи­мопомощь и кооперацию усилий взрослых и подрастающих членов семьи, где женщина превращена в прислугу. К тому же неумехи и распустехи того и другого пола состоят в боль­шем бытовом рабстве, чем расторопные толковые люди, у которых руки на все годятся.

    Кузнецова Л, Тепло домашних пирогов // Будь счастлив. -

    М., 1990.- С. 272-273.

    Ив Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мысли автора, свя­заны высота интеллекта и налаженность быта? 2) Автор пишет, что «огорчения и трудности в нашей бытовой суете возникают не толь­ко по объективным, но и по субъективным причинам». Приведите несколько примеров, иллюстрирующих эти слова автора. 3) Опира­ясь на текст источника и параграфа, укажите, каким требованиям должен соответствовать быт современного человека.

    Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности - наиболее полная и насыщенная. Она характеризуется определенным укладом, который включает жилище человека, его питание и одежду, досуг и домашнюю работу и т.п.

    В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения.

    Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизвольных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а так же освоении духовных благ, культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом и культурном развитии).

    Российское общество в начале XXI века переживает сложный процесс трансформации, затрагивающей все сферы функционирования общественного организма. В этих условиях пересматриваются устоявшиеся приоритеты повседневности, происходит переосмысление существующих жизненных установок, вследствие чего меняется быт населения. Изучение данного аспекта позволяет оценить материальную и духовную культуру современного общества, проанализировать изменения в жизни людей. Быт играет важную роль для современного человека, так как в его рамках протекает жизнь, происходит формирование форм и путей к реализации потребностей. Этим определяется актуальность исследования указанных проблем в современном российском обществе.

    Организация быта -- сложный и противоречивый процесс. Он осуществляется на основе преобразования всей системы общественных отношений и, в свою очередь, во многом способствует экономическому, социальному и культурному развитию общества. Сегодня общество демонстрирует различные способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает актуальным изучение быта россиян, так как он является частью культуры, которая хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения, общения, составляя тем самым совокупный социально-исторический опыт.

    Бытовые условия имеют большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс -- мотивы поведения людей, межличностная коммуникация в сфере бытовых отношений. Как рационально вести домашнее хозяйство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическая наука. Под влиянием социально-экономических и географических условий у различных народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.



  • Публикации по теме